Последние полтора года ознаменовались разрешением ряда принципиальных вопросов в области церковно-государственных отношений. Летом 2009 года Президентом России была поддержана инициатива введения в экспериментальном порядке в школах ряда регионов «Основ религиозных культур и светской этики». Начато созидание института армейских священнослужителей в Вооруженных Силах. Реализация последнего решения предполагает создание в ближайшее время до 200 штатных должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. В большинстве это будут православные священники. Надеюсь, что пока еще не решенные вопросы будут решены в ближайшее время. В Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями проводится работа по подбору кадров на должности штатных военных священнослужителей. Большинство епархиальных военных отделов своевременно подготовило и представило в Синодальный отдел списки кандидатов для назначения на эти должности. Однако некоторые епархии до сих пор указанные списки не представили. Тех, к кому относится данное замечание, прошу без промедления включиться в работу по возрождению института военного духовенства. При подборе кандидатов необходимо учитывать, что работа в войсках, в условиях выполнения учебных и боевых задач, требует профессиональных умений и навыков, самоотверженности и мужества, полной отдачи сил. Сложности в окормлении заключенных На протяжении веков Россия имела прочную традицию духовного попечения о заключенных. К сожалению, существующие в настоящее время правовые нормы не отражают уровень соработничества, достигнутый Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России со времени подписания Соглашения о сотрудничестве в декабре 1999 года. В настоящее время около 1100 православных священников в Российской Федерации посещают учреждения системы исполнения наказаний на временной, а некоторые – и на постоянной основе. Согласно данным 2010 года, в исправительных учреждениях ФСИН существует 471 тюремный храм и 466 молитвенных комнат. Действует 789 православных общин, объединяющих 73 117 осужденных. Организовано 265 воскресных школ, где обучается свыше 11 000 осужденных.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Взаимодействие Синодального Отдела и высших органов управления Вооруженных Сил с религиозными службами зарубежных армий помогает глубже осмыслить роль духовной сферы бытия в жизни военнослужащих, особенно находящихся в " горячих точках " . За вклад в сотрудничество Вооруженных Сил России и Войска Польского ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО в 2004 г. наградил орденом Благоверного князя Даниила Московского военного атташе Республики Польша в РФ генерала бригады Станислава Возьняка. Православный ординарий Войска Польского генерал бригады епископ Мирон (Ходаковский) и Главный военный капеллан вооруженных сил Франции бригадный генерал епископ Патрик Ле Галь за укрепление духовных основ межгосударственного военно-религиозного сотрудничества награждены Патриаршими Грамотами. В наше время в российском законодательстве проведены кардинальные преобразования, в частности, приняты нормативные документы, создавшие юридическую основу для реформы уголовно-исполнительной системы (УИС). Благодаря этому за последние годы, особенно с момента передачи пенитенциарной системы России из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации (сентябрь 1998 года), удалось существенно изменить ситуацию в области обеспечения прав осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Принят ряд основных законов, направленных на создание более гуманных условий содержания заключенных, обеспечение государственной поддержки УИС. Основой для формирования и укрепления отношений с Главным управлением исполнения наказаний является Соглашение о сотрудничестве с Министерством юстиции РФ, благодаря которому практически во всех исправительных учреждениях созданы условия для духовного окормления и просвещения лиц, находящихся в местах лишения свободы. В августе 2003 г. Синодальный Отдел и ГУИН МЮ РФ заключили двустороннее Соглашение, определившее основные направления сотрудничества на современном этапе реформирования УИС. Руководством УИС утвержден состав епархиального духовенства, которому разрешен доступ в пенитенциарные учреждения.

