И как понял он, что узнан был, тогда ушел оттуда в другое место, к реке, именуемой Сосница, и там поселился, где еще более суровое житие проходить начал, в посте и молитве упражняясь. Но поскольку «нельзя скрыться граду, на верху горы стоящему», известно стало неким людям о житии его, и стали к нему приходить и самое необходимое ему приносить. Понемногу затем и слух пошел о нем по всему Новгороду, даже и до самого архиепископа Иоанна, который занимал тогда престол той церкви. Потому отправляет тот посыльного к нему узнать: кто, и каков он есть, и каково житие его, так как искушает архиепископа желание упрекнуть его за то, что он не почтил архиерейскую власть и без объявления о себе поселился тут. Когда же посланный от архиепископа пришел к нему, то будто со строгостью сказал ему: «Как посмел ты остановиться здесь, на этом месте, без благословения архиепископова?» Савва же отвечал со смирением притчею: «Одна девица сидела у окна своего рядом со зрелищем и без стыда на все смотрела; другая же в том же дому у иного окна сидела, с благоговением хранила девственную чистоту свою. И проходящие там люди о первой деве и о бесстыдстве ее говорили:»Сия девица в суетности своей не сохранит чистоту свою». О другой же сказали: «Эта дева, с благоговением так сидящая, сбережет чистоту свою без порока». Нам же, господин, тем более лучше внимать себе и оставаться на том пути, по которому шли, ибо мы здесь, в этой пустыни, живем, не тебя избегая, но от мира удаляясь, молитв же твоих и благословения мы всегда желаем, чтобы они пребывали с нами». Возвратился же посланный к архиепископу и поведал ему все о блаженном Савве: и о жизни его, и о посте, и о нищете. Архиепископ, услышав это, желанием одолеваем, захотел сам видеть его. И когда шел архиепископ к его жилищу, то встретил еще далеко блаженный Савва в простых ризах, потому что обычай у него был – всегда так ходить. И как увидел он архиепископа, пал пред ним с глубоким смирением, поклонился, как следует поклониться святителю. Архиепископ же, благословив его и не зная, что он и есть Савва, а думая, что это некий странник, велел ему сесть вместе с собою и ехать с ним до жилища Саввы; и хотя тот и не смел позволить себе сесть рядом с ним, но он удостоил его .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно и регулировать свое духовное настроение. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13). И тогда злостраждие не приведет к унынию, а веселость не разрушит целомудрие духа. «Злостраданию пусть сопутствует молитва , чтобы для искушаемого легче был выход из искушений (т. е. искушения гневливости — О.С.). Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть поет, чтобы блаженство ее приумножилось, ибо пение псалмов, по словам Василия Великого, производит мирное и беспечальное состояние души. Кто не достиг такого состояния, которое Давид называет святостью, побуждая святых петь Господу (Пс. 29, 5), молитва того долго бывает пустословием» . Есть и другой способ регуляции подобного состояния, когда дух гневливости нападает на нас. …Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 2). Особенно, как известно, согрешают в слове те, которые говорят быстро, много и бездумно. И если мы переходим на медленную и упорядоченную речь, то при таком обстоятельстве можем «обуздать и все тело». Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает… (Иак. 3, 4, 5). Мытарство 12-е, гнева и ярости И очень важно, пребывая в таком состоянии, не замыкаться в самом себе и на самого себя, но искать общения с другими верующими, ибо не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). И напротив: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132, 1–2). «Некий брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: “Пойду в пустыню, может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти”. Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водой сосуд и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же самое. В третий раз кувшин также опрокинулся. Монах, рассердясь, схватил кувшин и ударил о землю. Кувшин разбился. Придя в себя, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: “Вот! Я — один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь: видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение, в особенности же — помощь Божия”. Монах возвратился в свою обитель к братии» .

