«Вашему Преосвященству вполне известно положение Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по неоднократному обозрению оного. Он был обстроен в разное время, по мере нужды и скудных средств монастыря, без определенного плана и без соблюдения порядка. Многие кельи так обветшали, что требуют немедленного уничтожения. Кроме двух каменных корпусов, – в одном из коих помещена общая трапеза, кухня, хлебопекарня и подвалы, – все здания деревянные, из этих только настоятельские кельи и больницы не слишком ветхи. Относительно помещения своего сестры обители с находящимися на испытании в числе 250 терпят крайнюю нужду во всех отношениях. На ряду с кельями для монахинь помещаются также и разные монастырские службы, устроенные очень неудовлетворительно и неудобно. Деревянные амбары, кладовые и сеновалы, устроенные по необходимости среди жилых зданий и наполненные хозяйственными запасами, не могут быть защищены от конечного истребления в случае пожара. Кроме сего, для соблюдении экономии желательно было бы в удобное время года закупать единовременно выгодною ценою годовые хозяйственные запасы, как-то: дрова, муку, разные крупы, сено и т. д., а по неимению помещения поставляемся мы в необходимость покупать все эти запасы частями с немалым и постоянным ущербом для монастырской экономии, весьма чувствительным в общем итоге. Дрова, за неимением особого места, расставлены между деревянными кельями и службами тесно между собою соединенными. В случае пожара трудно или даже невозможно подать помощь. Ко всему этому должно присовокупить еще то, что сплошь по всему протяжению монастырской каменной невысокой ограды с западной и северной стороны устроены разные обывательские службы, как-то: конюшни, сараи, бани и проч., приставленные даже к монастырской ограде. Такая смежность сколько неприятна для обители, столько же и опасна. Находясь в таком положении, обитель требует безотлагательного восстановления. По всем вышеизложенным обстоятельствам настоит крайняя нужда для большей удобности к учреждению общежительного порядка и безопасности монастыря 1) устроить каменные корпуса для жительства сестер или, по крайней мере, разобрать и перестроить по новому плану все существующие ныне жилые деревянные монастырские здания с возведением двух или трех новых корпусов для жительства сестер, которые теперь помещаются с крайнею стеснительностью для себя и вместе с неудобством в отношении общежительного порядка; 2) все имеющиеся монастырские службы или перестроить или вновь возвести и расположить их в одном месте по возможности дальше от церкви; 3) с западной и северной сторон между оградою, примыкающею к обывательским зданиям и монастырским строениям, оставить надлежащее пустое пространство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

И в другом месте: блага, говорит Писание, два паче единого 122 . Иными словами, благо отцу с сыном содействием Божественного Духа к делам приступать. И дальше: если кто без помощи против духов бороться начинает, – погибает от них. Перечислив добрые нравы некоторых, говорит: таким всяческое человеческое общежитие вредно, ибо могут с одним наставником от безмолвия, как от пристани, на небо восходить; пребывать же в общежительных разговорах и соблазнах им нет нужды. Неискусным же и побеждаемым душевными страстями ни касаться безмолвия, ни, тем паче, уединения Отцы не велят. Страсти же душевные – тщеславие, мнение, лукавство, и прочие, от них происходящие. Недужный ими и безмолвие начинающий подобен спрыгнувшему с корабля и на доске безопасно к земле добраться хотящему, говорит Лествичник. Те же, кто с мерзостями борются, т. е. с телесными страстями, и им не просто, не по случаю, но во время, и без уединения же, но если только имеют наставника, ибо уединение требует ангельской крепости. И ещё некие от душевных страстей помянув, говорит: сими мучимый, и тени безмолвия видеть не дерзает, дабы не впасть в исступление. И многих иных дивных и великих Отцов, так научавших и так творивших, находим в Святых Писаниях. Святой Исаак, паче всего безмолвие уважал, и Великого Арсения называет совершенным безмолвником; хотя и тот служителя имел и учеников. Так же и Нил Синайский и Даниил Скитский учеников имели, как написано о них в Писаниях и говорят многие другие. И повсюду в Святых Писаниях находятся похвальные слова безмолвию, что с одним или двумя. Мы сами были очевидцами в святей горе Афонской и в странах Царьграда, и в иных местах многих такого пребывания, если найдётся где духовный старец, – имеет