Частое причащение грешников «Возлюбленный брат! Ты говоришь мне, что часто падаешь, несмотря на твои старания жить благочинно и не оскорблять Господа вольными и невольными грехами; и что ты, чувствуя в себе бездну зла, отчаиваешься в своем спасении, в своем помиловании на Страшном Суде Божием. – Но верь, что, как враг противополагает множество соблазнов, искушений и падений твоему спасению; так Господь с Своей стороны, как Отец благосерднейший, Коего Благость бесконечно больше, чем злоба диавола, гораздо больше противопоставил диавольским наветам и твоим падениям множество залогов для твоего помилования на Суде – в обстоятельствах и делах твоей жизни. Только искренно желай и старайся не падать; а когда падаешь, старайся встать. «Еда (ужели – М. В.) падаяй не восстанет?» Вот что внушает мне христианская вера и надежда. Для чего мы проливаем слезы на молитве? Для чего мы приступаем к таинству покаяния? И к этой страшной, но и сладкой, покоющей и веселящей чаше жизни? Разве все это напрасные дела? Сверх того, разве изнемогло слово у Истинного и Верного? А кровь Иисуса Христа, Сына Божия, разве не очищает нас от всякого греха, как говорит возлюбленный ученик Его? Ей, – очищает! Свидетели тому – сердца наши. Смотри же: сколько побуждений к надежде на спасение! Никогда не следует отчаиваться, сколько бы ни был велик грех». Вот что, по обычаю своему, говорит о.Иоанн. И между прочим, он указывает грешнику и на сладкую чашу. В особенности тесно связаны были у о.Иоанна с образом Божиим – Божественная Литургия и частое причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых. Да и всякий, знающий о.Иоанна и его жизнь, может спросить: почему же он постоянно служил Божественную Литургию? Почему он и других приучал к частому причащению Св. Таин? Если «образ Божий» есть «основание» всякой молитвы и богослужения, – о чем мы уже говорили; если это учение об «образе Божием» есть фундамент всего богословия и всей жизни о.Иоанна; если эта жизнь его в конце концов свелась для него к ежедневному литургисанию и постоянному причащению, то может ли быть это «основание» не связанным с таким постоянным явлением, как Божественное литургисание, и постоянным причащением? Чтонибудь одно: либо литургисание было непостоянным; либо учение об образе Божием не было основанием всего учения о.Иоанн? А так как последнее было несомненно, то значит, и связь «образа Божия» с литургисанием несомненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf 4. Неделя мясопустная. О страшном суде. О милосердии Божием и суде Божием (Мф. 25:31–46) «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Наступает, благочестивые слушатели, последняя неделя перед святой четыредесятницей. Начиная с недели мытаря и фарисея, святая Церковь напоминает нам о необходимости покаяния дивным, трогающим наши сердца, церковным песнопением: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В притче о мытаре и фарисее святая Церковь предложила нам образ истинного покаяния в лице мытаря, смиренно и сокрушённо в притворе храма каявшегося в грехах своих и взывавшего к Богу: Боже, милостив буди ко мне грешному ( Лк. 18:13 ). В истекшую неделю, неделю о блудном сыне святая Церковь продолжала готовить нас к святой четыредесятнице, назидая ещё более глубоким примером покаяния – образом блудного сына. В этом образе дана вся история человеческого греха, начиная с его зарождения (своеволия), развития (распутства), кончая покаянием (в себя пришед) и возвращением к Отцу Небесному. Велика радость Отца о каждом кающемся грешнике, ибо мёртв и ожил, пропадал и нашёлся ( Лк. 15:32 ). Братия и сестры! Неизреченная милость Божия, как это видно из двух указанных притч, ожидают всякую раскаявшуюся душу, если раскаяние её приводит к перемене жизни, к возвращению в дом Отца Небесного. Об этих милостях Божиих святая Церковь напоминает нам и в наступающую неделю, неделю Сырную, Евангельским повествованием о Страшном суде при втором славном пришествии Сына Божия. Внешним выражением этого суда будет разделение людей на два группы: праведников – справа и грешников – слева от Престола Божия. Праведникам будут сказаны слова великого милосердия Божия: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. «С какими благами может сравняться это наименование – благословеннии, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! Он не оказал: приимите, но сказал: наследуйте Царство, как своё обетованное, как отеческое, как от века вам принадлежащее».