В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В сер. XVII в. появилась новая редакция службы на день преставления К.- бденная, самый ранний ее список: РНБ. Кир.-Бел. 771/1028, кон. 40-х гг. XVII в. Для малой вечерни были написаны 3 самогласных стихиры на «Господи воззвах» со славником и 3 стихиры на стиховне со славником. Текст на великой вечерне также подвергся значительному редактированию: была написана 3-я стихира на «Господи воззвах» 2-го гласа «Отче богоблаженне Кирилле, ты измлада вся возненавидел еси…», она заменила стихиру 1-го гласа «Преподобне отче Кирилле, любве ради учителя твоего…». Кроме того, добавлена, как и подобает бденной службе, стихира по 50-м псалме «Отче наш преблаженне Кирилле, в Красном острове вселился еси...». Обоим канонам предпосланы тексты якобы имеющихся в них краегранесий, хотя в действительности акростихи не читаются (перед 1-м каноном - «Песнь воспою и похвалу принесу преподобному Кирилу чюдотворцу», перед 2-м - «Песнь принесу милосердому Кирилу»). В 7-й песне 2-го канона не хватало тропаря, он был добавлен. Источники добавлений не удалось обнаружить. Редакторская правка осуществлена по всему тексту, что сделало службу более точной и понятной. Новая служба сразу же стала копироваться: 2 стихираря 40-х гг. XVII в. содержат распетые элементы бденной службы К. (РНБ. Солов. 690/767; РНБ. O.I.236). В XVII в. чаще переписывали полиелейную редакцию службы (сохр. 13 списков, из них 12 относятся к XVII в.). Бденная редакция получила широкое распространение в XVIII в. При этом копировался новый вариант бденной редакции, впервые представленный в Лицевом сборнике (РГБ. Муз. 4660),- служба в полиелейной редакции с добавлением песнопений на малой вечерне, но без учета редакторской правки по тексту. Вероятнее всего, до XVIII в. бденную службу использовали для местного почитания святого. Служба на день обретения мощей К., созданная в нач. XVIII в., распространялась в списках (сохр. 7 рукописей), опубликована в нач.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

В нач. ХХ в. стали возводить церкви в стиле неоклассицизма: Покровская в дер. Ручьи Крестецкого р-на (1903-1925) в виде 4-столпного собора с ротондой и куполами-звонницами по углам. На грани архаики и неоклассицизма воспринимаются однокупольная Казанская ц. в дер. Русские Новики Валдайского р-на (1902) и Владимирская ц. в дер. Горцы Шимского р-на (1912). Поздним примером эклектики являлась 3-престольная Тихвинская ц. в с. Зимогорье Валдайского р-на (1904, перестроена) с орнаментом в московско-ярославском стиле (жгуты, 5-угольные нишки, «солнца»). Церкви в визант. стиле немногочисленны: близкая в плане к греч. кресту с 3-ярусной колокольней Преображенская в с. Бронница Новгородского р-на (1886); Александро-Невская в дер. Селище Валдайского р-на (1893-1895), построенная в память спасения имп. Александра III в Борках (17 окт. 1888) по инициативе местного уроженца, иером. Евгения из Александро-Невской лавры (архитекторы И. И. Буланов, М. М. Долгополов, подрядчик Н. И. Рукавишников, см.: История построения Селищенской церкви во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского. СПб., 1895. С. 10-13); с 3-ярусной колокольней, с декором из византийских и русских элементов Троицкая ц. на погосте Язвищи Окуловского р-на Новгородской обл. (1887-1891, по проекту Парланда, на средства местных помещиков, в частности Храповицких). Св. ворота Валдайского Иверского мон-ря с ц. во имя свт. Филиппа Московского. 1873–1874 гг. Инженер-архит. В. К. Савельев Св. ворота Валдайского Иверского мон-ря с ц. во имя свт. Филиппа Московского. 