Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: " если Ты Христос, спаси Себя и нас " . Другой же, напротив, унимал его и говорил: " или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал " . И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лк. 23:32-43) Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище " Благоразумный " и, по преданию, первым вошёл в рай. Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: " Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи " а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: " Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем " Благоразумный разбойник был первым спасенным человеком из всех уверовавших во и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живьем). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент. Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен свт. Иоанном Златоустом в его беседе " О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов " . Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы: - Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплевываем, поносим, бесславим совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника; - Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: " когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе " . Святитель при этом не порицая Петра, говорит что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры " познал Владыку небес " ;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=192...

Вы, которые день бедствия считаете далёким и приближаете торжество насилия… нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада... пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями... За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» ( Втор. 32:35 ; Ос. 7:13; 8:4 ; Ам. 6:3–7 ). «И подобно тому, как сбылось всё это, так сбудется и последнее Его предсказание, и тогда, без сомнения, они покорятся Ему; но это нисколько не послужит им в оправдание, так же как и всем, которые будут раскаиваться тогда в виду разрушения их государства» (Иоанн Златоуст, свт. Беседа 74. Ч. 3). 91 ...по приговору законного суда... – Например, митр. Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) учил, что Христос признавал смертную казнь, а заповедь «не убий» относится не к убийствам, совершаемым правительством, а лишь к убийствам «незаконным» (Наша жизнь. 1906. 5 мая. 437. С. 4). 92 Начётчик – грамотей, промышляющий по деревням обученьем грамоте (Даль); у старообрядцев – человек, хорошо знающий Святое Писание. 94 Отойди, сатана вовсе! – «Ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»... ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской... Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф. 4:10; 16:23; 18:6; 26:24 ). 98 Штунда безбожная! – Штундизм [нем. Stunde час; время для изучения Библии ] – разновидность протестантизма, «русский баптизм». Возник среди крестьян Херсонской губ. в 1860-х, распространению способствовал нравственный образ жизни адептов. В 1894 Комитет министров признал его сектою, особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях. «Несколько русских рабочих у немецких колонистов поняли, что немцы живут богаче русских. Случившиеся тут пасторы разъяснили что вера другая. Вот и соединились кучки русских тёмных людей, стали слушать, как толкуют Евангелие, стали сами читать и толковать всяк на свой страх и на свою совесть» (Достоевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

" Господь все знает " мая 2021 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе " Приветствую вас и рад встрече с вами в этом святом месте, где похоронены великие императоры, которые творили историю Отечества, - сказал владыка в проповеди. - Эту историю знаем мы, но более подробно ее знает Господь. Он знает не только внешние, но и внутренние дела и поступки, которые мы совершаем втайне " . " На примере сегодняшней Недели о самаряныне мы видим, как Христос открывает людям историю их жизни, - продолжил архипастырь. - Однажды в полдень Он проходил через Самарию, была страшная жара. Господь остановился у колодца Иакова. Праотец некогда вырыл там колодец и подарил его Иосифу, туда приходили самаряне за водой - для своего дома и чтобы напоить скот. И вот, подошла самарянка к колодцу, где сидел Спаситель. Колодец был глубокий, Он не мог почерпнуть воду и попросил ее дать ему испить. Женщина удивилась, так как знала, что иудеи не общаются с самарянами. Поэтому отказалась дать воду. " Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую " (Ин. 4:10). И добавил, что от воды, которую Он дает, никогда не возжаждешь. А когда мы черпаем обычную воду, то через час снова хотим пить. Самарянка не понимала, что Христос говорил о воде живой - благодати Божией. Тогда Он стал говорить о том, что она понимала. Господь попросил ее сходить в село и привести мужа. Она призналась, что у нее нет мужа. Иисус ответил: " Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе " (Ин. 4:17-18). Женщина удивилась: кто перед ней стоит? Если пророк, то он должен быть старцем, а не молодым человеком, раз прочитал всю ее жизнь. Бог знает все наши дела, мы думаем, что скрываемся и можем грешить, никто об