Многое в природе служит для нашего наставления, вразумления. «Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские», – поучает нас библейская книга Иова ( Иов. 12:7–8 ). Пример тому, по мысли святителя Василия Великого , – луна. Она то уменьшается, то возрастает. Одна из причин таких изменений (наравне с необходимостью их для ряда естественных процессов, происходящих вместе с лунными циклами в природе) – научить человека истине о том, что все в его жизни преходяще. Ничто человеческое не постоянно – вот о чем напоминает нам переменчивое ночное светило; если мы будем полагаться лишь на себя, то сможем легко утратить даже приобретенное трудами духовное благополучие. Именно в этом ущербная луна похожа на душу – также делающуюся ущербной в собственном нерадении. Как пишет святитель Василий, «если тебя огорчает луна, при постепенных уменьшениях теряющая свет, то пусть еще более огорчает тебя душа, которая стяжала добродетель и по нерадению обращает в ничто свою доброту, никогда не остается в том же расположении, но, по неосновательности мыслей, непрестанно обращается туда и сюда и изменяется...» 222 . По убеждению древних церковных писателей, наряду с безжизненными светилами, наряду с грозными стихиями Бог сотворил для пользы человека и разнообразных животных. Предназначение их различно: одни служат нам в пищу, другие трудятся под нашим началом, третьи развлекают в горькие минуты жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет об этом следующее: «По повелению... Творца, земля произвела... разнообразные роды живых существ, как пресмыкающихся, так и зверей, и домашнего скота. Всех – к благовременному пользованию со стороны человека; но одних из этих земля произвела в пищу ему, как например, оленей, мелкий скот, серн и другое подобное; других же – для служения ему, как, например, верблюдов, волов, лошадей, ослов и другое подобное; иных же – для увеселения, как, например, обезьян; и из птиц как сорок, так и попугаев, и другое подобное» 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

«Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте – всегда Бог, на втором – наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте – бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них – просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность – это уже нарушение заповеди «не сотвори себе кумира». Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей» (иеромонах Никанор (Лепешев)). «Конечно, можно и нужно любить всех животных, постыдно и грешно христианину бить и истязать их и с ненавистью относиться к животным, но не менее грешно также излишнее пристрастие к ним. Иные в своей любви к кошке или собаке доходят до крайности: безмерно холят, нежат и целуют ее, и в то же время ненавидят своих ближних»  (протоиерей Василий Изюмский). «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак» (М. Скотт) . «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь» (преподобный Силуан Афонский ) . Можно ли убивать животных на охоте? Животных убивать не грех, когда в этом есть необходимость. Если на охоте животное убивают ради пропитания, ради шкуры, как было в старину, то это не грех, а если охота – это вид развлечения скучающего бездельника с ружьем, не страдающего от голода, а порой просто бросающего труп убитого им животного на том же месте, – то это серьезный грех. То есть вся проблема сводится к побуждениям человеческого сердца: для чего он это делает. Цитаты о животных «По повелению Творца, земля произвела и разнообразные роды живых существ, как пресмыкающихся, так и зверей, и домашнего скота. Всех – к благовременному пользованию со стороны человека; но одних из этих земля произвела в пищу ему, как, например, оленей, мелкий скот, серн и другое подобное; других же – для служения ему, как, например, верблюдов, волов, лошадей, ослов и другое подобное; иных же – для увеселения, как, например, обезьян; и из птиц как сорок, так и попугаев, и другое подобное».

