Подольск. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления храма Воскресения Христова Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) в подмосковном Подольске известна с XVI века, когда село Подол на реке Пахре принадлежало Московскому Свято-Данилову монастырю. Польско-литовское разорение, не пощадившее большинство деревянных храмов Московской земли не тронуло монастырскую деревянную клетскую церковь с колокольней на реке Пахре. Писцовые книги начала XVII века (1627 г.) называют нам имя настоятеля Воскресенского храма священника Афанасия Петрова. Прошение о строении в селе Подол в вотчине московского Данилова монастыря каменного храма во имя Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца относится ко времени императрицы Екатерины I, когда в июле 1728 г. настоятель обители Святого Даниила Московского игумен Герасим с братией обращается в Синодальный Казенный приказ за разрешением на старом церковном месте возвести вновь белокаменный храм. Строительство каменной церкви с приделом в трапезе и колокольни продолжалось более 40 лет: закончить строительство на средства монастыря помешал указ императрицы Екатерины Алексеевны о конфискации монастырских владений, в том числе и села Подол у Свято-Данилова монастыря, которое перешло во владение Государственной Коллегии Экономии. По замыслу императрицы при открытии Московской губернии в 1781 г. село Подол с прекрасным белокаменным храмом Обновления храма Воскресения Христова становится центром Подольского уезда. Сравнительно небольшой объем белокаменного храма с приделом Святителя Николая был расширен кирпичной пристройкой придела во имя Святой и Живоначальной Троицы. Обновленная церковь была освящена по благословению митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) в 1790 и 1798 гг., как сообщали надписи на св. антиминсах придельных храмов. Таким образом, церковь Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами с южной и северной сторон становится соборным храмом города Подольска, а соборный настоятель – благочинным церквей Подольского округа Московской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=05117

В 1795 году на деньги помещика Николая Алексеевича Голицина и пожертвования прихожан была построена новая двухкомплектная деревянная церковь, в замен обветшавшей, во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и мучеников Флора и Лавра, в приходе которой насчитывалось 432 двора, в том числе 2080 мужчин и 2288 женщин. Строительство четвертого ныне существующего каменного храма началось с прошения прихожан в Московскую Духовную Консисторию. Храмозданная грамота была дана и подписана 12 июня 1871 года Высокопреосвященным Иннокентием Митрополитом Московским и Коломенским. 23 июня 1871 г. возле обветшавшей деревянной церкви заложен новый каменный трехпрестольный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами Казанской иконы Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи. В 1871 г. храм с. Раменья построили до окон. В 1877 г. до верхнего свода. Строительство храма производилось на средства прихода и доброохотных подаяний крестьян, а также старанием благочинного и настоятеля храма протоиерея Стефана Уклонского. Проект был выполнен в псевдорусском стиле, модном в то время. Главный престол Воскресенский, находится в основном объёме, в виде пятиглавого четверика, а в трапезной на два ската обустроены ещё два придела. К широкой тёплой трапезной, с запада примыкает шатровая колокольня. 20 декабря 1881 г. в теплой каменной трапезе храма с правой стороны был освящен устроенный престол во имя Казанской Божией Матери, а 9 декабря 1884 г. был освящен престол с левой стороны во имя Рождества Иоанна Предтечи. Строительство храма завершилось в 1892 году освящением 18 октября центрального престола во имя Воскресения Христова. Разобранную же деревянную церковь перенесли в 1898-1899 в деревню Игнатково для образования нового прихода. В 1910 г. приход церкви Обновления Храма Воскресения Христова с. Раменья посетил Преосвященный Василий Епископ Можайский. Это было последнее посещение архиереем храма перед Октябрьской революции 1917 года.

