Глава 4 Так научив их молиться, обещает им наслаждение благами, если предадут забвению идолов (ибо их называет ( Иер.4:1 ) «мерзостями»), и вместо них воздадут чествование истинному Богу, так что и клясться будут не идолами, но Богом, изрекая истину, а не ложь. Ибо сие говорит Пророк: Иер.4:2 . Аще кленешися, живет Господь во истине, в суде и в правде. Но в священном Евангелии дан закон боле сего совершенный: «речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко» ( Мф.5:33,34 ). Иудеям же, как немощным, повелевается клясться Самим Богом, чтобы, навыкнув клятве, научились поклоняться Ему единому. Дает же обетование, что, когда будет сие, «Благословят в нем языцы, и в нем восхвалят Бога во Иерусалиме». Ибо когда Израильтяне были благочестивы, тогда многие из соседних народов научились у них благочестию. После сего обращает слово от Израиля к Иуде, и говорит: Иер.4:3 . Поновите себе поля, и не сейте на тернии, то есть, возделайте души ваши, с корнем исторгните память об идолах. Ибо их называет «терниями». Иер.4:4 . Обрежитеся Богу вашему. Потом научает, каково должно быть обрезание Богу. «И обрежите» краеобрезание сердца вашего, «мужие Иудины, и обитающии во Иерусалиме». Ясно научил, что обрезание видимое есть прообраз обрезания сокровенного, и что при обрезании внутреннем излишне обрезание телесное. Сим-то возбудившись, божественный Апостол написал Римлянам: «не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, не писанием: ему же похвала не от человека, но от Бога» ( Рим.2:28,29 ). Ибо слышал, что Бог глаголет устами Пророка: «обрежитеся Богу вашему, и обрежите» краеобрезание сердца вашего, «мужие Иудины, и обитающии во Иерусалиме». «Да не изыдет яко огнь ярость Моя, и возгорится, и не будет угашаяй», от лица «лукавства начинаний ваших». Ибо вы одни, покаявшись, можете угасить сей огонь. Если же вы не употребите покаяния; никто не в состоянии избавить от наказания. Но устрашая их, повелевает сказать Иерусалиму и всему колену Иудину, чтобы вострубили трубой ( Иер.4:5 ), и всем дали знать о нападении врагов, и чтобы спасались бегством в укрепленные города, преимущественно же в Сион, как более твердый. И повелевает поспешать, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сортировать по Исключить новости Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак — болезнь въедается в тело человека, растет за счет его и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым. По закону Моисееву, закону, данному Самим Господом еще Аврааму, всякий, кто хотел быть членом народа Израильского, избранного Богом народа, должен был подвергнуться особой кровавой операции. Это распространялось на все лица мужского пола. Совершалось так называемое обрезание. Знак обрезования оставался на всю жизнь. Он был напоминанием того, что этот человек является членом народа Израильского. Но почти все, что совершалось в Ветхом Завете, являлось лишь тенью, указывавшей на предмет, который должен вот-вот появиться. Ветхий Завет все время говорит о грядущем Новом Завете. Многое, происходившее в В. Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые должны были совершиться в пришествие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и после Него. Так и обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом Завете, обрезания уже не телесного, а духовного. В чем состоит это духовное обрезание? Господь Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто хочет идти по Мне, — т.е. за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, — тот должен отвергнуться себя, и, взяв свой крест, следовать за Мной». Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание. Но что значит отвергнуться себя? — Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек должен самого себя отвергнуться. Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак — болезнь въедается в тело человека, растет за счет его и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым.

http://pravmir.ru/slovo-na-obrezanie-gos...

