321 Перечень всех этих рукописей см. в «Приложениях» на стр. CCXXXVI– CCCXIV. Никем по просмотрены ркп за 80–83, 123–125, 132, 156, 166, 169–172, 178, 179 и след. без 181, 182, 186–187, 223, 224, 232, 237, 242. Не мной рассмотрены ркп. за 79, 84, 141, 144–150, 152–155, 180, 183–185, 188, 192–195, 222, 231, 241 и 243; кем именно просмотрена каждая ркп., – обозначено там же. О пропавших ркп. см. на стр. CCLXXXVI, CCLXXXVIII, ССХСи, CCXCIV, CCXCI. Некоторые из них, быть может, хранятся ныне в другом месте, напр.. в частных библиотеках, и у меня перечислены, как таковые? См. о ркп. за 73 и 189. 322 Некоторые слова и переводы Максима грека были напечатаны еще в XVII в. Таково, напр., слово на латинов, Киев, 1616–1624 гг. Извлечения из слов его см. в Книге о вере, Москва 1648 г.; в предисловии к грамматике, Москва 1648 г. В 1782 г. московским купцом Ал. Сыромятниковым было перепечатано это предисловие; заглавие его издания «Предисловие ко грамматике славонской, напечатанной при патр. Иосифе», М. 1782 г., стр. 88. Тогда же в 1782 г., в Москве же, была издана и другая подобная же брошюра – «Беседование Максима грека о пользе грамматики», стр. 79. – Но ни при одном из этих изданий нет какого-либо известия или сказания о Максиме греке. 323 Предисловие инока Селивана напечатано в «Известиях Императ. академии наук по отделению русского языка и словесности» т. VIII, стр. 321–326 (заметка А. Ф. Гильфердинга), недавно вторично И. В. Ягичем в «Рассуждениях южно-славянской и русской старины о церковно-славянском языке» (I том «Исследований по русскому языку», Спб. 1895 г.). Изданный текст я сравнивал с находящимся в рукописях: а) библиотеки Троице-Сергиевой лавра, начала, XVII в., 92 (1580), лл. 1–3; см. описание сих рукописей ч. I, М. 1878 г. стр. 78; б) той же библиотеки, XVII в., 93 (309); см. ibidem; в) той же библиотеки начала XVII в., (1843), л. 8–11; см. ibidem стр. 194–207 и г) собрания графа А. С. Уварова XVII в., 140; см. описание рукописей сего собрания, сост. архим. Леонидом ч. I, М. 1893 г., стр. 87. Существенных отличий в рукописном токсте против изданного нет никаких.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И вот растворилась тоска. Обители двор переполнился храмом – Теперь ему стены – весь мip. Когда люди вместе, под силу ли драмам Сорвать этот дружеский пир? Едиными славим мы Бога устами И сердце рыдает навзрыд – Еще бы немного побыть в этом храме, Где сердцу путь к небу открыт. В едином порыве застыли все люди, Кто к Богу на подвиг пришел. Стар, млад или тот, кто подвижником будет И ринется ввысь, как орел. И просят у Бога о мире духовном, Кто в битве жестокой погряз. Чтоб к Божьему Царству спокойно и ровно Мы шли, исполняя приказ. Какое прекрасное чудное время! А там за порогом война, Где Бог принимает страданья и бремя, Спускаясь в стремнину до дна. Здесь, в Лавре, сегодня собрались народы. И, может быть, дар языков Всем будет преподан. Глубокие воды Напоят, кто нынче готов. Не в яствах, не в сценах победная сила. Но чтобы почуять, какой Миг счастья, душа его в мире вкусила, Вступив в heomмiphый покой О, Сергий! Воистину был бы доволен, Увидев здесь столько даров. Над мipoм, который всегда обездолен, Сияет небесный Покров! И после речей и приветствий с амвона Вдруг слышится: «Славим тебя!», Как гром, грохотавший у горнего трона, С которым ликуем, любя. Великая нынче пора наступила – Россия склонилась к мощам. И всех укрепила нездешняя сила – Сам Сергий пришел с нами в храм! 18 .07.2014 Молитва паломников Служба под открытым небом Столь неспешно шла, Люди приобщались Хлебу С царского стола. Юбилей настал немалый – Семь сполна веков. Наберется сил усталый – Больше нет оков. Семь веков, как ты родился, Сергий. Ныне здесь Людям ты раскрылся. Mip ликует днесь. Патриарх служил с отцами. Был небесный свод, Словно купол в древнем храме, А кругом народ. Люди плещутся, как море, Трепеща душой, Постигают на просторе Смысл пути большой. Вдохновенно и свободно Все молились тут. Праздник ширится народный – Ангелы поют. Все подходит к завершенью – Чреда забот Прекратилась. И к спасенью Колокол зовет. 18.07.2014 Академическая тетрадь Покров и Академия Гимн Покрову Покров вспоминается снова –

