На поставлении его были митрополит рязанский Стефан, ростовский Димитрий и грек Парфений, м. Лаодикийский, экзарх Фригии. 1051 В бытность свою в Москве, Димитрий был свидетелем многих важных событий. Войска потерпели Нарвское поражение, для литья пушек была отобрана четвертая часть колоколов, 1052 в Москву было прислано злое сочинение Корба о стрелецких казнях, 18 июня был страшный пожар в Москве, когда сгорел Кремль и до 2000 домов; с декабря введено немецкое платье; 1 января 1702 г. праздновали Эрестферскую победу. С другой стороны и в жизни духовенства происходили важные реформы. 16 декабря уничтожен патриарший разряд. В январе 1701 года было указано произвести опись монастырей, не держать лишних бельцов, отобрать бумагу и чернила из келий монахов. В феврале был учрежден монастырский приказ, начальником коего сделан старик астраханский воевода Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. В марте были отданы на откуп оброчные статьи в вотчинах патриарших, архиерейских и монастырских и запрещено было меняться землями с помещиками. В декабре были отняты монастырские вотчины, назначены денежные и хлебные оклады монахам, а остальные доходы должны были поступать в монастырский приказ. 1053 Проповеди, произнесенные святителем за время с февраля 1701 по февраль 1702 г., носят на себе, хотя и очень слабый, отпечаток своевременности. 1054 Во время Шведской войны, тяжелого жития после Нарвского поражения, среди общей тревоги и безденежья, речь Димитрия указывает на необходимость испытаний и труда для будущих успехов и на силу молитвы. Существуют разные псевдополитики, (кальвинисты?), указывающие на то, что все предопределено, и что нечего уже молиться о решенном, но сам Спаситель сказал: просите и дастся вам. Как отец иногда бросает деньги нарочно на землю пред своим детищем, чтобы тот, ища их и найдя, сильнее обрадовался и похвалился пред отцом, так и Бог велит нам снискивать уготованные им дары трудом и молитвою. 1055 Молитва удерживает руки Самого Всесильного, простершего их на отмщение грешников, и кто изочтет силу и действие святой молитвы явленные и являемые на врагов видимых? 1056 Всегда надо молиться, но особенно во время нужды, «во время начинания какого труднаго, каково есть дело воинское: тут надобно силы, надобно сердца, надобно защищения и покрова!» Не одним воинам, но и прочим чинам подобает поднимать руки к Богу, подобно Моисею, «да преодолеют добрии воины стены градов неприятельских, неправедно держимых».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При характеристике нравственно-психологического состояния аскета в конечном периоде его подвижничества, в моменте проявления в его жизни осязательных благодатных плодов его подвига, наиболее часто и обычно встречаются термины: «суббота суббот” и «жатва жатвы“. 1044 Этими терминами «аскетические писатели старались охарактеризовать внутреннее состояние подвижников, свободное не от мысли только о делах житейских, а главное и от движения страстей и работы зла. 1045 Названные термины «характеризуют дух подвижника в конце аскезиса лишь с отрицательной стороны: они говорят только, что в душе аскета тогда не бывает страстей, но что именно представляет из себя душа, этого они не решают; последнее исчерпывается истолкованием видения пророка Иезекииля, которое таким образом, касается положительной стороны нравственного состояния духа подвижнического“. 1046 Общий смысл этого толкования сводится к мысли, что «духовная природа аскета бывает тогда не только чуждой страстей, но еще, по своей чистоте, становится подобной свету солнца. 1047 Такова общая характеристика того «нравственного состояния, которое является следствием подвижничества”. 