Глава 5 Гал.5:1 .  Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. «Свободою, еюже Христос нас свободи, стойте, не паки под игом работы держитеся». «Свободою» называет Апостол житие вне закона, «а игом работы» – жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: «что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником егоже ни отцы, ни мы возмогохом понести» ( Деян. 15, 10 ) Гал.5:2 .  Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. «Се, аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся Христос вас ничтоже пользует». Прямо и ясно сказываю вам, выставляя напереди имя свое, что никакой пользы не получите от веры во Христа, приняв обрезание. Гал.5:3 .  Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. «Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити». И весьма справедливо, потому что закон подвергает проклятию неисполняющих всего им предписанного. Сверх того, произвольно оставивший свободу и решившийся быть в рабстве подчиняется всем приказаниям господина. Гал.5:4 .  Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. «Упразднистеся от Христа». Почему говоришь это? «Иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте . " Давший закон обетовал дать и благодать. Посему, когда благодать дана, сим показано, что закон бездействен и излишен. А потому избирающие жизнь подзаконную лишают себя даров благодати. Гал.5:5 .  А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. «Мы бо духом от веры упования правды ждем». Прияв залог Духа и веруя в обетования, ожидаем мы уповаемой жизни, которая, украшаясь бессмертием, свободна от приражений греха. Гал.5:6 .  Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. «О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема». Любитель ты закона? Храни необходимое в законе, приобрети любовь к ближнему; ею исполняется весь закон. Различие же между обрезанием и необрезанием уничтожила вера. Ибо и в воинах ищут военачальники не белизны или черноты, но воинской опытности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf Глава IV Иер. 4:2 . И клянешися: живет Господь во истине. Никто пусть не находит в этом оправдания для клятвы, а помнит (сказанное) в Евангелии: слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися. Аз же глаголю вам не клятися всяко ( Мф. 5:33–34 ). То сказано было прежде Евангелия несмысленным, приводимым от идолов, не умевшим любомудрствовать, не касавшимся небес? не достигшим совершенного возраста. Иер. 4:3 . Сия же ( τδε) глаголет Господь мужем Иудиным и обитателем Иерусалимлим. Безопасностью города служит не крепость постройки, не величина камней, а добродетель жителей; равным образом и предательство города (зависит) не от слабости построек, а от порочности граждан. Иер. 4:3 . Поновите себе поля и не сейте на тернии. Пророк убеждает сделать с душами то, что делается в земледельческих работах: души, вследствие небрежности в прошлое время, производившие зло и бесплодные дела, повелевает возделать плугом учения, так как (душа) не может просто принять божественное семя, не выбросив наперед терний. Поэтому говорится: уклонися от зла и сотвори благо ( Пс. 36:27 ). Возделайте, говорит, ваши души, совершенно уничтожьте воспоминание об идолах, – это именно называет терниями, – то есть удалите идолов и затем обратитесь к Богу и придите в храм. Сказал же это метафорически, заимствовав выражение от того, что делают земледельцы. Не сейте на тернии значит: отвергнув служение идолам, приходите в храм. Иер. 4:4 . Обрежитеся Богу вашему и обрежите жестосердие ваше, мужие Иудины и обитающие во Иерусалиме. Разве говорит об этом обрезании? Нет, а об обрезании в душе, так как то не есть обрезание Богу, (почему) не сказал бы: обрежитеся Богу. И иной сказал бы, что мы обрезываемся, – как же нет его ( ατο) 34 ? Не хочу обрезания, совершаемого другим, а такого, которое совершается нами самими, которого каждый сам господин. То производится другим, производится над телом; а это не таково. Видишь ли, что древнее (обрезание) (установлено) было по снисхождению? Не сказал бы: Богу вашему, если бы не хотел показать, что то было не для Бога, так как какая от него польза для добродетели? Что скажет здесь иудей? Видишь ли, что закон дает разуметь нечто иное? Достаточен ли он для спасения, если таково обрезание? Как только Новый (Завет) начал мало-помалу открывать двери, Ветхий сам собою утрачивал значение. Не Павел сказал об этом, иудей, не Петр издал закон. Сказал (это) Иеремия, которого почитаешь и ныне. Не из наших книг привожу это тебе; (впрочем), скорее и в наших, чем твоих; и новозаветные (книги) не более наши, чем твои, и ветхозаветные не менее чужды тебе: как тем не веришь, так и этим. Так отпал иудей от тех и других, а мы держимся тех и других, так как в обоих (Писаниях) – Дух (Божий).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Д.А. Добросмыслов Отдел 5. Законы о чистом и нечистом и о противоестественном Мы рассмотрели с точки зрения отцов законы о еврейском богослужении в узком смысле. Теперь рассмотрим в том же направлении остальные обрядовые постановления Моисея, относившиеся также к внешнему религиозному еврейскому культу, которые почти все могут быть объединены под общим названием законов о чистом и нечистом и о противоестественном. Как и весь обрядовый закон, все эти постановления, по мнению отцов, имели чисто религиозно-нравственное воспитательное значение, именно: они постоянно напоминали евреям о Боге, давшем их, отделяли их из всех народов в особый святой народ, и под видом действий и явлений естественных говорили о действиях и явлениях нравственных. Полагая разделение на чистых и нечистых между людьми, животными и предметами в их естественном виде и некоторыми действиями, с чисто нравственной точки зрения, а нередко безразличными, законы о чистом и нечистом развивали в евреях стремление к изолированности их от других народов как нечистых. Развивали в них духовно-физическую чистоплотность, чувство отвращения к нечистому, гадкому и противоестественному вообще в явлениях физических. Это чувство отвращения к физической нечистоте и противоестественности могло затем развиться в чувство отвращения к безнравственному. Таким образом в законах о чистом и нечистом евреи научались посредством естественного нравственному 401 . О том, что законы о чистом и нечистом имели цель нравственно-воспитательную: подвинуть народ к святости, указывал Сам Бог, говоривший евреям через Моисея: «Я Господь Бог ваш, Который отделил вас от всех народов. Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой, и не оскверняйте душ ваших скотом и птицей и всем, пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. Будьте предо Мной святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои“ ( Лев. ХХ, 24–26 ). Законы о чистом и нечистом К законам о чистом и нечистом можно отнести: закон об обрезании, полагавшем разделение между евреями как народом святым, и нечистыми язычниками, закон о пище, разделявший животных на чистые и нечистые, законы о нечистых состояниях человеческого тела и об очищениях от осквернения его. Об обрезании

