С 1771 года надзор над Петришуле осуществлял пастор Петрикирхе (с 1770 г.) Мартин Лютер Вольф (Wolff) (1744–1801), с 1778 года – член Директории. 138 В 1783 году Петришуле получила права Главного немецкого училища. Указом от 29 августа 1783 г. Екатерина II делает школу св. Петра в Санкт-Петербурге образцом для устройства всех немецких школ в Российской империи, а ее учителя получают право инспектирования последних. 139 Вот текст Указа, данного Сенату, «О бытии учрежденному в Санктпетербурге при евангелической церкви св. Петра училищу главным народным училищем нормальным для употребляющих немецкий язык, и об учреждении при оном особой дирекции или управы над всеми народными училищами немецкого языка». Обращаем внимание наше на установленное и императорской нашей грамотой снабденное училище в Санкт-Петербурге при церкви лютерской св. Петра, которое ко благоугодности нашей, принесло уже добрые плоды и немалую пользу обществу, и от коего того же самого ожидаем и в деле предлежащем. Вследствие чего повелеваем быть ему главным народным училищем нормальным для подданных наших, употребляющих немецкий язык; и (так) как их училищное собрание, проповедники и главные учители признали, что способы учения, для нормальных училищ начертанные, суть самые легкие и надежные, то и долженствуют оные во всех немецких школах в обеих столицах наших, в Рижской, Ревельской, Выборгской и в прочих губерниях, где только те школы нужны, приняты и употребляемы быть; а по тому и учители, в оных впредь определяемые, обязаны тем способом обучаться, или в сем главном нормальном немецком училище св. Петра, или в заводимом под управлением его на таком же основании в ином месте, или же в другом ему подобном, учрежденном под ведением комиссии об установлении народных училищ… Для лучшего надзирания и управления учреждаем при Санкт-Петербургском главном немецком училище особую дирекцию, или управу над всеми народными училищами немецкого языка в империи нашей, составляя оную из попечителя церкви лютерской св. Петра, из двух ее проповедников и из надзирателя, находящегося при сей церкви нормального училища, присовокупляя к ним еще одного члена того же закона и назначая к тому ныне нашего действительного каммергера графа Миниха (Иоганн-Эрнест Миних (1707–1788), сын Б. Х. Миниха – а. А.)…Подтверждаем при сем паки жалованную от нас церкви лютерской св. Петра и заведенному при ней училищу грамоту во всей ее силе… 140

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

О полувековых юбилеях XVII, XVIII, XIX и XX курсов нами помещены заметки в «Санкт-Петербургском Духовн. Вестнике» 1895 г. 34, 1897 г.; 42, 1899 г.; 36 и 1901 г. 38–39, а также в «Церковн. Ведомостях» 1903 г. 5 – «По поводу кончины двух архипастырей» Ровно пятьдесят лет тому назад, в Санкт-Петербургской духовной академии состоялся выпуск воспитанников XXI-ro курса. Некоторые из них, хотя и весьма немногие, в настоящее время благополучно достигли полувекового юбилея своей службы и радостно справляют его в текущем году, – большинство же из этого курса спит глубоким сном в сырой земле, оставив о себе светлую память... Интересно оглянуться назад и взглянуть на былое нашей родной академии. В настоящем случае встречаемся с ревизией академии в 1855 г., произведенной митрополитом новгородским и санкт-петербургским Никанором. Митрополит присутствовал на «внутренних и открытом испытаниях» воспитанников» и сообщал исправлявшему должность обер-прокурора Св. Синода А.И. Карасевскому следующие свои, не лишенные интереса, замечания 1 : «Санкт-Петербургская Духовная академия, – писал митрополит, – при нынешнем моем, четвертом обозрении, найдена так же, как и в предшествовавшие обозрения, в состоянии вообще весьма удовлетворительном. Главнейшие части ее – учебные и нравственные, на которые ближайшим образом обращено было мое внимание, постоянно более и более развиваются и усовершенствуются. Дух сердечного убеждения в истинах спасительной веры, дух сыновнего послушания православной церкви и начальству, дух кротости и смирения составляют отличительный характер и наставников, и воспитанников академии. Любовь к иноческой жизни, замеченная много в предшествовавший курс, не только не ослабляется, но еще возрастает: ныне из числа 36 русских воспитанников, окончивших курс, семеро поступили в монашество. Науки преподаются в академии с надлежащей полнотой, ясностью и основательностью, особенно богословие догматическое, нравственное и пастырское. Направление в преподавании их глубоко-религиозное и истинно-православное; в ответах воспитанников выражалась ясность и