I. Общие замечания о причинах и времени учреждения патриарших приказов, об их общем устройстве и числе Греция, просветив Россию христианством, в тоже время, вместе с христианством, передала ей свои церковные учреждения и законы; она сделалась образцом, который Русь постоянно имела в виду при устройстве своей религиозно-церковной жизни, вследствие чего эта последняя необходимо должна была слагаться под греческим влиянием 1 . Но если, с одной стороны, наша церковная жизнь устроилась по образцу греческому, то, с другой стороны, она не могла не подчиниться и особенностям собственно русской жизни. Последняя была непохожа на жизнь греческую, и потому-то, что было пригодно и уместно в Греции, не могло быть без переделок и применений перенесено на русскую почву. Вследствие этого некоторые церковные учреждения Греции, особенно те, которые выработались под влиянием особенностей чисто греческой жизни, будучи перенесены на Русь, необходимо должны были с некоторых сторон, в силу влияния особенностей русской жизни, потерпеть более или менее существенные изменения и явиться у нас в несколько ином виде, нежели как они были в Греции. Так, например, вместе с христианством Русские приняли от Греков и номоканон, который имел очень большое влияние на всю жизнь русского общества 2 . Но мы знаем, что только первая часть номоканона, содержащая в себе правила апостольские, вселенских и поместных соборов и правила св. отцов, была принята у нас вполне безусловно, без всяких изменений, как содержащая в себе законы церковные, обязательные для всех частных церквей. Напротив, что касается до второй части номоканона, в которой заключались законы гражданские по делам церковным, то эти законы не были приняты русскими безусловно, но, как показывают уставы Владимира и Ярослава, они подверглись у нас значительным изменениям, которые необходимо требовались особенностями и совершенно иными, нежели в Греции, условиями жизни русского общества 3 . Так было в области церковно-гражданского законодательства, так было и в области церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

V. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина по тем положениям и отношениям, в каких приходится ему бывать в настоящей жизни Есть круг обязанностей, лежащих на христианине не потому, что он христианин, но потому, что притом находится еще в том или другом состоянии, в тех или других отношениях. Это обязанности относительные. Они называются также взаимными, потому что касаются человека, состоящего в каких-либо законных связях с другими, лежат на нем взаимно с другими лицами и, требуя от него известного рода действования, в то же время взаимного соответствия требуют и от других. Сюда относятся обязанности христианина, рассматриваемого в семействе, в Церкви, в обществе. Можно видеть, что они состоят в соответствии с обязанностями доселе исчисленными и составляют как бы поприща для упражнения и осуществления их. 13. Обязанности семейственные Семейство есть общество, которое под одним главой, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными, и слуги. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обязанности разных членов семейства. 1) Общие обязанности всего семейства а) Глава Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота, по частям, должна быть обращена 1а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная... В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч. 2а) При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Отделение первое. Общие правила Общие правила воспитания относятся непосредственно: а) к пробуждению и руководству способностей; б) к предохранению их от повреждения; в) к исправлению недостатков, замеченных в воспитанниках, и, наконец, г) к тому способу, как должно руководить воспитанника к продолжению собственного образования. Глава первая. Возбуждение и руководство способностей § 12. I. Образование должно быть полное Ни духа, ни тела не должно оставлять без образования. То же должно сказать и порознь о каждой способности духа. Одностороннее образование почти всегда влечет за собой печальные следствия. К чему, например, послужит живость воображения и верность памяти, если при этом недостает человеку здравого смысла? К чему поведет обширное образование разума, если испорчено сердце? До каких погрешностей доводит и доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства? Воспитание должно образовать все способности человека соответственно их назначению: должно образовать тело и