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

– Ты мне жених через кровь! — сказала она. 26 И Господь отступил от него. (“Жених через кровь” — так она сказала про обрезание.) Перевод под ред. Брановера: 24 И было в пути на ночлеге — настиг Бог Моше и хотел умертвить его. 25 Тогда взяла Ципора острый нож и обрезала крайнюю плоть сына своего, коснулась ног Моше и сказала сыну: “Неужели нужна тебе кровь?” 26 И отпустил его Бог; тогда сказала она: “нужна тебе кровь — кровь обрезания”. Этот текст весь — сплошная загадка, но все-таки можно выделить в нем основные экзегетические проблемы: Какое место занимает эта история в повествовании об Исходе? Это странное происшествие не имело никакого продолжения в истории Исхода, о нем больше никто и никогда не вспоминал. Зачем же стоит этот эпизод в тексте? Кто напал на Моисея: Господь (так в еврейском тексте) или ангел (так в Септуагинте), и если ангел, то исполнял ли он волю Господа? Может быть, это был падший ангел, то есть некий демон? Ведь Моисей только что получил от Господа повеление вывести израильтян из Египта, а гибель Моисея, несомненно, сделала бы невозможным исполнение этого приказа. Это подводит нас к следующему вопросу: В чем причина такого странного нападения? Почему нападавший хотел смерти Моисея? У Моисея было двое сыновей — Гирсон (Гершом) и Елиезер (Элиэзер). Какой именно сын был обрезан? Почему речь идет именно об этом сыне, а другой даже не упоминается? Почему этот сын Моисея не был обрезан? Были ли обрезаны другой сын и, наконец, сам Моисей? Почему обрезание совершила Сепфора? Это единственный эпизод во всей Библии, когда обрезание совершает женщина, тем более в присутствии своего мужа. Какой жест совершила Сепфора после того, как сделала обрезание, и в чем его смысл? В еврейском тексте мы читаем “коснулась ног его”: чьих именно ног и каким именно образом она коснулась? Кому сказала Сепфора “ты жених крови” и что означало это странное выражение? Почему нападавший немедленно оставил Моисея в покое после этих слов Сепфоры? Почему текст повторяет слова Сепфоры “ты жених крови” и связывает их с совершенным обрезанием? Сепфора действительно повторила свои слова (как толкует это место Синодальный перевод), или же это комментарий от автора (как толкует это место Селезнев?). Если Сепфора повторила свои слова, то почему она это сделала? Имела ли она в виду то же самое, что и в первый раз, или хотела изменить свое высказывание?

http://pravmir.ru/tyi-zhenih-krovi-u-men...

