Глава XVII. Ст. 1. Бремя Дамаска. Симмах и Феодотион: принятие Дамаска; LXX: слово против Дамаска, прибавляя это от себя, что они сделали и в начале видения на Моава. В первый раз в Бытии мы читаем имя Дамаска, который до Исаака был рабом Авраама и считался наследником, если бы не родился по обетованию сын у Сары ( Быт. 15 ). Означает же он или целование крови, или пьющий кровь, или кровь власяницы, что все приличествует народу языческому, который прежде веры Христовой был другом крови и жестокости, и совершал дела, достойные плача и вретища. В книге Дней (2Парал. 24) история повествует, что по окончании года вышло против Иоаса, царя Иудейского, войско Сирийское и пришло в Иерусалим и истребило всех князей народа и отослало всю добычу царю Дамаска, который пришел с немногими мужами: и Бог предал в руку их весьма большое множество, потому что оставили Господа Бога отцов своих. Это должно быть созерцаемо в смысле таинственном и как образ будущего, чтобы мы могли то и другое относить ко времени пришествия Господня. Ибо по окончании лета благоприятного в который проповедано Евангелие Спасителем, вышло из Дамаска войско язычников, состоящее из немногих мужей, против Иуды и Иерусалима, оставивших Господа: и уничтожили все богатство их закона и пророков и послали мужей царю Дамаска, то есть мужей Церкви и учения евангельского, которых было немного для приготовления всего тогда еще неверовавшего мира и Иудеев рассеянных по всему миру; и однако Господь предал Иерусалим в руки их, потому что Иудеи оставили Сына Божия, Который прежде был предвозвещен пророками. Поэтому, думаю я, и Савл, который впоследствии, как ревнитель закона, получил за добродетель имя Павла, отправился в Дамаск и хотел бороться против верующих из язычников, но побежденный там, последовал тем, которые жили в Дамаске, чтобы, возвратившись оттуда, отправиться в Иерусалим для покорения Иудеев. Но пусть никому не кажется противоречием то, что в книге Паралипоменон говорится радостное о Дамаске, а теперь в книге Исаии предвещается печальное, потому что и относительно самого Израиля, который был уделом Божиим, возвещается то неблагоприятное, то благоприятное. И как к Израилю по плоти и к язычникам говорится: вы язычники по плоти, называющиеся крайнею плотию от того обрезания, которое называется обрезанием по плоти; так, наоборот, есть Израиль по духу и есть язычники по духу и среди прочих язычников есть Дамаск по духу, чтобы мы не останавливались только на Иудейских баснях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

День переустройства Вселенной В Пятидесятницу в конструкцию человека было внесено серьезное усовершенствование 4 июня, 2017 В Пятидесятницу в конструкцию человека было внесено серьезное усовершенствование «Если бы в нашей галактике появилась новая планетная система, то это было бы меньшим событием для Вселенной» — говорит священник Константин Камышанов в проповеди в честь сегодняшнего праздника. Что лучше: Рождество или Пасха? Преображение или Сретение? Троица или Рождество? По идее, все одинаково. Как папа не лучше мамы и наоборот. Но реально, если судить по торжественности службы и отзвуку в народе, Пасха – праздников праздник. Рождество не так значительно, как Пасха. Троица больше Преображения, но меньше Рождества. Крещение главнее Сретения. А как у Бога? У Бога все праздники абсолютно равны, как дети для отца. Все на своем месте. Все — часть одной логической цепи ведущей к… нет, не к Пасхе и даже не к Пятидесятнице. Господь пришел на Землю не ради того, чтобы родиться в хлеву, не ради того, чтобы обрезаться, креститься или взойти на крест и сойти в ад. Не ради того, чтобы вознестись на глазах у изумленных апостолов. Все эти, без сомнения, необходимые этапы жизни Христа были только промежуточными остановками на пути к одной цели, окончившей земную историю Иисуса. В нашем теле есть глава, руки, сердце, глаза, уши. Все эти органы важны, но не имеют смысла по отдельности. Они нужны только в общем сборе и соподчинении целому организму. И хороший врач лечит не сердце или глаза, а лечит человека. Так и с праздниками. Все они логично и необходимо расположились в соответствии с этапами жизни Христа, ведущего человечество к созданию Церкви. Господь воплотился на земле, учил, творил чудеса, страдал, умер и воскрес только ради одной цели — создания Церкви. Сначала Сын Божий прошел стадии, демонстрирующие очищение человеческого естества и посвящения его Богу: Рождество, Обрезание, Сретение, Крещение. Затем последовали события, имеющие отношение к духовной составляющей человека: Преображение, Воскресение, Пасха и Вознесение.

http://pravmir.ru/den-pereustroystva-vse...

