Учебное. Троице-Параскевиевский Топловский монастырь. Топловский монастырь, Топловский Параскевы Римской монастырь Карта и ближайшие объекты Первые подвижницы Топловского женского монастыря (женский монастырь во имя св. вмц. Параскевы Пятницы) рассказывали, что в пятидесятых годах XIX столетия вся окрестность была занята непроходимыми лесами. В то время около источника св. Параскевы жила в землянке болгарская девушка Константина из Кишлава, пришедшая сюда из Кизильташа, где прожила 7 лет в пещере, тщетно отыскиваемая своей матерью. Она и основала в 1858 году киновию при источнике св. Параскевы. В 1864 году по ходатайству Таврического епископа Алексия киновия была преобразована в общежительный монастырь. 25 сентября того же года был освящен единственный монастырский храм св. Параскевы. Монастырь имел в Феодосии пожертвованное гр. Гейденом подворье, именовавшееся " Казанским " . Монастырь вновь открыт в 1991 г. http://www.ortho-rus.ru Топловский Параскевиевский монастырь, общежительный, в 40 верстах от города Феодосии, в 2 верстах от деревни Топлу. Основан в 1858 году под именем киновии, которая в 1864 году возведена в монастырь. Здесь находится древняя Казанская икона Божией Матери, старообрядческого письма, пожертвованная монастырю в 1890 году гр. Гейденом, в память 17 октября 1888 года. К этому дню ежегодно приносится в город Феодосию и там остается до 22 октября. При монастыре источник святой Параскевы, почитаемый целебным. Монастырь имеет в городе Феодосии пожертвованное ему тем же гр. Гейденом подворье, именуемое «Казанским». В 6 верстах от монастыря находится древняя греческая церковь (теперь часовня) святого пророка Ильи, куда ежегодно 20 июля стекается громадное количество богомольцев. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Источники монастыря: источник св. Параскевы Пятницы, источник Св. Георгия Победоносца, источник Трех Святителей. Источник св. Параскевы Пятницы Монастырь расположен у источника, носящего имя Святой Параскевы Римской. По местным преданиям, именно здесь произошла её мученическая кончина, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства.

http://sobory.ru/article/?object=01384

Глава XXIV В заключение моих записок помещаю краткий обзор всех общежительных монастырей, находящихся в моем ведении. По времени моего назначения благочинным, ему бы следовало находиться прежде, но так как мои объезды по монастырям совершались не в одно время и повторялись многократно, то и нашел я для себя более удобным собрать воедино все, виденное мной при многократных моих посещениях. Таким образом, избегаю повторений и отрывочности в изложении, и мое обозрение всех монастырей будет полной и живой картиной, в которой я пожелал, по возможности, передать в кратких чертах и те исторические сведения о каждой обители, какие мне известны, следовательно, всю жизнь, все возрасты обителей, с самого их начала и до нашего времени. Прилагаю при сем и статистическую таблицу для наглядного сравнения. Обозрение всех общежительных монастырей Московской епархии: 1) Старо-Голутвин; 2) Бобренев; 3) Белопесоцкий; 4) Давыдова пустынь; 5) Берлюковская пустынь; 6) Пешношский монастырь; 7) Екатерининская пустынь; 8) Гуслицкий монастырь; 9) Ново-Голутвин; 10) Угрешский монастырь Монастыри мужские I. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Этот монастырь, находящийся в 4 верстах от Коломны при слиянии Москвы-реки с Окой, основан, гласит предание, учеником Преподобного Сергия Радонежского в 1385 году. Известно, что великий ,князь Московский Дмитрий Донской просил Преподобного Сергия принять на себя посредничество для примирения его с Олегом Рязанским. Преподобный Игумен Троицкий во время Рождественского поста ходил в Рязань пешком и склонил Олега к примирению с Дмитрием, который, желая отблагодарить блаженного старца, спросил его, что может он для него сделать? Подвижник, носивший толстые рубы и довольствовавшийся гнилой мукой для своего хлеба, конечно, не пожелал ничего для себя, но ревнитель монашества, он просил великого князя дозволения возградить обитель на месте, которое он облюбовал близ Коломны, и князь с радостью на то соизволил и, вероятно, помог и казной при построении. Один из учеников Преподобного, Григорий, был первоначальником обители, в которой и поныне, как святыня, хранится деревянный посох с клюкой, оставленный там при посещении Преподобным Сергием. Монастырь Старо-Голутвин существовал до 1800 года, но в это время он был назначен к упразднению. Блаженной памяти митрополит Платон перевел штат монастыря в Коломну, в архиерейский дом, также обреченный на запустение, а Старо-Голутвин оставлен на своих собственных средствах как заштатный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь. Карта и ближайшие объекты Николаевский Коряжемский монастырь, общежительный, в 15 верстах от села Сольвычегодска, при впадении реки Коряжемки в реку Вычегду. Основан в 1-й половине XVI века пр. Логгином (см. 10 февраля) вместе с иноком Симоном Сойчинским (24 ноября 1561 года). Упраздненный в 1863 году, он в 1896 году был восстановлен. В Благовещенском соборе, построенном в 1671 году и возобновленном в 1887 году, покоятся под спудом мощи пр. Логгина. Над бронзовой гробницей его находится принадлежавшая ему икона креста Господня; здесь же хранятся холщевая фелонь его и власяница. В Спасском храме особо чтится икона святого Николая чудотворца. Из книги С.В. Булгакова " Монастыри в 1913 году " Коряжемский храмовый комплекс посвященный преподобному Лонгину и вначале назывался Сольвычегодский Николаевский Коряжемский общежительный мужской монастырь. Первое упоминание о монастыре относится к 1535 году, когда монах Лонгин основал обитель, в устье реки Коряжемка. на берегу реки Вычегда, на пустом болотистом месте Лонгин поставил келью, затем часовню. Монастырь постепенно стал заселяться монахами, была построена церковь во имя Николая Чудотворца. Лонгин стал игуменом монастыря. Скончался преподобный в 1540 году. Его тело было погребено близ церкви Николая Чудотворца. Через 17 лет мощи Лонгина были перенесены на новое место — под спуд церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, у северной стены подле алтаря.  В 1864 году монастырь был причислен к сольвычегодскому Введенскому монастырю. После 1917 года монастырь перестал существовать, монастырские земли передали колхозам, в 1927 году монастырь был закрыт, в поздние времена здание использовалось под склад, на втором этаже размещались кабинеты служащих. В 1970 году здание забросили, сломали купол.  Раньше возле монастыря была кедровая роща и колодец, выкопанный Лонгином. После закрытия монастыря они были уничтожены. Бесследно пропали и мощи святого Лонгина. В 1988 году монастырь был передан Церкви, сюда были возвращены власяница и вериги основателя монастыря, здания  отреставрировали, территорию монастыря  обнесли новой оградой.

