«Мама, нас продали в рабство?» Отрывок из книги «Сахарный ребенок» 5 февраля, 2023 Отрывок из книги «Сахарный ребенок» Пятилетняя девочка вместе с мамой попадает в лагерь жен изменников родины, а потом — в ссылку в Киргизии. Их история — о том, как вырастить человека в нечеловеческих условиях. Повесть «Сахарный ребенок» Ольга Громова написала на основе воспоминаний Стеллы Натановны Нудольской через несколько лет после ее смерти. Книга вышла в издательстве «КомпасГид». Лагерь Нас привезли в еще не действующий, строящийся лагерь, где собрали жен и детей «врагов народа». Были, как и положено, колючая проволока, вышки, часовые на них.  На территории — ряды строящихся бараков и несколько готовых, пустых. В них не живут — это рабочая зона. Жилая зона — что-то вроде очень длинного сплетенного из прутьев сарая без одной стены. Сооружение напоминало букву «П» с очень длинной перекладиной, обращенную открытой стороной к вышкам с часовыми.  Внутри этого загона с крышей и размещались люди вроде нас — женщины и дети. Это печальное место в долине было укрыто от посторонних глаз естественными преградами. С юга долину прикрывали отроги Киргизского хребта, а с севера плавным полукругом охватывали лагерь семь древних курганов, одинаковые по высоте, длине и расстоянию между собой. Так что из степи, где были дороги и села, виднелись только курганы, а за ними — горы.  Нас привезли последними, и все места — под навесом в углах и у стен, где теплее, — были заняты. Вдоль всего плетня на чемоданах и узлах сидели человек тридцать детей. Дети молчали, опустив глаза; казалось, они боялись даже дышать.  Мы разместились в середине, на юру, открытом всем ветрам.  Стелла с родителями. Весна 1932 г. Москва. — Неплохая гостиница, могло быть хуже, и вид отсюда прелестный. Как вы считаете, мадемуазель? — улыбнулась мне мама.  — В котором часу здесь подают ужин? — осведомилась мама у молоденького конвоира. Тот оторопело глядел на улыбающуюся маму.  — Услышите било — идите к конторе, посуду берите свою, — и пошел. 

http://pravmir.ru/mama-nas-prodali-v-rab...

Разделы портала «Азбука веры» ( 52  голоса:  3.8 из  5) Царевна – сера утица Жил царь с царицею, у них были дети: сын да дочь; сына звали Дмитрий-царевич, а дочь – Марья-царевна. Были приставлены к царевне и няньки и мамки, и ни одна не могла ее укачать-убаюкать. Только брат и умел это сделать: бывало, придет к ее кроватке и начнет припевать: «Баю-баюшки, сестрица! Баю-баюшки, родная! Вырастешь большая, отдам тебя замуж за Ивана-царевича». Она закроет глазки и заснет. Прошло несколько лет, собрался Дмитрий-царевич и поехал в гости к Ивану-царевичу; прогостил там три месяца – много играли, много гуляли; стал уезжать и зовет к себе Ивана-царевича. «Хорошо, – говорит, – приеду!» Воротился домой, взял портрет своей сестры и повесил над своею постелью, и так хороша была царевна, что все бы смотрел на ее портрет: глаз оторвать невозможно! Нежданно-негаданно приезжает Иван-царевич к Дмитрию-царевичу, входит в его комнату, а он спит себе крепким сном. Увидал Иван-царевич портрет Марьи-царевны – и в ту ж минуту влюбился в нее, выхватил свой меч и занес на ее брата. Бог не попустил греха, словно что толкнуло Дмитрия-царевича – вмиг проснулся и спрашивает: «Что ты делать хочешь?» – «Хочу тебя убить!» – «За что, Иван-царевич?» – «Ведь это портрет твоей невесты?» – «Нет, моей сестры Марьи-царевны». – «Ах, что же ты мне никогда об ней не сказывал! Я теперь жить без нее не могу». – «Ну что ж! Женись на сестре, будем братьями». Иван-царевич бросился обнимать Дмитрия-царевича. Тут они и поладили, по рукам ударили. Иван-царевич домой уехал – к свадьбе готовиться, а Дмитрий-царевич стал собираться с своею сестрицею в путь-дорогу, к жениху в гости. Снарядили два корабля: в одном брат плывет, в другом сестра плывет, а при ней нянька с дочкою. Вот как выехали корабли посеред моря синего, нянька и говорит Марье-царевне: «Скинь с себя драгоценное платье да ложись на перину – тебе спокойней будет!» Царевна скинула платье, и только легла на перину – нянька ударила ее слегка по белому телу, и сделалась Марья-царевна серой утицею, взвилась-полетела с корабля на сине море. А нянька нарядила свою дочь в царевнино платье, сидят обе да величаются. Приехали в землю Ивана-царевича; он тотчас выбежал навстречу и портрет Марьи-царевны с собой захватил; смотрит, а невеста далеко на тот портрет не похожа! Разгневался на Дмитрия-царевича, велел посадить его в темницу, в день давать ему по куску черствого хлеба да по стакану воды; кругом были часовые приставлены, и наказано им настрого никого не пускать к заключеннику.