дух так, чтобы из земного человека образовался человек небесный. Как ни вредно одностороннее образование, однако этот недостаток встречается весьма нередко. В низших сословиях очень часто духом жертвуют телу, а у тех, которые называют себя образованными, лжеумствующий разум, преобладающее воображение и испорченный вкус часто поглощают главное – истинное благочестие и добродетель. § 13. II. Образование должно быть стройное 1. Несправедливо думать, будто все способности нужно образовать одинаково. Воспитание должно производить в человеке единство и гармонию, а потому низшее надобно подчинять высшему, а высшее – высочайшему. Эта гармония должна согласоваться с назначением человека, как временным, так и вечным. 2. Временное назначение человека состоит в том, чтобы он, как член общества, в определенном ему месте действовал ко благу целого. Поэтому если будущее звание воспитанника решено заранее, то все способности его должно образовать так, чтобы он в свое время мог надлежащим образом исполнять обязанности своего звания. Но как есть различные звания, то и воспитание в этом отношении должно быть различно. Судя по тому, нужно ли юного гражданина мира, посредством образования, сделать честным земледельцем, или воином, или художником, или ученым и проч., надобно и способностям, необходимым для того или другого звания, давать преимущественное образование, а образование всех прочих приводить в согласие с ними. Воспитание также видоизменяется по различию пола. Но всякое временное назначение человека не есть еще высшее и последнее, а потому оно само должно быть подчинено высшему и главному назначению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Святое дело обращения к православной вере неверных или не православных, как по важности своей, так и по самой трудности, с какою оно во многих случаях соединяется, требует много внимания, благоразумия, ревности. Поэтому оно требует правил, которые должны руководствовать самих обращающих и располагать, наставлять и утверждать в вере обращаемых. Кроме частных правил, сообразных обстоятельствам времени, места и свойствам обращаемых, кроме того, что может зависеть от собственного благоразумия, опытности и деятельности проповедников веры, в инструкциях, даваемых на это дело правительством духовным и гражданским, есть некоторые общие, постоянные правила, имеющие силу во всякое время, и особенно требующие внимания потому, что выражают дух и намерения нашего Правительства в этом великом и святом деле. Не допуская обращений поспешных и бессознательных, оно никогда не терпит обращений насильственных, старается устранять из этого дела всякие корыстные виды не только обращающих, но и обращаемых, побуждает проповедников действовать на ум, сердце и нравственность людей, призываемых к Евангелию. Для этого общими, необходимыми правилами обращения признаются: обстоятельное и ясное, по мере приемлемости обращаемых, раскрытие им высоких истин веры, к чему важнейшим средством служит заведение между иноверцами училищ; потом–действие на сердца их убеждениями кроткими, любовью, не только обхождением мирным и дружественным, но и снисхождением к их недостаткам, умственным и нравственные, к их понятиям, и даже некоторым заблуждениям и слабостям; наконец – укрепление союза обращенных с Церковью не иными какими либо узами, а только чисто религиозными и нравственными, как то: устроением среди них храмов и духовенства, духовным влиянием на совесть и нравы их, а особенно собственным примером жизни пастырей, к ним приставленных. В этих видах для проповеди Евангелия во всех местах, самых диких и грубых, Правительство наше заботится избирать проповедников испытанных и отличающихся столько же духовным просвещением и православием , сколько и доброю нравственностью. Таковы общие правила для распространения веры, какие находим во всех, и самых древних, инструкциях нашим миссиям. 1 Здесь представим извлечение в точных словах из инструкции, данной Осетинской миссии, в 1771 году, так как эта инструкция и в последующее время многократно подтверждаема была Правительством, для употребления в деле проповедания веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Часть 1 Часть 2 Содержание Введение общие понятия § 1. Общее понятие о договорах и обязательствах. – Сущность прав по обязательствам и отличие от вещных прав. – Значение обязательств в составе имущества. – Разделение учения об обязательствах на общую и особенную часть. Первый отдел. Общая часть учения о договорах и обязательствах Глава первая. Содержание и главные виды обязательств § 2. Условное обязательство. – Разные виды условий. – Наступление условия и его действие. – Соотношение условий. – Понятие о сроке. – Действие срока. § 3. Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег. § 4. Виды обязательств. – Обоюдные и односторонние. – Безмездные и возмездные. – Договоры, на риске основанные. – Ясные и неясные требования. Глава вторая. Общие условия действительности обязательств § 5. Действительное и недействительное обязательство. – Натуральные обязательства. – Ничтожные и опровержимые обязательства. – От чего зависит действительность обязательства? § 6. Способность лиц к заключению договора. – Обязательства несовершеннолетних и состоящих под опекой. § 7. Цель и побудительная причина договора. – Обязательства без цели. – Простое сознание долга. – Мнимая цель. – Цель запрещенная. – О значении запрещенной цели по русскому закону. – Уничтожение договора с запрещенной целью и последствия уничтожения. § 8. Значение формы в договоре. – Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. – Историческое значение формы в русском законодательстве. – Правила о совершении актов. – Отсутствие руководящего начала. – Колебания судебной практики и наклонность ее к формализму. – Значение явки в актах договора. – Домашние акты. – Словесные соглашения. – Можно ли доказывать их свидетелями? – Гербовый сбор.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Часть вторая Общие правила благоразумия для священника при обращении заблуждающих Заблуждение состоит в незнании или отвержении истины, или в смешении ее с ложью. Посему, чтобы обратить заблуждающего к истине, надобно по­казать ему истину, и опровергнуть его ложное мнение. Сие важное дело требует познания, и осмотрительного наблюдения, свойственных оному правил благоразумия. Ежели ты хочешь подействовать на заблуждающих, то тебе должно приобрести в некоторой сте­пени к себе их доверенность. Ибо только доверен­ность к учащему отверзает у других сердце, так что они охотно слушают, принимают внушаемую им истину, сохраняют ее, и делают плодоносной. Кто будет просить у тебя совета, ежели не имеет к тебе доверенности? Кто станет слушать тебя, ежели не считает тебя основательно рассуждающим? Доверенность же проибретаем мы только тогда, когда другие видят нас людьми рассудительными, воздержными, состра­дательными, способными ко всякой помощи, опытными и скромными, – такими, которые заблуждений разума не считают злостью, могут с кротостью выслушивать противные мнения, и уважают праводушное исследование. Итак взвесь себя безпристрастно, и ежели ты не находишь в себе силы тех качеств, которые здесь исчислены, то удвой и утрой попечение, и молись от всего сердца, чтобы оные получили в тебе достаточное действие и силу. Без основательного знания истин Веры и без примерного поведения нельзя тебе приобрести доверенности, а без доверенности нельзя довольно успешно действовать на других. Заблуждающие, ежели основательно не опровер­гнешь их заблуждения, и основательно же не убедишь их в истине, обыкновенно не приписывают сего недостатку сведений в опровергающем их; но думают, что сама предлагаемая им истина не имеет должного основания, и следственно не есть истина. Посему приступай к опровержению заблуждающих не иначе, как тщательно рассмотрев спорный предмет, и дойдя до несомнительных начал к утверждению исти­ны, и к опровержению ложных мнений: иначе ты подвергнешь истину опасности, и заградишь себе путь к воздействованию на заблуждающих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Конспект по педагогике Скачать epub pdf Взято из книги: «История Киевской духовной академии. В. Аскоченский», 220221. Педагогию называем науку о воспитании. Воспитание в общем смысле есть вспомоществование правильному развитию всех сил телесных и духовных воспитанника, из которого оно образует человека и достойного члена общества. Воспитание христианина, какое должно быть в обществе христианском, есть такое развитие умственных, нравственных и телесных сил человека, какого требует дарованная ему благодать св. крещения и звание истинного христианина, благопослушного православной Церкви Христовой и верного сына отечества. Воспитание духовное имеет целью образовать не только истинного христианина и полезного члена общества, но и способного и полезного служителя Церкви. Последнее есть главный предмет Педагогики для духовных академий. Понятие о воспитании вообще, как о сообразном с целью развитии