4) О сочинении студента Беляева Михаила на тему: «Апокрифические элементы в народной русской словесности». а) Исправляющего должность доцента Н.Л. Туницкого: «Покойный А. Н. Веселовский часто говорил о суггестивности художественных образов. Если можно применить понятие суггестивности к великим научным системам и трудам, то научное творчество А. Н. Веселовского должно быть признано суггестивным по преимуществу: под его живым влиянием разрослась целая школа ученых тружеников, исследующих сравнительным методом русскую литературу и народную словесность. —90— На прекрасном сочинении г. Беляева можно наблюдать, как плодотворно этим могущественным научным движением возбужден и направлен молодой талант автора. Г. Беляев вдохновлен Веселовским, весь проникся его взглядами на процесс литературного развития, орудует его методом, даже его стиль сложился под влиянием живой и меткой фразеологии великого ученого. Рядом с Веселовским перед ним стоит лишь Потебня, оригинальные взгляды которого на развитие словесности автор мастерски связал с системой Веселовского. Взятая г. Беляевым тема была рассчитана и на более узкие рамки выполнения, и на более скромные размеры труда. Ею требовалось простое сличение русской народной словесности с апокрифической литературой в интересах соответствующих обобщений. Но автор не пожелал воспользоваться ни народной словесностью, ни апокрифической литературой, как готовыми данными для сопоставления. Он предварительно, на основании всестороннего изучения взглядов Веселовского и Потебни, представил целостную картину развития словесного творчества и уяснил исторические и психологические основы перехода апокрифа в народную словесность. Это составило первую (вводную) главу сочинения. В последующих главах автор вскрывает апокрифические сюжеты в стихе о Голубиной книге (2 гл.), производит любопытные сближения апокрифов с заговорами и другими видами народного творчества на основе «закона прототипов» (3 гл.), рассматривает самые «прототипы мира» (4 гл.), устанавливает, целым рядом широких сравнений, зависимость народной словесности от апокрифов в сказаниях о посещении неба (5 гл.), в легендах о миротворении (6 гл.), в мотивах мировой борьбы Бога и сатаны (7 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таково наказание от Бога, потому что Бог всесилен и премудр». Этот стих был известен при Омаре, который ввел его в закон, но не внес в Коран 167 . Особенным значением в теории отменения пользуется гл. 9, стих 5, читающийся так: «По окончании священных месяцев, убивайте многобожников везде, где найдете их, берите их в плен, подкарауливайте их во всякой засаде. Но если они обратятся, если станут совершать молитву и подавать милостыни, то оставьте их в покое, потому что Бог терпелив и милосерд». Этот стих имеет у мусульман особое значение, как отменивший многие стихи Корана, и носит даже особое название «Стих меча», подобно тому, как 256 стих 2–й главы известен под именем «Стих Престола Божия». «Стих меча» отменяет: а) 2 гл. 186 – 187 ст., в которых заповедуется Мухаммеду сдержанность во время войны; б) 257 ст. той же главы, где говорится, что в религии нет принуждения; в) гл. 6, ст. 108, где запрещается Мухаммеду раздражать язычников поношением их богов; г) гл. 18, ст. 28, где вера и неверие предоставлены на волю каждого человека и д) наконец все те стихи, в которых заповедуется Мухаммеду только предлагать свое учение (42, 47), терпеливо переносить возражения и насмешки неверующих (20, 130), опровергать их с кротостью (41, 34; 16, 126; 23, 97; 29, 45), приглашать к принятию ислама ласкою и вообще держать себя, как прилично проповеднику (35, 21–23), а не как полицейскому чиновнику (42, 7; 6, 104–107), и предоставлять все дела неверующих суду Божию (95, 8; 22, 67 – 68). Теория отменения прилагается и к учению Корана о священных книгах иудеев и христиан, в таком смысле: каждый последующий пророк данным ему от Бога законом отменяет закон предшественника. А так как Мухаммед есть последний пророк, печать пророков, то и данная ему книга «Коран» отменяет собою все священные книги бывших прежде него пророков. Это отменение простирается не только на текст и чтение, но и на самый смысл, и таким образом осуждает священные книги евреев и христиан на совершенное забвение. Между тем в гл. 5, ст. 47–48 сказано, что в Законе Моисея заключается суд Бога, что в нем правота и свет. Подобно этому, в ст. 50–51 сказано, что в Евангелии – правота и свет, подтверждающие то, что было в Законе, – руководство и учение для богобоязливых. Те, которые не судят по Закону и Евангелию, в Коране названы нечестивыми (ст. 49 – 51). Если же признать, что в Коране ничего не опущено (6, 38 и 59), и что Коран – истолкование всем вещам (12, 111; 16, 91), то как согласить с этим заявление о невозможности записать все, что о некоторых пророках не рассказано в Коране (18, 109; 31, 26; 4, 162; 40, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста . Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта (окончание изобразительных см. 7 марта). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 7 марта; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 5 марта. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. Примечание. На субботу, 10 марта, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

Метод исследования автор избирает исторический: действительное гражд. положение священника образовалось постепенно, есть результат постепенно слагавшегося законодательства и исторических условий общественной жизни. По мнению автора история законодательного определения прав священника представляет следующие четыре периода: I) византийское законодательство от IV по IX в.; II) древнерусское от начала Руси по XVII в.; III) законодательство XVIII и до половины XIX в., и IV) современное законодательство. С установлением такого деления гармонируют и те условия общественной жизни, которые, по мнению автора, влияли на образование указанного в начале сочинения факта – резкого различия между положением православно-русского священника de jure и de facto. Определив так предмет своего сочинения, автор располагает его по следующему плану: Гл. 1: отношение священников к податям и повинностям; гл. 2: имущественно-владельческие права и обязанности священников; гл. 3: подсудность священников; гл. —151— 4: права священников на особую гражданскую честь: гл. 5: священнические обязанности отрицательного характера, вытекающие как вообще из привилегированного положения священника, так и в частности из прав на особую гражданскую честь; гл. 6: обязанности и права священников: а) по заведыванию церковным имуществом и б) по ведению церковных документов. Всё сочинение располагается на 570 страницах убористого письма. Автор верно и справедливо характеризует свой труд, называя его „историко-каноническим исследованием“. Каждая из глав его сочинения составлена по одному методу – историческому. Каждая глава обыкновенно начинается у него изложением действующего права по данному вопросу, а затем предлагается весьма обстоятельный очерк положения священников в Византии – причём ревностно исчерпываются данные византийского номоканона – в древней и новой Руси, причём кроме памятников права, весьма тщательно изученных автором, им принимаются во внимание исторические монографии, освещающие гражданский строй и быт сословий древней Руси. Для изображения гражданского положения священников в настоящее время автор пользуется как подлинным законодательством, так и фактическим материалом, извлекаемым из исторических журналов и повременных епархиальных изданий. Вообще должно сказать, что автор с добросовестным усердием собирал материал для своего сочинения и относился к изучению поставленных вопросов с искренним и живым интересом. Такое отношение его к предпринятой на себя задаче сообщает сочинению его серьёзность, основательность и интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священный синод под председательством патриарха состоит из 12 периодически сменяемых митрополитов. Право быть избранным в члены синода на два года принадлежит каждому митрополиту патриархата (чл. 2). Требуется только, чтобы он предварительно пробыл на епархии не менее 5 лет и в случае перехода на другую пробыл и здесь не менее трёх лет (чл. 3). Заседание в синоде является не только правом, но и обязанностью. И никакой митрополит, вызываемый в члены синода, не имеет права отказываться, а обязан немедленно явиться в Константинополь. Исключение делается лишь для лиц преклонного возраста (чл. 3). Избрание в члены синода принадлежит самому синоду. Оно совершается по строго определённому порядку. Для этой цели составляется тщательный список всех митрополитов патриархата с разделением их на три равных класса. Следуя этому списку, ежегодно, за