Иерей Димитрий Мягков, настоятель госпитального храма в честь Луки Войно-Ясенецкого. Ростовская-На-Дону епархия. Фото Марии Гиченко ЖМП 4 апрель 2023 /  25 апреля 2023 г. 15:30 Душепопечение в военных госпиталях НОВАЯ СТРАНИЦА БОЛЬНИЧНОГО СЛУЖЕНИЯ С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии».   PDF-bepcuя.    «Отче наш» Специальная военная операция на Украине постепенно выявляет все большую потребность военных госпиталей в священниках, сестрах милосердия и волонтерах. Сами врачи признают, что ту духовную поддержку, которую оказывает духовенство раненым военнослужащим, ничем другим восполнить нельзя. Можно сделать человеку сложную операцию, но даже лучшие медикаменты будут бессильны, если больной в унынии и у него нет желания исцелиться. Неслучайно еще знаменитый русский врач Н. И. Пирогов говорил, что оптимистичный и бодрый настрой очень влияет на выздоровление солдата. У медицины, как известно, нет средств воздействовать на внутренний настрой человека. Вылечить душу способна только Божия благодать. Между тем пастыри отмечают, что и до спец­операции на Украине, и в самом ее начале отношение военнослужащих к духовенству в госпиталях не везде было благожелательным — в некоторых учреждениях оно колебалось от недоверчиво-настороженного до полного отторжения. В частности, с этим столкнулся клирик воронежского храма в честь Рождества Христова иерей Артемий Азовский, когда на Крещение Господне некоторые русские военнослужащие, находившиеся в палатах воронежского госпиталя, просили не кропить их святой водой и отворачивались к стене. На молебен в госпитальном клубе в самом начале СВО собирался, по его словам, в основном медперсонал и очень редко — один-два бойца.  

http://e-vestnik.ru/analytics/dushepopec...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > О неприятной статистике Ситуацию с уменьшением числа верующих, посетивших Рождественскую службу, может исправить повторение патриотической позиции Патриархов Сергия и Алексия Первого в Великую Отечественную войну Кирилл Фролов   14:35 09.01.2024 1133 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора МВД опубликовало статистические данные, согласно которым, Рождественские богослужения посетило на 1 миллион человек меньше, чем обычно. Что случилось? Может, это заказной антицерковный соцопрос? Но МВД – не «Левада-центр», впрочем, всякое может быть, поэтому встреча Святейшего Патриарха с В. Колокольцевым и введение института военных священников в МВД и Росгвардии, безусловно, необходимы. Есть банальная причина – мороз и далеко не везде есть храмы шаговой доступности, даже в Москве эта проблема решена лишь частично. Поэтому в мороз не все, особенно те, у кого нет автомобиля, могли дойти до храма. Но дело не только в морозе. На нововоссоединенных территориях, в первую очередь, на Донбассе, люди не ходят в церковь по причине проукраинской позиции руководства Донецкой и особенно Северодонецкой епархий. Вот что мне написал священник, окормляющих бойцов в зоне СВО: «В октябре прошлого года мы устраивали детский праздник в Стаханове, и туда пришел местный батюшка Николай с детками. Мы разговорились, и я посетовал, что местные священники мало участвуют в окормлении военнослужащих на линии фронта. И отец Николай сказал, что с этим здесь не просто. Местная церковная иерархия на Донбассе, особенно на освобожденных территориях, занимает проукраинскую позицию, хотя внешне может и не заявлять об этом. Многие епископы надеются на то, что киевская власть ещё вернется. Так Северодонецкий митрополит Никодим затягивает с переводом храмов епархии на российскую регистрацию, и это в канун зимы, когда храмы могут попросту остаться без отопления.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/o_...

