Комментаторы делают замечание, что предложение это потому уже не могло быть серьёзным, что сыновья Иакова знали обетования и никогда не могли предполагать, чтобы один обряд обрезания мог соединить в один народ ( Быт. 34:16 ) их, потомков Авраама, Исаака и Иакова с племенами, вскоре долженствующими исчезнуть (как они думали). Быт. 34:16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ; Быт. 34:17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся. Быт. 34:18 И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. Англ. Библия полагает, что обряд обрезания не мог удивить или возмутить евеян; его, вероятно, знали многие народы, которые также держались этого обычая, как, напр., сильное потомство Исмаила и некоторые касты египтян. Вероятно, только потомство Авраама приписывало этому обычаю таинственное и религиозное значение; нет никаких указаний, чтобы у других народов и у самих египтян обряд обрезания имел какое-либо другое значение, кроме чистоты и сохранения от некоторых болезней. Быт. 34:19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего. Нельзя не заметить, что Пятикнижие Моисеево относится совершенно беспристрастно ко всем действиям как избранного племени, так и приходивших в соприкосновение с ним других лиц и племён. История Авимелеха с Авраамом и Исааком, хитрость Иакова против Исава, плач этого последнего и примирение его с братом и множество других примеров указывают на редкое беспристрастие Боговдохновенного писателя. Так и в настоящем рассказе ни одною чертою (кроме преступления против Дины) Книга Бытия не чернит характера Эммора и юноши Сихема, которые представлены честными, добрыми и благонамеренными людьми. Жестокость сынов Иакова ещё разительнее ввиду добродушия жертв. Избранное племя, может быть, не было лучше других племён, оно было с теми же, если не худшими человеческими страстями. «Народ жестоковыйный», сказал про него Господь ( Исх. 33:5 ), но он был избран Господом в орудие для общечеловеческой цели, и все обстоятельства жизни этого народа сходятся к этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Кроме того, оно имело и гигиеническую цель: соблюдение телесной чистоты в половых органах, а по мнению ученого Иудея Филона, предупреждение некоторых болезней в этих органах и усиление в мужчине способности к деторождению. 257 Между тем оскопление является средством к достижению состояния невозможности грешить и имеет целью лишить человека способности к деторождению. В Ветхом Завете, среди евреев, чадородие считалось знаком милости Божией к человеку, а неимение детей – величайшим наказанием за грехи ( Быт. 17:2,4,6 ; 1Цар. 1:6 ). Сам Бог, устанавливая обрезание, сказал Аврааму: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» ( Быт. 22:17 ). Поэтому утверждать, что обрезание, как и оскопление, установлено с целью лишения способности к чадородию, в высшей степени странно и нелепо. Наконец, обрезание имело прообразовательное значение: служило прообразом крещения и имело место только в Ветхом Завете, в Новом же оно стало лишним и ненужным ( Гал. 6:15 ), почему и было отменено на апостольском со6оре ( Деян. 15:5–7, 10–11 ) 258 ; между тем оскопление, по учению скопцов, необходимо и теперь. 2) Затем, скопцы ссылаются на те места Св. Писания, в которых говорится о кажениках и евнухах 259 : а) «да не говорит евнух: «вот я сухое дерево»; ибо Господь так говорит об евнухах... «тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям: дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис. 56:3–5 ) и б) «дастся ему (евнуху) особенная благодать веры и приятнейший жребий в храме Господнем» (Прем. Солом. 3:14). 260 Но в первом месте Господь устами пророка призывает евреев, Свой избранный народ, ходить в заповедях Его, творить суд и правду, так как приближается время милости Божией к людям, когда все исполняющие заповеди Божии, даже каженики, т. е. люди отверженные, не допускающиеся в сонм Господень ( Втор. 23:1 ), получат спасение; мало того, последним дано будет в доме Божием и в стенах его место и имя славное и лучшее сравнительно с другими, потому что они, несмотря на всеобщее презрение из-за физического уродства и на лишение величайшего счастья для еврея – потомства, не озлобились, не противились Господу, а сохранили в своем несчастии покорность Ему и Его закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Люди исполняли символ (обрезание), а духа уже не имели: «Не то истинное обрезание, – говорит апостол Павел, – которое по телу, а которое в сердце духом» (Рим. 2:28, 29). О язычниках же и говорить нечего было! И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это – первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Поэтому Он пред смертью и говорит: «В том заключается живот вечный, чтобы познали Тебя, Отца, и Меня, Которого Ты послал ... Я явил им имя Твое (Ин. 17:3, 6) ... Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино (Ин. 17:21). Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить (Ин. 17:4). И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:26). Это исполнение – духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом. А как это совершено? Двумя путями. Учением и делами, с одной стороны, Господь привел Своих учеников (как и нас теперь через Свое Евангелие приводит всегда) к Отцу и «показал им» Его, или «открыл ... имя Его». А кроме сего – «посвящением Себя за них», как Он Сам говорит. А посвятить себя за кого-либо – это значит отдать себя вместо них, то есть принести в жертву, искупить на Кресте (Ин. 17:19). Но это уже пути к завету. А задание, цель были приняты Господом в самом начале Его появления на свет – в чине обрезания... И всякий христианин имеет ту же цель – единение с Богом. Ему имя – Иисус При обрезании давалось у евреев имя. Теперь открылось и это. Необычайно важно. Как мы знаем из Евангелия (Лк. 2:21), при обрезании в восьмой день по рождении нарекали имя. Это делал обычно отец новорожденного (в храме), а раньше чаще всего называла мать. Так, Ева дала сама имя Каину, Лия – своим сыновьям, Иаков и Рахиль – Вениамину, Анна – Самуилу, мать и отец – Иоанну Предтече, и тому подобное. И если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого, или предназначение рожденного и тому подобное.

