частично) в Тобольске, соединившей традиц. тобольскую композицию «кораблем» с с.-петербургским барокко Б. Ф. Растрелли . Шедевром тобольского барокко был Покровский храм в Туринске (1769 - после 1774; датируется по: Гос. учреждение Тюменской обл. Гос. архив в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 2. Д. 2042. Л. 3), известный только по фотографии низкого качества. Это был одноэтажный храм, четверик к-рого был перекрыт высоким сводом с изломами и увенчан 9 главами. Боковые главы имели постаменты прихотливых рокайльных очертаний: полуглавия (по сторонам света) и люкарны (по диагонали). Центральная глава возвышалась на невысоком восьмерике с круглыми окнами. Колокольня, намного превосходившая храм по высоте, состояла из 3 вытянутых четвериков с барочным завершением со шпилем. Близкой к Покровской ц. была, по всей видимости, 2-этажная Ильинская ц. в с. Усенинове (1774-1779; датируется по: Архив ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 6890. Л. 1-1 об.), известная только по описанию. Туринская Покровская ц. послужила образцом для неск. храмов, построенных к западу от Туринска, на р. Нейве (Алапаевский р-н). Самым ярким из них является заводская ц. Преображения в Н. Синячихе (1794-1823) - укороченный 2-этажный вариант образца. В скромной Петропавловской ц. Сусанского завода (ныне пос. Нейво-Шайтанский; 1797-1821) образец редуцирован до одноглавого варианта, в Троицкой ц. Алапаевского завода (с 1912 собор; 1793-1841) - до 5-главого, но в грубой классицистической трактовке. Собор во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. 1758-1768 гг. Фотография. Нач.. XX в. Собор во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. 1758-1768 гг. Фотография. Нач.. XX в. Храм св. Анны в Екатеринбурге, заложенный в 1733 г., был разобран в 1735 г. по приказу В. Н. Татищева, так что 1-м каменным храмом города стал т. н. Малый Златоуст (по приделу) - ц. Сошествия Св. Духа (1755-1768, не сохр.) - скромная, достаточно архаичная нарышкинская постройка типа восьмерик на четверике, не характерная ни для приуральской, ни для тобольской традиции. Проект горного собора св.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Последние приносят в церковь свечи и читают перед иконою канон по старопечатным книгам. Прихожан при церкви числится 211 м. п. и 224 ж. п. Причт помещается в церковном доме. Нейво-Рудянский завод . Успенская церковь . Нейво-Рудянский завод находится в 68 в. к северу от Екатеринбурга на реке Нейве, близ станции Рудника Пермь-Тюменской ж. д. Почва песчано-глинистая. Климат не совсем здоровый: распространены болезни брюшной тиф и скарлатина. Нейво-Рудянский завод построен в 1810-м году, и получил название от р. Нейвы и рудных месторождений. Для работы на заводе переселены были владельцами крестьяне из средней России, все раскольники. Часть из них впоследствии обратилась в единоверие. Жители работают на заводе, принадлежащем гр. Стенбок-Фермор, на золотых приисках. Некоторые занимаются торговлей. Деревянный однопрестольный храм построен в 1844 г. на средства заводовладельца А.И. Яковлева, и освящён 15-го октября того же года. До этого же времени была часовня, сначала раскольническая. Храм покрыт железом, внутри оштукатурен и окрашен тёмно-серой масляной краской; снаружи окружён деревянною оградой. В церковном иконостасе есть две иконы, взятые из раскольнической часовни: Рождества Христова – вышиной один аршин, шириной 13½ вершков, и Казанский образ Божией Матери – вышиной 1 аршин, ширина 15 вершков, писанные в лето 7384-е 23 декабря и августа 14-го, как значится в надписях на этих иконах. Кроме обычных крестных ходов, в заводе с 1872 года совершается в конце мая крестный ход для встречи Верхне-Тагильской чудотворной иконы Знамения Пр. Богородицы. Икона эта приносится из Верх-Нейвинского завода, остаётся в Нейво-Рудянском заводе одну неделю, и отправляется в Верхне-Тагильский завод. Совершается