1Тим.2:7 .  для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. Для проповедания этой-то великой истины был призван и сам Павел. Чтобы уверить в этом читателей, апостол клянется (ср. Рим 9:1 ). Клянется он в том, что Бог действительно послал его проповедовать о всемирном спасении; эта клятва была нужна ввиду того, что некоторые продолжали думать, что спасение будет дано одним иудеям или прозелитам. « В вере и истине». Эти слова относятся к выражению « учителем язычников» и показывают характер деятельности Павла как учителя язычников. Он поступал как верный и истинный служитель Христов. Таким образом, собственная деятельность Апостола Павла, обращавшегося с проповедью о спасении ко всем людям, дает ефесским христианам побуждение молиться также за всех людей, без исключения. 1Тим.2:8 .  Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении. « Итак», т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 1Тим.2:7 . « Желаю» – правильнее: хочу ( βολομαι), высказываю решительно свою волю (ср. различие между θλω " желаю» и βολομαι »хочу» в Ев. Мф 1:19 ). « На всяком месте» – т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения. « Произносили молитвы» – как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви. « Мужи» – т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении ( 1Кор 14:34 ). « Воздевая чистые руки». Воздевание рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников. « Чистые руки» – символ чистоты человеческих действий и поступков вообще. « Без гнева». – Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников. « Сомнения» – и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

24000 из них Давид назначил «для дела в доме Господнем», т. е. в помощь священникам при богослужении: «чтобы они были при сынах Аароновых для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, для наблюдения за хлебами предложения и пшеничной мукой для хлебного приношения и пресными лепешками, за печеным, жареным и за всякой мерой и весом» 368 . Вероятно, эти левиты были разделены между 24 чередами священников, по тысяче на каждую. Такое число прислужников при богослужении может показаться громадным. Но если мы примем во внимание, что на целое государство был только один храм, что в великие праздники при громадном стечении народа жертвы считались тысячами, что и в обыкновенные праздники и даже простые дни они должны были быть весьма многочисленны – до сотни и до тысячи, то убедимся, что состав храмовых служителей не был несоразмерен с потребностями богослужения 369 . Затем Давид отделил 4000 левитов для исключительного отправления должности привратников, или стражей храма «чтобы охраняли скинию Откровения и святилище, и сынов Аароновых – братьев своих, при службах дому Господню» 370 . Они тоже были разделены на группы по числу ворот храма и других мест, нуждавшихся в охранении. Здесь они чередовались, охраняя, в определенном количестве, указанные жребием места: у восточных ворот по шести левитов, у северных по четыре, у южных и западных – тоже, кроме того у самого притвора по два и у всех кладовых по два 371 . Затем особой группе левитов поручено было охранение сокровищ дома Божия, это важное дело было вверено Шеломифу и братьям его, потомкам Моисея 372 . Наконец 4000 левитов Давид назначил в храмовые певцы и музыканты 373 . Будучи знаком издавна с пророческими обществами, в которых процветали пение и музыка, и зная по опыту влияние их на дух человека, Давид дал пению гимнов и игре на музыкальных инструментах широкое приложение к общественному богослужению. Таким образом, не касаясь сущности богослужения, предписанной в законе и не сообщив ему ничего, что поражало бы взор блеском, Давид, тем не менее, ввел в него элемент, который всего живее затрагивал духовные струны человеческого существа, всего более соответствовал и содействовал сердечно-религиозному восторгу предстоящих перед лицом Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