основательность. Легко можно было приметить, что преподанные уроки были приняты со вниманием и убеждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Закрыть «Яркий пример единения государства, Церкви и общества» В Санкт-Петербурге завершился XIII Всероссийский молодёжный военно-исторический форум «Александровский стяг» Протоиерей Димитрий Василенков   19:55 30.06.2023 501 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором С 28 по 30 июня в Санкт-Петербурге проходил XIII Всероссийский молодёжный военно-исторический форум «Александровский стяг». В форуме приняли участие молодежь из Мариуполя (ДНР), Макеевки (ДНР), Ровеньков (ЛНР), Алчевска (ЛНР), Новомосковска (Тульская обл.), Калуги, Красного Сулина (Ростовская обл.), Магнитогорска (Челябинская обл.), Никольского (Ленинградская обл.), Выборга (Ленинградская обл.), Санкт-Петербурга. «Дни единения и консолидации общества вокруг нашего Президента» Тема форума: «Герои – наши современники. Афганистан, Чечня, Грузия, Сирия, Донбасс, СВО». О завершившемся форуме и его значении для России в свете проведения СВО рассказал в телефонном интервью «Русской народной линии» один из его организаторов, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков: Вот и завершился XIII Всероссийский молодёжный военно-исторический форум «Александровский стяг». В нашем форуме принимали участие ребята со всей России, в том числе из Донбасса и Мариуполя. Участники форума, коих в этом году было больше, чем обычно, проходили интересную и познавательную программу, участвовали в военно-спортивных играх. Детям всё очень понравилось, что даже, как это бывало и в предыдущие годы, с сожалением расставались друг с другом и нами. На церемонии прощания вручали подарки, говорили добрые слова, но вместе с тем в сердцах ребят была грусть, что праздник единения подошёл к своему завершению. Конечно, нам нужно развивать форум «Александровский стяг». Ныне мы стоим перед проблемой: желающих принять участие очень много, всех нам не вместить в столь короткий период проведения конкурса. Поэтому нам предстоит более активно и серьёзно заниматься расширением.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/30/ya...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Думаю, мы работали с останками Царской Семьи» Беседа с профессором стоматологии 09.08.2017 3782 Время на чтение 19 минут Владимир Николаевич Трезубов родился в Рязани в 1945 году в семье военнослужащего. В 1967 году закончил стоматологический факультет Калининского государственного медицинского института (ныне Тверской государственный медицинский университет). Работал врачом в ортопедических отделениях поликлиник Барнаула и Калинина (Твери). В 1973 году защитил кандидатскую, а в 1989 году докторскую диссертацию. С 1989 года и по настоящее время заведующий кафедрой ортопедической стоматологии и материаловедения с курсом ортодонтии Первого Ленинг радского (ныне Санкт-Петербургского) медицинского института (ныне университета) им. академика И.П. Павлова. С 1991 года профессор, с 2004 года академик РАЕН. В 2010-2015 годах по совместительству заведовал кафедрой стоматологии СПБГУ. Врач высшей категории. Удостоен девяти дипломов за научные открытия и более 35 авторских свидетельств и патентов. Эксперт Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства России в области образования за 2016 год, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Главный редактор Русской народной линии Анатолий Степанов и профессор Владимир Трезубов - Уважаемый Владимир Николаевич, нам известно, что Вы участвуете в экспертизах «екатеринбургских останков». Какую задачу перед Вами поставило сегодняшнее следствие? - Я участвовал в составе комиссии в комплексной экспертизе для анализа состояния и характеристики черепов, зубных рядов и челюстей останков. Такая задача ставилась как в 1992-1993 годах, так и в 2016-м. - Изменилась ли по сравнению с 1992 годом сохранность зубов? - Изменилась. К сожалению, ухудшилась. Больше стало механических посмертных изменений. Лунки некоторых зубов, свежие, остались, а самих зубов нет, отсутствуют. Видимо, выпали во время экспертиз или во время захоронения, - я не знаю. Повредились и тонкие участки костей. Есть следы забора материала для генетических исследований. Есть большое количество фиксирующего воска - для фотографий, видимо, для измерений. Имеется воздействие какое-то, влаги, видимо - это плесень и т.д. И я отметил поврежденные зубы, те, которые мы видели в 1992 году. Сейчас они повреждены, сохранились остатки, части зубов нет.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/09/...

