ВТОРОЕ. Внимательно посмотри на то, что сказанное относится к настоящему времени, а не к будущему. И чтобы никто не стал говорить, что Христос сказал о Крест­ной жертве, которая была после Тайной Вечери, а не о жертве, которая была на самой Тайной Вечере, обратите внимание, что ясно указывается на настоящее время, то есть на происходящее во время Тайной Вечери. Тело Мое, которое за вас предается, – говорит Он, а не говорит «предастся». И снова: Тело Мое, за вас ломимое, то есть ныне оно уже не ломится. И Кровь Моя, – говорит, – за вас изливаемая, то есть ныне на Тайной Вечере, а не говорит: «Кровь Моя, которая прольется за вас», то есть на Кресте. И в другом месте говорит: за многих изливаемая, а не говорит: «за многих изольется». Из этого ясно, что Христос говорит о Бескровной Жертве, такой, как тогда на Тайной Вечере Он принес Богу Отцу за Апостолов и за многих, а не о Кровной Жертве, которая после этого свершилась на Кресте. Обратите же особое внимание и на эти слова: Тело Мое, за вас ломимое. Эти слова, за вас, знаменуют Жертву, а не только пищу, ибо пища не приносится за людей, но людям. И пускай никто не подумает, что когда Христос, говоря о Крестной Жертве, прилагает: за вас ломимое, это слово, ломимое, ясно показывает, что речь идет о Жертве, принесенной на Вечере, а не на Кресте, ибо на Кресте не было ничего ломимого. Об этом прекрасно сказал вселенский учитель святой Златоуст в Беседе 24 на Первое Послание Павла к Ко­ринфянам, глава 10: «Ломимый хлеб не есть ли приобщение Тела Христова? Почему Он добавил: ломимое? Потому, что в это явственно происходит в Евхаристии, на Кресте же этого не было, а было как раз противоположное этому. Ибо кость не сокрушится, но не пострадает на Кресте, а в Евхаристии Тело страдает в просфоре ради тебя, что и терпит Ломимый и все Исполняющий». Второе доказательство, от беседы Христа с Самарянкой В Евангелии святого Иоанна написано: Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус ей говорит: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знае­те, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин. 4, 19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

гл. 3). Словом, всякая страсть и привязанность к чему бы то ни было, даже важному и благород­ному, если только мы предаемся ей сильно, до забвения Бога и в противность воле Его, становится для нас новым богом или идолом, которому мы служим; и христианин твердо должен помнить, что подобное идолослужение никогда не может быть со­вместно со служением единому Богу истинному, по слову Спасителя: никто не может служить двум господам...; Не можете служить Богу и маммоне ( Матф. 6:24 ). Урок второй – касательно отношения нашего к ближним. Веруя во единого Бога, от которого все мы получили бытие, которым все мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ), и ко­торый один составляет главную цель для всех нас, мы, есте­ственно, возбуждаемся к единению и между собой: мы должны жить так, как братья, чтобы, связуясь узами взаимной братской любви, образовать собой на земле одно великое семейство под властью одного небесного Отца. К сему-то единству духа в союзе мира призывал христиан святой Апостол, указывая им на то, что у них один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Ефес. 4:3–6 ). Об этом-то единении всех людей между собой и с Богом еще прежде молился ко Отцу своему сам Господь наш, когда говорил: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Иоан. 17:21 ). Для сего-т ο двоякого воссоединения всех людей Он и нисходил на землю ( Иоан. 10:16 ), научил их познавать единого истинного Бога ( Иоан. 17:3 ), уничтожил пре­граду, разделявшую язычников от Иудеев ( Ефес. 2:14:18 ), словом и примером преподал всем новую заповедь взаимной совершеннейшей любви ( Иоан. 13:34 ) и поставил эту любовь первым признаком своих истинных последователей: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (35). Наконец, третий урок – касательно отношения нашего к самим себе. Веруя в Бога, единого по существу, будем заботиться, чтобы и в собственном существе восстановить первобытное един­ство, нарушенное в нас грехом. Ныне мы чувствуем раздвоение своего существа, разъединение наших сил, способностей, стремлений; ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но вместе с тем в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих ( Рим. 7:22–23 ), так что в каждом из нас ныне не один, а два человека – внутренний и внешний, ду­ховный и плотский. Будем же заботиться о том, чтобы отложить нам, прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Ефес. 4:22–24 ), и чтобы таким образом нам вновь явиться так же еди­ными в существе своем, какими вышли мы из рук Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе. Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа! Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Ектения великая В мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей) , всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Затем поем Господи воззвах: на глас 1: Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня./Услышь меня, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе./Услышь меня, Господи.