Обрезание Господне Поделиться: Обрезание Господне  Христос — иудей I. «Иисус не был христианином; Он был Иудеем», — говорит великий историк, бывший христианин. «Иисус был Иудеем и оставался Иудеем до последнего вздоха», – говорит маленький историк, настоящий иудей. Это, конечно, парадокс. Если нет связи между Христом и христианством, откуда же оно взялось и куда его девать во всемирной истории? Сын человеческий – Сын Израиля – не соединяет ли в Себе, как лебедь, – обе стихии, землю и воду, – землю иудейства и воду всемирности?   Что такое «парадокс»? Слишком иногда удивительная (paradoxos, значит – «странный», «удивительный»), неимоверная, и, потому, кажущаяся ложью, истина. Только таким «парадоксальным» языком мы и можем говорить о многом в Евангелии, потому что оно само – величайший Парадокс, слишком для нас удивительная и неимоверная истина.   II. Hem ли, в самом деле, чего-то в живом лице Иисуса не только исторически, но и религиозно-подлинного, чего христиане, люди «крещеные», не могут в Нем понять, ни даже увидеть, а иудеи, «обрезанные», видят сразу, хотя еще меньше христиан понимают?   Первый ответ на вопрос: «Кто Он такой?» – первое от Иисуса впечатление зрительное видевших Его лицом к лицу: «Иудей, Обрезанный».   Более неизгладимую печать оставляет на человеке кровь обрезания, чем вода крещения, – это, увы, не парадокс и для нас, христиан, а наш собственный религиозный опыт. Скорее можно узнать христианина, забыв, что он крещен, нежели иудея, забыв, он обрезан.   Мы все забываем, что Иисус – Иудей, а ведь недаром поминает нам об этом чистый Эллин, вчерашний язычник, Лука, так упорно и настойчиво: «на восьмой день обрезан… по закону Моисееву… принесен во храм, чтобы представить Его пред Господа, как поведено в законе Господнем» (2, 21–24; 39)   Что это значит? Правы, конечно, иудеи по-своему, когда говорят, что Иисус не только нарушил, но и разрушил, уничтожил Закон. Жертвы, очищения, суббота, обрезание – где все эти столпы Закона в христианстве? «Ветхое близко к уничтожению», – говорит Павел и делает, что говорит: Ветхий Завет уничтожает Новым.

http://media.predanie.ru/tema/obrezanie/

Глава 2 2Сол.2:1–2 . А о пришествии Господа нашего, о котором вы беспокоились, и о нашем собрании верующих, когда именно соберемся к Нему, – [просим вас] не скоро колебайтесь от ума [умом] вашего, вследствие ложных сведений, усердно сообщаемых вам, – и нимало не... смущайтесь в духе, то есть ложными видениями, кои показывают вам, – или хитроумными и обольстительными словами, кои говорят вам,– и даже ложными посланиями, совсем нами не писанными, но как бы чрез [от] нас посланными. 2Сол.2:3 . Итак, никто... вас... да не обольстит ни коим из подобных образом, и не думайте, что будто бы уже настанет день Господа нашего; поскольку, если прежде... не приидет, или один из его пророков или множество апостолов его, кои имеют явиться пред тем отступником, – но доколе не последует скончание пророков и апостолов его, кои будут посланы пред ним, – и после них придет сам отступник и будет открыт [явится] человек греха, сын погибели, – а потом уже будет пришествие (Господа). Отступником назвал его, дабы показать, что как мятежник отпал он и изменил, когда захотел и потому что захотел. Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то, что чрез человека (как человек) придет он, а не в образе (только) человека, ибо пришествию Господа нашего подражает, – человеком придет он не из язычников, но из самого народа (Израильского) и из колена Иудина, – не в необрезании, а в обрезании, дабы под предлогом своего происхождения и обрезания пленить народ (Израильский), который ожидает его пришествия именно в таком виде. Кроме того назвал его сыном погибели, самого человека именуя сыном погибели, то есть сыном диавола губителя. 2Сол.2:4 . Который противник есть, то есть вышних и низших и Господа всяческих, – который , – говорит, – превозносится, не над теми, но над всем, что, по имени только, называется Богом или почитается. Сам он почитает Бога (истинного), дабы привлечь к себе распявших, – и хулит и уничижает все, что называется (только) Богом или почитается, чтобы тем можно пленить ум истинных поклонников. Таким образом он явится и взойдет