и образовании всех сил духовных и телесных, заключает в себе не только наилучшее практическое направление сил воспитанника, вследствие которого он делается способным действовать на поприще жизни во благо себе и другим, но и сообщение ему различных сведений полезных и нужных для известного рода жизни в обществе. То и другое между собой нераздельно; в науке может быть рассматриваемо порознь. Первое назовем воспитанием в частнейшем смысле, последнее обучением. Отсюда и Педагогику можно разделить 1) на науку воспитания и 2) науку обучения (дидактика). I. Наука воспитания . Здесь после общий понятий а) о назначении воспитываемого и средствах к достижению оного естественных и благодатных; b) о воспитателе, его обязанностях и качествах умственных и нравственных, с) о средствах, которыми может располагать воспитатель для своей цели, должны быть указаны 1) как общие правила касательно возбуждения и направления способностей, предупреждения от повреждения и исправления недостатков; 2) так и особенные правила касательно а) образования тела (воспитание физическое). Правила, относящиеся к сему, должны быть заимствованы из медицинских наставлений (например, из книги доктора Грума о сохранении здоровья детей), с применением их к быту духовенства и устройству духовных школ и цели духовного образования. b) образования души, то есть, ее умственных и нравственных сил, ума, воли и чувства, как требует достоинство существа нравственного, звание христианина, особенное назначение духовного воспитанника, с указанием средств к сохранению благонравия детей, к предупреждению и исправлению недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Предисловие О предметах церковного суда I. О предметах общего церковного суда А) О предметах общего церковного суда, имеющего карательный характер и последствия I. Дела двоякой подсудности, подлежащие прежде уголовному суду и потом духовному II. Дела двоякой подсудности, подлежащие прежде духовному суду, а потом уголовному III. Дела двоякой подсудности, подлежащие или уголовному и духовному суду или одному духовному Б) О предметах общего церковного суда в делах, не влекущих за собою карательных взысканий II. О предметах особенного церковного суда, или о церковном суде над клириками и монашествующими А) О круге лиц, подлежащих особенному суду Церкви Б) О круге дел, по которым лица духовного звания подсудны особенному церковному суду Выпуск второй От издателя Предисловие Об отделении в Церкви судебной власти от административной I. Слово Божие Места Св. Писания, свидетельствующие о принадлежности судебной власти епископу. II. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА 2) Церковные правила и другие свидетельства об отношениях пресвитера и прочих клириков к их епископу 3) Церковные правила и другие свидетельства о силе, действии и обязательном значении церковных правил III. Учение, история и практика православной Церкви и посторонние свидетельства о судебной власти епископа 1) Символические и догматические книги Православной церкви 2) Свидетельства исторические 3) Законы греко-римских императоров 4) Важнейшие источники Русского церковного законодательства 5) Нынешняя практика Православной церкви 6) Свидетельства канонистов и других ученых IV. Теории, выставленные для оправдания предприятия об отнятии судебной власти от епископа 1) Первая теория – необязательности указаний Слова Божия и канонов 2) Вторая теория – дисциплинарного суда и административных взысканий 3) Третья теория – поручения V. Наследники власти епархиального епископа 1) Светский суд 2) Духовно-окружные суды 3) Коллегия пресвитеров 4) Пресвитер единолично 5) Светский прокурорский надзор VI. Крупицы, оставляемые епархиальному епископу VII. Общие выводы и замечания VIII. Проекты основных положений преобразования церковного суда IX. Замечания на проект комитета и на объяснительные записки к сему проекту X. Дополнение к первому выпуску  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Коллектив авторов Приложения I. Проект постановлений о церковно-приходском собрании и церковно-приходском совете православных приходов в России I. Общие правила § 1. Каждый православный приход в России обязан заботиться о своих церковно-приходских делах в порядке, определенном сим постановлением. § 2. Дела решаются приходом на общем церковно-приходском собрании. § 3. Православные приходы могут быть городские или сельские, или же соединенные сельско-городские. Членами прихода состоят лица православного исповедания