http://azbyka.ru/zhivotnye

«Какой-то невоздержный юноша приглашает непотребную женщину. Когда она подошла близко к воротам, на которых находилась икона внимательно смотревшего св. Полемона, то увидев эту икону, тотчас, говорят, воротилась, быв побеждена этим взглядом; изображённого на иконе она устыдилась как бы живого» ( Дeяh. VII. 238 – 9 ). Другие отцы церкви находили особенно полезными иконы для наставления в вере людей неграмотных: иконы для таких могли служить вместо книг. Некто Олимпиодор извещал письмом св. Нила Синаита (5 в.), что он, Олимпиодор, строит храм и хочет украсить стены его изображениями, которые бы услаждали глаз, именно изобразить ловлю зверей, спасающихся бегством зайцев и серн, мрежи, извлекающие рыбу из моря и тому подобное. Нил не одобряет его за это и находит, что гораздо лучше украсить стены храма изображениями священными. «Пусть, говорит он рука живописца наполнит храм историями ветхого и нового завета, – для чего? Чтобы и те, кто не знают грамоты и не могут читать божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя видимому невидимое» (Деян. 40;П, 260 – 261). Св. отцы изучаемой эпохи не ограничиваются, впрочем, суждениями о пользе, важности и душеспасительности употребления икон, но и прямо призывают к почитанию и поклонению иконам. Святый Василий Великий говорит: «принимаю святых пророков, апостолов и мучеников и призываю их к предстательству пред Богом, чтобы чрез них, чрез ходатайство их, Бог был милосерд ко мне. Посему и изображения их на иконах почитаю и поклоняюсь им» (Деян. 40;II. 299). Четвертый и пятый века составляют время утверждения и распространения иконоупотребления в церкви и время ясного раскрытия учения о почитании икон. Но с этих же веков начинается и непристающее противодействие иконоупотреблению и иконопочитанию. Только это противодействие до 40;ИИИ века тлеется подобно опасной искре, – говорим -до 40;ИИИ века, когда эта искра вспыхивает великим и страшным пожаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В этот дзуар осетины собирались раз в год, в Троицын день, чтобы отпраздновать праздник св. Георгия. Превращенные в святилища прежние христианские храмы, наряду с православными реликвиями-крестами и иконами, имели предметы языческого культа, медные котлы, вертелы, турьи рога для питья и жертвенные приношения – рога оленей и серн, наконечники стрел, ленточки из разных тканей и пр. Все эти святилища еще в конце прошлого и начале нашего века обслуживались жрецами. В наше время Реком в 1936 г. подвергся реставрации. По словам священника А. Гатуева, автора исторического очерка «Христианство в Осетии», Георгий Победоносец у осетин наиболее чтимый святой, в его честь сооружено много дзуаров. «Развалины старых церквей, достроенных в честь св. Георгия, почитаются у осетин местами особенно святыми; икону св. Георгия Победоносца на коне осетин чтит больше других икон. К св. Георгию осетины издавна питали не только уважение, но и благоговейное обожание». Вместе с Уациллой (св. Ильей) Уастырджи (св. Георгий) считается главным покровителем осетинских дзуаров. Деканозы – жрецы дзуаров, возносили Уацилле следующие молитвы: «Уацилла, сегодня твой день, и мы усердно молим тебя, помоги нам, сделай так, чтобы житницы наши были набиты пшеницей, просом и овсом до верха с остатками». В Осетии с именем св. Георгия связана священная роща Хетаг, у с. Ногкау. К этому дзуару один раз в год стекалось население окружающих сел для жертвоприношения, которое состояло из трех пирогов, бутылки араки и барашка. При этом в дупло определенного дерева опускали по одному или по два гривенника. В этой роще были вековые деревья. «Рука человеческая никогда их не касалась, –  пишет священник М. Кацоев, –  никто не смеет их рубить, даже взять одну хворостинку, ибо этим нарушается святость Дзуара и виновник наказывается им самым лютейшим образом». Большой популярностью пользовался у осетин и священный дуб в Даргавском ущелье. Еще в 30-х годах рядом с Гизельдонской гидростанцией можно было видеть этот дуб, сплошь увешанный разноцветными ленточками. Древний христианско-языческий праздник Джоргуба и поныне еще широко празднуется во всей Северной Осетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радушию иноков не было конца, но нам следовало поспешать в обратный путь. На пути своем мы встречали не мало скитальцев-сиромахов и анахоретов-келиотов. Сиромахи живут как птицы небесные и отшельники иногда ютятся где-нибудь над бездной морской, куда должно спускаться к ним в корзинах, или карабкаться по кручам с легкостью горных серн, иные взбираются на кручи поднебесные, чтобы там быть ближе к Богу и