Добрые вести Православия: вторая половина марта 2008 г. Добрые вести последних недель пришли из России, Болгарии и из таких стран, откуда они приходят нечасто, – Катара, Таджикистана, Казахстана, Армении, Чехии, Австралии. Новости касаются успехов в сфере образования, социального служения, а также духовного окормления православных, проживающих в иноверном и инославном окружении. В казахском конкурсе документального кино победил православный фильм Подведены итоги Всеказахстанского конкурса короткометражных документальных фильмов «Народ и земля Казахстана». Первое место занял фильм Елены Кавардаковой «Вера», который рассказывает о жизни многодетной семьи православных христиан – прихожан одного из храмов Астанайской епархии Русской Православной Церкви. Тема веры в Бога и самоотверженной жизни по Его заповедям оказалась близкой жюри конкурса – людям разных национальностей, возрастов и религиозных убеждений. Теперь Елена Кавардакова работает над новым фильмом – о святых местах Алма-Атинской области . В полковом храме российской военной базы в Таджикистане совершена первая литургия Алексей Завизьон Алексей Завизьон В храме Иверской иконы Божией Матери, построенном на территории 201-й мотострелковой военной базы Приволжско-Уральского военного округа (ПурВО) в Душанбе, совершена первая Божественная литургия. Для ее совершения из Саратовской области прибыл настоятель гарнизонного Свято-Никольского храма Вячеслав Голощапов. За богослужением около ста воинов причастились святых Христовых таин. Более двадцати человек приняли таинство крещения. Строительство православного храма началось год назад по инициативе командира базы генерал-майора Алексея Завизьона. Храм был возведен на пожертвования самих военнослужащих . В Армении будет восстановлен русский православный храм, разрушенный 90 лет назад турками В Армении близ города Гюмри начато восстановление русского храма во имя святой мученицы Александры, который был разрушен в 1918 году во время вторжения турецких войск. Последние русские солдаты, оборонявшие этот участок Закавказского фронта, заперлись в храме, где их заживо сожгли турецкие оккупанты. Вместе с русскими воинами погиб и последний настоятель этой церкви полковой священник Матфей Миронов.

http://pravoslavie.ru/5078.html

Епископ Плесецкий Александр вручает награды военнослужащим космодрома " Плесецк " ЖМП 10 октябрь 2019 /  23 октября 2019 г. 14:44 Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр: Добрые дела должны быть наполнены духовным смыслом Приобщение детей и молодежи к православной вере в новых духовно-культурных центрах, организация эффективной просветительской работы духовенства с военнослужащими космодрома «Плесецк» и сохранение шедевров деревянного зодчества и древних монастырей Русского Севера. Это далеко не весь список проблем, которые приходится решать епископу Плесецкому и Каргопольскому Александру. Как найти подход к пассивным атеистам и почему лучше переносить храмы, чем их реставрировать в заброшенных деревнях, правящий архиерей объяснил в интервью «Журналу Московской Патриархии».    PDF-bepcuя. — Ваше Преосвященство, более двух лет вы возглавляете Плесецкую епархию. Каковы главные особенности вашего служения на этой земле?   — Кафедральные соборы нашей епархии расположены в городе Мирном, где находится космодром «Плесецк», и в поселке городского типа Плесецк (в 4 км от Мирного). Учитывая, что Мирный — закрытый город и без специального пропуска в него не попасть, епархиальное управление мы разместили в Плесецке. Но кафедральные храмы есть и в Мирном — в честь святого Архистратига Божиего Михаила, и в Плесецке — в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Отмечу, космодром — это не только географический центр епархии. Духовное окормление его военнослужащих — предмет особой заботы, и моей, и епархиальных служб. При этом приходится учитывать, что образовательный уровень у солдат и офицеров, как правило, разный. Но главная проблема тут в другом. Несмотря на то что на космодроме есть священник (помощник начальника космодрома по работе с верующими военнослужащими), в распорядке дня, утвержденном Министерством обороны, не предусмотрено времени для участия военнослужащих в Божественной литургии и общения с духовенством.   С проведением духовных бесед с солдатами и офицерами проще, их можно организовать в часы каких-то информационных меропри­ятий. А с Литургией сложнее. Ведь в отличие от верующих других конфессий, православному человеку, кроме частной молитвы, важно участ­вовать и в Таинствах, которые совершаются во время совместного богослужения. Может быть, необязательно в храме, но обязательно во время богослужения. C устного разрешения командования мы пока вынуждены проводить Литургию до подъема, жертвуя сном военнослужащих. Военнослужащие могут посетить вечернее богослужение накануне, как правило, исповедуются они как раз вечером. Но это тоже не специально отведенное время. Так что это достаточно острая и актуальная проблема, с которой я столкнулся, знакомясь с жизнью воинского состава на космодроме.  

http://e-vestnik.ru/church/episkop_plese...