3. Третье искушение сатаны заключалось в том, что он, возведя Спасителя на высокую гору и показав Ему все царства мира и славу их, сказал Ему: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» ( Мф.4:8-9 ; Лк.4:5-7 ). Власть сатаны над царствами мира сего неоднократно засвидетельствована самим Словом Божиим. Сам Господь называет диавола «князем мира сего». А св. Иоанн Богослов в Откровении пишет, что сатана тем, кто ему служит, дает «силу свою, и престол свой, и великую власть» (13, 2). Власть сатаны утверждается на обмане, на обольщении и на насилии. Господь же Иисус Христос пришел утвердить Свою власть на свободном нравственном подвиге и свободном сыновнем послушании Отцу. И то, что отверг Христос, в полной мере осуществит антихрист. Он сам получит всю свою власть над миром от сатаны за свое полное повиновение ему, а также будет награждать ею и других – в меру повиновения и служения сатанинской воле. Достигнув мировой власти, антихрист резко изменит свое поведение. Вместо лицемерного и осторожного отношения к людям, вместо показного актерского благожелательства своего к своим противникам он открыто выступит беспощадным гонителем всех верующих христиан, не соглашающихся поклониться ему как Богу. Он будет «угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» ( Дан.7:25 ; Откр.12:13-17:13, 6-7 ). Открытое общественное христианское Богослужение должно будет прекратиться. «Антихрист и его приверженцы, – пишет проф. Беляев, – будут уничтожать книги Свящ. Писания, будут гнать и мучить проповедников Слова Божия и совершителей христианского Богослужения, будут следить за тем, чтобы нигде не была совершаема Евхаристия, и все-таки и проповедание Слова Божия не умолкнет, и Богослужение не прекратится, и Евхаристия будет совершаема» (там же, с. 346), но, конечно, только в скрытых местах, как в первые века христианства. У антихриста окажется деятельный помощник в преследовании христиан и в принуждении их к поклонению ему, как Богу. По своей жестокости и беспощадности этот помощник антихриста назван в Писании «вторым зверем». «И увидел я, – пишет св. Иоанн Богослов, – другого зверя, выходящего из земли… Он действует… со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря… чтобы они сделали образ зверя… И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтоб образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:11-12:14-15 ).

http://azbyka.ru/antihrist

III. Вот сколько священных воспоминаний Церковь предлагает верующим во все течение дней седмицы! Вот сколько указывает она нам высочайших образцов всех добродетелей для подражания! «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходит предлежащее нам поприще» ( Евр.12:1 ). (Сост. по «Воскресное чтение» за 1855 г.). Приложение к беседе 1 А. Особенности церковного седмичного богослужения «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк.21:36 ). Такое завещание оставил Иисус Христос Своим последователям. Во исполнение этих слов Господних Св. Церковь каждый день седмицы собирает верующих во храм Божий, где воспоминаются великие события жизни нашего Искупителя или же прославляются пророки, апостолы, мученики и другие св. мужи, послужившие делу нашего спасения. Богослужение, совершающееся в каждый день седмицы, изложено в особой церковной книге, известной под именем Октоиха; оно-то и будет предметом нашего собеседования. Обычай ежедневного собрания во храм Божий для богослужения начался со времен апостольских. Расставшись со своим божественным Учителем, апостолы «и всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян.5:42 ). Апостолам следовали и прочие христиане, которые «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42–46 ). Пример первенствующих христиан перешел к их преемникам и сохранился до нашего времени. Церковные писатели первых веков свидетельствуют об общественном богослужении, совершавшемся каждый день. «У нас, – говорит Тертуллиан , – каждый день святится всенародно». Ориген свидетельствует, что «христиане ежедневно вкушают Тело Христово» и «ежедневно приглашаются к слушанию слова Божия». Блаженный Августин также говорит, что есть много таких, которые ежедневно причащаются тела и крови Господней, и что не проходит ни одного дня без жертвы. Богослужение, совершающееся на всякий день, изложено было в V веке Саввой Освященным в особой книге – Типикон, а в IX веке составлены были преподобным Феофаном, Иосифом, Григорием Синаитом каноны на каждый день седмицы, которые и доселе сохраняются. Богом вдохновенные Отцы Церкви премудро начертали, чтобы каждый из семи дней недели бьш посвящаем особому воспоминанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   «Не было между ними никого нуждающагося, и все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданнаго, и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду»...