2 Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М.–Л., 1965. С. 164. 5 А(рсени)й и(ером). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1. М., 1878. С. 218. Впрочем, это утверждение ныне отвергнуто; см. Моисеева Г. Н . Указ. соч. С. 151. 6 См. о нем: Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 259–262; Троицкий Патерик. С. 354–356; Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Изд. 3. Май, Июнь, Июль, Август. СПб., 1882. С. 447–450; Архимандрит Макарий. Митрополит Иоасаф и Троице-Сергиев монастырь//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 21 сентября — 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102. 7 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 131. О Соборе, осудившем “Исаака Собаку”, см. Архимандрит Макарий . Церковный Собор 1549 года//Альфа и Омега. 1998. 2(16). С. 141–145. 8 Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1885. С. 374–376. 11 Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 года. М., 1880. С. 9. 66. 13 Смирнов С. К. Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 15. 15 В наше время в Лавре были погребены Святейшие Патриархи Алексий I (1945–†1970) и Пимен (1971–†1990). 16 “По описи монастырской 1641 г. над могилою его была гробница, неизвестно когда упраздненная”. — Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… С. 9. 17 Архимандрит Макарий. Епископ Филофей Рязанский//Макариевские чтения. Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Росийской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 27. Однако сведений о погребении в Лавре епископа Филофея не сохранилось; см.: Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… Впрочем, данный список не является полным и исчерпывающим; см. об этом: Ткаченко В. А. Список погребенных 1880 г. как источник по истории некрополя Троице-Сергиевой Лавры//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции 4–6 октября 2000 г. Сергиев Посад, 2002. С. 265–276.

http://pravmir.ru/svyatitelskie-nadgrobn...

Колокол для колокольни Троицкой лавры отливали мастера Михаил Иванович Моторин (вместе с отцом, Иваном Фёдоровичем, ливший московского " Царя " ), Семён Степанов и Гавриил Лукьянович Смирнов. Недалеко от Лавры, в районе церкви святых Петра и Павла, разместили завод с литейной ямой. Работы по отливке колокола продолжались четыре года. Колокол был отлит в 1748 году, однако на колокольню (на середину второго яруса) его подняли только в 1759 году. Весил колокол, который получил также как и московский имя " Царь " , 66,5 тонн, и слышно его было даже в Мытищах. Зимой 1930 года колокол был уничтожен, тогда же в Лавре погибли ещё 25 колоколов. В 2004 году на колокольню подняли новый, самый большой из всех ныне действующих колоколов в мире - 72-тонный " Царь " . Новый благовестник был отлит на Балтийском заводе в Петербурге. Источник: Мезенцев А.А. " Из Москвы в Сергиев Посад " , М., 2011 Композиционный центр ансамбля, колокольня возводилась в 1741-1747 гг. И.Ф.Мичуриным по проекту И.Я. Шумахера, который предусматривал здание в три яруса. Дальнейшее строительство велось по проекту Д.В. Ухтомского монастырским гезелем И.И. Жуковым. Проект был существенно изменен надстройкой еще двух ярусов. Высота колокольни достигла 87 м. Здание завершено в 1770 г. Высокое и стройное кирпичное сооружение в пять ярусов с нарядным убранством из белого камня, окрашенное в бирюзово-синий цвет, принадлежит лучшим образцам колоколен стиля барокко. Крупный двухэтажный четверик служит массивным основанием для ряда меньших, ажурных и легких, прорезанных арками звона. Плоскостная его обработка пилястрами и и рустом выше сменяется многочисленными, преимущественно парными колоннами, креповками с декоративными вазами, разнообразными картушами и карнизами. Венчает колокольню фигурная золоченая глава в виде вазы с коронами по сторонам. Лестницы к колоколам помещены в устоях нижнего яруса. Источник: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г. Колокольня в ансамбле монастыря " Троице-Сергиева лавра " в г.Загорск (ныне Сергиев Посад) является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176).