это в память прекращения в заводе лихорадочной болезни и скотского падежа, продолжавшихся около двух лет. Согласно желанию общества, в заводе открыто с 1872 года мужское земское училище, помещающееся с 1885 года в собственном здании. Ревдинский завод. Свято–Троицкая церковь . Раскольники были первыми поселенцами Ревды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 мая 1886 г. М. был назначен епископом Оренбургским и Уральским. При М. было открыто более 200 приходов, в т. ч. оренбургский храм арх. Михаила (1886), церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1889) при жен. училище и прп. Сергия Радонежского (1894) при женской гимназии. В Оренбургском у. были освящены храмы Казанской иконы Божией Матери (1887) в пос. Филипповском, арх. Михаила (1888) в с. Подстепенском, вмч. Димитрия Солунского (1890) в с. Марьевка, Казанской иконы Божией Матери (1890) в дер. Сенцовка, арх. Михаила (1891) в дер. Новобогдановка, святых Космы и Дамиана (1891) на Саратовском хуторе, вмч. Димитрия Солунского (1893) в с. Александровка, свт. Николая Чудотворца (1894) в дер. Новоникольская (Каринка), свт. Николая Чудотворца (1894) при жен. общине г. Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) и мн. др. При М. в Орском у. были освящены церкви Покрова Пресв. Богородицы (1889) в пос. Подгорный, арх. Михаила (1891) в пос. Жёлтый, вмч. Георгия Победоносца (1892) в дер. Бердяш, арх. Михаила в пос. Калпацкий (1894), апостолов Петра и Павла (1895) в дер. Петровка и др.; в Верхнеуральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1890) в пос. Владимирский, прп. Сергия Радонежского (1891) в с. Инзерское, свт. Николая Чудотворца (1894) в пос. Чесменский и др.; в Троицком у.- храмы Вознесения Господня (1887) в дер. Николаевка, св. кн. Александра Невского (1890) в сельце Демарино, Трех святителей (1893) в пос. Медведский и др.; в Челябинском у.- церкви святых Космы и Дамиана (1889) в дер. Никольская (Раззориха), апостолов Петра и Павла (1890) в пос. Коркинский, Казанской иконы Божией Матери (1891) в пос. Луговой, Святой Троицы (1892) в с. М. Дерягино и др.; в Уральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1891) в станице Трекинской, Крестовоздвиженская (1891) в пос. Шилинский и др. Устроены тюремная ц. вмч. Пантелеимона (1889) и Введенская ц. (1893) при жен. гимназии в г. Уральске. В г. Кустанае построен храм арх. Михаила (1889), освящены церкви святых Кирилла и Мефодия (1891) при министерской школе и Иверской иконы Божией Матери (1894) при жен. общине ( Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900. Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

был урегулирован конфликт местных властей с общиной Рождество-Богородичного храма в г. Красный Луч Ворошиловградской обл., к-рую облагали штрафами за попытку расширения церковного здания. 24 нояб. было принято разрешительное постановление о завершении реконструкции церкви. К нач. 1988 г. в епархии насчитывалось 143 зарегистрированных прихода, из них 88 в Донецкой обл. и 55 в Ворошиловградской обл. В 1988 г. в ходе перестройки был возобновлен ряд храмов. Первым стало решение Совета по делам религий при СМ СССР от 28 янв. 1988 г. о регистрации общины в г. Дружковка Донецкой обл. 14 окт. возвращен храм в с. Новокраснянка Кременского р-на Ворошиловградской обл. 28 окт. зарегистрирована община в пос. Ясеновском Ровеньковского горсовета Ворошиловградской обл. 16 нояб. открыт храм в Кировске Ворошиловградской обл. 14 окт. принято решение о регистрации Никольской общины в Жданове Донецкой обл. и о проведении реконструкции молельного дома, рядом с к-рым в 1989 г. началось строительство Никольского собора (окончено в 1993). 