И.И. Туркин Вступительное замечание По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив­шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво­рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего Промысла Божия, должен был не только принять плоть человеческую, но пожить в мире с людьми и за время этой земной жизни, как Богочеловек, совершить дело спасения чрез прине­сение Себя в жертву за грехи всего мира. Спаситель явился на землю не разорить закон человеческий, как и сказал Он о Себе, а исполнить его ( Мф. 5: 17 ), возвести к лучшему пониманию. Поэтому и зем­ная жизнь Его от самого рождения и до крестных страданий была совершенным исполнением того за­кона, который существовал в то время среди народа еврейского. Каждый новорожденный младенец мужеского пола у Евреев подвергался обрезанию крайней плоти в восьмой день после рождения и Христос был обре­зан в восьмой день по рождении Своем ( Лк. 2: 21 ). В сороковой день по рождении новорожденный первенец, по закону еврейскому, приносился впервые в храм, и Христос Спаситель, как точный испол­нитель закона, в сороковой день по рождении Своем принесен Преблагословенною Мариею в храм Иеру­салимский. Это последнее событие – принесение нашего Спасителя Пречистою Матерью Его во храм и по­читается Православною Церковью дванадесятым празд­ником «Сретения Господня». Обряд обрезания среди народа еврейского Из истории детства Иисуса Христа евангелисты рассказывают только о четырех событиях: об об­резании в восьмой день после рождения Его ( Лк. 2: 21 ); принесении Его во храм в сороковой день ( Лк. 2: 22 – 39 ); поклонении волхвов и бегстве в Египет ( Мф. 2: 1 – 15 ). «По прошествии восьми дней, когда над­лежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде за­чатия Его во чреве» ( Лк. 2: 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом имени в сегодняшний день возвеселились и небо и земля. Чрез призывание с верою этого имени отныне человеческий род должен обрести великое лекарство и снадобие для бессмертного своего духа, для очищения всего естества своего. Об этом имени впоследствии, будут свидетельствовать апостолы, всякое колено подклонится: и небесное, и земное, и даже преисподнее. И нет иного имени, - изречет некогда апостол Петр, - которым надлежало бы спастися человекам под небесами. Сила этого имени, по изъяснению святых отцов в том, что оно относится к Самому Богу Воплощенному. Соединив с этим именем Свое Божественное Лицо, Личность, Господь даровал этому имени воистину божественные свойства относительно врачевания нашей природы. Этим именем Он заповедал призывать нам Его, Спасителя нашего, засвидетельствовав, что Небесный Отец, ради призывания имени Господа Иисуса Христа, обогатит нас всяким даром, и ниспошлет нам всякое благословение, и исполнит всякое благое прошение сердец наших. Вот почему Мать Церковь не пропустила, не оставила без внимания это святое имя, но вознесла его, так сказать, на знамя спасения, призывая всех своих чад благоговеть, трепетать пред этим именем и призывать его во спасение душ и телес наших. Древние учителя жизни во Христе свидетельствовали, что все без исключения христиане, без различия званий и состояний, призваны в течение дня, а, может быть, и ночи, обращаться ко Спасителю, освящая в душе Его святое превожделенное имя. Еще в 14-м столетии святитель Фесаллоникский Григорий Палама настаивал на том, что и мирские особы, живущие посреди шумного мира, призваны непрестанно вращать в уме и сердце это имя, и с его помощью достигать очищения и освящения души. Но особенно лица монашеского звания призваны возрастать в любви к имени Иисуса Христа. Не случайно в самое облачение входят четки – «меч духовный», который при пострижении вручается всякому постригаемому лицу с заповедью на всякое время и на всяком месте призывать имя Господа Иисуса Христа. Для них это уже не только предмет благого изволения, но долг и обязанность. Ибо, по наставлению преподобного Серафима Саровского, всякое внешнее послушание лица, отрекшегося от мира, принимает освящение по причине внутреннего возношения ума и сердца к Богу.

