> Дело дня: Помогите ребёнку <

образе Божием

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Христос в человеке. Часть 2 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... в физическом теле. Блаженный апа [18] Афу в качестве довода в дискуссии с архиепископом Александрийским Феофилом приводил следующие слова апостола Павла: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» ( 1 Кор. 11: 7 ) . После этого Феофил признал себя побежденным. Подобный взгляд на образ Божий был присущ не одним отшельникам, хотя, несомненно, меньшинству христианских писателей. В чем смысл и ошибка антропоморфизма? Это было учение о единосущном Богу человеческом образе, о его подобии по форме и по природе. Как мы убедились из вышеприведенных цитат, об образе Божием можно вести речь только в духовном значении, иначе получится столько образов Божиих, сколько живет в мире людей, притом что каждый имеет свое лицо. Все принадлежат Богу, но все неодинаковы. И в то же время в каждом человеке – единый образ Божий. Разнообразие относится к множеству лиц человеческих, а не к множеству образов в нем. Внутри своего вида человек разнообразен, тем не менее образ Божий един у всех. Спор в пустыне явился столкновением уже успевших сложиться духовных устоев и аскетической практики с богословскими концепциями. Пустынники молились Богу, явившемуся во ... далее ...
Собрание творений. Том I. На Богочеловеческом ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мысли, в человека Он вложил Свой образ. Сказано в Святой Книге: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его ( Быт. 1: 27 ) . Поэтому каждый человек – Бого-носец от утробы матери своей. Но образ Христов в душе своей человек разрушил грехом, помрачил страстями, обезобразил пороками. И чудный лик Христов он вымазал черной смолой страстей и отвратительным гноем сластолюбия. Но Премилостивый Господь Иисус Христос потому и стал человеком, «да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» (Догматик, глас 4) . Он стал человеком, чтобы напомнить человеку о присущем ему образе Божием, о его Божественном происхождении и чтобы этот образ Божий в нем очистить от смрадного ила греха, от черной смолы страстей и омерзительного гноя похотей. Он, бесплотный Бог и Господь, восприемлет на Себя человеческую плоть и в нее заключает Свое Божество, чтобы показать людям, что плоть – рамка образа Божия (иконы Божией) . Он, неописанный Бог и Господь, воплощается и в воплощении описывает Себя, написует Себя. Невидимый Бог, воплотившись, соделывает Себя видимым; неописанный Господь, воплотившись, описывает Себя плотию. Соединив в Себе Бога и человека, Господь Иисус Христос ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... несомненно признаком красоты (6) , а «лице, несть красновидно, единым оком скудне просвещаемо» (то есть с одним глазом) , -заключает он (1, 182) в традициях поздневизантийской эстетики. Не забывает Максим и о красоте природного ландшафта: «Якоже бо море несмущаемо ветреными дыхании, сладчайши есть и весело видети е» (2, 69) . При всей своей увлеченности внутренней красотой Максим как истинный христианин никогда не забывает креационистскую аксиому о том, что Бог все сотворил прекрасным, а человек уже по своей воле испортил эту «первую красоту» (3, 33) . Библейскую мысль о человеке как образе Божием Максим понимает не в последнюю очередь и в эстетическом смысле. Люди как образ Божий оказались достойны получения «первообразныя красоты» (2, 5) . Речь здесь идет, конечно, в первую очередь о красоте духовной, которая у первого человека была адекватно выражена и во внешнем виде. После же грехопадения внешние красоты часто являются лишь «безбожной прелестью», то есть красотой ложной, неистинной, но привлекающей душу, как красоты сновидений или «эллинского красноречия» (2, 154–155, а также 1, 75–76) . Не отрицает, как мы помним, Максим и красоту культового искусства, хотя ... далее ...
Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его ...Искать в Источникеazbyka.ru
... одной природы и одной ипостаси Бог Слово и одной природы и одной ипостаси Христос. Если же допустить это, то, конечно, лживыми окажутся Писания, объявляющие, что Бог и Слово, бывшее в начале, стало плотью, и что, как один Бог Отец, так и Господь Иисус Христос один, собственный и единородный Сын Божий, был отдан Отцом за мир и пострадал, и что от израильтян по плоти происходящий Христос есть Бог над всеми, благословенный вовеки, и Сила Божия, и Премудрость Божия, и Наследник всех, и Творец веков, и сияние славы Отчей и образ ипостаси Его ( Евр. 1: 3 ) , и что великий Бог, будучи в образе Божием, принял образ раба ( Фил. 2: 6–7 ) , и близкие этим [речения]: ибо это и подобное говорится об одном и Том же Христе, а не об одном и другом лице, и не об одной и другой ипостаси, то есть не об одном и другом сыне и Христе. Да и сам Христос Бог наш как окажется говорящим истину, утверждая, что он был прежде Авраама ( Ин. 8: 58 ) и древнее основание мира ( Ин. 17: 24 ) , и что Он сошел с небес ( Ин. 3: 13 ) , и что Он свет ( Ин. 8: 12 ) , и жизнь ( Ин. 14: 6 ) , и воскресение ( Ин. 11: 25 ) , и, вопия: Я и Отец одно ( Ин. 10: 30 ) и Видевший Меня видел Отца ( ... далее ...
Теория распада вселенной и вера отцов, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... прекратится, и личности человеческие соединятся в самом своем бытии и сознании так, что станут не только клетками единого организма, как образно и символически рисует Апостол. По существу они станут членами одного Тела, Глава которого Христос, то есть вместят в себя каждый - всю полноту органической жизни этого тела, которое является той «первобытной красотой», о которой так глубоко и вдохновенно говорит свт. Василий. Свт. Григорий Нисский, со своей стороны, называет Отца Небесного и всю Пресвятую Троицу «Первообразом» этого тела Христова 69, в котором самосознанию дается «прообраз» в образе Божием - Человеке - чтобы перестать быть индивидуалистическим самосознанием и превратиться во взаимосознание членов Тела Христова, самоотреченных в любви 70. Это и будет в полной мере Василиева «первобытная доброта», то есть восстановление ее в спасенном человечестве. По мысли свт. Григория Нисского, Тело Христово - это то соборное бытие и сознание, которые определяются волей к принятию в себя жизни Христовой: «уже не я живу, но живет во мне Христос " ( Гал. 2: 20 ) . Личность, становясь не только частью Целого, но и носителем, вмещением в себя этого целого - подобно свт. ... далее ...
Догматика Православной Церкви. Том IV. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... многи суть, но [все] они приводят к единому Пути, о Котором сказано Я есмь Путь ( Ин. 14: 6 ) ». Святые мысли — это плоды на древе человеческой души, питаемые святыми добродетелями. Сердце христианской жизни суть христообразные добродетели, уподобляющие человеческую душу Христу, делая ее божественно-красивой и бессмертной. Богомысли (богомыслие) — это естественное выражение Богочеловека, Владыки Христа, обитающего в человеке через святые таинства и святые добродетели. Святой свидетель сему — святитель Григорий Богослов. Он благовествует: «Благородство души — в ее богообразии, в ее образе Божием, а уподобление Первообразу (ἡ πρὸς τὸ ἀρχέτυπον ἐξομοίωσις) совершается добродетелью». «Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро». Такой мудрец — святой Афанасий Великий. В похвалу ему святой Григорий говорит: «Восхваляя Афанасия, я хвалю добродетель; потому что одно и то же — сказать “Афанасий” и похвалить добродетель, ибо все добродетели вкупе имел он в себе... Восхваляя же добродетель, буду хвалить Самого Бога, от Которого в людях — добродетель». «Сближение с Богом и совершенство достигается посредством добродетелей». «Святой Василий Великий был для всех законом ... далее ...
Полное собрание сочинений. Том III, Часть 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... личности, непосредственно сознающей себя чуждой миру животному, так что, выражаясь словами автора, «хотя наша собственная личность существует только в необходимых условиях физическаго мира, однако природою своею она всетаки выражает не мир, а истинную природу самого Безконечнаго и Безусловнаго, потому-что безконечное и безусловное есть ни иное что, как свободное бытие для себя, а свободное бытие для себя и есть и может быть только бытием самосущей Личности» (стр. 296 и 298.) . Вот основное положение философского богопознания автора: он утверждает, что библейское учение о человеке, как образе Божием, есть неотъемлемая собственность человеческого сознания, которое легко может опознать мыслитель, созерцающий основные законы своей собственной самосознающей личности. С особенной ясностью эта истина о человеке, как образе Божием, возникает в нашем уме, когда он начинает исследовать нравственную жизнь своего сознании или свое нравственное сознание. По справедливому заключению автора, нравственное сознание человека, хотя бы постоянно изменяющего ему, «раскрывает не какой-либо естественный закон (свойство) его собственной наличной жизни, а один только образ истиннаго бытия ... далее ...
