Потому, наверное, и получил имя свят. Тихона. Надежный и любящий. Милующий. Он был, практически, идеальным сыном, старшим - в лучшем смысле этого слова - братом, строгим отцом и - одновременно - любящей материю в епископском служении. Очень тяжело говорить " был " ..., только у его гроба я понял, как тяжко без Бога, без надежды на Вечную жизнь, хоронить близких! Я всегда шел за ним: в школе, техникуме, семинарии, - везде мне было легко после того шлейфа любви, который окружал покойного Владыку. Меня все встречали с распростертыми объятиями! Воистину " достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его " (Прем. 4, 13-15). Упокой, Господи, его душу в Селениих праведных! Мне, как близкому сроднику почившего, трудно судить объективно о его трудах, да, к тому же, во взрослой жизни нас всегда разделяли тысячи километров, потому приходилось довольствоваться телефонными разговорами или краткими встречами. Что касается внешних, видимых результатов трудов Владыки, то есть официальная статистика, бесстрастно фиксирующая ту бурную активизацию приходской жизни Архангельской епархии, повышения количественного и качественного состава духовенства, развития общественнозначимых проектов, укрепления авторитета Церкви в обществе. Но, невзирая на все достижения, у владыки Тихона была постоянная боль, которая, думаю, надорвала его сердце, это - кафедральный собор г. Архангельска. В бытность свою игуменом и секретарем Петрозаводской епархии, он восстановил Александро-Невский кафедральный собор, а здесь - стена из непонимания, равнодушия, открытого противодействия... Слава Богу, владыке Тихону удалось завершить самую трудоемкую и затратную в условиях Севера работу - забить сваи в основание и вывести " нулевой " цикл. Кончина Владыки заставила многих пересмотреть свое отношение к возрождающемуся духовному символу Поморья, на поминальной трапезе часто звучали слова, что новый собор будет лучшим памятником почившему.