Закрыть itemscope itemtype="" > Документ сырой, непроработанный и нуждающийся в правке Протоиерей Михаил Васильев о проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» 20.02.2020 1274 Время на чтение 6 минут В центре общественного внимания в февральские дни оказалась тема с предполагаемым отказом Русской Православной Церкви от освящения оружия массового поражения. Такая мера предусмотрена в проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», который был вынесен на общецерковное обсуждение. Своим мнением по этому поводу с РИА Новости поделился настоятель храма Великомученицы Варвары - Патриаршего подворья при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковном поселке Власиха протоиерей Михаил Васильев. «Я более 20 лет возглавляю Патриаршее подворье, специально учрежденное при штабе Ракетных войск стратегического назначения. Занимаясь как работой по непосредственному окормлению стратегических ракетчиков, так и координацией этой работы в рамках духовенства разных епархий Русской Православной Церкви, я лишь отмечаю очередной поворот в мироощущении тех людей, которые управляют нашей Церковью», - отметил о. Михаил. «В самой преамбуле документа, как вы знаете, - продолжил он, - отражено то, как Церковь во все века относилась к работе с военнослужащими. Там приводится масса исторических примеров, и я бы дерзнул дополнить их и многочисленными примерами освящения в Византии военных кораблей, в том числе, - вооруженных оружием массового поражения того времени, каковым был, если вспомните из истории, например, греческий огонь. Вот эти сифоны, которые были и ручные, индивидуальные, и также устанавливались на крепости и корабли, - этот огонь, как известно, горел даже в воде, его нельзя было потушить традиционными средствами. Этот огонь в сифонах на кораблях – кому интересно, погуглите или посмотрите в экспозиции военного музея Афин – распространялся до двухсот метров, летела смертельно опасная огненная струя».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/20/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви одобрил ряд важных проектов документов 31.05.2021 699 Время на чтение 3 минуты Пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, который 26–28 мая проходил в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в третий, завершающий день своей работы, после обсуждения и внесения поправок одобрил проекты документов «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» и «О светской трудовой деятельности священнослужителей», сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. В проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» говорится, что Русская Православная Церковь, безусловно признавая войну злом, не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях в случае, если речь идет о защите Отечества и ближних или о восстановлении попранной справедливости. В проекте документа констатируется, что молитва о воинах является устойчивой церковной практикой. Через совершение особых молитвенных последований для благословения православных христиан на исполнение ими воинского долга Церковь выражает свое пастырское попечение о воинах, которые при несении службы особо нуждаются в духовном окормлении и поддержке. Еще большее значение такая поддержка приобретает в период участия военнослужащих в вооруженных конфликтах. Проект документа признает возможным и желательным включение в литургическую практику Русской Православной Церкви чинопоследований, относящихся к различным событиям воинской службы. Соответствующие молитвенные последования поручается разработать Синодальной богослужебной комиссии. Во втором проекте документа, одобренном в последний день своей работы Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви, — «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» подчеркивается, что аборт на любом сроке беременности является лишением жизни человека, а научные эксперименты с эмбрионами и их уничтожение недопустимы.