1048 Но в аскетической литературе даются и более частные черты и более конкретные определения 1049 характеристики подвижнического совершенства. «По отношению к чувству определяющим началом является любовь к Богу”, 1050 отличающаяся особенной интенсивностью, характером горячей ,,пламенности”, 1051 так как объект любви созерцается непосредственно, 1052 а не при помощи каких бы то ни было понятий поскольку эти последние и всякое вообще “посредствующее начало между духом человека и Духом Божественным” 1053 устраняются совершенно. Особенность состояния ,,теоретико-познавательной способности духа человеческого” «святоотеческая аскетика видит» “в отсутствии множественности” и даже «двойственности” мышления, или, говоря положительно, видит ее в том, что тогда предметом нашего ума и притом непосредственным будет единственно и неизменно одно только Божество”. 1054 «Что касается, наконец, воли, то в состоянии святости она определяется предикатом истинной свободы”. 1055

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1030. Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей». 1031. Букв. «воспринять полноту этих вещей». 1032. Термин «песни» (tešbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 1033. Вар. «с молитвенной целью». 1034. Букв. «намерением». 1035. Букв. «склоняется». 1036. Букв. «лишь отдельные " . 1037. Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)». 1038. Или «удерживается от нас». 1039. Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу». 1040. Или «в нас». 1041. Сир. " alma d–qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания. 1042. Букв. «и плавает он, и радуется». 1043. Вар. «из писаний Духа». 1044. Букв. «на тему домостроительства». 1045. Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 1046. Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, к Богу». 1047. Сир. " amtana w–qutta " a. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность). 1048. Букв. «вытаскивает». 1049. Букв. «крестит». 1050. Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)». 1051. Букв. «от чтения своей меры». 1052. Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе. 1053. Букв. «этим целям», или «этим темам», т. е. книгам, написанным на эти темы. 1054. Вар. «с божественным намерением». 1055. Букв. «Средняя вершина уменьшает их». 1056. Букв. «Третья вершина уменьшает». 1057. Букв. «сопутствуют». 1058. Букв. «от простоты своей внешней продвигаются они внутрь». 1059. Букв. «вершине». 1060. Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов». 1061. В псалмопении и молитве. 1062. Ср. авва Исаия. Слово 24,1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение…» 1063. Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена». 1064. Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница». 1065. Букв. «на их пути, который в безмолвии» 1066. Текст настоящей главы переведен нами свободно. Дословный перевод затруднителен.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

1045 Только после знакомства с греческою философиею образовалось чрез Аристовула, Филона и др. между александрийскими и еллинскими иудеями умозрение, которое хотело примирить данное в откровении познание с мирскою мудростью, выросшею на чуждой почве, и при этом насильственно изменяло первое по второй. Сравн. Гфрёрер, Philo и die Alexandr. Theosopie Штуттг. 1831. 2 тома, и Дэне (Dâhne), gesch. Darstellung der jud. Alexand. Religionsphilosophie. Галле. 1834. 2 тома. 1046 Сравн. Г. Фр. Елера, die Grundzüge der Alttestamentl. Weisheit, ein Tùbinger Univ. Programm vom I. 1854.–Об антропологических и психологических представлениях израильтян, сравн. Фр. Делич, System der bibl. Psychologie. Лейпц. 1855. 1049 Раннее развитие геометрии и арифметики у египтян подтверждают Геродот, 11, 109 и Diog. Сицил. 1, 81. Сравн. Вилкинсон, the manners, IV. p. 6. sqq 1050 Геродот (11, 83) рассказывает о египтянах: врачебная наука у них так разделена: каждый врач имеет дело только с одною болезнью, а не со многими, и все наполнено врачами; там есть врачи для глаз, врачи для головы, врачи для зубов, врачи для желудка и врачи для внутренних болезней. Сравн. Генгстенберг, die В. В. Mos. и Aeg. стр. 68 и Вилькинсон, the manners III, p. 389. 