Проповедник всегда должен помнить наставление ап. Павла: я желаю, чтобы.... уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. Глупых же состязаний, и родословий, и торов, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны (Тит. ПИ, 8. 9); от состязаний и словопрений происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума ( 1Tuм. VI, 4. 5 ); цель увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры·, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие (I, 5. 6).... 44 § VIII Священное Писание должно быть излагаемо в проповеди, как это легко подъять и как это будет разъяснено ниже, применительно к состоянию слушателей, в связи с интересами и обстоятельствами их жизни. Состояние слушателей может быть чрезвычайно разнообразно и обстоятельства их жизни – весьма многоразличны; однако некоторые стороны и формы жизни христианского общества, в связи с которыми должна стоять проповедь, могут быть указаны определенно. Такова церковность, или церковная форма жизни. Христианское богослужение обнимает и всю жизнь христиан, и всю христианскую веру. Церковь освящает молитвой каждый шаг нашей частной и общественной жизни; она посвящает каждый день года и даже часы дня священно-историческим воспоминаниям, в которых так или иначе выражаются истины веры; церковное богослужение всецело проникнуто исторически-символическим смыслом и наглядно воспроизводит пред зрителем в священнодействиях и священных изображениях историю христианской веры, раскрывает ему в песнопениях и молитвословиях, символах и обрядах тайны веры, действует искусством – архитектурой, пением, изображениями на его чувство, утешает его в горестях, усмиряет в нем страсти, вызывает в нем покаяние, питает надежду. Богослужение составляет значительную часть духовной жизни христиан и проповедник, обязанный внимательно следить за содержанием духовной жизни своих слушателей, должен всегда иметь в виду ту сторону их жизни, которая образуется богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Содержание нашего богослужения только обогащалось в разные эпохи, но, слава Богу, ничего не утратило из своих сокровищ. Значение молитвы для внутренней жизни Мы сказали, что молитва переносит пастыря Церкви в другой, неземной мир, и, постоянно напоминая ему о загробной жизни, постепенно делает благоговейного священника жителем нездешнего мира. Подобное воспарение в мир небесный, совершаемое при помощи богослужения, а равно и келейной молитвы, имеет значение не только для личной, внутренней жизни пастыря, но и для его стойкости в своем общественном служении, как нас убедило в этом слово Божие и рассмотрение самого содержания нашего богослужения. Изучение жизни доброго пастыря со всей силой подтверждает для нас подобный вывод. Оно покажет нам, что молитва есть, прежде всего, единственное подкрепление пастыря в самом опасном для него состоянии того духовного одиночества, которое ему нередко придется испытывать среди своей маловерной и малодушной паствы. Это одиночество тем мучительнее для пастыря, чем более он соответствует своему предназначению носить в своей душе всю паству. Тяжесть этого настроения высказывали ещё ветхозаветные пастыри. Так, любвеобильнейший Моисей, видя народное ожесточение, жаловался Богу, говоря: «я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мной, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» ( Чucл. XI, 14–15 ); таков же смысл слов пророка Илии ( 3Цap. XIX, 10 ) и Иеремии ( Uep.XV, 17–20 ); жалуется на одиночество свое и ап. Павел ( 2Tuм. IV, 16–17 ); указывает на тяжесть его и на средство облегчения последней и Христос Спаситель, говоривший ученикам в час предания: «вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, ибо Отец со Мной» ( Uoah. XVI, 32 ). Для человека сухого и замкнутого отчужденность от жизни общества, пожалуй, не будет тяжелым бременем, но для призванного пастыря, любящего народ свой, эта отчужденность грозила бы отчаянием, если бы он не имел против такого недуга духовного врачевства или противоядия, каковым и является молитва , переносящая пастыря в торжествующую Церковь , которая восполняет его душу, созерцающую колеблющихся сынов Церкви воинствующей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