16 нояб. 1988 г. впервые в практике местных уполномоченных общине РПЦ в Волновахе разрешили разобрать ветхий храм и построить новый, а в с. Дмитровка Шахтёрского р-на Донецкой обл. было разрешено восстановить сгоревшую церковь. Более 20 храмов было возвращено верующим в 1989 г. В Ворошиловградской обл.: в с. Ст. Айдар Станично-Луганского р-на, в пос. Павловка Свердловского горсовета, в с. Николаевка Попаснянского р-на, в с. Городище Беловодского р-на, в с. Смолянинове Новоайдарского р-на, в г. Попасная, в пос. Новосветловка Краснодонского р-на, в с. Гречишкине Новоайдарского р-на, в с. Новороссошь Новопсковского р-на, в с. Варваровка Кременского р-на, в с. Хорошем Славяносербского р-на, в пос. Красный Кут Антрацитовского р-на, в с. Благовка Ровеньковского р-на. В Донецкой обл.: в пос. Николаевка Славянского горсовета (общине позволили начать строительство нового храма вместо временного молитвенного здания), в пос. Володарское, в г. Горняк, в г. Иловайске, в г. Макеевка, в пос. Зайцево (в черте Горловки), в Новоазовске, в пос. Владимировка Волновахского р-на, в пос. Благодатное Волновахского р-на, в с. Грабове Шахтёрского р-на. В связи с увеличением числа приходов в Донецкой и Ворошиловградской (с 1990 Луганской) областях для управления ими 13 дек. 1988 г. был хиротонисан еп. Славянский, викарий Одесской епархии Иоанникий (Кобзев) . 19 февр. 1990 г. еп. Иоанникий стал епископом Донецким и Ворошиловградским (с мая 1990 Донецкий и Луганский). Еп. Иоанникий жил в Луганске из-за отсутствия в Донецке вместительного кафедрального собора и епархиального дома.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Пос., 1914); «Письма прот. В. Н. Амфитеатрова к Машкиным» (Серг. Пос., 1914); «Служба Софии – Премудрости Божией» (Серг. Пос., 1914); «Не восхищение непщева»; 861 «К суждению о мистике» (Серг. Пос., 1915); «По поводу книги Н. М. Соловьева Научный атеизм» («Богословский вестник», 1915, 6); «Около Хомякова (критические заметки)» (Серг. Пос., 1916); «К библиографии Н. И. Надеждина» («Богословский вестник», 1916, 2); «Письма проф. Московской Духовной академии к А. А. Лебедеву » (Серг. Пос., 1916); «Памяти Вл. Фр. Эрна» («Христианская мысль», 1917, 1112); «Письма архимандрита Феодора (А. М. Бухарцева 862 ) к казанским друзьям» (Серг. Пос., 1917); «Данные к жизнеописанию арх. Серапиона (Машкина)» (Серг. Пос., 1917); «Троице-Сергиева лавра в России» (в сборнике «Троице-Сергиева лавра», Серг. Пос., 1919); «Храмовое действо как синтез искусств» («Маковец», 1922, 1); «Небесные знамения» («Маковец», 1922, 2); «Земной путь богоматери» («Маковец», 1922, 2). Это лишь половина названий, которые, кажется, говорят сами за себя. П. А. Флоренский не просто рядовой поп, это ученейший воин черносотенного православия, махрового идеализма, беспросветной мистики. С 1911 по 1917 г. он редактировал «Богословский вестник», до того печатал свои профессорские отзывы на диссертации вновь испеченных теологов в «Протоколах заседаний Совета Московской Духовной академии». Однако П. А. Флоренский чутко воспринимает (интуицией!) дух времени. Вперемежку с «Небесными знамениями» и «Храмовым действом», он напечатал и «Вычисление электрического градиента на витках обмотки трансформатора» («Бюллетень технического отдела Главэлектро», М., 1921) и «Мнимость в геометрии» (М.: «Поморье», 1922). 863 Вот эта последняя книжка может послужить нам верным путеводителем. По ней мы разгадаем, что, собственно, надо понимать под «опытом», под интуицией. Там мы читаем: «Думается, предложенное здесь истолкование мнимостей связи со специальным и с общим принципами относительности, по-новому освещает и обосновывает то аристотеле-птолемее-дантовское миропредставление, которое наиболее законченно выкристаллизовано в «Божественной комедии» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Всех действовавших при немцах храмов в Пскове было 8: Собор, Михаила Арх[ангела] церковь, Варлаама Хутынского, Дмитриевская, Алексиевская, Бутырская, Пантелеимона и Мироносицкая. Три из них (Алек[сиевская], Миронос[ицкая] и Бутырская) не осмотрены, потому что еще не были разминированы. Случайно или намеренно (для привлечения и ожидаемого взрыва) Мих[айло]-Арх[ангельская] церковь и приделы в Пантелеимоновой и Димитриевской церквах совершенно целы (иконостасы) и в них можно сразу же начать службу, но утвари и в них никакой нет: все вывезено. В районах при немцах действовало 13 церквей: Лебятковская, в пос.