30 589 Пошлешь Духа Твоего, и возникнут иные твари, и Ты обновишь лицо земли. 31 590 Да будет слава Господу вовеки! Возрадуется Господь о делах Своих. 32 Взирает Он на землю, и сотрясается она; прикоснется к горам, и дымятся. 33 Воспою Господу во все дни жизни моей; пою Богу моему, доколе я есть. 34 Да будет угодна Ему молитвенная беседа моя, а я возвеселюсь о Господе! 35 Да исчезнут грешники с лица земли и беззаконники, да не будет их! Благослови, душа моя, Господа! Слава: Аллилуиа, 104. 591 1 592 Прославляйте Господа и призывайте имя Его, возвестите народам деяния Его! 2 Воспойте Его и пойте Ему; поведайте чудеса Его! 3 Хвалитесь именем святым Его! Да возрадуется сердце ищущих Господа! 4 Ищите Господа и укрепляйтесь, ищите Его непрестанно! 5 593 Вспоминайте чудеса, сотворенные Им, знамения Его и приговоры уст Его! 6 Потомство Авраама – верные рабы Его, сыны Иакова – избранники Его. 7 Он Господь Бог наш; вершит Он суд по всей земле. 8 594 Вовеки помнит Он завет Свой, слово, что заповедал Он тысячам родов, 9 595 Что завещал Он Аврааму, в чем клятву давал Исааку; 10 И вменил Он клятву Свою Иакову в повеление, Израилю – в завет вечный, 11 596 Говоря: «Тебе дарую землю Ханаанскую, удел и наследие твое!» 12 597 Когда были они еще в малом числе, в малых силах, были пришельцами на той земле, 13 И переходили от племени к племени, от одного царства к другому народу, 14 598 Никому не давал Он их в обиду и обличал царей, угнетателей их: 15 «Не прикасайтесь к помазанникам Моим и пророкам Моим не делайте зла!» 16 599 И призвал Он голод на землю их; всякий хлебный злак истребил. 17 600 Послал перед ними человека; в рабство продан был Иосиф. 18 601 Сдавили оковы ноги его, железо вонзилось в тело его. 19 602 Но вот сбылось толкование его; слово Господне озарило его. 20 603 Послал царь слуг расторгнуть цепи его, властитель народа освободил его. 21 Поставил его правителем дома своего и начальником над всеми владениями своими, 22 Чтоб вразумлял Иосиф вельмож царя, как вразумил его самого, и чтоб старейшин его умудрял.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? и где оставите богатство свое? 4. Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. „День посещения“: это выражение имеет весьма важное значение. Мы встречаем его весьма часто у пророка Иеремии 592 , и всегда с значением горя, наказания, гибели. В ветхом завете оно означает всегда, что правосудие Божие не может оставлять далее без наказания известные деяния. Так мы видели 593 в Быт. 11:5 , что Господь глаголет, видя столпотворение Вавилонское: „Сойдем и смешаем язык их....“ Подобное же выражение мы встречаем в сказании о казни Содома 594 . Значение слова посещение в ветхом завете надо отличать от значения этого слова в новом завете, так как в последнем установлены Богом особые милосердые отношения Его к людям. И действительно „благодать и истина произошли через Иисуса Христа“ 595 . Поэтому в новом завете Господь упрекает Иерусалим в том, что он „не узнал день посещения своего“ ( Лк. 19: 44 )- посещения не гневом, а милостию и бесконечною любовию, – которой спасен мир. На это же указывает и Апостол ( 1Пет. 11:12 ), говоря о язычниках, что они прославят Бога „в день посещения“, очевидно разумея под этим ту минуту, когда язычники припадут к стопам посетившего мир и принесшего в мир благодать и истину. В книге Исаии, как у последующих ветхозаветных пророков, „день посещения“ имеет еще грозный смысл: пророк видит и грядущего в будущем Князя мира, Еммануила, он видит, что Он принесет душевное счастие, – но он не называет еще этого пришествия „посещением“. Остальные мысли стихов 3 и 4 не нуждаются в пояснении, в виду сказанного нами выше, что тяжесть ударов дня посещения именно обрушилась на знатных и богатых, которые все будут ведомы в плен узниками. Угроза, что „рука Господня еще простерта“, повидимому указывает народу, что не одно, а несколько бедствий посетят народ. 5 . О Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

