Писание свидетельствует о том, что Моисей и его народ поклонялись скинии. В книге Исход сказано: когда входил Моисей в скинию, тогда спускался столп облачный, и Бог входил в скинию в столпе облачном. Люди видели столп облачный и поклонялся каждый у входа в свой дом (Исх. 33, 8 — 10.). Почему они поклонялись столпу облачному и скинии, если Бог сказал: “Не делай себе… никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу”(Исх. 20, 4. Перевод Синодальный.)? Почему они поклонялись, видя столп, Бога же не видя? А потому они поклонялись столпу облачному и скинии, что Бог — невидим по Своему естеству; снисходя к нашей слабости, Он облекался в столп огненный (В рукописях архиеп. Григория и Соловецкой библиотеки и “облачный”.) и в свете столпа приходил в скинию, имея вместо ризы свет облачного столпа, по словам пророка: “Ты одеваешься светом, как ризою”(Пс. 103, 2.); и вместо небесного жилища Бог был в скинии. Разве Бог не мог обращаться к людям и вне скинии? Мог, но Бог хотел с самого начала показать честь и славу Божьего храма, чтобы мы познали: где Церковь Господа Бога Вседержителя — там и присутствие Божие. Найдутся ли такие, кто не поклоняется месту Божьего присутствия? И, видя не Бога, но столп облачный, спускавшийся в скинию, люди поклонялись столпу. Ибо Господь хотел этим показать, что свет облачный, в котором Он явился, досточтим и свят, и скиния, в которую Он входил, — досточтима и свята; те, кто поклоняется Богу, должны почитать и столп облачный, и скинию. Так думали люди, видевшие столп облачный, и войдя в скинию, все поклонялись, а не говорили: “Мы не видели Господа, но только столп облачный, разве мы можем поклоняться столпу облачному или скинии?” Они не говорили также: “Мы поклоняемся Тебе, Владыка, а столпу облачному и скинии не поклоняемся”. Нет, поклоняясь Богу, они почитали и свет облачный, и досточтимый храм. Итак, Писание свидетельствует о том, что люди, видевшие столп облачный, входящий в скинию, поклонились ему. Истинно и правдиво свидетельствует Писание в книге Исход также и о том, что Моисей и бывшие с ним люди поклонялись и скинии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

6. Какие знамения давал Господь египтянам, чтобы умягчить их сердце, чтобы они уразумели, что пытаются воевать не против израильтян, но против Самого Бога? Во-первых, столп облачный днем и столп огненный ночью, который вел израильтян. Второй существенный момент: этот столп переместился от лица их и стал позади их — между египтянами и израильтянами. Он был облаком и мраком для одних — и освещал ночь для других (Исх. 14:20). Поэтому когда Лопухин говорит, что фараон решился преследовать добычу, потому что видел в стане израильском столп огненный, показывавший, что они недалеко, это излишний психологизм, ошибка. В Библии четко сказано: столп для египтян был мраком, а не светом. И если бы они обратили внимание на эту тьму, то, по словам прп. Ефрема, не осмелились бы войти в море. В том-то и дело, что не обратили внимания. Третий момент: море разделено не в мгновение ока, хотя Господу ничего бы это не стоило, но над морем всю ночь трудился сильный восточный ветер. То есть было время опомниться и подумать. Четвертый момент: землетрясение. В том тексте, о котором мы говорим, непосредственно о землетрясении ничего не сказано, но есть свидетельства из псалмов. В частности, псалом 76:17-21: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя бездны. Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Мы уразумеваем, что это относится именно к этому моменту. «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы. Как стадо, вел ты народ рукою Моисея и Аарона». То есть можно предполагать, что было устное свидетельство об этом, оно было знакомо израильскому народу, и Давид его воспроизводит. Есть и другие места в Псалтири, где это событие описывается близко к тексту Исхода, но там про землетрясение не говорится: псалом 77:11-17, псалом 104:38-41. Псалом 113: 3-8 — «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. Что с тобою, море, что ты побежало, и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева...» Здесь сопоставляются два события, одно из которых будет позже на Иордане.

