Тюмень. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Спасская церковь. Год постройки - 1796. Яркий образец сибирского барокко. В церкви два этажа, что редкость для Сибири. Единственный в Тобольской губернии имел 13 крестов. Северный придел был сооружен в 1913 году и несколько исказил первоначальный замысел, но барокко еще хорошо видно в завершениях глав и деталях второго этажа церкви. При советской власти в церкви были общежитие, затем библиотека, в последние годы Спасская церковь использовалась для фондов областного краеведческого музея. В настоящее время реставрация Спасской церкви завершается, и вскоре она вновь сможет принимать прихожан и радовать глаз жителей и гостей Тюмени, как одна из главных архитектурных жемчужин города. В 2004 году спустя долгие десятилетия кресты вновь засияли на Спасской церкви.  Первое упоминание о Спасской церкви г. Тюмени относится к первой четверти XVII в. В 1687 г. первый деревянный храм был уничтожен пожаром, после чего он был отстроен и вновь неоднократно уничтожался огнем на протяжении XVII и XVIII вв. Из-за столь частых пожаров встал вопрос о строительстве каменной церкви. По благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова) двухэтажная каменная церковь была заложена в 1794 г. В 1797 г. храм нижнего этажа был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство верхней церкви растянулось на долгие годы и завершилось лишь в 1819 г. с освящением в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Престол в честь Спаса Нерукотворного считался главным. По нему церковь и стала именоваться Спасской, так же как и проходящая мимо церкви улица (ныне ул. Ленина). В храме находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного, который ежегодно 20-23 июля носили Крестным ходом в село Каменка, где благодаря этому Образу совершилось чудо исцеления от повальной болезни. Спасская церковь является одним из самых ярких архитектурных образцов так называемого «сибирского барокко». В 1837 г. Спасскую церковь посетил цесаревич Александр, будущий император Александр II вместе со своим воспитателем - поэтом Василием Жуковским. В 1893 г. при храме была открыта Спасо-Архангельская церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=00960

Архимандрит Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) родился 4 июня 1792 года в селе Тесове под Новгородом в семье чтеца в церкви Преображения Господня Спасского погоста - Никиты Федоровича и его супруги Евфимии. Когда ребенку было всего четыре года, Евфимия ушла в лучший мир, поручив сына Пресвятой Богородице. Несчастливым было детство Петра Спасского при мачехе и суровом отце. Получив начальное домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1803 году поступил в Новгородскую семинарию, где ему дали фамилию Спасский по месту его рождения. Вскоре он стал ее лучшим учеником. В 1814 году был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, но уже через год вынужден был по болезни оставить её. Был назначен учителем в Александро-Невское духовное училище. Начал изучать книги масонов с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. Спасский сошелся взглядами с ректором семинарии и первым лицом цензурного комитета архимандритом Иннокентием (Смирновым), ныне прославленным Русской Православной Церковью в лике святых, человеком высоких аскетических воззрений и противником мистицизма. По собственному признанию, Фотий замечал «все слова Иннокентия, поступки, виды, действия, дух веры» и слагал в тайниках своей души «образ жития благочестивого». Для своего наставника он собирал сведения о деятельности масонских лож, составлял списки книг антихристианской направленности. Видя глубокую веру Петра Спасского, владыка Иннокентий предоставил ему кров и пищу в своем доме, а уезжая в изгнание в Пензу в 1819 году, рекомендовал своего ученика своим петербургским единомышленникам как ярого противника масонов. В первой четверти XIX века в связи с распространением в России масонства появилась угроза захвата в стране власти масонами. Никогда Россия не стояла так близко к краю гибели, как в 1817-1822 годах. В это время в нашем многострадальном Отечестве от Варшавы до Иркутска существовало более ста лож, в которые входило более пяти с половиной тысяч человек, почти весь цвет русской аристократии. В Санкт-Петербурге действовало тогда до 20-ти масонских лож, деятельность которых была направлена, по словам Спасского, против «веры Христовой, противу благочестия христианского, противу всякого правительства и порядка гражданского». Всё это поощрялось императором Александром I, который в то время был склонен к «мистическим исканиям». Масоны оказывали влияние на государственный аппарат и овладели средствами массовой информации. Это были люди, лишенные национального сознания, а нередко просто откровенно антирусской ориентации. Неслучайно это время называют «золотым веком масонства».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