577.  …он уподобится животным, которые погибают (Пс. 48. 13). 578. «Душа не смирится, если не будет лишена хлеба», — сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик. 579.  Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт. 13. 13). 580. Быт. 14. 4. 581. Быт. 14. 10–12. 582. Святому Аврааму, патриарху и пророку. 583. Притч. 12. 15. 584. Святой Димитрий. Летопись. 585. Там же. 586. Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и Патриархи, как, например, подверглись тяжкому телесному наказанию Константинопольский Патриарх святой Флавиан, Римский Папа святой Мартин и другие. 587.  …не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5. 2). 588. Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, ноября в 12 день. 589. Святой Исаак Сирский. Слово 89. «О вреде ревности безрассудной». 590. 2 Цар. 12. 1–14. 591. Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione. 592.  …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34). 593.  Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6. 22, 23). 594. Еф. 4. 26. 595.  При недостатке попечения падает народ (Притч. 11. 14). 596. Ср.: Притч. 31. 4. 597.  Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Притч. 25. 28). 598. Евр. 5. 14. 599. Притч. 24. 3, 4. 600. Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione. 601.  Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1. 22). 602.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 603.  …не дай мне уклониться от заповедей Твоих (Пс. 118. 10). 604.  …научи меня уставам Твоим (Пс. 118. 12). 605.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 606.  …не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 19). 607.  …ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить (Мф. 7. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

590. Epistolae ad Serapionem. Tom. II, pag. 551, 552. 591. Patrologiae Graecae. Tom. XXIX. Contra Evnomium, lib. 5, De Spiritu Sancto, guod non sit creatura pag. 709, 710 и 711, 712; по слич. Quod Spiritus creator est. pag. 713, 714. 592. Четьи-Минеи, 2 января. Житие святого Силвестра папы Римского. Словопрение его с избранными учителями еврейскими об истинной вере. 593. «Благовестник». М., 1850. Толкование на Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 4. 594. Беседа 49, гл. 4. По переводу Московской Духовной Академии 1855 г. 595. Chrisostomi op. omn. Tom. I, pag. 757. Parisiis, 1842. 596.  Это не то, чтобы кто видит Отца, кроме того, Кто есть от Бога: Он видел Отца (Ин. 6. 46). 597. Chrisostomi op. omn. Tom. I, pag. 736. 598.  …Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1 Тим. 6. 15, 16). 599.  В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои (Ис. 6. 1, 2). 600. Chrisostomi opera omnia, pag. 721 и 722. 601.  Бога не видел никто никогда (Ин. 1. 18). 602.  Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1. 18). 603.  Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6. 16). 604. Patrologiae Graecae. Tom. XXVIII. S. Athan. Alex. Archiep. — quest. 28, pag. 614. 605.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 606. Беседа 4, гл. 11. 607. Беседа 4, гл. 13. 608. Беседа 4. гл. 9, 10. 609. Беседа 4, гл. 9, 10. 610. Лев. 4. 5. 611. Пс. 131. 10. 612. 1 Цар. 24. 7. 613.  Выходит дух его, и он возвращается в землю свою (Пс. 145. 4). 614.  …образовавшийся дух человека внутри него (Зах. 12. 1). 615.  Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс. 103. 4). 616.  …восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли (Пс. 47. 8). 617.  …как колеблются от ветра дерева в лесу (Ис. 7. 2). 618.  …огонь и град, снег и туман, бурный ветер (Пс. 148. 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

