начальное Ольгинское училище, Городской родильный дом им. А. А. Абрикосовой. Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Путинках. 1649–1652 гг. Фотография. Нач. XX в. Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Путинках. 1649–1652 гг. Фотография. Нач. XX в. Продолжилась традиция строить храмы и богадельни в память событий из жизни правящей семьи: Коронационное убежище - ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в странноприимном убежище в память «Священного коронования» в 1896 г. последнего императора на территории старинного Преображенского дворца царя Алексея Михайловича (1898-1901, проект А. Л. Обера, архит. А. Ф. Мейснер) с элементами ярославской архитектуры XVII в.; Никольская ц. при Императорском (Катковском) лицее (1875-1879, архит. А. Е. Вебер, не сохр.) в память цесаревича Николая Александровича, сына имп. Александра II. Церковь во имя свт. Митрофана, еп. Воронежского. 1895 г. Архит. Г. А. Кайзер. Фотография. 2017 г. Церковь во имя свт. Митрофана, еп. Воронежского. 1895 г. Архит. Г. А. Кайзер. Фотография. 2017 г. IV. Русский стиль как государственный и имперский архитектурный образец. С 70-х гг. XIX в. в центре М. старая застройка уступает место новым сооружениям гос. масштаба и просветительского характера, для них используется рус. стиль, к-рый в М. играет роль официального, или государственного, стиля. В нем соединяются совр. конструктивные возможности с декоративными и композиционными принципами архитектуры М. сер. XVII в.- времени расцвета рус. купечества. В сев. части Красной пл. на месте бывшего здания Земского приказа строится Исторический музей (1875-1883, архит. В. О. Шервуд, инженер А. А. Семёнов). На участке Воскресенской пл. и прилегавших к ней ворот возникает здание Московской городской думы (1890-1892, архит. Д. Н. Чичагов). В 1893 г. напротив стен Кремля возводятся Верхние торговые ряды (архит. Померанцев). В использовании форм этого стиля архитекторам помогало знание древнерус. зодчества и опыт реставрационных работ. Один из мастеров рус. направления, Н.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Стилизаторы сер. XIX в. начали обращаться к древнерус. образцам. В проектах К. А. Тона классическая ярусная композиция, увенчанная луковичной главой, не слишком удачно сочеталась с фантастическими «русско-византийскими» мотивами (К. московского Симонова Нового мон-ря, 1835-1839; не сохр.). Более выразительны были К. с шатровыми завершениями: гигантская 5-ярусная К. Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры в русском стиле (1891-1900; архитекторы А. А. Латков, Н. В. Султанов (?)) точно воспроизводит формы московско-ярославского зодчества XVII в. Псевдорус. граненая К. мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове под Рязанью (1901; архит. И. С. Цеханский) считается одной из самых высоких в провинции (76 м). Однако действительно необычные архитектурные решения были редкостью, как, напр., К. Софийского собора в Вологде (60-е гг. XIX в.), где причудливо соединились русские и неоготические мотивы. К. при храме в усадьбе Богучарове под Тулой (1892-1894; архит. Султанов) копирует кампанилу собора Сан-Марко в Венеции. Московская церковь «под колоколы» на Рогожском кладбище (1907-1910) имеет выразительную 3-частную композицию и оригинальную трактовку древнерусских мотивов. Удачными в стилистическом отношении были поиски А. В. Щусева: он обратился к псковским образцам и предложил новаторское решение парных звонниц Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве (1907-1912). Градостроительную роль К. как в Европе, так и в России сложно переоценить. Башнеобразные К. всегда являлись главными высотными доминантами среди малоэтажной городской, а тем более сельской застройки. Живописные силуэты разнообразных К., от остроконечных шатровых до причудливых барочных, со шпилями и скульптурными украшениями, неизбежно привлекали внимание. Обычно перед храмом или соборным комплексом с К. устраивалась городская площадь, часто с расчетом на обзор архитектурной доминанты (Соборная пл. Московского Кремля, пл. Сан-Марко в Венеции, площадь перед собором Нотр-Дам-де-Пари). На К. часто были ориентированы улицы. Особенно выразительна постановка К. на развилке 2 улиц (ц. Рождества Богородицы на Кулишках (Стрелке) в Москве).