" Таково было в свое время свидетельство " — свидетельство о том, что Мессии-Искупителю надлежит пострадать за людей, было дано еще в древних пророчествах. " Для которого я поставлен проповедником " — то есть для проповеди об этом свидетельстве я и поставлен. Далее апостол говорит о том, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях. " Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения " (ст. 8) — богослужения церковные должны совершаться мужами — предстоятелями церквей, а женщины не должны ни совершать богослужений, ни выступать в молитвенных собраниях со словом учения. Об этом св. Павел прямо писал коринфянам: " жены ваши в церкви да молчат... неприлично жене говорить в церкви " (1 Кор. 14:34-35). Как видно из Деян. 14:23, св. апостол Павел во всех основываемых им церквах учреждал клир, рукополагая пресвитеров. В 1 Кор. 14:40 он заповедует: дабы все в церквах совершалось благообразно и по чину. Посему несомненно, что под этими " мужами " разумеются предстоятели церквей. Молитвы эти, или богослужение, может совершаться " на всяком месте " , а не в одном иерусалимском храме, как было в Ветхом Завете. Так исполнилось проречение Господа самарянке, что наступает час, " когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Ин. 4:21), то есть что христианское богослужение не будет привязано к одному определенному месту, как предрекал это и пророк Малахия: " на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву " (1:11). Как должны совершаться эти молитвы, или богослужение христианское, выражают слова: " воздевая чистые руки " , то есть молитвенному воздеянию рук должно соответствовать и возвышенное настроение души — " преподобие " , или чистая, не запятнанная пороками совесть и свобода от " гнева и размышления " , то есть злых чувств против ближнего и всяких сомнений и колебаний. Затем апостол делает наставления женам о том, как они должны вести себя в церковных собраниях: " также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию " - то есть женщины должны являться в молитвенные собрания в скромных целомудренных одеждах и думать не о внешних украшениях, но о внутреннем благоукрашении себя добрыми делами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

Церковь издревле употребляет при Богослужении светильники. Двусвещные из них называются дикириами, трехсвещные – трикириами, имющие болье трех свечей – поликандилами, а боле двенадцати – паникадилами. Светильники составляют священную, необходимую и знаменательную принадлежность Православного Богослужения. Сам Господь, – Глава Церкви, – есть вечный невечерний свет ( Ин.1:8 ); обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). Св. Иоанн Богослов в Откровении видел семь светильников огненных горели перед престолом Божиим на небеси ( Откр.4:2,5 ) и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому ( Откр.1:13 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец ( Откр.21:23 ). При вступлении в завет с Богом, явившимся Аврааму, – при устроении Церкви Божией в семействе и потомстве его, Патриарх видел: вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными ( Быт.15:17 ). в Ветхозаветном храме светильники горели всегда, непрестанно ( Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ). Подобно духовному вечному свету Церкви небесной и видимым светильникам Церкви Ветхозаветной, Церковь Христова от самого начала своего возжигает светильники при своем Богослужении, и во многих храмах имеет неугасимые. Светильники горели, без сомнения, при самом установлении Христианского Богослужения, – во время тайной вечери Иисуса Христа с учениками в Иерусалимской горнице. Светильники горели в священных собраниях Апостольских. Св. Ап. Лука пишет: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ( Деян.20:7–8 ). B правилах Апостольских постановлено приносить к алтарю елей для лампады, и запрещено приносить елей в капище языческое и в синагогу Иудейскую, и возжигать в оных свещу 134 . Из этих правил Апостольских, дозволяющих приносить к алтарю елей для лампады, происходит благочестивый обычай Православных Христиан, издревле доселе сохраняемый, – приносить по усердию и поставлять во храмах и в домах пред св. Крестом и Иконами, и вообще при Богослужении общественном и домашнем возжигать светильники. О сем древнем Апостольском обычае свидетельствует Тертуллиан и седьмой Вселенский