http://pravoslavie.ru/50913.html

Можно привести и обратный, по отношению к предыдущему, пример, когдавначале Богом был дан завет об обрезании ( Быт. 17:9–14 ), а впоследствии он фактически был отменен . Как говорит апостол Павел: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все – в соблюдении заповедей Божиих» ( 1Кор. 7:19 ); «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал. 5:6 ); «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» ( Гал. 6:15 ). По данному вопросу святитель Иоанн Златоуст пишет: «И только тогда уже, когда приблизилось время исполнения обетований Божиих, когда надлежало родиться Исааку и роду его размножиться, а самому праотцу преставиться от этой жизни, только тогда он получил заповедь обрезания, и сам обрезывается уже в такой старости, чтобы сделанное праотцем послужило как бы законом и правилом для всех его потомков» (13: 432); «тогда (то есть в Ветхом Завете) они (иудеи – П. В.) получили эту заповедь, чтобы не смешиваться с другими нечестивыми народами, а ныне, когда по благости Божией все (народы) приводятся к свету истины, какая польза в обрезании? Разве отсечение плоти способствует сколько-нибудь свободе души (то есть от страстей)?» (13: 431). Приведем еще один пример об упразднении закона. «... В Послании (имеется в виду “Послание против иудействующих христиан” апостола Варнавы – П. Д.) говорится о том, что обрядовый Моисеев закон упразднен, его жертвы заменены Евхаристией, посты – делами милосердия; но будучи освобожденными от него, мы должны подвизаться в исполнении заповедей Божиих (далее следует цитата из второй главы указанного Послания – П. Д.). “Господь объявил нам через всех пророков, что ни в жертвах, ни во всесожжениях, ни в приношениях Он не имеет нужды. Вот что Он некогда сказал: К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! ( Ис. 1:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Награда, ожидающая мучеников . За мученический подвиг, как за самую высокую жертву, приносимую человеком Богу, Господь обещает великую награду на небесах, то есть особенную и высокую степень блаженства. Надежда на великую награду на небесах так одушевляла исповедников и мучеников христианских, что они действительно, по слову Спасителя, радовались и веселились, идя на мучение и смерть, – радовались, что им дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него ( Фил.1:29 ); веселились, предвкушая то вечное веселие, которое ожидает их на небесах за подвиги исповедничества и мученичества. Такой надеждой и теперь могут ободрять себя истинные христиане в перенесении оскорблений и гонений за свою преданность вере. О любви. О союзе между верой и любовью Связь между верой и любовью . Действием и плодом истинной веры в христианине должны быть любовь и сообразные с ней добрые дела. На это указывает ап. Павел: О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема ( Гал.5:6 ). Во Христе Иисусе (то есть в общении со Христом Иисусом) не имеет силы ни обрезание, ни не обрезание (будет ли христианин из евреев или язычников), но вера, действующая любовью (то есть вера, выражающаяся в делах любви) 196 . Одной веры без любви и добрых дел недостаточно для христианина: вера без любви и добрых дел есть вера недействующая и мертвая, а потому она не может привести человека к вечной жизни, спасти его. Ап. Иоанн Богослов говорит: Не любяй бо брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Не любящий брата (ближнего) пребывает в смерти (духовной). Необходимость для христианина соединять с верой добрые дела особенно сильно выражена в словах ап. Иакова: Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть ( Иак.2:14,26 ). Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (то есть не может спасти человека).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Необходимость освобождения от закона Св. Ап. Павел выводит из невозможности его исполнить ( Гал. 5:2–6 ). Гал 5:2 . «Вот, я, Павел, говорю вам». Слышится здесь указание Святого Апостола на свою богодухновенную авторитетность, и на то, что он хочет сказать некий решительный приговор. Сей оборот речи соответствует пророческому: тако, или сия глаголет Господь (Иреоним). «Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа». Почему так? «Потому что, – объясняет Св. Златоуст, – обрезывающийся обрезываются, как бы боясь закона; а боящийся закона не верит силе благодати; а неверующий не получает никакой пользы от благодати, которой не верит». Гал. 5:3 . «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся», – слышится некоторое напряжение речи: т.