Несмотря на то что все церковные историки однозначно указывают на год 30-летия правления имп. Константина, т. е. на 335 г., как на год освящения храма, а арианские споры происходили в осеннее время, ни один из историков не отмечает 13 сент. как день освящения храма Св. Воскресения. Однако уже с нач. V в. память обновления храма празднуется именно в этот день. А. Баумштарк считал, что эта дата была избрана имп. Константином, поскольку совпадала с dedicatio рим. храма Юпитера Optimus Maximus на Капитолийском холме ( Baumstark A. Liturgie comparée/Rev. par B. Botte. Chevetogne, 19533. P. 203). Согласно альтернативной гипотезе М. А. Фрейзера, дата 13 сент. была избрана в связи с тем, что в 335 г. она совпала с датой 10 тишри по иудейскому календарю, т. е. с Днем очищения (Йом Киппур): т. о., выбор даты был мотивирован антииудейской полемикой ( Fraser. 1997. P. 25-28). Однако сомнительно, чтобы иудейский календарь раввинистической традиции, к-рый также в период поздней античности только формировался (см. в статьях Календарь и Иудейское богослужение ), имел большое значение для христ. церкви Элии Капитолины (Иерусалима) в нач. IV в., учитывая, что евр. население было изгнано из Иерусалима после восстания Ш. Бар-Кохбы (132-135). Не менее вероятной кажется гипотеза, что дата 13 сент. была избрана случайно или по простому совпадению с сентябрьскими идами в год tricennalia Константина Великого ( Permjakovs. 2012. P. 87-88). Одно из позднейших преданий о событии обновления храма Воскресения Христова в 335 г. отражено в «Слове на обретение Честного и Животворящего Креста» Александра Кипрского (Саламинского) (VI в.), в к-ром сказано, что именно свт. Афанасий Александрийский совершил освящение храма Воскресения Христова, помазав его миром, «прежде прибытия других епископов», т. е. епископов Тирского Собора (PG. 87γ. Col. 4065-4068). М. ван Эсбрук датировал «Слово...» царствованием имп. Юстиниана ( Esbroeck. 1979. P. 102-103). Описание обновления храма Воскресения Александром явно анахронично (напр., указание на помазание миром как на центральный элемент чина освящения храма) и не соответствует описаниям событий сент. 335 г., но искусственное «введение» свт. Афанасия в повествование позволяло читателям VI в. объяснить, каким образом освящение, совершенное противниками Афанасия - арианствующими епископами, могло стать одним из основных церковных праздников в Иерусалимском Патриархате. Праздник в иерусалимском богослужении IV-IX вв.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Храм Воскресения Христова является подворьем Богоявленского женского монастыря.  Воскресенское - старинное село в Угличском районе, в котором сохранился довольно внушительных размеров великолепный храм в честь Воскресения Словущего. Полное название этого местечка - село Воскресенское в Поречье, так как территориально оно относилось к сельскому поселению Поречье-Рыбное (Ростовский район), что в 70 километрах отсюда. Различные источники сохранили очень противоречивые сведения о времени строительства каменного Воскресенского храма. Аполлинарий Крылов указал в своей сводке Ростово-Ярославской епархии годом строительства этой церкви - 1809-й. Согласно же кратким сведениям о монастырях и церквях, храм в селе был выстроен в 1837-1843 годах. А на клейме, выведенном вязью внутри храма, значится следующая дата: " Настоящий храм Воскресения Христова построен в 1837 году, освящен в 1838 году, сентября 14 дня " . И вот что ещё говорят краеведы: возможно, храм построили во второй половине XVIII века, а в XIX веке он был перестроен. Это событие нашло отражение в названии церкви - в некоторых источниках храм именуется в честь Воскресения Словущего, то есть эта церковь посвящена значимому событию 335 года, когда в Иерусалиме построили и освятили Храм Гроба Господня. Поэтому престольным праздником церкви, по некоторым источникам, называется день Воскресения Словущего, или же другое название торжества - обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. После постройки этого храма село получило своё название по посвящению возведённой церкви. Зайдя в этот удивительный храм, вы увидите, что он делится на две части: летнюю и зимнюю. Зимняя (или трапезная) часть храма когда-то отапливалась четырьмя изразцовыми печами. Два престола - Иверской иконы Божией Матери и Святителя Леонтия, Ростовского чудотворца - располагались слева и справа в зимней половине. Стены храма покрывали росписи на темы из Евангелия, некоторые сюжеты в храме до сих пор можно разглядеть. Вот Христос защищает блудницу и говорит книжникам и фарисеям: кто без греха? На сводах видим изображение Крещения Господня - Иоанн Предтеча и Спаситель зашли в воды Иордана. А вот известный сюжет из жития первого ростовского епископа святителя Леонтия: здесь владыка обучает детей. Глядя на сохранившийся иконостас Леонтьевского придела видим, что основные цвета, которые были выбраны для благоукрашения зимнего придела, - это нежно-голубой и синий. И это неудивительно: Богородичные оттенки здесь потому, что в Воскресенском особо чтили Царицу Небесную и Её Иверский образ, который, как следует из предания, был обретён над водами. Икона явилась местным крестьянам и хранилась в храме до его закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=04069