— вот основа подлинной христианской благотворительности, единственным побуждением которой должна являться любовь, но не тщеславие и не какие-либо иные греховные чувства, какие часто лежат в основании так называемой «общественной благотворительности» современного расцерковленного общества.    Из всего вышесказанного нам должно быть ясно, что в основе жизни, весьма близко приближавшегося к идеалу первого христианского общества, лежало исполнение той заповеди, которую Сам Господь назвалглавною заповедью в законе. Это — заповедь о любви к Богу и о любви к ближним. Следовательно, и весь труд современного христианского пастыря, направленный на оцерковление жизни, должен идти в этом направлении — он должен быть направлен прежде всего на возгревание,как в самом себе, так и в душе своих пасомых любви к Богу и к ближним (Матф. 23:35—40).    Без этого безпредметны, безсмысленны, безвольны все пастырские труды его, и все сетования на упадок веры и нравственности в пасомых, и все разговоры об оцерковлении жизни.    Другой вопрос, какими путями идти к этому, как достичь этого.    Но мы установили самое главное положение и, исходя из него, уже легче определить и самые пути какими надо идти, чтобы оцерковить нашу жизнь.    Надо пастырю начинать прежде всего с самого себя. Неопустительно, со всем усердием совершать ежедневно свое утреннее и вечернее домашнее молитвенное правило. Как можно чаще, насколько это позволяют обстоятельства, совершать Богослужение в храме и считать высшею радостью для себя, в особенности, совершение Божественной литургии, готовясь к ней со всем усердием, со всею тщательностью, как это предписывают церковные правила. Всякое Богослужение, не исключая треб, совершать истово, благоговейно и благолепно — так, чтобы пасомые чувствовали искренность молитвы своего пастыря и были убеждены, что пастырь их действительно молится и священнодействует, а не «отбывает» только свою служебную повинность, как равнодушный к своему делу «наемник», или, не дай Бог (что уж совсем плохо!), как тяготящийся им и старающийся скорее «отделаться» от него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

архим. Никон (Лысенко) Введение. Понятие о церковной истории История есть возможно полное воспроизведение прошлой исторической жизни людей. «Такое воспроизведение, чтобы эта историческая жизнь восставала перед нами, как настоящая, во всей своей жизненной живости и во всей своей целостной полноте (с тем прибавлением против настоящей – чтобы и со всем своим смыслом).» 1 Объектом изучения ц е р к о в н о й истории является Церковь . В Св. Евангелии слово Церковь (смотри рукопись) встречается всего в двух случаях: I («...Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее.» ( Мф. 16,18 ); «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... Если же и тогда не послушает... скажи Церкви; а если и Церковь не послушает то да будет он тебе как язычник и мытарь.» ( Мф. 18, 15–17 ). В обоих этих случаях под Церковью Господь разумеет основанное и руководимое Им общество. Богоутвержденное основание Церкви – исповедание Иисуса Христа. Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего... из тьмы в чудный Свой свет; ...народ Божий» ( I Nemp. 2,9–10 ). Церковная история, по определению выдающегося историка Церкви В.В.Болотова , «должна заниматься изучением того, в чем выразилась жизнь Новозаветного общества Господня, которое является преемником Ветхозаветного общества Господня, должна изучать как явления его жизни, так и идей, и желания, и цели, к которым оно стремилось.» 2 Жизнь Церкви как общества имеет свою цель – воспитание людей в вере и нравственности христианской, руководство их к вечному спасению. Средство достижения этой цели – учение Слову Божию, преподание таинств благодати Божией, богослужение, духовное руководство. Учение, богослужение, деятельность иерархии составляют главные предметы изучения церковной истории. Однако, поскольку церковная жизнь народов очень тесно связана с их общественной, т.