Владимир Николаевич Трезубов родился в Рязани в 1945 году в семье военнослужащего. В 1967 году закончил стоматологический факультет Калининского государственного медицинского института (ныне Тверской государственный медицинский университет). Работал врачом в ортопедических отделениях поликлиник Барнаула и Калинина (Твери). В 1973 году защитил кандидатскую, а в 1989 году докторскую диссертации. С 1989 года и по настоящее время заведует кафедрой ортопедической стоматологии и материаловедения с курсом ортодонтии Первого Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) медицинского института (ныне университета) им. академика И.П. Павлова. С 1991 года профессор, с 2004 года академик РАЕН. В 2010–2015 годах по совместительству заведовал кафедрой стоматологии СПБГУ. Врач высшей категории. Удостоен девяти дипломов за научные открытия, имеет более 35 авторских свидетельств и патентов. Эксперт Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства России в области образования за 2016 год, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Главный редактор Русской народной линии Анатолий Степанов и профессор Владимир Трезубов – Уважаемый Владимир Николаевич, вы участвуете в экспертизах «екатеринбургских останков». Какую задачу перед вами поставило сегодняшнее следствие? – Я входил в состав комиссии по комплексной экспертизе останков, занимался анализом состояния и характеристикой черепов, зубных рядов и челюстей останков. Такая задача ставилась как в 1992–1993 годах, так и в 2016-м. – Изменилась ли по сравнению с 1992 годом сохранность зубов? – Изменилась. К сожалению, ухудшилась. Больше стало механических посмертных изменений. Лунки некоторых зубов – свежие – остались, а самих зубов нет, отсутствуют. Видимо, выпали во время экспертиз или во время захоронения – я не знаю. Повредились и тонкие участки костей. Есть следы забора материала для генетических исследований. Есть большое количество фиксирующего воска – для фотографий, видимо, для измерений. Имеется воздействие какое-то, видимо влаги: это плесень и т.д. И я отметил также: те зубы, которые мы видели в 1992 году, сейчас повреждены; части зубов нет, сохранились остатки.

http://pravoslavie.ru/105658.html

3599 . – 3 ноября. О предписании С.-Петербургскому Духовному Правлению наблюдать, чтобы по случаю кончины Императрицы Анны Иоанновны в г. С.-Петербурге венчание свадеб не производилось в течение трёх месяцев По указу Его Императорского Величества, объявленному в сообщении из Кабинета Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод приказали : от времени преставления блаженной и вечнодостойной памяти Её Императорского Величества, считая впредь четверть года, в Санкт-Петербурге никаких свадеб не венчать и о том во всех церквах тотчас с запрещением объявить, чего ради в Санкт-Петербургское Духовное Правление для непременного с крайним наблюдательством исполнения с сего протокола дать копию. 3600 . – 3 ноября. О точном определении, с каких лет мужчин следует приводить к присяге По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав присланного от преосвященного Гедеона, епископа Смоленского, доношения, которым объявляя, что-де по силе присланных к его преосвященству из Смоленской губернской канцелярии минувшего октября 15 и 19 числ промеморий и по сообщённым от той Губернской канцелярии присяжным о наследствии Всероссийского Императорского Престола листам исполнение тем присягам в граде Смоленске всякого звания людям, також и священно и церковнослужителям домовым его преосвященства и монастырским служителям с детьми началось того ж октября 16 дня и ныне чинится. А в каковые-де лета священно и церковнослужителей и домовых его преосвященства, и монастырских слуг детей к тем присягам производить, как из Святейшего Синода, так и из Московской синодального правления Канцелярии указов не получено, требует о том резолюции. Приказали : о том, от каких лет из малолетных мужеска пола людей к присягам производить надлежит, с требованием резолюции сообщить в Кабинет Его Императорского Величества. 4 декабря. По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по учинённой Кабинета Его Императорского Величества на сообщении Святейшего Синода сего ноября 27 дня за подписанием господ кабинет-министров резолюции приказали : к ныне чинящимся в верности службы Его Императорскому Величеству и в повиновении и послушании во время Его Императорского Величества малолетства в Правительстве Всероссийской Империи вседражайшей Его Императорского Величества матери, Её Императорскому Высочеству Благоверной Государыне великой княгине всероссийской Анне присягам малолетных как священно и церковнослужительских, так и прочих чинов людей детей их приводить от двенадцати лет рождения их, и о том для ведома и действительного по оной Кабинета