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло? Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло? В чем смысл Дня Победы и шествия с портретами победителей – размышляет священник Димитрий Трибушный. Священник Дмитрий Трибушный Благодарю Бога за то, что принадлежу к народу, не верящему в существование смерти. Русский человек после «со святыми упокой» не растворяется в мировом ничто, не исчезает с нашего жизненного горизонта. И вопреки молитве совсем не успокаивается. Мертвые беспокоят нас во сне, мы ощущаем их поддержку с той стороны бытия. Мы не боимся прикасаться к мощам, ходим на кладбища, зная, что нас слышат. Опуская человека в землю, мы не отпускаем его. Русский человек не готов смиренно принимать свой уход как факт, свойство мира, изначально устремленного к смерти. Он творит невозможное. Противостоит последнему врагу (1 Кор. 15:26). И скромный библиотекарь всерьез готовится воскресить своих предков. Есть что-то федоровское в идее Бессмертного полка. Даже удивительно, что он появился так поздно. С самого начала событие Великой Отечественной войны было осмыслено в перспективе вечности. Вспомним вечный огонь, классических «Вечно живых» Розова и пронзительных «Сошедших с небес» Натальи Трощенко. Вся страна повторяла как пароль: Наши мертвые нас не оставят в беде. Наши павшие – как часовые. Сегодня много спорят о Георгиевской ленте, но вне всяких сомнений ее семиотика – семиотика жизнеутверждающего мученичества, пасхальной победы жизни над смертью. Нужна особая духовная оптика, чтобы узреть силу в слабости, торжество в поражении. Евангельская оптика. Но для нашего современника, уже снявшего нательный крест, подобные истины не очевидны. В мире победившей смерти не удивляешься вопросу: «Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло?» А еще несколько лет назад такой совопросник воспринимался как марсианин. Есть что-то федоровское в идее бессмертного полка, но сам Николай Федоров опирался в том числе и на литургическое предание Православной Церкви. И сегодня шествие с портретами героев Великой Отечественной ассоциируется с такими священнодействиями, как проскомидия и крестный ход.

http://pravmir.ru/bessmertnyie-v-etot-de...

