Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:48 ). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин 8:11 ). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближающихся к Нему мытарей и грешников ( Лк.15:1 ). Как живо изображает Свое милосердие, тщательное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее ( Лк.15:4–5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61 ), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» ( Лк.22:32 ). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» ( Деян.9:4 ), – и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1Тим 1:13 ). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился... от пути зла и был жив» ( Иез 18:23 ). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы,... облечемся в оружия света» ( Рим 13:12 ), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» (Лк.7:48). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближаю­щихся к Нему мытарей и грешников (Лк.15:1). Как живо изображает Свое милосердие, тща­тельное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее (Лк.15:4-5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» (Лк.22:32). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» (Деян.9:4), — и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1 Тим 1:13). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился от пути зла и был жив» (Иез 18:23). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы, облечемся в оружия света» (Рим 13:12), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс.94:6-7). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда слава Ягве покинула ковчег Завета, то надлежало и ему самому покинуть храм. Как Иезекииль пророческим взором проводил уносящееся облако славы Ягве, так другой пророк должен был послужить исчезновению самого ковчега. Это был Иеремия, пророк скорби и плача. Сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии (значит, хранилась где-то в Иерусалиме во все времена храма и царей) и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие (гора Нево, на восток от Иерусалима, по ту сторону Иордана и Мертвого моря). Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере, и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших чтобы заметить вход, то не могли найти его ( 2Мак. 2:4–6 ). Теперь храм был совсем пуст. Ушла слава Ягве, исчез и ковчег и вместе с ним скрижали Завета. Божественное присутствие, Шекина, оставила храм. Пустому храму оставалось только одно – быть предану разорению. Навуходоносор разрушил его до основания, а народ иудейский увел в плен в Вавилон. Израиль, первенец Божий ( Исх. 4:22 ), умер. Пророк Иезекииль в пророческом видении видел состояние своего народа во время вавилонского пленения, как поле, полное сухих костей ( Иез. 37 гл.). И спросил Ягве Господь пророка: Оживут ли кости сии? Пророк ответа не знал. Отметим, что из просмотренного нами множества святоотеческих творений никто из святых отцов не толкует эти тексты, или, обращаясь к ним, извлекают некоторые другие содержащиеся там мысли и суждения. Святым отцам свойственно из ветхозаветных текстов извлекать новозаветные мысли. Ветхозаветное же учение о славе Ягве и таинственная мистика Шекины остаются, как правило, вне их внимания. Христианская же экзегетика последнего столетия все более обращается к прямому, а не только прообразовательному учению ветхозаветного Писания, находя в нем глубинный фундамент нового учения и благодати, данных Христом Иисусом, Мессией Израиля и Спасителем человеков. Смеем думать, что в наше время возможно не только повторение ранее сказанного в богословии, но и творческое проникновение в никогда не иссякаемые глубины Божественного откровения Св. Писания Нового и Ветхого Заветов, как это и было свойственно самим святым отцам. 7.16. Возвращение славы Ягве Израилю и воссияние ее над всеми народами

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на сем месте Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:5-9). Речь идет о том, что именно в этот храм, который восстанавливает Зоровавель, пускай он и не такой богатый, не такой большой, явится Желаемый всеми народами, то есть Христос. И через это слава второго храма будет больше славы храма Соломонова. Вы помните, что когда освящался храм Соломонов, сошел огонь и попалил жертвы, облако покрыло его, так что не могли туда входить священники для служения. Но то было символом. А здесь храм наполнится славой, потому что там явится Христос, Сам Бог (вспомним видение пророка Иезекииля о возвращении в храм славы Божией (Иез. 44 гл.). Мы говорили, что это – мессианское пророчество). Это пророчество для нас важно тем, что второй храм уже разрушен. И тогда одно из двух: либо не исполнилось пророчество Аггея, либо, если оно исполнилось, тогда уже нельзя ждать Мессию, потому что Он уже должен был прийти, пришел до того, как в 70-м году