Его Императорского Величества резолюции исполнения к синодальным членам, в епархии к архиереям, в духовные Дикастерию в Санкт-Петербургское Правление и в ставропигиальные монастыри ко властям послать из Святейшего Синода указы, а Правительствующему Сенату и Московской синодального правления Канцелярии сообщить ведения немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тверская семинария была одной из крупнейших в России. Из ее стен вышло множество людей знаменитых, навсегда оставшихся в истории нашего Отечества, в истории богословских и светских наук. Из-под ее сводов вышло множество людей святых — и тех, кто прославлен, кого мы хорошо знаем, и тех, кто не был прославлен, но ныне с Богом. Единовременно здесь обучались около тысячи молодых людей. Для дореволюционной России, да и для нынешней тоже, это колоссальное учебное заведение. Несмотря на то, что Тверская духовная семинария главным образом готовила священнослужителей, среди ее выпускников есть выдающиеся историки, учителя, писатели, математики и изобретатели. Я упомянул о цикличности и замкнутости циклов времени не просто так. Наш замечательный хор специально к сегодняшнему дню разучил кант, посвященный архиепископу Митрофану (Слотвинскому), который много трудов и времени своей жизни положил для развития духовного образования на земле Тверской. Мы обнаружили этот кант совершенно случайно. При подготовке материалов к юбилею один из сотрудников пресс-службы, Александр Черепенин, который, собственно, и стал инициатором сегодняшнего памятного дня, в старой книге, которая, кстати, называется " Празднование 150-летия Тверской духовной семинарии " и хранится в нашей государственной библиотеке, обнаружил ноты. Было принято решение к памятному дню эти ноты выучить. Но оказалось, что они записаны в старой нотации, со старыми музыкальными ключами. Возникла необходимость перевести эти записи в современную нотацию. Наша Мария Молоткова, выпускница регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии , провела работу по расшифровке нот и адаптации к пониманию современным хором. Затем ноты были отправлены на проверку заведующему кафедрой теории и истории музыки факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии Д.В. Стефановичу, он проанализировал и одобрил расшифровку. И немного позже в той же книге с материалами о праздновании полуторавекового юбилея нашли следующие строки, зачитаю их в том виде, в каком они дошли до нас: " Недели за две до дня юбилея Семинарии была сделана совершенно неожиданная и счастливая находка. В одном нотном сборнике XVIII столетия оказался положенный на ноты кант в честь Митрофана Слотвинского, воспевавший его заслуги по основанию Тверской семинарии. Председатель архивной комиссии кант этот представил на усмотрение правящего архиерея. Владыка передал регенту своего хора с тем, чтобы он был разучен архиерейскими певчими ко дню юбилея. Старинные ноты этого канта потребовали некоторого применения к требованиям современной музыки; это применение было сделано по просьбе регента архиерейского хора регентом хора Исаакиевского собора Санкт-Петербурга господином Соколовым, и кант был прекрасно разучен хором архиерейских певчих ко дню юбилея семинарии… "

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5954576...

вице-президент Святейшего Синода преосвященный Феодосий, архиепископ Новгородский, предлагал Святейшему Синоду: „в бытность в Великом Новгороде викария новгородской моей епархии, Аарона епископа Карельского, город Кексгольм, то есть Корела с уездом, по данному ему, епископу, титулу, хотя и в дальнем от Новгорода расстоянии обретающийся, содержим был духовным и прочим правлением под его епископской дирекцией и под ведением Новгородского моего разряда, отсюда и указы о всяких делах по его, епископа, в Новгороде бытность отправляются. А ныне именным Императорского Величества указом и Святейшего Синода определением, он, епископ, отпущен, по требованию его на обещание в Нилову пустынь, в которую в последних прошедшего августа числах из Новгорода выехал. А оный город Кексгольм с уездом ни под чье ведение по нем не определен, и собственного престолоправителя ныне не имеется, а подобные тому к Санкт-Петербургу прилежащие: Шлиссельбург, Выборг, Котлин остров, Ямбург и Копорье всякими духовными делами ведомы в Санкт-Петербургской Тиунской конторе, в которой и тому городу Кексгольму ведому быть приличествует“. Согласно такому предложению, Святейший Синод и сделал свое постановление, распорядившись, чтобы город Кексгольм с его уездом с этого времени „духовным всяким правлением ведом был в Санкт-Петербургской Тиунской конторе“. 