три месяца до окончания года, патриарх и синод увольняют шестерых архиереев, заседавших в синоде в течение двух лет, и на их места вызывают шесть других – по одному с начала и конца каждого класса (чл. 5). В случае смерти какого-либо митрополита – члена синода, на его место вызывается в синод следующий по порядку списка (чл. 6). Кроме избранных в члены синода – 12 митрополитов и председателя патриарха, на обыкновенных заседаниях синода не имеет права присутствовать никакой другой митрополит (гл. 1 и 3, чл. 9 и 10). По своим полномочиям все члены синода равны между собой. Не имеет больших преимуществ и патриарх. Дела решаются по большинству голосов. В случае равенства их силу решения имеет то мнение, к которому присоединился патриарх. Всякое решение, постановленное большинством голосов синодальных членов, патриарх обязан принять и привести в исполнение (гл. 1, чл. 8; гл. 3, чл. 5). И если бы патриарх нарушил свой духовный долг и духовные обязанности, синод имеет право предпринять меры против него, не исключая обращения к Порте об удалении патриарха. Впрочем, это он делает вместе с членами народного смешанного совета. Причём для ходатайства об удалении патриарха на покой требуется согласие состава синода и смешанного совета (гл. 1, чл. 12). Всякое (другое) распоряжение синода, сделанное в отсутствие патриарха, не действительно и наоборот (гл. 1, чл. 8) 1522 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

гл. 26, ст. 7 и 9 Иез. 1:4–5. 22:26–27; 2:1–2 . Ис. 6:1 – 3. 4–5; 66:1 ). На севере видимо сосредоточена миродержавная сила, здесь средоточие всех светил небесных (небесный полюс), около которого они неуклонно совершают свое торжественное движение на пространстве необъятного небесного свода; а в зависимости от светит небесных – всякое движение и все явления на земле! Ст. 23 – 24 И не обретаем иною подобна крепости его: иже судит праведно, мниши ли, яко не слышит Той; темже убоится Его человецы: убоятся же Его и премудрии сердцем. Если власти Господа Вседержителя подчинена вся жизнь и деятельность тварей (ст. 7 – 8; ср. гл. 36, ст. 24 – 28), если Он управляет всеми стихиями природы (ст. 5–6. 9 – 12), если Его силою стоит твердь небесная и движутся облака (ст. 18. 11 – 12): то Он есть единый Великий Царь мира и нет Ему подобного: Он – непринужденно и неограниченно – все совершает по справедливости, все знает и слышит, а потому судит безошибочно. Посему несомненно Он слышит и покаянные, умилённые молитвы страдальцев на земле – даже воздыхания верных рабов своих: так Он слышит и вопли Иова! (ср. гл. 9, ст. 14 – 16). – Оканчивая свое вдохновенное слово, Елиус высказывает превосходную истину (ср. гл. 39, ст. 31 – 32) и выражает глубоко – благоговейное желание – признавая «праведную » власть Господа, да чтут Его все люди! сознавая беспредельные совершенства Вседержителя, да благоговеют пред Ним все мудрые и – премудрый Иов. Глава 33. Речь Господа – Иеговы (1-я). Прозревая в сокровенные помыслы Иова, Господь знал, что страдалец желает открыто и непосредственно выступить на суде со своим Творцом и таит в душе недоумение о беспристрастной правде Вседержителя. Обличая такое желание и недоумение, Господь вразумляет Иова, что он не был участником в созидании видимого мира, не видел начала его бытия, не наблюдал устройства и происхождения разнообразных предметов и явлений, не понимает природы и законов существования человека, не знает средств и условий жизни животных, а потому не может судиться с Богом – с целью обличить Его в уклонения от справедливости: напротив, открывает ему, что «суд со Всесильным не уклоняется» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

93 Подробное рассмотрение особенностей каждой строки дневных напевов см. в нотном приложении. 95 Впрочем, в самогласной стихире 1-я строка в своем последнем члене и в окончании сходна с такой же строкой киевского распева. 97 Особенно употребительны глл. 1 и 8, напр., гл. 1 в чине пострижения в стихире: «Объятия Отча» и на Страстной седмице в стихирах: «Грядый Господь к вольной страсти; Во светлостех святых твоих; Тебе девыя сына»; гл. 8 в стихирах: «Вторую Еву; Господи яже во многия грехи впадшая жена». 101 Средняя группа оканчивается в глл. 5 и 6 на один и тот же звук с заключительной строкой, в глл. 1, 2 и 4 на секунду выше, в глл. 7 и 8 на секунду ниже его. Возвышения средних звуков группы мы не видим только в 1 гл. киевского распева; но мелодия этого гласа изменена сравнительно с мелодией малого знаменного распева, в мелодиях которого и в 1 гл. наблюдается общий порядок в возвышении и понижении звуков. 