http://sobory.ru/article/?object=06570

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Этой обители, являющейся ныне духовным центром Русской Православной Церкви, принадлежит особая роль в истории афоно-русских отношений. Именно Троице-Сергиев монастырь стал центром исихазма на Руси – учения, которое проникло на Русь почти сразу же за распространением его на Балканах, еще при митрополите Феогносте, обрусевшем греке (1328–1353). Центром безмолвия, созерцания и новых мистических настроений стал Троице-Сергиев монастырь, основатель которого – Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) «Божественныя сладости безмолвна вкусив» 23 . Из этого монастыря вышел главный представитель нового религиозного направления -преподобный Епифаний Премудрый . Преподобный Епифаний, духовник Троице-Сергиева монастыря, автор жития Преподобного Сергия Радонежского, во второй половине XIV века побывал на Афоне, и по его возвращении со Святой Горы в Троице-Сергиеву обитель началась активная деятельность переписчиков, пополнявших монастырскую библиотеку творениями святых отцов Церкви. В то время среди московских и подмосковных монастырей уже выделялся своей библиотекой Троице-Сергиев монастырь, где поселились многие южнославянские книжники. Поэтому не случайным является нахождение южно-славянских рукописных книг в этой библиотеке. При ознакомлении с описаниями славянских рукописных собраний бросается в глаза, что большинство сборников, начиная с середины XIV века и XV века, содержат труды преподобного Исаака Сирина , преподобного Аввы Дорофея , преподобного Симеона Нового Богослова , преподобного Иоанна Лествичника , преподобного Филофея Синаита, преподобного Петра Дамаскина , преподобного Григория Синаита , то есть сочинений, содержащих идеи исихазма в их практической форме. Сочинения многих из этих писателей были известны в русской письменности и ранее, но в полном объеме они стали переходить на Русь в XIV–XV вв. 24 . Интересно отметить, что еще около ста лет тому назад предполагалось само собой разумеющимся, что любое произведение древнерусской, древнеболгарской или древнесербской литературы, если только оно выходит за пределы местной тематики, обязательно должно восходить к какому-либо, может быть, не дошедшему до нас византийскому оригиналу. Очень показательно в этом отношении, например, замечание Ф. М. Достоевского, который в «Братьях Карамазовых» устами Ивана Карамазова во вступлении к «Легенде о Великом Инквизиторе» говорит так: «У нас по монастырям занимались тоже переводами, списыванием и даже сочинением таких поэм, да еще когда – в татарщину. Есть, например, одна монастырская поэмка, конечно, с греческого (разрядка авт.) – «Хождение Богородицы по мукам», с картинками и со смелостью не ниже дантовских» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1545 г. великий князь Иоанн IV “пожаловал, указал” места, то есть старшинство настоятелей нескольких монастырей, причем Троице-Сергиев был поставлен вторым после Митрополичьего Чудова[ 32 ]. В связи с этим, несомненно, был указ Митрополита Макария. В 1561 г., уже став царем, Иоанн Грозный “учинил архимандритию” в Троицкой обители[ 33 ]. После-довало соборное суждение, и обитель преподобного Сергия была поставлена превыше других монастырей в Русской Церкви, о чем была дана грамота Митрополита Макария ее первому архимандриту Елевферию[ 34 ]. А перед этим старец Адриан писал челобитную грамоту царю. В ней Троицкая обитель сравнивается со Святой Горой, но в отличие от нее Пречистая Дева “сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына Божия и Бога своего с святыми Его ученики, прииде от небес на землю в Богоименитую и в свою великую обитель к своему угоднику великому Сергию”. В челобитной келарь просит оказать милость “царской обители”, являющейся ему “славой и венцом”[ 35 ]. Троице-Сергиева Лавра известна в истории богатым рукописным собранием. “Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и к ученикам последних”[ 36 ]. “XVI век — время наибольшего расцвета книгописного дела в Троице-Сергиевом монастыре”[ 37 ]. Заботился о книжных сокровищах обители в свое время и ее келарь старец Адриан. По его повелению “многогрешный Фирсишка” написал Четью Минею за Май месяц[ 38 ], затем месяц Июль[ 39 ]. В обитель преподобного Сергия келарь дал Апостол, переписанный в 1550—1560 гг.[ 40 ]. В описи “Троицк. 1641/2 г.” упоминается “Книга в десть, на бумаге, Варлаам да Иоасаф да в ней же Григорий Амиритский, Андрияновская Ангилова”[ 41 ]. Книжные богатства служили духовному просвещению. “Под влиянием книг в обители «у Троицы» преобразовывался дух русских людей”[ 42 ]. Можно говорить, что старец Адриан Ангелов стремился снабдить монастырское подворье в Москве книгами, о чем свидетельствуют сохранившиеся на них приписки. При Троицком настоятеле Серапионе (1495—1506) в 1499 г. была написана книга “Златоуст”. Затем, став Новгородским владыкой, он дал ее Троицкому монастырю, “а ныне послали сию книгу в монастырь Сергиев на Москву на Богоявленью на время, а подписал келарь Андреян”[ 43 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