Взрослые со времен падения Советского Союза все пытаются понять , как же вырастить детей приличными людьми, если нет коммунистической морали, и пытаются нащупать какую-то другую основу для воспитания. Но идею гуманистического воспитания отвергли еще в девяностых, предложив взамен православное воспитание, а после того – патриотическое. Но и православное воспитание свелось к изучению внешней формальной стороны Православия, и патриотическое – к военной подготовке и бесконечным классным часам о Великой Отечественной, как это было и в нашем детстве. А быть людьми – просто людьми, которые умеют разговаривать с другими людьми, а не бить их чем попало, чтобы доказать свою правоту, у нас в школе детей не учат. Учат быть патриотами, учат быть православными (не христианами, заметим, а именно православными) – а людьми быть не учат. Кажется, так это же родители должны дома учить? Отлично. Научите ребенка плавать дома и приводите, а мы ему здесь бассейн нальем. Научите его дома общаться с другими детьми, а потом мы его пустим в детский коллектив. Никто не видит противоречия? Школа совершенно провалила идею воспитательной работы – вместо нее она предпочитает заниматься идеологическим индоктринированием, а родители предпочитают, чтобы она этого не делала: не надо моего ребенка воспитывать, я его сам воспитаю. В результате дети искренне верят, что кто сильный, тот и прав. Кто громче крикнет – тот и прав. Есть еще специальная мораль про то, что надо помогать слабым и переводить старушек через улицы, но это такая мораль для классных часов и сочинений на ЕГЭ, она к жизни мало относится. Школа во всем этом хаосе тоже занимает слегка отстраненную позицию: воспитывать должны родители дома, а мы должны давать предметные знания. А если школа занимается воспитанием – то это, как правило, унылые часовые монологи классного руководителя на тему «мне за вас стыдно». Учителя с тех пор, как поколение нынешних родителей, а то и бабушек-дедушек училось в школе, тоже не изобрели особо новых подходов к воспитанию и установлению дисциплины в классе , кроме выволочек всему классу и унизительных выговоров конкретному ученику перед классом. Нет, разумеется, есть талантливые и душевные коллеги, которые относятся к детям с любовью и уважением – и которым дети платят тем же. Но это – свойство личности, а не школы как института. В школе как институте уважение пока по умолчанию отсутствует – и зависит от внутреннего климата в коллективе и от конкретных сотрудников. Насколько в нынешней школе нехорошо, насколько напряженная в ней обстановка, сколько ненависти и неприязни висит в воздухе – легко проверить. Пусть каждый читатель, у которого есть дети школьного возраста, вспомнит, когда в последний раз говорил «ненавижу эту школу».

http://pravmir.ru/udaril-uchitelya-v-tyu...

В передачах телевидения на 1 канале и «Россия-1» в вечерних эфирах 11 ноября смачно и обильно (часовые передачи) рассматривалась ситуация вокруг «дела Соколова». На «Россия-1» в передаче Андрея Малахова эта же тема преподносилась со всех мыслимых и немыслимых сторон и 12 ноября. Спрашивается: зачем? Да, общественность должна знать о случаях из разряда вон выходящих преступлений. Хотя бы в назидание, в профилактических целях, чтобы подобного не происходило. Но с точки зрения здравого смысла достаточно внятной информации о факте циничного убийства и моральной оценке произошедшего. «Обсасывать» и смаковать все детали абсолютно незачем, тем более, что еще многое остается непонятным и необъяснимым даже для следствия. А потому эти передачи в совокупности своей, с выражением мнения всех и вся, нагнетанием страстей, больше похожи на кампанию. И дело, думается, не только в «ювенальщине», здесь более многоплановая «игра». Что на себя обращает внимание? В дневных анонсах 1 канала вечерней передачи 11 ноября звучала мысль, что собираются в вечернем эфире разбираться, как (!) православный (!) Олег Соколов совершил такое чудовищное убийство?! Потом, правда, эту тему, насчет того, что он православный, опустили. Кто-то, вероятно, подсказал, что пока преждевременно, или посчитали, что могут переборщить с нагромождением обличений. Мол, нужно просто пока сконцентрироваться на ювенальщине и иных более частных вопросах. Ничего, пройдет время, и к дальнейшей антиправославной и антицерковной кампании «приобщат» Соколова. Во всяком случае, не сомневаюсь, такая задумка у пятой колонны имеется. На что еще следует обратить внимание. 11 ноября и на 1 канале, и на «Россия-1» зачем-то по телемосту (или «Скайпу») на всю страну предоставляли слово Александру Невзорову. Между тем он в последние годы настолько распоясался в выражении антигосударственных установок, русофобии и аморальности, что, действительно, как кто-то заметил, что он является следующим кандидатом на совершение аналогичного преступления. Но сегодня, Невзоров, как бы, дает моральную оценку Соколову. Создается впечатление, что он изначально был «заряжен» на что-то подобное, подключен к обсуждению сразу, как будто только того и ждал. Зачем его «светили» на ЦТ? Ведь же знали, что он изрыгает желчь в эфирах либеральных СМИ типажа «Эхо Москвы» и «Дождя» на всё державное, патриотичное, русское. Тем более знали, что чудачества (увлечение) убийцы Соколова 1812 годом и Наполеоном – детский лепет по сравнению с «хобби» Невзорова – лошадьми. Чуть позже на правах ранее знавшего Соколова, Глебыч еще опубликовал видео на Ютубе, стал убеждать, что нездоровые наклонности у доцента СПбГУ наблюдались всегда. А как с этим обстоит у самого Невзорова? Он на полном серьезе доказывает, что кони умеют читать на латыни и исчисляют интегралы. Об этом достаточно подробно отмечал в материале «Человек, разговаривающий с лошадьми и либералами» .

