Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно… ( Деян.18:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.18:22-28 ) повествует нам о путях благовестия апостола Павла и его ближайших учеников. Мы слышали о том, что Павел, побыв в Кесарии, приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. Кесария, в которой пребывал апостол, являлась приморским городом Палестины. Именно сюда высадился Павел после переезда через море. Очевидно, в Кесарии верный воин Христов подвизался в проповеднических трудах и благовестии Святого Евангелия. Затем он отправился в Иерусалим, но, судя по описанию, пребывал там недолго, не проявляя особой апостольской деятельности из опасения возбудить и без того сильно раздраженных на него иудеев. Апостол не боялся пострадать за Христа и даже принять мученическую кончину. Он уже много претерпел в жизни и еще был готов претерпеть. Но Павел знал, что впереди его ждало очень важное поприще проповеди слова Божия. Апостол собирался отправиться в новое путешествие в языческие страны, дабы многих людей, ищущих Божественную истину, обратить к Господу. Вот почему здесь, в Иерусалиме, он не имел права вызывать на себя огонь иудейского негодования и злобы, не мог рисковать во имя будущего. Но Павел, как духовный наставник, не планировал покинуть Иерусалим просто так, без общения с любимыми собратьями во Христе. Как пишет апостол Лука, он приветствовал церковь, укрепил дорогих его сердцу людей в вере и благочестии и только после этого отошел в Антиохию. Апостол направлялся в Антиохию Сирскую. Павел очень любил этот город, в котором много трудился во благо Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Он питал к этому городу особенную любовь — это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Аще храм святаго Василия, творим бдение. НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 3, самогласны: На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 3, самогласные: Христа вселив в душу твою чистым твоим житием,/Источника жизни, священноявленне Василие,/реки источил еси учений благочестивых вселенней,/от нихже напаяеми, вернии церковнии людие/плоды устен, исповедающих благодать, приносят/Прославльшему память твою во век века. Германа: Христа, источник жизни, вселив в душу твою/чистою твоею жизнью, священноявленный Василий,/ты источил вселенной учений благочестивых реки,/из которых орошаясь, верный церковный народ/плод уст, исповедующих благодать, приносит/Прославляющему память твою во век века. Миро, излиянное на тебе благодати,/помаза тя священнодействовати Евангелие Царствия Небеснаго,/Василие Богоявленне,/Христово благоухание быв,/вонею знания Его вселенную исполнил еси./Темже, гласы раб твоих благоприятне приемляй,/испроси нам, чтущим тя, велия милости. Излившееся на тебя Mvpo благодати,/помазало тебя священнодействовать Евангелие Царства Небесного,/Василий богоявленный./Ибо, сделавшись Христовым благоуханием,/ты ароматом познания Его вселенную исполнил./Потому, голоса служителей твоих принимая благосклонно,/испроси нам, чтущим тебя, великую милость. Византиево: Святительскою одеждею одеян,/Троицы поборниче Василие,/престолу предстал еси судищному,/беду приемляй о вере,/и, страдальческое противостояние показав,/ярость епархову посрамил еси,/ярящася державою нечестия/и немилостивным разсечением претяща,/усердно, отче, проразсудив/и мученик быв произволением,/венец приял еси победы от Христа,/имущаго велию милость. Византийца: Святительским одеянием облачен,/поборник Троицы Василий,/предстал ты судейскому седалищу,/опасности за веру подвергаясь./И, подвижническое сопротивление показав,/гнев посрамил епарха, дерзкого силою нечестия/и угрожавшего истязанием немилосердным./Ты же с готовностью это избрал,/и, мучеником став произволением,/венцом победы был увенчан от Христа,/имеющего великую милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь», - говорит Он, и призывает Свою Церковь идти Его путем послушания даже до смерти и смерти Крестной. И о имени Иисусове побеждать супостаты. Этим путем шел святитель Василий Великий, противостоя Ариеву злословию, когда оно имело мощную поддержку государственной власти в лице императора Валента, и когда многие архипастыри и пастыри последовали ему. Это было огненное испытание православной веры. Ныне торжество Церкви, и в Евангелии на Утрени Господь возвещает нам о том, что в ней всегда присутствуют пастыри и воры, которые отличаются друг от друга по тому, как входят во двор овчий. Одни - «инде», через ограду, другие - через дверь. Двор овчий - не поэтически красивое место для Господа. Это место, где надо защититься от разбойников. Господь предлагает образ христианской жизни, который есть, прежде всего, образ сражения. Не случайно это слово Спасителя прозвучало после жесткого Его столкновения с духовными вождями Израиля, когда Господь исцелил слепорожденного. Того, кто был изгнан из Храма фарисеями как паршивая овца. «А входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Господь противопоставляет лжепастырям - «ворам и разбойникам», претендующим на духовное руководство народом Божиим, не имея на то подлинных полномочий, - истинного Пастыря, входящего дверью и вводимого придверником. Не услышим слишком поверхностно это «придверник». Все Евангелие ясно обозначает Его - это Отец Небесный. Он послал Господа, Он все предал в руку Его, Он вверил Ему Своих овец. Это вхождение совершается в Духе Святом. И об этой тайне нашего спасения Святой Троицей - все труды святителя Василия Великого.