храм был разрушен. В третьей речи Аггей говорит, что до того, как они восстановят храм, они нечисты. Все законы ритуальной чистоты и очищения были связаны с теми или иными жертвоприношениями. Очищение, в частности, очищение от греха, было напрямую связано с храмовым культом. Если не было храма и не было полноты богослужения, например, обрядов судного дня, то, соответственно, не было возможности очиститься и в чистоте приступить к Богу. И поэтому этим определялась практическая и скорейшая необходимость возрождения храма: очистившись, они получат благословение на все свои труды. Этот подход очень образно распространен здесь на нравственное состояние народа: «Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/431591/

Мф.17:6 .  И, услышав, [это] ученики пали на лица свои и очень испугались. Они подверглись страху по троякой причине: или потому, что познали свое заблуждение, или потому, что светлое облако осенило их, или потому, что услышали голос говорящего Бога Отца, ибо человеческая немощь (fragilitas ­­ хрупкость, ломкость) не может выдержать созерцания высшей славы и с потрясенным духом и телом припадает к земле. Насколько больше кто-либо ищет высшего, настолько больше он повергается в низшие области, если не узнает меры сил своих. Мф.17:7 .  Но Иисус, приступив, коснулся их. Так как они лежали на земле и не могли встать, то Он Сам милостиво нисходит к ним и прикасается к ним, чтобы прикосновением отогнать страх и чтобы укрепились ослабленные члены [их]. И сказал: встаньте и не бойтесь. Тех, которых он исцелил прикосновением руки, [теперь] исцелил повелением: «Не бойтесь». Первоначально отгоняется страх, чтобы потом подать наставление. Мф.17:8 .  Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. Для разума понятно то, что они, поднявшись, увидели только одного Иисуса; это для того, чтобы голос Отца не показался им сомнительным, если бы Моисей и Илия продолжали пребывать с Господом, Которому Он дал самое действительное свидетельство. Итак, после исчезновения облака они видят, что стоит Иисус, а Моисей и Илия исчезли: потому что после рассеяния тени закона и пророков, покрывавшей апостолов своим покровом, свет первого и последних (utrumque lumen) [или: истинный свет (verum lumen)] открылся в Евангелии. Мф.17:9 .  И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. На горе было показано предварительное изображение будущего Царства и слава Торжествующего. Таким образом, Он не хочет, чтобы об этом провозглашалось среди народа и ради того, чтобы вследствие своего величия это [событие] не было невероятным в глазах народа, и ради того, чтобы грядущие 376 крестные страдания после столь великой славы не возбудили соблазна в грубых душах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы привыкли говорить о скорбях и трудностях как о необходимом условии приобретения Царствия Божьего. Но само это Царствие – есть высшая и нескончаемая радость, к которой изначально призван человек и которая составляет смысл всех его устремлений. Фото: Козорог Ирина, photosight.ru Надо полагать, апостолы много размышляли о Царствии Божием, о том, что это такое, недоумевали, спорили… да это и видно из некоторых их вопросов и оговорок… И вот, незадолго уже до последних Своих страданий, Господь сказал Своим ученикам удивительные слова: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Это было необычное, загадочное и интригующее обещание, потому что некоторым из апостолов уже здесь, на земле открывалась возможность лицезрения славы Божией, опытного познания полноты Царствия Божьего, насколько это вообще возможно живущим во плоти. И действительно, по прошествии шести дней Господь взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна, возвёл их на гору Фавор и преобразился, изменился перед ними так, что лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белы как снег. Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент И вот явились апостолам Моисей и Илия, которые беседовали со Христом о предстоящих Ему страданиях. При этом учеников осияла такая благодать, объял такой священный ужас и, вместе с тем неизреченная радость, что апостол Пётр в восхищении, не находя иных слов сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Такими словами он высказал простую, но сильную мысль, что большей радости, чем лицезрение Божией славы нельзя и желать. И когда он ещё это говорил, светлое облако осенило всех присутствующих, и из облака был глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Чудо Преображения Господня удивительным образом «вместило» в себя и самих учеников, позволило им опытно ощутить причастность Божескому естеству, вкусить радость пакибытия, испытать личное преображение. Это стало возможно именно потому, что во Христе произошло примирение и единение каждого человека с Богом, только апостолам это было дано почувствовать раньше других.

