Первое явление Славы Божией описывается в Исх. 16,7, 10 : «и утром увидите Славу Божию... они оглянулись в пустыне и вот Слава Господня явилась во облаке». В этом первом явлении уже наличествует одна черта, которая чаще всего повторяется и в дальнейших доксофаниях, явлениях Славы, именно явление Ее во облаке. Облако имеет значение некоей среды, одновременно и закрывающей и открывающей для слабых глаз присутствие Божие внутри этого облака. Но в этом именно значении прообраз Богоматери и разумеется Церковью в явлении облака, – таков, напр., столп огненный и облачный, руководивший Израиль в пустыне. 72 Итак, уже первое явление Славы Божией говорит и о Славе человеческой, о Богоматери. (По-видимому, в ряде мест, где просто говорится: «и явилась Слава Божия» Лев. 9,6, 23 ; Числ – 14,10; 16,19,42; 20,6, – разумеется явление облака, прямо это сказано лишь в Чис. 16:42 .) Облако является при обоих освящениях богослужебных мест: сначала скинии ( Исх. 40,34–35 : «и покрыло облако скинию собрания, и Слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеяло ее облако, и Слава Господня наполняла скинию»), а затем и Соломонова храма ( 3Цар. 8, 10, 11 : «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо Слава Господня наполнила храм Господень»; ср. 2Пар. 5,13 – 14 ). В связи с этим надо понимать и Числа 9,15 – 23 , где говорится о стоянии облака над скинией при стоянках и о движениях его при переходах. Скиния и храм сами по себе суть прообразы Богоматери, но скиния-храм, осененный облаком Славы Божией, есть уже двойное Ее знаменование; Она есть вместилище Славы Божией, но и Сама прославлена; Она есть вместилище Бога невместимого, но и Сама обожена. Словом, здесь, где говорится о Славе Божией, несомненно, говорится и о Богоматери. Обратимся теперь к богоявлению Моисею, которое также было явлением Славы Божией. Самое вступление Моисея на гору Синайскую соединяется с явлением облака: «и взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но Господь, не оставляющий Своих рабов, как сказал Давид, «хранит все кости их, и ни одна из них не сокрушится» 41 . И этого святого, лежавшего долгое время, не оставил Бог в неведении и пренебрежении, но сохранил невредимым и явлениями ознаменовал: проходившие мимо этого места купцы, охотники и пастухи иногда видели огненный столп, иногда горящие свечи или слышали ангельское пение. И ни единому, видевшему и слышавшему это, не пришло на ум поискать тело святого, пока Ярослав, не стерпев сего злого убийства, не двинулся на братоубийцу – окаянного Святополка и не начал с ним жестоко воевать. И всегда соизволеньем Божиим и помощью святых побеждал в битвах Ярослав, а окаянный бывал посрамлен и возвращался побежденным. И вот однажды этот треклятый пришел со множеством печенегов, и Ярослав, собрав войско, вышел навстречу ему на Альту и стал в том месте, где был убит святой Борис. И воздев руки к небу, сказал: «Кровь брата моего, как прежде Авелева, вопиет к Тебе, Владыка. И Ты отомсти за него и, как братоубийцу Каина, повергни Святополка в ужас и трепет. Молю Тебя, Господи, – да будут отомщены братья мои! Если телом вы отошли отсюда, то благодатию живы и предстоите перед Господом и своей молитвой поможете мне!» После этих слов сошлись противники друг с другом, и покрылось поле Альтское множеством воинов. И на восходе солнца вступили в бой, и была сеча зла, трижды вступали в схватку и так бились целый день, и лишь к вечеру одолел Ярослав, а окаянный Святополк обратился в бегство. И обуяло его безумие, и так ослабели суставы, что не мог сидеть на коне, и несли его на носилках. Прибежали с ним к Берестью. Он же говорит: «Бежим дальше, гонятся! Горе мне!» И послали разведать, и не было ни преследующих, ни едущих по следам его. А он, лежа в бессилии и приподнимаясь, восклицал: «Бежим дальше, гонятся! Горе мне!» Невыносимо было ему оставаться на одном месте, и пробежал он через польскую землю, гонимый гневом Божиим. И прибежал в пустынное место между Чехией и Польшей и тут бесчестно скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не будем скорбеть об этом, порадуемся, что наши православные народы столько пострадали за Господа и Спасителя нашего, будем считать это особой привилегией и наградой, по слову апостола: « «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него но и страдать за Него»( Филип 1,29 ). Страдание за Христа это дар и награда, а не унижение и урон. Смотрите, никто не восстает против иных религий и на их основателей. Дьяволу не нужна помощь людей, он сам справляется в борьбе с ними. Поэтому антихристы наших дней молча проходят мимо других верований, созданных не Богом, а людьми, и направляют свои стрелы только на Церковь Христову, котороя есть «столп и утверждение истины». Борьбой против Христа невидимо руководит сам дьявол , дрожа от страха и понимая, что только Христос может победить его и низвергнуть в геенну огненную. Так не бойтесь за Того, Который никого не боится, и за Церковь Его не бойтесь, Он изначально уготовил Ей победу над адом. Бойтесь за себя и своих детей, что по нашему невежеству, лени и равнодушию, наши имена будут истерты из Книги живых и мы окажемся среди псов и дев юродивых, среди плевелов, которые бросают в огонь. Всесильный Господь и без