http://pravoslavie.ru/28946.html

Сретение Господне. Во всю ширину иконы представлено обширное здание; в нем, на правой от зрителя стороне, в особом отделении, на подножии стоит Симеон Богоприимец с благословляющим Богомладенцем на руках; пред Симеоном, левее, Богоматерь, в черных траурных одеждах, руки сложены и простерты; между Богородицею и Богоприимцем, внизу жертвенник, на одеянии которого восьмиконечный крест с тростию и копием и надписью:”Црь славы. IC ХС.” За Богоматерью Анна Пророчица, левою рукою касается одежды, правая простерта с перстосложением, лицо обращено к стоящему далее Иосифу с клеткой с голубями в руках. Надписи над Иосифом: “Петръ”, “Iocu”; первая сделана по ошибке, но тип Иосифа на иконе, действительно, напоминает изображение ап. Петра. – надписи: над Анною: “Анна”, над Богоматерью “Мр. .”, над Симеоном “Семин. над иконою Гдне”. – Назади иконы красные сургучные печати. Икона поступила из Св. Синода. “Сопоставляя между собой относящиеся к Сретению памятники разных эпох, – говорит проф. Н.В. Покровский , – нельзя не видеть, что изображение это представляет много мелких вариантов, но основа его остается неизменной. Явившись в V в. и получив полную иконографическую определенность, в смысле византийско-русских понятий об иконе, не позднее IX–X в., Сретение не получило столь широкого развития, как напр., Благовещение, или Рождество Христово. Это объясняется характером самого события, примыкающего более, подобно Обрезанию, к Ветхому Завету, чем к Новому и скудностью древних сказаний о нем” 10 . Софийский подлинник под 2 февраля ограничивается кратким замечанием, что должно писать “над Пречистою и Семиономъ покровъ по краямъ полаты“, предоставляя выполнение сюжета хорошо известного иконописцам, которые, несомненно, и писали в схеме, наблюдаемой нами по дошедшим до нас памятникам. Подлинники XVII–XIX вв. предписывают изображать Симеона со свитком, вводят служанку с птичками, называя ее женою Иосифа и закрепляют форму русской церкви для Иерусалимского храма. В подлиннике Императорского Общества Любителей древней письменности из собрания князя П.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Том 2→ Содержание Предисловие к 6-му изданию Начало, важность и разделение дней богослужения Праздники Праздники церковные Великие двунадесятые Великие недвунадесятые Праздники церковные средние Праздники церковные малые Праздники гражданские Высокоторжественные и торжественные Праздники церковные табельные Праздники общие, местные и храмовые Непереходящие и переходящие Дни Господни, Богородичны и святых Богослужение в праздники Главный предмет богослужения в праздники Бдение в праздники Праздничное облачение церкви Освещение церкви в великие праздники Пение в великие праздники Праздничная трапеза Славление Достойное хранение праздников Начало и окончание дневного празднования для православных христиан Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова Событие Рождества Спасителя Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Поведение христиан в праздник Святки Обрезание Господне Событие и древность праздника Предмет праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Сретения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Крещения Господня и Богоявления Событие праздника Наименование и древность праздника Важность празднества Продолжение и богослужение праздника Водоосвящение Поучительность праздника Поведение христиан в праздник День Преображения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Перенесения Нерукотворенного Образа Господня от Эдесса в Константинополь Праздники Господни в честь событий, напоминающих о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа Праздники в честь и память Животворящего Креста Господня День