Собор. Тертуллиан говорит в апологии: «по умовении рук и возжении светильников, каждый вызывается песнословить Бога». Св. Собор Вселенский седьмой пишет: «изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В случае различных общественных бедствий, как то: засухи (35 стх.), голода, моровой язвы, палящего ветра, ржавчины, нападения саранчи, различных вредных червей, в случае притеснения со стороны неприятелей (37 стх.), даже, пленения неприятелями части народа еврейского (33 стх.), – находящиеся в Палестине евреи должны собираться к храму иерусалимскому и просить здесь Господа о помиловании и прекращении постигшего их бедствия . В случае же пребывания евреев вне Палестины, например, во время военного похода или пленения и рассеяния еврейского народа по различным странам, иерусалимский храм не должен был терять для евреев значения их религиозного центра; и тогда они должны были во время молитвы обращать свои взоры к храму (44, 48 стх.). Предвидя и всякие другие случаи как общественных, так и частных молитвенных обращений евреев к иерусалимскому храму, Соломон просит Бога об исполнении вообще «всякой молитвы , всякого прошения, какое будет от какого либо человека во всем народе Израиле, когда они … прострут руки свои к храму сему» (38 стх.). Все эти еврейские моления при храме и исполнение их Богом должны были, по мысли Соломона, вести к той цели, «чтобы они (евреи) боялись Господа и ходили путями его во все дни, доколе живут на земле, которую Господь дал отцам их» ( 2Пар.6:31 ), т.е. чтобы эти моления при храме освежали и поддерживали религиозно-нравственное сознание евреев. В этих последних мыслях молитва Соломона дополняется псалмами, в которых сознание евреями великого значения храма для их религиозно-нравственной жизни нашло себе более полное и глубокое выражение. По выражению псалмов, к святой горе Господней, к храму может приближаться только «тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему» ( Пс.23:4 ). На святом месте храма, по словам псалмопевца, может пребывать только тот, «кто ходят непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется [хотя бы] злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» ( Пс.14:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Галина Игловская 19 января 2016, 20:14 Ольге от 12 января (извиняюсь, что просмотрела поздно): " сама Мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники... " . Простите меня, но мне ваши слова напомнили обличения печально известных лиц более чем двухтысячелетней давности: " Спаси Себя Самого " , " Других спасал, а Себя Самого не может! " (Мф 27,40;37,42). Более того, история Церкви изобилует примерами, когда святые и иерархи, имевшие духовные дары, в т.ч. и дар исцеления, сами тяжело заболевали и лечились в клиниках- поликлиниках. Ну и что? Призванными Богом все делается по воле Божией, с молитвою и рассуждением. " Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал Его, и от Вышнего- врачевание " (Вар.38:1). Ув. Лариса Воронина! Я не настолько сильна в знании общественно- политической конъюнктуры, как вы, но я свято верю, что, помимо так наз. конъюнктуры целых общественно- экономических формаций живо и действенно во веки веков Слово Божие. Господь Иисус Христос сказал: " Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковым " (Мф. 8:11).Ни слова о формациях и странах, и ни о чем ином. Для Бога, кроме святости, ничего более не имеет значение, и Он силен коснуться сердца любого человека, в.т.ч. и западного аристократа,и обратить его к себе, и действовать через него. " Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего " (Рим.9:16).Ему вся слава. Аминь. Лариса Воронина 18 января 2016, 17:06 Галина И.12 января 2016, 19:00 /перед ней [Терезой] преклонялись правители стран и короли/Просто конъюктура в те времена была другая: капитализм противопоставлял себя атеистическому социализму и коммунизму. Сегодня СССР нет и кривляться не к чему. Аристократическое меценатство, милосердие к бедным - всё это дела минувших лет. Богатым больше не нужны бедные для спасения души. Павел 16 января 2016, 10:27 Фотографии конечно редакторы подобрали тенденциозно. Тенденциозность - в словаре " пристрастный " , " необъективный " Нельзя так делать. Христос сказал: Выньте сначала бревно в своём глазу.

