образе Божием



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

На страже сирийского православия : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... как колесо» безусловно подразумевают круговращение. Здесь прп. Исаак следует за «Шестодневом» свт. Василия Великого, мнение которого буквально повторяет также и Иоанн Дамаскин. Хотя отцы и усвоили это мнение от философствовавших о небе, как выражается свт. Василий, они не посчитали его излишним, чтобы объяснить мироустройство вселенной. Но если прп. Исаак почитал своего учителя Феодора Мопсуестийского, и «блеск его сочинений» не в силах даже был вместить [57], то стал бы он допускать такие разногласия и более того, подводить себя под порицание?.. Однако, это еще не все. Рассуждая об образе Божием в человеке, Феодор, в своих комментариях на книгу Бытия, считал достойным смеха тех учителей, которые утверждали, что образ Божий в человеке заключается в разумной душе или в господственном положении [58]. По мнению Феодора Мопсуестийского, образ заключался в объединении двух природ: духовной и телесной, «как бы некоторый залог связи для всего творения». Феодор пишет: «по образу Божию сотворил его — это именно то, что в нем все творения соединяются, и что чрез него, как образ, они приступают к Богу, исполняя служением своим для Него данные Богом законы» [59]. Что же наш ... далее ...
О воспитании детей, «безусловной любви» и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... – всего три раза: в храме с торговцами, еще вразумил опосредованно на примере с бесплодной смоковницей и когда в сердцах сказал: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами и буду терпеть вас? » ( Лк. 9: 41 ) . Всё остальное время Он исцелял, кормил, утешал, учил, прощал, радовал и вдохновлял чудесами. Многие скажут: Он же Бог! Это недостижимо высоко! Да, это так. Но мы же можем хотя бы одну сотую взять для себя как норму. Просто меньше раздражаться и сердиться, больше вдохновлять, утешать, радовать. Почаще проявлять гибкость и мудрость, акцентировать свое внимание на светлом, на образе Божием и подобии в душе ребенка, радоваться хорошим проявлениям. Почаще при конфликте переключать себя и ребенка на что-то светлое, мудрое, а не концентрироваться упорно на негативных сторонах, на том, с чем ребенок еще не может по каким-то причинам справиться. Можно переключить уставшего или не справляющегося с эмоциями ребенка на игру, дать отдохнуть, почитать, сходить погулять, если проблема серьезная, пойти вместе в храм, помолиться. И очень часто после переключения ребенок становится спокойнее, послушнее. Очень важно впускать кислород любви, молитвы и радости в отношения! У ... далее ...
Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... главам» Евагрия Понтийского [24] Стоит особо отметить одно отличие. У святого Юстиниана прямо осуждается учение о конечности адских мук: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей — временное и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет восстановление («апокатастасис») демонов и нечестивых людей, — анафема» ( 9-й анафематизм ) . А в тексте, найденном в Вене, написано иначе: «Если кто говорит, что соединяются с Богом Словом так неизменно небесные силы и все человеки, и диавол, и духи лукавства, как сам ум, называемый у них Христос, во образе Божием сущий и истощивший, как говорят, себя, и что будет конец царствия Христова: да будет анафема» ( 12-й анафематизм ) . Это отличие иногда пытаются использовать те, кто заявляет, будто 15 анафематизмов вовсе не осуждают учения о том, что все спасутся. В действительности, конечно, имплицитное осуждение этого учения в 12-м анафематизме содержится, поскольку соединение всех с Богом Словом предполагает прекращение адских мук и, соответственно, их конечность. Но здесь все же нет такой точности и определенности, как в тексте св. Юстиниана. Однако неясен статус самих 15 анафематизмов. ... далее ...