собирать так называемые цветы бессмертные (иммортели-горные), которые они потом меняют на кусок хлеба или тому подобное. Мы заходили к одному келиоту. Он был дома, что-то работал; у него хозяйство – десяток корней виноградных, пяток оливковых деревьев, аршина два огород. Все носит печать иночества и убожества, но книг у него оказалось порядочное количество и все древние. Он предлагал нам одну желанную нами книгу, угощение и отдых, но мы думали воспользоваться всем этим в богатой Карее, где, однако, никто ничего не предложил нам, и мы немногое могли достать здесь и за деньги, ибо день был не базарный. Возле сказанной кельи, говорят, было видение ангела, научившего одного доброго послушника петь Богородице «Достойно есть», почему и та икона Богородицы, пред которой он молился, получила название «Достойно есть». Кажется, старец того доброго послушника отлучался в Карею на базар, в то время, когда ему было видение, поэтому, чтобы не было никакого сомнения, ангел начертал «Достойно есть» на камне, который, говорят, сохранялся очень долго. Так на Афоне всякое место запечатлено каким-либо святым воспоминанием, поэтому хотелось бы привитать там недели и годы, но должно было поспешать, и мы своевременно явились в славный Русин, как в древности называли Пантелеймоновский монастырь. Богослужение на 20 июля. Вскоре после нашего прибытия, в Пантократорском монастыре раздался благовесть ко всенощной, к которой я и поспешил к началу. Было около 6½ часов вечера. Первый псалом с многократными «аллилуия» пели около получаса, также и второй. Пели на два хора, пение было столь воодушевленное, что время шло незримо. Часов около 12 совершилась лития с благословением хлебов, и мне предложено было прочесть шестопсалмие. Все огни потушили, только остался у меня один небольшой светильник. Старцы в своих стасидиях как бы замерли и весь многочисленный сонм иноков как бы не существовал, только слышался прибой волн морских, да свист ветра, уносивший порывами своими не легкие камешки с высоты подмостков, с которых производилась отстройка Покровского храма, после недавнего пожара. Среди мертвой тишины и в глубоком сумраке я громко взывал: Господи, что ся умножишася стужащии ми, мнози восстают на меня, а в уме пробегала мысль, как это завывание бури напоминает явление Бога Ильи, когда, однако не в трусе и буре явился Господь. Так и здесь вихрь пролетел и настала опять тишина велия. И я уже безбоязненно и тверже читал: «имене Твоего ради Господи живиши мя правдою Твоею: изведеши от печали душу мою, яко аз раб Твой есмь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Григорий Богослов рассказывает в одном своем стихотворении следующий случай поразительного впечатления, какое икона иногда производит на душу человека. «Какой-то невоздержный юноша приглашает непотребную женщину. Когда она подошла близко к воротам, на которых находилась икона внимательно смотревшего св. Полемона, то, увидев эту икону, тотчас, говорят, воротилась, быв побеждена этим взглядом изображенного на иконе, она устыдилась как бы живого» (Д. VII, 238–9). Другие отцы церкви находили особенно полезными иконы для наставления в вере людей неграмотных: иконы для таких могли служить вместо книг. Некто Олимпиодор извещал письмом св. Нила Синаита (5 в.), что он, Олимпиодор, строит храм и хочет украсить стены его изображениями, которые бы услаждали глаз, именно изобразить ловлю зверей, спасающихся бегством зайцев и серн, мрежи, извлекающие рыбу из моря и тому подобное. Нил не одобряет его за это и находит, что гораздо лучше украсить стены храма изображениями священными. «Пусть, -говорить он, – рука живописца наполнит храм историями ветхого и нового завета, – для чего? Чтобы и те, кто не знают грамоты и не могут читать божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснонамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя видимому невидимое» (Деян. VIT, 260–261). Св. отцы изучаемой эпохи не ограничиваются, впрочем, суждениями о пользе, важности и душеспасительности употребления икон, но и прямо призывают к почитанию и поклонению иконам. Святой Василий Великий говорит: «Принимаю святых пророков, апостолов и мучеников и призываю их к предстательству пред Богом, чтобы чрез них, чрез ходатайство их, Бог был милосерд ко мне. Посему и изображения их на иконах почитаю и покланяюсь им» (Д. VII, 299). Четвертый и пятый века составляют время утверждения и распространения иконоупотребления в церкви и время полного и ясного раскрытия учения о почитании икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Но святые отцы ясно учат, что животные (как и человек) были иными до преступления