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/13/v_...

К сожалению, катастрофический недостаток символического мышления, о котором говорил приснопамятный богослов и филолог Евгений Авдеенко, и мифологического мышления (в терминологии монаха Андроника, в миру философа А.Ф. Лосева) захлестнул не только обычных потребителей, " заказывающих батюшек " , но и самих пастырей! Ну например, уже более 100 лет священство не в силах понять, что при отказе от земного царя и земного царства в символической форме происходит отказ и от Царя Небесного, потому что монархия, как и отцовство, категория метафизическая и предвечная. Для бывших семинаристов уместно напомнить, что в троическом богословии монархия – вовсе не субординативный принцип, а ипостасное свойство Бога-Отца, неотделимое от Него. Трудно им также уяснить, что понятия «лицо» и «личность» (как носитель лица) очень связаны друг с другом. И они тоже – сначала ТАМ (в реальности нетварного бытия), а уже потом здесь, «по образу и подобию»! И навязанная нам как норма практика закрывания лиц масками (длительное, по всему миру одновременно, без серьёзных оснований и в обход действующих законов) – не что иное, как ещё одно проявление «войны символов» - сознательно проводимая стратегия обезличивания общества. Привнесение в нашу жизнь ущербной лояльности, направленное на вытравливание свободного и духовного самосознания и утверждение рабского поведения – как у отдельных граждан, так и у всего народа. Народ, словно чувствуя это покушение на собственный ОБРАЗ, справедливо окрестил маски намордниками, потому что под ними скрывается уже… не совсем лицо (то есть личностные характеристики при этом однозначно страдают)! А.Ф. Лосев в «Диалектике мифа» писал, что даже внешняя одежда, костюм, очень влияет на самосознание и поведение человека. Тем паче – лицо и имя, главные образы само- и взаимо-идентификации человека. Здесь же уместно вспомнить и мысль К.С. Станиславского о том, что душевные переживания имеют с лицом и его выражением не только прямую, но и обратную(!) связь. А что если лиц с выражением просто нет ни у тебя, ни у кого вокруг (они официально закрыты до окончания бесконечных ограничений)? А что если электронизированное правовое поле с рождения и до смерти начинает обращаться к тебе уже не по имени, с которым ты сам себя связывал, а также другие люди и даже Бог. А по номеру, кодирующему лишь набор твоих социальных функций? Изменится ли что внутри, когда ты спокойно откликнешься? Часовые батюшки бодро ответят: НЕТ, кесарю – кесарево! Не заметив, что и кесаря-то давно уж как нет, да и «кесарево» мы отдаём его предателям.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/27/kovidv...

