Вот Сарра, жена твоя, о которой ты думаешь, что по неплодству и по старости она уже не может рождать, – родит тебе сына и, чтобы ты нисколько не сомневался, вот Я скажу тебе наперед и будущего сына: ты назовешь его Исааком. Это именно тот, которого Я обещал тебе с самого начала; на нем то исполнятся Мои обетования. Поэтому то Я и говорю тебе наперед, не только то, что он родится, но и то, как ты назовешь его, и то, что с ним Я положу завет Мой и не с ним только, но и «с семенем его по нем» (17:19)... Воскресив дух праведника своими обетованиями, сделает, этого старца, можно сказать, юным, и как бы уже мертвого оживотворив своими словами, щедрый Господь умножает, ему Свои обетования и говорит: «и то, что Я сказал сделаю и вместе с тем и прошение твое об Измаиле исполню... Так как Измаил семя твое, то я так:. «возращу его и весьма, весьма размножу» (18:20), что от него произойдут двенадцать народов. «Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие время на другой год» (17:21) 250 . ..Желая усвоить Себе потомков Авраама, и соделать их Себе собственным народом, Бог, по словам св. Иоанна Златоуста , не хотел, чтобы, с течением времени размножившись, они смешались с теми народами, землю которых должны были наследовать; а так как впоследствии, по Его предречению, они должны были сами подвергнуться рабству в Египте, то, чтобы и там не смешались они с Египтянами, знамением для семени праведника Бог назначает обрезание» 251 . По заповеди Господа, обрезание должно совершать в восьмой день над каждым новорожденным младенцем мужского пола и над всеми рабами при покупке их. Обрезание должно было служить отныне знаком участия в завете Бога с избранным Им народом. Все семейство Авраама со всеми домочадцами и рабами тогда же было приобщено к завету через совершение обрезания над ними. Рассуждая о значении установленного Богом обрезания, св. отцы видели в нем без отношения его, как прообраза, к новозаветным тайнам, исключительно внешний признак принадлежности к избранному народу Божию; по мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Втор. 10:16 . И обрежите жестосердие ваше и выя вашея не ожесточите к тому. Обрежите жестосердие ваше. Известный обряд обрезания, установленный при Аврааме, был знаком вступления в завет с Богом. Как знак, обрезание напоминало сынам Израиля о долге быть верными завету с Богом, с неизменною верностью служить Ему единому и свято исполнять Его заповеди. Неверный Богу Еврей был то же, что язычник. Он отличался от язычника только по плоти, по наружному обрезанию, но не по внутреннему расположению, ибо по внутреннему расположению был далек от Бога. Потому Апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце по духу» ( Рим. 2:28–29 ). Отсюда в обличение неверным и непокорным Богу Иудеям говорится в Писании, что у них необрезанное сердце ( Лев. 26:41 ), что они необрезаны сердцами и ушами ( Деян. 7:51 ). Это значит, что хотя у них посредством наружного обрезания сняты покровы с края их плоти, но души их остаются покрытыми грубою корою непослушания Богу, упорного противления Ему. Отсюда увещание – обрезать крайнюю плоть сердца ( Иер. 4:4 ), т.е. употребить усилия к тому, чтобы искоренить из сердца дух противления и непокорства Богу. Тот же смысл имеют и слова Моисея, обрежите жестосердие ваше. В подобном же смысле должны быть понимаемы остальные слова рассматриваемого стиха: и выя (шеи) вашея не ожесточите к тому. Моисей неоднократно называет народ Еврейский жестоковыйным народом, т.е. с негнущеюся шеею ( Исх. 32:9, 34:9 ), в том смысле, что подобно дикому или упрямому животному, не дающему наложить на свою шею ярма, он уклоняется от подчинения закону Божию, не любит ходить под игом, под руководством его. От этого упрямства на будущее время Моисей предостерегает сынов Израиля словами выя вашея не ожесточите к тому, – т.е. вперед смиренно несите иго заповедей Господних. Втор. 10:17 . Ибо Господь Бог ваш, сей Бог богов и Господь господей, Бог великий и крепкий и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава 5 Гал.5:1 .  Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. «Свободою, еюже Христос нас свободи, стойте, не паки под игом работы держитеся». «Свободою» называет Апостол житие вне закона, «а игом работы» – жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: «что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником егоже ни отцы, ни мы возмогохом понести» ( Деян. 15, 10 ) Гал.5:2 .  Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. «Се, аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся Христос вас ничтоже пользует». Прямо и ясно сказываю вам, выставляя напереди имя свое, что никакой пользы не получите от веры во Христа, приняв обрезание. Гал.5:3 .  Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. «Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити». И весьма справедливо, потому что закон подвергает проклятию неисполняющих всего им предписанного. Сверх того, произвольно оставивший свободу и решившийся быть в рабстве подчиняется всем приказаниям господина. Гал.5:4 .  Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. «Упразднистеся от Христа». Почему говоришь это? «Иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте . " Давший закон обетовал дать и благодать. Посему, когда благодать дана, сим показано, что закон бездействен и излишен. А потому избирающие жизнь подзаконную лишают себя даров благодати. Гал.5:5 .  А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. «Мы бо духом от веры упования правды ждем». Прияв залог Духа и веруя в обетования, ожидаем мы уповаемой жизни, которая, украшаясь бессмертием, свободна от приражений греха. Гал.5:6 .  Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. «О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема». Любитель ты закона? Храни необходимое в законе, приобрети любовь к ближнему; ею исполняется весь закон. Различие же между обрезанием и необрезанием уничтожила вера. Ибо и в воинах ищут военачальники не белизны или черноты, но воинской опытности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Для верующего человека нет ничего дороже Сладчайшего Имени Иисус. Оно – дивное и превеликое. Сам Спаситель свидетельствует: «Если чего попросите у Отца во Имя Мое, то сделаю» ( Ин. 14, 14 ). «Всё делайте во Имя Господа Иисуса Христа», – призывает апостол Павел ( Кол. 3, 17 ). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», – говорит апостол Петр ( Деян. 4, 12 ). Празднованием обрезания Спасителя и наречения Ему имени Церковь утверждает веру в непреложную истину, что Он есть Богочеловек, «и да не рекут еретицы, яко мечтанием воплотися, но яко воистину имéяше плоть и не противен закону, но исполнитель». Этим примером Спасителя, Который, «не возгнушáся плотскáго обрезания», «плотию днесь волею обрéзуется», и, «закон исполняя закона Творец», «даде Самого Себé образ и начертание всем во спасение», Церковь научает чад своих послушанию закону Божию. Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеком, и Имя – как печать Своего служения спасению мира ( Мф. 1, 21 ; Мк. 16, 17; 9, 38–39 ; Лк. 10, 17 ; Деян. 3, 6–16; 19, 13 ; Флп. 2, 9–10 ), внушают нам, что и вступившие в Новый Завет с Богом должны быть обрезаны «обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол. 2, 11 ). Христианское имя должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством, что христианин посвящает себя служению Богу и находится в благодатном союзе с Ним во имя Его славы и своего спасения. «Обрезание мановéнием явльшагося Христа престá (прекратилось), и возсия благодати весна» (в восьмой день по Его рождении). Этот восьмой день «будущаго непрестанную осмáго века жизнь изображает». И дверь в эту будущую жизнь для верующих одна: чрез таинство Крещения – духовное обрезание, освобождение от грехов. Ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное ( Откр. 21, 27 ). Крещение Господне Церковь с этого дня начинает готовить верующих к великому празднику Крещения Господня, Просвещения, Богоявления – 6 января. Она свидетельствует о явлении нового таинства – Крещения. Уже с этого дня поются ирмосы канона празднику Крещения – «Глубины открыл есть дно». А с 2 января начинается предпразднство Просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ереси зародились в раннем христианстве, при земном обитании двенадцати святых апостолов, о чем писал апостол Павел ученику Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10, 11). И корни ереси «жидовствующих» таятся в апостольской эпохе; а посему не случайно же, апостол Павел, даже будучи родом из обрезанных, советовал послушникам пуще иных остерегаться рукополагать во пресвитера и епископа обрезанных, суть иудеев: «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1:10, 11). Перед Крещением Руси иудеи склоняли русских к иудаизму; вспомним хрестоматийное из Карамзинской «Истории Государства Российского»: князь Владимир «выслушав Иудеев, (...) спросил, где их отечество? " В Иерусалиме, — ответствовали проповедники, — но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым " . " И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?— сказал Владимир;— мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества…» Крещенная Русь, признавая за евреями былую ветхозаветную богоизбранность, настороженно относилась к иудеями, ибо по «Новому Завету» кровь Спасителя мира на потомках, распявших Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Мф. 27:23, 25). Хотя в мире к иудаизму склонилось иные царства-государства: по Ветхому Завету помним, что персидский царь Артаксеркс, благодаря жене Эсфирь, благосклонно относился к иудаизму. Позже под влиянием иудеев оказались Кордовский халифат и другие арабские страны на Пиренеях; подобное случилось и Хазарским царством. Исповедуя идеи мирового господства, иудеи не оставляли в покое и Древнюю Русь; вспомним набеги хазар, принявших иудаизм, на Русские Земли, – набеги, запечатленные в былине «Илья Муромец и Жидовин». На богатырской заставе Добрыня Никитич оповещает святорусских богатырей: … А как ехал в обороть из чиста поля, В тостом поле увидал ископыть великую,

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/10/...

