Кривка. Колокольня церкви Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты ...В 1700 году в Кривках строится Архангельская церковь, и деревня уже именуется селом. Церковь была построена деревянная почти сразу после основания поселения на второй год, в 1700 году. Церковь построили деревянную на месте между теперешними школой и памятником-обелиском. Тут же было и сельское кладбище. Она стояла до постройки новой, кирпичной церкви в селе, которая была освящена для проведения службы в ней в 1901 году. Первую деревянную церковь продали в деревню Прудки, а новую закрыли в годы коллективизации, сняв с нее еще до этого все колокола. Закрытая церковь сначала использовалась как гараж для районного автопарка, а в годы войны была разобрана на кирпичи для удовлетворения районных нужд в селе Октябрьское. От нее осталась одна колокольня с крестом на высоком шпиле, который был сожжен ударом разразившейся грозы в ночь на 4 июня 1975 года. Церковь была очень хорошей, светлой, с хорошим звучанием церковного хора, с отоплением из подвала: тепло проходило из решеток в полу, богатая люстра под куполом (паникадило), два клироса, чудесный иконостас с позолотой, сильный хор из прихожан, богатые ризы на служителях церкви, отличный псаломщик со скрипкой отлаживал хор с прекрасными голосами. Труды Воронежской ученой архивной комиссии, том 1, 1903, Приходные книги епископа Митрофания. Информация с сайта Геокешинг http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7366 Кривка. Церковь каменная, теплая, построена в 1908 году. Престолов три: главный - в честь Архистратига Михаила, второй – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» и третий - в честь св. Николая чудотворца. Дворов 472, душ муж. пола 1660, жен. пола 1693, великороссы, земледельцы, имеют земли 1 десятину 960 кв. сажень в трех поля на душу. В приходе две деревни: Аннино (Громково), в 4 верстах от церкви, и Аннино (Исаево), в 4 верстах от церкви, небольшой лес. Школы две: церковно-приходская и земская, обе одноклассные, смешанные, законоучителю в церковной школе 30 руб., а в земской 40 руб. в год. Церковно-приходское попечительство, ссудо-сберегательная касса мелкого кредита местного товарищества. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1780 г. Церковная библиотека в 50 томов.