http://pravenc.ru/text/1841778.html

В Н. Новгороде Д. реализовал большую часть своих архитектурных проектов, однако его церковные постройки были уничтожены после 1917 г. (кроме колокольни (1876) ц. св. Иоанна Предтечи (1870-1871)). В 1864 г. Д. составил проект часовни во имя блгв. кн. Александра Невского для подворья Феодоровского Городецкого мон-ря близ Московского вокзала в Н. Новгороде. Впосл. по проекту Д., утвержденному 20 нояб. 1869 г., под его рук. в течение строительного сезона 1870 г. часовня была перестроена в 3-престольную церковь. Крестообразный в плане храм венчало шатровое пятиглавие, фасады завершали щипцы. В том же году по проекту Д. была сооружена шатровая часовня жен. Серафимо-Понетаевского мон-ря с кельями для сестер. В 1873-1890 гг. по проекту Д. на средства прихожанина Д. А. Обрядчикова была построена 3-престольная церковь с главным престолом во имя святых Космы, Дамиана и Димитрия Солунского на Софроновской пл. Величественный 3-частный храм увенчивало луковичное пятиглавие пирамидальной композиции над основным объемом и шатровая колокольня над притвором. Фасады завершались щипцами, декор сочетал элементы рус. и романской архитектуры. С 1870 до 1875 г. продолжалась работа Д. над проектом надгробия Косме Минину в виде шатровой сени в рус. стиле в Спасо-Преображенском соборе (работы завершены в 1886 под рук. Килевейна). Предполагается также участие Д. в сооружении колокольни Никольской ц. (1870) и дома причта Казанской ц. (1867-1872) на Зеленском съезде, при отделке к-рого впервые в Н. Новгороде был применен бетон. Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде. 1869–1875 гг. Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде. 1869–1875 гг. В Н. Новгороде Д. воплотил идеи «археологического направления» в архитектуре, стремясь к достоверному воспроизведению элементов древнерус. зодчества. Здесь, в основном в 1871-1872 гг., Д. осуществлял постройку каменного театра (не сохр.), перестройку зданий Духовной семинарии, удельной и почтовой контор. В Серафимо-Понетаевском мон-ре он работал над устройством церкви (вероятно, ц. Божией Матери «Живоносный источник»). Возможно, по проекту Д. был построен усадебный дом в имении Быковка под г. Васильсурском (Нижегородской губ.) для А. В. Демидова (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/168672.html

В. Султанов, был выдающимся знатоком национальной средневековой архитектуры, реставрировал Троицкую ц. в усадьбе Шереметевых Останкино, пристроил к ней колокольню (1877-1878), реставрировал ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Путинках на М. Дмитровке (1897). Этот же стиль был использован при оформлении домовых церквей - напр., Троицкой ц. при больнице св. кн. Владимира (1881-1883; архит. А. П. Попов 3-й); входивших в ансамбли церквей во имя арх. Михаила с приделами во имя св. Александра Невского и вмц. Екатерины при клиниках на Девичьем поле (1894-1897, архит. А. Ф. Мейснер совм. с М. И. Никифоровым); часовен, к-рые могли быть частями сложившейся застройки, как часовня во имя вмч. Пантелеимона у Никольских (Владимирских) ворот Китай-города (1881-1883, архит. А. С. Каминский, не сохр.), поднимавшаяся над стенами и господствовавшая над Лубянской пл.; или служивших памятниками-мемориалами, напр. в сев. части Ильинского сквера часовня во имя св. кн. Александра Невского и в честь иконы Божией Матери «Знамение», посвященная рус. гренадерам - героям Плевны и освобождению Болгарии (1880-1887, архит. Шервуд). Кирпичный вариант рус. стиля был излюбленным для нек-рых архитекторов М., напр. для Г. А. Кайзера, автора большого числа церковных сооружений: трапезной (1893, не сохр.) при ц. мч. Трифона в Напрудном, ц. во имя свт. Митрофана, еп. Воронежского, на Хуторской (1895), перестроенной ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Покровском-Стрешневе на Волоколамском шоссе (1896), домов причта и старосты ц. свт. Николая Чудотворца в Гнездниках (1900), ц. свт. Николая Чудотворца на Трёх Шорах в Нововаганьковском пер. (1900-1902), ансамбля Никольского Греческого мон-ря (1901), дома причта ц. свт. Николая Чудотворца в Хлынове в Хлыновском тупике (1902). Продолжением стиля Тона в соединении с русским стилем в варианте ярославского и московского зодчества сер. XVII в. стало творчество архит. П. А. Виноградова. К его работам относятся: Московский епархиальный дом в Лиховом пер. (1902), ц.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