1873–1874 гг. Инженер-архит. В. К. Савельев При изменении вкусов в архитектуре 80-х гг. XIX - нач. XX в. основные композиционные приемы как деревянных, так и каменных церквей часто соответствовали тоновским планам. В кон. XIX - нач. ХХ в. по образцовым проектам построены 3-частные деревянные церкви, преимущественно с шатровой колокольней над притвором: Успенская в дер. Внуто Хвойнинского р-на (1862); Рождество-Богородицкая в Окуловке (1865); 5-главая Никольская в дер. Горнецкое Маловишерского р-на (1867); Преображенская в дер. Молодильно Хвойнинского р-на (1870-1873); Михаило-Архангельская в дер. Наволок Холмского р-на (1881, не сохр.), во имя вмч. Феодора Стратилата в дер. Верёхново Волотовского р-на (1893-1895); в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в г. Валдае (1899, не сохр.); Петропавловская в дер. Холынья Новгородского р-на (1904); Михаило-Архангельская в дер. Намошье Марёвского р-на (1908). По оригинальному проекту сооружена Александро-Невская военная ц. саперного батальона в Боровичах (1911, перестроена) с невысоким шатром и резным декором.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Кроме храма прав. Лазаря важнейшими памятниками архитектуры и монументальной живописи К. м. являются церкви Панагии Ангелоктисты в Кити и прп. Антония Великого в Келье. Апсида ц. Панагии Ангелоктисты датируется V в., она украшена уникальной мозаикой VI в. В XI (XII ?) в. апсида была включена в здание типа вписанного креста на 4 столбах (удлинение храма по продольной оси является следствием его перестройки из ранневизант. базилики); сохранились фрагменты фресок сер. XIII в. С сев.-вост. стороны в XII в. была пристроена погребальная часовня св. бессребреников Космы и Дамиана (в ней сохр. фрагменты росписей XIII, 2-й пол. XIV и XV-XVI вв.), с юж. стороны в кон. XIII - нач. XIV в.- лат. капелла (в ней выставлено собрание поствизант. икон). Церковь прп. Антония Великого в Келье также относится к храмам типа вписанного креста на 4 столбах. Она была создана в IX-X вв. и перестроена в XI в. Вместо купола, разрушенного в 1426 г., в ходе ремонтных работ в кон. XV или в нач. XVI в. был сооружен свод, тогда же 3 апсиды заменены одной, реконструирована сев. часть церкви. Нартекс и аркада пристроены в XVIII в. Среди настенных росписей можно проследить по меньшей мере 4 слоя живописи: IX или Х в., 1-й пол.- сер. XI в., нач. XII в. и XIII в. Часть фресок снята и в наст. время находится в Музее Киккского мон-ря. К XII в. относится однонефная сводчатая ц. свт. Василия Великого в Ксилотимву с фрагментами фресок XII (?) в., к 1-й пол. XIII в.- разрушенная ц. св. Неофита близ с. Трули, к XIV в.- ц. мч. Маманта в Аламиносе типа купольного зала, к XV в.- однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца «тис Ангонас» близ Ормидии (с нартексом нач. XVI в.; впосл. зап. стена наоса была разобрана и оба помещения объединены), к XVI в.- церкви мч. Леонтия в Периволии, вмц. Марины в Псематисменосе, Пресв. Богородицы в Кивисили, вмч. Георгия Победоносца в Ксилофагу, вмц. Марины в монастыре вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского близ Ксилотимву, вмц. Варвары на одноименном подворье монастыря Ставровуни, прп. Андроника близ Терсефану, храм, превращенный в мечеть, в Клавдье ( Παπαγεωργου. 1987. Σ. 253-254). Церковь вмч. Георгия Победоносца Макриса, расположенную к северо-западу от Ларнаки, исследователи датируют по-разному: XII, XIV или XVI вв. Храм был назван «Макрис» (т. е. «дальний») для отличия от мон-ря вмч. Георгия Победоносца, который именовался «Кондос» («ближний»). В средние века храм вмч. Георгия Победоносца Макриса являлся приходской церковью сел. Агрину, разрушенного мамлюками в 1426 г. Впосл. здесь возник мон-рь, действовавший до кон. XVIII в. Церковь была перестроена в 1706 г.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

С. 55-56). Редкую группу, сохранившуюся до кон. XIX в., составляли сравнительно большие храмы, подобные ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Высоком: их 3-частные композиции включали равноширокие срубы трапезной, повышенного (часто 2-светного) четверика под 4-скатной крышей с одной главой и 5-гранный алтарь, равный по высоте трапезной, иногда чуть уже четверика (Там же. С. 77-78; чертежи - Табл. 13). Характерной чертой храмов этого типа были открытые галереи (на консолях и со скатными кровлями), окружавшие здание с 3 сторон, а также невысокие подклеты под всем храмом, как, напр., под ц. Покрова Пресв. Богородицы (1690, не сохр.) в с. Тростье под Тарусой (Там же. С. 75). Галереи могли охватывать трапезную и продолжаться до середины стены четверика, как в ц. Покрова в с. Высоком, или окружать здание с 3 сторон, исключая алтарь, как в Воскресенской ц. (нач. XVIII в. (?) в с. Кременском (Медынский р-н; Там же. С. 75-76. Табл. 12). Тип церкви в Кременском, характерный для XVIII в., с усложненной композицией главного объема, где четверик несет невысокий световой восьмерик. Особую разновидность представляла церковь в с. Косяги (Боровский у., не сохр.), имевшая ярусную композицию из неск. убывающих по высоте восьмериков (Там же. С. 12). Многоярусные декоративные 8-гранные барабаны, по утверждению Преображенского, особенно распространились в XVIII в. и «даже надрубались над церквами, построенными раньше» - напр., в ц. Преображения Господня (1753, обновлена в 1830) в с. Буринове (Жуковский р-н; барабан не сохр.). К редкому типу с крестообразным нижним объемом и 8-гранным барабаном относилась ц. Рождества (1705) в с. Огорь (Жиздринский р-н; Там же. С. 112). План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому Колокольня могла примыкать к зданию с запада, отделяясь от трапезной небольшим проходом (мостом), соединявшим боковые галереи, как в ц. Покрова в с. Высоком. Отдельно стоящие колокольни были около церквей в с.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Первоначальный алтарь храма был, вероятно, 2-апсидным с необычно узкой правой апсидой (СПАМИР. 2000. С. 272). По свидетельству «очевидца» XVIII в., престол придела во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского был устроен «на едином пне дубового столба корени, который пень и ныне видится весьма толст и потому мнится быти истинно, что оная обитель в самой чаще леса бысть построена, хотя ныне около монастыря лес уже в версте мерной имеется и место кругом монастыря весьма весело и прилегло около большия проезжия дороги из разных мест». К кон. XIX в. пень был закрыт глухим ящиком из дубовых досок. С севера к храму примыкал перекрытый крестовым сводом древний придел в честь Воздвижения Креста Господня, над к-рым размещалась ризница, с запада - трапезная. В целом, несмотря на скромные размеры, храм выглядел монументально. В 1737 г. на средства кн. С. И. Щербатова к Успенскому собору был пристроен южный придел в честь Преображения Господня - в качестве усыпальницы супруги князя П. А. Щербатовой (урожд. Гагариной). В 1859 г. на средства иваново-вознесенского купца А. Н. Шодчина храм был перестроен. В 1877 г. был упразднен придел вмч. Иоанна. В результате алтарь главного храма получил одну полуциркульную апсиду, были расширены юж. придел и трапезная. Для