обоего пола, который имеют свое местожительство в пределах прихода, а также проживающие вне его пределов, но причисленные к нему согласно их желанию. Настоятель православного прихода ведет главную книгу или список всем членам прихода, в котором показываются имя, фамилия, звание, занятие или промысел, равно время и место рождения каждого прихожанина, а когда умрет член прихода – время и место его смерти, а также время переселения членов в приход или из прихода, и место, откуда кто водворился или куда выселился. § 4. Общие расходы прихода покрываются средствами, находящимися для этой цели в его распоряжении. При необходимости дополнительных, сверх того, сумм, таковые приобретаются сбором от прихожан, согласно особому на каждый раз определению церковно-приходского собрания. В случаях чрезвычайной потребности, приходу предоставляется также заключать займы или зараз установлять сборы на несколько лет; однако решение о том делается действительным по утверждении его высшим епархиальным начальством. § 5. Приходские сборы платятся по утвержденной на годичном церковно-приходском собрании смете, сообразно имущественному достатку каждого члена прихода. § 6. По каждому приходу равным образом ежегодно составляются и утверждаются церковно-приходским собранием записи расходов и доходов. § 7. Отчетность о заведывании и расходовании приходских сумм заключается по календарному году и, по поверке ее назначенными приходом особыми лицами, представляется на утверждение церковно-приходскому собранию. II. О церковно-приходском собрании

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Поиск по форумам ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КУРС Боковая панель Открыть боковую панель Коротко о главном Коротко о главном Общие вопросы Технические вопросы Если Вы хотели бы поступить на обучение и уже внимательно ознакомились с Правилами ПИК , согласны их выполнять и располагаете достаточным количеством времени и сил, то приглашаем Вас зарегистрироваться в системе и самостоятельно записаться в " Регистрация на ПИК N " . Если здесь отсутствует тот вопрос, на который Вы хотели бы получить ответ — прочитайте Внимательно документы Концепция и Правила ПИК, скорее всего после этого все вопросы отпадут. Если нет — напишите письмо Администратору , он Вам обязательно ответит, и, возможно, разместит ответ в этом разделе. Общие вопросы Что такое Православный Интернет-Курс (ПИК) и зачем он нужен? Это курс дистанционного взаимодействия, направленный на то, чтобы помочь, при желании, человеку: В чем преимущества ПИК? Человеку, открывающему для себя Бога, может поначалу казаться, что «он уже все знает» ну или уж что он, по крайней мере, сможет быстренько изучить вопросы веры, прочитав несколько книжек и поговорив со «знающими людьми». Но, по мере углубления в религиозные вопросы, такая иллюзия быстро проходит, и ищущему открывается в своем неисчерпаемом многообразии мир христианской мудрости. Тогда бывает очень трудно выбрать из всей предлагаемой на книжных прилавках и в Интернете литературы именно то, что действительно нужно сейчас, понять какие темы самые важные, разобраться в каком порядке это читать. В наше время доступно гигантское количество различных книг религиозного содержания, и, если начать читать «не то», то можно запросто получить духовную, а то и душевную травму. Такие случаи, к сожалению, не редки. Кроме того, у ищущего не всегда есть возможность поделиться с подобными себе, чувствуется острое духовное одиночество, особенно если родные настроены против и не понимают воцерковляющегося. Своевременно получать компетентные ответы от духовно опытных людей или священников не всегда получается. Случайных же советчиков может найтись много, и на улице, с Библией под мышкой, и в церковной лавке. Но вопросы веры не терпят некомпетенции и бессистемности, христианство — это не народные обычаи и не один путь из многих, а непреложная Истина, единственная, точная и сложная, как высшая математика. Религиозные же ошибки, накапливающиеся с самого начала пути к Богу, могут обойтись гораздо дороже, чем научные или медицинские, ведь речь идет о вечной душе. На Православном Интернет-Курсе мы учимся предотвращать их или исправлять, если уж допустили. На нем вам будет предложен оптимальный набор литературы и заданий, в том числе практических, с возможностью поработать над ними под руководством тех, кто уже более-менее давно идет верным путем ко Христу.

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010