http://sobory.ru/article/?object=06309

Сура. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы Домовый храм Иоанна Кронштадтского Карта и ближайшие объекты Сурский Иоанно-Богословский монастырь, общежительный, в селе Суре, Пинежского уезда, в 212 верстах от города Пинеги, учрежденный в 1900 году из женской общины, основанной в 1899 году известным Кронштадтским пастырем отцом Иоанном Сергиевым на месте своей родины; при монастыре школа. К нему приписан Троицкий скит, в 18 верстах от него. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Сурский общежительный монастырь находится в селе Суре, на берегу реки Пинеги, в 213 верстах от уездного города того же имени. Этот монастырь весьма недавнего происхождения. Основание его связано с именем покойного кронштадтского пастыря о. Иоанна Ильича Сергиева, который был уроженцем этой местности. Им первоначально учреждена была в селе Суре женская община в 1899 году. По указу Св. Синода, в 1900 году эта община обращена в женский монастырь. Архангельское подворье Сурского Иоанно-Богословского монастыря. Управляется он игуменьей. Храм в обители один, деревянный, во имя св. апостола Иоанна Богослова. При монастыре содержится школа и гостиница для богомольцев. Сообщение с монастырем из г. Пинеги поддерживается на пароходе по реке того же имени.   Источник: П.П. Сойкин " Православныя русские обители " Иоанно-Богословский Сурский монастырь расположен в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Сура - одно из древнейших поселений языческих чудских племен, село, где и сегодня сильны языческие традиции и старообрядческие устои. Однако именно эта земля дала Руси двух святых представителей белого духовенства – Сергия Малопинежского и Иоанна Кронштадтского. Сурский монастырь был основан как женская монашеская община в 1899 г. на месте, благословлённом святым Иоанном Кронштадским. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. Две монахини, начальница мать Варвара и инокиня Ангелина и 33 послушницы приняли духовное благословение св. Иоанна Кронштадтского на жительство в открытом монастыре. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно заштатный Иоанно-Богословский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=16023