выполнен в виде 2-светного октагона, перекрыт 8-лотковым сводом и куполом на высоком барабане, куполами также увенчаны алтарная апсида с востока и колокольня с запада наоса. Путивльская Никольская ц. имеет 2-этажные не только наос, нои трапезную и колокольню, а многоярусное перекрытие наоса открыто внутрь, что создает головокружительную архитектурную композицию, характерную для деревянных и каменных церквей эпохи барокко. Городские храмы 2-й пол. XVIII в. отличаются многообразием приемов в исполнении композиции и декорации: упрощенный вариант декора и традиц. план с наосом в виде 2-ярусного октагона были использованы при возведении Воскресенской ц. на Торговой пл. в Путивле (1762, не сохр.); изяществом форм 2-светного наоса, перекрытого куполом с главкой на стройном барабане, и многоярусной колокольней выделялась Покровская ц. на той же площади (1772, не сохр.). К образцам столичного рус. барокко эпохи имп. Елизаветы Петровны восходит план и облик Михайловской ц. в пос. Воронеж Шосткинского р-на Сумской обл. (1776–1781, архит. И. Г. Григорович-Барский), которая напоминает церковные постройки Б. Ф. Растрелли и А. В. Квасова. Трехсвятительская ц. в Лемешах, родном селе Разумовских (работы Григоровича-Барского или С. Карлина) послужила образцом для Преображенской ц. в Глухове (1765), возведенной городским архит. В. Квасовым. В плане наос глуховского храма — триконх, перекрыт повышенным лотковым сводом, ставшим основой для 8-гранного барабана с высоким куполом; фасады над апсидами-певницами украшены элементами в стиле раннего классицизма, сохраняющими родство с барочным архитектурным убранством. Те же элементы (фронтоны с вписанными круглыми окнами), только в упрощенном виде, присущи облику Преображенской ц. в Кролевце (1782). Следование столичным образцам было характерно для усадебного церковного строительства, о чем свидетельствует облик ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя арх. Михаила в с. Дубовичи Кролевецкого р-на Сумской обл., построенной в усадьбе и на средства семейства Кочубеев (ок.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