http://sedmitza.ru/lib/text/429559/

– Судьба жены священника меня не пугала. И не потому, что я была еще совсем юной и не догадывалась о тех трудностях, которые могут встретиться на этом пути, а потому, что наши отношения развивались очень гармонично – места для сомнений не оставалось. Я, вообще, не из тех людей, которые примеряют себя к какой-то роли, я просто живу, а все проблемы решаю по мере их возникновения. Матушка Марина училась в педагогическом колледже на вокальном отделении, что помогает ей сегодня заменить собою на богослужениях, если потребуется, целый хор. К сожалению, окончить это учебное заведение ей не пришлось, зато теперь она получает образование в Саратовском государственном университете по специальности религиоведение. У Голощаповых трое детей. Старшему, Серафиму, десять лет, он увлеченный спортсмен. Средний, девятилетний Петр, хочет быть священником, как папа. А младшая, дочь Анастасия, в свои четыре года мечтает стать мамой. – Матушка, вы, наверное, очень редко собираетесь вместе, отдыхаете всей семьей? – Мы с батюшкой с годами просто научились чувствовать друг друга на расстоянии. Видимся реже, чем хотелось бы, но отдельно друг от друга себя не мыслим. После Литургии и встречи со срочниками отец Вячеслав успел провести занятия по спортивной подготовке для детей из воскресной школы, съездить в Вольск освятить новое помещение Содружества солдатских матерей, в котором женщины своими руками сделали ремонт, отслужить заупокойную литию по погибшим солдатам и офицерам... Как вы уже поняли, отцу Вячеславу приходится общаться с разными людьми, и со штатскими, и с военными, но окормление армии – особая страница его священнического служения. Он успел послужить в нескольких воинских храмах; участвуя в 2007 году во Всероссийских сборах военного духовенства, познакомился со священниками, окормляющими приходы Таджикистана, и ездил вместе с ними открывать храм в честь Наврской иконы Божией Матери на территории российской военной базы. – Для меня военнослужащие – это, прежде всего, люди, чья жизнь подразумевает жертвенность, – говорит он. – Большинство из них, так или иначе, прошли горячие точки. И я не знаю ни одного, который, заглянув в лицо смерти, не задумался бы о Боге. Сегодня количество верующих среди военных увеличивается. А моя задача как священника – правильно распределить свое время, чтобы всегда оказываться рядом, когда это нужно, и, главное, совершать Евхаристию. Это таинство учит нас жертвенной любви. И когда воцерковляется человек военный, человек, который постоянно готов оставить все, что имеет, и пойти на смерть, защищая жизни других, то для него служение Родине и служение Богу оказываются неразрывно связанными.

http://religare.ru/2_92766.html

Вопросы пастырского служения в воинских формированиях обсудили в Академии Генерального штаба 26 января 2018 г. 11:03 25 января 2018 года в Военной академии Генерального штаба в Москве в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» состоялась научно-практическая конференция «Духовные основы воинского служения Отечеству: нравственные ценности и патриотическое воспитание». Организаторами форума выступили Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и Академия Генерального штаба ВС РФ. В работе направления приняли участие представители около 90 епархий Русской Православной Церкви — архиереи, капелланы, руководители и сотрудники епархиальных отделов по взаимодействию с Вооруженными силами, представители Управления по работе с верующими военнослужащими МО РФ, видов и родов войск Вооруженных сил Российской Федерации, Академии Генерального штаба, военных вузов, православной общественности. Открывший конференцию генерал-лейтенант Сергей Чварков, заместитель начальника Военной академии Генерального штаба по научной работе, подробно остановился на задачах и значении Вооруженных сил Российской Федерации в современном мире. По словам докладчика, они служат сегодня гарантом стабильности и безопасности в мире. С. Чварков указал на важную роль Русской Православной Церкви в формировании и развитии государства. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов  выступил с докладом «Опыт пастырского служения и духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Проблемы и пути их решения». Участники заседания обсудили вопросы, связанные с развитием института военного духовенства, патриотическим воспитанием военнослужащих, духовной безопасностью, организацией системы пастырского окормления военнослужащих, методами ее совершенствования, профессиональной переподготовкой военных священников в учебных заведениях Минобороны и др. Победа.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5136858.ht...