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

К сожалению, большинство тогдашних активных верующих молодых людей из этой среды, из московской интеллигентской богемной среды, куда-то потом исчезли. Кто-то ушел в другие религии и конфессии, прежде всего в католицизм и иудаизм. Кто-то потерял веру. Очень многие уехали в другие страны — в Западную Европу, Соединенные Штаты, Израиль. Думаю, что уехало около половины. Кого-то нет в живых. Если говорить о хиппи и более молодом поколении середины 80-х, очень многие скончались от наркотиков. Кто-то из исчезнувших потом вдруг опять появился на горизонте, как Юра Шубин, московский предприниматель. Он сейчас активно участвует в движении поддержки строительства храмов. Несколько человек начали странствие по конфессиям и юрисдикциям, как, например, талантливейший Миша Макеев. Кто-то ушел в бизнес и перешел на «стихийный атеизм». Это очень серьезное предупреждение для сегодняшней креативной молодежи: нетвердость и кризис призвания, которые могут казаться милым приколом в пятнадцать-двадцать лет, часто оборачиваются жизненной трагедией в сорок или пятьдесят, состоянием опустошенного и разрушенного человека. В центре — Олег Стеняев и Сергей Девятов (ныне митрополит Томский Ростислав), слева — Дмитрий Власов, сзади Всеволод Чаплин и Юрий Шубин. Начало 80-х, Троице-Сергиева Лавра О духовных учителях В среде православных верующих определенный водораздел существовал между теми людьми, которые ходили к отцу Александру Меню, и теми, которые ходили к отцу Димитрию Дудко — Чего в принципе нельзя было представить в тусовке 80-х? К примеру, могли звучать, как иногда сейчас, положительные отзывы о Сталине?.. — Сталина не любил почти никто — так же как и советскую власть. Конечно, были отдельные сталинисты. Были люди, которые являлись ультрапатриотами Российской империи. Даже были люди, которые Сталина считали слишком мягким, считали, что нужно было развязать войну с Западом и к 1946 году уничтожить Соединенные Штаты и установить глобальную российскую диктатуру. Но большинство были демократами и мечтали о том, что приедет добрый дядя Сэм и устроит здесь капиталистический рай. Все, конечно, слушали западную музыку. Очень многие на этой волне становились католиками и протестантами. Скорее католиками, потому что российские протестанты — баптисты и пятидесятники — в то время были абсолютно советскими по стилю жизни людьми, этот стиль жизни привлекал меньше, а к католицизму многие приходили именно исходя из стихийного западничества, некоторой не только советофобии, но и русофобии. Собственно говоря, именно поэтому многие и уехали из страны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В своей небольшой заметке профессор Казанский довольно жёстко критикует Касицына и его сторонников. Пётр Симонович отстаивает, можно сказать, классическую точку зрения на этот предмет. Во-первых, профессор Казанский напоминает ту, как мы видели, достаточно древнюю истину, что «заниматься науками гораздо удобнее там, где представляется менее развлечений. В Германии многие университеты основаны с этой целью в маленьких городах, как то: Иене, Геттингене, Гейдельберге, в Англии – в Оксфорде и Кембридже. Шумная столичная жизнь с её многообразной деятельностью, с её разными интересами как у учащих, так и у учащихся невольно будет отнимать много времени... Странно было бы в заботах о том, чтобы доставить развлечение наставникам или студентам, желать перенесения Академии в столицу. Многие из профессоров университета завидовали той тишине, которой пользуется Московская духовная академия». Профессор Казанский, который лично встречался с —318— А.