Шуя. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Шуйский-Спасский монастырь — женский, в городе Шуе Владимирской губернии. Сюда в конце царствования Петра I переведены инокини Борисоглебского монастыря в Шуе. Ныне в городе существует Спасская церковь с часовнею, построенною в память избавления от моровой язвы в 1654 г., когда из 1170 жит. умерло 560 челов. в продолжении времени от 1 сент. по 12 окт. В поручной записи Шуян сказано: «Да в Шуе на посаде у Спаса на монастыре за попом живут Шуянеж посацкие люди во 145 году (1637)». Из челобитной 1689 г. видно, что он зависел от Шуйского-Троицкого мужского монастыря. До 1764 г. монастырь был приписан к Николаевскому-Шартоминскому монастырю. В 1764 году упразднен. Спасская - кирпичная церковь, построенная в 1838-1847 гг. на месте неоднократно перестроенного каменного здания конца XVII в. Церковь была завершена в 1847 году. Построенная в изысканном итальянском стиле, церковь напоминала петербургский Исакий. Она стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. Трапезная, оконченная в 1833 г., расширена в 1869 г., тогда же на средства Г. В. Щеколдина поставлена колокольня. Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский. Взорвана 01.05.1930 г., на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину. В 2008 г. установлен памятный крест. Часовня церкви Спаса Нерукотворного Образа в Шуе. Кирпичная часовня, стоявшая с севера от Спасской церкви. Приземистая кубическая постройка под куполом с главкой. Была сооружена для хранения большого креста, поставленного в память эпидемии 1654 г., перестроена в 1-й пол. XIX в. Снесена в 1930 г. Церковь была одной из старейших в городе, по некоторым источникам, возведена она в посаде в XV-XVI веках. Афанасий Веков в 1629 году описывал ее так: «Церковь Нерукотвореннаго образа Спаса нашего Иисуса Христа деревяна вверх, и два придела Святых Чудотворцев и Безсеребренников Козьмы и Дамиана…»