1051 Также из различных замечаний, которые Винер (R. W. I. стр. 92) собрал из талмудических писаний, следует только то, что употребление врачей усилилось с течением времени (на что указывает уже Сир.38:1 ), и что врачи употребляли и различные внутренние средства и хорошо знали хирургические приемы. 1054 По Иосифу (de bell. jud. 11, 8, 6) ессеи, отличались естественно историческими и медицинскими познаниями, которые они почерпнули из древних писаний.–Специальные сочинения о библейской медицине (у Винера R. W. Art. Arzneikunst) незначительны. 1055 Подробнее о характере и форме еврейской поэзии см. в моей Lehrb. der hist. Krit. Einleit. in d. A. Test; §107 g. 2 изд., гдт означена и новейшая литература этого предмета. 1056 Потому и различные исследования этого предмета не представляют никакого удовлетворительного объяснения. Между ними по своей основательности достойно уважения представление еврейской музыки в allgem. Geschichte der Musik, том 1 гл. 3 И. H. Форкелля, с указанием многочисленной литературы вопроса стр. 173. Сравн. с этим Винера, R. W. Art. Musik, где поименованы новейшие сочинения, и Г. Шиллинга, Encyklop. der gesammten musikal. Wissenschàften oder Universal-Lexicon der Tonkunst. Штуттг. 1836. Том 3 стр. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

III. В естественных науках израильтяне, кажется, не далеко возвышались над простейшими наблюдениями и эмпирическими познаниями. О Соломоне упоминается, что он говорил о растениях и животных всех видов, следов. занимался естествознанием ( 3Цар.5:13 ). О наблюдении над природою различных, даже чужеземных животных свидетельствуют книга Иова и Притчи Соломона, но так, что из всего этого нельзя вывести какое-либо точное представление об объеме и свойстве этих познаний. – Уже древние израильтяне были знакомы и с наиболее выдающимися созвездиями и их именами ( Иов.9:9; 26:13; 38:31 д.; Ам.5:8 ), но из этого нельзя еще заключать к познаниям в собственном смысле астрономическим, против которых говорит уже несовершенство их календаря. И если упомянутым у Исаии 38:8; 4Цар.20:11 указателем тени должны быть солнечные часы, 1048 то Ахаз, по всей вероятности, получил их из Вавилонии, откуда и еллины заимствовали свой гномон (указатель у солнечных часов) (Герод. 11, 109). – В математике их познания едва ли восходили выше простых, достаточных для обыкновенных потребностей жизни, четырех арифметических способов счисления (сравн. Лев.25:27,50 ), которым они могли научиться в Египте вместе с потребными при разделе земли элементами землемерного искусства. 1049 IV. Судя по частому упоминанию о враче ( Исх.15:26 ; Ис.3:7 ; Иер.8:22 ; Сир.10:11; 38:1 ; Мф.9:12 ; Мк.5:26 ; Лк.4:23 и др.), медициною израильтяне должны были особенно заниматься с древнего времени, и врачи умели лечить ( Исх.21:19 ; 4Цар.8:29 ; Иез.30:21 ) раны и внешние вереда перевязкою, елеем ( Ис.1:6 ; Лк.10:34 ), бальзамом ( Иер.46:11; 51:8 ), пластырями ( 4Цар.20:7 ) и мазями, приготовленными из трав ( Сир.38:8 ). Постановления о проказе показывают, что законодатель был довольно знаком с различными видами сыпей (сравн, § 114). И не только Моисей, но и другие израильтяне были в состоянии усвоить себе различные практические медицинские познания египтян, у которых исстари медицина так была развита, что для различных болезней имела особенных врачей. 1050 Но насколько успевали израильские врачи в этом искусстве, точных сведений нет. Из точных указаний В. и Н. Завета ясно только то, что были попытки к лечению даже внутренних болезней ( 4Цар.16:12 ; Лк.8:43 ), 1051 и что больные часто посещали целительные источники, которыми владела Палестина. 1052 Впрочем, из того, что освидетельствование прокаженного и объявление его чистым предоставляется законом священникам, никоим образом не следует, что священники преимущественно занимались врачебною наукою. 1053 То, что закон предоставляет им, нисколько не касается лечения проказы. – И об употреблении магических средств нельзя представить из Писания никакого доказательства. 1054 Глава вторая – Изящные искусства

