Истинный аскет по призванию, Вы, однако, не были монахом напоказ. Широко и высоко понимая задачи монашества, Вы созерцательный аскетизм соединили с практической стороной его и, совершенствуясь внутренне, являли себя нам многополезным общественным деятелем, отзывчивым на все запросы текущей церковной жизни. Вы живо интересовались положением и лучшей постановкой пастырского проповедничества, задачами и успехами епархиальной миссии и религиозно-нравственных чтений и всюду вносили с собой богатую лепту усердия, знания, опыта, а главное – все обновляющую и все побеждающую любовь» 238 . В тот же день около полудня семинарская корпорация вместе с новым ректором архимандритом Неофитом (Осиповым), воспитанниками VI класса и городским духовенством провожали о. Вениамина на вокзале. Поезд опаздывал, и братская прощальная беседа затянулась надолго. Наконец настал момент расставания. Семинаристы напутствовали о. ректора пением многолетия, а некоторые из них даже отправились вместе с ним в переполненном вагоне до Сызрани. При преемнике о. Вениамина семинарская атмосфера стала совершенно иной. Приезжавший в Самару с ревизией представитель Учебного Комитета писал в отчете: «Архимандрит Неофит поступил на должность ректора Самарской семинарии после архим[андрита] Вениамина (ныне ректора Петербургской семинарии); последний при мягкости своего характера был очень близок с учениками; о. Неофит, напротив, с самого начала поставил себя далеко от них; классы он посещал редко, в столовую совсем не ходил, даже на молитве редко бывал» 239 . Ректор Санкт-Петербургской семинарии Архимандрит Вениамин приехал в С.-Петербург и вступил в должность ректора столичной семинарии в трудное для нее время. Учебный процесс и здесь был нарушен революционными событиями: в 1905 году «с октября воспитанники бастовали, а до октября готовили забастовку» 240 . Первая встреча нового ректора с семинаристами состоялась 12 ноября 1905 года. На ней делегаты от воспитанников просили о. Вениамина «поддержать их требования, вызываемые современными событиями». О. ректор «обещал оказать семинаристам полное содействие». В тот же вечер ему была подана обширная петиция 241 . Ее пункты рассматривались не только правлением семинарии. К обсуждению условий, необходимых для нормализации жизни этого закрытого учебного заведения, были привлечены и родители семинаристов. 15–17 декабря в С.-Петербургской семинарии состоялось родительское собрание 242 – подобного прецедента в ее истории не было. Родителям, не уверенным в том, что их сыновья подчинятся семинарской дисциплине, предоставили право готовить детей к весенним экзаменам на дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Синодальный отдел по тюремному служению организовал семинар по повышению квалификации тюремных капелланов на базе университета ФСИН России 13 октября 2023 г. 17:58 Синодальный отдел по тюремному служению провел на базе Санкт-Петербургского университета ФСИН России очередной образовательный семинар — курсы повышения квалификации для тюремных капелланов — священнослужителей, возглавляющих епархиальные отделы тюремного служения в регионах Российской Федерации. Курсы повышения квалификации для тюремных священнослужителей на тему «Особенности религиозно-просветительской деятельности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» организуются Синодальным отделом по тюремному служению совместно с Федеральной службой исполнения наказаний. В течение 10 лет, с 2011 по 2021 год в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников ФСИН России (нынеСанкт-Петербургский университет ФСИН России) прошли переподготовку руководители епархиальных отделов, несущие послушание тюремного служения в городах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации. Начиная с 2022 года курсы повышения квалификации проводятся по обновленной и усовершенствованной обучающей программе, которая составлена с учетом изменившегося за истекшее десятилетие законодательства. Программа образовательного семинара рассчитана на 82 академических часа и состоит из трех образовательных модулей, направленных на повышение квалификации в области специфики духовно-пастырской деятельности священнослужителей в пенитенциарных учреждениях. Для проведения правовой и психолого-педагогической подготовки привлекается профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского университета ФСИН России. Преподавание дисциплин духовно-пастырского модуля возложено на преподавателей Санкт-Петербургской духовной академии . Актуальность проведения семинара обусловлена необходимостью повышения профессионального уровня, теоретической и практической подготовки пастырей Церкви — тюремных капелланов, возглавляющих епархиальное служение по духовно-пастырскому окормлению осужденных, заключенных по решению суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также лиц, приговоренных к альтернативным видам наказаний без лишения свободы, находящихся в ведении Уголовно-исполнительной инспекции (далее — УИИ ФСИН России).