Московский государь, несомненно, хотел иметь в Кремле храм по образу иерусалимского храма Воскресения Господня. Как уже говорилось, в христианской традиции было принято, что Воскресенский храм в мире только один – тот, что стоит на Святой Земле. Остальные Воскресенские храмы обычно освящались в честь Воскресения Словущего, то есть праздника обновления иерусалимского храма Воскресения Господня, что было совершено в 355 году византийским императором Константином Великим, когда он восстановил поруганный язычниками храм в Иерусалиме. В любом случае, освящение Воскресенского храма в Успенской звоннице свидетельствует о сознательном сооружении на Соборной площади символа храма Воскресения Господня в Иерусалиме и о уподоблении Москвы во образ Святой Земли. Вся Успенская звонница тогда именовалась Воскресенским собором. Однако после смерти Василия III в 1533 году работы остановились и были закончены лишь в 1552 году при Иване Грозном. А в 1555 году святитель митрополит Макарий перенес в Воскресенский храм престол и икону Рождества Христова из храма с боярского Мстиславского двора. С тех пор церковь в Успенской звоннице именовалась Рождественской, а в честь Воскресения Словущего в ней освятили придельный престол. Это тоже выражало идею «Москва – Третий Рим» и вторило первоначальному замыслу. Теперь главный храм в звоннице был посвящен празднику Рождества Христова или Боговоплощения – по подобию храма Святой Софии в Константинополе. До конца XVII века это был двухпрестольный собор, его называли то Рождественским, то Воскресенским. По мнению исследователя Г.Я. Мокеева, ансамбль кремлевской звонницы был апокалиптическим символом. Храмовая глава и барабан всегда символизируют Престол Господень. Глава собора Воскресения Христова в Успенской звоннице символизировала все 25 престолов Горнего Иерусалима. Нижнюю половину барабана окружает колончатый пояс с 24 островерхими огоньками-кокошниками, которые были символами 24 престолов старцев, предстоящих Престолу Божию, – судий человечества на Страшном суде. Колокол же знаменует Божий глас, проповедь Евангелия, звук ангельской трубы на Страшном суде. Этот символ обозначил высокое расположение колоколов в кремлевской звоннице – выше стен Церкви (Небесного Града), но под барабаном храмовой главы – Престолом Господним. Высокая кремлевская колокольня и храм Рождества–Воскресения должны были просматриваться с Поклонной горы, как и в палестинском Иерусалиме. Так Иван Великий с Успенской звонницей в символике Третьего Рима стал образом и Святой Земли, и Константинополя, и апокалиптического Града Божия.

http://pravoslavie.ru/4167.html

24 мая 1750 года состоялась закладка храма. Строительство каменного храма велось без поспешности,в связи с наличием деревянного храма. 15 сентября 1762 года Святителем Тихоном Задонским был освящен престол во имя Святых Мучеников и бессеребренников Кира и Иоанна, устроенный в южном приделе нижнего этажа храма. 15 августа 1763 года был освящён придел в честь Зачатия Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на хорах (в мансардном помещении) верхней церкви. 2 сентября 1763 года освящён северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 7 сентября того же года освящается главный алтарь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1763 году деревянная церковь была разобрана, место ее алтаря было обозначено крестом в ограде. 13 сентября 1772 года был освящён главный придел верхнего храма во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Строительство колокольни закончено несколько позднее, к 1780 году. Колокольня церкви является самой высокой на Васильевском острове, ее высота 42 метра, крест имеет высоту четыре метра. В 1790-х годах ведутся работы по расширению храма. К алтарной части пристраивается открытая обходная галерея, уже вскоре переделанная в закрытую. Это делает алтарь более просторным и удобным для богослужебных целей. Прежняя фасадная стена, таким образом, оказалась внутри этой галереи; в нынешнем алтаре сохранился, бывший наружным, киот, в виде ниши. По окончании работ в 1796 году главный придел верхнего храма был переосвящен во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Продолжаются работы по благоустройству храма. Надстраиваются боковые приделы 1-го этажа. Левый – освящается во имя праздника Сретения Господня. Правый придел, – во имя Святых Кира и Иоанна, переименовывается во имя Святителя и Чудотворца Николая. Усердием надворного советника И. Шарапова устраиваются два придела в верхнем храме по обеим сторонам главного престола, южный во имя Святого Пророка Илии и северный в честь Покрова Божией Матери. Они были освящены 19 августа 1806 года митрополитом Амвросием. Храм состоял из двух церквей – нижней (теплой) и двусветной верхней (холодной); кроме того, небольшая церковь имелась в третьем ярусе. В Зачатьевском приделе храма был прекрасный, синий с золотом, резной иконостас, созданный в середине XVIII века (сейчас он находится в Троицкой церкви в Невском районе). Его красота дополнялась художественно исполненными росписями сводов и стен.