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Буквальный Шестоднев или эволюция: к вопросу об образе сотворения мира и человека в системе православного догматического богословия Источник Аннотация В статье рассмотрены богословские и патрологические аспекты православного учения о сотворении мира. Святые отцы видели в образе сотворения большую догматическую значимость и согласовывали первые главы книги Бытия в первую очередь не с доводами разума и опыта, а с представлением о всемогуществе Божием, Его премудрости и благости. Поэтому для свт. Василия Великого и других проанализированных в статье святых отцов каждый акт творения был мгновенным, но все они в совокупности совершились в течение шести суток. В свою очередь, эволюционное прочтение книги Бытия искажает образ действия всех Лиц Троицы при сотворении мира, а также проявления при этом свойств всемогущества, премудрости и благости Божией. Разрушает оно и общепринятую у святых отцов связь между первым миром (до грехопадения Адама) и обновленным миром после Второго пришествия Христова. Отрицание буквального сотворения Богом Адама и Евы ведет к разрушению единства всего человеческого рода, ниспровержению церковных догматов о первородном грехе, Воплощении и Искуплении. Постановка проблемы В христианской древности не было каких-то споров относительно образа происхождения мира. В доникейский период традиционное учение Церкви о творении видимого мира из ничего за шесть обычных суток выражено, например, в «Послании к Автолику» свт. Феофила Антиохийского . В византийский период наиболее известным защитником этого мнения стал свт. Василий Великий . Его «Беседы на Шестоднев», которые были, по утверждению протопресв. Иоанна Мейендорфа , «стандартным и наиболее авторитетным текстом о происхождении, устройстве и развитии мира» 1 . Это учение, по свидетельству свт. Григория Нисского , является общим мнением, т.е. учением Церкви, с которым нужно согласовывать другие толкования 2 . Поэтому оно прямо или косвенно легло в основу многих других аналогичных сочинений, в том числе ставшего общепринятым на западе «Шестоднева» свт. Амвросия Медиоланского 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Духовный цветник Духовный цветник представляет собой собрание назидательных и душеспасительных мыслей и советов, выбранных из трудов святых отцов и подвижников Церкви Христовой, таких как свт. Иоанн Златоуст, свт. Тихон Задонский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, прп. Нил Сорский, египетские подвижники и многие другие. Они касаются разных аспектов, сторон христианской веры и нравственности, православного благочестия. В частности, в них говорится о важности любви к Богу и ближним, о борьбе со страстями, терпении скорбей и искушений, правильном употреблении дара слова, хранении своей совести, необходимости и правильном образе творения молитвы, наказании Божием за грехи и награде за добродетели. Их поучения подобны прекрасным цветам, растущим в цветущих садах и лугах, и как те своим запахом привлекают обоняние людей, так и эти перлы духовной мудрости привлекают души людей благочестивых, стремящихся угодить Богу и построить жизнь свою на земле по заповедям Господним. Мы надеемся, что данное издание – как собрание духовных мыслей и изречений – принесет пользу православным читателям, в особенности тем из них, кто не имеет возможности и времени к чтению обширных книг. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Духовный цветник Предисловие Духовный цветник представляет собой собрание назидательных и душеспасительных мыслей и советов, выбранных из трудов святых отцов и подвижников Церкви Христовой, таких как свт. Иоанн Златоуст, свт. Тихон Задонский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, прп. Нил Сорский, египетские подвижники и многие другие. Они касаются разных аспектов, сторон христианской веры и нравственности, православного благочестия. В частности, в них говорится о важности любви к Богу и ближним, о борьбе со страстями, терпении скорбей и искушений, правильном употреблении дара слова, хранении своей совести, необходимости и правильном образе творения молитвы, наказании Божием за грехи и награде за добродетели. Их поучения подобны прекрасным цветам, растущим в цветущих садах и лугах, и как те своим запахом привлекают обоняние людей, так и эти перлы духовной мудрости привлекают души людей благочестивых, стремящихся угодить Богу и построить жизнь свою на земле по заповедям Господним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Предисловие I. Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова) О человеколюбии Прозорливость и пророчество Чудо, сотворенное чрез Иннокентия Беседа и предсказание о новой религии Беседа и предсказание об учении, о философии и писаниях нового духа вражия Причина изгнания и посвящения во епископа в пензу и саратов Последняя беседа в полунощи и предсказание Отъезд в Пензу, болезнь в Москве и пребывание в Пензе Видение перед смертию и смерть Известие в С.-Петербурге о смерти Иннокентия Видение, бывшее иноку об Иннокентии по кончине его Откровение об Иннокентии епископе и видение отенского монастыря игумену Никону II. Письма к Прасковье Михайловне Толстой Видение Записка III. Огласительное Богословие Часть первая. О вере евангельской Глава 1. О вере Глава 2. О Священном Писании Глава 3. О Символе веры Глава 4. О Боге, по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Отце, Сыне и Святом Духе Глава 5. О Боге по существу Глава 6. О Боге по Ипостасям в Троице Святей – Отце Сыне и Святом Духе Глава 7. О Боге Отце Глава 8. О Боге Сыне Глава 9. О Боге Духе Святом Часть вторая. О законе Божием Глава 1. О законе Глава 2. О любви к Богу Глава 3. О любви ко ближнему Часть третья. О молитве Господней Глава 1. О молитве IV. Письма к графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской за 1832 год 1. О девстве и чистоте. Письмо первое 2. О девстве и чистоте. Письмо второе 3. О хранении данных Богу обетов быть в девственном состоянии 4. О терпении скорбей Бога ради девствующим безусловно ради девственного совершенства, им же утешается и прославляется Бог 5. О том, что время подвизаться противу врагов церкви и веры и их побороть о силе Божией 6. О небесном на земле жительстве, о преподобном иночестве, о всечестнейшем, первейшем звании, состоянии избраннейшем в роде избранных Божиих, об образе ангельском во плоти 7. Какие знамения человека Божиего и сущего от мира? 8. О Царствии Божием и животе вечном. Письмо первое 9. О Царствии Божием и животе вечном. Письмо второе V. Из «тайны» письма (послания) к императору и иные документы Послание 1 Послание 2 Послание 3 Список масонов Послание 4 Послание 5. Записка («тайна») о Фесслере Послание 6. План разорения России и способ оный план вдруг уничтожить тихо и счастливо Послание 7. О действиях тайных обществ на Россию через библейское общество Послание 8. Открытие заговора под звериным Апокалипсическим числом 666 и о влиянии англии под тем предлогом на Россию Послание 9. О революции под именем тысячелетнего Христова Царствия, готовимой к 1836 году в России чрез влияние тайных обществ и англичан-методистов Послание 10. Записка настоятельная, дабы взять решительные меры к прекращению революции, готовимой втайне Примечания  

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Я.П. Бурлуцкий «Покаяние, по учению Св. Церкви, есть такое Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от Священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» 1 . В сем общем понятии о Таинстве Покаяния заключаются три частных понятия: I) понятие о том, что покаяние есть истинное Таинство, – II) понятие об образе совершения сего Таинства, и III) о плодах его. Подробное рассмотрение сих трех предметов, для сынов Православной церкви тем более необходимо, что она нередко видит в недрах своих людей, которые или не понимая, как должно, образа совершения покаяния и своих при сем обязанностей, дерзают приступать к нему без надлежащего внимания и благоговения, или же, не сознавая вполне важности и значения его в жизни Христианской, совершенно оставляют оное. I глава «Таинства, – говорит Блаженный Августин , – потому называются Таинствами, что в них иное видим, иное разумеваем» 2 . По сему и в покаянии, как Таинстве, Церковь различает: А) видимую, внешнюю его сторону, состоящую в устном исповедании грехов, совершаемом кающимся пред служителем Божиим, и Б) невидимую, именно – Таинственное действие благодати Св. Духа, очищающей грехи кающихся. То и другое, по ясному учению Писания и несомненному преданию Церкви, Сам Господь Своею властью и силою соединил в Таинстве Покаяния. Рассмотрим сие подробнее. А Устная исповедь грехов, как необходимое выражение памятования и сокрушения о них, существовала еще в Ветхом Завете. Начало ее можно видеть в образе Божественного суда над падшими прародителями. Господь вопрошал Адама: Адаме, где еси? ( Быт.3:9 ), – кто возвести тебе, яко наг еси ( Быт.3:11 )? – и Еву: что сие сотворила еси ( Быт.3:13 )? Всеведущий, конечно, знал как то, куда ниспал Адам своим грехопадением и от чего родилось в нем ощущение дотоле неощутимой наготы, так и образ прельщения жены и преступления мужа; а потому, если спрашивал их, то без сомнения только для того, чтобы возбудить к покаянию и исповеданию соделанного греха 3 . Тоже видим и в суде Божием над Каином, когда Господь отечески благоволил спрашивать его о соделанном преступлении, чтобы привести к раскаянию и исповеди ( Быт.4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Библиография I . Творения Отцов Церкви Августин, блаженный Беседы на Псалмы: Enarrationes is Psalmos. PL 36–37. Исповедь: Confessionum libri XIII. PL 32, 659–868; CSEL 33/1. О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum. PL. 