О любви и блуде / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... суррогат отношений. Удовлетворяя только плотскую похоть, оно на самом деле заставляет душу подчиняться телу, подобно рабыне, отводит душе роль какого-то ненужного аксессуара. О какой любви, о каких отношениях здесь может идти речь? Не довольствуйтесь чем попало, особенно вы, девушки. Не отказывайтесь от своего достоинства, не позволяйте топтать себя ногами. Вы гораздо выше всего этого. – Можно ли менять что-нибудь в любимом человеке? – Нет. Я говорю нет, потому что обычно мы желаем только внешних изменений, а это крайне вредно в отношениях, потому что заставляет нас полностью забыть об образе Божием в другом, о том «нечто», что делает его особенным. Если мы любим его, то даже не пытаемся что-нибудь менять в любимом человеке. Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Любовь не слепа, любовь тем именно и характеризуется – прозрачностью, зрением; она видит всё, особенно недостатки». Любовь видит всё, но ведет себя в точности как ценитель икон, который, обнаружив очень старую и сильно поврежденную икону, умеет видеть по ту сторону разрывов и дефектов, умеет видеть изначальный образ этой иконы. Он видит за плохим, видит хорошее и не только видит его, но и готов жизнь свою положить ... далее ...
Час гнева – час безумия: Святитель Игнатий ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... ребенка, которые наиболее соответствуют его природе, и, напротив, в избегании всего того, что эту природу оскорбляет или затемняет. По христианскому учению, Бог есть Любовь. А так как человек создан по образу Божию, то и воспитывать в ребенке необходимо чувства любви к Богу, к окружающим его людям и ко всему мирозданию, сотворенному Богом. И напротив, искоренять в нем зародыши эгоизма и самолюбия. Неблагоразумными проявлениями родительской любви можно испортить ребенка и слепить из него законченного эгоиста, если не научить его заботиться о ближнем и довольствоваться необходимым. Об образе Божием, заложенном в ребенке, необходимо помнить и в моменты наказания. Не помня о нем, можно при наказании глубоко оскорбить и унизить ребенка (о бранных словах при выговоре мы уже говорили выше) и тем самым постепенно подавить в нем чувство справедливости и уважения по отношению к ближним. Своим отношением к ребенку, уважением к его личности родители должны дать ему понятие об истинном призвании человека, его правах и обязанностях. Он должен понять, что он, во-первых, член семьи, который должен заботиться о своих родных и любить их, и, во-вторых, член общества, который обязан ... далее ...
«Единственная возможность дать веру – иметь ее ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... мы гнием внутри. Какая разница, что говорят люди! Думают ли они, что вы прекрасны, что вы хорошо выглядите, – важно ли это? Самое главное, что Господь думает. Не будьте глупцами, принимая то, что снаружи, за свое собственное «я». Я знал одного монаха, в келье которого в красном углу с иконами было зеркало, – и вот зачем Я знал одного монаха, в его келье, в красном углу с иконами – было зеркало. Оно было вставлено в рамку такого же размера, как иконы. Он попросил меня освятить келью. Я увидел зеркало в углу с иконами, спрашиваю: «А это что такое? » Он отвечает: «Отец, мы должны быть в образе Божием, и каждый день я проверяю этот образ. И каждый же день этот образ Божий во мне все меньше! Это всегда меня потрясает и возвращает к действительности». Смиренный человек знает о себе правду, а гордый слышит только комплименты. Не слушайте хвалящих вас – они ничего о вас не знают. Они знают только тот мусор, который вы им показываете. Был прекрасный старый архимандрит, человек святой жизни. Он не мог выносить клириков и монашествующих, которые пользовались одеколоном. Один обильно политый одеколоном священник подошел к нему, архимандрит его поприветствовал и сказал: «Отец, ... далее ...