е. я Павел с той же опять апостольской властью утверждаю, «что он (обрезывающийся) должен исполнить весь закон». Ибо обрезание есть дверь в подзаконность; а можно ли кому-либо исполнить весь закон? А если нет, то не настоит ли надобности бежать от рабских обязательств закону? Это само собой очевидным делается. Гал. 5:6 . «Вы, оправдывающие себя законом» (ибо объявляете себя его чадами и служителями чрез обрезание), «остались без Христа, отпали от благодати» (ибо на довлеющую силу ее не надеетесь). Сим показывает Апостол, – по объяснению Св. Златоуста, – крайнюю опасность положения Галатов. Если прибегающий к закону не находит в нем спасения (ибо оно обещается под невозможным условием исполнения всего закона), и между тем отпадает от благодати, то что ему остается, кроме неизбежного наказания, когда закон в отношении к нему не имеет силы, а благодать не приемлет его? Гал. 5:5 . «А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры». Предыдущими словами давши увидеть Галатам опасность их положения, теперь, с одной стороны, указывает, как избыть от ней, именно верой, а с другой – объясняет, почему имено они лишились Христа и отпали от благодати; ибо, говорит, истинные христиане всеми своими надеждами опираются на одной только вере во Христа, а как они перестали быть такими, возжелав опереться и на закон чрез обрезание, то и лишаются всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

— Но завет не закон, — сказали Иудеи. — Бог не сказал Ною: закон Мой, но завет Мой. Мы же говорим о законе. — Вы соблюдаете обрезание как закон, или нет? — спросил Константин. — Содержим, как закон, — ответили иудеи. — Обрезание же, — продолжал Константин, — Бог также не назвал законом, а только заветом, когда, говорил Аврааму: «ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их… обрежется у вас весь мужеский пол… и сие Будет знамением завета между Мною и вами… и будет завет Мой на плоти вашей в завете вечном» (Быт.17:9–13). Вот смотрите, — сказал Константин, — Бог ни разу не назвал обрезание законом, но заветом. Откажетесь ли вы поэтому от обрезания как от незаконного? Если же соблюдаете завет обрезании как закон, то и завет, данный Ною, должны соблюдать как закон и называть его законом первым, который Бог дал роду человеческому, изгнанному из рая и сохраненному от вод потопа. — Нет, — отвечали иудеи. — Только закон, данный Моисею, есть закон, и его мы исполняем. — Если завет, данный Ною, — сказал Константин, — не закон, а только завет, потому что Бог не назвал его законом, но заветом, то и закон, данный Моисею, не закон, потому что Бог в 11 главе книги пророка Иеремии не называет его законом, но заветом: «слышите слова завета этого… так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета этого, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» (Иер.11:2–3). Если этот завет есть для вас закон, то и завет, данный Ною, тоже закон. А так как этот закон дан до обрезания, то его вы должны и соблюдать как первый и не слушать других законов, бывших после него, то есть Авраамова и Моисеева. Ведь вы сами сказали, что первый закон есть самый лучший и ему нужно повиноваться. Иудеи уклонились тогда от этого вопроса, стали говорить о другом и сказали: — Кто держался закона Моисеева, тот угодил Богу. Поэтому и мы, соблюдая его, надеемся также быть угодными Богу. Вы же держитесь нового закона, который сами изобрели для себя, а ветхий закон презираете.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

– Но завет не закон, – сказали Иудеи. – Бог не сказал Ною: закон Мой, но завет Мой. Мы же говорим о законе. – Вы соблюдаете обрезание как закон, или нет? – спросил Константин. – Содержим, как закон, – ответили иудеи. – Обрезание же, – продолжал Константин, – Бог также не назвал законом, а только заветом, когда, говорил Аврааму: «ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их... обрежется у вас весь мужеский пол... и сие Будет знамением завета между Мною и вами... и будет завет Мой на плоти вашей в завете вечном» ( Быт.17:9–13 ). Вот смотрите, – сказал Константин, – Бог ни разу не назвал обрезание законом, но заветом. Откажитесь ли вы поэтому от обрезания как от незаконного? Если же соблюдаете завет обрезании как закон, то и завет, данный Ною, должны соблюдать как закон и называть его законом первым, который Бог дал роду человеческому, изгнанному из рая и сохраненному от вод потопа. – Нет, – отвечали иудеи. – Только закон, данный Моисею, есть закон, и его мы исполняем. – Если завет, данный Ною, – сказал Константин, – не закон, а только завет, потому что Бог не назвал его законом, но заветом, то и закон, данный Моисею, не закон, потому что Бог в 11 главе книги пророка Иеремии