http://pravoslavie.ru/100903.html

Но если взять и послушание, и нестяжательность вне монашеской общежительной формы, то разве не следует их признать общехристианскими добродетелями? Христианская истинная мудрость «послушлива» , по слову апостола Иакова ( Иак.3, 17 ). Мудрость же с завистью и сварливостью апостол называет «земной, душевной, бесовской» ( Иак.3, 14–15 ). Богатому юноше Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» ( Мф. 19, 21 ). Неужели совершенным быть – это вне желаний мирянина? Ведь это лишь католики выдумали видеть здесь какой-то совет, необязательный вообще, для христиан. На то ведь католичество и есть обман, который желает соединить служение и Богу и миру. А другие слова Христовы разве к монахам только относятся: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6, 19–21 ). В притче о «домоправителе неправды» Господь богатство называет неправедным, неистинным, ненастоящим: Он противопоставляет его богатству истинному ( Лк. 16, 9–11 ). Мне думается, друг мой, и помимо монашества послушание только на общую потребу необходимо бывает и весьма полезно в жизни человеческой. Возьми семью. Разве там послушание излишне, послушание к игумену, к отцу, к главе семьи? Да думается еще мне, что в хорошей семье ее члены себе ничего не стяжают, но «разве яже на общую потребу». Там тоже возможна в общем житии сущая нищета. В хорошем монастыре не должно быть слов «мой» и «твой». Эти же слова должны быть удалены и из семейного обихода. Семья – это монастырь. Не напрасно в монастыре терминология семейная. Там отец – игумен, братия – дети духовные. Да укажи мне форму общественной жизни, где не было бы нужно послушание. Присягают подданные государю. Что это, как не обет послушания? Где только общество, там и послушание. Например, министр финансов устанавливает налоги, делает заем. Разве он себе самому стяжает? Не на общую ли потребу? И от своего ли произволения? Не от послушания ли монарху или парламенту?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Однажды, пришедши с поля домой внезапно, он открыл ее связь с человеком посторонним. Промысл обратил сей случай во благо для Павла. Он оставляет ту жену, потом, никому не сказав ни слова, обходит восемь монастырей и, пришедши к блаженному Антонию, стучится в двери. Антоний, вышедши, спрашивает его: «Что тебе нужно?» Павел отвечает ему: «Хочу быть монахом». – «Не можешь, – сказал Антоний, – тебе уже шестьдесят лет; ступай лучше опять в свое селение, работай и живи в трудах, благодаря Бога; ты не можешь перенести скорбей пустыни». Старец опять отвечал: «Я все буду делать, чему ты научишь меня». – «Я сказал тебе, – продолжал Антоний, – что ты стар и не можешь быть монахом; ступай отсюда: если же тебе хочется быть монахом, то поди в общежительный монастырь, где много братии, которые могут снисходить к немощам твоим. А я здесь живу один, ем чрез пять дней, и то не досыта». Сими и подобными словами Антоний отгонял от себя Павла, и чтобы не пустить его к себе, запер дверь и три дня не выходил из-за него, даже для своих нужд. А старец все стоял и не отходил. На четвертый день Антоний, по необходимости отворив дверь, вышел и, увидев опять Павла, сказал ему: «Отойди отсюда, старец; чего ты от меня домогаешься? Нельзя тебе здесь остаться». – «Невозможно мне умереть в другом месте, как здесь», – отвечал Павел. Посмотрев на него и видя, что с ним ничего нет съестного: ни хлеба, ни воды и ничего другого – и что он уже четвертый день остается совсем без пищи, Великий Антоний подумал: «Как бы он, не привыкши поститься, не умер и не положил пятна на душу мою», – и после этого принял Павла к себе, сказав ему: «Можешь спастись, если будешь послушен и станешь делать все, что услышишь от меня». – «Все буду делать, что ни прикажешь», – отвечал Павел. И начал Антоний в следующие дни вести такую суровую жизнь, какой не вел и в ранней юности. Искушая Павла, он сказал ему: «Стой здесь и молись до тех пор, пока я не приду и принесу тебе работу»; потом, ушедши в пещеру, смотрел на него в окно и видел, как он, палимый зноем, простоял на том месте целую неделю неподвижно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Преподобный Феодор Студит, наставник общежительных монахов, говорит: «Одно из великих зрелищ и чудес есть наше во имя Господа нашего Иисуса Христа собрание и сочетание мужей из разных стран и родов, разных возрастов и образов