Торошино, на ст.Торошино, Палицкая, в пос. Пескови чи, в пос.Бельском, в пос.Верхолино, в пос.Криновицы, в пос.Корлы, в пос.Комно, в пос.Кусва, и в б[ывшим] Сироткинском монастыре, в пос.Устье. Из них 3 церкви (Торошино - погост, Торошино на станции и Палицкая) уничтожены немцами, в Корлах - пострадала, в Песковичах обращена немцами в колонию, в Комно - загажена. В Кусве производится богослужение доселе единственным оставшимся священником о.Мих.Павл..Смирновым. Все остальные священники эвакуированы немцами - насильно или добровольно. Из них известны: прот. К.Зайц, прот. Шенрок, свящ. Конст[антин] ( кн. Шаховской), свящ. Геннадий Бенигсен, свящ. Ив.Спир.Иванов, свящ.Анатолий Кушников, свящ. Иванов, свящ. Ионов, Ефимов, свящ. Петр Жарков, свящ. Калиновский, свящ. Жунда, свящ. И.Ширяев, свящ. Н.Десятинский, свящ. Сер. Донцов, иером. Амфилохий и иером. Сергий. Таковы результаты осмотра храмов и города. 10-го, в четверг, в 11.30 утра, мы с проф. Мавродиным д[олжны] были уехать. Нас провожали на аэродром В.В.Смирнов (секретарь Горкома), С.Н.Давыдов, о.Н.И.Ломакин. Далее мы блуждали опять, ища аэродром, наконец, тот же Л.П.Яковлев помог отыскать его. Летчик Волков прибыл на том же самолете, и мы в 4 ч[аса] вылетели. В 5.45 мы были уже на Ленингр[адском] аэродроме, прекрасно пролетев пространство. К 8 ч[асам] вечера я уже был дома, любезно доставленный на аэродромной машине. 11-го был в канцелярии, 12-го - у А.И. Кушнарева, где все ему рассказал (а накануне в Облисполкоме Е.А.Беловой).

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Как-то зашли в церковную лавку, Олег решил купить несколько книг. С того все и началось. Сначала Ступичкины приходили в церковь трижды в неделю, потом каждый день. К моменту приезда на Урал у батюшки Олега был уже приличный опыт священнослужения. Когда два года назад Ступичкины узнали, что будут жить в историческом месте - месте гибели князей Романовых - то без промедления решили переехать в окрестности Алапаевска. Взяв ящик книг да четверых детей - Зою, Веру, Ксению и маленького Ивана, - Ступичкины переехали в Нейво-Шайтанск. Батюшку в поселке полюбили сразу же. Он оставался в церкви до поздней ночи, готов был выслушать любого человека. Говорил и с пьяными, и с сумасшедшими. - На Руси ведь спились самые добрые и самые настоящие люди, - любил говорить он. Девчонки прибегали в дом священника перед экзаменами - чтобы не страшно было идти в школу. Двери избы Ступичкиных открывались для всех. Именно батюшка Олег научил прихожан петь хоры, именно он организовал реконструкцию ветхого храма. Настоятель церкви сам сделал гигантский деревянный крест, вырезал на нем узоры (в молодости вырезка по дереву была его основной профессией). И сам (!) донес стокилограммовый крест до вершины местной горы, где вкопал глубоко в землю. Однажды батюшка Олег на несколько дней остался один - жена вместе с детьми уехала в Среднеуральский монастырь. С того времени осталась маленькая монетка - с одной стороны обыкновенная, а с другой - до блеска натертая пальцем. Священник молился за своих родных и так скучал, что во время молитв превратил монетку в маленькое зеркальце.   Вдова простила убийц мужа. Уметь прощать Осиротевшая семья Ступичкиных не останется в поселке. Вдова и дети собирают вещи. Теперь они будут жить в монастыре под Среднеуральском. На лампе в доме убитого священника висят ангелочки. — Не дело ходить с сумой по свету, — говорит матушка Марина. Она не спала всю ночь, но ее глаза излучают какой-то особый свет. — Поэтому ни я, ни дети ни в чем не нуждаемся. Но если бы помогли восстановить до конца наш храм — это было бы замечательно.