этом не узнает. Но Господь все знает. И когда самарянка поняла это, перешла к вопросам веры: " Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме " (Ин. 4:20). И Господь дальше раскрывает тему поклонения, о чем завтра будет читаться Евангелие, чтобы мы поклонялись Богу везде и души наши питались не только земным, но и благодатью Божией, добрыми делами " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Да, «тайна беззакония» довершает сейчас свое сатанинское дело. Мир зримо оскудел Духом Божиим, но стал очень богат духом заблуждения. « …Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть… »  — говорит истина — слово Божие (Мф. 24:6). И оно же предупреждает нас о имеющей явиться страшной последней брани, когда « …восстанет народ на народ и царство на царство… » (Мф. 24:7). Это значит, что народ Божий — православные христиане, вписанные в книгу жизни и принадлежащие Царствию Божию, должны повести ее, эту брань, с народом беззакония — богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы. И народ Божий победит, ибо убьет беззаконников Господь духом уст Своих. Но пока это совершится, терпеть нам надо и явить верность свою избранию Божию. И сегодня я повторю всем нам призыв нашего современного иерарха, митрополита и старца Иоанна Санкт–Петербургского и Ладожского, прозвучавший на весь мир в эти скорбные для России и русского народа дни. И это голос Церкви Православной: «Восстанем же, братия! Будем бдительны. Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Приведем жизнь свою в соответствие со спасительным вероучением Православной Церкви. Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: « знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепел, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… Итак будь ревностен и покайся » (Откр. 3:15–19). Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию — возрождению Дома Пресвятой Богородицы — Православной России!» « Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому » (Кол. 4:6). Аминь. Неделя 22–я по Пятидесятнице Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются, в стремительном течении времени мир приближается к своему концу. Дни и часы, как тати и хищники, обкрадывают и расхищают тебя, — нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, а вместе со днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя (преподобный Ефрем Сирин).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

" День воскресения Господа нашего Иисуса Христа, - пишет святой Златоустый Иоанн, - является основанием мира, началом примирения, разрушением смерти. Ныне ликуют ангелы и веселятся все небесные силы, радуясь спасению всего рода человеческого, сегодня совершилась блистательная победа " . Воскресение Христово иногда в богословии называется восьмым днем Творения. Если первый день явился началом бытия во времени, то Воскресение Христово становится началом жизни вне времени, приобщением к тайне будущего века, которую в своё время откроет... Господь господствующих,.. обитающий в неприступном свете (1 Тим. 6, 15,16). Воскресение Господа Иисуса Христа - источник обновления всего мира. " Не новым ли миром кажется этот день? - спрашивает святой Григорий Нисский. Этот день иной, отличный от дней, созданных в начале, ибо в сей день творит Господь новое небо и землю новую... Какое небо? - задает вопрос святитель и отвечает... твердь веры во Христа. Какую землю? - благое сердце... которое, как жаждущая земля, пьет капающий на неё дождь божественного евангельского учения и плодоносит обильный колос небесной жизни на земле " . В течение тысячелетий поколение за поколением сменялись на земле, но без ответа оставался все тот же таинственный вопрос, написанный в книге Иова: " Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? " (Иов 14, 14). И с глубокой скорбью говорил человек сам себе: " отойду - и уже не возвращусь - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака... где темно, как самая тьма " (Иов 10, 12). Но люди не могли примириться с мыслью о своем полном уничтожении. С надеждой на воскресение обращён к небу вопль праведного страдальца Иова: " Я знаю, Искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его " (Иов 19, 25-27). У пророка Исаии ощущается уже ясная уверенность в грядущем воскресении: " Оживут мертвецы,.. восстанут мертвые тела!... земля извергнет мертвецов " (Ис. 26, 19). " Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех лиц " (Ис. 25, 8). Пророк Осия дерзновенно обращается к самой смерти и безбоязненно восклицает: " Смерть! Где твое жало? Ад, где твоя победа? " (Ос. 13, 14).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