жизни, в единое тело, сгармонированное и направленное к единодействованию и единослужению. Так что оно, состоя из многих душ, многих сердец и многих умов, пребывает единомысленным и единосердечным, не для чего-либо худого, а для Богоугождения и работания во славу Пресвятой Троицы». Вторит ему преподобный Макарий Великий: «Как членов телесных много, и они составляют одно тело, и взаимно помогают друг другу, и каждый член исполняет собственное свое дело; сверх того, глаз смотрит за целое тело, и руки работают за все члены, и ноги ходят, нося на себе все части тела, а иной член состраждет другим: так пусть будут и братия между собою». Так относились подвижники древности к сожительству иноков. В некоторых современных обителях, наиболее благоустроенных в духовном отношении, относятся к общежительной жизни точно так же. В качестве примера можно вспомнить Ормилию, крупнейший женский монастырь в Греции, весьма благоустроенный. В его уставе, среди первых пунктов говорится о том, что сестры обители должны жить как единое тело. Приведу отрывок из этого устава: «Священное общежитие представляет собой рассеянных чад Божиих, собранных воедино и под Его крылом мирно пребывающих в согласии. Это есть “Небо на земле”, которое призывает к “Богоначальному общению” и радостному причастию благ Царствия Божия. Это не есть равнодушное соседство индивидуумов, но сближение душ, заботливое сотрудничество лиц, объединенных в единое тело, “любовно сорадующихся между собой Божественной радостью”, едиными устами и единым сердцем поклоняющихся Господу, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Монашеская община киновии, живя в своем собственном ритме, живет по существу в Церкви и для Церкви, как сердце и части одного тела, и не оценивается по признаку разрастания деятельности, но главным образом по ревностному исканию Бога».

http://pravmir.ru/ne-dosazhdat/

Сам Господь говорит: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки ( Иез. 43:7 ). Сын человеческий... ты находился в Едеме, в саду Божием... все, искусно усаженное у тебя в гнездышках... приготовлено было в день сотворения твоего... ты был на святой горе Божией ( Иез. 28:12–14 ). И восклицает вновь: В доме Отца Моего обителей много... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опятъ и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин. 14:2–3 ). Он дает нам Свое обетование: ты будешь для Меня «венцом славы» в Моих руках и царскою диадемою на длани Бога твоего ( Ис. 62:3 ). Ангел Божий – символ Христа, показал однажды Иоанну Богослову последнее пристанище Бога с людьми ( Откр. 21 и 22, 1–5). Так и повседневная жизнь ангельской общины в обители, во всякой обители, да будет для современного человека окном, распахнутым в небеса. 2 Агапы (от греч. γπη – любовь) – в христианских общинах вв. – особые богослужебные собрания, состоявшие из совместной трапезы – «вечери любви», молитвы, проповеди . Агапы имели благотворительные цели и первоначально включали в себя совершение Евхаристии. Обычно происходили в ночь с субботы на воскресенье. В III – IV вв. агапы постепенно теряют свое значение и исчезают. – Прим. ред. 4 В Греческой Церкви устроение монашеской жизни имеет несколько разновидностей. Общежительные монастыри (греч. κοιvβιο) представляют собой монашеские общины, подчиняющиеся власти епархиального архиерея и владеющие каким-либо участком земли. Братия общежительного монастыря по уставу не имеют права иметь частную собственность и обязаны во всем беспрекословно подчиняться игумену, которого сами избирают. Исихастирий (греч. συχαστριον) – обычно общежительный монастырь, построенный каким-либо частным владельцем на своей земле и в силу этого имеющий почти полную независимость от власти епархиального архиерея и большую свободу в своей внутренней жизни. На Святой Горе исихастириями называют маленькие каливы с храмом или без него.