Кашира. Никитский Каширский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1884. Адрес: Московская область, Каширский район, г. Кашира, ул. Свободы, 25 Координаты: 54.83643, 38.143512 Проезд:от ж. д. ст. Кашира (Павелецкое направление) автобус 1 или 3 до центра (Советская ул.) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Никитинский монастырь, общежительный, в городе Кашире. Основан в 1884 году из существовавшей с 1862 года женской общины. В монастыре находится древняя местно чтимая икона святого великомученика Никиты. Ежегодно 20 июля совершается в монастырь крестный ход из всех церквей города. В 1894 году здесь освящен вновь устроенный трехпрестольный соборный храм во имя Преображения Господня. При монастыре двухклассная школа и школа живописи, мастерские, больница и богадельня. К нему приписан Предтеченский скит, в 7 верстах от монастыря, в местности Киреевская пустынь, Серпуховского уезда. Он устроен в 1858 году. При нем школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Во 2-й половине XIX столетия при Никитской церкви возник женский монастырь, что значительно подняло благосостояние храма и прихода. Стараниями церковного старосты того же г. Руднева в 20-х годах этого столетия при церкви устроено было помещение в виде богодельни для престарелых и безродных старух С течением времени помещение это было расширено, и при церкви образовалась целая женская община. Во главе этой общины стала опытная в иноческих подвигах старица Ооманда, присланная сюда Преосвященным Дамаскиным в 1843 г. из тульского успенского монастыря. Посылая эту старицу, Преосвященный Дамаскин писал собственноручно церковному старосте Ф. И. Рудневу следующее: « Федор Иеремиевич! Прими сию бесприютную монахиню Ооманду, она будет Вам полезна, у вас около церкви места много. Да поможет тебе Господь и Аз смиренный Дамаскин, Е. Тульский». Действительно, она оказалась очень полезною для каширской общины. Она дала ей правильную организацию и тем подготовила преобразование этой общины в женский монастырь. В 1862 г. эта община получила официальное утверждение под названием «Каширской Никитской Общины», а в 1881 г. преобразована в женский общежительный монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=02901

Пермь. Успенский женский монастырь. Храмы монастыря: Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в 1873 году на юго западной, пустынной тогда еще окраине города, возле деревни Данилихи, под именем женской общины на средства братьев-благотворителей Федора и Григоря Каменскимих. В 1882г. указом Святейшего Синода община переименована в общежительный монастырь без всякого содержания казны. Главный Успенский соборный храм, вмещающий в себя до 3 тыс. богомольцев, в 1905-1908 гг. был заново расписан В. М. Васнецовым. Казанский каменный храм-усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери был выполнен на высоком художественном уровне, его внутреннее убранство являлось точным образцом древнерусской церкви, деревянная церковь Жен Мироносиц отличалась изяществом своей архитектуры. С 1923 г. были конфискованы все монастырские помещения, взорван Успенский собор (на его месте сейчас построена МСЧ 5), и деревянная церковь Жен Мироносиц (на ее месте сейчас расположена ср. школа 92). От всего монастырского комплекса в советское время остались два корпуса и каменный храм Казанской иконы Божией Матери. В 1993 г. монастырь был открыт. Успенский монастырь, общежительный, в городе Перми. Основан в 1881 году из существовавшей с 1874 года женской общины. В монастыре находятся две чтимые иконы Божией Матери: Казанская и Черниговская-Ильинская; последняя принесена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ежегодно вокруг монастыря совершаеются крестные ходы: 8 июля и в 10-е воскресение после Пасхи. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Пермь, ул. Плеханова, 39/5) В 1875 г. на пустыре, приобретенном у города братьями Каменскими начато строительство зданий для женской общины. В 1882 г. по решению Синода община переименована в Успенский женский монастырь. Композиционной основой монастыря являлся крупный каменный Успенский собор, в котором располагался иконостас работы М. В. Нестерова. В его оформлении принимал участие и Н.

http://sobory.ru/article/?object=02915

Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Ивановский монастырь Карта и ближайшие объекты Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году. Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие. Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Архимандрит Елисей 13 октября 2014 г. 15:35 Архимандрит Елисей : Монашеская келья - это арена подвижнической брани и место встречи с Богом Доклад Архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) «Смысл и значение келейной молитвы в духовной жизни братии общежительного монастыря » на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 8−9 октября 2014 года). . Заявленная тема очень важна для жизни общежительного монастыря. С самого начала я хотел бы уточнить, что намереваюсь опираться на дух и молитвенный опыт старца Эмилиана1 и монахов нашей обители в большей степени, чем на собственный убогий и недостаточный опыт. Сама по себе полнота Церкви уже есть общежитие. Для монахов, отрекшихся от всяких мирских уз и своей прежней жизни, монастырь становится местом, где они открыли для себя Бога; их жизнь переходит в иную реальность, а именно в реальность Царствия и последних дней, где все будет исполнено славы Божией. Их жизнь, избавленная от каких бы то ни было компромиссов с миром, есть непрестанное предстояние перед Престолом Божиим, подобно ангелам. Показательное евангельское изречение, что некоторые из стоящих здесь... не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16:28), обращено к монахам. Каждый монах внял направленному лично к нему призыву Христа. Либо в результате принудительных действий, либо по жизненным обстоятельствам, либо в процессе последовательного христианского воспитания, но, так или иначе, взгляд Христов останавливался на нем и призывал его к тому, чтобы оставить всё и следовать за Ним. Но совершенное следование за Христом происходит у монахов посредством молитвы, в чем они подражают апостолам. Таким образом, мы постараемся объяснить, как вписана частная молитва в жизнь общежительного монастыря, раскрыв несколько аспектов и того, и другого. Непрестанное служение Богу Как ученики последовали за Христом на гору Фавор, так и монах вступает в обитель, и там ему − главным образом, конечно, благодаря служению Богу − открывается свет Господень.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhimandri...