http://sobory.ru/article/?object=00716

Праздник Рождества Пресвятой Девы Марии. Ее родители Иоаким и Анна были благочестивые хорошие люди. У них было горе: не было детей. Они просили Бога дать им ребенка, но годы шли, они состарились, а ребенка не было. Однако они не прекращали молитву. И Господь их услышал и дал им ребенка, у них родилась Пречистая Дева Мария. Так и мы не должны отчаиваться, когда не сразу Господь исполняет наши просьбы. Молиться надо горячо, сердечно, постоянно и с доверием к Богу. Такую молитву Господь слышит и исполняет, когда найдет для нас нужным. 13/26 сентября. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме Из года в год нынешний праздник обновления храма переносит наши мысли в Иерусалим, но не к храму царя Соломона на горе Мория, а к храму, построенному царицей Еленой на горе Голгофе. Священные места Гроба Господня и Голгофы были осквернены язычниками. Гроб Господень был засыпан, а на Голгофе был построен храм богине Венере. Весь Иерусалим был разрушен, и на его месте вырос новый город с новым названием – Елия. Все, казалось, было сделано, чтобы забыть о Христе, о Святом месте, о Святом граде. Оказалось иное. Христианам была дана свобода. Царь Константин посылает свою мать – царицу Елену в Палестину. Она находит Святые места, очищает их от камней и мусора, освящает и начинает при патриархе Макарии постройку огромного храма. Храм этот включает в себя и Гроб Господень и Голгофу. Величественная постройка была закончена в 375 году, когда царицы Елены уже не было в живых. На торжество обновления – освящения – нового иерусалимского храма съехались епископы со всей Азии и Африки, и собралось множество народу со всей вселенной. Это было 13 сентября (по старому стилю. – Примеч. изд.). И тогда же было постановлено: событие обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме праздновать всем церквам, ибо иерусалимская церковь Воскресения – мать всех церквей. Праздник сей – это не только воспоминание исторического события, он имеет и духовное значение. Он напоминает нам слова святого апостола Павла, что каждый человек – храм Божий и что Дух Божий в нас живет (см.: 1Кор. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Когда вместо скинии создан был неподвижный храм во Иерусалиме: для обновления онаго «сотвори Соломон праздник в той день, и весь Израиль с ним, собор велий» ( 3Цap. VIII. 65 ). Поелику в сей новый храм должна была переселиться древняя святыня скинии, Кивот завета Господня, который особенно представлял присутствие Божие: потому особенное действие в торжестве обновления было то, что «внесоша Иереи кивот завета Господня на место его, во святая святых, под крила Херувимов» ( 3Цap. VIII. 6 ). Сему при обновлении Христианскаго храма соответствует торжественное внесение в оный священных останков святых Мучеников или других Святых прославленных, чрез которое представляется вступление в оный Самого Царя славы, Иисуса Христа, во Святых почивающаго. Можно сказать, что обновление скинии Моисеевой и храма Соломонова, не только служители святыни и народ, но и Сам Бог торжествовал, исполнив святилище славою Своею в подобии облака, и ниспослав небесный огнь на жертвы. Не позавидуем ли мы сей чудесной торжественности? – Да не будет. Тогда были времена видимых образов и знамений. Нам сказано: «блажени не видевшии, и веровавше» ( Ин. ХХ. 29 ). И теперь светлый облак благодати Божией осеняет не очи, но сердца верующих; и теперь огнь любви Божественной воспаляет, не агнцев, но сердца кротких; и ведают опытно достойные, хотя не видят недостойные. И чудесно обновленный храм Иерусалимский разрушен, не столько враждебною силою Вавилонян, сколько гибельным преобладанием грехов народа Иудейскаго. Но после возвращения его из пленения Вавилонскаго, паки новый храм, и паки «сотвориша сынове Израилевы, священницы и Левити, и прочии сынов преселения обновление дому Божия в радости» ( 1Ездр. 6:16 ). Потом, когда и в сем храме, хотя не разрушенном, но обнаженном от святыни Сирийцами, надлежало, и оказалось возможным, вновь устроить святые сосуды и жертвенник, опять вси людие «сотвориша обновление олтаря дний осмь, и принесоша всесожжения с веселием» ( 1Mak. IV. 56 ). Чем безнадежнее было пред сим состояние Иудеев; тем сие событие было радостнее, и достойнее всегдашней пред Богом благодарности: а потому «и устави Иуда