Святитель Григорий Палама – защитник исихазма | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... защищал русское православие от протестантов доводами кардинала Беллармина, а архиепископ Феофан Прокопович ( вице-президент Св. Синода с 1721 г. ) , защищал русское же православие от латинов доводами Меланхтона и Буддея. Таким образом «русское православие» свелось к форме, в содержание которой вкладывали латинские или протестантские идеи, совершенно забыв, что подняло и возвысило когда-то Северную Русь. Богословие свт. Григория Паламы имеет мало общего с сухой схоластикой пришедшей к нам с Запада. Оно исходит из христианского учения о человеке. Важнейшее значение здесь имеет идея об образе Божием в человеке, так как из нее выводится обоснование онтологического реализма исихазма. Еще св. Григорий Богослов говорил, что «в человеке есть искра божества» это дух, вложенный в душу человека при сотворении, который выделял его из тварного мира, через который человек мог свободно общаться с Богом в раю. Св. Григорий Палама развивает эту богословскую интуицию: «Бог Своей Божественною благодатью вложил Самого Себя в это существо, сотворив его по Своему образу и подобию, и возвысил на земле человека, сознающего самого себя» [5 ]. Таким образом, человек есть существо ... далее ...
Протоиерей Алексий Уминский: Мы в Церкви ...Искать в Источникеpravmir.ru
... кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт. 2, 23 ) . То же, как мы уже вспомнили, говорит апостол Павел в отношении Христа и Церкви. И о том же самом говорится в чине венчания: «Боже Святой, создавший из праха человека и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». это любовь отеческая, любовь сыновья и любовь утешительная, то есть фактически материнская любовь Духа Святого. И потому соединение в браке – это не только соединение в природе. Э то соединение в образе Божием, данном человеку. Собственно говоря, это и есть действие любви. И в связи с этим мне бы хотелось сказать немного об интимности в семье. Это тема, которая обычно подвергается, скажем так, очень строгому на нее взгляду. В среде верующих людей часто высказывается мнение, что интимные отношения в семье, супружеские соития существуют исключительно ради функции детородной: плодитесь и размножайтесь ( Быт. 1, 22 ) , и наполняйте собой землю. Да, такая заповедь тоже дана человеку, без сомнения. Но дана она не так, как дана была животному миру. Это совсем другая категория ... далее ...
Царебожия не существует - ЕлицыМедиаИскать в Источникеelitsy.ru
... Бог по причастности благодатным энергиям” как имяславцы справедливо утверждали относительно Имени Божия. Всё, что мы можем утверждать о благочестивых православных царях в смысле их причастности к божественным энергиям, это то, что благодать царской власти есть особый вид благодати (что закрепляется венчанием на царство как церковным таинством) и что сам православный царь есть на земле образ Божий как Законодателя, Вседержителя и Судии. Это, разумеется, не гарантирует царя от личных грехов, ну так и крещение не гарантирует нас от них же. Учение о благочестивых православных царях как об _образе_ Божием и о православном царстве как об образе Царствия Небесного есть учение святоотеческое и отрицать его, значит поставить себя вне святоотеческого предания, остаться при этом православным трудно, а точнее невозможно. Как приписывание царю онтологической божественности никакое “царебожие” просто не существует. Это чисто клеветническая выдумка. Никто и никогда не утверждал ничего подобного. Липгарт Э. К. Портрет императора Николая II. 1914 А почитание царя во образ Божий и признание благодати даваемой царям есть обычное византийско-русское православие и те, кто такое почитание ... далее ...
Антропология святителя Феофана Затворника. — Храм ...Искать в Источникеprihod.ru
... покоя не имеет… Больше всех тиранят сердце страсти. » (Святитель Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь? », «Отчий дом», М., 2008, стр. 29-30) . Отсюда и вывод в работе над чувством сердечным: идти на поводу страстей, наслаждений и иных противоестествен ных потребностей, или очищая свое сердце, строго следить за обузданием своих чувственных проявлений. Таковы в понимании Феофана Затворника три стороны душевной жизни человека. Но если душа в большей степени занята земной, внешней стороной нашей жизни, то третья составляющая естества человека – дух, есть то, что дано нам свыше в образе Божием. Бог вдохнул его в лицо человека, завершая его творение. Если душа человека может быть сходна с душой животных в отдельных проявлениях, то дух человека ставит его над всякой нечеловеческой душою. «Дух есть сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им» (Святитель Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь? », «Отчий дом», М., 2008, стр. 33) . Святитель ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: образе Божием
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"