http://sobory.ru/article/?object=02775

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ [Греч. μνμη τν γκαινων τς γας το Χριστο μν Αναστσεως; церковнослав.                  ], один из праздников правосл. Церкви, ныне совершаемый вместе с предпразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , в прошлом - один из главных праздников Иерусалимского Патриархата. Терминология Термин «обновление» в названии праздника - библейского происхождения и восходит к древнеевр. глаголу   - наставлять, освящать дом (Втор 20. 5) или храм (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5), от которого происходит существительное   - «освящение, посвящение», также использующееся в отношении дома или храма (2 Пар 7. 9) (BDB. P. 335). В греч. переводе LXX для передачи этого термина используется глагол γκαινζω и существительное γκαινισμς или τ γκανια (мн. ч.) (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5, 9). В греч. тексте 1 Макк, описывающем очищение Второго храма и освящение жертвенника в 165 г. до Р. Х., данные действия, в подражание освящению Первого храма, обозначаются термином γκαινισμς (1 Макк 4. 56, 59). Вероятнее всего, именно зимний праздник 25 Кислева (Ханука, т. е. Обновление), установленный в честь очищения храма Маккавеями, и подразумевается под термином (во мн. ч.) τ γκανια в Евангелии от Иоанна: «Настал же тогда в Иерусалиме (праздник) обновления, и была зима» (Ин 10. 22). Глагол γκαινζω употребляется дважды в Послании к Евреям: в контексте заключения ВЗ, который «был утвержден (νεκεκανισται) не без крови» (Евр 9. 18), и в описании «нового пути» в небесное святилище, к-рое «обновил» (νεκανισεν) Господь Иисус Христос (Евр 10. 20). Происхождение праздника Согласно Евсевию Кесарийскому, строительство храма в Иерусалиме на месте Воскресения Христова было начато по указанию св. имп. Константина I Великого вскоре после завершения I Вселенского Собора в Никее (325) ( Euseb. Vita Const. 3. 25). В процессе строительства «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения», т. е. «священнейшая пещера» Св. Гроба Господня (Ibid. 3. 28). В письме еп. Иерусалимскому Макарию имп. Константин повелевает на «святом месте, очищенном от постыдных принадлежностей капища», создать храм «великолепнее всех храмов» (Ibid. 3. 30-31). Храм-базилика на месте Гроба Господня, называемый Евсевием «новый Иерусалим», был построен напротив «древнего Иерусалима», т. е. руин Второго храма, разрушенного в 70 г. по Р. Х.,- вероятнее всего, чтобы подчеркнуть противопоставление нового христ. храма ветхозаветному (Ibid. 3. 33). Упоминая об обретении пещеры св. Гроба Господня, Евсевий обходит молчанием обретение Честного Креста, что нек-рые ученые (напр., П. У. Л. Уокер, С. Боргехаммар) связывают с оригенистским богословием самого Евсевия ( Walker. 1990. P. 122-130; Borgehammar. 1991. P. 115-119).

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Воздвижение Креста Господня – единственный христианский праздник, который начал отмечаться одновременно с празднуемым событием. Первое Крестовоздвижение было отпраздновано при самом обретении святой императрицей Еленой Креста Христова и с тех пор стало неотъемлемой частью литургической жизни Иерусалимской Церкви. Согласно древней «Пасхальной хронике» (VII век), священнодействие Воздвижения Креста, называвшееся тогда иначе – «Явление Креста», начало совершаться в богослужении Иерусалимской Церкви с сентября 334 года, оказавшись соединенным с торжествами в честь освящения новопостроенных иерусалимских церквей. В те годы завершилось возведение святым императором Константином Великим на месте обретения Креста храма в честь Воскресения Христова (Гроба Господня). Праздник в честь окончания этого строительства начал с тех пор именоваться в Иерусалимской Церкви днем Обновления (то есть освящения) храма Воскресения. Неотъемлемой частью этих торжеств как раз и стал богослужебный обычай Воздвижения Креста. Впрочем, само именование праздника «Воздвижением» впервые встречается лишь в литературном памятнике VI столетия – в «Похвальном слове Кресту» кипрского автора Александра Монаха. Итак, поначалу Воздвижение Креста являлось одним из важнейших годичных праздников именно среди иерусалимских христиан (он стал здесь уже к концу IV века одним из трех главных праздников церковного года). При этом он был составной частью торжественного и продолжительного празднования Обновления храма Воскресения: в ту эпоху празднование Обновления храма продолжалось восемь дней, а событию Воздвижения был посвящен второй из них. На праздник в Иерусалим стекался народ из самых отдаленных областей христианского Востока: из Месопотамии, Египта, Сирии. Постепенно, к началу VII столетия, именно Воздвижение Креста стало главным смысловым и духовным центром этого празднования, заслонив собой торжество Обновления храма Воскресения. Древность принятой ныне даты празднования Воздвижения Креста – 14/27 сентября по новому стилю – свидетельствуется в житии святителя Иоанна Златоуста . Следует отметить, что праздник