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Скачать epub pdf ГЛАВА ШЕСТАЯ Мы сегодня читаем 6-ую главу Книги Исход, которая начинается словами: Исх.6:1 . «И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей». Вот эти слова, конечно, сразу свидетельствуют о решительных, воинственных намерениях Бога. Именно «решительных», потому что с Богом никто не может воевать, и Бог ни с кем не воюет. Дословный перевод этих слов будет такой: «И Бог сказал Моше: теперь ты увидишь, что я сделаю с фараоном; крепкой рукой он отпустит их, и крепкой рукой он их выгонит из своей страны». Этот перевод ставит перед нами вопрос: «Что значит: «выгонит их из своей страны?»» С одной стороны, можно предположить, что земля Гошен (Гесем), где жили евреи, была ими очень обжита, там соблюдались определенные принципы: колено Левино жило по заповедям, они были обрезаны, они были свободны, в отличие от других колен. И, вероятно, возникла даже определенная привязанность к этой земле у некоторой части еврейского народа. Но, с другой стороны, слова «и крепкой рукой он их выгонит из своей страны» могут свидетельствовать о том, что когда Господь начнет Свои кары (казни египетские) и не положит предела Своему гневу, то египтяне могут и свою землю потерять, если они войдут в решительное противостояние с Богом. Потому что с Богом бороться практически не возможно: Господь управляет всеми процессами, происходящими во вселенной, все миры подчиняются Его воле, все мироздание: дальние галактики, дальние звездные системы. В Писании сказано, что Господь каждой звезде дал имя – то есть Он имеет намерение относительно каждой части Своего творения. «И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты» – почему обращение направлено именно к Моисею? Когда мы заканчивали с вами прошлую беседу, мы обратили внимание на то, что у Моисея был некий ропот на Бога. Но блаженный Августин с этим не соглашается, он говорит, что это была больше молитва , чем ропот, и мы примем позицию Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Восьмым Писание называет день, следующий за седмицей на­стоящей жизни, и новую жизнь, которую предзнаменовало восьмиднев­ное обрезание. О восьмом и мудрый Соломон внушает, в словах: «давай часть семи и даже восьми» ( Еккл.11:2 ), как бы так говоря: в этом веке тысячелетней седмицы подумай о части благой, восьмой, о жизни вечной, грядущей и пребывающей. Посмотрим начало самого псалма. «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня» ( Пс.6:2 ). Знаю, Господи, что меня ожидает ужасное и страшное судилище пред ли­цом ангелов и всей твари, (когда) Судия воссядет на страшном и возвышенном престоле и обнаружит и откроет все соделанные грехи, знаю, и не смею от лица многих моих грехов принести Тебе, Господи, мое исповедание. Грех мой больше того, что может быть мне оставлено, я согрешил пред Тобою тяжче всякого человека, я оскорбил Твое имя выше меры, я жил распутнее блудного (сына), я должен Тебе больше того, который был должен тысячу талантов. Хуже мытаря обобрал меня злобный враг, злее разбой­ника умертвил меня человекоубийца и разбойник. Я превзошел блудницу в блуде, глубже ниневитян погряз в грехе без покаяния, злее хананеянки (согрешил). «Беззакония мои превысили голову мою,... подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Пострадал я и согнулся до конца» ( Пс.37:5, 7 ). Святое имя Твое я оскорбил, заповеди Твои преслушал, богатство Твое зло расточил, сокровище твое дурно растратил. Залог, данный Тобою, я прожил с врагами Твоими; голоса заповедей Твоих не соблюл; одежду, ко­торою Ты облачил меня, осквернил; светильник, приготовленный Тобою для меня, я потушил своим нерадением; лицо мое, которое Ты просветил, я потемнил своими грехами; очи мои, которым Ты дал свет, я опять ослепил; губы мои, которые Ты освятил, я опять осквернил. И я знаю, что Ты все равно обличишь содеянное мною; от этого я никуда не скроюсь, но во всяком случае буду обличен. Но, «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня». (Я не го­ворю: не обличай меня). Это невозможно, но: «не в ярости Твоей обличай меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010