http://sedmitza.ru/lib/text/432099/

Сюжет об остановке солнца находится в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. Он связан с историей завоевания израильским народом земли обетованной — с битвой с аморрейскими царями. Иисус воззвал к Богу, и по воле Господа было остановлено солнце: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Нав. 10:13–14). Слово здесь, как и в тексте Гумилева, — орудие воли Всевышнего. Где в Библии «словом разрушали города»? Эта строка Гумилёва снова отсылает к эпизоду из книги Иисуса Навина. Когда израильский народ входил в обетованную землю, на его пути встал укрепленный город — Иерихон. Для того чтобы его сокрушить, народ обходил вокруг стен города и трубил в трубы: «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания» (Нав. 6:19). Образ труб («трубного гласа») также встречается в Откровении Иоанна Богослова как обязательный атрибут Ангелов Апокалипсиса. Страшный суд, Виктор Васнецов (фрагмент). 1904 Что такое «огненный столп»? Стихотворение «Слово» входит в последний поэтический сборник Гумилёва «Огненный столп» (1921 год). Само название сборника указывает на религиозные аллюзии. В Библии «огненный столп» встречается в книге Исход: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефали. Господь же шел пред ними в столпе огненном, светящем, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп огненный и столп облачный от лица народа» (Исход 13:20–22). Этот же образ присутствует в Апокалипсисе: «Видел я Ангела […], сходившего с неба […], и лицо его как солнце, и ноги как столпы огненные» (Откр. 10:1). «В начале было Слово…» — что имел в виду Гумилёв? «И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог». Эти гумилёвские строки — прямая отсылка к одной из самых известных новозаветных цитат: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Согласно христианскому вероучению, Бог троичен, и одна из ипостасей Пресвятой Троицы — Бог-Сын, также именуется и Богом-Словом (Логосом по-гречески)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

6 . Какие знамения давал Господь египтянам, чтобы умягчить их сердце, чтобы они уразумели, что пытаются воевать не против израильтян, но против Самого Бога? Во-первых, столп облачный днем и столп огненный ночью, который вел израильтян. Второй существенный момент: этот столп переместился от лица их и стал позади их – между египтянами и израильтянами. Он был облаком и мраком для одних – и освещал ночь для других ( Исх. 14:20 ). Поэтому когда Лопухин говорит, что фараон решился преследовать добычу, потому что видел в стане израильском столп огненный, показывавший, что они недалеко, это излишний психологизм, ошибка. В Библии четко сказано: столп для египтян был мраком, а не светом. И если бы они обратили внимание на эту тьму, то, по словам прп. Ефрема, не осмелились бы войти в море. В том-то и дело, что не обратили внимания. Третий момент: море разделено не в мгновение ока, хотя Господу ничего бы это не стоило, но над морем всю ночь трудился сильный восточный ветер. То есть было время опомниться и подумать. Четвертый момент: землетрясение. В том тексте, о котором мы говорим, непосредственно о землетрясении ничего не сказано, но есть свидетельства из псалмов. В частности, псалом 76:17–21: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя бездны. Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Мы уразумеваем, что это относится именно к этому моменту. «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы. Как стадо, вел ты народ рукою Моисея и Аарона». То есть можно предполагать, что было устное свидетельство об этом, оно было знакомо израильскому народу, и Давид его воспроизводит. Есть и другие места в Псалтири, где это событие описывается близко к тексту Исхода, но там про землетрясение не говорится: псалом 77:11–17, псалом 104:38–41. Псалом 113: 3–8 – «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. Что с тобою, море, что ты побежало, и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева…» Здесь сопоставляются два события, одно из которых будет позже на Иордане.