http://pravoslavie.ru/28947.html

Павел оставил Тита в Крите (Тит.1:5), как предстоятеля и епископа, чтобы он, обходя города, в каждом из них поставлял пресвитеров и в разных местах исправлял другие недостатки. Когда же Павел услыхал, что некоторые из обрезанных стали смущать умы язычников учением о соблюдении заповедей закона, - тогда он поспешил написать о том, по какой причине оставил его в Крите, дав при этом и наставление относительно обрезанных, коих надлежало остановить. Эти обрезанные, по причине корыстолюбия своего, развращали все дома и ради гнусного прибытка учили, чему не должно. А как и о Тите некоторые из возмутителей говорили, что он не был послан Павлом, то Павел и пишет ему и в послании показывает то полномочие, какое имел Тит уже и без послания. Также повелевает ему в послании - поставлять пресвитеров, назначать диаконов, заграждать уста обрезанных и все приводить в должный порядок, - и чтобы после, когда Апостол пришлет к нему послов (Артему и Тихика), он пришел к нему в Никополь, где находился Апостол (Тит.3:12). Вот об этом и тому подобном и пишет Апостол к Титу, говоря так: 1-2. Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по познанию правды и истины, - и надежде жизни, не преходящей, но вечной, которую обетовал праведный Бог прежде времен вечных, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего. 3. Явил же нам слово проповеди во времена свои, по домостроительству обетования, которое во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не открывалось, нам же, Апостолам, открыто в пришествии Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак, это Евангелие вверено мне было не от людей, но по повелению Бога Спасителя мира. 4. Титу возлюбленному сыну, не по плотскому рождению, ибо он язычник, а я еврей, - но по общению веры Божией, посредством коей я родил тебя от заблуждения к познанию истины. Благодать с тобою и мир от Бога Отца нашего за все, что ты совершаешь, - и от Господа Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/894/...

Первоверховные. Три урока от двух апостолов Трудно найти людей, более непохожих друг на друга 12 июля, 2014 Трудно найти людей, более непохожих друг на друга Чему нам стоит поучиться, размышляя о сегодняшнем празднике — протоиерей Андрей Ткачев Трудно найти людей, более непохожих друг на друга. Петр женат (Евангелие упоминает его тещу, а в посланиях есть слово о его жене-спутнице), а Павел – девственник. Петр знал Христа с первых дней общественного служения Спасителя, а Павел узнал Христа только воскресшим. Далее. Петр – галилейский рыбак, а Павел – ученик великих книжников и по воспитанию – фарисей. Они оба – евреи, однако Павел проповедовал слово Божие в основном язычникам, обновляя их Духом и из них составляя Церковь. Петр же проповедовал Евангелие главным образом обрезанным, то есть единоплеменникам. Петр старше всех из числа ближайших учеников, но Павел больше всех потрудился, хотя и говорит: «Не я, но благодать Божия». Они и умерли по-разному. Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись оземь, Павлова глава извела из земли три источника. Так и до сих пор называется место его смерти – «Три фонтана». А Петра распяли вниз головой, казнив перед тем его жену. «Жена, помни Господа!» – крикнул ей Петр и повис на кресте, ногами указуя Церкви на небо, куда всем нам взойти должно. Такое различие двух апостолов, поминаемых и празднуемых вместе, о чем нам говорит? О том, что в Церкви все разные. И различие это – подлинное благословение, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными, непохожими, несводимыми друг на друга. Если у диктаторов «незаменимых людей нет», то у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера. Так Петр и Павел, по-разному потрудившись в разных местах вселенной, сошлись в конце пути в Риме, куда в те времена вели все дороги. Там они окончили мученически свой труд и свой земной путь, бесстрашной смертью подтверждая правду своей проповеди. Теперь они поистине вместе. Вместе – как наследники Царства Божия и венцов награды; вместе – как учителя Церкви, любимые всеми, кто любит Господа Иисуса.

http://pravmir.ru/pervoverhovnyie-tri-ur...

Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, месяца января, в 1 день («Дали Ему имя Иисус» (Лк. 2:21)) Благочестивые слушатели! Как Новый Завет , так и новое лето начинается с имени Иисусова. Все ветхое, дойдя до имени Иисусова, закончилось, все же новое от Иисусова имени получило свое начало: «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ). Сделалось новым, ибо и имя это «Иисус» новое, как сказано: «Напишу имя Бога моего, имя новое» ( Откр. 3:12 ). Это новое имя принесено с неба и наречено Ангелом прежде зачатия во чреве (см. Лк. 1:31 ). Это новое имя записано и в книгах церковных, и в книгах гражданских при самом обрезании и наречении. Записано в книгах церковных, ибо по совершении обычного действия обрезания в храме, архисвященник тотчас взял вписную книгу и написал в ней следующее: в первое число месяца, называемого по-еврейски «севат», по-гречески «лидинеос» и по-римски «януарий», обрезан Сын Иосифа и Марии, из племени Давидова, и наречено имя Ему Иисус. Записано это имя и в книгах гражданских, ибо, по причине бывшей тогда по повелению кесаря Августа переписи народа и взимания с каждого лица дани, в Вифлееме записано было следующее: в первые январские календы Иосиф с Марией и новорожденным Младенцем Иисусом, принадлежащие к царскому роду, внесли дань кесарю. Это новое преславное имя Иисус хотел бы и я, грешный, вписать ныне на новое лето не только в книге моего сердца, но и в сердцах всех, как бы в книгах мирских и духовных, и притом написать не какими-либо простыми чернилами, но различными красками и цветами. В надежде на помощь Божию я и начинаю сие задуманное дело: любовь же ваша да отверзет книги сердец ваших. Ты же, соприсносущный и соестественный Сыну Душе Святый, будь для меня «тростью книжника скорописца» ( Пс. 44:2 ). Прежде всего пусть напишется это новое преблагословенное имя Иисус, как имя царское, в книгах царских. Иисус – имя царское, ибо царствует и на небе, и на земле: на небе соцарствует Отцу, на земле принимает дары от царей с титулом царским, ибо вопрошали о Нем: «Где родившийся Царь?» ( Мф. 2:2 ). Пусть написано будет это царское имя на новое лето прежде всего в великой книге сердца Пресветлейшего и державнейшего Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержца. И да будет оно написано буквами золотыми по примеру древнейших веков, когда, по свидетельству Иеронима, не позволено было писать имени Божия иначе, как только золотом. Но и то известно, что в сердце одного из богоносцев, которого еще в детстве Христос Бог держал на руках Своих, после кончины найдено было написанным золотыми буквами имя Иисус. А так как и «сердце царя в руках Божиих» содержится ( Притч. 21:1 ) и управляется Богом, то и в сердце царя, как богоносном, имя Иисус пусть будет написано золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Предки Галатов, к которым Божественный Павел писание свое послал, были Галлы. Они прошедши Елладу, и под руководством военачальника их Бруна, достигши до малой Азии, поселились между Каппадокиею и Фригиею, назвав место сие Галатиею (Лив. кн. 38, Иуст. кн. 25). Сим Галатам первый проповедал Евангелие Павел, прошедши дважды Галатиею, в первый раз, когда исшедши из Листры проходил грады ( Деян.14:20–21 ), во второй, когда исшедши из Антиохии, « проходил Галатийскую страну и Фригию » ( Деян.16:6 ). Свидетельствует же Павел, что Галаты с великим почтением и уважением приняли его, когда пришел он к ним. « Яко Ангела Божия », говорит, « приясте мя, яко Христа Иисуса. Свидетельствую бо вам, яко, аще бы было мощно, очеса ваша извертевше дали бысте ми » ( Гал.4:14–15 ). Но потом пришедши в Галатию возмутители и Евангельского учения превращатели от сонмища тех, кои принуждали уверовавших из язычников обрезываться, заставили многих из Галатов верить тому, что обрезание Еврейского закона нужно ко спасению. Узнав сие, Павел написал к ним послание, будучи во узах в Риме, как явствует то из слов, в конце сего послания его находящихся. « Прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу » ( Гал.6:17 ). В послании же сем и поучал, и обличал их, и толковал им Божественное Писание, и многими доводами доказывал, что не дела закона, но вера во Христа оправдывает человека, и что ежели они обрежутся, то нимало не будет им полезно воплощение Господа Иисуса Христа ( Гал.5:6 ). А поелику обольстители оные, чтобы удобнее привести в заблуждение Галатов, обличали Павла, как можно заключить из послания сего, в том, что будто он не видел и не слушал Иисуса Христа, что не научен и не послан от него, как Петр, Иаков и Иоанн, и прочие Апостолы, но ученик есть учеников Христовых: посему нужно было ему в самом начале послания своего открыть то, что и видел он Иисуса Христа, и от Него научен и послан проповедывать Евангелие (Гал.1и проч.), и что прежде нежели пришел во Иерусалим, поучал вере в Аравии и в Дамаске, по трех же летах после того, как уверовал, пришел уже во Иерусалим не для того, чтобы научиться там вере, но чтобы видеться с Петром, и что никого другого из Апостолов не видел, кроме Иакова, брата Господня. Сие оправдание его содержится в чтенном ныне из сего послания его Апостоле, начинающемся так:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О православной трапезе на всякий день года Как проводить праздничные и воскресные дни Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда. К первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до Вознесения Господня. Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие - Богородичными. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы. К великим недвунадесятым праздникам относятся дни Покрова Богородицы, Обрезания Господня, рождество Иоанна Предтечи, день Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Кроме праздников общих, торжественно отправляемых всей Православной Церковью, имеются местные и храмовые праздники, совершаемые с особой торжественностью в некоторых местах и храмах. Это дни, ознаменованные явлениями особого Промысла Божия, дни освящения храмов, дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящены храмы. День воскресный заменил ветхозаветное празднование субботы. Первый день седмицы, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, Церковь посвящает воспоминанию славного воскресения. В постановлениях апостольских заповедуется: " Шесть дней делать, а в неделю, то есть в день воскресный, упраздняться в церковь, поучения ради " . Воскресный день, еженедельно со времени воскресения Христова празднуемый Церковью, есть высокий христианский праздник. Игнатий Богоносец называл день воскресный царем и владыкою всех дней. Соборные правила гласят, что если кто, не имея настоятельной нужды или препятствий, в продолжение трех седмиц не посетит в воскресные дни церковное собрание или ради мнимого подвижничества постится в воскресный день, тот да будет удален от сообщения с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