ученика одного или двух, а если имеет когда нужду, то третьего. И если кто поблизости безмолвствует, приходя в подобающее время, просвещаются беседами духовными. Мы же, новоначальные и неразумные, один от другого вразумляемся, и утверждаемся, как написано: брат братом помогаем яко град тверд 123 ; и имеем непрелестного учителя – Боговдохновенные Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Принять милостыню, или дать что-либо, никто из иночествующих не в праве без позволения настоятельского; впрочем не по чему-нибудь иному, а только для отсечения в каждом своей воли, как бы дело ни было само по себе бескорыстно, и хотя бы основано было на видах самых благонамеренных. При этом достигается цель настоятеля, чтобы и самые мелочные действия братства не оставались для него тайною, но были в точности ему открываемы; потому что чрез это утверждаются в братии смирение, чистота совести и послушание – эти лучшие украшения ангельского образа. В отношении к странноприимству тоже положение: может каждый видеть пришельцев с далекой отчизны, побеседовать с ними о чем нужно; но угостить их в своей келье – ему не приводится: потому что в подобных случаях есть нарочно определенные из числа братии иноки: они и угощают и упокоивают приходящих на общей гостинице. Заниматься беседами, праздными и предосудительными, a тем более оскорблять честь ближнего и заводить ссоры, это – противное заповеди Господней дело: а потому если бы кто забывшись впал в эту погрешность, таковый в тот же день обязан непременно очистить свою совесть исповедию и испросить прощение у обиженного, а иначе будет наказан или поклонами, или, что всего важнее, отлучением на время от причащения св. Таин. Поэтому, хотя бы и произошла в братстве какая распря, она тогда же уничтожается. Св. Христовых Таин братия приобщаются еженедельно по субботам, а иные, проводя более строгую подвижническую жизнь, дважды и трижды в неделю. При этом наблюдают приуготовительный пост в известные дни седмицы, и заботятся об очищении совести не только от явных слабостей, но и от тайных мыслей и пожеланий, постоянно расхищающих ум и воюющих на сердце. Но всего строже в монастыре Пантелеимоновом, как общежительном, наблюдается нестяжательность, – эта отличительная черта совершенного иночества. Никто из братии не может удерживать при себе своей собственности, a тем более денег. Каждый, при самом вступлении в число братства, обязывается объявить все, что у него имеется, и вручить свое имущество сполна в распоряжение игумена, подобно тому, как было в первенствующей апостольской церкви ( Деян.5:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень вероятно, что грузины, имение тогда влияние на Оттоманов, выхлопотали себе право воздвигнуть на древних развалинах обители Катамонас прочную и высокую башню и новые постройки, в которых могли бы жить грузинские монахи, при чем возобновили также и храм во имя св. Симеона Богоприимца, держась древнего предания, что на этом месте был никогда дом с семейном садом его. Как видно и эта обитель, как и многая другие, с течением времени, вследствие частых нападений тогдашних Арабов, разрушена, так как путешественник Тоблен в своих путевых заметках рассказывает следующее: „В 1483 и 1519 гг. видна была большая и высокая башня 20 метров вышины, отчасти разрушенная со многими опустевшими комнатами; но в 1542 году тот же путешественник нашел башню уже в лучшем виде " . А так как в 1527 году Грузинские цари Давид и Лев заключили союз с султаном Сулейманом против Египетских Султанов и совершенно победили их, то султан Сулейман вследствие этого даровал Грузинцам многие привилегии и места с позволением возобновлять разрушенные и близкие к разрушению монастыри. Тогда Грузинские цари возобновили много монастырей; а между ними, как видно, возобновлена и обитель Катамонас с жившими в ней Грузинскими монахами, подчиненными отстоявшему недалеко к западу монастырю Честнаго Креста, в котором многие Грузинские иеромонахи с монахами подвизались по чину общежительному. Путешественник Тоблен говорит, что в 1583 году существовала высокая и древняя башня, а в 1620 году видно было здание с виду похожее на башню, отчасти разрушенное от древности, а может быть и от нападений Арабов; помянутое здание заключало в себе более десяти жилищ для Грузинских монахов. Вероятно, что в это время пострадала обитель и опять была возобновлена Грузинскими царями. Тот же путешественник в своих заметках говорит: в 1646 году видна была башня высокая, четырехугольная, из белого камня, а в ней несколько маленьких, необитаемых жилищ; а Латинские монахи (Минориты) порою совершали там на развалинах обедню: но злые люди из ненависти к христианам изгнали и сих последних, превратив эту обитель в молельню антихристианскую.