Надо ли молиться о тех, за кого просят помолиться, а ты их не знаешь? 10.07.2017 07:46:41 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/06/19/21-00.html - Недавно были трехдневные сборы военного духовенства в Твери. Могли бы вы немного рассказать об этом? - Да, спасибо за этот вопрос. Каждый год в конце весны в начале лета проходят традиционные сборы военного духовенства, то есть тех священнослужителей, которые находятся на должностях помощников командиров по работе с верующими военнослужащими в тех частях, которые относятся к министерству обороны. Надо сказать, что этих должностей введено не менее 240, и не на все должности закреплены священнослужители. Почему? Потому что есть регионы, дальше от Москвы, где не хватает пастырей. Конечно, не каждый имеет призвание вести духовную работу среди военнослужащих. Ну, и, наконец, третий момент заключается в том, что в последнее время утверждение священников на этих должностях министерством обороны было приостановлено. Сейчас этот процесс был возобновлен. Это правильно, учитывая, что православие - это вера, на которой создана наша история, культура, литература, живопись, музыка - весь менталитет русского человека неразрывно связан с православием. То есть, соответственно, в воинских частях священнослужители в первую очередь православные. Сейчас эти должности занимают около 150 человек. Но есть регионы, где приняты другие традиционные религии. В частности, если не ошибаюсь, у нас в частях действуют три имама – там, где служит большая часть солдат - мусульман. И есть один буддистский лама, там, где военнослужащие - выходцы из Бурятии, из Тувы. Все они проводят духовную работу. На этих сборах мы могли ознакомиться с положением военного духовенства на сегодняшний день. Какие есть проблемы, какие достижения. Был организован обмен опытом. Нам раздали перечень вопросов. И мы, разделившись на группы, должны были их проработать и дать ответы, чтобы руководство вооруженных сил, опираясь на них, могло и дальше выстраивать процесс духовного окормления защитников Отечества.

http://radonezh.ru/text/nado-li-molitsya...

Митрополит Варшавский и всея Польши Савва: «Присутствие Православия в Польше само по себе является миссией» Москва, 23 января 2007г. 23 января 2007 года в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная вручению премии Фонда единства православных народов. На вопросы журналистов ответили лауреат премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2006 год Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва и президент Фонда В.А .Алексеев, сообщает Официальный сайт Московского Патриархата. В.А.Алексеев рассказал о прошедшей накануне в Москве церемонии награждения лауреатов, отметив, что «очень важно, чтобы голос Церкви был услышан, общественное признание имеет большое значение для Церкви, которая свидетельствует истину Православия». Затем на вопросы журналистов ответил Блаженнейший Митрополит Савва. «Православные составляют лишь 2% населения Польши, мы живем в инославном окружении, и поэтому надо заботиться о каждом верующем; окормляя паству, нам следует уделять внимание каждому человеку в отдельности», - сказал Предстоятель Польской Православной Церкви. По словам Митрополита Саввы, присутствие автокефальной Православной Церкви в Польше само по себе уже является миссией. «Вручение премии - это большая поддержка нашего служения», - подчеркнул Митрополит. Митрополит Савва также рассказал журналистам о численном составе Польской Церкви: на территории Польши проживает 500 тысяч человек, исповедующих Православие, насчитывается 350 приходов и 7 монастырей в шести епархиях, которые окормляются восемью епископами. В Варшаве имеется Православная Духовная семинария и Духовная академия, имеющая статус государственного учебного заведения. Особенностью этой академии является то, что на разных ее факультетах вместе учатся приверженцы Православия, католичества и протестантизма. Кроме того, в Белостоке есть школа псаломщиков, иконописная школы, а в Белостокском государственном университете действует кафедра православного богословия. «В государственных школах Польши в рамках обязательных общеобразовательных предметов преподается Закон Божий, а в настоящее время ведется дискуссия на предмет его включения в программу экзаменов на получение аттестата зрелости», - сказал Владыка. - «В 1991 году в Польше был принят закон, регулирующий отношения Церкви и государства, и в рамках этого закона мы имеем возможность не только преподавания Закона Божия, но и пастырского окормления военнослужащих, заключенных, воспитанников детских домов и так далее. В настоящее время пастырское служение в армии осуществляют 30 священников».