http://pravoslavie.ru/49366.html

С сожалением отмечалась обмирщенность Церкви и в России. Вера в Бога оскудевала повсеместно, и заповедей Его придерживалось все меньше людей. Безверием охватывались и нижние слои общества. Отмечалось, что даже среди поступающих в духовные заведения было немало неверующих. В духовных семинариях учились будущие политические деятели И.В. Джугашвили (Сталин), Н.И. Подвойский, С.В. Петлюра, будущий маршал А.М. Василевский, будущий коллаборационист А.А. Власов 164 . «В царствование Николая II в православии отчетливо прослеживались две линии – одна на возвышение и торжество православия, другая на его вырождение», – пишет исследователь О. Платонов 165 . Призыв Церкви Через святого праведного Иоанна Кронштадского (1829–1909) шел в начале XX в. отчаянный призыв к людям. «Кайтесь, кайтесь, – взывал он, – приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить себе не можете. Если не будет покаяния, Господь отнимет у России царя и напустит ей столь жестоких правителей, которые всю землю русскую зальют кровью. Вера слову Истины – Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий. Не стало повиновения детей родителям, учащихся – учащим и самих учащих – подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается, едва ли не всякий ребенок мнит себя автономом. Не стало у интеллигенции любви к Родине. Всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством» 166 . Библия гласит: Господь Бог – ревнивец. Не до´лжно человеку поклоняться другим богам, забывать Творца неба и земли и не исполнять Его заповеди. Сказал Господь: Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои... Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом. и ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой ( Втор.28:15–17, 43:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Сам Христос сказал: “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную” ( Ин.6:47 ). Но в наше время появилось на земле много неверующих в Бога и во Христа Его. Воскресение Пасхи для неверующих – рабочий день, который они не чтят, потому что не вступают в него со Христом. Неверующие не признают Христа за Свет Истинный, просвещающий и освещающий всякого человека, грядущего в мир, потому что сердце в них не чисто, совесть усыплена. “Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету” ( Ин.3:20 ). Неверующие умрут навечно во грехах своих ( Ин.8:24 ), и будут осуждены за неверие свое ( Марк. 16:16 ). Христос ясно остерёг атеистов и равнодушных, что не веровать в Него – есть грех ( Ин.16:9 ). “верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” ( Ин.3:36 ). Христос – Свет и Радость вечная. И ныне, когда Христос Воскрес, эта Радость вечная преисполняет сердца всех нас. Но дует холодный ветер с Востока и эту Пасхальную радость омрачает у многих верующих. Там, на родине нашей, безбожники-коммунисты празднование Пасхи запретили. Почаевскую лавру, монастыри и храмы закрыли, лишив духовной радости верующих братьев наших, там продолжается упорная борьба с религией и насаждается атеизм. “Там дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей” (Достоевский). Ныне вся земля наполнена сообщниками дьявола, и люди, в обществе с дьяволом, восстают не только друг на друга, но против и Самого Христа и Его Святой Церкви. В эмиграции исповедание Воскресшего Христа на знает препятствий извне, поэтому выявляется оно повсеместно с большим духовным подъёмом и радостным пасхальным настроением. В Светлую ночь Пасхи наши храмы заполняются ликующим народом, и стены их оглашаются мощным торжественным пением. Это свидетельствует о том, что Пасха Христова продолжает быть источником духовной силы и нравственного воодушевления для русских людей в рассеянии сущих. “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!” – восклицает Церковь в Светлую ночь Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Среди мучеников, которые с древних времен почитаются нашей Церковью так же величественно, как и Греческой, стоит св. Димитрий Солунский. Храмов, построенных в честь этого святого, очень много на Украине. Он был отличным воином, послушным сыном и ответственным администратором в идеально построенной социально-административной системе Римской империи. Защищая свою языческую Родину, защищая Фессалоники от варваров-славян, он тем самым служил Господу. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, и власти существующие установлены от Бога… Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро … Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести»(Рим. 13, 1-5). Император Максимиан, что и приказал его казнить, терял талантливого полководца, но выбор святого был однозначен: «Я служу тебе, как царю земному, но поклоняюсь одному Богу, Царю Небесному». Великомученик Димитрий Солунский Другими словами, какой солдат — такой и христианин. Подвиг мученичества — это завершение подвижничества ежедневного, исповедничества вдохновенного. Мне кажется, нам, украинцам, пример Димитрия Солунского должен сегодня служить уроком и указывать путь борьбы с ненавистью и пренебрежением, царящими в обществе. Как любить ближнего, если он ходит в «москальскую» церковь Православные христиане, принадлежащие к УПЦ и к УПЦ (КП), такие же патриоты, которые самоотверженно работают на славу своего государства, которые служат в армии, защищая суверенитет Украины. Господа нельзя обмануть, Он смотрит на сердца. Какой ты священник, учитель или воин, таким тебя и призовет Господь в свое время. Не в том героизм, чтобы забирать храмы у соседа, который является прихожанином УПЦ, и таким образом утверждать правоту своих взглядов в критическое для страны время. Или бесчестить УПЦ КП, как схизматиков. Если ты, живя на своей Родине, не любил своих ближних в угоду какой-то там русской или украинской националистической идее, то таким и будет суд: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его;  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня»(Мф. 25,41-43). — «А как же можно было, если ты ходил в»москальскую»церковь?!»