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Самый распространенный, наиболее ублажаемый и для всех рекомендуемый свв. отцами это образ жительства общежительный. Посмотрим, нет ли в нем чего-либо эгоистического, то есть направленного на служение своему греховному «я»? Совместное жительство большего или меньшего числа иноков, общая молитва , общая трапеза, общее послушание, общее имущество, ничего своего, но все общее и все, что ни добывается трудами или приобретается, идет на общую же пользу. Можно ли сказать, что в таком образе жизни есть что-нибудь эгоистическое? Да и те, кто поступают в общежительный монастырь, можно, ли говорить о них, что они уходят от людей, не желают служить ближним, не хотят трудиться на общую пользу? Правда, они отказываются от широких планов служения человечеству в том смысле, как это понимают осуждающие их либералы-гуманисты, но ведь служение какому-то туманному идеалу человечества – это не более как обольстительная мечта, самообман. Истинная любовь к людям и желание послужить им, принести пользу, заключается не в праздных мечтах о способах облагодетельствования всего человечества, а в искреннем сердечном стремлении делать посильное добро тем людям, с которыми сама повседневная жизнь поставляет нас в непосредственное ближайшее общение. Это дела милосердия христианского, как внутреннего и внешнего (голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, больного посетить, печального утешить, заблуждающегося наставить и т.д.), для которого в общежительном монастыре встречается самое широкое поприще ничуть не менее, чем в мирской жизни. Зато громадное преимущество монастырской общежительной жизни перед нынешней светской жизнью заключается в том, что самые формы ее совершенно тождественны с жизнью первых христиан, о которой повествует Апостол Лука в Деяниях , что «у множества верующих было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее» ( Деян. 4:32, 34–35 ). «Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов и каждому давалось, в чем кто имел нужду».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Стр. 347 (3). Какие примеры того, как Господь разными путями приводил человека к покаянию? Авва Иоанн из Келлий поведал: В Египте была блудница необыкновенной красоты, очень богатая. Ее посещали люди знатные. Однажды она пришла к церкви и хотела войти в нее, но иподиакон, стоявший у дверей, не допустил ее, сказав: ты недостойна войти в дом Божий, потому что ты в нечистоте. Блудница настаивала, чтоб ей дозволен был вход, а иподиакон не допускал ее. Они начали спорить. Епископ, услышав шум, вышел к дверям. Блудница сказала ему: иподиакон не пускает меня в церковь . Епископ отвечал ей: невозможно войти тебе, потому что ты в нечистоте. Пораженная этим, блудница воскликнула: отселе я уже не буду блудодействовать. Епископ сказал на это: если ты принесешь сюда имение твое, то поверю, что престанешь от греха. Блудница принесла пред епископа имущество свое, он бросил его в огонь. После этого блудница, обливаясь слезами, вошла в церковь и сказала: если здесь так поступлено со мною, то что было бы там? – Она принесла покаяние и соделалась сосудом избранным. Стр. 299 (1). Пример о том, как Господь чрез разнообразные видения приводит к покаянию людей, проводивших жизнь свою в нерадении. Некоторый брат желал удалиться в пустыню, но родная мать его противилась этому. Он говорил матери: мать! отпусти меня, потому что я хочу спасти душу мою. Мать, не имея возможности удержать его, отпустила. Он, пришедши в пустыню, сгубил в нерадении всю жизнь свою. Между тем мать его умерла. По прошествии некоторого времени и сам он сделался болен, пришел в самозабвение и, восхищенный на суд, нашел тут мать свою в числе судимых. Она, увидев его, удивилась и сказала: что это значит, сын? и ты пришел на это место осужденных? Где же слова твои, которые ты повторял мне всегда: хочу спасти душу мою. Устыдился он, услышав это, – стоял, не имея что отвечать. И вот раздался голос, повелевающий возвратить его, а взять другого брата из общежительного монастыря. Возвратившись в себя, он поведал присутствовавшим все, что видел и что слышал. В подтверждение слов своих он просил, чтоб кто-нибудь сходил в общежительный монастырь и посмотрел, скончался ли тот брат, о призыве которого он слышал. Посланный нашел, что так. Видевший видение выздоровел, заключил себя в затвор, в котором пребывал неисходно, помышляя о спасении своем, принося покаяние и оплакивая свое прежнее поведение в состоянии небрежения. Умиление достигло в нем величайшего развития. Многие уговаривали его несколько снизойти себе, чтоб не подвергнуться какому-либо повреждению от непрестанного плача, но он не соглашался на это, – говорил: если я не мог вынести обличения матери моей, то как вынесу обличение и муки в день суда, в присутствии Христа и Ангелов Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Хотя я и многократно