http://pravmir.ru/ubijstvo-dobrogo-pasty...

Били молотками Уральский поселок Нейво-Шайтанск погружен в траур. К храму подъезжают десятки машин. Место гибели 41-летнего батюшки Олега усыпано цветами. Прихожанки плачут. Плачет священник, читающий молитву. Кажется, что запах гари глубоко въелся в стены храма. В трехтысячном поселке, что в 40 километрах от Алапаевска, все знают друг друга в лицо. И никто понять не может, что понадобилось двум подонкам от священника, которого местные жители буквально боготворили. Убийцы вытащили из горящего храма 21 икону. — Это был просто предлог, чтобы совершить преступление, — сестра Любовь утирает слезы платком. Она и другие прихожанки выбежали этой ночью из своих домов в одних ночных рубашках. Сначала помогали тушить пламя, а потом пытались успокоить матушку, которая к концу ночи просто уже не имела сил плакать. Женщин не успокоила и новость о том, что двух преступников быстро сумели поймать. После убийства Роман Сухачев и Сергей Давлятшин отправились в Алапаевск прямо по трассе. Их подозрительную «прогулку» заметили несколько водителей машин, которые позже описали их внешность сотрудникам милиции. Оба преступника работали на местном предприятии — «Пилораме». Сами жили в Алапаевске. В местной церквушке появились только один раз — в день убийства, на утренней молитве. Присмотрелись к иконам. Вечером якобы собрались уехать домой, но остались в поселке и крутились у продуктового киоска. Отследив, что закончилась вечерняя литургия, направились к церкви. Оставшись с батюшкой наедине, стали ему угрожать. После чего пустили в ход молотки. Сбегая с места преступления, облили тело священника бензином, сверху бросили скамейку, чиркнули зажигалкой. Убийцы взяли с собой лишь маленькие иконы. Остальные, те, что были больше метра в высоту, закопали в снегу на кладбище, решив прийти за ними потом. До Рождества оставалось всего три часа. Олег и Марина были счастливы вместе 21 год. Любимец поселка Олег и Марина Ступичкины прожили вместе 21 год. Поженились еще во время учебы в оренбургском институте, о религии тогда даже не думали.

http://pravmir.ru/ubijstvo-dobrogo-pasty...