В 1764 г. мон-рь был упразднен, Лазаревская ц. обращена в приходскую и приписана к З. м. В 1848 г. богослужения в ней прекратились. Вскоре после 1851 г. была разобрана ветхая деревянная церковь «святых Иоакима и Анны с полуразвалившейся колокольней». В 1860 г. по прошению новгородского мещанина С. Гусева, к-рому поручила вести дела вдова ген.-майора Е. Мизина, было разрешено за счет последней «возобновить» древний храм, что привело к его полной разборке (сохр. изображение работы А. Н. Мартынова). «С оконечности вала открывается прелестный вид на Софийскую сторону: прямо представляется Зверин женский монастырь со своею белою оградою и башенками и окольные его церкви, уныло смотрящиеся в мутные воды Волхова. Особенно картинно рисовалась недавно еще здесь древняя церковь св. Лазаря, покрытая мхом и плесенью, но увы! Лазаря теперь нет»,- писал в 1862 г. краевед И. К. Куприянов (Прогулка по Новгороду. 1862. С. 126-127). В 1860-1865 гг. на месте старой была построена новая каменная ц. св. Лазаря в рус. стиле (не сохр.). Необычный по архитектуре центрический октагональный храм венчала массивная луковичная глава, каждая фасадная стена завершалась большим килевидным кокошником. Центром по организации археологических исследований НГОМЗ (археолог М. И. Петров) в 1993 г. проводились разведочные работы на территории Лазарева мон-ря, однако остатки древней обители не были обнаружены. Подворье в С.-Петербурге было устроено на углу Надеждинской и М. Итальянской улиц, пожертвовано монастырю в 1861 г. генеральшей В. М. Буткевич (урожд. Путятиной). В 1862-1863 гг. по проекту с.-петербургского епархиального архит. Г. И. Карпова было сооружено 2-этажное здание подворья в рус. стиле XVII в. На верхнем этаже располагалась небольшая церковь, увенчанная высокой главкой, на нижнем - часовня и кельи. Церковь была освящена 23 марта 1863 г. викарным еп. Ревельским Леонтием (Лебединским) в присутствии вел. кнг. Александры Петровны в честь Успения Пресв. Богородицы, что было связано с пребыванием в храме чтимой иконы Успения, привезенной из Иерусалима в 1852 г. вдовой чиновника К. Булатовой (мон. Анной). Почиталась также Тихвинская икона Божией Матери. 16 сент. 1897 г. еп. Гдовским Назарием (Кирилловым) в присутствии градоначальника ген.-майора Н. В. Клейгельса и благотворителя подворья С. А. Смурова в храме был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца, сооруженный на средства полковника А. А. Костанды. Последним настоятелем был служивший с 1897 г. иерей Николай Николаевич Богословский, сын прот. Н. Г. Богословского (1870-1937, расстрелян). В 1931 г. храм закрыт, после войны разобран. В 1950 г. на участке выстроено школьное здание. Для З. м. Г. П. Елисеевым был также приобретен 2-этажный деревянный дом предположительно в районе Троицкой пл.

http://pravenc.ru/text/199663.html

До поступления в Оружейную палату работы В. были связаны с патриаршими заказами. Так, в июне 1685 г. им было написано для домовой казны патриарха Иоакима 11 икон Божией Матери (9 Владимирских, 2 «Знамение») (МАМЮ. Дела Патриаршего Казенного приказа. Кн. 115. Л. 203 об.- 204), кроме того, для патриарха были написаны в 1686 г. 3 иконы Спасителя (поясные), Владимирская икона Божией Матери и Успение Пресв. Богородицы, в 1689 г. 8 Владимирских икон Божией Матери (Там же. Кн. 118. Л. 205 об.- 206; Кн. 134. Л. 189). Впервые подпись «зогъраф Николай Соломонов сын Вуръгаров», содержащая родовую фамилию иконописца, встречается на иконе 1689/90 г. «Спас Вседержитель» из ц. Воскресения Христова в Кадашах (в наст. время в ГТГ). Из иконостаса этой церкви, где В. работал в 1689-1693 гг. вместе с Билиндиным, Петром Коробовым, Максимом Ивановым, сохранились еще 2 иконы (в наст. время в ГТГ и в ц. Св. Троицы в Останкине); им приписывают (атрибуция Е. И. Силаевой) также 5 икон страстного и праздничного рядов (все в Московском музее-усадьбе «Останкино») и образ Богоматери и «Гора Нерукосечная» (Молченская?) из местного ряда (ГИМ; атрибуция Л. А. Корнюковой). С 90-х гг. XVII в. упоминание В. неоднократно встречается в документах Оружейной палаты, где говорится, что его содержание за 1698 г. составило 36 р. 30 алтын, в т. ч. кормовых 21 р. 30 алтын. В 1698-1700 гг. В. торговал на Ивановской пл. «печатной» (гербовой) бумагой. 1692 г. датирована икона «Спас Вседержитель» из ц. Сошествия Св. Духа в Толмачах (ныне в ГТГ), 1693 г.- «Спас Нерукотворный», храмовой образ ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке (ныне в ГИМ),- заказ Марфы Матвеевны Апраксиной, 2-й жены царя Феодора Алексеевича. В 1695 г. В. писал иконы в приделе св. Иоанна Предтечи ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в усадьбе боярина Т. Н. Стрешнева «Узкое», в 1698 г.- в ц. Спаса Преображения в Вязёмах (иконы апостолов Иоанна, Петра, икона «Апостолы Фома, Матфей, Иуда, Иаков»); в 1701 г.- в новый Успенский собор Переяславля Рязанского (1693-1699; совр. Рязань); в 1702 г.- в ц. апостолов Петра и Павла в Лефортове (в местном ряду сохр. иконы «Спас Нерукотворный», «Воскресение - Сошествие во ад») и ц. Вознесения Господня в с. Чепугове Вяземского у.; в 1720 г. заключил договор на иконописные работы в Троице-Битюцком мон-ре (Преображенская пуст.).