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. О граде Божием: De civitate Dei, lib. I–XXII. PL 41, 13–801. Против прелюбодеев: De conjugiis adulterinis. PL 40, 451–486. О посещении больных: De visitatione infirmorum. PL 40, 1147–1158. Проповеди: Sermones. PL 38–39; CCL 41. Толкование на Евангелие от Иоанна: In Ioannis Evangelium tractatus CXXIV. PL 35; CCL 36. 1954. Русский перевод: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11. Аврелий АвгустИн .Исповедь/Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991. Амвросий Медиоланский О Каине и Авеле: De Cain et Abel. PL 14, 315–361. О покаянии: De poenitentia. PL 16, 465–485. Апостольские постановления Апостольские постановления: Didascalia apostolorum. SC 320, 329, 336. Афанасий Александрийский Житие Антония Великого Vita S. Antonii. PG 26, 835–976. Русский перевод: Афанасий, свт. Житие прп. Отца нашего Антония//Творения. Ч. 3. С. 178–250. Послание к Эпиктету: Epistula ad Epictetum. PG. 26, 1049–1070. Афинагор Афинский Прошение о христианах: Legatio pro christianis. PG 6, 889–972. Василий Великий Беседа 1, о посте: De jejunio, oratio prima. PG 31, 163–184. Беседы о сотворении человека и об образе Божием: De creatione hominis homiliae II. SC 160. Беседа 4, о благодарении: Homilia 4, De gratiarum actione. PG 31, 217–237. Беседа 8, говоренная во время голода и засухи: Homilia 8, dicta tempore famis et siccitatis. PG 31, 304–328. Беседа 9, о том, что Бог не виновник зла: Homilia 9: Quod Deus non est auctor malorum. PG 31, 329–354. Беседа 11, о зависти: Homilia 11, de invidia. PG 31, 372–385. Беседа 15, о вере: Homilia 15, de fide. PG 31, 429–464. Беседы на Шестоднев: Homiliae in Hexameron, 1–9. PG 29, 3–208. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями: Homilia 22, ad adolescentes, sermo de legendis libris Gentilium. PG 31, 563–590.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но все это совершается в учреждении Божием, которое установил Сам Господь Иисус Христос, и которое называется Церковью: там совершаются тайны все, включая и причастие; там правильно действуют законно поставленные священники, как Божии посредники; там ежедневно совершаются богослужения; там и правильно учат христианству; там истинно воспитывают христиан в духе восстановления образа и подобия Божия, и т.д. Все это совершается постоянно в Церкви Божией. И Батюшка о.Иоанн, зная о таком значении Церкви, много и часто говорит о ней. Что же такое Церковь ? Если человек создан «по образу и подобию Нашему», – сказал Бог Отец Сыну и Св. Духу, – следовательно, «человек создан по образу Пресвятыя Троицы» – так и проповедует о.Иоанн. Эту же мысль выражает он и подробнее: «Как Троица – Бог наш, Едино Существо, хотя и Три Лица; так должны быть и мы – едино. Как прост Бог наш, так должны быть и мы просты: так просты, как бы все мы были один человек, один ум, одна воля, одно сердце, одна доброта, словом, одна чистая Любовь; как Бог есть Любовь. «Да будут едино, якоже Мы едино есмы» ( Ин.17:22 ). Сама «Св. Церковь внушает нам» это, «когда и на домашней молитве и в церковной влагает в наши уста молитвы от лица всех, а не от одного лица. Внушает нам непрестанную взаимную любовь, чтобы мы всегда и во всем на молитве и в житейском обращении, любили друг друга как себя; чтобы мы, подражая Богу в Трех Лицах, составляющих высочайшее Единство, и сами были едино, из многих составленное». «Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии (то есть все верующие, Церковь ) в Нас едино будут» ( Ин.17:21 ). Но поскольку это учение о Пресвятой Троице непостижимо уму нашему; то и о.Иоанн не раскрывает подробно и учения о Церкви Божией, как образе Божием, подобии Пресвятой Троице. «Учение о Пресвятой Троице так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения. И познание Бога во Святой Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет христианства. Без исповедания Пресвятыя Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба. Так важно это учение».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