http://pravoslavie.ru/20458.html

И еще несколько слов о принципе, чтобы не мешать Богу. Мы очень часто хотим обратить в веру своих близких сию минуту! Но дело в том, что никто не придет к вере, пока Отец Небесный не откроет ему глаза: мы можем только посеять семена веры, а когда они взойдут – это уже не нам решать! Нужно настроиться на серьезное ожидание. Могут пройти годы, прежде чем человек начнет в храм ходить. Но ваш молитвенный подвиг, терпение непременно будут вознаграждены! Очень часто проповедь делами, образом жизни оказывается более действенной, чем словесная. Недаром апостол Петр говорит: «Так же и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1). Кто будет возражать против походов в храм, если дом будет убран, муж накормлен и дети присмотрены?! С другой стороны, можно понять и мужа, которому нелегко перенести отсутствие жены дома в единственный выходной день! Конечно, есть заповедь о почитании воскресного дня, но при этом и заповедь любви к ближнему никто не отменял! Очень часто за советами в таких неоднозначных жизненных ситуациях верующие обращаются к духовнику. Где и как его обрести? Как найти духовника Если человек стремится расти и укрепляться в своей вере, то ему важно найти для себя духовного наставника – духовника. Сделать это не так-то просто. Человек может жить в районе, где мало храмов и не хватает священников, чтобы можно было в любой момент зайти в храм и поговорить. Но нужно не бояться и искать! А вот спешить с выбором духовника не нужно. Бывает, ко мне подходит человек, которого я первый раз в жизни вижу, и вдруг говорит: «Батюшка, будьте моим духовным отцом!» В этом случае я всегда предлагаю сначала походить ко мне на исповедь, а потом уже решить, насколько мои советы, мое окормление приносит пользу. Процесс поиска духовника непростой: священники, как и другие люди, бывают разные. Кто-то более строгий, кто-то – помягче. Люди с высшим образованием стремятся найти и образованного священника, а военнослужащим хочется, чтобы за плечами у батюшки была служба в армии. Но нужно помнить: притом что к поискам духовника нужно подходить серьезно, духовник – это все же не родная мать или отец, которые даются один раз на всю жизнь. Обстоятельства бывают разные. Если вдруг вы чувствуете, что у вас с духовником не складываются отношения, или вы куда-то переезжаете, то возможно, хотя и нежелательно, попробовать поискать другого священника. Духовник – это ваш наставник, духовный руководитель, но это даже не ваш крестный, с которым у вас в момент крещения появляется духовное родство. Обряда установления духовника не существует: человек сам выбирает, к какому ему священнику ходить.

http://pravmir.ru/veryu-ne-veryat/

Новости Представители ФЕОР и ЦДУМ заявили о поддержке инициатив РПЦ о священниках в армии 26.12.2006 11:24 Москва, 25 декабря, Благовест-инфо . О необходимости консолидировать усилия, направленные на создание возможностей для духовного окормления военнослужащих, заявили 25 января на совместной пресс-конференции в «Интерфаксе» представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Аарон Гуревич и полномочный представитель Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Растам Валеев. Религиозные деятели сказали, что от имени своих организаций поддерживают «своевременность активизации» Русской Православной Церкви (РПЦ), связанной со служением в войсках и на флоте. Ситуация в современной российской армии «нуждается в экстренном лечении», считает раввин А. Гуревич, и, пока не настало время «хирургов», надо заниматься ею «терапевтически». В этом плане религиозные организации, будучи частью гражданского общества, тоже должны поучаствовать в решении проблем армии. Наилучшим инструментом такой работы, по мнению участников пресс-конференции, станет Межрелигиозный совет при Министерстве обороны, в который готовы войти представители четырех «традиционных» религий России. При этом роль «локомотива», по словам Гуревича, – за РПЦ и ее Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, который уже мобилизовал более 2 тыс. священников для работы в армии и на флоте. Видимо, вдохновившись примером РПЦ, ФЕОР тоже создала менее двух месяцев назад свой Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, МЧС и МВД, который возглавил раввин Гуревич. По его словам, первая задача, которая могла бы стоять перед «военным» межрелигиозным органом, – это введение должности «военного раввина или военного имама» при каждом военном округе. Эти религиозные деятели должны быть наделены определенными полномочиями, иметь соответствующий статус во взаимоотношениях с командованием округа, координировать работу раввинов и имамов по окормлению воинов на местах. Растам Валеев добавил, что надо создать условия для более тесного взаимодействия религиозных организаций с Главным управлением воспитательной работы (ГУВР) Минобороны: «Это беда, когда воспитатели в войсках не могут отличить суннитов от шиитов – для них есть только или российский мусульманин, или террорист». По мнению представителя ЦДУМ, нужно срочно позаботиться о подготовке офицеров «на завтра», которые могли бы грамотно строить работу с верующими разных религий.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Внештатных! Дело не только в том, что 240 священников на Россию – капля в море. Сейчас всего 19 военных священников получают жалованье (из них шестеро служат на наших военных базах за рубежом). У меня есть около тридцати друзей-священников, которые не раз бывали в горячих точках, окормляя военнослужащих, – почти никто из них на должность штатного священника не пойдет. Потому что социальный пакет, предлагаемый Министерством обороны, пока пуст. Кроме того, в первичном звене – бригадах и дивизиях – священников только начинают назначать, а уже полтора года назад при Минобороны была создана прослойка между рулем и сиденьем под названием " Управление по работе с верующими военнослужащими " – аналог Госкомитета по делам религии в СССР по контролю за батюшками. Это управление, в котором большинство сотрудников – вчерашние замполиты, уже наштамповало и разослало множество должностных инструкций, и, если священнику все их исполнять, можно увязнуть в отчетах. Вот и представьте, что батюшка должен окормлять от трех до семи тысяч военнослужащих (это без членов их семей) и успевать писать отчеты по всем инструкциям. И все это за смехотворное жалованье, которое, даже если его повысят, как обещал недавно президент, не позволит содержать храм, клирос и семью священника (часто – многодетную). – Может быть, целесообразнее назначать на эти должности монахов? Они не обременены заботой о семье. – Я знаю единицы монашествующих, которые занимаются окормлением военнослужащих. Большинство из них если и приходят к военнослужащим, то только на разовые мероприятия. Реальность такова: человек уходит из мира, чтобы жить среди себе подобных. А общаться постоянно с теми, кто регламентирует свою жизнь не церковным, а воинским уставом, слушать армейские шутки многим кажется соблазнительным и обременительным. И не только монахам. За 14 лет работы в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами я побывал примерно в четырехстах воинских частях. Не буду называть конкретные епархии, но, поверьте мне, очень часто " окормление " армии ограничивается приездами священников на показные мероприятия.