не называет его законом, но заветом: « слышите слова завета сего... так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета этого, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» ( Иер.11:2–4 ). Если этот завет есть для вас закон, то и завет, данный Ною, тоже закон. А так как этот закон дан до обрезания, то его вы должны и соблюдать как первый и не слушать других законов, бывших после него, то есть Авраамова и Моисеева. Ведь вы сами сказали, что первый закон есть самый лучший и ему нужно повиноваться. Иудеи уклонились тогда от этого вопроса, стали говорить о другом и сказали: – Кто держался закона Моисеева, тот угодил Богу. Поэтому и мы, соблюдая его, надеемся также быть угодными Богу. Вы же держитесь нового закона, который сами изобрели для себя, а ветхий закон презираете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но, как символ очищения, вода необходима при крещении христиан. Тем более была она необходима при символическом дохристианском крещении. Святой Иоанн Креститель крестил только водой. А, по толкованию апостола Павла, весь еврейский народ символически крестился водой: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор. 10, 1–2 ). Но это не настоящее крещение, а образное, символическое. Оно лишь прообраз христианского крещения. Христианское крещение – значит полное очищение; оно представляет собой двери, через которые люди вступают в Церковь Христову. Не дважды или трижды, но лишь однажды. Поэтому «едино крещение» В Священном Писании это особо подчеркивается словами: «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). Отвернитесь от говорящих вам, что человеку необходимо несколько крещений. Крещение очищает с образа Божия в нас ту самую постыдную язву, которую праотец рода нашего оставил в наследство всему своему потомству. Ту демоническую печать нашей души, смыть только истинным христианским крещением. Крещение означает смерть ветхого, грешного человека в нас и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание : «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6, 3–4 ). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: «Исповедую едино крещение». Прообразом христианского крещения служило и обрезание. Ножом отсекался кусочек плоти. Это прообраз. Крещение отсекает греховный нарост души. Это реальность. И так же как обрезание совершалось раз и навсегда, так же и крещение совершается раз и навсегда. Обрезание совершалось и над взрослыми, и над детьми. И крещение совершается над взрослыми и над детьми. Так в Церкви Апостольской делается от апостольских времен ( Деян. 16, 14–15, 30–34 ; 1Кор. 1, 16 ). Отвернитесь от говорящих вам, что детей не надо крестить. Но спросите их: кто ответит за души детей, умерших некрещеными?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но подумаем о том, зачем это Господь Иисус Христос воскрешал мертвых? Что побуждало Его к этому? Любовь и сострадание к падшему человечеству, обречённому на смерть, побуждали Его к этому. Мы читаем в Евангелии, что перед воскрешением Лазаря Он был взволнован, и слёзы текли из святых глаз Его... Он не мог смотреть, как терзались от горя Марфа и Мария, сёстры Лазаря. Жалость и любовь руководили Им тогда. Но только ли жалость? Только ли любовь? Была и другая причина: надо было показать роду человеческому, что Господь Иисус Христос властен и над смертью . Это надо было и для того, чтобы люди, увидев Его на кресте распятым, не смутились. Надо было показать, что Он мог не умереть, но добровольно отдал Себя на смерть для спасения всех нас от смерти вечной. Была и третья причина. Воскрешение Лазаря должно было для нас послужить прообразом нашего воскресения духовного, спасения от смерти во грехах для жизни вечной. Св. апостол Павел свидетельствует, что это воскрешение нас от смерти во грехах в жизнь вечную было главной целью Господа Иисуса Христа. Ради этого пришёл Он на землю, ради этого принёс Себя в жертву. Вникните в слова ап. Павла о Христе: «В Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворённым, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол.2:9–11 ). В Ветхом Завете Моисеем было заповедано обрезание. В Новом Завете это оставлено: нам не нужно плотское обрезание, ибо от Христа получаем обрезание духовное, которое имеет целью совлечение греховного тела плоти обрезанием Христовым. «Быв погребены с Ним в крещении, – говорит ап. Павел, – в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах, и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:12–14 ). Вас, которые были мертвы в грехах, Господь воззвал к воскресению духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010