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Известно, что 1846 г. в селе существовала деревянная церковь, построенная во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, но первою ли она была со времени возникновения села – утверждать оснований нет. Об освящении той церкви сохранилась на уцелевшем от нее деревянном кресте, находившемся под престолом и хранящимся в настоящее время в ризнице, надпись следующего содержания: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Обновления храма Христа Бога нашего воскресения, при державе Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и при Наследнике Ея, Благоверном Государе, Цесаревиче, Великом Князе Павле Петровиче по благословению св. Правительствующего Синода Преосвящейнейшего Тимофея, Митрополита Московского, в лето 1764 года, месяца Марта 21…» В 1846 г. церковь за ветхостью продана в село Глинки Кромского уезда, где капитально перестроена и существует до настоящего времени. В том же году владелец села Харланова князь Алексей Яковлевич Лобанов-Ростовский построил в селе Харланове во имя Обновления же храма Воскресения Христова новый каменный, поместительный, но зимой неотапливающийся храм, который 29 июня того же года и освящен. Храм этот служит украшением села и в настоящее время. Земли при церкви числится 36 десятин. Причт состоит из священника и псаломщика. В приходе церкви села Харланова есть две земских школы: одна в селе, а другая в деревне Хальзевой. В состав прихода, кроме села Харланова, входят деревни: Хальзева и Авилова. В трех этих селениях числится 278 дворов, муж. пола 969 душ и жен. пола 934. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение У церкви было ещё 2 купола поменьше, их взорвали в 50-е годы, когда ещё жил там, сейчас я проживаю в г. Краснодаре Сергей Разинкин-уроженец села 25 марта 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=10198

Сокольское. Церковь Обновления храма Господня в Иерусалиме. Воскресенская церковь (Бобушкино) /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) , Николая Чудотворца , Параскевы Иконийской Год постройки:1785. Год утраты:приблизительно 1950 (разобрана с последующим затоплением места Горьковским водохранилищем) Адрес: Нижегородская обл., Сокольский район, пос. Сокольское Координаты: 57.13861, 43.1533 Проезд:п. Сокольское, берег Горьковского водохранилища Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Разобрана в 1950-х гг., место попало под затопление горьковского водохранилища в 1960-х гг. В 1872 году нынешнее Сокольское было разделено на две административные единицы: село Сокольское (другое название Бобушкино или Воскресенье) и село Устье. Сейчас это единая территория ГО Сокольское. Воскресенская с. Сокольское (Бобушкино) (совр. рп. Сокольское) имеет два храма: а) каменный, с такою же колокольнею, постр. в 1785 г. тщанием прихожан и б) деревянный; когда он построен, об этом документов не сохранилось; он древнее каменного. Ограда каменная. Кладбищ два: а) одно в церковной ограде, б) другое в 1/2 вер. от церкви, обнесено дерев. оградой, на нем дерев. часовня. В каменном храме 3 престола: а) в честь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, б) святит. Николая Чудотворца и в) св. вмц. Параскевы-Пятницы. В деревянном храме 2 престола: а) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и б) в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. На торговой площади села есть деревянная часовня. Расстояние от Костромы 168 в., от Макарьева 95 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Устья в 1 в., Ильинская с. Старого погоста и Архангельская с. Круты в 7 в.  Деревянная Благовещенская церковь построена в конце XVII нач. XVIII в. В 1848 г. храм капитально перестроен с подведением под него каменного фундамента, но в 1853 г. сгорел, но был отстроен вновь и существует в качестве теплого. (В сентябре 1914 г. Императорская Археологическая комиссия разрешила разборку деревянной церкви). В 1912 г. трудами о. Петра Махровского притвор каменной Воскресенской церкви был расширен и устроены два теплых придела в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи. [Костромские епархиальные ведомости N 22 за 1912 г.], [ИИАК, выпуск 57, 1915 г., стр. 6] Каменную церковь разобрали в середине XX в. http://old-churches.ru/ma_072.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58686