адамова! Так, св. Иоанн Златоуст пишет: " Ясно, что человек вначале имел полную власть над животными... А что теперь мы боимся и пугаемся зверей, и не имеем власти над ними, это я не отвергаю... Вначале не так было, но боялись звери и трепетали, и повиновались своему владыке. Когда же он прослушанием потерял дерзновение, то и власть его умалилась. Что все животные подчинены были человеку, послушай, как говорит Писание: " Он привел зверей и всех безсловесных тварей к Адаму, чтобы увидеть, как он их назовет " (Быт.2,19). И он, видя близ себя зверей, не побежал прочь, но как иной господин дает имена подчиненным ему рабам, так дал имена всем животным... Итак, этого уже довольно бы для доказательства, что звери вначале не страшны были человеку. Но есть еще и другое доказательство, не менее сильное и даже более ясное. Какое же? Разговор змия с женой. Если бы звери страшны были человеку, то, увидев змия, жена не остановилась бы, не приняла бы совета, не разговаривала бы с ним с такой безбоязненностью, но тотчас бы при виде его ужаснулась и удалилась. А вот она разговаривает, и не страшится; страха тогда еще не было " (Беседа на Книгу Бытия, 1Х,4). Разве не ясно, что св. Иоанн Златоуст читает первую часть Книги Бытия, " как написано " , как историческое повествование о состоянии человека и тварей до преступления Адама, когда и человек, и животные отличались от нынешних? Также и св. Иоанн Дамаскин говорит нам, что " земля сама собою приносила плоды, для того, чтобы ими пользовались подчиненные человеку живые существа: также не было на земле ни дождя, ни зимы. После же преступления, когда [человек] приложися скотом несмысленным и уподобися им... подчиненная тварь восстала против избранного Творцом начальника " (Точное изложение православной веры, книга 2, гл.10). Возможно, Вы возразите, что в том месте св. Иоанн Дамаскин также говорит, беседуя о сотворении животных: " Всех к благовременному пользованию со стороны человека, но одних из этих земля произвела в пищу ему, как, например, оленей, мелкий скот, серн и другое подобное " . Но Вам следует читать это место в контексте, ибо в конце абзаца мы читаем (как Вы заметили, что Бог создал человека мужчиной и женщиной, заранее зная о преступлении Адама, так и здесь):

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/909/...

В 3-й книге Царств содержится следующее: когда Давид состарелся, Адония, сын его, возвышает себя, и без воли отца провозглашает себя царем. Давид, узнав об этом, посылает пророка Нафана, священника Садока и Ванея, сына Иодаева, повелевая им помазать Соломона в царя, что они и исполняют еще при жизни Давида. Посему Адония немедленно низвергается; а Соломон, наследовав отцу, устрояет дом Господень и стену Иерусалима в продолжение 7-ми лет. У него было семьдесят тысяч, носивших тяжесть – из пришельцев, и восемьдесят тысяч каменосечцев – также из пришельцев; надзирателей за работами было три тысячи шесть сот. В пищу употребляемо было каждый день 30 мер чистой пшеничной муки, 60 мер смешанной муки, 10 отборных тельцов, 20 тучных быков, 100 овец, исключая оленей, серн и птиц отборных и откормленных. Он имел также стадо кобылиц; приплодных было 40 тысяч, и 12 тысяч коней для впрягания в колесницы. Он имел много богатства; ибо каждый год приносили ему золота весом 666 талантов, не считая учрежденных податей. Царица Савская, прибыв к нему, подарила ему 120 талантов золота, драгоценный камень и бесчисленное множество аромат. По смерти Соломона принял царство сын его, Ровоам; при нем разделилась верховная власть: десять колен отошли к Самарии, а два – Иудино и Вениаминово остались в Иерусалиме. В сей третьей книге содержатся деяния и лета царей сих, начиная с Соломона, царя всех колен вместе; по разделении же царства, как сказано, в Иудеи над двумя коленами цари были: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат; а в Самарии над десятью коленами Иеровоам, Нават, Вааса, Ила, Замврий и Ахаав. Повествует также и о пророках следующих: Нафане, Гаде и Ахии Силонитянине, возносившем глас против жертвенника Самарийского; также об Илии и Елиссее, который пророчествовал Ахааву и обличал его, и о том, что сыны пророков жили уединенно сами по себе. В сей книге содержится также и то, как Илия пророчествовал, – и не было дождя в продолжение трех лет, и что враны, по повелению Господню, приносили ему по-утру хлеб, а по-вечеру мясо. В Сарепте Сидонской, по повелению Господню, он сделал то, что у вдовы не оскудевало ведро муки и елей в сосуде не уменьшался; воскресил умершего сына ея; избил пророков Ваала, числом 450; милотию ударил Иордан, отчего разделилась вода на обе стороны, и он