http://patriarchia.ru/db/text/6067193.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Классический тип русского интеллигента Известный петербургский ученый и общественный деятель Георгий Николаевич Фурсей награжден Орденом Дружбы 15.09.2010 516 Время на чтение 3 минуты 9 сентября этого года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко по поручению Президента России вручила Орден Дружбы Георгию Николаевичу Фурсею. Георгий Николаевич - один из редких ныне типажей русской интеллигенции в ее классическом, лучшем и столь остро недостающем современной России виде. Потомок старинного дворянского рода, раненого катаклизмами отечественной истории, но, к счастью, уцелевшего не в изгнании, а на Родине. Вице-президент Российской академии естественных наук, председатель ее Санкт-Петербургского отделения, лауреат государственной премии СССР ученый-физик, организатор и директор Центра электрофизических проблем поверхности, вице-президент Международной лиги защиты культуры, вице-президент Санкт-Петербургского физического общества, член Президиума Российского физического общества, член Президиума Евразийского физического общества, член Международного постоянно действующего комитета международных конференций по вакуумной микроэлектронике, председатель секции физики, член Совета Санкт-Петербургского Дома ученых, член совета Собора православной интеллигенции, член Совета РАН по проблеме " Физика низкотемпературной плазмы " , выученик великой научной школы, которая складывалась до революции, но расцвела и добилась мирового признания уже в Советской России. Георгий Николаевич - человек широчайшего кругозора, любящий и знающий историю, философию, искусство. Ему не свойственен позитивизм и примитивно понятый материализм некоторых его коллег по миру точных наук. Его ум и душа всегда устремлялись к поиску духовной истины и нашли ее в лоне Православного вероучения. Но Георгий Николаевич - не отшельник-ученый, погруженный в научные опыты и философическое созерцание. Это человек, полный общественного темперамента, неравнодушный ко всем проблемам и кровоточащим бедам своей страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/15/kla...

559 Кравчун П. Н. Органы немецких мастеров//Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. Спб. 2005. С. 201. 562 См. Дедюлин В. И., Кипарский Г. Р. Анненшуле. Важнейшие даты в истории и жизни школы. СПБ, 1992. 564 Котляревский А., Шляпников В. Столица органной музыки//Ленинградская правда, 86–87, 13 апреля 1991 г. 571 Тихомирова Елена. Кирочная – без кирхи? Киноманы – без кино?//АиФ-Петербург, 50, 2002. С. 20. 576 Petersburg_ Northwestern_District.html 3 января 2015 г. 577 Глезеров Сергей. О чем молит Анненкирхе 583 См. Имянной список всем бывшим и ныне находящимся в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе штаб-обер-офицерам и кадетам. Ч. 1. Спб. 1761. См. также: Сто-двадцати-пятилетний юбилей Первого Кадетского корпуса. 1732–1857. Спб. 1857. С. 8. 595 Таценко Т. Н. Немецкие евангелическо-лютеранские общины в Санкт-Петербурге в XVIII-XX вв.//Немцы в России. Петербургские немцы. Спб. 1999. С. 269. 597 Бурлаков А. В. «Любовь к отеческим гробам…»//Христианская культура. Пушкинская эпоха. Вып. VIII. Спб. 1995. С. 121. 598 Юрмаев Евгений. Прадед Пушкина жил на Васильевском//Аргументы и факты – Петербург, 32 (104), 1995. 599 Кардиналовский М. А. Отчет к ХХУ-й годовщине основания 1-го военного Павловского училища. Спб. 1888. С. 14. 600 С. Л-г. О лютеранских и реформатских церквах в Петербурге//Православное обозрение, 1863, декабрь. С. 301. 602 Богданов Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга. Спб. 1779. С. 451. 604 Большую часть своего наследства граф вложил в оснащение Кадетского корпуса. Через своих слуг он также помогал нуждающимся своего квартала, не называя при этом себя. Попавшие в затруднительное положение могли рассчитывать на помощь графа. 605 «La muraille parlante», St. Petersburg о. J. und «La Salle de recreation», St. Petersburg, 1791. 606 Jungblut Th. Die Grundung der evangelisch-lutherischen Kirchen in Russland. St. Petersburg. 1855. S. 138. Шван Х.К. Вклад представителей ангальтских княжеств в развитие России в 1763–1856 гг.//Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII – ХХ века). Вып. 5. Спб. 2009. С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В Санкт-Петербургской Духовной Академии открылась выставка, посвященная митрополиту Никодиму (Ротову) и Святейшему Патриарху Кириллу 19 октября, 2009. Редакция " Правмира " Ко дню 200-летия Санкт-Петербургской православной духовной академии, 30-летия Регентского отделения и 80-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) музей СПбДА подготовил выставку, посвященную двум знаменитым иерархам Русской Православной Церкви прошлого и настоящего — выпускникам Академии митрополиту Никодиму (Ротову) и его ученику, ректору Академии, а ныне Предстоятелю Русской Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В экспозиции церковно-археологического музея СПбДА можно увидеть облачения, личные вещи владыки Никодима, первые издания его трудов, собрание фотографий. Другая часть выставки освещает время ректорства в Ленинградских Духовных школах Святейшего Патриарха Кирилла. Выставку в музее Академии могут посетить все желающие. Источник: Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburgskoj-...