«Церковный комплекс на Святых местах Иерусалима в IV веке (реконструкция)»      На 26–27 сентября (по юлианскому календарю: 13–14 сентября) в церковном календаре установлены два взаимосвязанных праздника: Обновления (т.е. освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме и Воздвижения Креста Господня. Эти праздники важны для Церкви как свидетельство о том, что Распятие и Воскресение Христовы – это не просто символы, но реально произошедшие исторические события, чему есть в том числе и вполне материальные подтверждения, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Иерусалиме во времена императора Константина Великого. Можно сказать, что эти праздники зеркально отражают главные церковные дни – Великую пятницу (Пасху Креста) и Святую Пасху Воскресения Христова. Только весной сначала идет Крест, потом Воскресение, а осенью – наоборот. Когда были обнаружены Голгофа, пещера Гроба Господня и прочее, на императорские средства там был сооружен целый церковный комплекс: большой главный храм, именовавшийся Мартириум, и несколько дополнительных (нынешняя церковь Гроба Господня стоит на их месте, но это гораздо более поздняя постройка, сделанная при крестоносцах на старых фундаментах: прежние здания были разрушены сначала по указанию халифа Аль-Хакима в 1009 году, в середине того же столетия частично воссозданы, но вскоре еще раз пострадали от сельджуков). На освящение этого церковного комплекса собралось множество епископов, и день освящения («обновления») на несколько веков сделался в Иерусалиме одним из трех главных праздников всего года. Иерусалимские церковные поэты написали для службы этого праздника различные замечательные песнопения. Некоторые из них будут исполняться сегодня вечером во время вечерни с утреней. Кстати, эти же точно песнопения теперь поются всегда, когда освящается какой бы то ни было храм – также на вечерней службе накануне дня его освящения. Вот некоторые из них. 1-я стихира на вечерне: Обновления почитати, Ветхий Закон и добре имеющся, паче же новая почитати обновленьми. «Обновляются бо острови к Богу» – яко глаголет Исаия, – яже разумети подобает от язык Церкви ныне устрояемыя и водружение приемлющия твердое Богом. Темже и мы настоящая обновления духовно да торжествуим!

http://pravoslavie.ru/134203.html

138. Слово в день обновления храма Воскресения Христова, что в Барашах (Говорено сентября 13; напечано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год Быша же тогда обновления во Иерусалимех. ( Иоан. Х. 22 ). И ныне Православная Церковь празднует обновление храма; и сей храм в особенности, благодаря усердию Христолюбивых душ, торжествует свое обновление. От чего сей праздник, и к чему он служить должен? – Ибо всякое учреждение Церковное должно быть утверждено на святом основании; должно иметь целию благо духовное. Праздник без основания и без пользы, был бы не достоин не только мудрости Христианской, но и простаго благоразумия человеческаго. Обычай торжественно совершать обновление храма, и даже торжественно воспоминать совершение онаго, имеет свое основание в примерах глубокой и священной древности. Когда явление Господа Иакову во сне над лествицею, соединяющею землю с небом, подало ему первую, может быть, на земли мысль о местном присутствии невместимаго Бога: «есть Господь на месте сем» ( Быm. XXVIII. 16 ); и когда Иаков назвал место сие «домом Божиим» ( Быт.28:17 ): тогда он, одинокий странник, с посохом в руке, и с дорожным запасом хлеба и масла на плечах, конечно не мог воздвигнуть сей дом Божий в огромном и великолепном виде; однако еще будучи в духе Богосообщения, побужден был, по крайней мере вместо олтаря, поставить камень, на котором спал, и возлить на него елей, какой имел с собою. Что ж это такое, как не опыт безкровнаго олтаря, неожиданный во времена кровавых жертв, и его обновление, посредством помазания, – действие, которое и ныне видите вы в миропомазании олтаря, при освящении храма Христианскаго? После того, как Моисей по повелению Божию, воздвигнул скинию свидения, то есть, подвижный храм в походном стане странствующаго народа Израильскаго, в книге Числ о торжественном обновлении сего храма пишет он следующее: «и бысть в день, в оньже сконча Моисей, яко же поставити Скинию, и помаза ю, и освяти ю, и вся сосуды ея, и олтарь, и вся сосуды его, и помаза я, и освяти я, и приведоша Князи Израильтестии – дары своя пред Господа» ( Числ. 7:1–3 ). И здесь видим помазание, но уже помазание не простым елеем, как у Иакова по нужде, а миром благоуханным, по особенному повелению Божию устроенным, и назначенным единственно для освящающаго помазания, притом помазание не олтаря только, но и храма, с его принадлежностями. Подобно сему и в освящении Христианскаго храма видите вы не только помазание олтаря, но и помазание храма, крестообразно, по четырем странам света.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