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Доказательство двенадцатое Соломон говорит: Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог ( Прем. 8, 21 ). То есть Соломон познал, что может сохранити воздержание с Божией по­мощью. Если можно сохранить воздержание с Божией помощью, что сохранить трудно, то тем более это относится к другим заповедям, которые не так трудны. Доказательство тринадцатое Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим 2, 13 ). Смотрите также Иак. 2, 20 . Здесь я спрошу: исполнители закона, кото­рые оправдаются исполнением закона, могут ли исполнять закон, согрешая? Или могут ли так исполнить закон, чтобы исполнить его без греха? Если выберете первый ответ, то греховное исполнение закона оправдает человека. Если выберете второй ответ, то под­твердите нашу позицию. Доказательство четырнадцатое Если бы было невозможно исполнить заповеди Божии, то наиболее трудной для выполнения была бы следующая заповедь: Возлюби Господа Бога твоего, и так далее, и эта: Не пожелай. Но с Божией помощью можно исполнить и ту, и другую. Возражения противников Возражение первое Апостол Петр говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они ( Деян. 15, 10–11 ). Здесь, по мнению противников, святой Петр говорит, что закон – это иго, которое нельзя понести, и добав­ляет, что нам невозможно спастись хранением закона, поскольку его невозможно испол­нить, но можно спастись Божией благодатью, которая нас освободила от ига закона. ОТВЕЧАЕМ: Святой Апостол Петр не говорит здесь о нравственном законе, то есть о Десятисловии, о котором здесь идет речь, а говорит о законе ветхозаветных чи­нов, то есть об обрезании и тому подобном, от котороых освобождаются христиане, как учит Апостол, что можно видеть из предыдущих и последующих слов. Ибо Апостол Петр говорит, что христиане не обязаны придерживаться обрезания и других Иудейских чинов. Этому существуют две причины. Первая: это тяжелое и трудновыполнимое иго. Вторая: оно бесполезно для оправдания. Эту вторую причину более ясно характеризует Апостол Павел, говоря: Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им ( Гал. 4, 9 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Евангелист не говорит, где была произнесена молитва – в комнате, где совершалась Тайная Вечеря, или уже на пути к Гефсиманскому саду. Возможен и тот и другой варианты. Первый подкрепляется тем, что лишь после окончания молитвы Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его ( Ин.18:1 ). Второй вариант основывается на предположении, что та часть беседы с учениками, которая следует за словами – Встаньте, пойдем отсюда ( Ин.14:31 ), – была произнесена на пути в Гефсиманию. 1. Молитва о славе Лейтмотивом прощальной беседы Иисуса с учениками была мысль о Его восхождении к Отцу. Это восхождение, отмечает известный богослов, не может быть сведено к какому-либо конкретному событию, произошедшему во времени и пространстве, будь то смерть Иисуса на кресте, Его воскресение или Его вознесение на небеса 487 . Восхождение Сына к Отцу начинается после того, как от беседы с учениками Он обращается к беседе с Отцом: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:1–5 ). Начало молитвы созвучно словам, которые Иисус обратил к Отцу, когда душа Его возмутилась при мысли о предстоящем «часе» страданий и смерти: Отче! Прославь имя Твое ( Ин.12:27–28 ). Оно также напоминает о первых словах беседы с учениками: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Как мы помним, термин «слава» в языке Иисуса и евангелиста Иоанна обладал богатым богословским смыслом. Славой евангелист называет то, что присуще Иисусу как Единородному Сыну Божию и что было явлено людям в Его пришествии в мир, Его земном служении ( Ин.1:14 ) и Его страданиях ( Ин.12:41 ). Первое чудо – претворение воды в вино в Кане Галилейской – интерпретируется как явление славы Иисуса ( Ин.2:11 ). Сам Иисус говорит о том, что не принимает славы от человеков ( Ин.5:41 ) и ищет славы не Себе, а Пославшему Его ( Ин.7:18 ). Он не славит Себя – Его прославляет Отец ( Ин.7:54 ). Своих противников Иисус обвиняет в том, что не ищут славы, которая от единого Бога ( Ин.5:44 ), ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию ( Ин.12:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если в начале Тайной вечери Иисус сравнивал Своих учеников с рабами ( Ин. 13:16 ), то теперь Он называет их «друзьями», потому что, в отличие от раба, который не знает волю господина, они услышали от Него то, что Он слышал от Отца. Ранее Иисус говорил иудеям: «Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру». Однако они «не поняли, что Он говорил им об Отце» ( Ин. 8:26–27 ). Теперь Он обращается к ученикам как тем, кто должны были понять то, что Он возвещал им от имени Отца. Но в чем тайна того изменения, которое произошло с учениками и которое позволило Учителю перевести их из статуса рабов в статус