РАЗДЕЛ II. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Глава 1. Сотворение человека 1.1. Сотворение человека Богом Свв. отцы обращают внимание на то, что при творении мира ангельского, мира вещественного и, наконец, при творении человека Бог действовал различным образом. Мир ангельский, говорит преп. Исаак Сирин , был сотворен Богом «в молчании» 670 . Вещественный мир вызван от небытия к бытию творческим Божественным: «Да будет!» И только перед творением человека Бог как бы останавливается. В Священном Писании говорится, что творению человека предшествовало некоторое «совещание» Божественных Лиц: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ). В православном богословии это «совещание» получило название Предвечного Совета. Разумеется, слово «совет» представляет собой антропоморфизм, т. к. воля и действие Лиц Пресвятой Троицы едины. Однако тем самым подчеркивается особое место человека в замысле Божием о мире. «Только к устроению человека Творец всего приступает осмотрительно, чтобы вещество приготовить для его состава, и форму его уподобить красотой известному первообразу, и предложить цель, ради которой он будет создан», – говорит свят. Григорий Нисский 671 . В этих словах указывается на три составляющих православного учения о человеке: учение о составе человеческой природы, учение об образе и подобии Божием в человеке, учение о назначении человека. О сотворении человека говорится во второй главе Книги Бытия: сначала Бог взял персть от земли и образовал из нее тело – некую бездушную «статую». Затем уже в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни (πνο ν ζω ς), и человек становится душою живою. В связи с толкованием Быт.2 возникает два вопроса: 1 . Приходят ли душа и тело в бытие одновременно или же одна из составляющих человеческого состава хронологически предшествует другой? 672 В истории богословской мысли по этому вопросу существовало три точки зрения. а) Душа создана прежде тела. Наиболее известным представителем этого направления мысли был Ориген , считавший, что в тело была вдунута уже ранее существовавшая душа 673 . Это мнение было отвергнуто Церковью. Осуждение учения о пред существовании душ содержится в актах V Вселенского собора 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

II разговор (После предварительного очерка некоторых церковных поучений) о проведении в разные мирские или бытовые, житейские среды благодатных начал Люблю я и пользуюсь всяким удобным случаем – бывать за богослужением, совершаемым досточтимым моим батюшкой о. Иоанном, и слушать живые, назидательные его поучения, которые он сказывает без тетрадок и вообще без искусственных приготовлений. Пришлось мне осенью 1862 г. быть в его приходской церкви в такой праздничный день, когда, по распоряжению начальства, о. Иоанн должен был читать в церкви, «после божественней службы», Высочайший Манифест о рекрутском наборе, который должен быть проведен в следующем году, спустя восемь лет после последнего набора. Досточтимый священник, сказав обычный по совершении литургии отпуст и держа в правой руке животворящий Христов Крест, (к Которому обыкновенно «прикладываются» прихожане после богослужения), сам прочитал весь, довольно пространный, Манифест. Признаюсь, что при господствующем у нас, в действительной жизни и в образе мыслей большинства, разобщении между духовно-церковным и мирским, как-то странно для моих ушей звучали в храме Божием слова о составе рекрутского присутствия, о возрасте по годам и об измерении аршином роста рекрутов, о введении их в рекрутское присутствие не в обнаженном виде, как прежде, а в сорочке, – о «сложении со счетов» некоторых повинностей, и проч. и проч. Но о. Иоанн читал Царское слово обо всем этом с цветущим и даже словно торжествующим лицом, и видно было, что ему особенно по сердцу было чтение в церкви Божией Манифеста о рекрутстве. Я ожидал, что он поделится с прихожанами своей мыслью, одушевлявшей его тогда. Я не ошибся. Прочитав Манифест, о. Иоанн обратился к народу со своим пастырским словом. Прежде нежели скажу о содержании этого слова, хотелось бы мне объяснить, как обыкновенно говорит о. Иоанн свое церковное слово. Я уже сказал, что он говорит без тетрадок и приготовлений. Не то значит это, что он говорит без предварительного размышления о предмете своего поучения: напротив, зрелая и отчетливая обдуманность выражается в его свободном слове, давая ему владеть и раскрывать свой, избранный для слова, предмет, с какой стороны только ему захочется или заблагорассудится.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010