Опровержение на защитительную речь злочестивого ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мудрости нельзя сказать, что одна сущность больше или меньше другой сущности. Таким образом, и по их мнению, и по самой истине, рассматриваемое слово » " более " « никоим образом не показывает превосходства по сущности. А чтобы 4 oV en morjh qeou uparcwn ouc arpagmon hghsato to eina qew. oV – который – en – в – morjh – образе qeou – Бога – uparcwn – пребывая, существуя – ouc не – arpagmon – захватывать от глагола «arpagmoV» акт захвата или захваченная вещь, т. е. не актом захвата или грабежом – hghsato – мыслил – to – артикль – einai – быть – isa равным – qew – Богу. Который, будучи в образе Божием, не счел для Себя хищением быть равным Богу (Перевод епископа Кассиана) Безобразова () . Этот текст можно комментировать двояким образом, но ни в одном из случаев смысл не меняется. 1. В этом тексте речь идет о том, что Сын Божий, будучи равен Богу, не держался (цеплялся, хватался) за это Свое равенство с Богом, а ради спасения людей умалил Себя Самого, согласившись принять образ раба, чтобы уничтожить средостение между Богом и людьми и стать настоящим посредником. 2. «Не почитал воровством быть равным Богу», то есть равенство с Богом не было чем-то украденным, а ... далее ...
Религии древнего мира в их отношении к ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Филонов Логос не может быть, да и у самого Филона не признается равным Богу, тогда как апостол Павел прямо признает равенство с Богом воплотившегося Слова Божия ( Фил. 2: 6 ) . Вообще же у Филона выражение έιχών θεοΰ и выражение χαρακτήρ θείας δονάμεως, также сходное с апостольским ( Евр. 1: 3 ) , стоят в необходимой связи с идеей о непроявляемости существа Божия и его бескачественности, вследствие чего в мире отражаются свойства только Логоса. Он исключительно связан со своеобразными взглядами Филона на творение мира и сформировался под влиянием выражений Библии о человеке, как образе Божием. Понятие образа Божия в человеке, в его высшем значении, перенесено Филоном и на идеального или небесного человека. Позднее у отцов и учителей Церкви, в объяснении ипостасных отношений Слова к Отцу, мы встречаем и другой, употребляемый также Филоном о Логосе, термин, на который так же указывают критики, усиливаясь отождествить христианские понятия с александрийскими, именно «печать» – σφραγίς. Так называет иногда воплотившееся Слово Климент Александрийский 513. В евхаристической литургийной молитве Василия Великого говорится также о Сыне Божием, что «Он есть печать ... далее ...
История русской философии, Глава 15 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... этого пути является зло – результат своеволия тварей, использующих силы бытия для актуализации небытия – субстратума мира. Следовательно, зло есть внесофийный и антисофийный паразит бытия (263) . Для такого «отравленного бытия» смерть, т. е. возвращение в землю с надеждой воскресения из мертвых и жизни в грядущем мире, является блаженством, а не величайшим бедствием (262) . Воскресение и преображение всех тварей находится в тесной связи с воплощением слова Божиего в Иисусе Христе. Таким образом, в жизни мира человеку отводится центральое место. Это обусловлено тем фактом, что он сотворен в образе Божием. Человек – это личность, ипостась, однако его природа не может быть выражена никаким определением. Человек – носитель аспекта «несотворимости»: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Бытие, 2, 7) («Свет Невечерний», 277) . Несотворимость человеческого духа следует понимать двояко: во-первых, как луч собственной славы Бога, а во-вторых, как самоутверждающееся я. «Бог дал жизнь сиянию своей славы и олицетворил его. Этот вечный акт Он завершает совместно с самой личностью. Божий творческий акт будто вопрошает ... далее ...
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: образе Божием
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера