Поздние авторы рассказывают, что в последние годы своего краткого, но столь успешного епископского служения Августин предпринял несколько поездок по острову. Мы читаем о его пеших миссионерских путешествиях босиком до Или и даже на север до Йоркшира, о посещении Оксфорда, который был тогда деревней, и местечка Страуд в Глостершире. Здесь, по преданию, местные обитатели не были дружелюбны с Августином. К тому времени относится и свидетельство о совершенном святым Августином чуде в деревне Серн-Аббас в Дорсете. Здесь, как и за семь лет до этого в Анжу, забил святой источник и стали совершаться исцеления. Считается, что Сам Спаситель явился Августину незадолго до того, как ему предстояло покинуть земной мир. Что же касается миссий Августина в Йорк и Оксфорд, мы считаем, что местные традиции путают Августина с Павлином в Йорке и Бирином в Оксфорде. И этот момент очень важен, ибо, если бы не было святого Августина, то не было бы ни Павлина на севере, ни Бирина – апостола запада. Народная традиция, видимо, приписала чудеса местных святых их духовному отцу – отцу Английской Церкви. Что может быть лучше такой похвалы! Если можно сказать, что святые Павлин и Бирин – духовные чада Августина, тогда то же самое можно сказать о каждом христианине Англии до сегодняшнего дня. А на расстоянии от Августина стоит «космополитичный» Великий Григорий, объединяющий разные миры в единой христианской Церкви: нынешние разделения пришли позднее, после вмешательства царств этого мира в дела Божии. Архиепископ Августин преставился ко Господу 26 мая, вероятно, 604 (по другим версиям – 605 или 610) года. Если это верная дата, то получается, что он прожил в Англии всего семь лет и умер спустя всего десять недель после своего любимого аввы Григория. Оба затем стали почитаться как святые Божии, оба стали носить титул «апостол англов». Они оба заложили прочный фундамент не только Английской Церкви, но и английской нации. Перед нами теперь встает такая картина: Августин с седыми волосами, в величественных облачениях, на голову выше всех стоящих вокруг него, держащий икону нашего Спасителя в одной руке и благословляющий серебряным крестом в другой руке весь английский народ. Вокруг него стоят 40 монахов – его монастырь и духовные чада, а чуть далее – 10 тысяч новокрещенных, символизирующих крещение Англии в водах реки Свейл. В том уголке Англии он построил дома Божии – храмы и учредил святые обители – монашеские центры. Из этих духовных городов его монахи затем вышли на проповедь , крестили и принесли Свет Христов сердцам и умам англов. Святой Августин, или Остин, как его впоследствии стали ласково называть, принес лозу в Кент, а монахи возделали кентский виноградник. Здесь они основали то, что позднее назвали английским садом, с его ячменем, хмелем и яблоками. Это был истинный сад, но отличающийся от обычного сада – сад истинного вина, сад истинной веры, напоминающий нам о другом саде – Эдеме, о котором знал Адам, а сейчас это призыв к Царствию Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

(18) И будет мудрое наказание их лютым, ибо не окажется [никого], кто смог бы изменить или отменить приговор над ними. (19) И будет их путь от моря до моря и от востока до запада, от севера до пустыни Ефривской, и наречется путь их путём тесным , и пойдут по нему старцы и старицы, нищие и богатые, алчущие и жаждущие, и связанные, так что блаженными покажутся мертвые. (20) Ибо сбудется реченное апостолом, который предупреждал об отступлении, говоря: доколе не придёт прежде отступление, и откроется человек беззакония, сын погибели (2 Фес 2:3). (21) Ведь отступление это означает наказание, которое понесут все живущие на земле. (22) И поскольку Бог нарёк онагром Измаила, отца их, то от онагров и серн пустынных в те дни всякий вид зверей пострадает и сократится. (23) Преследуемые звери и люди погибнут, и сокрушатся все деревья луговые, и великие горы обрушатся, и опустеют города, и станут необитаемы, – так уменьшится человечество! (24) Тогда земля наполнится кровью и удержит плоды свои. (25) Ибо будут люди тогда тиранами, будут вести [себя как] варвары, дети пустыни, принесшие из пустыни скверну, возлюбившие мерзость и возненавидевшие милость. (26) В начале же исхода народов этих из пустыни рассекут [они мечом] чрево беременных и младенцев из материнских рук похитят и бросят в пищу зверям; (27) священников же внутри святынь заколют и с женами их возлягут в запретных и священных местах , [там], где тайная совершалась жертва. (28) И в священные одежды их облекутся жёны их (Измаильтян), и сыны их, и дочери их, и покроют ими коней своих, и ложа свои, и скотину свою в святых приделах привяжут. (29) И будет убийствами и растлением как огнём испытан род христианский. (30) И как сказал святой апостол: не все те Иерусалимляне, которые из Иерусалима (Рим 9:6) , так же и тогда не все называющие себя христианами окажутся [таковыми]. (31) Ибо говорит Писание: соблюл семь тысяч сынов Израилевых, которые не преклонили колена перед Ваалом (Рим 11:4); и так весь Израиль спасётся (Рим 11:26).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