http://sobory.ru/article/?object=14797

Б; Роспись о выдаче зажилого 490 отд. Б. И др. 31 Название этих сел и деревень, я ставлю на основании различных рассмотренных мною бумаг, окладных книг, актов в разверстке и измерении монастырской земли, выписей из дозорных, писцовых и межевых книг, отдаточных на монастырские земли и др. Только пустоши Чурняевой я не встречал и помещаю на основании брошюры Македония (стр. 8). От его указания я отступаю кое в чем, напр. исправлены некоторые названия (д. Полковой, Лучкинич), вновь ставлю деревни Заезды и Самсоново, наконец, опускаю монастырские села в Тамбовской вотчине Архангельское и Преображенское с деревнями, как приобретенные с началом XVIII в. См. 192, 193, 719, 740 отд. Б и др.; Семин. библ. 163; Мин Юс 31/9851, 111/9931, 142/9962, 163/9983, 230/10050, 246/10066, 398, 414; в перенесных книгах 1646 г. Раевского упоминается еще монастырская деревня Любянка, бывшая пустошь 111/9931. 33 Македоний не упоминал о монастырских дворах в Чешуеве и Китаеве, но они там были и жили монастырские приказчики (см. 29, 89 от. Б; 163/9983 Мин. Юс). 38 См. 219, 235, 704, 705, 746 отд. Б; Сем. библ. 2 и 3; Мин. Юс 31/9851 (выпись из писцовых кн. 1628–1629 гг.), 246/10066 (подтвердительная грамота Петра Алексеевича). 39 48–64, 94, 276, 532 отд. Б; отд. В и др. Арх. Македоний умалчивает о мельнице в с. Романове или Дарках; но она упоминается в 171, 175 и 211 отд. Б, и 66 отд. А, относящихся к 90 годам XVII в. В росписях 1686–1700 гг. Сем. библ.) есть помета: «про Дарковскую мельницу помнить»; очевидно, что она существовала в 1700 году. Но, вероятно, в начале XVIII в. она была уничтожена, так как о ней я не встретил ни одной выписи XVIII в. об уплате мельничного оброка в Государеву казну, между тем как о других мельницах есть. 45 Список с грамоты Алексея Михайловича с пометой об ее утверждении Феодором Алексеевичем 226 отд. Б. О пользовании этим лесом для монастырских нужд см. еще грамоту Иоанна и Петра Алексеевичей 1695 г. 235/10055 Мин. Юс 51 719 отд. Б (итог, помеченный в конце этой росписи, сделан не верно: там обозначено 146 крестьянских дворов, а если их сосчитать все порознь, то получится цифра больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Глазово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. в Своде памятников по Владимирской области проходит как Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1834. Адрес: Россия, Владимирская область, Камешковский район, п/о Новая гора, д. Глазово (погост Семинова Гора) Координаты: 56.385885, 40.75872 Проезд: Автодорога г.Суздаль-г.Камешково, на 20км деревня Новая Печуга, не доезжая моста в центре перекресток, следует повернуть на юг, проехать 1,5км через д. Новая Заря, не въезжая в д. Новосёлка свернуть налево, к новенькому бетонному мосту, 1 км по свежеукатанной дороге на Глазово. Асфальтированный прое ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Автодорога г.Суздаль-г.Камешково, на 20км деревня Новая Печуга, не доезжая моста в центре перекресток, следует повернуть на юг, проехать 1,5км через д. Новая Заря, не въезжая в д. Новосёлка свернуть налево, к новенькому бетонному мосту, 1 км по свежеукатанной дороге на Глазово. Асфальтированный проезд. Церковь хорошо просматривается издали с трассы, сама д. Глазово дальше в 2-х км, историческое название местности где находится церковь: погост Семинова Гора. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Погост Семинова Гора Погост Семинова Гора при речке Печуге, в 41 версте от Владимира, существовал, вероятно, уже в XVI веке. По Печуге проходил старинный путь на Владимир, поэтому на этой небольшой реке издавна стояли два погоста: Веретевский и Семиновогорский. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа под 1628 г. значится «церковь Страстотерпца Христова Егорья по Семенове реке на Печюге дани семь алтын четыре денги». В документе 1653 г. значится: «У сей церкви двор попов, да в приходе помещиковых 4 двора, крестьянских 25 дворов, пашни церковный паханыя середния земли 14 чети, да перелогом и лесом поросло 14 чети в поле, а в дву потому ж, сена по речке по Печуге и по врагам 40 копен, лесу раменного вдоль на полверсты, а поперек тож». В 1659 г. оброк за пользование церковной семиновогорской землей платил дворянин Сергей Матвеевич Владыкин, в 1661 г. такую же плату вносил дворянин Семен Борисович Федоров, а в 1668 г. - патриарший сын боярский Илья Опучин. В 1700 г. вместо старой была выстроена новая «церковь мученика Георгия на Семинове Горе, на Печюге на погосте» так же, как и прежняя, деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=02360

Ларино. Церковь Римской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Римской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1812 и 1816. Год утраты:1943 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Смоленская обл., Сафоновский район, урочище Ларино Координаты: 55.239249, 33.550864 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Впервые Ларино упоминается как деревня в писцовой книге Вяземского уезда 1594/95 г. Она находилась в Гжельском стане и принадлежала стрелецкому голове Третьяку Семеновичу Якушкину, владельцу села Волкова (Третьякова). В деревне тогда было 6 крестьянских дворов и 3 бобыльских. По переписной книге Вяземского уезда 1677/78 г., деревня Ларино оставалась во владении Якушкиных, ее делили между собой Исай Михайлович, Иван Михайлович и Иван Силин сын Якушкины. По отказной книге 1700 г., Семен Иванович Якушкин получил поместье своего отца Ивана Михайловича Якушкина, в числе деревень которого значилось и Ларино, владельческая усадьба находилась в сельце Щукине. По Генеральному межеванию 1776-1779 гг., Ларино стало уже сельцом, то есть в нем была дворянская усадьба, и принадлежало оно Андрею Николаевичу Радищеву. В 1799 г. капитан артиллерии А.Н. Радищев оставался владельцем сельца Ларино, в котором к тому времени было 6 дворов с 39 мужчинами и 29 женщинами. Он же стал инициатором возведения в Ларине храма и первым его устроителем. В «Смоленских епархиальных ведомостях» в 1889 г. было опубликовано историко-статистическое описание села Ларино, которое позволяет нам узнать старинное предание о причинах устройства местной церкви: «Поводом к построению Ларинской церкви послужил чудесный случай, бывший в жизни капитана артиллерии Андрея Николаевича Радищева. Во время войны с турками (имеется в виду русско-турецкая война 1806-1812 гг. – Ю.Ш.) г. Радищеву, служившему в действующей армии, пришлось однажды, дабы избегнуть турецкого плена, переплывать реку Дунай. В то время, как он плыл и употреблял последние усилия достигнуть противоположного берега, увидел плывущий по воде свиток. Г. Радищев ухватился за этот свиток и таким образом спасся от турецкого плена. Развернув свиток, г. Радищев увидел писанное на холсте изображение Божией Матери. И движимый глубоким чувством благодарности к Царице Небесной, чудесно спасшей его от плена, а может быть, и смерти, тогда же он дал обещание построить в своем имении Ларине храм Богоматери, во имя святой иконы Ее Римской, так как на свитке было изображение Римской иконы Божией Матери».