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Никандр и на этот раз не спешил ходатайствовать об ее открытии, может быть, вызывая к делу помянутое «усердие доброхотных дателей» и желая получить в свои руки достаточное обеспечение учреждаемой обители. Его медлению на этот раз помогали сложившиеся неблагоприятные обстоятельства, именно – болезнь и смерть строителя обители, иеромонаха Никандра и отсутствие достойного ему преемника. Обстоятельства эти хорошо изложены в частной переписке М. М. Струкова с В. Ив. Макарухиным. От 8-го мая 1866 года М. М. Струков писал В. И. Макарухину: «честь имею уведомить вас – сего дня я был в Щеглове за обеднею и у батюшки (о. Никандра). Он меня просил написать вам письмо, потому что он сам писать не может. Но скажу вам, здоровье его теперь, слава Богу, лучше; жару нет, и только слаб; впрочем, может несколько и посидеть. А то мы испугались, – он был очень плох. Насилу уговорили, чтобы решился взять доктора. А теперь уже и доктор ему понравился. И действительно, доктор все употребил средства и старание: он постоянно в доме Добрыниных бывает (у городского головы). – Еще вас уведомляю: Общество составило приговор и городской голова отвез его преосвященному. Теперь преосвященный пишет (?) представление в Святейший Синод. А редакция нашего «Справочного Листка» уже напечатала заявление граждан и ихнее желание. При сем вам прилагаю наш «Листок», – извольте прочесть. Теперь владыку поставили в такое положение – невольно должен донести и он удивляется, кто это вздумал напечатать. Ему говорят, что редакция. А это вздумал Добрынин Ник. Никит. (городской голова), собственно потому, чтобы его поскорее подвинуть. И теперь, кажется, это дело в ход пойдет: остановить его невозможно. В Епархиальных Ведомостях тоже напечатали об этом 27 . Батюшка вам свидетельствует нижайшее почтение и просит ваших святых молитв и пр. 28 Но здоровье отца Никандра быстро разрушалось и приближалась кончина. В виду этого, сделаны были некоторые распоряжения о сохранении вверенных ему денежных сумм. – Тот же М. М. Струков, от 14-го мая того же 1866 года, писал В.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Сторожевые валы и засеки здесь, как и везде, имели назначением предупреждать и задерживать набеги татар, преимущественно Крымских. Тем не менее, время от времени, татары являлись на берегах р.р. Дона, Шата и Упы, подступали и к самым стенам Тульского кремля. Так, в 1552-м году Московский царь Иван Васильевич Грозный предпринял поход на Казань и вместе с войском был уже в Коломне. Тогда Крымский хан Девлет-Гирей, думая воспользоваться этим обстоятельством, в отсутствии царя и войска напасть на Москву и через то отмстить Москве за Казань, шел со своими полчищами по Рязанским пределам к Москве. Но, приближаясь к Рязани, хан узнал, что Московский царь находится еще в Коломне, а потому поворотил на Тулу и решил предварительно взять эту крепость (в то время, после Москвы и Смоленска, одну из сильнейших). Грозный хан 21-го июня приблизился к стенам кремля, а 22-го начал приступ – с юго-восточной стены. Сравнительно весьма малочисленные и плохо вооруженные, но отлично мужественные граждане заперлись в кремле, выдерживали нападение и, под начальством царского наместника, незабвенного князя Григория Ивановича Темкина-Ростовского, геройски отразили приступ татар, так что Девлет-Гирей на утро 23-го числа в страхе отступил на юг по Дедиловской дороге и уходил по 60–70 верст в сутки. На другой день после победы подошло от Коломны к Туле, с целью оказать помощь осажденным Тулякам, царское войско («полк правой руки» казанского ополчения); но ему пришлось уже только торжествовать победу да преследовать врага и разбивать его отряды, не успевшие соединиться с главным войском хана 2 . Как смотрели современники на совершающееся одоление Крымского хана, об этом определенно дает знать летопись. «Царь же (Девлет-Гирей), – говорит летописец, – прииде на Тульские украйны и роспусти воя своя, а сам ста у града Тулы. Божиею милостию и Пречистыя его Матери и чудотворец Русских вниде в него страх и убояся велми, и стоя три дни, и не дождався люди из загонов (отрядов, разосланных по окрестностям), и великим страхом побежа. Воеводы же великаго князя (Московского царя Ивана