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Из его очей, как дождь из облака, льются слезы. Называю слезы дождем, согласно святому Златоусту, который, посмотрев на плачущего Давида, говорит: «Ланиты Давидовы украшены были, как бы бисером, дождем слезным». Взирая на святого Петра плачущего, и мы можем сказать: ланиты Петровы украсились, как бисером, дождем слезным. Вот когда Петр святой есть духовное облако, источающее дождь слезный. Но, о Петр святой! Почему ты плачешь? Потому ли, что отрекся от Христа? Ведь не один ты отвергся Его, а многие другие: отвергся Его Иуда, но не плачет, хотя и раскаивается; отвергся Пилат, но не тужит; отвергли Его архиереи и князья израильские, книжники, фарисеи и все множество народа, кричавшие: «Распни, распни Его!» ( Лк. 23:21 ). Все они отверглись Христа, но не рыдают, а еще больше веселятся. И только ты один, Петр святой, оплакиваешь Его! Откуда у тебя такое сокрушение сердца? «Плачу, – говорит он, – потому, что отрекся от Возлюбленного моего». Не плачет Иуда, ибо он не имел к Нему такой любви; не плачет Пилат и все прочие, ибо не только не имели любви к Нему, но и ненавидели Его. Я же возлюбил Его, и самая любовь моя тужит во мне без Любимого, и совесть моя зазирает мне и сокрушает мое сердце, и источает из очей слезы. Вы же говорите: «Смотрите, как Петр любит Его»! Вот святой Петр, полный огня любви Божественной, серафимски пламенеющей! А за трикратное отвержение Господа воздает святой Петр трикратным изъяснением любви своей: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» ( Ин. 21:16–17 ). Итак, святой Петр – это наш духовный столп, столп облачный и огненный. Посмотрим теперь на святого апостола Павла и спросим его самого: святой Павел! В каком месте можно назвать тебя столпом огненным? На острове ли Милите, где ты «набрал множество хвороста и клал на огонь?» Помнишь – там, где «ехидна повисла на руке» твоей, ты же, «стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда» от нее ( Деян. 28:3, 5 )? Поистине, уместно было бы назвать тебя столпом огненным здесь, где люди сочли тебя не человеком, а богом: «Говорили, что он бог» ( Деян. 28:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но я опасаюсь, как бы не сотворил ты с нашими похвалами тебе то, что сотворил вместе с Варнавою в Листрах: Там люди, приведя вола и принеся венки, хотели совершить вам жертвоприношение, вы же «разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: «Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки» ( Деян. 14:13–15 ). Где же, святой Павел, хочешь ты быть столпом огненным? Не у огня ли любви? Воистину так. Послушаем, что он говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» ( Рим. 8:35, 37–39 ). О, сколь велико и неугасимо пламя любви к Богу святого Павла! Хорошо сказано в Песни Песней: «Множество воды не может угасить любви, и реки не топят ее» ( Песн. 8:7 ). Итак, вот где святой Павел есть столп огненный. Но где же он может быть столпом облачным? Там, где достигает он третьего неба. " Знаю, – говорит он, – человека, который восхищен был до третьего неба. Таким человеком могу хвалиться» ( 2Кор. 12:2, 5 ). Если же восхищен, то только облаком, ибо восхищение на облаке бывает, как и сам он говорит: «Восхищены будем на облаках» ( 1Фес. 4:17 ). И когда при том восхищении святой Павел был окружен облаком, то поистине соделался столпом облачным, достигающим третьего неба. Итак, духовный наш столп, святой апостол Павел, явил себя духовно столпом, огненным и облачным. Потребно было бы еще изъяснить хождение этих двух столпов наших, святых верховных апостолов Петра и Павла, и причины того хождения по образу столпа или столпов в пустыне, которые то двигались, то стояли. И когда двигались, то двигались тихо, чтобы следующие за ними люди могли идти не отставая, а когда стояли, то стояли столько времени, сколько нужно было, чтобы люди отдохнули. Шли ночью затем, чтобы светить людям, а днем – чтобы указывать путь, а вместе и для того, чтобы защищать их в жаркой стране от солнечного зноя облачной тенью. Всем тем действам уместно было бы уподобить и наших духовных столпов в похвалу и изъяснение их деяний, но недостаточно у меня времени для сего повествования. Потому окончу мое слово смиренной к ним молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Столп облачный и огненный Столп облачный и огненный ( Ucx. XIII, 21 ). Когда евреи начали свое странствование по пустыне, сам Бог шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. Облако служило также знаком для дальнейшего шествия израильтян по пустыне и остановки их ( Чuc. IX, 17–23 ). Это было чрезвычайное, чудесное проявление присутствия Божия среди народа Своего. Облако нередко останавливалось над Чистилищем и покрывало Скинию. Пр. Исаия видел славу Божию в храме наполненном дымом, или светлым облаком. Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне ученикам на горе Преображения, и светлое облако осенило их. Пр. Исаия обещает присутствие Божие в Его Церкви в следующих выразительных словах: и сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями его облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи ( Uc. IV, 5 ). Облако служит иногда символом численности или множества, как, напр., в послании к Евреям ( Ebp.XII, 1 ), где встречается следующее выражение: имея вокруг себя такое облако свидетелей; равно как у пр. Исаии ( Uc.LX, 8 ): кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя, говорит пророк в другом месте ( Uc. XIV, 22 ). Облако, взятое иносказательно, выражает и величие Божие: Се грядет с облаками, говорит св. Тайновидец ( Omkp. I, 7 ). Кроме того, облако служит образом обилия. Милость царя сравнивается с облаком, ибо оно изливает свежие и обильные потоки на землю ( Npumч. XVI, 15 ). Господь наш Иисус Христос, по свидетельству ев. Луки, сказал народу следующее: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет; и бывает так ( Лk. XII, 54 ). Сими словами Господь указывает на физическое явление, с которым народ был хорошо знаком, т. е. Он указывает на облако, поднимающееся с запада или с гор Ливанских, которое было несомненным предвозвестником обильного дождя. За появлением такого облака на западе неизменно следовала дождливая погода, ср. ( III Цap. XVIII, 44 ). В означенной цитате говорится, что слуга пр. Илии увидал то же самое небольшое облако, величиной с ладонь человеческую; но провидец уразумел, что оно служит верным провозвестником дождя, потому что вслед за тем небо стало мрачно от бури и ветра, и пошел большой дождь. Особенное было явление Божие в столпе облачном и огненном у Чермного моря, когда египтяне с войском догнали здесь евреев и им предстояла неминуемая гибель. Тогда ангел Божий и столп облачный и огненный стал позади израильтян и им светил, а египтян омрачал ( Ucx. XIV, 12–20, 24 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Икона «Распятие Христа»: Столп огненный и облачный Далекое, эпическое время оживало в мечтах иудеев, ждущих Мессию. Христос, думали они, покорит и сметет державу римлян, кощунственно зовущих себя ‘сынами божиими’. Но Сын Мариин оказался иным. 14 августа, 2012 Далекое, эпическое время оживало в мечтах иудеев, ждущих Мессию. Христос, думали они, покорит и сметет державу римлян, кощунственно зовущих себя ‘сынами божиими’. Но Сын Мариин оказался иным. Посреди земли, «населенной и молчащей», посреди языческой римской ойкумены, вне стен града святого Иерусалима , возвышается Крест Сына Божия. На глазах у всех четырех концов земли, которых Он пришел воздвигнуть с Собой в Воскресении Своем, смертью Крестной умирает Он, совершает Он Свой спасительный Исход, Пасху Свою Крестную. Земля умолкла пред Богом Живым (Авв.2:20). Репродукция иконы Дионисия В Крестной тишине слышит ответ на свой вопрос пророк Аввакум: «Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не слышишь, буду вопиять о насилии, и ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?.. Закон потерял силу, и суда правильного нет, так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Аввак. 1, 2-4). Внимает молчанию ответу Бога на Кресте и псалмопевец Давид: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93, 3) Да! – все концы земли увидят спасение Бога нашего (Ис.52:10) – не так, как приносил спасение яростный Сын Навин, не знавший страха и пощады к неприятелю, приносит спасение Израилю и миру Сын Мариин. Он воздевает руки не для того, чтобы продолжалось уничтожение врагов – Он отдает Себя, чтобы Его уничтожили, чтобы страданиями и смертью Он лишился части с живыми и стал одним из мертвецов. «Нага и помазана Мертвеца» (Канон на Плач Богородицы) примет Его на руки Матерь Его вскоре… Он вознесен от земли, отторгнутый от земли живых, претерпевает казнь за преступления народа Своего (Ис. 53:8). Если взирать на икону издали, то цветовые пятна риз жен и Иоанна Богослова , стоящих у Креста – алые и синие – как столп облачный и столп огненный, сопровождавший Израиль в его Исходе ветхозаветном из Египта. Стоп огненный и облачный были место Богоявления – Сам Бог Израилев шел с народом Своим в столпе огненном и облачном. (Исх.12:21)

http://pravmir.ru/ikona-raspyatie-xrista...