Воздвижения Креста Господня День явления знамения Креста во Иерусалиме День Происхождения Древа Креста Господня День Положения Ризы Господней Праздники Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Часть 1 1. Поклонение Господу нашему Иисусу Христу «Приидите, поклонимся» (трижды). Сыне Божий! Покланяюсь Твоему прежде денницы рождению от Отца без матери и неизреченному смотрению о нас. Покланяюсь Твоему, человеколюбец Господь, ради нашего спасения тайному снисхождению, воплощению в утробе девической действием Святого Духа, рождению и положению в скотских яслях. Покланяюсь и славлю Твое плотское обрезание, смиренное крещение от раба, пресветлое преображение на Фаворе, славное с победою шествие в Иерусалим на вольные страдания и все подъятые ради нас труды свои на земле, в которых Ты был с юности постясь, подвизаясь, ходя и утомляясь, уча и проповедуя, исцеляя и воскрешая: все сие вспоминая, славлю, величаю, почитаю, с любовию лобзаю и за все сие благодарю Тебя, моего премилосердного Творца. Покланяюсь, Сын Божий, Твоей тайной вечери, на которой Ты верующим дал в пищу Самого Себя, чтобы, причащаясь тела и крови Твоей, я имел Тебя в жизнь вечную. Величаю и глубокое Твое смирение, проявившееся в умовении ног ученикам, и молю Тебя, Господа моего: смири вознесшуюся мою гордость и научи меня смиренномудрию. Покланяюсь пречистому, пресвятому и животворящему Твоему телу, преломляемому под видом хлеба во оставление грехов. Покланяюсь пречистой, пресвятой и животворящей Твоей крови, изливаемой под видом вина во оставление грехов. Покланяюсь страданиям Твоим, Христе! (трижды). Покланяюсь Твоему коленопреклонению в саду, где, молясь, Ты пролил кровавый пот, чтобы миновала Тебя чаша страданий; молюся же Тебе, Господу моему: научи меня всегда усердно молиться и напои меня чашей спасения, чтобы во веки я благодарил Тебя. Покланяюсь Тебе, Господь и Бог мой, вспоминая Твои вольные страдания: льстивое целование Иуды, безвинное взятие беззаконными, связание и бесчисленные надругательства, удары, оплевания, заушения, досаждения, побои, терзания, унижения, все Твои мучения, которые Ты претерпел ради меня окаянного и неблагодарного, и нещадное излияние крови. Все эти мучения я слагаю в уме и сердце моем, любовью целую их, истаяваю жалостью и за все сие превозношу и благодарю Тебя, любимого мною Господа, который так возлюбил меня, что и душу Свою не пощадил положить за меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Часть II. Заметки Январь 1 Свидетельства о праздновании восточными христианами Обрезанию по плоти Господа восходят в 4 веку (см. Дни Богослуж. Дебольского I. стр. 33). Пустынник востока Алмахий, явившись в Рим на бой гладиаторский 1 янв. 404 года, сказал: сегодня 8 день Господа, перестаньте от служб идольских, и убит на арене гладиаторами. Это было причиною, почему император Гонорий запретил сии зрелища. И на Западе сей день чтился не позднее 4 века; в 5 веке есть слово на сей день Зенона веронийского. В 45 году до Р. X. римляне стали праздновать новолетие 1 января вместо 1 марта, предаваясь в сей день роскоши, сладострастию и разным бесчинствам; посему христиане долго не святили день сей, как день новолетия, а дни новолетия у христиан были различны по различию стран и времен: праздновали новолетие то 1 марта, то 1 и 23 сентября, то 25 марта – день Благовещения, то 25 декабря – день Р. X. В 594 году Карл IX, король французский, установил начинать год с 1 января. В том же веке стали праздновать в сей день новолетие в Испании и Португалии; в конце века папа Иннокентий XII в Риме и в 1700 году Петр I в России последовали прочим странам (Дебольск. 1, 465. Real – Encyklop. Herzog. XVIII. 