http://sobory.ru/article/?object=27998

Т Тамбовский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Тамбовский. Тамбовский Трегуляев Предтечев монастырь См. Трегуляев Тамбовский Предтечев. Тарский Спасский монастырь См. Спасский Тарский. Тверский Никитский монастырь Находился близ Губернского города Твери. О нём в писцовых книгах 1626 года записано: На Затмацком посаде, идучи по Тмаке реке вниз (от Рождественского монастыря) по берегу к Никитскому, опустошённому Литвой монастырю – Никитского монастыря дворовая земля. Тверский Архангельский монастырь Находился в Губернском городе Твери близ Владимирской церкви на томе месте, где ныне стоит почтовой двор. В Архивных записках Рождественского девичьего монастыря значится, что в 1641 году Преосвященный Евфимий, Архиепископ Тверский, прислал в оный Рождественский монастырь два малых колокола из упразднённого Архангельского монастыря. Тверский Афанасьевский монастырь девичий, находился в Губернском городе Твери в Затмацкой части на том месте, где ныне стоит Покровская церковь . В 1723 году монастырь Афанасьевский соединён с Рождественским переведением в него Игуменьи и монахинь и причислением к нему вотчин и угодий. См. Рождественский Тверский, ч. V, стр.703. Прибавление Тверской Общий Богородичный монастырь Находился в конце XIII столетия. В 1289 году Игумен оного Андрей Эрденев, сын Князя Литовского, хиротонисан в Епископа Тверского. Телегов Троицкий монастырь Упразднённый при Штатах 1764 года, находился в бывшей Велико-Устюжской, а ныне Вологодской, Епархии в Велико-Устюжском уезде от Великого Устюга в 70 вёрстах к северу по Двине реке на большой Архангелогородской дороге, построен Преподобным Нифонтом в 7061 (1553) году. В этом монастыре было Настоятельство Игуменское. По переписным книгам 7186 (1678) года за ним было 42 двора, а по генеральной 1722 года первой переписи – 389 душ крестьян; земли 201 четверть, а сена на 26.400 пудов. Теплогорская Богородицкая пустынь Упразднённая при Штатах 1761 года, находилась в бывшей Велико-Устюжской, а ныне Вологодской, Епархии в Велико-Устюжском уезде, от Великого Устюга к югу в 120 вёрстах на реке Ворже, впадающей в реку Юг с левой стороны. Построена эта обитель в 7151 (1643) году Нижегородским простолюдином села Павлова Григорием Даниловым по случаю бывшего ему явления в болезни его от образа Божьей Матери. В этот пустыни Настоятельство было Игуменское. По переписным книгам 7186 (1678) года дворов за оною было 45, а по Генеральному 1722 года свидетельству – 216 душ, земли на 174 четверти, а покоса на 4.732 пуда. При церкви монастырской, ныне оставшейся приходской, бывает одна годовая ярмарка. Теребенская или Теребинская Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ульяновск. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Илии Пророка в Симбирске /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Владимирская церковь стояла на улице Спасской так, что ее храмовая часть с алтарями и трапезной была на восточной стороне улицы, а колокольня — на западной; соединялись между собой через улицу крытым надземным каменным переходом в виде пологой арки. Историко-мемориальное значение церкви связано с тем, что это была самая близкая церковь к Казанской, расположенной на параллельной улице Стрелецкой, с которой вместе она создавала линейный ансамбль. Силуэт церкви хорошо просматривался со стороны этих улицу, домов и их дворовых участков. Значение церкви связано также с ее существованием в городе с 1725 г. По преданию, церковь построена прихожанами, кирпичными заводчиками. Ранее севернее церкви размещался густой лес, где впоследствии возникли Мартынова (ныне Радищева) и Шатальная (ныне Карюкина) улицы. До 1832 г. церковь была небольшой, каменной, состоящей из теплой и холодной частей. В 1832 г. колокольня была перенесена на другую улицу и соединена с церковью аркой. Колокольня стала трехъярусной в классическом стиле. Первый ярус четверик, два верхних, меньших по размерам, в виде восьмериков, завершенные главой со шпилем. После пожара в 1864 г. церковь восстанавливается, а в 1873-1874 гг. теплая церковь во имя Пророка Ильи перестраивается в два света, над трапезной возведен световой барабан с главой, завершенной крестом. В 1883-1884 гг. холодная Владимирская церковь также перестраивается в теплую каменную пятиглавую. «Все здание церкви со всеми ее пристроями, обнесенное оградою, — писал А. Яхонтов в 1898 г., — составляет в настоящее время стройное и красивое целое». Владимирская церковь формировала участок выхода ул. Спасской (ныне Советской) к ул. Большой Саратовской (ныне бульвар А.А. Пластова). Этим определялось ее местное архитектурно-градостроительное значение. Более существенная градостроительная роль этой церкви определяется северо-восточным направлением композиционного треугольника, северо-западное направление которого формировал Вознесенский собор. Этот треугольник создавал высотный силуэт города ритмичным расположением культовых сооружений, служащих основными высотными доминантами в этом силуэте.