http://pravoslavie.ru/89531.html

– И в молитвах: не в храмовых молитвах вместе с народом, о чем ниже речь (ст. 46), но особенных, частных, общественных молитвах собственно христианского характера, молитвах, которыми сопровождалось, вероятно, совершение таинства Евхаристии, а равно и другие общественные собрания по домам верующих (ст. 46), под руководством апостолов. Из сопоставления всех этих понятий – учения, общения, преломления хлеба и молитв, которыми характеризуется здесь жизнь первохристианского общества в Иерусалиме, можно таким образом заключать, что здесь речь идет о общении верующих в богослужебных действиях собственно христианского характера, о богослужебных собраниях; состав богослужения, этого первого христианского богослужения, был – учение, Евхаристия вместе с трапезой любви и молитвы. – Итак, по сему краткому изображению, уверовавшие в день Пятидесятницы и крестившиеся жили в теснейшем духовном общении с апостолами и между собой и, кроме частных взаимных сношений постоянных, часто сходились в общественные богослужебные собрания под руководством апостолов, в каковых собраниях апостолы поучали верующих, совершали таинство Евхаристии (причем были трапезы любви) и молились с верующими. О пении при сем не упоминается, но так как пение обычно было при храмовом и синагогальном иудейском богослужении, то, без сомнения, этот обычай перешел и в богослужебные собрания первохристианской церкви. В этих собрания положено было начало богослужения собственно христианского, отдельного от иудейского, хотя апостолы и верующие не разрывали до времени связи и с храмовым иудейским богослужением ( Деян.3:1 и д.; ср. прим. к ст. 46). Внутреннее состояние первого христианского общества в Иерусалиме (43–47) 43. Был страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось чрез Апостолов в Иерусалиме. 44. Все же верующие были вместе, и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Был страх на всякой душе: этими словами дееписатель обозначает то впечатление, какое произведено было событиями Пятидесятницы, особенно обращением ко Христу такого множества иудеев, на всех жителей Иерусалима и пришельцев, не уверовавших во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Из обрядов жертвоприношений ветхозаветных можно производить начало некоторых установлений христианских. По подобию ветхозаветного возложения рук на голову жертвенного животного, чрез которое человек очищался от своих грехов, православный духовник возлагает свою руку и епитрахиль на голову исповедавшего пред ним грехи свои. Некоторые из жертв ветхозаветных возносимы были на руках жертвователя или священника: так дары бескровной жертвы православный священник возносит горе при словах: «Твоя от Твоих Тебе приносяще», и пр. По примеру общего участия в ветхозаветной жертве благодарения, в древней христианской Церкви после Евхаристии устроились вечери любви, или общие трапезы, и проч. Молитвы и другие священнодействия ветхозаветного общественного Богослужения В состав общественного Богослужения ветхого завета, кроме жертвоприношений, входили молитвы и чтение закона Божия. Священник произносил молитвы, а стоявший народ подтверждал благоговейным восклицанием: аминь ( Неем.8:6 . 2Мак.1:28–30 ). В торжественные дни, и особенно, когда много народа собиралось к Богослужению, закон Божий был читаем и объясняем священниками и левитами, по заповеди Моисея. По внушению Божию, он написал все слова закона в книгу и отдал его священникам, сынам Левииным и всем старейшинам Израиля, и завещал им: «Когда весь Израиль придет явиться пред лицо Иеговы, читай закон пред всем Израилем в слух его. Собери народ, мужей и жен, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали, и чтобы учились, и боялись Бога, и старались исполнять все слова закона. Тогда и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Бога во все дни, пока поживут на земле» ( Втор.31:9–13 . Неем.13, 9:3 ). Жертвы, молитвы и чтение закона Божия сопровождались светом светильников ( Исх.27:20–21 ), каждением ( Исх.30:7–9 ), пением и звуком священных труб ( 1Пар.15:16–28 ), поклонениями молящихся (Нем.8:6). Богослужение оканчивалось благословением народа от священника или первосвященника, заключавшим