102 Конечные строки гласов 2, 5, 6 и 8 заключают в себе полное количество звуков гласовой области, строки же прочих гласов неполное их количество, но только наибольшую их часть, именно гласовую область без верхнего её звука мы видим в глл. 1 без ля, 3 без фа, 4 без ми, а в гл. 7 без нижнего звука до, т. е. вообще конечная строка совершается в пределах тетрахорда или пентахорда. 103 В русском церковном пении запевные строки ныне можно слышать, напр., из уст священнослужителей при пении пасхального канона и других пасхальных песнопений; при прочих же службах они вышли из употребления. В практике старообрядческих обществ, не допускающих в пении западной гармонии, запевы сохранились и доныне. Очень часто они встречаются и в русском народном мирском пении. В западных церквах место голосового запева заступила интродукция органа. Без голосового запева певцы затрудняются при начинании песнопения и очень часто пристают к головщику на полуслове. 104 То же мы видим в пасхальном каноне греческого распева, в песнопениях »на Бог Господь» болгарского распева и даже в мирском народном пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

4. 2Езд.2:9–31 . Первое возвращение пленных с ритуальными сосудами. Прекращение строительства Иерусалима, в связи с наветом Самарян. Параллельный отрывок – 1Езд.4:7–24 . 5. 2Езд.3–4 гл. Спор трёх телохранителей царя Дария. Один из придворных – это Зоровавель, потомок царя Давида. Разрешение этого спора в пользу евреев. Разрешение Дария продолжить восстановительные работы. Это оригинальный раздел. 6. 2Езд.5:1–46 . Возвращение второй партии пленных. Перепись репатриантов. Это тоже оригинальный раздел. 7. 2Езд.5:47–7:14 . Восстановление богослужения в Иерусалиме. Закладка жертвенника и строительство храма. Содействие Дария строительству храма. Празднование Пасхи. Параллельный отрывок – 1Езд.2:1–4:5, 5:1–6:22 . 8. 2Езд.8:1–9:36 . Возвращение Ездры и деятельность его в Иерусалиме. Список евреев, пришедших вместе с ним. Скорбь и молитва Ездры по поводу смешанных браков. Список вступивших в смешанные браки. Расторжение браков. Параллельный отрывок – 1Езд.7:1–10:44 9. 2Езд9:37–55 . Чтение и разъяснение Закона. Параллельный отрывок – Неем.7:73–8:12 . Сюжет всей книги имеет круговую композицию: начинается и завершается описанием богослужения в иерусалимском храме. В первой главе представлена деятельность праведного Иосии, в последних – Ездры. Эти две фигуры представляют собой идеальных вождей народа, соединяющих в своём лице светскую и духовную власть. По мнению некоторых исследователей, рассказы второй книги Ездры не имеют законченного характера. В современных греческих текстах книга заканчивается на середине предложения, и окончание нужно восстанавливать из древнелатинского перевода. Однако и это не окончание книги. Предполагается, что оригинальное произведение заканчивалось описанием праздника кущей, как это изложено в Неем.8:13–18 . По мнению некоторых других исследователей, нет и начала книги, так как автор, видимо, не ограничился обзором событий с 18-го года царствования Иосии, а вспоминал и про первые годы Иосии, включив в своё изложение 2Пар.34 гл. Новый материал, которого нет в канонических книгах – 2Езд.3–4 гл., в нем повествуется о состязании между тремя телохранителями персидского царя Дария I, от которого победитель получил бы честь и богатство. Два первых телохранителя говорили о силе воина и силе царя, но победителем стал третий телохранитель, который сказал о силе женщин и истины. О нём говорится, что это был Зоровавель. Возможно, автор 2 Езд. мог сделать эту вставку, чтобы отдельно прославить его, поскольку в канонических книгах власть Зоровавеля равна власти первосвященника Иисуса. После того, как Зоровавель выигрывает состязание, ему даётся разрешение на восстановление храма и возвращаются храмовые сосуды, которые сохранились и после завоевания Вавилона 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Глл. 8 – 15. Подвиг Иудифи. По молитве иудеев (7, 19–32) Господь послал им избавительницу в лице Иудифи, прекрасной и благочестивой вдовы (8, 1–8). С одобрения старейшин города Ветилуи (8, 9–36), после усердной молитвы (гл. 9) Иудифь одевается в