Васильевича) многажды ту на Крымских людей исходиша, и много их убиша, и инех же поимаша и к великому князю на Коломну приведоша; и воеводы же великаго князя из украинных мест тульских царя (Крымского) прогнаша, и такоже возвратишася к великому князю. И князь великий возвратися с радостию великою, за еже возвратися царь (Крымский) вскоре и побежа без успеха. И тако повелевает вскоре епископу Коломенскому Спасу и пречистой Богоматери молебная совершати» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Плата за это – 500 р. в год, кроме значительных подарков». – В феврале месяце 1835 года он отошел от Минаева, заручившись также аттестатом «в безупречной честности». С 20-го октября 1834 года и до 20 июля 1837 года он снова служил на заводе купцов Сазыкиных за 500 р. в год по контракту. С 1840-го года более пяти лет Г. Бочарников прожил в Оренбургской губ., Мензелинском уезде, при Батрасовском поташном заводе купца Фирсова в должности приказчика, причем в его распоряжении находилось много построек: церкви, дома, заводы, кроме того – закупка разного товара и продажи поташа, меда, воска, соли, кож и разного хлеба, а также распашка земли, покосы, рыбные ловли, мукомольные мельницы, пчеловодство, устройство разных машин для химических произведений, заведование конторой, торговля чаем, сахаром, разными металлическими вещами и лесными изделиями. Вся сумма оборотного капитала была под его наблюдением. Он неоднократно бывал в Нижегородской, Ирбитской и прочих ярмарках для сбыта и покупки товаров. Доверенные ему поручения исполнял всегда исправно и с пользою. Наконец, сдав вверенные ему заводы, товары, материалы, машины и деньги хозяина в точности, он в 1845 году в мае получил расчет и переселился в Тулу. У Фирсова он получал жалования 1500 рублей, кроме значительных подарков. Но с окончанием устройства монастырских зданий мысль о монастыре не оставляла Бочарникова: она внедрилась в его душе и овладела ею. Гавр. В-ч задумал идти в монахи, хотя еще жива была его жена. – Желание это, по настоянию его жены, не осуществилось при ее жизни; тем не менее, мысль о монашестве не только не оставляла его, но и крепла в нем: не будучи монахом, он приобрел, надел на себя и постоянно носил железные вериги для умерщвления плоти. Когда он снимал свою рубаху из грубой посконной ткани для стирки (что, впрочем, делалось весьма редко), то на ней были заметны следы ржавчины и крови, а при хождении его иной раз можно было слышать легкое бряцание цепей. Вскоре, именно 1-го марта 1865 года, умерла жена Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Германа Подольного//Нил Сорский в культуре и книжности Др. Руси: Мат-лы Междунар. науч. конф. С.-Петербург, 12 мая 2008 г. СПб., 2008. С. 90-96; он же. Когда была основана б-ка Кирилло-Белозерского мон-ря?//ДРВМ. 2009. Вып. 3(37). С. 128-129; он же. К вопросу о ранних этапах формирования б-ки Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. 2011. Вып. 1(43). С. 31-35; Ивина Л. И. Жалованные грамоты первого удельного князя Московского дома 1-й трети XV в. и Кириллов мон-рь на Белоозере: Княжеская власть и отношения ее с мон-рем//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст./Ред.: А. Г. Маньков. СПб., 2002. С. 194-207; Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова мон-рей//Кириллов. 2003. Вып. 5. С. 16-42; она же. К датировке посланий Кирилла Белозерского//Там же. 2005. Вып. 6. С. 6-9; она же. Жития преподобных Кирилла и Ферапонта как ист. источник сведений об основании белозерских мон-рей//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 180-189; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря 1-й трети XV в.: (Проблема Христофора)//ДРИ. СПб., 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-389; Петрова Л. Л. Собр. иконописи КБМЗ//Иконы КБМЗ. М., 2005. С. 18-32; Романчук Р. «Вещь, которая на примете по тетратем»: Библиогр. практика в Кирилло-Белозерском мон-ре в кон. XV в.//Древнерус. и греч. рукописи РНБ: Мат-лы Междунар. науч. конф. (С.-Петербург, 14-16 июня 2005 г.). СПб., 2007. С. 15-29; idem (Romanchuk R.). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North: Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto, 2007; он же. Книжник Александр-Олешка Палкин и общежительно-педагогические реформы в Кирилло-Белозерском мон-ре при игум. Трифоне (1430-1440-е гг.): К вопросу о правосл. монашеской образованности//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 72-93; Прохоров Г. М. Поучение ко ученику «Кирила Белозерска чюдотворца»//Там же. С. 3-24; Семячко С. А. Сб. «Старчество» в Кирилло-Белозерском мон-ре//Там же. С. 211-296; Кузьмичева О.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