и братия его, и весь собор Израилев да празднуются дние обновления олтаря во времена своя на всяко лето» ( 1Mak. IV. 59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И вот праздник обновления, о котором упоминает Святый Евангелист Иоанн: «быша же тогда обновления во Иерусалимех, и зима бе; и хождаше Иисус в Церкви, в притворе Соломони» ( Ин.10:22–23 ). Из сего повествования видно, что Сам Иисус Христос уважил праздник обновления, и посетил храм ради праздника, хотя время не благоприятствовало празднику: «зима бе», и, что гораздо хуже воздушной непогоды, «зима бе неверия», как дополняет Святаго Иоанна Богослова Святый Григорий Богослов . После того, как ветхозаконный праздник обновления во Иерусалиме украшен и возвышен, поелику на нем, – скажу опять словами Григория Богослова – «Иисус присутствоваше, Бог сый и храм. Бог вечный, храм новый, единодневно разрушаемый, и тридневно возставляемый, и пребывающий во веки»; – после сего неудивительно, и понятно то, что и в Христианском мире явилась подобная мысль, обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме сделать общим, ежегодным праздником вселенской Церкви. Надобно при сем вспомнить, что языческая злоба, стараясь истребить Христианство, и самые следы его на земле, святыя места распятия, погребения и воскресения Господня, не только сделала недоступными благоговению Христиан, засыпав землею и камнями, но и поругала поставлением на них идолов. Какая же была, по долгой скорби, радость Христиан, когда святая Елена идолов сих низвергла, святыя места открыла, истинный Крест Господень обрела, Голгофу и пещеру гроба Господня объяла одним обширным храмом! Матерь Церквей передала сию радость Церквам всех мест и времен, и все оне приняли ее, в празднике обновления сего храма. Иногда подражали сему и другие храмы, ежегодно празднуя день обновления своего: но ныне воспоминательный праздник обновления храма обыкновенно скрывается в праздновании дня имени храма, более известнаго, и потому более способнаго к общественному торжеству. Таково, братия, происхождение и последовательное образование Церковнаго обычая и чина священных обновлений. Предложенныя вам воспоминания и соображения должны поставить вас в благоговейное внимание к настоящему празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Освящение Иерусалимского храма Св. Воскресения (Гроба Господня) в 335 г. подробно описывается Евсевием, а также упоминается церковными историками V в. Созоменом, Сократом Схоластиком, Феодоритом Кирским и Псевдо-Геласием Кизическим. Это событие совпало с 30-летием (tricennalia) правления имп. Константина и следовало сразу после состоявшегося в Тире Собора, важного события в ходе арианских споров, на к-ром противники свт. Афанасия Великого попытались сместить его с Александрийской кафедры. Свт. Афанасий покинул Собор и, добившись аудиенции у императора в К-поле между 30 окт. и 6 нояб. 335 г., был восстановлен на своей кафедре ( Barnes. 1993. P. 23-24; 248. N 17). Именно епископы, присутствовавшие на Соборе в Тире, и получили повеление императора «немедленно отправиться и не откладывать их путешествие в Иерусалим», чтобы совершить освящение новопостроенной базилики во Св. граде ( Euseb. Vita Const. 4. 43. 1; Sozom. Hist. eccl. 2. 26. 1; Socr. Schol. Hist. eccl. 1. 33). В соответствии с практикой, установленной рим. правом, «общественное место становится священным (sacrum fieri), если император (princeps) его освящает (dedicavit) или передает право освящать его» (Dig. I 8. 9). Храм Св. Воскресения был сооружен по повелению высшего должностного лица - императора, и освящение (dedicatio) храма проводилось по непосредственному имп. указанию епископами, присутствовавшими на Тирском Соборе. Хотя имп. Константин не возглавил dedicatio храма лично, его власть представлял имп. чиновник Мариан ( Sozom. Hist. eccl. 2. 26). Освящение Иерусалимского храма Св. Воскресения осенью 335 г., как оно описывается Евсевием, состояло в соборном совершении литургии, сопровождавшейся продолжительными проповедями: «...служители Божии возвышали праздник молитвами и поучениями... умилостивляли Бога бескровными жертвами и таинственными священнодействиями... тут-то и мы... почтили праздник различными обращенными ко всему собранию беседами» ( Euseb. Vita Const. 4. 45). При этом Евсевий не приводит к.-л. иных подробностей о самом чине освящения.