http://sobory.ru/article/?object=36100

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Крестов (8.01. 1890, с. Городец Зарайского у. Рязанской губ.- 19.12.1941, Вятский ИТЛ (на территории Кайского (ныне Верхнекамского) р-на Кировской обл.), сщмч. (пам. 7 дек., в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе новомучеников и исповедников Вятской земли, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. В 2 года лишился отца, воспитывался матерью, к-рая была просфорницей. После учебы за казенный счет в Зарайском ДУ был зачислен в 1905 г. в Рязанскую ДС, которую окончил в 1911 г. Служил учителем в двухклассном училище Мин-ва народного просвещения и законоучителем в начальном училище в с. Богильдине (оно же Сурки) Данковского у. Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.). В янв. 1914 г. вступил в брак с учительницей (впосл. заведующей) Богильдинского училища Антониной Николаевной, урожденной Добродеевой. В 1914 г., после начала первой мировой войны, был мобилизован на военную службу, служил рядовым. С 1915 г. находился в лагерях для военнопленных в Германии. В июле 1918 г. был освобожден из плена и вернулся в Россию. Устроился на работу учителем в школу в с. Сергиевка Сапожковского у. Рязанской губ., затем, с нояб. 1918 г.- в школу в с. Новоникольском (Самодуровка) того же уезда (ныне Зорино Ухоловского р-на). Стал председателем школьного совета, организовал в 1919 г. строительство нового школьного здания вместо ветхого. В том же году назначен заведующим волостным отделом народного образования. В кон. 1919 г. мобилизован в Красную армию, но уже в 1920 г. был переведен в тыловое ополчение и «освобожден от службы по демобилизации как школьный работник». 1 июля 1920 г. назначен учителем в 4-классную школу в с. Панине (Панины Пруды) Спасского у. Рязанской губ. (там проживали родители его супруги), одновременно был школьным инструктором по г. Спасску и Гавриловской и Панинской волостям Спасского у.

http://pravenc.ru/text/2580176.html

Сыктывкар. Храмовый комплекс. Собор Троицы Живоначальной и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:между 1733 и приблизительно 1850. Год утраты:1933 Адрес: Республика Коми, г. Сыктывкар, парк имени Кирова Координаты: 61.673483, 50.841419 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Большинство учреждений и торговых заведений Усть-Сысольска, а также Троицкий собор находились на двух идущих параллельно реке улицах — Набережной (ныне Кирова) и Спасской (ныне Советская). Последняя стала центральной улицей Усть-Сысольска. В этом же районе находилась и рыночная площадь — один из «центров притяжения» городской территории. Вначале она располагалась у стен Троицкого собора — в районе пересечения Покровской (ныне Орджоникидзе) и Набережной. Стояло там всего несколько палаток для мелочной торговли. В обычные дни недели площадь пустовала, зато в воскресенье, во время торга, сюда собиралось полгорода. И, конечно же, особенно оживленной была площадь в дни Георгиевской ярмарки. В 30-е годы XIX века городские власти перенесли рыночную площадь немного в сторону, на территорию нынешнего парка им. С. М. Кирова. Соборные здания — старейшие каменные сооружения Усть-Сысольска, построенные еще в догородской период на месте деревянных церквей. Первой из них на сысольском берегу появилась Покровская церковь. Строительство ее началось в 1733, освящена в 1740 году. В 1753 рядом с ней началось строительство другой каменной церкви — Троицкой. Она была освящена в 1768 и имела два престола. Затем, в 1792 году на втором этаже Покровской церкви началось строительство Спасской церкви, освященной в 1808. Вместе с колокольней, построенной позже, эти церкви составили единый ансамбль городского Троицкого собора. Строительство таких больших каменных сооружений — дело сложное. Своих мастеров в Усть-Сысольске не было. Для постройки каменных зданий приглашали специальные бригады каменщиков. На Севере славились своим мастерством каменщики из Великого Устюга. Вот их-то и пригласили для строительства усть-сысольских храмов. У устюжских мастеров был свой, сложившийся за десятилетия, стиль строительства. Для него характерны башнеобразные постройки, многоярусный силуэт зданий, завершавшихся придававшими им стройность и изящество небольшими главками на тонких шейках. Именно в таком стиле был построен и Троицкий собор. Над основным прямоугольным зданием, перекрытым четырехскатной кровлей,— четверик, а на нем один над другим последовательно уменьшающиеся три граненых барабана — восьмерики (то есть имеющие по восемь сторон), завершающиеся маленькой главкой (такие же главки видны и на основном корпусе церкви). Покровская церковь смотрелась проще. Сказалось то, что ее строили в два приема: первоначальный вариант был искажен.