П. Стенли в 1857 году, вспоминает, что англиканский учёный, когда осматривал Московскую академию, всё время повторял: «Это Оксфорд, Оксфорд» 1006 . Во-вторых, помещённая в маленьком городке Академия сумела создать «тесно-дружественное братство, которое соединяет всех наставников и студентов, ... о котором понятия не имеют другие высшие учебные заведения, помещённые в столицах» 1007 . В-третьих, Троице-Сергиева лавра благотворно влияет на студентов, готовящихся к вступлению в духовное звание: «Торжественность лаврского богослужения, исполнение устава церковного во всей его полноте, благолепие храмов знакомят незаметным образом с нашей церковностью в её, так сказать, идеальном виде» 1008 . По поводу удалённости Лавры от Москвы Пётр Симонович говорит, что ныне Сергиев Посад соединён с Москвой железной дорогой и это даёт возможность находиться «в близком общении» со старой столицей. В МДА имеются полные сведения о всех новейших движениях научной мысли. При этом Академия, «живя не среди самого водоворота столичной жизни, которая могла бы увлечь и её, а наблюдая несколько издали за нею, (...) лучше понимает и оценивает многие явления современности» 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто Богу и предан и смел. И в Лавру пришла Академия – В молитв heomмiphый покой, И знала она, что сомнения, Изчезнут однажды, как рой, Который над ульем роится, Когда извлекается мед. В полете стремительны птицы, В движении плавном вперед. Светла любомудров плеяда, Стремящихся сердцем к тому, Чтоб Бог сохранил от разлада, Разрушил невежества тьму. И ныне мы просим c надеждой – Кто в келье большой без тревог Живет, чтоб Покров белоснежный Открылся как вечный урок. Где Сергий, Российский игумен, Пустынею мip просветил, Для тех, кто покуда бездумен, Подай же нам, Господи, сил, Урок послушанья, молитвы, Вниманья к значению слов, Когда напряжение битвы Откроет небесный Покров, Чтоб школа светло и незримо Растила питомцев своих Под стенами Третьего Рима, И вел их небесный Жених – На пир, где обильные яства Наук, просвещенья и книг. Куда неземного богатства И знанья пробьется родник, Который, хоть кажется бренным, Но жизни таит в себе вкус, И тихо дарует он пленным, Спасенье от горестных уз. Чтоб веры глубокой наука Открылась колодцем с водой, Где будет немыслима скука И поиски жизни пустой, Чтоб ярко познанье светило, Как факел горя на ветру, И светлую силу таило, Которой вовек не сотру. На миг не прервется ученье – Прекрасный спасительный груз. И больше нет места сомненью, А с Богом все крепче союз! Покров – как раскрытая книга, Что мудрость смиренно хранит. Монаху святая верига: В трезвеньи о Боге не спит. Здесь каждое слово загадка, Здесь фраза сложней, чем трактат. Но чтение истины сладко Тому, кто священному рад. У воинов труд неустанен, Незримо вступающих в бой. И плох, кто душою не ранен, Не жертвовал в битве собой. Есть в книгах о пройденном память И мудрость грядущих веков. Ее невозможно изгладить – Хранит ее Божий Покров. Воспрянет Духовная школа, Пойдет под Покровом вперед, Туда, где ее у Престола Источник Премудрости ждет! 12.10.2013 Перед началом службы Близится служба в Покровском храме, Колокол к службе звонит, И богомольцы на службу дворами Идут – их сердце не спит.