е. государственно-политической, культурной и экономической жизнью, то дополнительными предметами изучения церковной истории являются: церковно-государственное отношение, материальное обеспечение церковных общин и иерархии, культурное влияние церкви, религиозный быт и нравы народов. Другую группу дополнительных предметов, изучаемых церковной историей, составляют явления случайные в церковной жизни, которые могут быть, а могут и не быть, например, лжеучения, создающие в церковной среде ереси и смуты, порождающие в ней расколы. Особым предметом изучения церковной истории являются отношения поместных православных церквей между собой и их отношения к инославным исповеданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б)  Дети охотно собираются около матери и молятся с ней . Церковь — наша мать, и при богослужении она учит, увещевает, молится. Будем слушать ее, молиться с ней! В простые дни можно молиться и дома, но по воскресеньям и праздникам мы, как добрые дети, должны молиться главным образом с нашей Матерью. в)  Появление к общественному богослужению есть исповедание нашей веры. Публичное исповедание нашей веры, по крайней мере однажды в неделю, составляет потребность сердца. Кроме того, и Спаситель говорит: “ всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ” (Матф.10:32). г)  В противном случае подавляются житейскими заботами , погружаются совершенно в земное. Такого ига сердце не выносит. При богослужении ободряются духом и возвышаются сердцем. Деятельность для царства Божьего “ Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ” и проч. 1. Она для каждого христианина столь же необходима, как и приятна. Это — его пища и питие. 2. По своему существу она есть ничто иное, как послушание воле Божией, которое стремится к исполнению Божьего дела (ст. 34). 3. По своему действию она не ограничивается каким-либо определенным временем, но зависит единственно от Божьей благодати (ст. 35). 4. Она требует великого и разнообразного труда (ст. 36). 5. Она сама для себя составляет величайшую награду (ст. 36). 6. И взыщет ее некогда из трудов всех тех, которые по ее следам трудились (ст. 37. 38). II. Апостольское чтение. Зачало (28): Деяния Святых Апостолов 11:19–30 19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Боговдохновенный и благочестивый царь Давид не был только исполнителем буквы закона, но реформатором. При нем священная поэзия и музыка сделались существенною и необходимою частью богослужения, которое никогда так торжественно не совершалось у Евреев, как при царе Давиде. – Будучи поэтом по природе, Давид, занимаясь в пророческих школах, полюбил и приобрел особенно высокое искусство в религиозной поэзии и в музыке, и все свои поэтические дарования употреблял во славу Божию. Он писать многие псалмы или священные гимны, которые предназначались для пения во время общественного Еврейского богослужения. Особенного внимания заслуживает, например, прославление Бога в псалме 105: «Славьте Господа, призывайте имя Его. Возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа»... (ст. 1–4) и т. д. После прекращения возмущения, произведенного Авессаломом, который хотел отнять царство у отца своего Давида, и после усмирения мятежа, произведенного Савеем, который хотел отделить от власти царя Давида 10 колен Израильского народа, Давид воспел благодарственную песнь Богу за избавление от всех врагов: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя. Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, скала моя, на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое ( Пс. 17:1–4 и т. д. Возможно ли такое религиозное поэтическое творчество не на родном языке? Мы читаем, мы молимся боговдохновенными псалмами; но в то же время в них описывается история еврейского народа, иногда мало понятные для христиан; описываются местности, горы и холмы с названиями, христианам неизвестными, описываются войны с народами, которые теперь уже не существуют. Насколько было бы лучше и плодотворнее, если бы жизнь православных христиан, искупленных пречистою Кровлю Иисуса Христа, была бы так возвышенна и религиозна, чтобы из среды их выходили боговдохновенные составители священных христианских гимнов, в которых они воспевали бы Бога, прославившегося в священноисторических событиях христианской Церкви вообще и в частности русской Церкви, тысячелетний период которой может дать обильный материи для религиозного творчества. Существенным условием для этого между прочим служит то, чтобы литературный язык был церковно-богослужебным языком; чтобы высокие религиозные гимны в честь Творца облекались в ту художественную литературную форму, которая служит показателем религиозно-нравственного развитая народа в известный период его религиозно-культурной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