Моисей Платонов, бывший здешний воспитанник 1 курса; инспектором – магистр, иером. Мелетий Леонтович, из здешних бакалавров; на философский класс – магистр И. М. Скворцов, ныне доктор богословия, ордин. профессор академии и университета св. Владимира и кафедральный протоиерей в Киеве; на общую словесность – магистр П. Соколов, из воспитанников III курса; на общую историю – кандидат Г. Огиевский, бывший здешний воспитанник 1-го курса, из бакалавров Московской академии; на математику – С. Колеров, III курса; скончался протоиереем и ректором училищ в Кашине (Тверской епархии); на еврейский язык – А. Максимович, II курса. С началом второго курса, на убылые наставнические места опять определены четыре воспитанника здешней академии: двое из кончивших курс в 1821 г. и двое из прежних III курса, именно: магистр Я. Крышинский, на класс общей словесности и французского языка: скончался орд. профессором в 1836 г.; маг. С. Гуляев, на класс математики и еврейского языка: с 1828 г. орд. профессор; маг. А. Пушнов, на класс церковного красноречия и греческого языка: с 1828 г. орд. профессор по классу языков; маг. И. Орлов, на класс общей гражд. истории: впоследствии был орд. профессором Церковной истории. В 1825 г. из воспитанников С.-Петербургской академии определен на класс греческого языка – маг. А. Колоколов. Наконец из восьми ректоров Киевской академии, со времени ее преобразования до настоящего времени, четыре получили высшее образование в С.-Петербургской Дух. Академии, именно: Моисей Платонов, Мелетий Леонтович, Смарагд Крыжановский, и Иеремия Соловьев; из одиннадцати инспекторов семь – бывшие воспитанники С.-Петербургской академии: Мелетий Леонтович, Смарагд Крыжановский, Нил Исакович , Иеремия Соловьев , Иоанникий Горский, Даниил Мусатов (скончался ректором Екатеринославской семинарии) и Леонтий Лебединский (ныне ректор Владимирской семинарии). В Московскую Дух. Академию, в разные годы, поступили из здешней академии: И. Загорский (ныне протоиерей в Москве), Е. В. Амфитеатров , ныне ордин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

" Дорогие наши выпускники, начальствующие, учащие и учащиеся! Вот и закончился еще один учебный год - река времени течет вперед, набирая все большие и большие обороты. Сегодня мы последний раз в этом учебном году вместе собрались в этом храме для того, чтобы совершить Божественную Литургию, возблагодарить Бога за Его великие благодеяния - ведомые и неведомые, те, которые еще предстоят нам на жизненном пути. Хотелось бы поблагодарить всех начальствующих, учащих и учащихся за те труды, которые они понесли в учебном году, за те знания, которые мы передавали и получали, за то, что мы учились друг у друга, делая ошибки и вместе исправляя их. Верю - еще долгие и долгие годы нам предстоит вместе продолжать осваивать уроки жизни так, как хотел бы от нас это видеть Господь " . С особыми словами владыка Амвросий обратился к епископу Маркеллу, поблагодарив его за живую и горячую любовь к родной Духовной школе, а также за полученные от него советы:  " Именно от Вас я перенимаю информацию о тех традициях, которые всегда приличествовали Духовной школе в городе на Неве. Сердечно благодарю вас, владыка, за вашу искреннюю и неподдельную дружбу " . Владыка приветствовал и епископа Армавирского и Лабинского Игнатия, в свое время также окончившего Санкт-Петербургскую духовную академию:  " Поздравляю вас с первой архиерейской службой в этом храме и желаю, чтобы усвоенные в нашей академии духовные традиции распространялись и передавались дальше по епархиям Русской Православной Церкви " . " Сердечно благодарю Вас, дорогие братья и сестры, за совместное служение, хора - за молитвенное пение и желаю всем вам хорошего отдыха в предстоящие летние месяцы, желаю, чтобы от него была и духовная польза, чтобы он проходил не в бессмысленном расслаблении, но вы смогли бы использовать это время с духовной пользой:  прочитать то, что не успевали прочитать здесь, совершить паломнические поездки - приобщиться к святыням, к мудрости и святости прежде живших и ныне живущих подвижников благочестия, соприкосновение с которыми оставляет глубочайший след в жизни каждого человека, такой след, который не способен оставить ни один самый блестящий богословский курс, если он усваивается не практикой жизни, а всего лишь отвлеченной теорией.