Деревни сожгли, людей вывезли в телячьих вагонах. Первый наш лагерь был в Нарве, в пустых цехах Кренгольмской мануфактуры. Там были устроены нары в четыре этажа - на верхний этаж приходилось забираться по верёвочной лестнице. Моей больной сестре никак на эту верхотуру было не забраться... Рядом на скамейке умирала какая-то старушка - и мы ждали, пока она умрёт, чтобы положить сестру на её место. И всё же это был не самый страшный наш лагерь... Потом подошли наши войска, немцы заторопились и погнали нас в другой лагерь, в эстонский город Валгу. А бабушка наша как раз в те дни заболела тифом и лежала в тифозном бараке. Немцы тифозных тащить за собой не захотели - они попросту облили барак бензином и сожгли вместе с живыми ещё больными. Так наша бабушка и погибла вдали от родной деревни, - и костей её после пожара было не найти. Нас перебросили в Валгу. Там лагерь был страшный - по типу какого-нибудь Освенцима или Бухенвальда, с тремя рядами колючей проволоки по периметру, по проволоке пущен ток, вокруг ходят часовые с овчарками... Людей на нары клали вплотную друг к другу, нары посыпали гнилой соломой - от неё вонь стояла невероятная; на весь барак две-три тусклых лампочки под крышей... А питание? Баланда - то есть попросту замутнённая горсткой муки вода. Иногда туда ещё какие-нибудь отбросы добавляли: то конское копыто, то ещё что-то в этом роде. И кусок хлеба, граммов на сто: липкий такой, чёрный, вонючий: даже с голоду съесть кусок - словно подвиг совершить. Снова вспыхнул тиф - на этот раз заболела наша мама. Её в тифозный барак положили - а это был просто дощатый сарай с огромными щелями в стенах. Февраль на дворе, ветер по бараку гуляет... Мы собрали все тряпки, что нашли, укрыли ими нашу маму, и она 14 дней без сознания лежала. Как она выжила? Одному Богу известно. Впрочем, она потом горячо уверяла нас, что её спасла Сама Богородица: во сне приходила к ней Божия Матерь вместе со Спасителем. Пречистая дала маме иконку, а Господь бутылочку с лекарством за пазуху ей положил.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/29/r...

Существуют три направления  – алкозависимость, наркозависимость и игромания. Это похожие направления. Методика борьбы с ними общая. Интернет-технологии открывают простор для огромного числа людей со всего мира. Часовые пояса, разница во времени являются единственным препятствием для полноценной реализации нашей программы. Плюсы. Человеку не нужна ресоциализация. Когда зависимый человек уезжает куда-нибудь на год, например, на деревенский приход, он теряет навыки социальной жизни. Потом ему долго приходится привыкать к жизни в обществе. У нас же ситуация иная. Мы ведем работу в боевых условиях. Существуют две разные философии. Согласно первой, нужно вынуть человека из социума, помочь ему создать какое-то новое мировоззрение, естественно, христианское, а потом с этим обновленным мировоззрением поместить его обратно в социум. У нас ситуация иная – мы не ставим задачу изолировать человека от социума. Человек в боевых условиях учится выстраивать свою жизнь заново. Переживая все те кризисы и трудности, жизненные проблемы, которые он переживал и раньше, он учится решать проблемы без употребления психоактивных веществ. Раньше он бы и напился, а теперь он учится при нашей поддержке, как по-другому отреагировать на переживания, на горе и на радость. Это огромный плюс. Когда человек попадает в закрытый центр, самое главное – не допустить, чтобы он уехал оттуда, и тогда можно с ним работать. У нас другая история – от нас человек уходит каждый день. И это была очень сложная задача. Поначалу у нас такого опыта амбулаторной работы не было. Так что для нас было открытием делать такую программу, чтобы человек хотел вернуться к нам каждый день. Снова и снова. Чтобы человеку было интересно, чтобы общение с нами стало бы ценностью. Поэтому нужна была программа обращенная к человеку, чтобы она была добрая, чтобы можно было заинтересовать человека, прежде всего, любовью. Вся история с зависимостями связана с любовью. Человек и употребляет психоактивные вещества в поисках любви. Употребляют те, кто имеют мощный опыт нелюбви. Исцелить недуг пьянства можно только любовью. У нас это получается – мы достигаем хорошего отношения к людям. Мы осуществляем очень интересное и доброе дело.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/14/is...