достижения традиц. пятиглавия над зап. частью четверика были дополнительно устроены 2 декоративные главки (не сохр.). К нач. XXI в. от храма сохранились лишь основной четверик и вост. часть северного придела. На своде и в верхней части стен храма видны фрагменты клеевой живописи, сочетавшей интенсивные яркие и разбеленные светлые тона, активную роль играет гризайльный орнамент. В зап. части свода написана Св. Троица (т. н. новозаветная) в окружении архангелов, на юж. стене находятся изображения святых, на западной - сцены из Жития свт. Николая Чудотворца (не сохр.), на северной - изображения «Поклонение волхвов» и «Преображение Господне» (также не сохр.). К северо-западу от соборного, с небольшим разворотом на северо-восток, был построен (1657) каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/199979.html

К 1895 г. число членов братства достигло 117 чел., а его капитал - 67268 р. Большую роль в благотворительной деятельности братства играла семья купцов и предпринимателей Щаповых. В. И. Щапов, будучи в 1845-1864 гг. старостой Елоховской ц., завещал храму капитал в 26 тыс. р., проценты с к-рого шли на пособия беднейшим прихожанам, раздававшиеся к Рождеству и Пасхе. При возведении нового здания храма В. И. Щапов оплатил треть стоимости работ (около 70 тыс. р.). Его сыновья Петр, Илья и Павел являлись почетными членами братства; Петр Васильевич в 1876 г. был избран председателем Совета братства, в 1890 г. на этом посту его сменил сын Петр Петрович. Действительным членом братства был М. И. Щапов, управляющий фабрикой и торговлей фирмы «Братья Петр и Илья Щаповы», дед историка Я. Н. Щапова . В кон. XIX - нач. XX в. в братство охотно вступали члены московских предпринимательских семей, исстари тяготевших к приходу Богоявления, что в Елохове: Алексеевых, Бутюгиных, Калининых, Камыниных, Ляминых, Мухиных и др. Деятельным братчиком был и купец Н. З. Дурылин, отец писателя. К Богоявленскому храму были приписаны неск. московских домовых церквей, богослужения в к-рых совершались причтом храма. В 1899-1903 гг. приписной к храму значилась ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на епархиальном свечном заводе (Посланников пер., д. 9, здание сохр.). Приписными к Елоховскому храму были также ц. сщмч. Филиппа, митр. Московского, при Казанском железнодорожном техническом уч-ще, освященная в 1913 г. (Н. Красносельская ул., ныне д. 39, здание сохр.), и ц. свт. Николая Чудотворца при распределительно-эвакуационном пункте Российского об-ва Красного Креста на Владимирском ш., освященная в 1915 г. (здание не сохр.). В 1722 г. в Немецкой слободе существовала деревянная Никольская часовня, дававшая храму Богоявления рубль в год, в 1787 г. она перешла во владение Николаевской Берлюковской пуст. Богородского у. Московской губ. К этой часовне, разрушенной в 1928 г., ежегодно 4 сент.

http://pravenc.ru/text/149609.html

Павла к Евреям (Евр 5. 4). В ростовских произведениях (настенный образ Д. в рост, на дереве, нач. XIX в., поновлен в 1875 г. А. Н. Бубновым, из храма свт. Димитрия Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря), особенно в нач. XX в. заметно стремление к точному воспроизведению ранних прототипов, украшенных элементами стиля «модерн» (поясная икона из Спасо-Иаковлевского мон-ря). Известная икона-образец Д. в фигурной серебряной раме - дар имп. Екатерины II к св. мощам нового чудотворца - была написана в 1759 г. итальянским худож. П. А. Ротари (местонахождение неизв., сохр. фотографии раки с иконой 20-х гг. XX в., см.: Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 465, 474. Ил. 12, 30). В том же году Яковом Васильевым образ был скопирован и переведен в резцовую гравюру (ГИМ, см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 384, 503). Погрудное изображение Д. вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, с лучеобразным нимбом, заключено в традиц. для гравированных портретов этого времени овал на постаменте, к-рого не было на оригинале. По классификации Ровинского, 6 гравюр относятся к «типу Ротари», в т. ч. 1763-1765 гг. работы Е. Г. Виноградова (оттиск кон. 80-х гг. XVIII в.