39)      Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преп. Сергия и Путеводитель по Лавре. С приложением четырех гравюр: двух видов Лавры XVII в. и нынешнего, плана Сергиевского посада и карты дороги от Москвы до Троицы. Проф. E. Е. Голубинский . Сергиев посад, 2-я типография А. И. Снегиревой . 1892 r., 8°, стр. IV+361–VIII. Рецензии: Русские Ведомости 1892 г. 17 сентября. Московская Иллюстрированная Газета – 18 сентября 1892 г. 259. Московский Листок 21 сентября 1892 г. 40)       Житие и подвиги преп. о. н. Сергия игумена Радонежского и всей России чудотворца. В малую 8-ку. Издание состоит из ЗО раскраш. картинок, на обороте коих объяснительный текст. Без обозначения места и времени издания. (Экземпляр в Моск. Публ. и Румянц. музеях А186/762). 41)       Жизнь преп. и богон. о. н. Серия Радонежского. Изд. И.А. Морозова. (Нач.: там, где ныне находится величественная Троицкая-Сергиева Лавра). 2-е изд. M., в типографии И.Я. Полякова, 1893 r., (sic) 16°, стр. 32. Кроме настоящих отделъных изданий житий преп. Сергия встречаем их и в тех или других сборниках житий. 42)       Жития святых св. Димитрия Ростовского . (О них см. у архим. Сергия. Полный месяцеслов Востока т. I, стр. 209–215). Месяц сентябрь (за июль ничего нет). 1-е изд. Киев. 1689 г. 2-е изд. Киев. 1711 г. 3-е изд. Киев. 1759 г. Изд. Москва 1845 r., 8°, лл. 26, 148, 129, 2 немеч. (О Сергии лл. 74–85). 43)       Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских (и местно чтимых подвижников благочестия). (А.Н.      Муравьева). Месяц сентябрь, СПб. в типографии III отделения Соб. Е. И. В. канцелярии, 1855 г., 8°, стр. 478 (Житие Сергия на стр. 374–464. За июль ничего нет). 44)       Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их. Соч. Филарета архиеп. Черниговского. Отделение 3-е. (Сентябрь-декабрь). Отзыв смотреть Церковной Летописи (при Духовной Беседе) за 1862 г., март, стр. 152–154. 1 изд. 1861 г. 2 изд. Чернигов, в типографии Ильинского монастыря, 1865 r., 8°, 612+12+14. (О Преп. Сергии на стр. 125–158).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И, призывая к покаянью, Кричал: «Свой грех подальше брось, И прекратит Господь страданья!» Но ты благословлял на брань И, воздевая руки к небу, Просил: «О Господи! Восстань, Дай нам победу на потребу!» И если нужно сохранить Народ российский от истленья, Подай ему победы нить – В ней есть и для врагов спасенье! Тот, кто собрался на поклон К святому Авве и владыке, Во век не нанесет урон Душе. Так богатырь великий, Хоть нападет на стан врагов, Однако право их рассудит, И заключенным, средь оков, Он палачом во век не будет. И ныне просим у тебя – Игумена Руси и Лавры: Воителей смири, любя, И награди героев лавром! Пришел на праздник пилигрим, Чье сердце движется в молитве О том, чтоб Богом был храним И устоял в жестокой битве. Настала трудная пора, Пора bceмiphoro засушья – Всех выгоняет со двора, Ввергая в бездну равнодушья. О, авва Сергий! Ты собрал Всю землю нашу воедино. Хоть никогда не воевал, Но заступался за безвинных. И просим ныне пред тобой – В бою грядущем Бога славя – Дай выдержать за душу бой, Вовеки больше не лукавя! 14.07.2014 Праздник Святой Троицы Утонула в зелени природа Облаков среди парит душа. В благодатном веяньи свободы Снова жизнь светла и хороша. Троица, души преображенье, Патриарший звон колоколов. Получить от Господа прощенье И воспеть Творца без лишних слов! Лавра, ты в себя вместила столько, Что всю жизнь тебя не исчерпать. Грешнику, быть может, было б горько, Но забрал Господь греха печать. Троица, любви и силы пламень, Бог, хранящий равновесье сил, Тех, кто был непослушаньем ранен, – Ты их всех по истине простил! Лавра, ты в сияющем наряде Полнишься любви святой рекой. Мы за Божью трапезу воссядем, Чтоб вкусить свободу и покой. Троица, людей многоязычье, Средостенья ветхого конец. И получит в дар душа величье, Как небесный царственный венец! 23.06.2013 Лаврский звон перед Литургией Звенят кругом колокола, Зовут на службу всех. Молитва в сердце проросла, Бессилен прежний грех. Иду на службу в ранний час. Помощник мне мороз. Как будто свыше дан приказ –