говорил Вам лично о моем большом сочувствии к Ново-Афонской нашей обители на Кавказе и о желании моем благоустроить ее во славу Божию и спасение многих душ, в настоящее время, приблизившись к концу жизни моей, я за богоприятное счел это мое старческое желание и как завещание написать Вам на бумаге для заявления нашим святым отцам и братиям, которые, без сомнения, из любви и благоговения к старцу изъявят со своей стороны сыновнее сочувствие к старческому завещанию, служащему к расширению славы Божией. И верую в щедроты Божии, что за сие обитель наша сподобится получить от Бога особые щедроты Его. Желание же мое состоит в том, чтобы хотя немного обеспечить Ново-Афонскую нашу обитель внесением в банк для получения непрерывных доходов на содержание ее 200 тысяч рублей. Это в настоящее время для нее необходимо. А на будущее время эта обитель, как прославляющая Бога, за то и сама будет прославлена от Него и в состоянии будет помогать матери своей – обители Афонской. Еже и да будет осуществлено Богом чудес во славу Его, заключающуюся во спасении душ наших. Затем остаюсь ожидающий скорого разлучения души моей от грешного моего тела старец Ваш и вместе недостойный духовник, имеющий нужду в Ваших святых молитвах, а потому и вручающий себя им, премногогрешный Иероним. 30 декабря 1883 года. [Отцам и братиям на Новый Афон] Отцы и братия наши, посланные нами в Ново-Афонский святого апостола Симона Кананита монастырь на послушание для расширения славы Божией во святом общежительном житии! Приветствуем вас апостольским благожеланием: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога всегда о вас, о благодати Божией, данной вам о Христе Иисусе, что Он избрал вас от мира, и удостоил получить святой ангельский образ во святом нашем общежитии, и обогатил вас во всяком слове и разуме и во многих богоугодных мученических подвигах, как-то: в отсечении своей воли, во всяком послушании, в любви братской, в единодушии и единомыслии и во всяком терпении как в молитвах и пениях, так и в разных служениях, и во всяком смиренномудрии. Молим же вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, как совершенно возлюбивших Его, отвергшихся мира и претерпевающих в святом общежитии мученические подвиги, да то же глаголете все, и да не будет у вас распри, да будете же утверждены в том же разумении и в той же мысли, что истинное богоугодное монашеское общежитие состоит в любви и мире, в единодушии и единомыслии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Явление ангела Пахомию Монастырь Пахомия был воспитательным заведением, куда принимались даже несведущие в вере. Строгим искусом проверялись чистота и твердость намерений. Новоначальный поступал под руководство одного из старших братий. Иноки жили в отдельных домах, человек по 40, под руководством начальника. Для молитвы они собирались вместе. Рукоделие задавалось строго определенное, его нельзя было самовольно ни уменьшать, ни изменять, ни даже увеличивать. Это была общая жизнь, общий подвиг во взаимных заботах, где ничего не должно было быть утаенным. «У множества же верующих было одно сердце и одна душа» Сам Пахомий основал 9 киновий. При нем такие монашеские общежития распространились по всему Египту, а потом и по Палестине. Но Феодосию трудно было ему подражать. Место, которое он выбрал для монастыря, резко отличалось от тех, в которых располагалось большинство лавр: вместо каменной пустыни — открытая горная возвышенность с плодородной почвой. И монахам он ставил сложнейшую задачу: соединить созерцательную жизнь отшельника с трудом на благо ближним. Здесь не было замкнутой и уединенной жизни: рядом с кельями по благословению Феодосия строились приюты для бедных и нуждающихся, которые стекались сюда во множестве, особенно в голодные годы, — правило монашеского устава, предписывавшее принимать всех приходящих, соблюдалось неукоснительно. Преподобный Касссиан Римлянин писал, что «род сей жизни» — общежительный — «получил начало с апостольской проповедью», так как такого образа жизни придерживалось все множество верующих в Иерусалиме. В Деяниях апостольских говорится: У множества же верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось то, в чем кто имел нужду (Деян. 4:32, 34–35). Лавра Феодосия Великого. Фото: Антон Поспелов, pravoslavie.ru

http://foma.ru/pervye-hristianskie-monas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010