" Иоанн объяснял, что Мессия уже пришел, Царствие Божие приблизилось, надо войти в него, а сделать это можно, только очистившись от грехов: " Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым " (Мф. 3:11-12). Люди испугались - такого грозного пророка они давно не слышали. Он не был " тростью, ветром колеблемой " (Мф. 11:7), отличался могуществом, обличал всех, но с любовью, как детей. Фарисеи спросили его, кто же останется, если Господь всех сожжет. Иоанн ответил, что Господь найдет других людей, которые последуют за Ним: " И не думайте говорить в себе: " отец у нас Авраам " , ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму " (Мф. 3:9). Фарисеи не хотели слушать его, только простые люди заходили в воду, исповедовали грехи, он крестил их и готовил к принятию уже близкого Спасителя. Когда Христос пришел, Иоанн крестил Его и, главное, явил народу, сказав, что Он - Мессия, другого ждать не надо, голос с неба возвестил, что это Сын Божий. Креститель выполнил свою миссию на земле, а нам дал уроки смирения и покаяния. Нельзя гордиться тем, что мы христиане, раз живем в грехах. Господь тоже отправит нас в огонь вечный, несмотря на то, что мы православные. Надо каяться, исправляться и жить духовной жизнью. Только через покаяние можно войти в Царствие Небесное. Вспоминая великого пророка, будем просить у него духа покаяния, чтобы исправиться и стать по-настоящему гражданами Царствия Небесного через исполнение заповедей Христа " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была передана икона святого Иоанна Предтечи. Владыке Нестору были подарены крест и панагия. Он также преподнес митрополиту крест и панагию. В 1996 году на месте ныне действующей часовни-храма Рождества Пресвятой Богородицы, храмового комплекса святого Андрея Первозванного и гипермаркета " О " Кей " был рынок " Ладожский " . Его главный ветеринарный врач Валентина Борщевская увидела, как по речушке Оккервиль, протекающей рядом с рынком, плывет икона Спаса Нерукотворного. Она выловила образ из воды и, зная традицию строить церкви на местах, где найдены иконы, предложила администрации рынка возвести здесь часовню или храм. Директор торгового предприятия поддержал идею. В 1998 году на Ладожском рынке была создана община с целью возведения у реки Оккервиль возле Заневского моста храма Рождества Пресвятой Богородицы. Весной 2017 года завершилось строительство храма апостола Андрея Первозванного на Заневском проспекте ( " храма рыбаков " ).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Кто из людей это может сделать? Спаситель ответил ему, что Он Сын Божий. Что первосвященник должен был сделать? Уверовать: мы ждали Мессию столько лет, и вот, Ты пришел, как мне повезло, что я перед Тобой стою! Вместо этих слов и поклонения он выносит Христу смертный приговор. Господь смиренно все принимает. Потом появляется Пилат и спрашивает, действительно ли Он царь? Господь отвечает: " Царство Мое не от мира сего " (Ин. 18:36). Пилат увидел, что перед ним не простой человек - чистый, святой, любвеобильный. Почему они привели Его к нему? Смертный приговор могла вынести только римская власть. Она могла отпустить Его. Но не разглядел римлянин в этом человеке Сына Божия. А другой римлянин разглядел, это был сотник у Креста. Он видел, как Христос молился, просил прощения всем, кто Его распинает. Так люди не поступают на кресте. Обычно хулят и проклинают, всем зла желают. А этот молится и просит прощения у Бога. И сотник воскликнул, что это воистину Сын Божий. Да, он понимает, на земле все кончено у Сына Божиего, но у Него все впереди " . " Недавно мы праздновали Вход Господень в Иерусалим. Сегодня празднуем другой вход, когда Господь направится после Своей смерти туда, где томятся души, ожидавшие Мессию. Они веровали в Него, жили надеждой, что Мессия придет. И Господь после смерти спускается в ад, чтобы оттуда вывести всех праведников. Как Царь неба и земли, Он решил первым гражданином Своего царства сделать благоразумного разбойника к удивлению всех. Уже на Кресте сказал ему: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:39). И первым пошел в рай разбойник, который висел на кресте. Сейчас мы будем подходить к Святой Плащанице и принесем сюда наши грехи, все, что нас отрывает от Бога, чтобы потом вместе со Христом воскреснуть для вечной жизни. Будем просить, как разбойник: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк. 23:42). Когда придешь судить живых и мертвых, вспомни меня, прихожанина Казанского собора, как я молился здесь на вечерне Великой пятницы, стоял у Плащаницы, просил за себя, свою семью и близких.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Кто разглядел Мессию " апреля 2022 Митрополит Варсонофий освятил храм-часовню Благоразумного разбойника " Говорят, что красное яичко дорого к Пасхе, - сказал владыка в проповеди. - Этот храм, посвященный благоразумному разбойнику, тоже дорог именно к Пасхе. Потому что мы знаем из Евангелия, кем был тот разбойник. Удивительно, что ни старейшины, ни первосвященники, ни книжники не смогли увидеть во Христе Сына Божия. Казалось бы, они читали Писание, каждую субботу ходили в синагогу, изучали скрупулезно каждое слово. Господь говорил, что надо изучать Писание, потому что оно свидетельствует о том, что Он - Мессия. Когда Христа привели на допрос к первосвященнику Каиафе, тот спросил, Мессия ли Он? Христос ответил " да " . Что должен был сделать первосвященник? В ноги упасть Ему и сказать: сколько лет мы Тебя ждали, и какая радость выпала нашему поколению встретить Тебя. А он что сделал? Разорвал свои одежды и сказал, что Христос будет предан смерти. Какое ослепление было у руководства Израиля, потому что они все Мессию ждали как