лучшие одежды и отправляется в лагерь ассирийцев, где она была представлена Олоферну (гл. 10). Пленив его своей красотой и мудрой речью (гл. 11), Иудифь осталась в ассирийском лагере (12, 9). На четвертый день она была приглашена на пир, устроенный Олоферном (12, 10–20). По окончании пира, когда опьяневший Олоферн уснул, а все бывшие на пиру разошлись по своим палаткам, Иудифь отрубила ему голову и принесла ее в Ветилую (гл. 18). Смерть Олоферна, обнаруженная утром следующего дня, навела ужас на ассирийское войско; оно обратилось в беспорядочное бегство и было истреблено преследовавшими ветилуйцами и присоединившимися к ним иудеями (14 – 15). Победителям досталась богатая добыча, а Иудифь была прославлена как спасительница народа (гл. 16). . 2. Литературный жанр книги, историчность и время ее происхождения. Главной проблемой книги Иудифь является вопрос ее историчности. Исследователями книги по этому вопросу были высказаны различные мнения, которые можно свести к трем: 1. Книга представляет собой строго историческое произведение; 2. Содержание книги является вымыслом, составленным с нравоучительной целью; 3. В основе книги лежит исторический материал, но изложенный с использованием аллегорических и художественных приемов и с нравоучительной целью. Последний взгляд на кн. Иудифь признан наиболее правильным и обоснованным. Имена и географические названия, упоминаемые в книге: Навуходоносор (1, 1), Арфаксад (1, 5), Ниневия/1, 1), Ветилуя – представляют собой анахронизмы и аллегории, так как в прямом, буквальном смысле их невозможно объяснить. Так, Навуходоносор в действительности был царем вавилонским (605 – 562) и не мог быть царем в Ниневии, которая была разрушена его отцом Набопаласаром в 612 г., за 7–8 лет до воцарения Навуходоносора в Вавилоне. История не знает Арфаксада, царя мидийского, а города Ветилуя и Ветомесфем (4, 6) неизвестны в Палестине. Содержание книги, несомненно, отражает события не допленной, а послепленной эпохи, так как в 4, 3 и 5, 18–19 говорится об отведении иудеев в плен, разрушении храма, возвращении из рассеяния, об освящении сосудов, жертвенника и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

21.5. Одно из преимуществ знакомства с первичными и вторичными окончаниями состоит в том, что, встретив вторичное окончание, вы понимаете, что у глагола есть приращение. Это сильно помогает при морфологическом анализе, и должно стать частью вашего обычного арсенала. Всякий раз, видя вторичное окончание, убедитесь, что у глагола есть приращение. Имперфект действительного залога 21.6. Схема: имперфект действительного залога приращение + основа настоящего времени + соединительная гласная + вторичное личное окончание действит. залога + λυ + о + ν λυον 21.7. Парадигма: имперфект действительного залога Перечислите все сходства между первичными и вторичными окончаниями, которые вы заметите. перевод соед.гл. оконч. наст.вр. 1 л. ед.ч. я развязывал 2 л. ед.ч. ты развязывал 3 л. ед.ч. λυ ε(ν) 1 л. мн.ч. λ ομεν мы развязывали λ ομεν 2 л. мн.ч. λ ετε вы развязывали 3 л. мн.ч. они развязывали λ ουσι(ν) Ню – это личное окончание 1 л. ед.ч. и 3 л. мн.ч. действительного залога. Контекст поможет вам выбрать правильный вариант. Имперфект среднего/страдательного залога 21.8. Схема: имперфект среднего/страдательного залога приращение + основа настоящего времени + соединительная гласная + вторичное личное окончание страдат. залога + λυ + о + μην λυμην 21.9. Парадигма: имперфект среднего/страдательного залога Перевод дан для страдательного залога. форма перевод соед.гл. оконч. наст.вр. 1 л. ед.ч. λυ μην я развязывался λ ομαι 2 л. ед.ч. ты развязывался 3 л. ед.ч. λ ετο он развязывался λ εται 1 л. мн.ч. λυ μεθα мы развязывались λυ μεθα 2 л. мн.ч. λ εσθε вы развязывались λ εσθε 3 л. мн.ч. λ οντο они развязывались λ ονται Эти вторичные окончания не сильно отличаются от первичных. Поэтому вам и было предложено выучить, что на самом деле происходит при образовании форм греческих глаголов. Иначе вы бы не смогли так ясно увидеть сходство. Соединительная гласная видна почти в каждой форме. Профессор: Теперь, зная цвета, можете ли вы спеть детскую песенку «Иисус любит деток»? Итак, начинаем! ’Ιησος παιδα γαπ, πντα παιδα κοσμο ρυθα, ξανθα, μλα κα λευκ, πντα πολτιμα ατ ’Ιησος παιδα γαπ κοσμο. Особенности глаголов в имперфекте

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010