" Бывали ли вы почти в пустой церкви за ранней обедней и в зимний день, когда почти весь храм тонет во мраке, и грошовые восковые свечи еле означают очертания иконостаса того алтаря, где происходит служба; слыхали ли вы дребезжащий голос дьячка, одиноко выводящего напевы Херувимской, и в этой убогой обстановке изумлялись ли вы величию жертвы Христовой и происходящего среди этого убожества чуда?.. ...Присутствие Бога в уединении чувствуется еще сильней в храме, чем когда он полон толпой " (Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни). Вот именно ради этого особого присутствия Божия церковь всегда требовала и требует благоговейного отношения к храму и к происходящему в нем Богослужению. " Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающия в нем собрания: да будет под клятвою " , — определяет Гангрский собор пятым своим правилом. Древние христиане, отправляясь в храм к общественному богослужению, чрезвычайно строго к нему готовились и наблюдали за собой, чтобы, насколько возможно, достойно предстать пред алтарем Господним и приступить к святым таинствам; заботились не просто о том, чтобы вознести свои молитвы Творцу, но и о том, чтобы молитвы эти были благоугодны Богу. Требовалось, прежде всего, внутреннее очищение от вражды, злобы, зложелательства. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, — завещал Спаситель (Мф. V, 23-24). Поэтому христиане стремились к тому, чтобы с умиротворенной душой прийти в храм и здесь " святое возношение в мире со всеми приносити " . К этому призывал и диаконский возглас: " Миром Господу помолимся " . К этому же приглашали нередко и надписи, начертанные на вратах или на фронтоне храма: " Мир тебе, кто бы ты ни был, если ты в мире, с чистым сердцем входишь в сей дом " . В знак этого внутреннего очищения при входе в храм совершалось омовение, для чего у церковных дверей помещалась умывальница.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

В сообщении газеты мнение г. Дмитриевского по меньшей мере не совсем ясно. Но так как проф. Дмитриевский до сих пор ничем его не исправил, то нам приходится доверять изложению газеты. А судя по нему, г. Дмитриевский, по-видимому, недостаточно обратил внимания на основную мысль архиеп. Антония. Из объяснения г. Дмитриевского выходит, что и он протестовал бы против молебна, если бы последний был не самостоятельным актом —184— молитвенного благодарения, а добавлял бы собой самое рождественское богослужение. – Только этого еще и не доставало! Но ведь архиеп. Антоний и не говорит, что молебен сделан составной частью литургии и этим её искажает. Он называет молебен лишь «неблагоустроенным привеском» и, вероятно, охотно согласится с г. Дмитриевским, что он есть самостоятельный акт молитвенного благодарения. Но чем же такое согласие с г. Дмитриевским может подрывать мнение архиепископа о несовместимости этого самостоятельного акта благодарения за одну из милостей к русскому государству с церковной идеей празднования Рождества Христова? Г. Дмитриевский ссылается на заповедь апостола о благодарности к Богу и, по-видимому, имеет в виду слова из послания к Еф. 5:18–20 : «и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа». Но разве этими словами апостола можно оправдать отсутствие необходимости соблюдать в церковном богослужении известный порядок молитв и песнопений в зависимости от того или другого воспоминаемого события? Столь же мало разрешается вопрос о молебне на Рождество и замечанием г. Дмитриевского, что нет того дня в году, когда сынам Церкви было бы запрещено благодарить Бога за оказанные милости. Но сыны Церкви, как известно, находятся на разных ступенях духовного развития. Поэтому их частные молитвы могут быть различного характера, и очень возможно, что для многих из них при слабой связи с Церковью и допустимо благодарить Бога за оказанные им милости хотя бы и в такие великие дни, как Рождество Христово. Но, ведь, иное дело общественное церковное богослужение на Рождество, совершаемое от имени всей Церкви и по своим целям во многом отличное от наших частных молитв. Во всяком случае возможность содержания частных молитв нисколько не предрешает собой содержания молитв церковно-общественных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010