Настоятель афонского монастыря Симонопетра архимандрит Елисей: Монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом 17 октября 2014 г. 19:07 Архимандрит Елисей, настоятель монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон), выступил с докладом «Смысл и значение келейной молитвы в духовной жизни братии общежительного монастыря» на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой лавре 8-9 октября 2014 года. Заявленная тема очень важна для жизни общежительного монастыря. С самого начала я хотел бы уточнить, что намереваюсь опираться на дух и молитвенный опыт старца Эмилиана 1 и монахов нашей обители в большей степени, чем на собственный убогий и недостаточный опыт. Сама по себе полнота Церкви уже есть общежитие. Для монахов, отрекшихся от всяких мирских уз и своей прежней жизни, монастырь становится местом, где они открыли для себя Бога; их жизнь переходит в иную реальность, а именно в реальность Царствия и последних дней, где все будет исполнено славы Божией. Их жизнь, избавленная от каких бы то ни было компромиссов с миром, есть непрестанное предстояние перед Престолом Божиим, подобно ангелам. Показательное евангельское изречение, что некоторые из стоящих здесь… не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16:28), обращено к монахам. Каждый монах внял направленному лично к нему призыву Христа. Либо в результате принудительных действий, либо по жизненным обстоятельствам, либо в процессе последовательного христианского воспитания, но, так или иначе, взгляд Христов останавливался на нем и призывал его к тому, чтобы оставить все и следовать за Ним. Но совершенное следование за Христом происходит у монахов посредством молитвы, в чем они подражают апостолам. Таким образом, мы постараемся объяснить, как вписана частная молитва в жизнь общежительного монастыря, раскрыв несколько аспектов и того, и другого. Непрестанное служение Богу Как ученики последовали за Христом на гору Фавор, так и монах вступает в обитель, и там ему — главным образом, конечно, благодаря служению Богу — открывается свет Господень.

http://patriarchia.ru/db/text/3798737.ht...

Часть III. Духовное окормление сестер при становлении Зосимовой Пустыни Участие святителя Филарета в устройстве женских общежитий в Московской епархии Описывая историю становления Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни от начала до наших дней, необходимо сказать о благотворной роли, которую сыграл в судьбе обители (и многих женских монастырей) великий угодник Божий учитель Русской Православной Церкви – митрополит Московский Филарет. В связи с этим приведем несколько выдержек из книг, посвященных ему и характеризующих указанную сторону деятельности святителя. Когда владыка Филарет принял Московскую епархию 353 , в ней было только два уездных женских монастыря: Хотьков Покровский и Серпуховской Владычный. Из них общежительным был Владычный. Все старинные московские женские монастыри были в то время своекоштными 354 , только возобновленный при владыке Филарете Московский Ивановский монастырь стал по инициативе преосвященного первым общежительным монастырем в столице. Пять новообразованных при митрополите Филарете уездных женских обителей также жили, руководствуясь общежительным уставом, поскольку он наиболее всего отвечал целям монашеского подвига и воспитывал в насельницах добродетели нестяжания и послушания. Первым детищем владыки стала Аносина Борисо-Глебская пустынь. Как отметил епископ Леонид (Краснопевков) , также «его рукою насажены цветущие общежительства женские: на крови падших за Отечество Бородинское, среди Верейских болот Одигитриевское, на месте старинных боярских жилищ – Влахернское и Крестовоздвиженское. В то же время он усердно поддерживал прежние общежительства, из женских – в Серпухове. Еще не будучи московским архиереем, в качестве синодального члена, обратил он внимание на дело будущей Аносинской обители, благоприятствовал ему и, когда был рукою Господнею поднят на высокий свещник Церкви Московской, то не замедлил от света своего затеплить в этой пустыни священный огонь» 355 . То же можно сказать и об отношении владыки Филарета к старцу Зосиме и его деятельности по окормлению женской общины. Когда старец Зосима в 1821 – 1822 годах хлопотал в Петербурге о получении монастыря для своих чад, из духовных особ «Московский владыка Филарет, присутствовавший тогда в Святейшем Синоде, более всех оказал свое благорасположение к пустынному старцу. Сей боголюбивейший, любомудрейший и любвеобильнейший архипастырь принял старца под свое отеческое покровительство и не только помогал ему в его предприятии, но даже поправлял ему черновые прошения в Святейший Синод и содействовал исполнению сего дела» 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010