политического освободителя, который даст им власть над всем миром. Дальше привели Христа к Пилату, который увидел, что Его привели по зависти. Он такой мужественный, добрый человек, ничего плохого за Ним нет. Но тоже не смог рассмотреть во Христе Сына Божия, хотя жена ему и сказала, что видела плохой сон и так мучилась, чтобы он ничего не делал тому человеку " . " А разглядел в Христе Мессию только благоразумный разбойник, - продолжил архипастырь. - Он как товарищ висел с Ним на одной Голгофе. Разбойник увидел, что Христос молится за Своих распинателей. Кто когда молится за недоброжелателей? Никто, все желают им зла, проклинают. А Христос висит и молится: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). Он даже их оправдывал. Разбойник разглядел Мессию и сказал Ему: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое " (Лк. 23:42). Господь отвечал: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:43). Разбойник первым вошел в Царство Небесное. Потом Господь вывел из ада всех праведников и грешников, которые покаялись и захотели пойти за Ним. Те, кто не захотел, остались в аду. Бог никого насильно в рай не тянет. Если вам нравятся ад и бесы, живите с ними. Но тех, кто покаялся, Господь принимает " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Мы, люди Нового Завета, гораздо счастливее: Господь нам дал такую возможность, какой не имели люди Ветхого Завета. Мы можем встречаться с Господом каждый день. Каждый день можем молиться за Божественной литургией, где Господь господствующих и Царь царствующих приходит, чтобы отдать Себя верным. Верные могут каждый день не на руки брать Господа, как старец Симеон, а принимать внутрь, в глубину сердца, души, становясь сотелесными и единокровными с Господом. Всем желаю такой встречи с Господом, особенно в праздники. Приходите в храм в эти дни, общайтесь с Иисусом Христом и будете так же исполнены радости, как был исполнен ею старец Симеон " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2:22-40). По закону Моисееву (Лев. 12) в 40-й день по рождении ребенка мать должна была прийти в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. В то же время, когда Пресвятая Дева и Иосиф Обручник вошли с Богомладенцем в храм, туда пришел и праведный старец Симеон, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Увидев Младенца Иисуса, Симеон взял Богомладенца на руки и изрек пророчество о Спасителе мира: " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля " (Лк. 2:29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: " Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2:35). Слово " Сретение " по-русски означает " встреча " - это встреча Ветхого Завета с Новым. ИА " Вода живая " , 14.02.19 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 2:23 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -2:23 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Не мимоиди Мене апреля 2016 В богослужебной византийской поэзии удивляет не столько игра слов и смыслов с филигранностью рифмы и ритма - это, увы, неуловимо для русского уха, - сколько глубокое исполнение заповеди Христовой: " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне " (Ин. 5:39). Богочеловек говорил о Писаниях ветхозаветных - других в Его время еще не было. И Сам Он начал Свою проповедь в синагоге, прочитав слова из книги Исайи пророка. " Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него " (Лк. 4:17-21). В Своем служении Христос Спаситель многократно указывает на то, что " ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами " - о Кресте Его и Славе (Лк. 4:21).Уже по Воскресении Своем Он толкует Писания ученикам на Эммаусской дороге, зажигая их сердца. Он, став по Воскресении Своем посреде апостолов, отверзает им ум к разумению Писаний (Лк. 24:45). Удивительные открытия ожидают читающего богослужебные книги. Гимнографы, авторы богослужебных текстов, были дивными богословами и искусными поэтами. Они унаследовали апостольскую традицию чтения Ветхого Завета в свете Нового - ведь " поэт " по-гречески означает и пророка, а " богословом " зовется не ученый, написавший множество книг, а тот, кто имеет опыт Встречи с Богом Живым. Непонятные и непонятые слова гимнографов отсылают нас зачастую к дивным и страшным ветхозаветным прообразам дел Христовых. Типологическое - прообразовательное - толкование Писания, такое характерное для православной мысли, пронизывает всю богослужебную поэзию, соединяя видения пророков и проповедь апостолов. Не хотелось бы повторять такие общеизвестные примеры, как Великий канон Андрея Критского, в ткань которого вплелись практически все образы Священной истории Ветхого и Нового Заветов, и Пасхальный канон Иоанна Дамаскина, построенный на последних главах книги пророка Исайи. Образы рассеяны по Октоиху, Триодям, Минеям… В этих книгах нет ссылок, нет параллельных мест, а жаль - мы уже не подражаем Отцам, считавших знание текста Писаний само собой разумеющимся делом, и не всегда можем понять, какое место - или чаще, места - Священного Писания вдохновляет гимнографа, поющего о Тайне Христа Бога.

http://mitropolia.spb.ru/docs/ne-mimoidi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010