В сияющей дорогой одежде сидел он на нем, Б197 (э)тот удивительный мудрый муж, исповедуя благодать Божьего духа. Поэтому Господь сказал: «И Соломон во всей славе своей не одевался так, как из них» ( Мф.6:29 ), показывая, что превосходил всех царей богатством и славой./93а И сделал также щитов больших золотых, клепаных, не литых, 800 ( 3Цар. 10:16 ), и копий 300, и другого золотого оружия множество: и сосуды для дома его, и то, в чем моются, – все было золотое, и не считалось серебро в дни его, потому что корабль его ходил в Фарсис и на третий год возвращался, привозя много золота, и серебра, и камней граненых, и зубов слоновьих, и обезьян ( 3Цар. 10:21–22 ). И сделал Соломон золото и серебро в Иерусалиме как камни, а кедры как сикоморы ( 3Цар. 10:27 ), из-за множества. А кедры те, говорит Феодорит, были не гниющие, как И144 и кипарисы и сосны, портились, были белейшие и похожие на наши. А на обед у него каждый день шло 30 мер, и муки толченой 60, и тельцов отборных 10, и волов 20, и овец 100, не считая оленей, и серн, и отборной и откормленной птицы ( 3Цар. 4:22–23 ). А мера та составляла 30 a всего получалось/93б 2700 спудов; а доставлявших все это из Египта каждый месяц правящих мужей было 12 ( 3Цар. 4:27 ). Б198 А о великой его мудрости и уме, которые он получил от Бога, послушай, что говорит ему Бог: «Вот, Я дал тебе сердце благоразумное и мудрое, (такого), как ты, не было прежде тебя и после тебя не будет подобного тебе. Богатство, и славу, и имущество дам тебе. Как ты, не родился подобный тебе в царях и после тебя не восстанет» (зЦарЗ.12–13). И, являя это, Писание добавляет, говоря: « дал Господь Соломону разума и мудрости множество, и понимания сердечного – как песка у моря. И преумножился разум его больше разума всех древних людей и больше всех мудрецов египетских ( 3Цар. 4:29–30 ). Ф- Итак, желая показать его мудрость, (Писание) справедливо для сравнения и лучших древних мудрецов упомянуло, и египтян/93в добавило, которые [считаются] наиболее мудрыми и наиболее учеными из всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же Бог повелел, произошли вместилища вод и возникли горы, и земля, по Божественному повелению, приняла свое украшение – всякие злаки и растения, в которые Божественное повеление вложило и силу, способствующую возрастанию, и силу питающую и заключающую в себе семя, то есть способную к рождению подобного каждому из них. По повелению же Творца земля произвела и разнообразные роды животных – как пресмыкающихся, так и зверей и домашнего скота. Всех – ради благовременного пользования со стороны человека, но одних – в пищу ему, как, например, оленей, мелкий скот, серн и другое подобное, других же – для служения ему, как, например, верблюдов, волов, лошадей, ослов и другое подобное, иных же – для увеселения, как, например, обезьян, и из птиц: как сорок, так и попугаев, и другое подобное. А также и из растений и трав: одни земля произвела приносящими плоды, другие – съедобными, иные – благоухающими и цветущими, дарованными нам для наслаждения, как, например, розу и другое подобное, иные – для излечения болезней. Ибо нет ни живого существа, ни растения, в которое не вложил бы Творец какой-либо силы, годной для человеческого употребления. Ибо «Знающий все прежде бытия его» ( Дан. 13, 42 ) зная, что человек самовольно нарушит Божественную заповедь и предастся погибели, создал все: и то, что на тверди, и что на земле, и что на водах, чтобы он благовременно пользовался этим. Прежде нарушения Божественной заповеди, конечно, все было послушно человеку. Ибо Бог поставил его начальником над всем, что на земле и в водах. А также и змий был дружествен к человеку больше остальных живых существ, приходя к нему и своими приятными движениями беседуя с ним. Поэтому виновник зла – диавол – через него предложил прародителям самый злой совет ( Быт. 3, 1–5 ). А с другой стороны, земля сама собою приносила плоды, чтобы ими пользовались подчиненные человеку живые существа; и не было на земле ни дождя, ни зимы. После же преступления, когда человек уподобился «животным, которые погибают» ( Пс. 48, 13 ), как только неразумная похоть стала управлять одаренной разумом душой, когда он преступил заповедь Господа, подчиненная тварь восстала против избранного Творцом начальника, и ему было назначено в поте возделывать землю, из которой он был взят.