http://pravmir.ru/myi-ne-mucheniki/

Ст. 17. …Потом возвращался в Раму... и построил там (Самуил ) жертвенник Господу... Имел ли право Самуил построить жертвенник на своей родине, когда жертвы должны были приноситься только при скинии? Самуил, как назорей, на всю жизнь посвящен был на всегдашнее служение при скинии 302 ; между тем, обязанности судии не позволяли ему на долгое время оставаться при скинии. Посему, Самуил мог иметь особенное повеление или позволение Божие построить в Раме жертвенник для поклонения и богопочитания. Глава 8. Перемена правления в народе Божием а) Корыстолюбие сыновей престарелого Самуила, и желание Израильтян иметь постоянного царя – по примеру соседних народов (ст. 1–5) б) Неудовольствие Самуила и повеление ему от Господа объявить народу суровые и самовластные права царей (ст. 6–18). в) Непреклонное намерение народа – иметь царя, и соизволение на это от Господа (ст. 19–22). Ст. 1. ...Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем... Конечно, не настоящими судьями, а только помощниками при отправлении своих многосложных обязанностей, иногда призывавших его в разные города Израильские 303 . Ст. 3. …Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно… По поводу недостойных детей Самуила – приходят на память не малочисленные примеры, как в священной, так и в светской истории, – что дети великих людей весьма часто не соответствуют достоинству своих отцов 304 . Не от того ли это зависит, что отцы, слишком занятые общественными и другими делами, мало обращают внимания па воспитание своих детей, и, что эти последние, слишком уверенные в прочности своего благополучия, не стараются сделать себя достойными его? Ст. 5–6. …И сказали Самуилу Израильтяне: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя... И не понравилось слово это Самуилу... Не потому, конечно, не понравилась Самуилу просьба Израильтян, что она лишала его власти над народом, а потому, что эта просьба не угодна была самому Господу. Не Самуил, а сам Господь через него управлял Израилем. Кроме этого, горько слово Израильтян показалось Самуилу от того, что они, желая иметь царя, имели ввиду пример чужеземных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Фараон сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение! (Исх 10:10). Этот отрывок перекликается с предыдущим анализом методов ведения разведки древними государствами. Выявив наличие таковой как класса внешнеполитической деятельности, находим во фразе фараона то же понимание ситуации, что в современных государствах просматривается относительно собственных агентов разведки, которые, осуществляя свою деятельность за границей, должны в качестве гаранта чистоты своих намерений оставлять на родине семью и детей. В том же направлении, которое настолько верно, насколько и жестоко, мыслил и фараон. Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное (Исх 12:17). Уже на начальном этапе “исхода”, предвосхищая предстоящий путь, Господь указывает на необходимость формирования израильского народа как военной организации, ещё, может быть, не осознаваемой самими людьми. Он выводит не только народ, не только людей, но уже ополчения, заранее готовя их к непростой свободе существования. Может быть, здесь исподволь показывается, что в этих рамках нашего земного существования каждый народ, желающий жить в условиях свободы как физической, так и духовной, должен выходить из рабства “по ополчениям”. Фактически проблема войны и мира решена в пользу “хорошей войны” против “плохого мира” как мира, где отсутствие кровопролития оправдывает отвержение Бога (например, в светском обществе веротерпимости — как запрета на вероисповедание). Всё-таки вершиной ценностей является Бог, несмотря на естественное желание сделать ею земную жизнь человека 18 . И ещё одно наблюдение можно привести в качестве комментария к данному отрывку: все граждане современного Израиля, а также все проживающие на территории государства, по достижении 18 лет подлежат призыву на службу в Армию обороны Израиля. То есть слово Господне о выводе еврейского народа из Египта по ополчениям в мировой перспективе предвосхитило судьбу этого народа, до сих пор живущего ополчением и являющего, по оценке специалистов, необыкновенно высокий потенциал, позволяющий противостоять перманентной военной угрозе со стороны арабских стран. Дальнейший анализ текстов Писания покажет, как происходило становление еврейской армии, определившее по слову Божию её уникальность. Израильская армия и по сей день, осознанно или нет, сохраняет данное ей Божественное определение и в полном смысле слова являет собой общенациональный состав, не образуя замкнутую профессиональную корпорацию в отличие от большинства других армий.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