нас наполнит Свои небесные обители, не обманется Он в числе спасенных, знает Он Своих и никто из них не погибнет. Так о сонме спасенных свидетельствует великий тайновидец: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр 7–9 ). Блаженны те, кто удостоится быть в том народе. Разговор седьмой: – Поговорим еще немного, честные братья мои, пока есть еще время поговорить брату с братом и боголюбивому с боголюбивым. Пока не наступило время, когда лишь злодеи в голос говорят, а братья шепчутся. – Все силы, которые ведут схватку за власть над миром, представляют другим в розовом свете свой идеал, Единый Мир, утверждая, что только в нем возможно осуществить всеобщее благополучие. Так они говорят. А чтобы привлечь христиан к своему вымыслу о Едином Мире они ссылаются на слова апостола Иоанна о тысячелетнем царстве Христовом ( Откр.20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И Ты исполнил слово Свое, потому что Ты праведен. Ты увидел бедствие отцов наших в Египте и услышал вопль их у Чермного моря, и явил знамения и чудеса над фараоном и над всеми рабами его, и над всем народом земли его, так как Ты знал, что они надменно поступали с ними, и сделал Ты Себе имя до сего дня. Ты рассек пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды. В столпе облачном Ты вел их днем и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им. И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея. И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в жажде их, и сказал им, чтоб они пошли и овладели землею, которую Ты, подняв руку Твою, [клялся] дать им. Но они и отцы наши упрямствовали и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих: не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Но Ты Бог, любящий прощать, благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их. И хотя они сделали себе литого тельца и сказали: вот бог твой, который вывел тебя из Египта, и хотя делали великие оскорбления, но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный — ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти. И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли. И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землею Сигона, и землею царя Есевонского, и землею Ога, царя Васанского.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Пред десятою казнью Бог сказал Моисею и Аарону: «еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян, и тогда они с поспешностью будут гнать вас отсюда. Я пройду ночью по Египту и поражу всех первенцев от человека до скота». При этом Господь повелел евреям выбрать для каждой семьи однолетнего агнца, без всякого недостатка, в 14-ый день месяца нисана заколоть его, испечь на огне и есть, не сокрушая костей, с пресным хлебом и горькими травами; кровью же агнца помазать косяки и перекладины дверей. Есть агнца евреи должны были совершенно готовыми в путь, подпоясавшись, и с посохами в руках. В полночь, когда евреи вкушали пасхального агнца, Ангел Господень поразил всех первенцев египетских, от первенца царя фараона до первенца узника, сидевшего в темнице, и все первородное из скота, и прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта. Египтяне также понуждали евреев скорее отправиться в путь, «а то», говорили они, «и мы умрем». Евреи должны были выступить с такою поспешностью, что не успели испечь хлебов, и взяли с собою тесто не вскисшее, из которого уже дорогою испекли себе опресноки. С Моисеем вышло из Египта до 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным, и указывал им путь. День выхода из Египта Господь повелел евреям праздновать ежегодно. Праздник этот назван был Пасхою, что значит: прошел мимо. Вечером, в 14-ый день нисана, евреи закалывали пасхального агнца и семь дней ели опресноки. Вместе с тем Господь повелел посвящать Ему, в благодарность за избавление от смерти первенцев еврейских, каждого первенца, от человека до скота: первенцев от людей выкупать принесением за них жертвы, первенцев от чистых животных приносить в жертву, а от нечистых животных заменять агнцами или выкупать. Агнец пасхальный прообразовал Господа Иисуса Христа. Агнец был избираем без всякого телесного недостатка; Иисус Христос чужд всякого греха. Костей агнца велено было не сокрушать; Господу на кресте не были перебиты голени. Кровь агнца спасла первенцев еврейских от смерти; кровь Спасителя спасает нас от вечной гибели. Посему Господь Иисус Христос называется в церковных песнопениях Агнцем и Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Два Ангела пришли в Содом вечером. Лот, племянник Авраама, сидел в это время у городских ворот; увидевши путников, он поклонился им до земли и упросил зайти к нему переночевать. Еще не легли они спать, как жители города окружили дом Лота и требовали, чтобы он выдал им гостей. «Братья мои», упрашивал их Лот, «не делайте зла этим людям», и запер двери своего дома. «Ты пришлец, и хочешь учить нас», говорили содомляне, «за это мы хуже поступим с тобою, чем с ними» – и хотели выломать дверь. Но Ангелы поразили содомлян слепотою, так что они не могли найти входа в дом. Лоту же Ангелы сказали: «выйди со всеми близкими твоими из города, потому что мы истребим это место». Когда занялась заря, Ангелы вывели Лота с женою и двумя дочерьми за город, и один из них сказал Лоту: «спасайся на гору, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в этой окрестности». – «Владыко», заметил Лот, «мне не убежать до гор, а вот ближе маленький город (Сигор), я укроюсь в нем». – «Спеши туда», сказал Ангел, «ради тебя я не погублю этого города». Едва Лот достиг Сигора, Господь послал с неба серный огненный дождь и уничтожил нечестивые города – Содом и Гоморру, и всю окрестность их. Жена же Лотова не послушалась Ангелов: убегая, она оглянулась на горящие города и обратилась в соляной столп. На месте погибших городов образовалось Мертвое море, называемое так потому, что в его водах не может жить никакая рыба. В Мертвое море впадает река Иордан. 