http://pravenc.ru/text/161029.html

Аскольдова могила. Худож. Т. Шевченко. 1846 г. Сепия, акварель (ГПИБ) Аскольдова могила. Худож. Т. Шевченко. 1846 г. Сепия, акварель (ГПИБ) В 1811 г. в результате пожара было уничтожено большинство жилых построек на Подоле, что позволило его полностью реконструировать согласно плану Гесте при активном участии Меленского. Новая регулярная планировка учитывала сохранившиеся архитектурные ансамбли: напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Притиска) замкнула перспективу ряда улиц, комплекс Ильинской ц. с колокольней стал одним из акцентов в застройке днепровской набережной. Пожар повредил большое количество старых храмов, их возобновление проводилось с учетом новых вкусов классицизма. С ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (Пирогощей) - кирпичного здания домонгольского периода - были сняты пострадавшие 4 угловые башенки-главки, ее фасады приобрели завершения в виде треугольных фронтонов (разрушена в 1935, условно воссоздана). Обновлена была ц. прор. Илии на Подоле, на месте древнейшего храма К.: в 1-й пол. XIX в. пристроен придел с юга и притвор с портиком с запада. Барочные купола Покровского храма получили завершения в формах классицизма, в 1824 г. к его зап. фасаду был пристроен 2-этажный объем новой теплой церкви. Храм свт. Николая Чудотворца (Притиска) и Крестовоздвиженская ц. на Кожемяках (1811) были восстановлены с сохранением барочных форм декора. На Подоле одновременно с масштабными работами по реконструкции в 20-х гг. XIX в. Меленским велось классицистическое строительство: во Флоровском (1818-1832), в Братском (1815-1826) монастырях, а также в Выдубицком монастыре (1829-1833) и Киево-Печерской лавре (1826); были сооружены 5-главая ц. свт. Николая Доброго (1800-1808, разрушена в 1935, сохр. колокольня 1716 г.) и ц. Рождества Христова - октагон на Почтовой пл. (1808-1814, разрушена в 1930, воссоздана). Новый облик К. приобрел после того, как были срыты валы древних княжеских «городов» и на их месте в сер. XIX в. проложены ул. Ярославов вал, Трехсвятительская, Прорезная.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