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Торжественное освящение (обновление) церкви Воскресения Христова в Подольске совершил Высокопреосвященный митрополит Московский и Коломенский Святитель Филарет (Дроздов) в день храмового праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме 16 сентября 1854 в сослужении столичного и местного духовенства при огромном стечении верующего народа, как из Подольска, так и из окрестных сел и деревень. В описи Воскресенской кладбищенской церкви, датированной 1856 г., мы находим следующее описание храма «зданием сия церковь вся из белого камня, кроме придела с южной стороны, который складен из кирпича, колокольня так же из белого камня, церковь пятиглавая, покрыта настоящая и колокольня белым железом, а трапеза простым; кресты на всех главах вызолочены чрез огонь… в 1854 г. возобновлена и украшена стенным писанием». С 1873 г. на церковной усадебной земле Воскресенского храма на средства С.Т. Прохорова устроена каменная одноэтажная городская богодельня. При настоятеле церкви о. Иоанне Орлове в 1884-1885 гг. было устроено духовое отопление во всем Воскресенском храме (до этого настоящая Воскресенская церковь не отапливалась, а в зимнее время богослужение проходило в теплых приделах). В это же время были переложены своды южного Троицкого придела. В 1895 г. северный Никольский придел заново переложен особой кладкой. В анкете (метрике) Императорской Академии Художеств 1887 г. настоятель церкви Воскресения Словущего в Подольске о.Иоанн упоминает древние чтимые иконы Святителя Николая Чудотворца (храмовый образ местного ряда иконостаса Никольского придела) и там же древний образ Успения Божией Матери. Церковный староста купец Филатьев ко времени освящения храма в 1825-1831 гг. пожертвовал серебряный крест – мощевик с 24 частицами мощей разных Угодников Божиих. При настоятеле о. Александре Васильевиче Уразове в деревянном церковном доме Воскресенского храма была открыта церковно-приходская школа для обучения мальчиков и девочек (60 человек). В 1910-1911 гг. по прошению причта и старосты церковного Воскресенской кладбищенской церкви в Подольске Императорская археологическая комиссия разрешила «украсить стенной живописью приделы с северной и южной сторон, а так же возобновить и испривить живопись в главном храме» и, таким образом, стены придельных церквей были крашены стенной живописью с орнаментами в византийском стиле, придельные иконостасы промыты и заправлены золотом, иконы главного иконостаса, за исключением образов местного ряда, написаны вновь.

http://sobory.ru/article/?object=05117

В Вышних живый, Христе Царю,/всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/благослови ныне венец лета,/соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя,//Многомилостиве. Перевод: На высотах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый! Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме 7 Тропарь, глас 4 Якоже вышния тверди благолепие,/и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/утверди сие во век века/и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,//всех Животе и Воскресение. Перевод: Подобной благолепию небесной тверди и на земле явил Ты красоту святого храма славы Твоей, Господи! Утверди его во век века, и прими по ходатайствам Богородицы наши моления, Тебе в нем непрестанно приносимые, всех Жизнь и Воскресение. Кондак, глас 4 Небо многосветлое церковь показася,/вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем://сей дом утверди, Господи. Перевод: Небом многосветлым явилась церковь, просвещающая всех верующих, в ней же стоя взываем: «Утверди этот дом, Господи». Ин кондак, глас 2 Обновления духа в сердцах/и просвещение внутренним даруй,/верою совершающим священная обновления храма дому Твоего,/емуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя,//Едине во святых прославляемый. Перевод: Обновление Духа в сердцах, и просвещение внутренним чувствам даруй, с верою совершающим священное обновление здания храма Твоего, которому благоволил Ты быть воздвигнутым во Имя Твое Божественное, Единый, во святых прославляемый. Обрезания Господня 8 Тропарь, глас 1 Аудио: На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,/слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-i-k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010