483). По сказанию западных писателей св. тело Василия В. перенесено во Фландрию крестоносцами в 1099 году, глава же его, по свидетельству Иоанна Комнена, хранилась в афонской лавре св. Афанасия (Kal. univ. eccl. Assemani р. 7. 8). Но иеродиакон Зосима в 1420 году видел главу его в Царьграде в монастыре Панохран (Пречистой Богородицы). Сахар. Т. II. Сказания. В некоторых древних римских мартирологах память св. Василия В. 14 июня. Одни полагают, что это день посвящения его во епископа, другие не находят основания сему мнению в истории святого. (См. примеч. к Узуарду). Жизнь его в Душепол. чтении 1864 года. 2 Достовернейшими сведениями о папе Сильвестре считаются следующие: Св. папа Сильвестр родился в Риме от Руфина и Иусты; рано он лишился отца и добродетельная мать отдала его на воспитание ученому и благочестивому пресвитеру Харитию или Карипу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

13. Вразумление раскольникам из Евангелия Вразумление: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное ( Мф.5:20 ) – от имени самого Господа Иисуса Христа, пребывающего в своей Церкви, мы можем обратить к отродившемуся и в христианстве фарисейскому духу, увлекшему столь многих от Церкви Христовой в разные виды расколов. Так, для них существенным в деле спасения представляются собственно письмена и внешность церковного чина, кажущиеся им древними, и отличные от общецерковного и истинно-древнего порядка. Вот из-за чего они вначале оставили дом Божий, в котором пребывали! Исполнение же внешних добрых дел, исполнив самих самомнения и духа осуждения против мирской нескромности нравов в христианстве, утвердило их в той уверенности, что они идут путем правды и спасения. Ослепленная ревность, а иногда прямая недобросовестность руководителей их или расколоучителей, довершила и упрочила это отделение детей от своей матери – св. Церкви. – Но да станут они на суд самого Христова слова! Не спорной или мнимой старины держались иудеи, не предания только своих старцев они отстаивали: в их руках были письмена самого слова Божия, свидетельствующие, что сам отец верующих – Авраам принял обрезание по заповеди Божией, что Гедеон, Самуил, Давид спасались исполнением закона Моисеева. Что же? Когда иудеи, под руководством фарисеев и книжников, стали почитать за существенное в спасении внешность Богоданного обрядового чина и в исполнении внешне-законных дел полагать свою правду, хотя при сем не забывали и грядущего Мессию, только поступая не в Его духе и благодати: то Господь прямо им сказал, что, если они не возвысятся над такою правдою, то не войдут в царствие Божие. Итак, – не говорим уже о произвольности и мнимости самой старины, за которую стоят наши подобо-иудейские ревнители, – если бы старинные письмена, которыми они дорожат, были подлинные письмена даже самого слова Божия, если бы правда их держалась на исполнении такого Богопреданного чина, который засвидетельствован был бы прямо в свящ. писании: то и в таком случае они, как древние иудеи, не вошли бы в царство небесное с своею правдою непослушною, чуждою духа любви, самомнительною, не утвержденною на единой истинной лозе – Господе нашем Иисусе Христе, который Един сообщает жизнь своим ветвям чрез св. таинства и живую смиренно-послушную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