593. Наставление 11 о молитве. 594.  …жилище Его (Пс. 75, 3). 595. Ин. 14. 27. 596.  Господи! Ты даруешь нам мир! (Ис. 26. 12). 597. Четьи-Минеи, 19 июня. Житие преподобного Паисия Великого. 598.  …ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30. 25). 599. Наставления 3 и 4. О мире душевном и о хранении его. Москва, издание второе 1844 года. 600.  Ибо Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей (Рим. 14. 17–18). 601. Поучение преподобного аввы Дорофея о смирении. 602.  …мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4. 7). 603.  Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28–29). 604. Слово 25, гл. 3 и 27. 605. Слово 48. 606. Слово о думающих оправдаться делами, гл. 35. 607. Слова 25, 28. 608. Преподобный Симеон Новый Богослов называет такое состояние нашего естества раздранием его. Слово 3. 609. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 10. 610. Ср.: Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать (Пс. 100. 4). 611. Лествица. Слово 29, гл. 10. 612. Слово 28, гл. 38. 613. Пс. 103. 20–21. 614. Преподобный Нил Синайский. Главы о молитве, гл. 61. 615.  Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. — [Ср.: Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» (Пс. 125. 1–2)]. В Псалтири повсюду под именем языков разумеются, в таинственном значении, демоны. Тогда подвижник познает избавление свое от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистой молитвой, всегда соединенной с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В процессе воспитания в себе страха Божия усилиям человеческого ума доступно частое держание в сознании библейских мыслей о страшном величии Небесного Бога Отца, Который есть и Любовь, и в то же время нелицеприятный праведный Судия человека, воздающий каждому по делам его 587 . От здравомыслия о святом Боге прямой путь к благоговейному страху пред Ним, открывающим на земле Свои праведные суды и творящим возмездие рабам Своим 588 . В связи с идеей страха Божия библейские писатели ясно начертывают образ божественных действий в мире, возбуждающих богобоязненность в сердце человека. Библейские мысли в Боге есть вместе с тем переживания Бога. 1 Господь всевышний страшен, – читаем в Библии. – Он великий Царь над всею землею 589 , великий силою, судом и полнотою правосудия. Свято и страшно имя Его 590 как Владыки видимой природы и всевышнего Судии людей. Держава и страх у Бога 591 Вседержителя твари. Он... повелевает молниям, сокрытым в дланях Его, кого разить 592 . Его могущества на облаках трепещет вся тварь 593 , Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его 594 . Он призирает на землю, и она трясется... дрожит 595 . В страхе пред лицем Его море бежит и обнажает сушу дна, как при переходе евреев через Чермное море и Иордан, возвращается назад 596 . Если бы Он расторг небеса и сошел, горы растаяли бы от лица Его, как от плавящего огня, как от кипятящего воду 597 . Во время Всемирного потопа Господь потоками рассек землю. Увидевши Его, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои 598 . Грозный в явлениях природы Бог нелицеприятен и страшен в судах над каждым человеком и целыми народами. Яростный грозный вихрь идет от Него... на голову нечестивых 599 , и они не могут выдержать негодования Божия 600 . Очи Его обращены на праведников... но лице Его против делающих беззаконие, чтобы истребить с земли память их 601 . Для них Он огнь поядающий 602 Господь не убоится человеческого лица и не устрашится величия 603 земного. Он Сам страшен более всех богов 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вот как о них говорит пророк: «Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли и из-под небес» 590 . 