http://pravmir.ru/vse-my-prizvany-k-preo...

На вершине горы Елеонской Господь, разъясняя свв. апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии, и даже до края земли». Сказавши это, Спаситель поднял Свои Божественные руки и благословил Своих учеников. «И бысть егда благословляше их 418 , отступи от них, и возношашеся на небо». Апостолы благоговейно поклонились благословлявшему их Господу, и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако скрыло Его от взоров их. Но Господь не умедлил утешить учеников Своих в столь неожиданном и прискорбном для них разлучении. Тотчас явились апостолам два мужа в белых одеждах. Это были Ангелы, которых вознесшийся Спаситель, как Господь и Владыка ангелов, послал на землю к апостолам. Ангелы сказали им: «мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо». Услышав от ангелов столь утешительную весть, апостолы, преисполненные глубочайшей радости, оставили Елеон и возвратились в Иерусалим. Столь славно было видимое вознесение Иисуса Христа на небо, о котором повествуют нам Божественные ученики Его, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его к Отцу Своему, в вечное Божественное царство, как это и изображается в церковных песнопениях настоящего дня, сообразно с предсказанием ветхозаветных пророков. – Возносившегося Господа ангелы с трубным гласом сретали и сопровождали ( Пс.46:6 ). Дух Святой повелевав небесным Силам отверзть Искупителю врата вечного царства славы: «возмите врата, князи (верхи) ваша, возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 ). И Спаситель наш, «восшед на небеса, отонудуже и сошел», как Сын Божий, Единосущный Богу Отцу, восприял ту Божественную славу, которую имел у Отца прежде бытия мира; восшед на небеса, как Сын человеческий, превознесши в лице Своем человечество «превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства» ( Еф.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но поскольку телесные чувства и само тело от великого обилия благодати способны ощутить в себе ее действие, постольку наши духовные ощущения и облекаются в некоторые телесные образы. Ведь Бог не есть ни физический свет, ни благоухание, ни тишина, ни сладость, но Он ощущается нами так, как мы способны Его воспринять. Вот почему при общении с Богом, когда мы приближаемся к Нему, Он воспринимается нами как свет: не потому, что Его Самого или Его славу можно отождествить с физическим светом, но потому, что свет — это самое прекрасное и самое «нематериальное» из нашего материального мира, способное олицетворять и символизировать для наших чувств Божественную славу. Я думаю, что если такие действия благодати — тишину в душе, сладость, тепло — испытывали преподобный Серафим Саровский и Николай Мотовилов, то апостолы Петр, Иаков и Иоанн в гораздо большей степени испытывали необыкновенные переживания от близости Божией, от явления им Его славы. Ведь хотя преподобный Серафим и был великим подвижником, но все же тогда он и Мотовилов не видели преобразившегося Господа и не такая великая слава была им явлена, как ученикам на Фаворе. «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали палица свои и очень испугались» (ст. 4–6). Видение сияния славы Божества — еще не высочайшее видение. Самое возвышенное, самое крайнее, если так можно выразиться, богопознание — это погружение человека в Божественный мрак, когда даже его чувства перестают образно воспринимать действительность. Если сначала Бог воспринимается ими как свет, как благоухание, то далее Он уже не воспринимается никак и только одна душа упивается общением с Ним. Потому ученики, хотя и были осенены светлым облаком, ничего более уже не видели и пребывали в том состоянии, когда, как мы знаем из описаний подвижников, человек не понимает, в теле он или вне тела.