http://sobory.ru/article/?object=42280

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ УРОДИВЫЙ (XVI в.), автор «Канона святому архангелу Михаилу» («Канона Ангелу Грозному»). Личность П. У. впервые стала предметом научной дискуссии еще в посл. четв. XIX в. В 1886 г. архим. Леонид (Кавелин) опубликовал «Послание неизвестного против люторов» (ПДПИ. 1886. Т. 11. С. 1-44 (под названием «Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения Уродивого»); ныне сборник хранится: ГИМ. Увар. 187) и отметил, что известно еще одно произведение этого автора - «Канон святому архангелу Михаилу», сохранившийся в составе ряда памятников б-ки Троице-Сергиевой лавры, в т. ч. в Канонниках кон. XVI - XVII в. (ныне: РГБ. Ф. 304.I. 280, 284, 287, 293) и Псалтири с восследованием нач. XVII в. (Там же. 337). На основании того, что в Псалтири с восследованием «Канон...» оказался среди произведений инока Григория из Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , Леонид (Кавелин) выдвинул гипотезу о том, что юродивый Парфений жил в Суздале и писал во 2-й трети XVI в. Он считал, что имя П. У. в истории рус. богословия следует поставить рядом с именами прп. Зиновия Отенского и старца Артемия . В 1911 г. И. А. Шляпкин определил опубликованный Леонидом (Кавелиным) текст как один из списков «Ответа» царя Иоанна IV Васильевича Грозного чеш. теологу Я. Роките и выдвинул гипотезу, согласно к-рой П. У.- лит. псевдоним царя ( Шляпкин. 1911. С. 554-555). Две гипотезы долго сосуществовали: в 1951 г. Ф. Г. Спасский ссылался на авторство царя (под псевдонимом П. У.) в отношении «Канона...» как на установленную данность ( Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. минеям). П., 1951. С. 225). Одновременно реальность жившего в Суздале П. У. поддержал германский исследователь Л. Мюллер , обвинивший Иоанна IV Грозного в том, что царь использовал сочинения П. У., «беззастенчиво выдав себя за автора» ( M ü ller. 1951. S. 29). Более 10 лет спустя И. У. Будовниц привел обе эти версии ( Будовниц И. У. Словарь рус., укр. и белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 209).

http://pravenc.ru/text/2579118.html

Муром. Спасский мужской монастырь. Церковь Кирилла Белозерского. Карта и ближайшие объекты В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами. В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви). 7 мая 1807 г. приступили к строительству северной кирпичной ограды с новой надвратной церковью. Старая была разобрана. К середине XIX в. из-за отсутствия средств строительство храма было прекращено. В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его» (т.е. во имя свв. прпп. Ксенофонта и Марии Константинопольских/Палестинских). К прошению прилагались «план с фасадом», отсутствующие ныне в деле. Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Имеются упоминания о расходах 1817, 1819, 1821, 1822, 1848 гг. В описи 1846 г. поминаются четыре каменных монастырских здания, т. е. в том числе и недостроенная церковь - колокольня, так и не получившая яруса звона. Не был устроен и храм над св. вратами – «за теснотою и... за неимением в нем особенной надобности». В 1869 г. в здании надвратной церкви был размещен архив Муромского духовного правления. К 1873 г. в юго-западной части монастыря появилось еще несколько каменных зданий, в том числе пристроены с юга и востока к объему надвратной церкви помещение для привратника, конюха и рабочих. В 1881 г. эти помещения были «перестроены наново», а в 1913 г. - покрыты железом. В 1889 г. осуществлялся «ремонт кровель на св. вратах», в результате которого, видимо, памятник приобрел ныне существующее завершение.

http://sobory.ru/article/?object=09081

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010