591 Послушай, как и Давид говорит об этом в псалме: «Ибо все боги народов – демоны, а Господь небеса сотворил» 592 . Итак, когда-то мы пели впустую, но когда пришли к вере и познали Бога, начали «воспевать Того, Кто есть», то есть Бога всемогущего, Творца неба, Создателя земли, Устроителя всего мира и Создателя самого человека 593 , приказавшего Моисею: «Так скажи сынам Израильским: Сущий послал меня к вам " 594 . Ибо Он – Тот, Кто был всегда и Кто пребывает в вечности. Ему по справедливости и по достоинству мы поем «аллилуия», ибо то , что мы существуем, то, что мы живем, происходит не по нашей силе и не по нашей власти, а по Его снисхождению и любви. И этого великого Бога, Который всегда был и есть, мы должны воспевать достойным и приличным для Его хвалы и величия образом: что Он вечен, что Он всемогущ, что Он неизмерим, что Он Творец века сего и Спаситель мира, что Он имел к людям такую любовь, что отдал Своего Сына для спасения века сего, как и Господь Сам говорит в Евангелии: «Так, – говорит Он, – возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» 595 . 2 . Итак, «аллилуия» переводится как «Воспой Того, Кто есть», но также «аллилуия» переводится как «Благослови, Боже, всех нас вкупе». И мы поймем, насколько этот перевод сообразен с верой и спасением, если посмотрим глубже. Итак, когда мы говорим «аллилуия», мы молимся: «Благослови, Боже, всех нас вкупе!» И если мы будем пребывать вкупе в вере, в мире, в согласии, в единодушии, то заслужим и то, чтобы Господь «благословил всех нас вкупе». Ведь и написано так: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» 596 . И в другом месте: «Бог единомысленных вводит в дом» 597 . Таким образом, мы получим благословение от Бога, если будем пребывать «вкупе», то есть в единении веры, в согласии мира, в чувстве любви 598 , как и апостол увещает и наставляет, говоря: «Умоляю вас, братия, чтобы все вы мыслили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Гебраисты, желавшие во что бы то ни стало открыть хотя тень различия в употреблении этих двух синонимов, с большим трудом, при самом тщательном и тонком анализе, могли только заявить, что Бог называется Элогимом, когда священный текст изображает Его в качестве Бога вселенной вообще, и называется Иеговой, когда Он рассматривается как Бог Израилев в особенности, и несмотря на это, они были вынуждены сознаться, что и это общее правило, в сущности ничего не говорящее в пользу рационализма, терпит многочисленные исключения 593 . «Элогим и Иегова», говорит рационалист Фюрст, «безразлично употребляются одно вместо другого как в прозе, так и в поэзии, без какого бы то ни было различия в смысле» 594 . Достаточно открыть Библию, чтобы убедиться в этом. «Знай», говорит Моисей своему народу, «что Господь (Иегова), Бог твой (Элогим), есть Бог (Элогим), Бог верный (Эл») 595 . «Бог богов Господь» (Эл Элогим Иегова), говорит сыны Рувима, Гада и полуколена Манассиина (дважды повторяя «Эл Элогим Иегова»), Он знает (знает в единственном числе), и Израиль да знает» – каковою формулою они торжественно подтверждали истинность своей клятвы» 596 . После этого нельзя уже и желать более решительного доказательства тождественности этих трех божественных имен во время исхода из Египта, так как выражение это находится в одной из древнейших книг Библии. Подобных цитат можно бы привести множество. Но чтобы закончить этот вопрос, мы приведем следующие прекрасные места из псалмопевца: „Храни меня, Боже (Эл), ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу (Иегове): Ты Господь мой (Адонаи). Пойду я к жертвеннику Божию (Элогима), к Богу (Эл) радости и веселия моего И на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой (Элогим, Элогим мой). Восстань, Господи (Иегова), Боже мой (Эл), Вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Зачем нечестивый пренебрегает Бога (Элогим), Говоря в сердце своем: Ты не взыщешь?» 597 . Несмотря на столь ясные доказательства первобытного существования единобожия среди избранного народа, – единобожия, которое нашло столь торжественное провозглашение в Синайском законодательстве, рационалистическая критика продолжает отстаивать свое положение касательно первоначального политеизма евреев, и для подтверждения своей мысли приводит различные доказательства в пользу того, что монотеизм имеет позднейшее происхождение и есть лишь нововведение пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Деян. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. 