http://religare.ru/2_92728.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Чувствуешь страх — начинай молиться ОПЫТ СЛУЖЕНИЯ ВОЕННОГО СВЯЩЕННИКА В ЗОНЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ 18.02.2023 736 Время на чтение 16 минут Протоиерей Святослав Чурканов За плечами у руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского Железногорской епархии протоиерея Святослава Чурканова богатый опыт пастырского служения на передовой. Он исполнял свой священнический долг в боевых подразделениях Российской армии во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне в 1994 году, с 2016 года не раз бывал в Донецке с гуманитарной помощью, духовно поддерживая ополчение. С началом спецоперации на Украине регулярно совершает командировки в зону СВО, окормляя российских военнослужащих. Седьмого января 2023 года за мужественное несение пастырского служения в военных условиях протоиерей Святослав Чурканов был награжден медалью ордена святого благоверного князя Димитрия Донского. О служении в боевых условиях, мерах безопасности и о том, как священнику завоевать авторитет у бойцов и командования, отец Святослав рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-bepcuя . Штатники, внештатники и самочинцы — Ваше Высокопреподобие, достаточно ли сегодня священников для окормления Российской армии в зоне специальной военной операции и в каких подразделениях служите вы? — В настоящее время наших военнослужащих в зоне СВО окормляет около 35–40 священников. Это капля в море, учитывая, что только мобилизованных у нас 300 тысяч человек. А я, по поручению руководителя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерея Олега Овчарова, в основном окормляю военнослужащих Росгвардии: это ОМОН, СОБР отряды специального назначения. Также в сфере моей пастырской ответственности находятся и все близлежащие подразделения в зоне военного конфликта. Сейчас система работы военного духовенства в боевых условиях только выстраивается, в том числе на основе опыта наших командировок в зону СВО. Хочу подчерк­нуть, что в расположении военных частей на законных основаниях могут служить только штатные и внештатные военные священники. У штатных контракт с Министерством обороны, и они состоят в штате военного подразделения на должностях помощников командиров по работе с военнослужащими. Внештатные, к которым отношусь и я, командируются от Управления делами Московской Патриархии и Синодального отдела.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/18/chuvst...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010