- ЦАК МДА), свящ. Д. Пастухова, П. А. Антипьева, А. А. Осипова, И. Розонова (нач. XIX в., РГБ) с аналогичным орнаментом облачений. Существовали живописные копии с образца на холсте (XIX в.?, ГМЗРК), иконы и эмалевые образки с близким типом изображения лица, где в отличие от гравюр дописаны руки (нач. XIX в., частное собр.). В Спасо-Иаковлевском мон-ре на создании копий специализировался живописец В. А. Птичников. Бытовали также литографии с оплечным образом Д., напр. сер. XIX в., издание И. Х. Дациаро ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287-288). Свт. Димитрий Ростовский.Фрагмент гравюры Я. Васильева. 1759 г. (ГИМ) Свт. Димитрий Ростовский.Фрагмент гравюры Я. Васильева. 1759 г. (ГИМ) Более поздний по исполнению образ Д. на металле в академической живописной манере, созданный худож. В. К. Шебуевым по заказу графини А. А. Орловой-Чесменской в нач. XIX в. (ГМЗРК, первоначально считался работой В. Л. Боровиковского), почти не имеет живописных и графических повторений. Исключением является икона 1-й трети XIX в. (ГМЗРК), автор к-рой попытался усилить индивидуальные черты в образе Д. и добавил на столе Распятие вместо свечи как привычный атрибут его иконографии. Уже в 60-х гг. XIX в. были написаны «портреты» Д. для серий изображений выдающихся деятелей рус. гос-ва и Церкви в Румянцевском музее в Москве и конгрегационном зале КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 229, 293). Почитание святителя выразилось также в распространении живописных списков и эстампов с портретов его «благочестивого родителя» Саввы Туптало (музеи Киева, ГМЗРК, литографии сер. XIX в. и 1871 г. в ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/178011.html

144, 149); Слова 29 «О земном небе, или о Богоподражательном бесстрастии и совершенстве…» - с аллегорией бесстрастия в овальной мандорле (Fol. 149v); Слова 30 «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви» - с аллегорическими фигурами веры, надежды и любви (Fol. 151v, 154). На последней миниатюре И. Л. изображен стоящим на самом верху лестницы, у престола Господа (Fol. 155). Как доказал Дж. Мартин, все миниатюры не буквально иллюстрируют текст, но опираются на широкий круг традиц. изображений. Так, напр., присутствующие во мн. миниатюрах дракон или пасть, пожирающая грешников, ни разу не упоминаются в сочинении И. Л., а восходят к композициям на тему Страшного Суда. В рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. Coislin. 263, 1059 г.) сохранились 4 полностраничные миниатюры: по 2 восходящим к небесному сегменту лестницам взбираются иноки (Fol. 8r, 9v); И. Л. обменивается посланиями с прп. Иоанном Раифским (Fol. 8v-9r). Иллюстрации к отдельным главам (изображения лестницы, инициалы, образы и сцены на полях) выполнены в рисуночной манере. Так, на полях Слова 4 «О блаженном и приснопамятном послушании» (Fol. 25) изображены 2 монаха, стоящие перед 3-м, сидящим слева; Слова 14 - монах, держащий кубок и сидящий под лестницей с 13-ю ступенями - аллегория обжорства (Fol. 72v); Слова 19 - монах в позе оранта (Fol. 142v); Слова 20 - молящийся инок (Fol. 144v); Слова «К пастырю» - монах с книгой и крестом в руках (Fol. 147v). В рукописи из б-ки Принстонского ун-та (Princeton. Garrett. 