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Без подписи. Июня 17 дня, 1802 года. 4. В ЯМБУРГСКОЕ ДУХОВНОЕ ПРАВЛЕНИЕ. Села Керстова священно-церковнослужителей ПОКАЗАНИЕ. По силе Его Императорского Величества указа из Санкт-Петербургской Духовной Консистории о рапортовании оной: 1., есть ли для священно-церковнослужителей дома, выстроенные на церковные суммы, 2-е. Велик примерно доход их, священноцерковнослужителей, получаемый ими за молитвование, крещение младенцев, за браковенчание и отпевание умерших и за исправление прочих христианских треб, а равно и от земли хлебопашенной, сенокосной и огородной; 3-е. До какой суммы простираются церковные доходы и расходы в году и сколько ныне в остатке оных имеется. – Покорнейше мы нижеподписавшиеся сим оному Духовному правлению объясняем: 1-е. Дома у Священника, Диакона, Дьячка и пономаря собственные; 2-е. Доходы простираются от всех треб, исправляемых нами – Священнику 80 р., Диакону 42 р., Дьячку 22 р., и Пономарю 22 р., земли хлебопашенной не имеется, от огородов только получаем за одно обработание. – От господина Дубянского священнику ржи 6. Ячменя и овса по 6-ти четвертей, от его же Дубянского со крестьян сбирается по доброхотному их деянию разным хлебом на клир ржи и ячменя 11-ть четвертей; вотчины Графини Головкиной ржи 9-ть и ячменя тоже число. А всего в год священнику разного хлеба собирается 24-ре, диакону 14-ть, дьячку и пономарю тоже число против диакона, (т. е. по 7-ми четвертей как подправлено); в прошедшем году состояло церковного прихода 360 р., расхода 150 р., а за сим ныне в наличии остаток всей суммы состоит 826 р. 23 к. – Каковым рапортом Ямбургскому Духовному Правлению почтеннейше представляем 1806 года, октября 9 дня. Без подписи. Примечание. Эта копия снята с чернового объяснения, сохранившегося между бумагами, с разными помарками и без подписи; есть еще дуплет сего объяснения. Священник Михаил Озеров. 5. 1845 года, марта 8 дня, дворянство Ямбургского уезда, имея в виду Высочайше утвержденный 15 мая 1843 года – штат сельских причтов при церквах С.-Петербургской Епархии, коим постановлено от правительства жалованье священно и церковнослужащим, дарованное им с целью прекратить всякое требование платы за требы, желая независимо от того споспешествовать к улучшению быта сельских священно и церковнослужителей с одной стороны. А с другой ввести уравнительную плату за разные требы и службы церковные по всем приходам уезда, с тем вместе прекратить обременительное неравенство ружного сбора, существующее в приходах, составило при сем прилагамое расписание платы за службы и молебны и взносы ружного хлеба, отменяя все доныне в приходах уезда существующие под каким бы то названием не было, сборы, платы за требы, молебны и пособия, назначенные до сего времени от помещиков в пользу священно и церковнослужителей православного исповедания. Впрочем, дворянство представляет себе право если впоследствии оно найдет нужным, сделать изменение в сем постановлении по усмотрению своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Бюджеты обществ формировались за счёт членских взносов, одноразовых пожертвований, ежегодных благотворительных балов, а также завещанных сумм. Так, генерал О. Августинович завещал в 1887 г. петербургскому благотворительному фонду 46 тысяч рублей. Видным благотворителем и меценатом был генерал А. Ф. Шанявский (1837–1905 гг.), по выходе в отставку – крупный золотопромышленник. На его средства содержались Женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге, были построены гимназия