128 Приведённые распоряжения ясно указывают, что существовавшая при Синоде Тиунская контора служила для Синода вспомогательным учреждением, при посредстве которого Святейший Синод исполнял свои постановления, имевшие характер епархиальных распоряжений; 129 равным образом и контора действовала по непосредственным указаниям Синода, которому она обязана была еще по первоначальной инструкции тиуну ежемесячно подавать рапорты „о вершенных и невершенных делах“ с показанием важности дел, а „ежели прилучится какое важное дело, доносить как то дело прилучится“. 130 В отсутствии Святейшего Синода из С.-Петербурга контора поступала в ведение остававшихся в столице синодальных членов и заступавших во время отсутствия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Согласно результатам опроса, 35% россиян считают, что о Ленине спустя 40-50 лет никто, кроме историков, не будет вспоминать. Каждый четвертый (25%) считает, что в будущем о нем будут помнить как об основателе советского государства, каждый пятый (20%) - как о вожде, для которого на первом месте стояли интересы трудящихся, каждый седьмой (12%) - как о великом мыслителе, верно предвидевшем будущее. Итоги опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин : Согласно нашей русской православной традиции, человека надо похоронить. Тем более Ленин составил завещание в надежде, что его похоронят. Я считаю, что Ленина надо похоронить там, где он завещал. А если трудно привезти его тело в Санкт-Петербург, то пусть похоронят его под Москво й, на кладбище, где погребены известные люди. Тело Ленина надо однозначно убрать с Красной площади. Если коммунисты хотят его сохранить, то пусть создают мавзолей за свой счет и ему поклоняются, но только не на Красной площади. Нам, русских православных людей, нужно соблюдать завет отцов - человека надо предать земле, таким образом положив конец всем этим метаниям и исканиям. Я даже не могу понять, почему так долго решается этот вопрос. Для меня он однозначен - человека нужно похоронить, а с Красной площади надо убрать не только тело Ленина, но и всех других и похоронить на известном кладбище под Москвой. Красная площадь не для этого. Коммунисты нарушают не только волю Ленина, но и нашу традицию. Ленин-то был верен русской традиции, поэтому завещал себя похоронить. Ныне отторгается инородное коммунистическое явление на теле России. Я удивляюсь, что коммунисты почему-то этого держатся до сих пор. Развею опасения по поводу возможного бунта приверженцев КПРФ в случае захоронения тела Ленина. Кому ныне нужен коммунизм? Уже всем ясно, что он означает. Напрасно Кремль опасается мятежей. Это лишняя перестраховка, потому что в Думе и Кремле еще сидит некоторая часть коммунистов. Они просто боятся определяться.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/21/po...

1821 г.; в 1824 г. определен ректором Волынской семинарии. Магистр, протоиерей И. Иванов , с 10 февр. 1824 г.; в 1828 г. сент. 4 возведен в звание ординарного профессора. Магистр, иером. Евсевий Ильинский , из Киевских воспитанников, с 15 окт. 1835 г. переведен на класс богословских наук. Ст. сов., магистр, Д. Ф. Вознесенский, переведен с класса общей словесности 12 марта 1838 г.; с 27 июля того же года экстраординарный, – с 2 окт. 1839 г. ординарный профессор; сконч. 4 авг. 1852 года. Магистр, А. П. Соколов, из воспитанников Казанской Дух. Академии, с 11 нояб. 1852 г.: через год перемещен в здешнюю семинарию на класс общей гражд. истории и соединенных предметов. Ныне священник при православной миссионерской церкви в Стокгольме. Магистр, П. В. Лебедев с 28 окт. 1853 г. Ныне священник Успенской церкви, что на Сенной, в С.-Петербурге. Профессоры и бакалавры истории 1) Общей гражданской И. С. Кочетов, с 13 авг. 1814 г.: переведен на класс общей церковной истории. Магистр, А. Рождественский , с 17 июля 1817 г. в августе 1819 г. перемещен в здешнюю семинарию на класс истории и французского языка. Ныне протоиерей Троицкого собора в С.-Петербурге. Магистр, В. В. Оржевский, с 14 авг. 1819 г. Ныне тайный сов., бывший директор Департамента исполнительной полиции Министерства внутр. дел. Магистр, А. И. Райковский, с 1 авг. 1821 г. Ныне протоиерей Казанского собора в С.-Петербурге. Магистр, С. И. Красноцветов, с 25 сент. 1829 г.; в июле 1830 года определен священником к православной церкви в Швейцарии. Ныне протоиерей Успенской церкви, что на Сенной, в С.-Петербурге. Магистр, Д. Соснин, из учителей Ярославской семинарии, с 22 сент. 1830 г. Скончался 13 окт. 1833 г. Магистр, П. Никитский, с 21 окт. 1833 г. бакалавр. Магистр, священник А. Ф. Орлов, с 7 марта 1838 г. Ныне законоучитель 1-й С.-Петерб. гимназии. Магистр, И. Н. Делицын, с 29 сент. 1851 г.; в 1855 г. определен священником к приходской Благовещенской церкви, что на Васильевском острове, в С.-Петербурге. Магистр, А. И. Предтеченский , из здешних воспитанников, с 6 ноября 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010