A все братия в общежитии должны повиноваться и подчиняться этому каноническому игумену своему и внимать его предложениям и увещаниям, никто вообще не противясь и непротивореча, но исполняя все то, чтобы ни было поведено от него. А кто не захочет повиноваться, тот после перваго и втораго вразумления, по слову апостола ( 1Кор. 5,6:13 ), да будет изгнан им, чтобы и других не заражал. Все же теперь уже подвизающиеся братия и имеющие впоследствии поступить из священной любви к общежительному пребыванию, и должны иметь все общее, имея каждый равныя права и питаясь одинаково, кроме если кому по немощи телесной или по другой какой неизбежной причине встретится препятствие употреблять одинаковую с другими братьями пищу, по рассуждению и испытанию об нем игумена, имеющаго право устроять каждаго по немощи его, нисколько по этому не подлежа епитимии ни сам, ни те, о коих он устрояет так. А прежде всего должны жить в согласии и духовной любви, имея по Богу братолюбное расположение, как бы одна душа, обитающая во многих телах, и совокупно заботясь о месте своего покаяния, поступая каждый так, как повелевает игумен. А кто и кто бы то ни было из всех освященный или мирянин (белец), одолеваемый грубостию или высокомерием, дерзнет когда-нибудь, тайно или явно, непосредственно или посредственно, словами или поступками, внести смуту, неравенство и нестроение в общежительный порядок и строй священной сей обители, или в противность канонам захочет возбудить желания племеннаго различения и привиллегированнаго положения, полагать препятствие равному для всех подвизающихся отцов пользованию правами и обособлять что-нибудь из принадлежащая общему братству, или каким бы то ни было образом нанести беспокойство и вред священному сему общежитию и находящимся в нем теперь или в последствии имеющим жить отцам, и вообще захочет извратить хотя бы в самом малом синодально определенное в настоящей грамоте, таковой, какого бы сана и степени ни был, да будет отлучен от Святой Животворящей и Неразделимой блаженной Тройцы, единаго естеством Бога, и проклят, и не прощен, и повинен всем клятвам отеческим и соборным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К возможности существования в Н. П. м. к.-л. общежительного устава скептически относится А. Круглик, который считает, что наличие трапезной связано с традицией создания столов, устраивавшихся царями в дни памяти предков ( Круглик. 1999. С. 43, 49). Обратив внимание на факт проживания в монастыре окольничего М. А. Ртищева, отца Ф. М. Ртищева, имевшего там свою келью, исследователь замечает, что «наличие мирян, покупающих себе келью в монастыре,- характерный признак ктиторских монастырей с келиотским уставом» (Там же. С. 162. Примеч. 93). При этом он ссылается на Житие патриарха Иоакима (Савёлова), бывшего в 1-й пол. 60-х гг. XVII в. келарем в Н. П. м. Этот источник действительно важен для характеристики быта и внутренней жизни обители, тем более что он составлен, возможно, со слов самого Иоакима либо Игнатием (Римским-Корсаковым; личный знакомый святейшего) во время его настоятельства в Н. П. м., либо др. насельником мон-ря. Однако в его тексте скорее содержатся данные о том, что общежительный устав в Н. П. м. на момент описываемых событий, хотя и не в полной мере исполнялся на практике, формально все же существовал. Об этом свидетельствует хотя бы попытка келаря Иоакима добиться того, чтобы все обитатели мон-ря питались в трапезной, а не по кельям; при наличии келиотского устава в обители требовать подобное было бы сложно, тем более со стороны не настоятеля: «И зело от пищи смотряше, да в сладость повары творят, а по скончании братныя трапезы не исхождаше в келию, но на второй трапезе со служителми трапезными ядаше и, кроме великия нужды, никогда же в келии ядаше» ( Панич Т. В. Житие Патриарха Иоакима//Традиции отеч. духовной культуры в нарративных и докум. источниках XV-XXI вв. Новосиб., 2010. С. 70). Не подлежит сомнению, что в Н. П. м. было регламентировано меню для братии; об этом свидетельствует и сохранившийся столовый обиходник (в котором содержатся слова: «Достоит смотряти настоятелю обители и рассуждати, и держати неизменно предания святых отец начального общего жития о ясти, и о питии и о иных потребах» (Монастырские столовые обиходники/Опубл.: архим.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010