И в пятый год четвертой седмины этого юбилея 144 , в третий месяц, в средине месяца, Аврам праздновал праздник начатков жатвы хлеба, и принес свежую хлебную жертву; к жертвам начатков хлеба для Господа (он присоединил) тельца, и овна, и овцу, на жертвенник вместе с благовонным курением. И Господь явился ему, и сказал Авраму: «Я – Бог Владыка, благоугождай предо Мною и будь благочестив. И Я заключу завет между Мною и тобою, и сделаю тебя весьма великим». И Аврам пал на свое лице. И Господь говорил с ним и сказал: «вот завет Мой с тобою, и Я сделаю тебя отцом многих народов, и ты не будешь более называться Аврам, отныне до века; но Авраам (Abraham) будет тебе имя, ибо Я сделал тебя отцом многих народов, и сделаю тебя весьма великим, и произведу от тебя народов и царей. И Я поставляю завет Мой между тобою и Мною, и между твоим семенем после тебя, в их родах, в вечное установление, чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени после тебя в их родах. И Я дал тебе и семени твоему после тебя землю, – ибо ты пришлец в ней, – землю Ханаанскую, чтобы ты был господином над нею навсегда. и Я буду им Богом». И Господь сказал Аврааму: «и храни Мой завет ты и твое семя после тебя, и обрезывайте все ваши крайние плоти. И это будет знамением Моего вечного установления между Мною и тобою и для родов (потомков). В осьмой день вы должны обрезывать все мужеское, в ваших родах, рожденного дома и купленного вами за золото у всех сыновей чужеземцев, что приобрели вы. Кто от твоего семени, тот да будет обрезан, рожденный дома и купленный за золото да будет обрезан. И Мой завет на теле вашем пусть будет в вечное установление. И кто не обрезан, всякий мужеского пола между вами, крайняя плоть которого необрезана в восьмой день, душа та да истребится из рода вашего, ибо она нарушила завет Мой». И Господь сказал Аврааму: «Сора, жена твоя, не будет более называться Сорою, но Сара – имя ее; и Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; и Я благословлю его, и произведу от него народ, и цари над народами произойдут от него».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла . В седьмой день повелевалось помнить о добродетелях, слушать божественный закон, заботиться о вечной жизни. Хотя они делали это, побуждаемые необходимостью, однако законы связывали их руки так, что они не грешили ни добровольно, ни непроизвольно. Если бы они таким образом всегда воздерживались от зла, то они подражали бы жизни ангельской, и тогда не должно было бы отдавать отчета ни в крови пророков, ни в убийстве праведников, ни в том величайшем безумии, что они осме­лились наложить руки даже на Христа Божия. Видишь ли, какие добродетели происходили от субботы? Бог, зная, что они никогда не отстанут от грехов, повелел соблюдать субботу, чтобы, по крайней мере, в седьмой день они воздерживались от грехов. И оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла . Справед­ливо говорит: оберегает , потому что рукам не так вредят терновник и острия колючки, как греховные уколы, которые уязвляют и ослабляют душу. Велика сила рук для излияния молитв и для щедродарения бедным; они также уязвляют сатану, когда святые поднимаются к Богу. Если ты желаешь уразуметь силу рук, то посмотри на мужей и жен, целующих руки священника. Почему они не целуют голову или иной член? Потому, что им (рукам) придана великая сила, они – слу­жительницы неизреченных таин, ими каждый возрождается к новой жизни. Смотри на апостолов: сколько и каковы дела они совершили своими пречистыми руками: тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго (Деян.8:17). И теперь какую помощь и какие блага даруют нам святые руки священников! Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: " Господь совсем отделил меня от Своего народа " . Смотри, эти слова по­добны словам апостола: ибо когда язычники , говорит, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (Рим.2:14); а также: обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (Рим.2:25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла . В седьмой день повелевалось помнить о добродетелях, слушать божественный закон, заботиться о вечной жизни. Хотя они делали это, побуждаемые необходимостью, однако законы связывали их руки так, что они не грешили ни добровольно, ни непроизвольно. Если бы они таким образом всегда воздерживались от зла, то они подражали бы жизни ангельской, и тогда не должно было бы отдавать отчета ни в крови пророков, ни в убийстве праведников, ни в том величайшем безумии, что они осмелились наложить руки даже на Христа Божия. Видишь ли, какие добродетели происходили от субботы? Бог, зная, что они никогда не отстанут от грехов, повелел соблюдать субботу, чтобы, по крайней мере, в седьмой день они воздерживались от грехов. И оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла . Справедливо говорит: оберегает , потому что рукам не так вредят терновник и острия колючки, как греховные уколы, которые уязвляют и ослабляют душу. Велика сила рук для излияния молитв и для щедродарения бедным; они также уязвляют сатану, когда святые поднимаются к Богу. Если ты желаешь уразуметь силу рук, то посмотри на мужей и жен, целующих руки священника. Почему они не целуют голову или иной член? Потому, что им (рукам) придана великая сила, они – служительницы неизреченных таин, ими каждый возрождается к новой жизни. Смотри на апостолов: сколько и каковы дела они совершили своими пречистыми руками: тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго (Деян.8:17). И теперь какую помощь и какие блага даруют нам святые руки священников! Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: " Господь совсем отделил меня от Своего народа " . Смотри, эти слова подобны словам апостола: ибо когда язычники , говорит, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (Рим.2:14); а также: обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (Рим.2:25-26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). Такое деление закона на двое прежде всего в данных словах не содержится, ничем не может быть оправдано и является решительно ни на чем не основанным измышлением. У израильтян собственно был только один закон – это закон Божий. Он дан был Богом, но дан чрез посредника Моисея, а потому и называется и законом Бога, Который дал его, и законом Моисея, рукою которого он был преподан. В самом деле, Господь говорить: «Моисей дал вам обрезание» и «в субботу человек принимает обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Ин. 7:22–28 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и следовательно нарушался закон не Моисеев. Равным образом Моисею приписывается и то, будто бы он сказал: «почитай отца и мать», тогда как это ясно названо «заповедью Божией» ( Мк. 7:9–10 ). В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках называется или «законом Господним» или «заповедью Божией» ( Лк. 2:22–24 ; Ездр. 9:10–14 ; Неем. 10:28–30 ). Итак, можно говорить только об одном ветхозаветном законе Божием. Что касается того обстоятельства, что каменные скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, были положены в Ковчег Завета, а книга закона только одесную Ковчега, то едва ли оно может быть доказательством преимущества, как утверждают субботники, скрижалей пред книгами Завета. Скрижали были положены в Ковчег не ради написанных на них слов, ибо те же самые слова написаны были и в книге, а ради самих скрижалей, как и сосуд с манной и жезл Аарона расцветший «на память» и «знамение сынам израилевым» ( Исх. 16:32–34 ; Чис. 17:8–10 ; Евр. 9:4 ). Если бы на самом деле закон Бога, написанный на скрижалях, был важнее книги Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас скорее то, что важнее, т. е. скрижали каменные. Однако скрижали погибли и погибли навсегда, между тем как книги Моисеевы сохранились. То правда, что Иисус Христос по обыкновению Своему ходил в день субботний в синагогу и там читал Священное Писание и поучал народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

«Идущий за мною стал впереди меня» – эти слова побуждают нас к духовному восхождению, к тому, чтобы наше стремление к Богу возрастало, чтобы мы не успокаивались ни на каких достижениях и, ощущая себя последними рабами, имели ту силу дерзновения, которое позволяет и малому войску одерживать огромные победы. Мы с вами, дорогие братья и сестры, в духовной брани призываемся быть не просто пассивными свидетелями этой брани и не просто помогать кому-то побеждать, мы призываемся к духовной победе, к тому, чтобы вслед за Господом, от яслей, через спасительные Иорданские воды, через сораспятие и совоскресение удостоиться Небесного Царствия. В эти радостные дни Божественная благодать дается с избытком и проявляется особая милость. Попросим Бога о том, чтобы здесь и сейчас, в эти святые дни нам был дан залог Божественной благодати, которую мы бы во много раз преумножили, и чтобы вера в нашей душе не угасала, чтобы смирение в нас возрастало, а мужество, терпение, храбрость и дерзновение наполняли бы нашу жизнь – во славу Божию. Аминь. О сочетании закона и благодати 167 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Лк. 2:21 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! В начале Нового года по старому стилю мы традиционно празднуем Обрезание Господне и память святителя Василия Великого . Обрезание Господне – это древний церковный праздник, удивительным образом подчеркивающий исключительное смирение Господа нашего Иисуса Христа, Который подчиняется ветхозаветным установлениям с тем, чтобы, по слову синаксаря, упразднить ветхозаветный чин. Господь наш Иисус Христос подчиняется закону с тем, чтобы стать выше закона и открыть новую благодатную эпоху в истории человечества. Богочеловек, пришедший в мир, мог, будучи Богом, не подчиняться ветхозаветным установлениям, однако Он как человек получает обрезание и имя Иисус, с тем чтобы подтвердить полноту Своей человеческой природы. Перед нами встает вопрос, как в течение всей нашей жизни сохранить сочетание закона и благодати, как нам, подобно Господу нашему Иисусу Христу, ни в чем не нарушить закон и в то же самое время всю свою жизнь наполнить Божественной благодатью. Праздник Обрезания Господня побуждает нас взглянуть на закон не как на то, что было Самим Спасителем отвергнуто, но как на то, что было Им принято и преображено ради нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010