По композиции они идентичны, отличаются незначительными деталями. Во время коронации «лучи солнца, проникшие в храм, освятили главное событие, но, особенно,- фигуру вдовствующей императрицы Марии Феодоровны» (Л. Туксен: Придворный художник. 2006. С. 54). Это так понравилось живописцу, что он решил изобразить именно момент освещения. Как пишет А. Г. Побединская: «На картине запечатлен момент, когда митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий предлагает Николаю прочесть Символ веры. Далее следует возложение порфира, венца, цепей ордена св. Андрея Первозванного, затем ассистенты вручают императору скипетр и державу» (Л. Туксен: Придворный художник. С. 52). Однако на картине все атрибуты власти уже возложены на государя и в руках у него - скипетр и держава. В то же время митр. Палладий стоит с раскрытой книгой, как он должен был бы стоять при чтении Н. А. Символа веры. Т. о. художник ускорил события, изобразив чтение императором Символа веры уже со всеми регалиями, к-рые ему должны были вручить только после этого чтения. Момент возложения короны на голову имп. Александры Феодоровны представил на акварели художник Н. Н. Каразин (1896, ГИМ). Тот же момент, но с др. ракурса изображен на акварельной панораме П. Я. Пясецкого (1896-1900, ГЭ). Причащение Н. А. было запечатлено на акварели Лебедева (подлинник не сохр., известна по литографии из Коронационного альбома). Самокиш-Судковская выполнила неск. рисунков тушью с белилами, среди них - «Торжественный обед в Грановитой палате» (1896, ГЭ). В состав делегации представителей АХ на коронации вошел Эдельфельт. Ему досталось место снаружи Успенского собора, на Соборной пл., и он писал Коронационное шествие ( Контула. 2010. С. 419). Акварель Эдельфельта «Выход имп. Николая II после коронации на Красное крыльцо» (1896, ГИМ) изображает момент поклона царя с царицей всему народу с Красного крыльца. Этот же момент, но с др. точки, из дверей Грановитой палаты, выходящих на Красное крыльцо, изобразил на акварели худож. А. И. Шарлемань (1896, ГИМ).

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Во 2-й пол. V - нач. VI в. сухопутные подступы к К. были усилены еще одним поясом укреплений, известных как Анастасиева, Длинная, или Большая, стена (Μακρν τεχος). Она находилась на расстоянии ок. 65 км западнее К., пересекала с севера на юг весь Фракийский п-ов между Чёрным и Мраморным морями, имела в длину ок. 45 км (сохр. участки в сев. части п-ова). Стена имела высоту до 5 м, толщину 3,5 м и была укреплена 450 башнями. Большинство источников приписывают строительство стены имп. Анастасию I (491-518). Однако эта стена (или, возможно, земляное укрепление, предшествовавшее ей) была упомянута историком Малхом в описании событий 480 г. ( Malch. Hist. Fr. 18). Строительство этого гигантского сооружения с военной т. зр. было едва ли оправданно, т. к. столь протяженное укрепление было крайне трудно оборонять. Нет свидетельств того, что византийцы когда-либо упорно защищали Длинную стену. В основном она могла служить защитой лишь от случайных набегов ограниченных сил, но все большие вражеские армии пересекали стену легко, подходя к основным укреплениям К. (ODB. Vol. 2. P. 1250). Крепостная стена. Фотография. 2010 г. Крепостная стена. Фотография. 2010 г. В центральных районах К. в кон. IV - сер. VI в. власти занимались достройкой и совершенствованием первоначально запланированных объектов и кварталов города. 20-21 июня 404 г. в ходе беспорядков, вызванных низложением архиеп. Иоанна Златоуста, пожар в центре города уничтожил 1-ю базилику Св. Софии, здание сената и несколько др. важных городских комплексов. Восстановление центра К. продолжалось до 415 г. В кон. IV-V в. продолжалось активное развитие городских площадей. Ок. 459 г. при префекте Феодосии предпринимались перестройки пл. Августеон (Chron. Pasch. P. 593). В сер. V в., вероятно, возник некий форум Маркиана (450-457) в зап. части К., однако о нем почти нет сведений. Сохранилась колонна Маркиана, на к-рой была надпись в честь открытия форума этого императора, к-рый был построен при префекте К. Татиане ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 54-55; Иванов. 2011. С. 322-324).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010