  С тех пор все монастыри на Афоне создавались по образцу Лавры святого Афанасия. По сути, утверждение первого Афонского Устава показало, что государство поддерживает прежде всего организованные общежительные монастыри и в меньшей степени монахов-пустынников. Несмотря на это, идеал монашеской отшельнической жизни не переставал жить на Афонском полуострове, сосуществуя с общежительным принципом, хотя и был оттеснен в самые отдаленные и труднодоступные его уголки.     Часовые Эгейского моря Процесс перехода от уединенно живущих аскетов к организованным общежительным монастырям на Афоне должен быть истолкован в свете геополитической и военной ситуации означенной эпохи. Вслед за последним взлетом, пришедшимся на период царствования императора Юстиниана (527–610), Средиземноморье перестало быть «римским озером». По мере решительного продвижения вперед арабских племен, захватывавших все большие земли на Ближнем Востоке и в Северной Африке, возрастает стратегическая роль Афонского полуострова, разрезающего с севера Эгейское море и контролирующего фракийские берега, иными словами, сухопутный путь между Константинополем и Солунью, а также Дарданеллы – морской путь, ведущий в Константинополь и в Черное море. Пройдет лишь несколько лет – и цепь укреплений протянется вдоль всего восточного берега полуострова. Они изначально находились там, либо вошли во владения расположенных с этой стороны монастырей, а иногда и сами монастыри строились как неприступные крепости. Спустя 3–4 века после основания Великой Лавры, начиная с XIV века, когда византийская территория сжалась до границ Палеологовского Фессалоникийского деспотата, состоящего из самого города Фессалоник и двух крайних полуостровов Кассандры и Афона, средний же полуостров – Сифония – был захвачен турками, такая же цепь протянулась и вдоль западного берега полуострова. Все афонские монастыри приобрели свой современный вид в результате растянувшихся на века процессов их строительства и расширения. Некоторые из них, заручившись поддержкой могучих дарителей, изначально возводились в виде величественных комплексов построек, другие же родились из одиноких хижин аскетов-отшельников и приобрели современную форму в результате постоянно разраставшегося ядра, состоящего из учеников, подвизающихся вокруг своего духовного отца.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=2788

По мере развития урбанизации локальные системы времени, ориентировавшиеся на солнечный полдень, постепенно входили в противоречие с городским образом жизни — в городах жизненный ритм не симметричен относительно солнечного полудня, а смещен в сторону вечернего времени. Уже в начале XX века в Европе и США до 40 % людей жило в городах, в начале XXI в. —более 70%. Близка к тому доля городского населения сейчас и в России, причем в течение XX века она выросла почти в 7 раз. Таким образом, ориентированная на солнечный полдень система поясного времени уже на момент своего внедрения обладала значительным изъяном — не соответствовала реальному жизненному ритму многих людей, и чем дальше, тем больше. Необходимо было как-то компенсировать этот недостаток, и это было сделано с помощью «летнего времени» (далее без кавычек). Сама по себе история внедрения летнего времени весьма иллюстративна: она показывает, сколь велика в обществе сила традиции, сколь трудно сделать первый шаг, и сколь заразителен чужой пример. Еще в 1784 в сатирической статье в Journal de Paris Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, служивший тогда американским посланником во Франции, писал о необходимости лучше использовать дневной свет летом (прообраз современного летнего времени). В 1895 и 1898 годах в журнале Новозеландского философского общества выходят статьи Джорджа Хадсона, в которых обосновывается современная система переходов на летнее время. Хадсон был почтовым служащим, а после работы отдавался своему хобби — энтомологии. Чтобы иметь возможность вечером собирать насекомых, заканчивать работу нужно засветло, что и привело Хадсона к идее о двухчасовом сдвиге времени летом. Если Хадсона можно считать идеологическим основателем этой системы, то ее практической реализации мы обязаны английскому строительному подрядчику Уильяму Уиллету. В 1907 г он на собственные средства опубликовал статью-памфлет «О растрате дневного света». Помимо прочих причин его, как заядлого гольфиста, удручала необходимость заканчивать игровые партии в сумерках. В 1908 по инициативе Уиллета в британский парламент был внесен билль о «летнем времени» и после дебатов отклонен. Так же неудачно закончилось еще несколько попыток, предпринимавшихся вплоть до смерти Уиллета в 1915 г. А 30 апреля 1916 г. на летнее время неожиданно перешла Германия и ее союзники по Первой Мировой войне с целью экономии дефицитного в условиях военного времени угля. После этого британскому парламенту потребовалось менее месяца, чтобы ввести летнее время: это состоялось 21 мая 1916 г. За Британией последовали другие страны антигерманской коалиции. Летнее время и часовые зоны как часть истории России

http://pravmir.ru/ne-perevelis-eshhe-na-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010