в себе троекратное призывание Господа, чтобы Он хранил народ, благоволил к нему и миловал его ( Чис.6:22–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ныне, как и всегда, каждый христианин призван подтверждать своими ежедневными поступками ценность праведного образа жизни, сознательно противостоять нравственному релятивизму и культу быстрой наживы. Вокруг нас много немощных, больных, одиноких людей. Немало и таких, кто в силу экономических трудностей покинул родные места в поисках заработка и нуждается в заботе, попадая подчас в недружелюбное окружение. В проведении социальной, миссионерской, церковно-общественной работы должен участвовать каждый пастырь и мирянин. По слову святителя Иннокентия Херсонского: «Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию Откровения небесного можно найти стезю, ведущую в вечную жизнь» . С теми, кто чает Христова утешения, мы должны разделить тепло и радость нынешнего праздника. Каждый из нас может принести свет Вифлеемской звезды ближним и дальним — коллегам, друзьям, родственникам, соседям. В минувшем году в соработничестве с государственными властями, общественными организациями, представителями деловых кругов было положено начало многим инициативам, которые могут сплотить людей, возродить твердые духовные и нравственные основы общественной жизни. Развитию такого соработничества, также как и свидетельству о драгоценном единстве нашей Церкви, служили и совершенные мною поездки по России, Украине, Молдове. Эти посещения обогатили мой опыт молитвы и общения с верующим народом и, надеюсь, содействовали укреплению духовных уз. В богослужениях, проходивших при участии очень большого количества людей, особым образом являлась сила веры и молитвы, что и составляет красоту Православия, красоту и мощь «единства духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Поздравляя всех вас с Рождеством Христовым и Новолетием, молитвенно желаю неизменного пребывания в радости о Господе, Который воплотился, чтобы «мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Аминь.

http://pravoslavie.ru/50809.html

Содержание тех и других просьб – самое разнообразное: не только вторые, но и первые имеют иногда объектом общественные или, во всяком случае, не единоличные интересы: с другой стороны, не только первые, но иногда и последние имеют иногда своим объектом интересы частного, отдельного лица и т. под. К просьбам, идущим от лица целого общества людей, обыкновенно обращаются для того, чтоб указать на степень важности, на степень значимости их. Отсюда такие просьбы удовлетворяются сравнительно чаще: общее мнение, общий голос менее субъективны, более правдивы, чем мнение и голос одного лица, и потому скорее могут привлечь к себе – кого надлежит... – Все это находит себе нечто совершенно аналогичное в том, что на богословском языке известно под именем молитвы. Последняя также бывает и частною, и общественною: каждый из нас – христиан – постоянно молится частным образом, встает ли утром со своего ложа, делает ли что, отправляется ли куда, ложится ли спать и т.д. При этом если мы совершаем свою молитву видимым для других образом, то в этом случае (разумеется частная именно молитва) Словом Божиим рекомендуется нам уединяться, чтоб каким-либо образом не пострадала чистота нашей молитвы ( Mф. VI, 6 ). Общественная молитва рекомендуется Самим Господом весьма ясно: где двое или трое, говорит Он, собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Mф. XVIII, 20 ) 19 . Смысл места не нуждается в каких либо комментариях. О том, что св. апостолы, следуя совету своего Господа, молились вместе, находим не мало свидетельств в кн. Деяний Апостольских. Все они, читаем в одном месте (И, 14) 20 , единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (сравн. II, 1); и они, читаем в другом месте (II, 42) 21 о принявших христианство , постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (ср. –46). Общественная молитва , получившая широкое употребление среди апостолов и первенствующих христиан, затем окончательно привилась в христианском обществе, определенно отлившись в известные формы так называемого общественного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010