http://ruskline.ru/politnews/2021/05/31/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни 28.10.2019 493 Время на чтение 13 минут Источник: сайт Архангельской епархии Приобщение детей и молодежи к православной вере в новых духовно-культурных центрах, организация эффективной просветительской работы духовенства с военнослужащими космодрома «Плесецк» и сохранение шедевров деревянного зодчества и древних монастырей Русского Севера. Это далеко не весь список проблем, которые приходится решать епископу Плесецкому и Каргопольскому Александру. Как найти подход к пассивным атеистам и почему лучше переносить храмы, чем их реставрировать в заброшенных деревнях, правящий архиерей объяснил в интервью «Журналу Московской Патриархии» 10, октябрь 2019). — Ваше Преосвященство, более двух лет вы возглавляете Плесецкую епархию. Каковы главные особенности вашего служения на этой земле? — Кафедральные соборы нашей епархии расположены в городе Мирном, где находится космодром «Плесецк», и в поселке городского типа Плесецк (в 4 км от Мирного). Учитывая, что Мирный — закрытый город и без специального пропуска в него не попасть, епархиальное управление мы разместили в Плесецке. Но кафедральные храмы есть и в Мирном — в честь святого Архистратига Божиего Михаила, и в Плесецке — в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Отмечу, космодром — это не только географический центр епархии. Духовное окормление его военнослужащих — предмет особой заботы, и моей, и епархиальных служб. При этом приходится учитывать, что образовательный уровень у солдат и офицеров, как правило, разный. Но главная проблема тут в другом. Несмотря на то что на космодроме есть священник (помощник начальника космодрома по работе с верующими военнослужащими), в распорядке дня, утвержденном Министерством обороны, не предусмотрено времени для участия военнослужащих в Божественной литургии и общения с духовенством. С проведением духовных бесед с солдатами и офицерами проще, их можно организовать в часы каких-то информационных мероприятий. А с Литургией сложнее. Ведь в отличие от верующих других конфессий, православному человеку, кроме частной молитвы, важно участвовать и в Таинствах, которые совершаются во время совместного богослужения. Может быть, необязательно в храме, но обязательно во время богослужения. C устного разрешения командования мы пока вынуждены проводить Литургию до подъема, жертвуя сном военнослужащих. Военнослужащие могут посетить вечернее богослужение накануне, как правило, исповедуются они как раз вечером. Но это тоже не специально отведенное время. Так что это достаточно острая и актуальная проблема, с которой я столкнулся, знакомясь с жизнью воинского состава на космодроме.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/28/episko...

Протоиерей Евфимий Козловцев с супругой и детьми 28 ноября 2022 г. 17:30 Протоиерей Евфимий Козловцев 14.04.1969–25.09.2022 25 сентября 2022 года в зоне специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине при исполнении пастырских обязанностей по духовному окормлению военнослужащих казачьей бригады «Дон» на 54-м году жизни погиб клирик Шадринской епархии настоятель храма Вознесения Господня села Красномыльское Курганской области протоиерей Евфимий Козловцев.  PDF-bepcuя. Протоиерей Евфимий Козловцев (при рождении родители дали ему имя Евгений) родился 14 апреля 1969 года в г. Кувандык Оренбургской области в многодетной семье. После окончания средней школы получил специальность электрика в Профессиональном лицее 42, затем два года служил в пограничных войсках в Прибалтике. В 1990 году Евгений женился, вместе с супругой Натальей жил в Москве, семья успешно занималась предпринимательством. Среди их компаньонов было промышленное предприятие в городе Далматово Курганской области. Однажды, приехав сюда по рабочим делам, Евгений попал на поднятие мощей преподобного Далмата Исетского в часовне-усыпальнице при Скорбященской церкви мужского монастыря, после чего подружился с насельниками обители. Это событие перевернуло его мировосприятие, скоро он принял Святое Крещение, а за ним и его супруга. День рождения Евгения приходился на день памяти преподобного Евфимия Суздальского, поэтому в таинстве Крещения будущий священник принял имя этого святого. Вскоре супруги обвенчались. Таинство совершил настоятель Никольского храма в селе Боровском Катайского района иерей Александр Никулин, ставший духовником их семьи. От него Евфимий в тот день и услышал, что ему надо подумать о священстве. Молодой человек удивился, но спорить не стал. Прошло около пяти лет, пока Евфимий воцерковлялся под руководством духовника, после чего он оставил свой бизнес. В 1998 году состоялась его священническая хиротония с назначением настоятелем на приход Всемилостивого Спаса в Катайске.

http://e-vestnik.ru/db/protoierey_evfimi...