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Многие прогнали радость, неразумно смутили ее, и она более не возвратилась. Поэтому будь внимательна, хорошая моя девочка. Без твоей матери не делай ни шагу. Не заводи много подружек. Не люби украшений. Не интересуйся духами. Все это — мирские занятия: насколько излишние, настолько предосудительные. Пусть будет у тебя страх Божий всегдашним украшением, а скромной одеждой — смирение. Надежным покровом — Всецарица. Хранителем-наставником — ангел твоей души. Запахом духов девственное благоухание твоей души и тела. Да, дитя мое, так делай и будешь жить ныне и вовеки. Читай Божественные книги, чтобы ими просвещался ум, чтобы направлялась на духовный путь твоя душа. И это Божественное учение станет для тебя небесным приданым и вечным богатством. К тому же будь внимательна, чтобы не ослушаться ни твоего отца, ни матери. Берегись случайных встреч с мирскими. Уже прошел малый и невинный возраст. Не учись много говорить, лучше — поменьше, а молчание — богатство души. Если приучишься много говорить, и молитву Иисусову вскоре потеряешь, и душу свою очень утомишь, и другим многим, безусловно, навредишь. Ибо в многословии не избежать греха. И еще позаботься, дочь моя, быть всегда разумной, смиренной, послушной, молчаливой, терпеливой, воздержанной, старательной, непрестанно день и ночь молящейся. Пусть уста твои не оставляют умную молитву. И увидишь, сколь будет просвещаться ум, как сердце будет источать радость и мир! Все делай с благоразумием, после доброго совета. Люби исповедь и часто причащайся. Не гляди на мир, чтобы видел тебя Бог. И если всегда будешь хранить девство тела и души, Пресвятая Дева будет тебя хранить от всякого зла, от всяких врагов, видимых и невидимых. Из книги старца Иосифа Афонского “Изложение монашеского опыта”, Троице-Сергиева лавра, 1998. - Как относиться к подростковой дружбе мальчика и девочки? – Противиться не нужно, но и поощрять, чтобы обязательно дружили девочка и мальчик, не обязательно. В юношеском возрасте учиться нужно, готовить себя к будущей жизни, развивать свои мужские и женские черты, делом заниматься. Праздное времяпрепровождение искусственно разжигает страсти.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnaja-sem...

Флоренский не был одинок в своей духовной интерпретации художественного творчества. Вокруг него собралась группа единомышленников, не принимавших прикладного бездуховного «аналитического» авангарда. В нее вошли художники Чернышев, Чекрыгин, Жегин, Пестель, организовавшие в 1922 году журнал «Маковец» (по названию холма, на котором стоит Троице-Сергиева лавра) и пытавшиеся своим творчеством (художественным и теоретическим) противостоять засилью конструктивистов, материалистов и позитивистов в живописной культуре. В частности, именно в первом номере этого журнала увидела свет хорошо известная ныне работа Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств» – классический памятник православной эстетики. В феврале 1933 года кончилась жизнь о. Павла и «началось житие» 91 – он был арестован и осужден по печально известной 58-й статье на 10 лет. Сначала БАМЛАГ, затем Соловки. В 1937 году пришло последнее письмо семье. 8 декабря 1937 года он был расстрелян. Однако вплоть до смертного часа служение человечеству этого удивительного подвижника не прекращалось и в лагерях. Первые месяцы Флоренский мыслями еще в Москве: дает указания относительно печатающихся, лежащих в столе готовых и незаконченных работ. Затем начинается его научно-исследовательская, педагогическая и производственная деятельность непосредственно в лагерях. В Сибири о. Павел занимается проблемами мерзлоты, на Соловках – организацией производства йода и агар-агара из водорослей. При этом сам готовит себе помощников из заключенных, сам разрабатывает методики исследований, конструкции необходимых приборов и аппаратов, сам изготовляет их и пускает в производство. Строки из его писем того периода лучше всего свидетельствуют об этом последнем этапе его служения 92 . «Начинаю большие работы по изучению физики мерзлоты. Готовлю программу работ, читаю литературу» (6–9. 