16, 1081 г.) есть миниатюры к Словам 1 (Fol. 9), 2 (Fol. 15v), 3 (Fol. 18 v, не сохр., 22), 4 (Fol. 23v), 5 (Fol. 52, не сохр.), 6 (Fol. 63v), 7 (Fol. 66v), 8 (Fol. 76), 9 (Fol. 81), 10 (Fol. 82v), 11 (Fol. 85v), 12 (Fol. 86), 13 (Fol. 87), 14 (Fol. 89, 93v), 15 (Fol. 94), 16 (Fol. 107v), 17 (Fol. 108v), 18 (Fol. 110), 19 (Fol. 112), 20 (Fol. 113v), 21 (Fol. 115v), 22 (Fol. 116v), 23 (Fol. 121v, 125), 24 (Fol. 128), 25 (Fol. 130v, не сохр.), 26 (Fol. 140, 154, 165), 27 (Fol. 169v, 173, 173v), 28 (Fol. 180v), 29 (Fol. 187), 30 (Fol. 190v); на Л. 194 - лестница; на Л. 194v - И. Л. и прп. Иоанн Раифский. Подробные миниатюры на темы Покаянного канона сопровождают текст «Лествицы» кон. XI - нач. XII в. (Vat. gr. 1754. Fol. 4-19). Миниатюры к тексту каждой главы имеются также в рукописи 1136-1155 гг. (Sinait. gr. 418). Афонскую рукопись (Ath. Stauronik. 50, XIV в.) украшают 40 миниатюр, 35 из к-рых иллюстрируют главы книги, на 1-й - изображение лестницы с поднимающимися монахами; на 2 миниатюрах представлен И. Л. в рост (Fol. 3, 233v), на одной - И. Л., сидящий и пишущий книгу (Fol. 11v); в конце рукописи И. Л. представлен вместе с прп. Иоанном Раифским (Fol. 217). Текст и иллюстративный цикл этой рукописи близки рукописи Vat. gr. 394.

http://pravenc.ru/text/471351.html

P. 231, 243); канон, составленный гимнографом Георгием, 2-го гласа, с акростихом Τν παρθνων εφημον κλος (Дев похвала добрая), ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Τν εφμων λγων (Всехвальных слов), со 2-й песнью; неск. седальнов (Ibid. P. 193-194, 200-201; Ягич. Служебные Минеи. С. 0137). А. А. Лукашевич Иконография Образы Е. В. известны с ранневизант. времени. Согласно описанию свт. Астерия, изображения мучений святой находились в храме при ее гробнице (см. выше); одно из ранних сохранилось в оратории Архиепископской капеллы в Равенне (кон. V - нач. VI в.). В этот период Е. В. изображали юной девой в богато украшенном одеянии, с мученическим венцом (на голове или в руках), с пальмовой ветвью: на мозаиках ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.) и триумфальной арки кафедральной церкви (ц. св. Евфразиана) в Порече, Хорватия (543-553); на фресках ц. Сан-Клименте в Риме (VI в.); в позе оранты: на мозаиках ц. вмц. Евфимии на Аппиевой дороге (VI в., не сохр.). Вероятно, изображение Е. В. присутствовало в ц. великомучеников Георгия и Евфимии в г. Ровинь (ок. 950). Изображения Е. В. сохранились в храмах Каппадокии: в ц. архидиак. первомч. Стефана в Джемиле (VII-VIII вв.), в ц. св. Апостолов в Мустафапаше (1-я четв. X в.), в Чанлы-килисе в Акхисаре (кон. XI в.). Образы Е. В. не раз встречаются в храмах визант. времени, хотя число сохранившихся образов Е. В. по сравнению с изображениями вмц. Варвары, вмц. Екатерины или вмц. Марины невелико. С X в. святую обычно писали в темном мафории, покрывающем голову, с крестом или со свитком в руке, иногда ее руки открыты ладонями перед грудью в жесте приятия благодати. По пояс, в темно-синем мафории, с крестом в правой руке Е. В. представлена в медальоне на зап. стене нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в сев. части трансепта Палатинской капеллы в Палермо (50-60-е гг. XII в.); в кафедральном соборе Монреаля (1180-1190); на зап. стене нартекса ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. ап.

http://pravenc.ru/text/187812.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010