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Облак, осенивший скинию и наполнивший ее внутри, был так плотен и вместе, быть может, испускал из себя столь яркие лучи, что сам Моисей, который в другое время свободно приближался к Господу в местах Его явления, иногда не дожидаясь Его вызова, – теперь почувствовал страх и не посмел проникнуть за завесу скинии. Но это было только на краткое время, покуда облако славы Божией не удалилось из скинии и не осталось только над ее кровлею, после чего не только Моисей свободно входил, по крайней мере, во святилище, но и священники ежедневно бывали в нем для исполнения своей службы. Что же касается до Святого святых, то, как известно, оно и во все последующее время было недоступно никому, кроме первосвященника, который притом только один раз в году вступал в него, а во всякое другое время нельзя было вступать и ему туда безнаказанно. «Сказал Господь Моисею: скажи Аарону, чтобы он не во всякое время входил в святилище за завесу пред крышку (очистилище), дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке» ( Лев. 16:2 ). Итак Господь всегда являлся в облаке над очистилищем. Но чтобы это явление не было смертельно для первосвященника, он не только не должен был приходить в Святое святых безвременно, но и в показанное ему время должен был являться туда с кадильницею, и курением фимиама покрывать очистилище, и чрез то как бы умерять неприступное явление в облаке славы Божией ( Лев. 16:13 ). На праздник Введения положено читать рассмотренную паримию потому главным образом, что в описанном в ней событии Церковь видит преобразование события, воспоминаемого в сей праздник. В паримии идет речь об устроении и освящении скинии для обитания в ней Божия среди людей. Соответственно сему Пресвятая Дева вводится в храм для уготовления и освящения Ее к тому, чтобы быть Ей жилищем небесного Царя, как была таковым скиния свидения. «Приблизится, – поет о Пресв. Деве Церковь в праздник Введения, – в храм святый яко свята, освятитися во обителище Всецаря» (Стихира на литии). Это освящение состояло в том, что Она, будучи трех лет, принята в храм, как жертва непорочная, Богу посвященная, и оставлена при храме для воспитания согласно Ея назначению послужить воплощению Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

После заключения Завета по велению Бога Моисей взошел на гору, где Бог дал ему каменные скрижали с заповедями. И облако славы Божией покрыло гору, а вид славы Его на вершине был подобен огню поядающему. Моисей вступил в середину облака и был на горе сорок дней, там, где был Бог. Народом остались управлять Аарон и Ор. Когда евреи увидели, что Моисей долго не спускается с горы, то собрались к Аарону и потребовали, что он сделал им бога, который шел бы перед ними, потому что Моисей пропал и неизвестно, что с ним произошло. Ор пытался удержать народ, но его убили. Тогда Аарон велел женам их вынуть свои серьги и украшения для изготовления идола, рассчитывая, что они пожалеют их. Но те с радостью отдали свои украшения, и тогда Аарон сделал им золотого тельца, и сказали они: – Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из Египта. Завтра праздник Господу. Наутро евреи принесли жертвы идолу, сели есть и пить, и стали развратничать. Бог сказал Моисею: – Спускайся вниз, ибо твой народ развратился, сделав золотого тельца. Скоро же они развратились! Этот народ жестоковыйный. Итак, оставь Меня, чтобы разгорелся Мой гнев, и Я истреблю их и произведу великий народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, чтобы Он пощадил отступников ради Своего имени и ради Завета, обещанного Аврааму, Исааку и Иакову. Тогда Господь сжалился над народом по ходатайству Моисея. Пророк стал спускаться с горы, и в руках у него были две каменные скрижали с записанными Заповедями, сотворенными руками Бога. На пути к нему присоединился Иисус Навин. Подходя к стану, они услышали крики и песни. – Это шум войны! – воскликнул воинственный Иисус. – Нет, я слышу песни и пляски, – отвечал Моисей. Они подошли к стану и увидели тельца и пляшущих евреев. Моисей воспламенился гневом и разбил скрижали, ибо народ разорвал союз с Создателем. Он сжег тельца в огне, растер его в пыль, рассыпал по воде и дал пить ее евреям. И стал Моисей в воротах стана: – Кто Господень – ко мне! Но к нему подошли только потомки Левия. Тогда Моисей велел им казнить упорных идолопоклонников, и пало от их рук три тысячи человек. На другой день Моисей взошел на гору, чтобы просить Творца за людей:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010