перешел реку. Кончается сия книга смертию Ахаава, царя Израильского, смертию Иосафата, царя Иудейского началом царства Охозии, сына Ахаавова, и началом – Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского. Книга 4-я Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Император желал придать торжеству освящения Софийского храма не только церковное, но и общегосударственное значение. А потому от храма и дворца празднество было распространено им и на народные массы. Обильная царская щедрость и здесь не имела пределов; денежные подарки раздавались полными горстями. Историки повествуют, что в ознаменование торжества беднейшим жителям столицы было роздано: 1000 быков, 10000 баранов, 600 серн, 1000 свиней, 10000 кур и цыплят и до 30000 мер зернового хлеба. Освященный с такой небывалой торжественностью Софийский храм сделался средоточием религиозного представительства для всего Востока. (Составлено по статье прот. С. Маркова, помещенной в «Душеполезном чтении» за 1897 г.). Беседа О наружном виде храмов I. Прежде нежели приступить к изъяснению богослужения Православной Церкви, необходимо сообщить некоторое понятие о православном храме христианском, о главнейших частях и принадлежностях его, о церковной утвари, употребительнейших священных одеждах и других вещах, относящихся к богослужению. II. Первые три века христианства мало сообщают нам сведений о внешнем виде христианских церквей. а) Первое по времени свидетельство о наружном виде храма мы находим в «Апостольских постановлениях» 8 , где говорится, что «церкви да будут продолговаты наподобие корабля». Давая такой вид церкви, христиане выражают мысль, что как корабль под управлением хорошего кормчего (рулевого) проводит человека через бурное море в тихую пристань, так и Церковь , управляемая Христом, спасает человека от потопления в глубине грехов и приводит его в Царство Небесное, где нет печали и воздыханий. Фигура продолговатого внешнего вида храмов чаще других встречается в памятниках древности 9 . С IV века формы христианских храмов разнообразятся независимо от христианских понятий, так как большинство их обращается из языческих капищ и публичных портиков, имевших разнообразную форму. б) По христианским понятиям христианские храмы с этого времени большей частью принимали вид восьмиугольника 10 и круга 11 , в напоминание верующим, что Церковь Христова, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире и будет существовать до скончания века, так как круг означает символ вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

13чтоб она обняла края земли и нечестивых стряхнула с нее прочь? 143емля, как глина, приемлет печать, становится, как пестрой ризы узор; 15но у нечестивых отнят свет, и мышца дерзостная сокрушена! 16Дошел ли ты до родника пучин, и ходил ли ты по дну морей? 17Врата смерти отверзались ли для тебя» врата мрака видел ли ты? 18Обозрел ли ты широту земли? Говори» если знаешь все! 19Где к обители света путь, и тьма, – где место ее? 20Ты, верно, входил в пределы ее и знаешь тропу к дому ее? 21Ты знаешь! Ибо тогда рожден и велико число твоих дней! 22В укромы снега входил ли ты, и укромы града видел ли ты? 23На смутное время Я их берегу, на день брани и войны! 24Где место разделения ветров, и восточному вихрю где путь? 25Кто хлябям льющимся отверзает проток и проводит громоносным тучам стезю, – 26оросить землю, где нет людей, и пустыню, где не обитает никто, 27дикую степь насытить водой, побуждая траву идти в рост? 28Скажи, есть ли у дождя отец, и кто рождает капли росы? 29Из чьего чрева выходит лед, и небесный иней, – кто родитель ему? 30Словно камень, смерзается вода, и твердеет пучины лицо. 31Можешь ли ты связать узел Плеяд, оковы Кесили разрешить? 32Выведешь ли зверей Зодиака в срок, поведешь ли Медведицу с ее детьми? 33Знаешь ли ты уставы небес, утвердишь ли на земле их закон? З4Окликнешь ли тучу гласом твоим, чтобы обилие вод покрыло тебя? 35Прикажешь ли молниям, чтоб они пошли, скажут ли они тебе: «Вот мы»? 36Кто премудрость в ибиса вложил, кто разум даровал петуху? 37Кто мудростью исчисляет облака, и кто отверзает мехи небес, 38когда грязью становится прах и слипаются вместе глыбы земли? 39Ты ли добычу львице подаешь и насыщаешь молодых львят, 40когда они лежат в берлогах своих или кроются в засаде под кустом? 41Кто готовит ворону его корм, когда птенцы его к Богу вопиют, ищут еды и не находят ее? 39 Знаешь ли ты время рождения серн? О рожающих ланях печешься ли ты? 2Считаешь ли месяцы, что они тяжелы, и знаешь ли срок, когда им родить, – 3когда они, приседая, мечут детей,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006   007     008