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей Руси рано вошли в научный оборот, но их данные о русско-ордынских отношениях сравнительно мало использовались в исторических исследованиях, даже специально посвященных проблемам монголо-татарского ига на Руси и борьбы с ним. Задача настоящей работы – очертить основные вопросы русско-ордынских отношений, получившие отражение в духовных и договорных грамотах и заслуживающие специального изучения с привлечением всех других видов источников. 1 . Выплата дани-выхода, ее размеры, способ раскладки 1043 , порядок сбора 1044 . Следует отметить, что обычно упускается из виду, что 1480 и даже 1502 годы не положили конец платежам (в меньших, может быть, размерах, чем выход в Золотую Орду) со стороны Русского государства Крымскому, Казанскому и Астраханскому ханствам и на содержание служилых татарских царевичей и их слуг. Это были реальные и не такие уж незначительные платежи, а не просто позднейшие подарки-поминки. Их выплата фиксируется в духовной грамоте Ивана III (1504) и договорах его сыновей Василия и Юрия (1504 и 1531) 1045 . В духовных и договорных грамотах отражены разные коллизии среди русских князей по поводу дани: уплата одними выхода, в долг за других, предоставление льгот 1046 . Многократно (начиная с духовной Дмитрия Донского и его последнего договора с Владимиром Серпуховским) высказаны в грамотах надежды на то, что русские князья перестанут платить дань Орде и все собираемые средства тогда останутся у них. При этом в одних случаях речь идет о том, что «переменит Бог Орду» 1047 , а в других (начиная с Василия II, а постоянно – с Ивана III) – что великий князь, через которого шла дань, ее «не даст» 1048 . 2 . Другие повинности в пользу Орды – ям 1049 , обслуживание и содержание татарских послов 1050 . 3 . Штат обслуживания ордынских интересов на Руси – «численные люди» 1051 , «ордынцы» 1052 , «делюи» 1053 . 4 . Опасения (реальные) по поводу возможного захвата русских земель татарами 1054 . 5 . Обязательства оповещать друг друга о замыслах противников, в том числе ордынцев, против одного из договаривающихся князей, когда эти замыслы становятся известны другому («А добра ти нам хотети во всемь, в Орде и на Руси. А что ти слышев о нашем добре или о лисе от крестьянина или от поганина, то ти нам поведати в правду, без примышленья, по целованию, без хитрости») 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разлучение же с Богом есть смерть, и (как) удаление от света есть тьма, (так) и отчуждение от Бога есть лишение благ, какие есть у Него. Посему те, которые через отступничество свое утратили все это, как лишенные всех благ, будут находиться во всяческом мучении не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигнет их, вследствие лишения ими всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому, как (при всегдашнем свете) сами себя ослепившие или ослепленные другими, всегда бывают лишены сладости света, и не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие» 1050 . Этим рассуждением своим св. Ириней, понятно, как вполне объяснял естественность будущих адских мучений, так и совершенно отклонял, всякого рода, возражения со стороны, кажущегося их несогласия с правдой и благостью Божией. Согласно с сим, заметим, учили, также, отцы третьего века св. Ипполит 1051 и св. Киприан 1052 . Только Ориген, руководимый не столько Откровенным учением, сколько своими собственными философскими воззрениями, стал учить противному, чем, как увидим, произвел, в особенности же, впоследствии времени, через своих последователей немало смут в Церкви, и привлек на свое лжеучение строгое церковное осуждение. По Оригену, Бог, при Своей праведности, настолько благ и милостив, что вовсе нельзя думать, чтобы Он, подвергая после Своего суда грешников наказанию, имел при этом в виду одну их мучительную кару, а, отнюдь, не духовно-нравственное их уврачевание или исправление, долженствующее положить собою конец и самому наказанию, – нельзя думать так потому, что и лучшие земные судьи, когда карают за преступление преступника, обыкновенно, присуждают его не к снятию с