друзей? Мы полагаем, что решающим фактором для их перехода в новое качество стало их участие в Евхаристии – принятие тела и крови Иисуса. Никакой другой фактор не просматривается. Их вопросы по-прежнему остаются наивными, их поведение далеко от идеала, как покажут последующие события, когда они рассеются каждый в свою сторону и оставят Иисуса одного ( Ин. 16:32 ). Но, приняв в себя тело и кровь Иисуса, они привились к той лозе, от которой отныне будут питаться живительными соками. Только одна ветвь была отсечена от ствола – тот, кого Иисус назовет «сыном погибели» ( Ин. 17:12 ). «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас» В рассказе об избрании Иисусом апостолов Евангелист Марк подчеркивает: «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать…» ( Мр. 3:13–14 ). Инициатива избрания двенадцати всецело принадлежит Иисусу: не они Его избрали, но Он избрал их. Об этом Он напоминает им в прощальной беседе. Двенадцать апостолов стали ядром той общины, которую Иисус наименовал Церковью. Обращаясь к этой общине, апостол Петр скажет: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет. 2:9–10 ). Употребляя термины «род» (γνος) и «народ» (θνος, λας), апостол подчеркивает «кровное родство» между членами Церкви. Это родство обеспечивается не кровными связями между людьми, а «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена...» ( 1Пет. 1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Затем на архиерея возлагается панагия с произнесением слов: Сердце чисто созиждет в тебе Бог и дух прав обновит во утробе твоей 553 . Сердце чистое да сотворит в тебе Бог и дух правый да обновит внутри тебя. Эти слова основаны на одном из стихов 50-го покаянного псалма. Сердце в библейской традиции воспринималось не только как физический орган и не только как центр эмоциональной активности человека. Это еще и духовный центр, определяющий его поступки, жизненный выбор, отношение к Богу и окружающим людям. В сердце созревают мысли, решения, в сердце человек ведет диалог с самим собой и с Богом. Сердце – это та духовная глубина в человеке, в которую всматривается Бог ( 1Цар.16:17 ; Иер.17:10 ). С другой стороны, именно «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Очищение сердца – важнейшая задача христианина, и об этом должна напоминать панагия, которую архиерей за богослужением носит возле сердца. Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Чистота сердца необходима, в том числе, для совершения богослужения. Однако чистоту сердца невозможно приобрести только собственными усилиями человека: здесь необходима помощь Божия. Об этом и напоминает стих из 50-го псалма. Наконец, при возложении на архиерея митры произносятся следующие слова: Положи, Господи, на главу Твою венец от камений драгих, живота просил еи, и даст Ти долготу дний, всегда, ныне и присно и во веки веков. Возложи, Господи, на голову Твою венец из драгоценных камней. Ты просил жизни, и он даст Тебе долгоденствие всегда, ныне и присно и во веки веков 554 . Эти слова представляют собой парафраз двух стихов из 20-го псалма, начинающегося словами: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется» ( Пс.20:2 ). Под царем в псалме понимается Давид, один из ключевых персонажей ветхозаветной истории. Произнесение этих слов напоминает о символическом значении митры как царского венца и об архиерейском служении как продолжении служения ветхозаветных царей и священников. Данная символика, присутствующая уже в словах Апокалипсиса о христианах как царях и священниках ( Откр.1:5–6; 5:10 ), пронизывает собой всю архиерейскую службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Затем священник дважды произносит слова ангельского песнопения, которые прозвучали, когда родился Христос: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Они напоминают о том, что в славословии Бога должны соединиться ангельские силы и голоса людей, а также о добром и мирном настроении, в котором верующие должны приступать к Литургии. Наконец, священник произносит стих из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» ( Пс.50:17 ). В этих словах священник вслед за псалмопевцем просит, чтобы Сам Господь был при его устах, наставляя его правильной молитве. Здесь можно вспомнить о том, что, по учению апостола Павла, молитва не является действием, в котором участвует только человек: это совместное действие человека и Бога. Когда мы молимся, говорит Павел, то Святой Дух «подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Молитвы Евхаристии будут обращены к Богу Отцу, и чтобы их вознести, необходимо принять «Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» ( Рим.8:15 ). Называть Бога Отцом могут только те, кто являются Его сынами: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» ( Гал.4:6 ). Затем диакон тихо произносит: «Время сотворити Господеви. Владыко, благослови». Эти слова нередко понимают в смысле сигнала к началу службы («настало время для служения Господу»), однако действительный их смысл иной: они являются цитатой из псалма и означают «время Господу действовать» ( Пс.118:126 ), то есть закончилось время действия людей, настало время действовать Богу. Таким образом исповедуется вера в то, что совершителем Литургии является Сам Господь, Который действует посредством священнослужителей. Священник в ответ на слова диакона произносит: «Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков». Диакон отвечает: «Аминь. Помолися о мне, Владыко святый». Священник: «Да исправит Господь стопы твоя». Диакон: «Помяни мя, Владыко святый». Священник: «Да помянет тя Господь Бог во царствии Своем всегда ныне и присно и во веки веков». Диакон: «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И дал ему два бича, и затем отпустил его в мире». И вернулся к митрополиту, и благословил его митрополит всеми благословениями духовными и отпустил его в мире идти в его страну. f.168. И вышел украшенный Филипп от митрополита, и следовали за ним 11 мамхеров, и сказал им отец наш Филипп: «возвращайтесь в ваши области». Они сказали: «мы не отправимся в путь, не проводивши тебя в твою страну». И сказал он им: «не вам приказано провожать меня в мою страну, но мне приказано отправить каждого из вас в его страну; я не будучи достоин, как Петр, глава всех апостолов, а вы – как 11 Апостолов». И сказал Адхани: «не знаешь ли ты, отец наш Филипп, где поставлен Петр главой всех Апостолов?» И сказал он: «в Кесарии, где создана церковь Владычицы нашей Девы Марии». И сказал авва Адхани: «где разделены страны мира, там ли, где поставлен Петр?» И отвечал отец наш Филипп: «не там, где он поставлен, а в Иерусалиме, когда они собрались на горе Масличной». И сказал авва Адхани: «разве не подобен Иерусалиму гроб отца нашего Такла-Хайманота, ибо дал нам Господь молитвами его это великое поставление. Прилично ли нам уходить по домам, не поклонившись его гробу». И сказал ему отец наш Филипп: «Адхани! да благословит тебя Бог, и молитва отца нашего Такла-Хайманота, и да удобрит путь твой! Ты с Иосией ступайте отсюда в страны ваши, ибо далеки они, и Бог да будет с вами, но приходите на день памяти отца нашего Такла-Хайманота». Они ответили «хорошо», и пошли в путь свой. А он вернулся в страну свою ко гробу отца нашего Такла-Хайманота и, придя туда, поклонился и помолился, говоря: «отче мой Такла-Хайманот! Прежде Ты послал мертвеца ради меня, чтобы я был аввой обители против моей воли, а ныне – ты представил мене к великому сану епископства, которого я недостоин, если было сие по воле Твоей и по благоволению Господа моего Иисуса Христа, отче, то тебе скажу я: как древле пас ты стадо Христово в правде и истине, так и ныне по смерти твоей, ты будь охранителем сего великого сана. Не на земле поставлен ты подобно плотским, которых ожидает смерть, но поставлен ты во царствии небесном, где не стареет и не гибнет и где не умирают вторично, ибо ты избегал и оставил пристрастия мира сего преходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И Кто же это сказал?! Кто обещал?! – Не человек, а Сын Отца Небесного, Спаситель наш! И этим же Он закончил Свою прощальную беседу с учениками. В заключительной Своей молитве к Отцу Он просил: Отче! хощу (хочу), да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною! Да видят славу Мою, юже дал еси Мне! ( Ин. 17:24 ). А молился Он не об одних лишь апостолах, но о всех верующих: Не о сих же молю токмо, но и о верующих, словесе их ради, в Мя (ст. 20). Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут! Да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси! (21 ст.). Итак, Господь вознесся от нас на небо, чтобы приготовить каждому из праведных и благочестивых людей место на небеси. А также и нам, грешным, если обратимся и покаемся от всего сердца. Там, где уготовано место апостолу Петру, отрекшемуся от Господа и горько о том после плакавшему; где обещано и даровано Царствие Божие разбойнику; где – жене-блуднице, плакавшей у ног Господа, где – блудному сыну, где – мытарю, там и нам будет место! Только поплачем горько о грехах своих, исповедуемся в них и получим разрешение. Покаемся и спасемся! Вот почему ученики «возвратились» с горы Елеонской «с радостию великой». Возрадуемся ныне и мы! Восплещем духовно! Да и Духа Святого сподобимся получить в грядущий праздник Пресвятой Троицы. Аминь. И возвратились с великой радостью. ( Лк. 24:52 ). Некоторые думали, что апостолы возвратились с горы Елеонской по вознесении Господа со скорбью, оттого что они теперь лишились своего Утешителя Христа, вознесшегося от них на небо. И даже ныне печалятся, что в день отдания Пасхи – «последний раз» напоминают о Воскресшем Господе и «провожают» Его, как «ушедшего» от нас. К такому воззрению, кажется, есть некоторые основания. Сам Господь на прощальной Тайной вечере говорил ученикам: от того, что Я сказал вам это, то есть что теперь иду к Пославшему Меня, печалью исполнилось сердце ваше ( Ин. 16:5–6 ). И в другой раз Он сказал о том же: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете… вы печальны будете (ст. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010