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Нежный аромат благоухающих лилий, пасущаяся пара серн на цветущем лугу – все напоминает райские поля, где мир, покой и любовь. Сколь тепла и нежной любви получает и дитя у груди матери – кормилицы своей. Премудрый Соломон говорил в ином месте: «Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери своей» ( Прит. 4:3 ). Эту нежность и любовь, полученную от матери, он дарил теперь невесте своей, а она – ему. С тихой нежностью приходили и святые апостолы, эти двойни молодой серны (ибо апостолы были посылаемы по два, а Христос Жених «подобен серне» – 2:17), шли к верующим, пасомым ими лилиям 36 . Так апостол Павел пишет солунским христианам: «Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» ( 1Фес. 2:7 ). А римлян он же призывает: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» ( Рим. 12:10 ). Кроме того, два сосца, конечно, указывают на «чистое словесное молоко», которым питаются новорожденные в Боге младенцы, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Св. Андрей Кесарийский , толкуя Откр. 1:13 , говорит, что «перси», два сосца, означают Ветхий и Новый Завет Слова Божия, этого «словесного молока», которым питаются верные Так и бл. Феодорит: «Чрез сосцы разуметь должно паки источники учения, всякому возрасту приличное подающие, овым убо млеко, овым же брашно». Почему сосцы уподобляются именно младым близнецам серны, бл. Феодорит объясняет так: «И поскольку ныне от части познаем, и от части пророчествуем, то сосцы учения и нарицаются (младыми) близнецами серны. «Егда же приидет совершенное, тогда все, еже от части, упразднится» ( 1Кор. 13:12.10 )». То есть нынешнее младое несовершенное познание (младые близнецы) перейдет потом в совершенное. Св. Григорий Нисский обращает внимание и на то, что Жених говорит о сосцах Невесты, сравнивая их с младыми близнецами серны, пасомыми в кринах, «потому что положение сердца находится между сими двумя юнцами, для которых кормом служит не сено и терние, но крины...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но десница Твоя воскресила Меня, Божество жизнью обимет Мя, и воскресла плоть распятая! Плоть Твоя, Слове, в объятиях вечной любви Твоей! Заклинание святой Песни Песней 2:7 Заклях Вас дщери Иерусалимли в силах и крепостех села: аще возставите, и возбудите любовь, Дóндеже восхощет (согласно текста LXX). 2:7 Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно (согласно масоретского текста). Заклинание совершается во имя небесных сил бесплотных, ангелов Божиих (сил и крепостей или серн и ланей ). Согласно греческого текста, плоть Христова должна возставиться и возбудиться к совершенству любви. Человеческая природа должна во Христе проснуться и навыкнуть любви, дондеже восхощет, то есть доколе любовь эта возбудится свободно и самопроизвольно, по внутреннему хотению и желанию. Согласно учению святых отцов VI Вселенского Собора, человеческая воля во Христе не противостоит и не противоборствует, наипаче же подчиняется Его божественному и всемогущему хотению. Однако, это не изначальная заданность Его человеческой природы и воли, а процесс, как и Адам, все получив, должен был усовершенствоваться в любви. Но в Адаме человеческая природа пала, а любовь – уснула. Во втором же Адаме она должна проснуться и достичь состояния, когда она действует по совершенному и свободному хотению. Об этом возрастании и совершенствовании любви в Его человеческой природе говорит Священное Писание: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:52 ). «Он (Иисус. – Г.Ф.), во дни плоти Своей... хотя Он и Сын (Божий. – Г.Ф.), однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр. 5:7–9 ). В Гефсиманском борении Господь в прилежной молитве до пота, подобного каплям крови, понудил человеческую волю, страшившуюся страшной чаши, принять ее. «Впрочем не Моя (в человеческой немощи. – Г.Ф.) воля, но Твоя (божественная. – Г.