Церковь, хотя и существует в виде поместных национально–территориальных автокефалий, саму себя определяет как вселенскую, то есть ту, в которой нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всей во всём Христос (Кол. 3, 11). Итак, мы видим, что любовь к земной родине не является чем–то таким, что выражает суть христианского учения или входит в его состав как непременная и обязательная часть, без которой христианин — не христианин. Однако же Церковь, проходя своё историческое бытие на земле, никак не является противником патриотизма как здравого и естественного чувства любви. Другое дело, что Церковь не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек–существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству. Церковь принимает и благословляет любое естественное чувство не само по себе, но как задание, под условием проникновения его благодатью Святого Духа, под условием его «христианизации». С евангельской точки зрения любовь к чему–либо сама по себе — не самоценная вещь. Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26), — говорит Господь. Нравственное и духовное достоинство любви зависит не от неё самой, но от предмета любви (многие люди, например, беззаветно любят грех). А для христианина исключительным предметом любви является Господь. Даже любовь к ближним не самоценна; заповедь о любви к ближним лишь подобна первой и наибольшей заповеди — любви к Богу (Мк. 12, 31), и, по утверждению преп. Макария Великого, может осуществляться только под условием и по мере исполнения её. Главная и исключительная забота Церкви — приобщение человека ко Христу; все проявления Церкви, все её действия в сфере социальной, культурной, общественной, хотя и затрагивают весь объём человеческой жизни, влияют на неё и изменяют её, имеют собственно церковное, христианское, духовное значение лишь постольку, поскольку выполняют или способствуют выполнению этой единственной задачи Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356–323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев – первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.). Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей. Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» ( Втор. 4:2 ). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» ( Мф. 15:3 ; «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» ( Мк. 7:8 . Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» ( Ин. 7:49 . Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Было почетно участвовать в решении подобных задач. Люди ощущали свой долг перед Отечеством, были готовы отдать все силы и способности, не думая, что будут с этого иметь. Сейчас никаких проблем перед учеными не ставится. Хотя в последнее время президент стал говорить о том, что надо формулировать такие задачи. И это очень важно, потому что иначе государство будет терять позиции в той или иной сфере. – Сейчас многие молодые люди не понимают, что стоит за словами «доверие к государству», «любовь к Родине». Как вы понимаете патриотизм? Патриотизм – это подсознательное чувство неразрывной связи со страной, ощущение ответственности за ее судьбу и процветание – Мне кажется, что патриотизм – это подсознательное чувство неразрывной связи со страной, в которой ты родился и живешь, ощущение ответственности за ее судьбу и процветание. Эта связь рождает чувства любви к Родине, ее природе, истории, гордости за то, что сделали наши предки, преданности своему отечеству и народу. Как это воспитывается? В наше время многое сделала война. Да и до ее начала был общий подъем. В конце 1920-х – начале 1930-х годов Сталин где-то сказал: либо мы за 10 лет создадим промышленность, либо нас раздавят. Усилия всего общества были сосредоточены на том, чтобы стать независимым государством. И если бы этого не произошло, мы бы не смогли устоять перед той машиной, которая на нас наехала. Вот это и есть воспитание любви к Родине, и в этом процессе многое играет роль.      Например, мы много ходили в походы, в частности, на Север. Здесь кругом никого нет, вы должны ловить рыбу, охотиться, чтобы поесть, но именно здесь вы видите красоты своей страны и богатство природы, пейзажи, которые заставляют вас привязаться к данному месту. Так рождается чувство любви к Родине. И еще один момент: связь с прошлым. Мы жили в то время, когда ожил интерес к древнерусскому искусству, старым иконам. На Севере находили их в заброшенных храмах и избах, везли сюда, реставрировали. Со мной был случай, который позволил мне остро ощутить чувство любви к Родине. В 1966 году меня пригласил сэр Джеймс Лайтхилл, известный английский ученый, на 3 месяца в Лондон, чтобы поработать, ознакомиться с институтами и учеными, работавшими в одной со мной области науки, и я поехал. Я был полностью обеспечен – имел высокий оклад, мог свободно перемещаться по стране, посещать интересующие меня институты, делать доклады, участвовать в дискуссиях и так далее. Но через полтора месяца я понял, что больше не могу, не могу без дома, без общения с семьей, друзьями, сотрудниками. Я сказал Лайтхеллу, что должен уехать. И уехал.

http://pravoslavie.ru/79742.html

Пленарное заседание II съезда Общества русской словесности. Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru О любви к малой Родине Еще раз хотел бы подчеркнуть, что знание местной культуры, любовь к своему дому, любовь к городу или к деревне, в которой ты родился и вырос, – это и есть то, с чего начинается любовь к Родине. Поэтому краеведение – не просто предмет, который помогает узнать о месте, где ты живешь, но это предмет, который способен укрепить любовь человека к малой Родине. А с любви к малой Родине начинается и любовь к Родине большой. Для воспитательной деятельности очень важно непосредственное знакомство учащихся, студентов с культурно-историческим наследием своего края, которое достигается не только чтением книг или слушанием лекций, – у детей и молодежи должна быть возможность посещать памятные места. Представляется чрезвычайно значимым реальное соприкосновение с прошлым через изучение памятников культуры. Реставрацию этих памятников – деревенских храмов – надо рассматривать как одну из первостепенных задач В связи с этим я хотел бы сказать о чем-то очень грустном. Вы знаете, как мало памятников у нас сохранилось. Войны прошли по нашей земле, как ни по одной другой европейской стране. Когда летишь над ближним Подмосковьем и над прилегающими к Московской области районами, постоянно видишь заброшенные деревни. Люди там уже не живут, и единственное, что связывает с прошлым, единственное, что относится к памятникам архитектуры и культуры, это деревенские храмы. Но если бы вы видели, в каком состоянии находятся многие из них! Если не прилагать усилий, если не рассматривать реставрацию этих памятников как одну из первостепенных задач, но откладывать ее на последующие времена, когда, мол, немножко разбогатеем, – то у нас не останется и этих памятников. Мы попросту превратимся в выжженную землю, и мало что будет напоминать о нашем прошлом. Как же мы хотим воспитывать национальное самосознание, укреплять связь времен в умах молодежи? Ведь нужно что-то показывать, о чем-то рассказывать, а уже сейчас показывать почти нечего, и то, что стоит, находится в руинированном состоянии. Мы подсчитали, что более 4000 храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или по крайней мере в консервации – с тем чтобы они не превратились в руины в ближайшие 5–7 лет.

http://pravoslavie.ru/125437.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010