57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего ( Деян. 7:55–60 ). Так сочетается в писаниях св. Луки – Евангелии и Деяниях Апостолов – труд культурного, язычески образованного писателя, добросовестного исследователя и в то же время сведущего в библейской традиции, уверовавшего ученика, апостола, евангелиста и первого церковного историка. 591 Об этом кратко, а также библиография см.: Мень А., прот. Аргафы.//Библиологический словарь. Т. I. М. 2002. С. 34–5. 592 В Brown R. P. 107–11 говорится о трех фазах формирования Евангелий, которые хронологически соответствуют трем третям I века: 1) Проповедь Самого Иисуса (1-я треть I века); 2) Устная апостольская проповедь (2-я треть); 3) Написание Евангелий (последняя треть). 594 В Малой Азии (Приена, Priene) обнаружена надпись на календаре 9-го года до Р.Х., возвещающая о рождении Августа как радостную весть для всего мира: ?негсеп de t%=ko/sm% tw=n di )au)ton eu)aggeli/wn h(gene/qlioj h(me/ra. tou=qeou==«Рождение бога стало для мира началом радостной вести, которая была провозглашена ради него». – См. Kummel W.G. P. 35. 595 Подобные цитаты можно найти почти исключительно у Исайи, а точнее, в подавляющем большинстве случаев у Девтероисайи, весть которого в условиях заканчивающегося Вавилонского плена действительно звучала как никогда радостно. Это еще одно объяснение (хотя и не единственное), почему Исайю называют ветхозаветным евангелистом. 596 Эта строчка псалма стала прокимном на православной Утрене в праздник Благовещения (то же слово eu)agge/lion, переведенное на славянский язык лишь с другим окончанием, чем «Благовестие») Пресвятой Богордицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

до н.э. С другой стороны то, как Общество Сторожевой Башни применяет эти 70 лет, прямо противоречит пророчеству Иеремии. Оно применяет эти 70 лет только к Иудее, игнорируя тот факт, что пророчество Иеремии относится к периоду подневольного служения многих народов, и в нём не говорится о полном опустошении «без единого жителя» Иерусалима и Иудеи. Следующий текст, говорящий об этих 70 годах, как мы увидим, тоже полностью расходится с толкованием Общества. Б: Иеремия 29:10 В своём письме, посланном из Иерусалима в Вавилон депортированным евреям, Иеремия во второй раз упоминает об этих 70 годах. Но это письмо он послал не только тем евреям, которые были угнаны во время первой депортации в 605 г. до н.э., но также и тем, «которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, – после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники, и кузнецы, ...» ( Иер.29:1–2 ). 7 Такое описание датирует это пророчество временем царствования Седекии (стих 3), а возможно и тем же временем, что и предыдущая глава, то есть 4 годом Седекии, 595/594 г. до н.э. ( Иер.28:1 ) Похоже, что в обеих главах описан один и тот же исторический фон: широкое распространение планов восстания возбуждает надежду на освобождение от вавилонского ига не только в Иудее и в окружающих народах, но и достигает пленников в Вавилоне. Как и в Иудее, среди евреев в Вавилоне тоже появились лжепророки, которые обещали освобождение за короткое время ( Иер.29:8–9 ). Вот что стало причиной того, почему в это время, за несколько лет до разрушения Иерусалима, Иеремия послал письмо к этим пленникам в Вавилон, привлекая их внимание к пророчеству о 70 годах: Иер.29:8–10 «Ибо вот что сказал Иегова воинств, Бог Израилев: «Не позволяйте вашим пророкам, которые среди вас, и тем, кто у вас занимается ворожбой, обманывать вас, и не слушайте вы их снов, которые им снятся. Ибо ложь то, что они вам пророчат именем Моим. Я не посылал их», – таково изречение Иеговы. Ибо вот что сказал Иегова: «В соответствии с исполнением семидесяти лет при [at] Вавилоне, Я обращу Своё внимание к вам, люди, и Я издам Моё доброе слово в отношении вас ради того, чтобы привести вас обратно на это место». (НМ, переведено с англ.) 8

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010