Ф.) да будет» ( Лк. 22:42 ). Не ранее кончилось борение Гефсиманское, пока не восхотел страшную чашу любви Божией, крепкой, как смерть. Вкусив эту чашу, плоть умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но и после поселения в Палестине небогатые евреи употребляли мясную пищу только по праздникам, или на пиршествах, или при посещении путника или друга, которого хотели особенно угостить. Вот постановление Моисеева закона о мясной пище в праздники: „Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу Богу Твоему: не работай на первородном воле твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего. Перед Господом Богом твоим каждогодно съедай это ты и семейство твое, на месте, которое изберет Господь Бог твой». Дело в том, что на жертвеннике сжигались часто только жирные части животного, а большая часть мяса отдавалась назад жертвователю, и из него он устраивал трапезу для своих семейных и друзей. „Если же будет на нем, т. е. на первородном животном, порок, хромота или слепота, или другой какой-нибудь порок; то не приноси его в жертву Господу, Богу твоему, но в жилищах твоих ешь его: нечистый, как и чистый, могут есть, как серну и как оленя. Только крови его не ешь: на землю выливай ее, как воду “( Втор. 15:19–23 ). Но богатые люди ели мясную пишу ежедневно. Так продовольствие Соломона на каждый день составляют (между прочим): 10 волов (особенно) откормленных (на дому) и 20 волов с пастбища, и 100 овец, кроме оленей и серн и сайгаков и откормленных птиц ( 3Цар. 4: 23 ). Точно также Неемия вот что говорит о своем ежедневном расходе: „И вот что было приготовляемо у меня на один день: один бык, шесть отборных овец и птицы приготовлялись у меня» ( Неем. 5:18 ). Из различных животных, употребляемых в пищу, на востоке очень высоко ценится разного рода дичь, а также ягнята и молодые козы, которые в этих странах и действительно много вкуснее, чем у нас. Поэтому большая часть еврейских жертв состояла из однолетних ягнят и коз. Бычачье мясо в настоящее время мало ценится на востоке и употребляется редко; но у евреев молодые, не старее трех лет, особенно откормленные, быки считались очень вкусной и любимой пищей. „Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть», говорит Соломон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

При блаженной кончине Орентия присутствовали многие отцы и Сергий епископ города Элы. Отходя к Господу с радостью, он видел пришедших за ним ангелов». «В одной едва проходимой дебри, отстоящей от святой горы Синая на сорок больших поприщ, при потоке Малосе спасался о Господе авва Стефан, наставник аввы Кириака. Он питался одними овощами из своего малого огорода; но их часто поедали дикие свиньи. Однажды этот старец увидел мимоходящего леопарда и позвал его к себе. Лютый зверь подошел к нему и сел у ног его. Тогда человек Божий сказал ему: «Яви любовь, не уходи отсюда и постереги мой малый вертоград; лови в нем диких свиней и питайся ими». Леопард остался при нем и стерег овощи в течение нескольких лет до самой смерти его». «Недалеко от Синайской горы есть место поточное и жестокое, называемое Арселая. Тут несколько времени жил чудный Иоанн Савваитин с учеником своим Иоанном Римлянином . Однажды пришла к нему большая дикая свинья, держа во рту своего детеныша, и положила его у ног старца. Преподобный увидев, что рождие ее слепо, плюнул на землю, сотворил брение и помазал им глаза животного. Оно прозрело. Когда самка заметила это, благодарная, начала лизать стопы старца и, взяв детеныша, пошла назад играючи, а на другой день утром принесла ему «зелку велию усты» 37 , отыскав ее с большим трудом. Преподобный Иоанн, увидев ее, улыбнулся и сказал ей: «Откуда ты принесла эту зелку? Верно, ты украла ее из какого-либо отеческого вертограда». Животное, услышав сии слова, устыдилось, взяло зелку и отнесло ее на прежнее место». «В один год вовсе не было дождя на Синае, и в августе месяце начали иссякать потоки и источники. Тогда собралось стадо диких серн и начало обходить все горы и долины арселайские, ища воды. Не нашедши ее, серны взошли на вершину одной горы и все подняли головы свои к небу, как бы моля Творца помиловать их, и не двигались с места. Бог умилосердился над ними. Вдруг пролился дождь только на ту гору, где находилось стадо; и серны утолили свою жажду». «В Арселае на самом стремнистом месте в одной рукозданной гробнице отеческой жил авва Михаил Грузин с учеником своим Евстафием. Разболевшись и предчувствуя приближение смерти, он сказал Евстафию: «Чадо, принеси мне воды; я омоюсь и причащусь святых Таин», – и, когда причастился, опять сказал: «Ты знаешь, чадо мое, как опасно сходить вниз от нашей гробницы; если я умру, то тебе одному не снести моего тела; боюсь, как бы ты не упал с ним со стремнины. Итак, заблаговременно оба сойдем вниз мало-помалу». Сошли они благополучно, и потом старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия и сказав ему: «Мир тебе чадо, молись о мне», – лег во гроб и с радостью и веселием преставился к Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Таким образом, не только царь, но и все остальные жители столицы были по-настоящему богаты; уровень их жизни разительно отличался от уровня жизни земледельцев и ремесленников в провинции. Город, казалось, купался в золоте, и горожане не знали, куда его тратить, не говоря уже о Соломоне и его приближенных. «И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были чистого золота; из серебра ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что…» ( 3Цар. 10:21 ) — говорит по этому поводу Библия. И буквально чуть ниже: «И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, приравнял с сикоморами, растущими на низких местах» ( 3Цар. 10:27 ). Еще одним проявлением стремления Соломона к показной роскоши стало решение сделать для пятисот бойцов своей дворцовой гвардии золотые доспехи: «И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота; по шестьсот сиклей пошло на каждый щит; и триста меньших щитов из кованого золота: по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева» ( 3Цар. 10:16-17 ). 1 сикль (шекель) — это 11,424 грамма, 1 мина (манна) — это 100 шекелей. Таким образом, вес большого золотого щита составлял около 7 килограммов, а малого — 3,5 килограмма. Необходимо отметить, что ряд авторов считают, что, будучи повешенными на стенах дворца, эти щиты отнюдь не предназначались для царских гвардейцев, а представляли собой нечто вроде неприкосновенного золотого запаса страны. Как уже понял читатель, в дворцовом комплексе Соломона жили сотни людей — обитательницы гарема, стражники, слуги, придворные, да и просто приживалы, отцы которых получили за те или иные заслуги право принимать пищу за царским столом еще в дни Давида. Вся эта огромная челядь требовала ежедневно и немалого количества продуктов. Впрочем, «немалого» — это мягко сказано: «Продовольствие Соломону на каждый день составляли: тридцать коров тонкой муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки; десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц…» ( 3Цар. 4:22 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

И сказал царь первому советнику своему: “О чудо, друг, ведь ни мне, ни тебе, живущим в такой славе и роскоши, жизнь никогда не была столь мила, как ничтожная и жалкая жизнь этих неразумных людей наслаждает их и тихо веселит, и радостной кажется эта злая и незавидная жизнь”. Воспользовавшись удобным случаем, советник сказал: “А какою кажется тебе, царь, жизнь этих людей?” Ответил царь: “Из всех жизней, какие мне пришлось видеть, это самая тяжкая, нелепая, поруганная и безобразная”. Тогда сказал ему советник: “Так знай же, царь, что наша жизнь гораздо хуже жизни тех, у кого мы должны учиться, кто видит истину вечной жизни и славу превосходящих все благ; дома же, сверкающие золотом и светом, одежда и прочая роскошь этой жизни неприемлемы, мрачны и некрасивы для глаз тех, кто видел несказанные красоты небесных нерукотворных жилищ, боготканых одежд и нетленных венцов” Слышал я, – сказал Варлаам, – что этот царь жил далее в истинной вере и благочестии, и спокойно прожил, и окончил свою жизнь, достигнув блаженства будущей жизни». Сказал Иоасаф старцу: « Возьми меня с собой и уйдем отсюда ». Ответил ему Варлаам: «Один богатый человек вскормил молодую серну. Когда она подросла, то затосковала по свободе, влекомая прирожденным стремлением. Выйдя однажды, увидала она стадо пасущихся серн и пристала к ним; бродила она с ними по полям, а вечером возвращалась в дом, в котором была вскормлена, утром снова выходя, по недосмотру слуг, чтобы снова пастись со стадом диких серн. Когда однажды стадо отошло далеко, последовала и она за ним. Слуги богатого человека, увидев это, сели на коней и погнались за стадом; поймав свою серну, они вернули ее домой и заперли, чтобы не смогла выйти; из остального же стада они кого убили, кого разогнали, поранив. Боюсь, чтобы не было таким же образом и с нами, если ты последуешь за мной, чтобы не лишиться мне твоего сожительства и не причинить многих бед товарищам моим » После того, как ушел Варлаам Арахия второй после царя саном, сказал : « 3наю я одного старца-пустынника по имени Нахор, который весьма похож на Варлаама... Он нашей веры и мой учитель. Представим Нахора за Варлаама. В состязании с нашими мудрецами о вере он окажется побежденным. Царевич же, увидев это – поражение Варлаама, поймет, что тот ввел его в заблуждение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008