для бурятов в Иркутске, сельскохозяйственная школа в Чите, здание Благотворительного общества помощи бедным римско-католического вероисповедания в Москве. На завещанные им средства в 1908 г. по императорскому указу в Москве был открыт Университет им. Шанявского (ныне Российский государственный гуманитарный университет), а в 1911 г. построено отдельное здание университета с лабораториями. В 1890-е годы в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе при благотворительных обществах создавались воспитательные дома для мальчиков и девочек, в том числе для детей рабочих. В начале ХХ века возник новый тип благотворительных католических организаций – общества взаимной помощи рабочих (в Санкт-Петербурге – на Путиловском заводе), расширилась сеть благотворительных обществ при католических приходах. Во время Первой мировой войны католические приходы и благотворительные организации оказывали помощь жертвам войны и переселенцам, в том числе военнопленным, открывали ночлежные дома, воспитательные учреждения для детей, пункты питания и др. C момента основания Санкт-Петербурга жившие там католики (к середине XIX века их число превысило 30 тысяч человек) не имели своего места погребения усопших. Католиков хоронили сначала на Сампсониевском иноверческом кладбище, открытом ещё в 1711 году, затем на Смоленском и Волковском лютеранских кладбищах. В 1852 году священник церкви Св. Екатерины доминиканец Доминик Лукашевич при активной поддержке митрополита Могилёвского Головиньского И. Ходатайствовал об отводе для католического некрополя участка земли на Выборгской стороне. Российское министерство внутренних дел поначалу ответило отказом, но после повторного обращения 2 января 1856 года император Александр II разрешил открыть кладбище и 26 мая 1856 года Выборгское кладбище было освящено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О разлучении от совместного сожительства придворного гайдука Дмитрия Казанцова с женою его Анною Фёдоровою по нежеланию их продолжать совместную жизнь и о воспрещении им вступления во второй брак По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав взношенной из Санкт-Петербургского Духовного Правления выписки из дела, произведённого по прошению двора Её Императорского Величества гайдука Димитрия Самуилова сына Казанцова о жене его Анне Фёдоровой дочери, которую он, Казанцов, в прошлом 1737-м году, будучи в Москве, понял себе вдовою после бывшего в Вотчинской Коллегии канцеляриста Андрея Кривошеина во второе законное супружество, но, оставя её в Москве, поехал в Санкт-Петербург, а потом произошло несогласие: 1) что он, Казанцов, приказывая ей быть за собою в Санкт-Петербурге же, писал, и она, Анна, те письма получила, токмо к нему не поехала, для того что-де за начёты по делам первого её мужа Кривошеина держана была под караулом, и до окончания тех счетов отъехать было невозможно; 2) когда она, Анна, к нему сюда выслана, то-де она жить с ним не хотела, объявляя себя якобы болезнующу, сама же от дому отлучалась (как он, Казанцов, показывал) в небытность его неведомо куды, а она, Анна, те отлучки показала с соизволения его, мужня, к зятю своему и к сестре, у которых и сам он, Казанцов, вкупе с нею гостил; 3) в феврале 1739-го года месяце она, Анна, бежав от него, Казанцова, уехала паки в Москву и тамо (как он же, Казанцов, сказывает) со многими прелюбодействовала, которые-де прелюбодейства показал допросом в Санкт-Петербургской губернской канцелярии человек её, Аннин, Андрей Мартинов, кроме же того, свидетельства не имеется; а она, Анна, сказала, что в Москву уехала от нестерпимых его, мужниных, побоев, понеже-де он, Казанцов, сам с своею девкою прелюбодействовал, о котором его прелюбодействе свидетельства не показано ж; а побои подлинно были; ныне же, как он, Казанцов, так и она, Анна, обои, не хотя в том супружестве жить, просят, чтоб о разлучении их указ учинить

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010