1908 год Благослови, Господь, Твою Церковь в сем году миром и преуспеянием! 1/14 января 1908. Вторник. Праздник Обрезания Господня и памяти Василия Великого . Литургию служили без меня; болезнь горла еще не дает мне выходить. Попросил ректора Семинарии Ив. Ак. Сенума принять гостей вместо меня после службы и угостить чаем в редакционной комнате. Тихо и грустно прошел Новый год. Сидел взаперти; от приходящих поздравителей только приносили карточки; одну подали от военного Министра, Генерала виконта Терауци; с ней был и оставил так же свою карточку полковник Ватанабе, секретарь Министра; это в ответ на посланную мною в японский Новый год карточку министру. Занимался также отчетами, но вяло и неохотно. Чем то будет для Миссии и Японской Церкви этот год? Много тяжелой думы. Но Божье дело делаем – все примем как Божью волю, лишь бы хранил нас Бог от личных ошибок. Помоги Бог трудиться! Иподиакон Моисей Кавамура опять отправился в Мацуяма, продолжать наблюдение над постройкой храма. 2/15 января 1908. Среда. Целый день усердной работы по приведению в порядок счетов для отчетов. Ответил также на несколько приветственных с праздником писем и телеграмм. Пересмотрел с секретарем накопившиеся приветствия из Церквей; оказалось поздравительных с праздником Рождества Христова и с Новым годом: телеграмм – 30, почтовых листков – 99, писем – 80. В нынешнем году больше, чем в прошлом. На телеграммы отвечается из канцелярии непосредственно по получении их; на прочее – общею благодарностию и взаимным приветствием в ближайшем номере «Сейкёо-Симпо». В Семинарии и Женском училище сегодня, как и всегда, начались классы. Когда писал это, в 11 часу ночи, было довольно сильное землетрясение. Невольно заставляет всегда перекреститься. Вот беда, которую избыть нет человеческой силы. 3/16 января 1908. Четверг. Вернувшийся с праздников из Оота, провинции Мито, ученик Катехизаторской школы умолял послать туда катехизатора; многие просят учения, а учить некому; о. Игнатий Мукояма, в Мито, болен, поблизости катехизатора нет. Но послать совсем некого – все нужны на своих местах, свободных – никого. И вот недобрый результат сокращения числа катехизаторов на прошлогоднем Соборе!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

1) Евангелисты с особенною подробностию повествуют об обстоятельствах рождения Иисуса Христа, а именно: а) о благовестии Ангела Деве Марии ( Лк. 1:31, 35 ); б) о вразумлении Иосифа ( Мф. 1:20, 21 ); в) о самом рождении ( Лк. 2:6, 7 ); г) о поклонении пастырей, которые обретоша Мариам же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслях ( Лк. 2:16 ); д) о пришествии волхвов с востока, которые пришедши в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его ( Мф. 2:11 ); е) об обрезании и принесении в храм, где Симеон принял Младенца на руку своею ( Лк. 2:21–38 ). Евангелисты Матфей и Лука, в доказательство того, что Иисус Христос по плоти происходил от семени Авраама ( Быт. 22:18 ), Исаака ( Быт. 26:28 ) и Иакова ( Быт. 28:14 ), излагают родословие Его, первый в линии нисходящей, начиная с Авраама, а второй – в восходящей до Адама ( Мф. 1:1–17 ; Лк. 3:23–38 ). А евангелист Иоанн, изобразив Божество Иисуса Христа, как Слова Божия, говорит: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1:14 ), и в своем послании замечает: «всяк Дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов» ( 1Ин. 4:2, 3 ). Излагая земную жизнь Иисуса Христа, евангелисты замечают, что Он проходил по городам и селениям, «благодательствуя и исцеляя вся» ( Деян. 10:38 ), и повсюду был признаваем за истинного человека, так что, по выражению отечественного богослова, «ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине Своего человечества» («Правосл. догмат. богосл.» преосвящ. Макария. Спб. 1851 г., т. 3., стр. 74). Сам Господь называл Себя человеком ( Ин. 8:40 ), и особенно часто – Сыном человеческим ( Ин. 3:13, 14, 1:51, 5:27, 6:27, 62 ; Мф. 8:20, 11:19, 11:32, 40, 18:11, 20:28 , Мк. 6:31, 9:12 ; Лк. 22:48 ). Св. апостолы также называли Его потомком Давида по плоти ( Рим. 1:3, 9:5 ), мужем ( Деян. 17:31 ), другим Адамом ( 1Кор. 15:45–49 ), и вообще человеком: «един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2:5 ; Рим. 5:15 ; 1Кор. 15:21, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010