12. 33). «Могу добавить еще, что на днях начну преподавание... чего бы ты думал? – латинского языка. Как видишь, даже дальние азиаты нуждаются в классицизме» (9. 12. 33). «В отношении работы здесь, несмотря на трудности, научно работаю в большой комнате, где много людей, и где постоянно отвлекают чем-нибудь... Думаю написать книгу по мерзлоте» (16. 2. 34). «Мы тут работаем достаточно – делаем опыты, зарисовки, чертежи, наблюдаем, разбиваем лед, снимаем разрезы, пишем» (8. 4. 34). «Последнее время я занят писанием работ о формациях льда – классификация, генезис, описание, наблюдения в этой области» (28. 5. 34). Из Соловков: «Работал в лаборатории... все это в связи с производством йода. Затем читал лекции по математике в математическом кружке» (3. 1. 35). «Сижу в лаборатории, т. к. сегодня пустили в первый раз на испытание сконструированный мною аппарат для осаждения и фильтрации йода» (29. 1. 35) и т. п. Но вот и «водорослевая эпопея» заканчивается... В мае 1937 года Флоренский с горечью констатирует одну из закономерностей своей научной судьбы:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

+Taphou 334 Многочисленные рукописи XVIIXVIII вв. из издания Трембеласа. Славянские манускрипты XII век Синод. 342 (605) 1670 =Служебник Антония Римлянина (Орлов) Синод. 343 (604)=Служебник Варлаама Хутынского (Орлов) Петербург Акад. 518, (Муретов С. К материалам) XIII век Петербург Акад. 524, (ibid.) София 519, ВАС, (Орлов) XIIIXIV века София 525, ВАС, (ibid.) XIV век Петербург 274, (Муретов С. К материалам) Румянцев 399, (ibid.) Петербург Акад. 520, (ibid.) Петербург Акад. 522, (ibid.) Петербург Акад. 523, (ibid.) Петербург Акад. 526, (ibid.) Служебник Никона Радонежского=Троице-Сергиева Лавра III,8/M 8670, (ibid.), ныне в ГБЛ (РГБ) София 520, ВАС, (Орлов) София 521, ВАС, (ibid.) София 526, ВАС, (ibid.) Служебник Владимира Служебник Евфимия Тырновского в нескольких списках XIVXVI вв., ЗЛАТ, ВАС, диатаксис Филофея по версии Евфимия (Сырку П. К истории; Орлов) Синод. 344 (601)=Служебник митрополита Киприана, (ЗЛАТ: Невоструев- Горский. III, 1; диатаксис Филофея по версии Киприана: Красносельцев Н. Ф. Материалы) Синод. 345 (598), (Муретов С. К материалам; Невоструев-Горский. III, 1) Типогр. библ. 127, (Муретов С. К материалам) Vatican Slav. 9, свиток, (Horbatsch; Красносельцев Н. Ф. Сведения) XIVXV века Типогр. библ. 40, 42, ВАС, (Орлов) XV век Типогр. библ. 43, ВАС, (ibid.) Петербург 1117, ВАС, (ibid.) София 528, 529, 530. 531, 532, 534, 539, ВАС, (ibid.) Петербург Акад. 532, 566, (Муретов С. К материалам) Vatican Slav. 14, ЗЛАТ, ВАС, диатаксис Филофея, (Horbatsch; Красносельцев Н. Ф. Сведения) XVXVI века Vatican Slav. 10, песнопения и припевы литургии (ibid.) София 555, 573, ВАС, (Орлов) XVI век София 586, 603, 617, 875, ВАС, (ibid.) Синод. 366 (680), чиновник, (Архиерейский служебник (Единоверческий чиновник). Москва, 1910; Невоструев-Горский. III, 1) XVIXVII века Синод. 367 (909), чиновник (ibid.) XVII век Синод. 368 (670), чиновник, (Невоструев-Горский. III.1) +Sinai 15, до 1627 г. Список Нижегородской семинарии 3604, 1682–1684 гг., чиновник (Голубцов А. П. Чиновники)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бежать быстрей и без оглядки, Забравши всю безмерность дел Простых и добрых. Будет сладким Святой изгнанника удел! Горе вздымается молитва. Словам молитвы вторит хор. Идет невидимая битва За сердца будущий простор. Гора – всего лишь перепутье, Где ближе и прозрачней свет, Который наполняет сутью, Что даст душе святой ответ. Бежать горе не с тем, чтоб дальше Застынуть соляным столпом, Неся с собой обрывки фальши И жизни безнадежной