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

И продолжает душу ранить. О Сергий, ты мирил всегда Всех тех, кто мир терял случайно, И мог принять и «нет», и «да». Тебе небес открыты тайны! Ты душу прозревал насквозь И, призывая к покаянью, Кричал: «Свой грех подальше брось, И прекратит Господь страданья!» Но ты благословлял на брань И, воздевая руки к небу, Просил: «О Господи! Восстань, Дай нам победу на потребу!» И если нужно сохранить Народ российский от истленья, Подай ему победы нить – В ней есть и для врагов спасенье! Тот, кто собрался на поклон К святому Авве и владыке, Во век не нанесет урон Душе. Так богатырь великий, Хоть нападет на стан врагов, Однако право их рассудит, И заключенным, средь оков, Он палачом во век не будет. И ныне просим у тебя – Игумена Руси и Лавры: Воителей смири, любя, И награди героев лавром! Пришел на праздник пилигрим, Чье сердце движется в молитве О том, чтоб Богом был храним И устоял в жестокой битве. Настала трудная пора, Пора bceмiphoro засушья – Всех выгоняет со двора, Ввергая в бездну равнодушья. О, авва Сергий! Ты собрал Всю землю нашу воедино. Хоть никогда не воевал, Но заступался за безвинных. И просим ныне пред тобой – В бою грядущем Бога славя – Дай выдержать за душу бой, Вовеки больше не лукавя! 14.07.2014 Праздник Святой Троицы Утонула в зелени природа Облаков среди парит душа. В благодатном веяньи свободы Снова жизнь светла и хороша. Троица, души преображенье, Патриарший звон колоколов. Получить от Господа прощенье И воспеть Творца без лишних слов! Лавра, ты в себя вместила столько, Что всю жизнь тебя не исчерпать. Грешнику, быть может, было б горько, Но забрал Господь греха печать. Троица, любви и силы пламень, Бог, хранящий равновесье сил, Тех, кто был непослушаньем ранен, – Ты их всех по истине простил! Лавра, ты в сияющем наряде Полнишься любви святой рекой. Мы за Божью трапезу воссядем, Чтоб вкусить свободу и покой. Троица, людей многоязычье, Средостенья ветхого конец. И получит в дар душа величье, Как небесный царственный венец! 23.06.2013 Лаврский звон перед Литургией