него головы, а к, такого рода, наказанию, которое бы, следствием своим, имело его исправление, и с достижением чего должно бы покончиться, а Богом, при Его всемогуществе, сколько может быть употреблено таких карательных средств, которые рано или поздно могут привести грешников к их нравственному исправлению 1053 ? С другой стороны, по Оригену , до какой бы степени нравственного низвращения ни дошел грешник, он никогда, а, следовательно, и после всеобщего суда, не может лишиться свободы, составляющей его духовную природу, оставаясь же при своей свободе, способной в каждое мгновение направить его волю к лучшему или худшему 1054 , он, благодаря мучительному действию геенского огня, который есть не что иное, как внутренний огонь, жгущей душу, совести 1055 , рано или поздно может прервать свое прежнее злое направление, и, утвердившись в направлении новом, постепенно все более и более освобождаться от зла и усовершаться в добре, пока, наконец, не достигнет до полной нравственной чистоты и святости 1056 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

«Вникни же, что значат сии две части, представляемые в лице двух женщин (Марфы и Марии), говорит Василий Вел., одна низшая, избравшая для себя служение телесному, впрочем, самое полезное, а другая высшая и более духовная, возшедшая до созерцания таин… Если хочешь соревновать Марии, которая оставила служение телу (дело милосердия), а востекла к созерцанию духовных видений, то искренно приступи к делу, остав тело и сиди у ног Господних. Подражай чему хочешь; будь или служителем бедных, или любителем догматов Христовых…Духовное учение есть первое, а все прочее – второе по нем 1049 ». Это превосходство духовного созерцания над деятельным благочествием решительно указывается и Нилои Синайским с пояснением, что созерцание было состоянием и первозданного человека 1050 . В силу такого именно понимания восточными отцами-аскетами идеала подвижничества, как идеала чисто нравственного, оправдывающая сила подвижничества у них отнюдь не полагается во внешних подвигах, а только во свидетельстве чистой совести. «Предавший сердце свое тому, чтобы искать Бога в благочестии истинно, говорит авва Исаия , не может тотчас возыметь мысль, что благоугоден Богу труд его. Ибо пока обличает его совесть в чем-либо противоестественном, дотоле чужд он свободы. Ибо когда есть обличающий, есть и осуждающий, а где есть осуждение, там нет свободы. Итак, когда молясь увидишь, что совершенно ничего не обличает тебя во зле, тогда можно сказать, что ты свободен и вошел в святой покой Его 1051 ». Эту же самую мысль и почти в таких же словах очень ясно выразили и другие восточные аскеты, напр. Василий Вел. в ответ на вопрос: «как душа несомненно удостоверяется, что Бог отпустил ей грехи? 1052 » и Нил Синайский 1053 . От них же она без сомнения перешла и к преп. Кассиану и нашла у него подробное развитие и раскрытие, какое он дает ей в собеседовании «О конце покаяния» (20-е Соб.). Поскольку внешние подвиги и внешний быт содействуют приобретению этого умиротворения совести и очищению сердца от терния и волчцев 1054 , поскольку они и являются имеющими свое значение и силу и как бы лекарством, а коль скоро они не приводят инока к благим результатам, для которых они предназначены, они признаются лишенными содержания 1055 . Это решительное отрицание восточными аскетами значения в подвижничестве за внешним, помимо отношения его к внутреннему миру инока, служит яснейшим доказательством, что идеал восточной аскетики исключительно нравственного свойства. В этом пункте – в понимании сущности подвижничества и иноческого идеала – преп. Кассиан вполне сходится с восточными отцами и дух учителей и наставников был очевидно вполне усвоен их учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Что касается св. Амвросия, то, по нашему мнению, в области новозаветного экзегезиса он занимает среднее место между Тертуллианом и Иларием. Подобно первому, он уделяет большое внимание исследованию буквального смысла евангельского текста