На стенах и на занавесях Бог повелел вышить изображения херувимов золотыми, голубыми и пурпурными нитями. Когда Моисей начал строить скинию, Бог сказал ему: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25:40). Снаружи скиния была украшена изображениями земных предметов. Видишь, Моисей сам сделал много рукотворных и изваянных изображений! Ибо скиния была построена из золота, серебра, пурпурной и багряной шерсти и других материалов, скрижали же были высечены на камне. Если бы кто-либо спросил тогда Моисея: «Почему ты воздвиг все это, ведь Бог запретил создавать образы и подобия небесного и земного?» — то Моисей непременно ответил бы, что Бог запретил образы и подобия затем, чтобы люди не назвали их богами и не начали бы, как беззаконные язычники, создавать себе кумиров. Напротив, творящий образы и подобия, заповеданные Самим Богом в славу Свою, через них возносится умом к Богу, поэтому поклоняться им и почитать их — хорошо и богоугодно; только не боготворить их, как это делали язычники, — а следовать за Моисеем, который создал из многих материалов скинию, высек на камне скрижали и поклонялся им, и почитал их, но не называл богами, а создал их в честь и славу истинного Бога и почитал в них Бога, заповедавшего все это.    Писание свидетельствует о том, что Моисей и его народ поклонялись скинии. В книге Исход сказано: когда входил Моисей в скинию, тогда спускался столп облачный, и Бог входил в скинию в столпе облачном. Люди видели столп облачный и поклонялся каждый у входа в свой дом (Исх. 33:8—10). Почему они поклонялись столпу облачному и скинии, если Бог сказал: «Не делай себе... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу» (Исх. 20:4)? Почему они поклонялись, видя столп, Бога же не видя? А потому они поклонялись столпу облачному и скинии, что Бог — невидим по Своему естеству; снисходя к нашей слабости, Он облекался в столп огненный и в свете столпа приходил в скинию, имея вместо ризы свет облачного столпа, по словам пророка: «Ты одеваешься светом, как ризою» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об облачном столпе, шедшем пред Израилем в пустыне, Моисей не говорит, что он был окружен и носим ветром. Этот столп вообще описывается у него очень кратко. Но что этот столп мог переноситься с места на место только ветром и притом ветром необыкновенной силы, это, кажется, следует само собою. Пророки не иначе представляют тебе шествие Господа, как в ветре и буре вместе с облаком. А они представляли его конечно между прочим и прежде всего по известному им примеру шествия Господа по пустыне пред Своим народом. И в том, что рассказывает Моисей по временам о столпе облачном, есть некоторые указания на сильный ветер, который бушевал кругом его, не заходя, впрочем, слишком далеко от него. Известно, что разделение Чермного моря, произведенное ветром («гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» – Исх. 14:21 ), ставится в зависимость от облачного столпа, шедшего пред Израилем: море раздвоилось, когда столп облачный стал у моря (ст. 20). Когда египтяне значительно приблизились к этому столпу в погоне за евреями, которых отделял он от них при переправе через Чермное море, то остановились колеса в египетских колесницах. Моисей так рассказывает об этом: «и в утреннюю стражу воззрел Господь на стан египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (ст. 24–25). Так как Бог на вещественные предметы обыкновенно действует вещественными деятелями, то и здесь Он мог подействовать просто силою ветра, которым носился столп облачный по пустыне. Еще одной особенностью отличалось облако, наблюдавшееся Иезекиилем на Ховаре, от обыкновенного. Кругом его ( ) было сияние, блеск, . Можно было подумать, что оно заключает в себе какой-то настолько сильный источник света, который не может укрыться за густой массой облака и лучами своими пронизывает ( прокалывать), вырывается из него (ср. nagah в 2Цар. 22:29 ). Впоследствии действительно оказалось, что в этом облаке было целое море огня и света. Но пока пророк видит лишь облако и тихое сияние, мерцание (ср. nogah в Ис. 62:1 ; Авв. 3:11 ) кругом его, ясный, спокойный блеск, «которого ближайшее описание может быть следует только в ст. 28» (Кр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010