Приятно и полезно прославлять все то, что Спаситель наш Христос, как Богочеловек, совершил ради нас, поскольку все сие исполнено чуда и изумления. И как же может быть иначе? Бог является среди людей и познается ими, всему подчиняется, как человек, исполняет заповеди закона и возвещает о сем исполнении, – дабы взамен дать и свой закон, исполненный благодати и истины. Достойно удивления и то, о чем говорит настоящее слово, то есть обрезание Христа по плоти, по прошествии восьми дней после Его безсеменного рождения. И это событие исполнено чудес и должно быть прославлено. Ибо как возможно не считать величайшим и важнейшим чудом того, что Христос исполнил закон и притом для нашего спасения? Бог принимает имя. Безвестный, во всем подобный человеку, Он посредством имени ясно познается. По нареченному Ему имени Он не только называется Сыном, подобно тому как Отец именуется Отцем вследствие того, что родил Сына, а Дух именуется Духом вследствие своего исхождения от Отца (поскольку оные Три суть един Бог и в них едино Божество), но вместе с тем неложно назван и действительно есть Сын Девы; в сем отношении Он и может быть постижим для нас и является пред нами кротким. И я, как беглец, нашедши дверь спасения открытою, дерзновенно приступаю к Господу и Создателю. Святый Лука так говорит о сем событии в своем евангелии: «Егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве» ( Лук. 2, 21 ). Великий Лука изъясняет здесь нам великие тайны. Поистине, его евангелие достойно Павла, который и сам похваляясь говорит о сем: «по благовествованию моему» ( 1Кор. 15, 1 ; Рим. 14, 24 ). Что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве?» Это он сам изъясняет, разсказывая о явлении Деве Марии ангела, который говорит: «Се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется» ( Лук. 1, 31–32 ). О том же говорит и святой Матфей, рассказывая о явлении ангела Господня во сне Иосифу ( Матф. 1, 18–21 ), причем добавляет: «Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком (Исаиею), глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог» ( Матф. 1, 22–23 ; Ис. 7, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010