и не выпускает его из виду даже при изложении самых далёких от буквы аллегорий. Но, с другой стороны, подобно Иларию, признаёт важное значение также и за внутренним смыслом, который обозначает то как altior ratio 1049 , то как spiritualis intellectus 1050 ; при этом св. Авмросий всё же допускает, что этот spiritualis intellectus можно открыть почти во всех евангельских местах 1051 . Основание для применения в Евангелии духовного смысла у Амвросия несколько иное, чем у Илария. По-видимому, он исходит из оригенистического взгляда на историческую жизнь Церкви, как на отдельный, хотя и важный момент в историческом развитии человечества. У Оригена в основе этого воззрения лежит платоническое представление, по которому только чистый, освобождённый от всякой внешней оболочки дух может созерцать истину, как она есть, тогда как телесная оболочка земной жизни создаёт для него много препятствий в этом деле; до тех пор, пока человек связан с этой оболочкой, истина в её чистом виде ему недоступна. Поэтому и праведники, пока они живут в этом мире, видят истину только как бы в зеркале и в гадании (per speculum et in aenigmate) 1052 ; теперешняя наша жизнь по сравнению с истиной есть не более, как тень (umbra), и лишь по наступлении полноты времён мы сможем обладать res ipsas coelestes [самими небесными вещами] 1053 . Именно это основание для применения аллегории к Евангелию приводит и св. Амвросий. Так как в настоящей жизни тело служит духу, то и духовное (spiritalia) здесь можно воспринимать только в зеркале и в гадании (per speculum et in aenigmate), и лишь при конце мира мы узнаём истину лицом к лицу (facie ad faciem). Отсюда, umbra Judaeis carnalibus, imago nobis, veritas resurrecturis [тень для иудеев плотяных, образ нам, истина для тех, кто воскреснет] или umbra in Lege, imago in Evangelio [тень в законе, образ в Евангелии] и veritas in judicio [истина на суде] 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Погубив и разорив, – по выражению Кекавмена с. 289], – царство ромеев», Константин IX взялся пополнять опустевшую казну налогами. Тюрьмы оказались забиты должниками фиска, многие церкви и монастыри лишились государственных субсидий (опсония). В целях экономии император сократил стратиотское ополчение и распустил пятидесятитысячное вспомогательное грузинское войско. Последние меры, в условиях эскалации агрессии «варваров», казались всем мыслящим людям преступным неразумием. В 1046 г. византийцы захватили армянское княжество Ани – еще одна стратегическая ошибка василевса, так как исчез «буфер», смягчавший натиск сельджуков на восточные границы. Через два года уже ромейскому стратигу Катакалону Кекавмену пришлось выбивать турецкую конницу из Васпуракана, тогда же турки захватили город Арзен, захватив колоссальную добычу и убив несколько десятков тысяч армян и греков. 18 сентября 1048 г. ромеи взяли запоздалый реванш, разгромив захватчиков при Капетру, и вынудили их на время убраться в Иран. В самом конце правления Мономаха, в 1054 г., сельджуки осадили важную крепость Манцикерт, и лишь выдающаяся стойкость жителей и гарнизона не позволила им овладеть городом. Дела в Европе обстояли отвратительно. Еще в 1042 г. сербским князем Стефаном Воиславом был разгромлен стратиг Диррахия Михаил Аколуф, от империи отложилась Дукла. Через десять лет практически отошла и Зета. Север страны беспрестанно тревожили печенеги. В 1051 г. войскам империи удалось нанести им поражение, но два года спустя тот же Михаил Аколуф был вдребезги разбит кочевниками во Фракии. К концу правления Мономаха набеги печенегов достигали предместий Константинополя. Много нареканий вызывала у народа и духовенства личная жизнь императора. Еще в бытность Константина ссыльным на Лесбосе с ним жила его преданная любовница, знатная женщина из рода Склиров, Мария. Обретя трон, Мономах упросил Зою позволить Склирене вернуться в столицу. Константин по-прежнему крепко любил ее и не смог долго скрывать своей привязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010