ком. «Горе». Приблизиться к другому Святому инобытию – Небесному большому дому, В котором я удел найду Бежать горе душой и телом, Спастись от всехземных тенет, Чтобы в пути душа поспела, Как плод, вбирающая свет! Гора Фавор в пучине света Вместила чудо из чудес. Преобразился среди лета Господь! И прежний мрак исчез! «Бежать горе». Фавор туманный Нас примет ныне в свой покой, И оросит росою странной И поутру, и в полдня зной! Преображенье! Свет потоком Спустился на учеников. И те, кто сном уснул глубоко, Проснутся вне земных оков! «Бежать горе». Лучей стремнины Наполнят душу через край. И мрака нет. Среди долины Есть святости цветущий Рай! «Бегите в горы». За святыми Вступайте смело в мip uhoй, Делами отворив простыми Господней пристани покой! 21.08.2014 Память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Ангельское пение   Стихотворный некролог В храме собрано множество люда Проводить в путь последний тебя. День нахмурился, значит покуда Тоже плачет, по-братски любя. В белых ризах вел службу владыка. Сослужил сонм избранный ему, Что стремился печали великой Разогнать безнадежность и тьму. Умер добрый смиренный служитель – Он игре фортепьянной учил. Школы регентской добрый хранитель, Дней своих не щадивший и сил. Стал священником в годы былые, К прославленью себя не стремясь. – И зачем ордена золотые? Ни к чему даже малая власть. Не услышать из уст осужденья, Жил, довольствуясь тем, что вокруг. Он небесного горнего пенья Был в занятиях трепетный друг. Пели истово те, кто учились, Все пришли отпевать, как отца. И над гробом смиренно склонились, Провожая его до конца.

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Братия, удрученная глубокой скорбью, что лишилась сожительства такого угодника Божия, благоговейно опрятала его тело и с подобающими обрядами предала его погребению на монастырском кладбище, где и ныне показывается его обыкновенная земляная могила. Так окончил свое многолетнее и многотрудное поприще сей дивный старец Феодот. Его труды, терпение, страдание, борьба с духами злобы, глубокое смирение вполне ведомо только единому всевидящему Господу, ради Которого он от юности своей отвергся не только мира и яже в мире, но даже отвергся своего тела, которое подвергал жестоким долголетним изнурениям и озлоблениям до самого своего исхода и своей воли. По словам св. Григория Великого , «есть такие, которым не трудно отказаться от земных благ, но отречься от себя и своей воли – дело трудное для всякого. Оставить, что имеешь, не трудно, но оставить то, что ты сам, – это очень трудно, ибо при этом приносится в жертву своя воля, самое любимое и дорогое, что имеется». Блажен потрудившийся в короткое время сей жизни, ибо он вселится в вышнем Иерусалиме, составит хор с ангелами и упокоится с пророками и апостолами и всеми святыми. Литература Жизнь и подвиги старца Феодота Сост. иеромонах Иассон. Курск, 1894. Рец.: П.П.//Богословский библиографический листок. Прилож. к журн. «Руководство для сельских пастырей». 1894. 12. С. 404–406; Богословский вестник. 1894. 11–12. С. 404–406. Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Изд. Глинской пустыни. Одесса, 1909. 32 с. Глинский старец отец Феодот. (Память 16 июля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М., 1908. С. 200–220. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8; 40. С. 9–16; 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 2532; 5. С. 33–40; 6. С. 41–43. Глинский старец Феодот, о нем: Подвижники Глинской пустыни. (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 9. Марк (Лозинский) , игумен, профессор МДА. Отечник проповедника. (Практическое пособие для студентов: 1221 пример из прологов и Патериков). Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1971. С. 356. 507: «Глинский старец Феодот во время молитвы был окружен небесным светом»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010