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Лавра в отношении внешнего благоустройства весьма много ему обязана». 16 мая 1877 года во время отпевания архимандрита Антония ректор Московской духовной академии доктор богословия архимандрит Михаил сказал: «В течение уже почти полстолетия имя архимандрита Антония слилось в сознании живших и живущих с представлением о Лавре Сергиевой и слава этого имени проникла всюду, где чествуется имя преподобного Сергия, и даже далее. С благоволительным уважением к нему относились цари, его глубоко чтило почтенное высшее общество, имя его общеизвестно в народе и «будет покой его честь»; имя его пребудет в роды и роды вместе с именем незабвенного в иерархах Филарета». В книге профессора А. Горского «Историческое описание Свято-Троице-Сергиевой Лавры» имя отца Антония помещено в списке замечательных лиц духовного чина, погребенных в Троице-Сергиевой Лавре. Современники свидетельствовали о том, что архимандрит Антоний «пользовался такой огромной популярностью, что во многих домах Москвы имелись портреты его наряду с портретами митрополита Филарета». Почитание наместника Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония продолжается и до настоящего времени. В 1996 году он был причислен к лику местночтимых преподобных в лике Радонежских святых. Память архимандриту Антонию празднуют 12/25 мая и в соборе Радонежских святых 6/19 июля. Тропарь, глас 3 Волю Божию в житии твоем взыскуя,/предречение преподобнаго Серафима/и небесное призвание чрез святителя Филарета/на служение в Лавру великую приял еси./Истинный хранитель заветов аввы Сергия быв,/иноков наставник богомудрый/и Лавры благоукраситель искусный явился еси./Ныне же, предстоя престолу Святыя Троицы,/преподобне отче Антоние,/моли спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Вышних желая улучити, блаженне,/от юности Христу последовал еси,/подвигом и нравом святых отец ревнуя,/благодать Духа мирна стяжал еси./Сего ради множеству иноков/и всем притекающим к тебе/милостивый отец явился еси./Темже с любовию вопием ти:/радуйся, Антоние, Лавры Сергиевы похвало/и Церкве Российский украшение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Из настоятелей Троицкой обители был возведён на Первосвятительский престол Святейший Патриарх Иоасаф II (1667–1672). Последний Патриарх XVII века Адриан освятил Трапезный храм во имя преподобного Сергия. В 1690 году был составлен Акафист преподобному Сергию, который затем был поднесён Патриарху Адриану. Предстоятели Русской Церкви давали вклады в обитель преподобного Сергия на молитвенную память. С 1742 года Троицкому монастырю, согласно указу императрицы Елизаветы, был усвоен статус Лавры. Начиная со времени митрополита Платона (Левшина; †1812), Московский иерарх является священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Ныне это служение совершают Патриархи. В обители преподобного Сергия погребены четыре Предстоятеля Русской Церкви: Всероссийские Митрополит Феодосий (†1475) и святитель Иоасаф (†1555; пам. 27 июля); в наше время в Лавре нашли место своего упокоения Патриархи Алексий I (†1970) и Пимен (†1990). В советское время Лавра была закрыта и о её открытии проявил особую заботу Патриарх Алексий I. Его преемник, Патриарх Пимен, принял монашеский постриг в Лаврском скиту во имя Параклита, в 1954–1957 годах он был наместником Троицкой Лавры, а в 1971 году был призван к Патриаршему служению на Поместном Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь заседал юбилейный Собор, созванный по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси, на котором впервые в наше время было совершено прославление целого лика русских святых. Святейший Патриарх Алексий II (1990–†2008) был также избран на Соборе в Троице-Сергиевой Лавре. При этом был канонизован святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 дек.). В 1992 году было отмечено 600-летие со дня преставления преподобного Сергия. На проходившем в этот год Архиерейском соборе Русской Церкви под председательством Патриарха Алексия II были прославлены родители преподобного Сергия — преподобные Кирилл и Мария († ок. 1337; пам. 19 янв.). Десять лет спустя, в Великий пост 2002 года, в канун Торжества Православия Святейший Патриарх открыл памятник преподобному Сергию на площади у лаврской стены.

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

здания обители были отданы под птицекомбинат. В 2002 г. на части территории монастыря открыто подворье Троице-Сергиевой Лавры. 130 Митрополит Платон (в миру – Петр Георгиевич Левшин; 1737–1812) родился в Москве в семье причетника. В 1761 г. был пострижен в монашество. В 1763 г. назначен ректором Троицкой духовной семинарии, в том же году определен Екатериной II законоучителем наследника российского престола цесаревича Павла. С 1766 г. – настоятель Троице-Сергиевой Лавры, с 1768 г. – член Святейшего Синода. В 1770 г. был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, возведен в сан архиепископа и оставлен настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. С 1787 г. – митрополит Московский и Коломенский, по инициативе владыки были приняты правила, регламентировавшие единоверие. 131 Свято-Успенская Лавра Студеница – один из старейших сербских монастырей; находится на юге страны, около г. Кралево. Обитель основана в 1190 г. прп. Симеоном Мироточивым (в миру – Стефан Неманя, царь Сербский, ктитор; † 1200; память чтится 13/26 февраля). Здесь будущий святой начал свой монашеский путь, и здесь же ныне покоятся его мощи. Долгое время игуменом монастыря был его младший сын – свт. Савва (архиепископ Сербский; † 1237; день памяти – 12/25 января); он составил устав Студеницы, заботился о процветании обители. В Средневековье монастырь стал духовным и культурным центром Сербии. В Студенице действуют храмы Успения Пресвятой Богородицы, праведных Богоотец Иоакима и Анны и свт. Николая. 132 Скит свт. Саввы, архиепископа Сербского, был основан святителем в бытность его игуменом Студеницкого монастыря. «Испостница» святого Саввы была местом его сугубых подвигов во дни Великого поста. Скит находится в девяти километрах от обители, высоко в горах. Келья и небольшой храм по имя вмч. Георгия Победоносца вырублены в скале. 134 Стихира святым отцам на «Господи, воззвах», глас 6-й; на вечерне в Неделю 7-ю по Пасхе. На Первом Вселенском (Никейском) Соборе, проходившем в 325 г., было осуждено еретическое учение пресвитера Александрийской Церкви Ария (256–336), согласно которому Бог Сын, Господь Иисус Христос, не единосущен Богу Отцу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010