Священник Анатолий Григорьев 28 ноября 2022 г. 17:00 Иерей Анатолий Григорьев 23.03.1977–09.09.2022 9 сентября 2022 года в зоне специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине при исполнении пастырских обязанностей по окормлению военнослужащих татарстанского батальона «Алга» на 46-м году жизни погиб клирик Казанской епархии настоятель храма Богоявления Господня в селе Исаково (Зеленодольский район, Республика Татарстан) иерей Анатолий Григорьев.  PDF-bepcuя . Священник Анатолий Анатольевич Григорьев родился 23 марта 1977 года в деревне Албахино Красноармейского района Чувашской АССР. В 1992 году окончил общеобразовательную школу. В 1992–1995 годах учился в специальном профессиональном училище 22 г. Канаш, где получил специальность «тракторист-машинист». В 1995–1998 годах служил в Вооруженных Силах РФ в войсках морской пехоты в г. Севастополе. С 2013 по 2017 год учился в Казанской духовной семинарии. В конце 1998 года Анатолий приехал в Казань, чтобы помочь в восстановлении храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 2001 году он женился, был рукоположен в сан диакона и приписан к этому же храму. Через два года состоялась его священническая хиротония, после чего он стал настоятелем Богоявленского храма села Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан.  Первоочередной задачей молодого священника стало создание общины и восстановление храма. И хотя для этого необходимо было много физических сил и материальных затрат, а у жителей села возрождение святыни отнюдь не стояло на первом месте, пастырь не унывал. Он начал с самого главного — возобновления богослужебной жизни. И пусть в холодное время причащать людей иногда приходилось в перчатках, потому что руки примерзали к Чаше, казалось, эти трудности только заряжали его энергией.  Девиз пастыря «держаться и не сдаваться» хорошо усвоили и его духовные чада. Постепенно в Богоявленском храме сложилась дружная приходская община, которую составили не только местные жители, но и приезжие из других сел, из Казани, военные — бывшие сослуживцы настоятеля и, конечно, молодежь, которая тянулась к инициативному священнику и доверяла ему на исповеди сокровенные тайны своей души.

http://e-vestnik.ru/db/ierey_anatoliy_gr...

Сегодня Церковь вновь способствует объединению усилий в служении народу. Общими трудами священнослужителей и сотрудников правоохранительных учреждений создаются условия для духовного окормления милиционеров и членов их семей, что оказывает весьма благотворное воздействие на укрепление их веры и традиционных нравственных устоев. Руководство силовых министерств все более убеждается в том, что пастырская деятельность православного духовенства среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, помогая предотвратить или минимизировать существующие негативные моменты. Сейчас во многих воинских и правоохранительных коллективах имеются часовни, молельные комнаты и даже стационарные храмы, где проводятся беседы, совершаются Богослужения, Таинства Исповеди и Крещения. Сотрудничество Министерства внутренних дел Российской Федерации с Русской Православной Церковью позволяет эффективно использовать духовный потенциал, которым обладает Православие, для защиты нашего культурного наследия, наших исторических традиций. Это, несомненно, способствует укреплению стабильности, преодолению угрозы духовной деградации граждан, снижению уровня преступности в стране. Постоянно напоминать человеку о его высоком призвании, его ответственности перед Богом и ближними — важнейшая задача Церкви, и это напоминание оберегает сограждан, особенно молодежь, от опасности совершения поступков, чреватых драматичными последствиями. — Сейчас, как известно, на повестке дня стоит введение в Вооруженных Силах института военных священников. Чем обусловлена такая постановка вопроса? Что уже удалось сделать в этом направлении? На каких принципах будет строиться вся работа? Коснется ли она внутренних войск и других подразделений правоохранительных органов? — Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины. Более того, полноценная жизнь человека в армии немыслима без реализации религиозной свободы, гарантированной Конституцией России. К сожалению, до сих пор не разработан реальный правовой механизм обеспечения этой свободы для верующих людей, несущих военную службу. Необходимость специальных законодательных решений вытекает из того факта, что в воинских частях существует особый режим, ограничивающий военнослужащих в получении духовного попечения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204121...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010