Учреждена Архимандрия в 1806 году, на основании указа 1797 года Ярославской Ярославский Толгский В 1793 году по докладу бывшего Синодального Господина Обер-Прокурора Мусина-Пушкина ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Высочайше указать соизволила оного монастыря Игумена произвести в Архимандрита с тем, чтобы и впредь в оном Монастыре быть Архимандритам Углицкий Алексеевский В 1798 году учреждена Архимандрия, на основании указа 1797 года Псковской Елиазаровский В 1804 году по докладу Синода Высочайше повелено состоящий в Псковской Епархии Снятогорский монастырь обратить в Архиерейский дом, а штат оного Снятогорского монастыря с учреждённой в нём Архимандрией перевести в означенный Елиазаровский Спасо-Мирожский В 1798 году учреждена Архимандрия, на основании указа 1797 года Рязанской Троицкий Рязанский В 1798 году учреждена Архимандрия, на основании Указа 1797 года Тверской Успенский Желтиков В 1798 году учреждены Архимандрии, на основании указа 11797 года Старицкий Успенский Екатеринославской Балаклавский Георгиевский В 1806 году при учреждении оному монастырю штата положено быть в нём Настоятелю, но не сказано именно, Игумену ли или Архимандриту. Ныне состоит Архимандрит, которому в 1808 году, Января 3, по Именному Высочайшему Указу, состоявшемуся на доклад Синода, повелено производить жалованье Игуменское по 200 рублей Могилёвской Полоцкий Богоявленский братский Учреждены Архимандрии в 1798 году на основании Указа 1797 года, но на своём содержании, без штата Могилёвский Богоявленский братский училищный Витебский Марков Оршанский Кутеенский Богоявленский В 1805 году учреждена Архимандрия, на основании указа 1797 года, на своём содержании, без штата Минской Грозов Иоанно-Богословский Учреждены Архимандрии в 1798 году, на основании указа 1797 года, но на своём содержании, без штата Брестский Симеоновский Калужской Лихвинский Покровский Добрый Учреждена Архимандрия в 1802 году, на основании указа 1797 года Перемышльский Троицкий Лютиков Учреждена Архимандрия в 1807 году, на основании указа 1797 года

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 70-х гг. XIX - нач. XX в. построены церкви: в ст-це Урлютюпской (ныне с. Урлютюб Железинского р-на) - во имя арх. Михаила (деревянная, 1870), в ст-це Чернорецкой (ныне с. Чернорецк Павлодарского р-на) - во имя ап. и евангелиста Матфея (деревянная, 1875), в пос. Пяторыжском (ныне с. Пятирыжск Железинского р-на) - во имя апостолов Петра и Павла (деревянная, 1881-1887), в пос. Черноярском (ныне с. Черноярка Павлодарского р-на) - во имя свт. Николая Чудотворца (деревянная, 1881-1887), в пос. Осморыжском (ныне с. Осьмерыжск Теренкольского р-на) - во имя свт. Николая Чудотворца (каменная, 1906-1908), в пос. Лебяжье (ныне с. Аккулы Аккулынского р-на) - Троицкая (деревянная, 1908), в с. Александровском (ныне с. Александровка Шарбактынского р-на) - во имя Св. Троицы (деревянная, 1909-1910), в г. Иртышске (ныне с. Ертис Ертисского р-на) - во имя блгв. кн. Александра Невского (каменная, 1912-1914), в пос. Ермак (ныне г. Аксу) - во имя свт. Николая Чудотворца (каменная, 1913-1916), в пос. Гавриловском (впосл. с. Гавриловка Павлодарского р-на, ныне не существует) - во имя вмч. Георгия Победоносца (деревянная, 1914). В нач. XX в. во мн. населенных пунктах Павлодарского у. были открыты молитвенные дома. В 1895-1917 гг. на территории П. и Э. е. действовал миссионерский стан Киргизской духовной миссии , к-рый сначала находился в пос. Черноярском, а в 1907 г. был перенесен в пос. Александровский Павлодарского у. В Памятной книжке Семипалатинской обл. на 1898 г. также упоминается Баян-Аульский стан. С установлением советской власти начался процесс закрытия храмов и молитвенных домов, церковные здания передавались под размещение культурных и хозяйственных учреждений. В 1923-1925 и 1927-1929 гг. существовало обновленческое (см. ст. Обновленчество ) Павлодарское викариатство раскольничьей Семипалатинской епархии, к-рое возглавляли: «архиепископ» Михаил Фивейский (16 июля 1923 - 27 нояб. 1925, первоначально как «епископ»), «епископ» Петр Добринский (янв.-май 1925, фактически епархией не управлял), «епископ» Александр Четыркин (20 дек. 1927-1929). В 1929-1932 гг. действовала обновленческая Павлодарская епархия, входившая в состав раскольничьей Казахстанской митрополии. Епархию возглавляли: «епископ» Сергий Волков (сент. 1929 - нояб. 1930), «архиепископ» Виктор Путята (нояб.-дек. 1930, фактически епархией не управлял), «епископ» Иоанн Симонов (8 янв.- 19 марта 1931). В 1923-1931 гг. кафедра обновленческих «архиереев» располагалась в Троицком соборе Павлодара.

http://pravenc.ru/text/2578627.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010