На ней специальными условными обозначениями для каменных и деревянных церквей отчетливо отображено их размещение: каменной церкви Собора Иоанна Предтечи, сооруженной на средства И.Л. Лазарева, и освященной ок. 1797 года «на горе», где она существует и поныне. И деревянной Воскресенской церкви до переезда через реку, в конце села на правой стороне улицы. В исследовании деревянной церкви Воскресения Христова важной деталью является момент существования при церкви колокольни. Данные Холмогоровых, приводя свидетельство о наличии при церкви двух колоколов, лишь намекают на ее возможное существование. Уточнить существование колокольни церкви помогает набросок «Обстоятельной записки о шелковой фабрике» Екима Лазарева. В ней, приступая к перечислению деревянных построек Фрянова, он недвусмысленно сообщает: «Старая церковь с колокольнею, в которой божия служба отправляется же». Данные «Ведомости о Предтечевской церкви и с ея причтом и приходом, состоящей Богородского уезда Радонежской десятины в селе Фрянове» 1824 года помогают уточнить дату ее реконструкции: «… в оном же селе есть другая деревянная кладбищенская церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова, которая в 1803 году возобновлена, и в которой временно отправляется служение приходским священником с причтом». Приведенная в источнике дата, 1803 год является, скорее всего, датой окончания перестройки церкви. В результате перестройки, произошедшей в период 1785-1803 годов, деревянная церковь утратила шатер и была в целом перестроена по образу, во многом напоминающему архитектурный облик каменной церкви Собора Иоанна Предтечи «на горе», получив название «Церковь Обновления храма Воскресения Христова» (как она и названа у Холмогоровых). Данное именование, сохранявшее исконное наименование церкви «Воскресения Христова», по видимому, подчеркивая её перестройку, было завершено ко Дню памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (дню «Воскресения Словущего»), празднуемого по православному календарю 13 сентября по н.с., и получила в качестве полного названия: «Церковь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме».

http://sobory.ru/article/?object=41924

Ныне в Месячной Минеи, изданной в 1895 году в Москве, находятся обе службы без изменения их. 799 В службе Недели праотец в стихирах на «Господи, воззвах», в богородичных канон утрени в 6 и 8 песнях. 801 Подробнее о Пещном действе в моей книге: О службах Русской Церкви, бывших в прежних богослужебных книгах. Спб., 1885 г. (стр. 159). У Дмитриевского: Чин Пещного действа. Спб., 1895 г. 802 Слова: «На вечерне кафизма обычная» сказаны здесь для того, что в следующем разряде праздников на вечерне не показано обычной кафизмы. 803 Великим славословием называется то песнопение, которое на утрени поется, а не читается; оно оканчивается словами: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (См. выше). 804 Именно: в августе: 1-го, 16-го и 31-го; в сентябре: 13-го и 23-го; в октябре: 18-го и 23-го; в декабре: 9-го и 26-го; в январе 7-го (26 декабря, 7 января – Вход и великий прокимен; в марте 26-го; в апреле 30; в июле: 2-го и 25-го. В 18-е октября, в день памяти св. апостола и Евангелиста Луки, в Типиконе, изд. в Москве, 1848 г., против последования стоит знак красный, но все последование таково, какое в 47 гл. имеет знак креста. 805 Так, оставляются до другого дня 25-го июля, в день успения святой Анны службы Олимпиады и Евпраксии; 16-го августа – служба Диомида; 26-го декабря – служба Евфимия. Впрочем, бывает так, что и при службе святому, имеющему знак черный, служба другому святому не поется, а переносится на повечерие. Так, 28 ноября отправляется служба св. преподобномученику Стефану новому, а служба св. мученику Иринарху поется на повечерии (Тип., 28 ноября). 806 Празднование Обновления храма Воскресения Христова, созданного в Иерусалиме, совершается со дня освящения его (Памятн. христианск. древности, сост. Истринским, т. 2, стр. 439. Дни богослужения, Дебольского, изд. 1816 г., ч. 1, стр. 468). В Москве есть храм в память Обновления устроенного храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Так как этот храм Москвы создан не в память самого Воскресения, а только в память обновления храма, то носит название храма Словущаго Воскресения. В нем на стене храма находятся изображение освящения храма в Иерусалиме и тропарь 13 сентября (Русская Старина. Снегирева, 1883 г. Год 4-й, стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010