12. Жертвоприношение Исаака Аврааму было 100 лет, а Сарре 90, когда у них родился обещанный Богом сын Исаак. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил Авраама: «отец! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит Себе агнца», ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но Ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного своего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Все это происходило с ними образно, а написано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:9–11 ). Апостол Павел, в послании к Евреям, приводя древних святых мужей, повествуя о вере их, в конце всего заключает, что начальник и совершитель веры их и нашей есть Христос ( Евр.12:2 ). В 1-м послании к Коринфянам ( 1Кор.10:4 ) говорит, что основанием Моисеева закона и пророков, и всех тех, которые жили под этим законом, был Христос: «И все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовнаго последующего камня, камень же был Христос». Также Церковь в Великий Четверг поёт следующий тропарь: «Сие глаголет Господь Иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздаете? За манну, желчь: за воду, оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. К тому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот Вечный» 23 . И в Святую и Великую Пятницу на последовании часов: «Егда Тя на кресте пригвоздиша беззаконнии, Господь славы, (Господь же славы был Иехова) вопияше к ним: чим вас оскорбих, или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете? Злая за благая: за столп огненный на Крест Мя пригвоздисте: за облак гроб Мне ископаете! За манну желчь Мне принесосте: за воду оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом». Из всего до сих пор сказанного мы уразумеваем, что определенно доказано, что открывшийся в Ветхом Завете Бог под именем Иехова, сый, сущий, был второе лицо Святой Троицы, Сын и Слово Бога Отца, ради нас и нашего спасения вочеловечившийся Господь Иисус Христос, милостью которого все спасемся. Аминь. Великий Афанасий, Архиепископ Александрийский в исповедании Веры говорит: «Сей бо есть, которому сказал Отец, что, сотворим человека по образу нашему и по подобию, и Патриархам самолично явившийся, дав закон, и звавший через пророков, и в последние времена вочеловечшийся, и царствующий в бесконечные веки: ибо Христос не воспринял некое недавнее достоинство, но мы уверовали в Него, свыше совершенного и Отцу по всему подобного».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

И в Исходе ( Исх.3:2–7 ) явившийся Моисею Бог, нарицая Себя Иехова (сый), называется Ангелом: «Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи? Он же рече: не приближайся семо: изуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже стоиши, земля свята есть. И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». И здесь Ангел называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. И в Исходе ( Исх.14:19–20 ) Иехова – предводительствующий на пути в столпе облачном и в столпе огненном ( Исх.13:21 ), сей здесь называется Ангелом Божиим. «Взятся же Ангел Божий, ходяй пред полком сынов Израилевых, и пойде созади их, взятся же и столп облачный от лица их и ста созади их: и вниде посреде полка Египетска и посреде полка сынов Израилевых..» и о котором в стихе 19 и 20 говорится Ангел Божий, в стихе 24 тот же самый называется Господом и Богом. Вот слова Писания: «Бысть же в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк Египетский в столпе огненнем и облачнем, и смяте полк Египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею... И рече Господь к Моисею: простри руку твою на море, и да совокупится вода и да покрыет Египтяны... и избави Господь Израиля... и убояшеся людие Господа и вероваша Богу» ( Исх.14:30–32 ). Так же и Исх.20:1–12 Ангел Божий называется Господь Бог Израиля. Такое изменение имен мы наблюдаем и в Новом Завете. Стефан, защищаясь перед синедероном, говорит, что в пустыне и в купине глаголавший Моисею Ангел есть давший закон на горе Синай. Вот что в Деяниях апостолов мы читаем ( Деян.7:35–39 ). «Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьёю? Сего Бог через Ангела, явившегося ему в купине, послал начальником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжении сорока лет... это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившем ему на горе Синай». О котором же на горе Синай Писание говорит, что Бог позвал Моисея и говорил с ним, святой Стефан называет Его Ангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010