http://sobory.ru/article/?object=57609

Воронеж. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения слободы Монастырщенка Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Район левобережья р. Воронеж напротив Успенской Адмиралтейской церкви воронежцы называют " Монастырщенкой " . В прошлом здесь была слобода Монастырщенка. Поселение на левом берегу р. Воронеж, напротив города, сложилось в начале XVII в. Согласно " Дозорной книге 1615 г., составленной Григорием Киреевским, на этом месте была деревенька Клементьевка. В то время она являлась вотчиной Воронежского Успенского мужского монастыря. В писцовых книгах 1629 г. деревня Клементьевка по­прежнему значится принадлежащей Успенскому монастырю. С упразднением в 1700 г., в разгар кораблестроения, Успенской обители, деревня Клементьевка отошла к Алексеевскому Акатову монастырю. В 1764 г., когда по указу императрицы Екатерины II Церковь была лишиена своих земель и крепостных, монастырские крестьяне стали государственными. Одновременно возросло население слободы: сюда переселились потомки удельных крестьян из Боровского уезда Калужской губернии, отчего ее южная часть получила название Боровской. До середины XIX в. церкви в Монастырщенке не было, и крестьяне посещали ближайшие храмы в губернском городе (церкви Успения и Иоанна Предтечи) и в волостном ­ слободе Придаче (церковь Рождества Христова). Но число дворов росло, в канун отмены крепостного права их насчитывалось 177, где проживало 524 мужчины и 608 женщин. В 1840-е гг. жители слободы решили ставить церковь. Архиепископ Воронежский и Задонский Игнатий (Семенов) благословил их на это богоугодное дело. С помощью " сборной книги " накапливались средства за счет добровольных пожертвований. Особое старание проявил крестьянин Иосиф Васильевич Синицын, он по праву именовался строителем храма и полтора десятка лет был церковным старостой. В 1848 г. собрали достаточную сумму и возвели церковь. Два года спустя по благословению Высокопреосвященнейшего Парфения, архиепископа Воронежского и Задонского, в трапезной были устроены приделы в честь апостола Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского. Один из новых престолов в церкви был создан на средства купца Сергея Петровича Ефимова. " В смежности с церковью и оградою " было открыть приходское кладбище, которое позже обнесли стеной. При открытии церкви ее штат состоял из священника и двух причетников, которые жили " доброхотными подаяниями от крестьян " . Причту отмежевали 34 десятины земли, а через три года построили на общественный счет дома.

http://sobory.ru/article/?object=9138

1654 г. пожаловал строителю Иоилю земли «на одну версту... близ оной пустыни». Но из-за регулярных половодий деревянную церковь и кельи Н. М. п. подтапливало, и прот. Стефан решил перевести монастырь на высокий берег р. Москвы в запустевшую после «морового поветрия» дер. Фавстово (впосл. с. Фаустово) Гвоздинской вол. на Красном холме. По отказной книге ключника И. Титова в этой деревне имелись 3 «живущих» крестьянских двора, «пустой» двор, 8 четвертей «паханной» земли и 10 четвертей земли «в поле» ( Савич. 1927. С. 82). По царской жалованной грамоте от 20 февр. 1655 г., выданной строителю Кириллу (1656-1660), и по царскому указу 1657 г. монастырю, переведенному в Фаустово, передавалась «оная деревня с бобылями, с пашенною землею и со всеми угодьями... в вечное владение сей пустыне» ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 398, 410; Иванчин-Писарев. 1843. С. 22). Деревянная монастырская марчуковская церковь была разобрана, и на ее месте построена большая часовня, в к-рой к сер. XIX в. хранились «древние» иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а также Нерукотворный образ Спасителя с надписью: «7103» (1684) ( Иванчин-Писарев. 1843. С. 19). А. М. Ратшин, вероятно ошибочно, утверждал, что до 70-х гг. XVII в. Н. М. п. была приписной к Андреевскому монастырю в Пленницах ( Ратшин. Монастыри. С. 279). При царе Феодоре Алексеевиче пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца ( Иванчин-Писарев. 1843. С. 18). К нач. 80-х гг. XVII в. обитель пришла в упадок, братии «питаться стало нечем и они в конец оскудали». 30 июня 1683 г. цари Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич выдали строителю Моисею жалованную грамоту на рыбные ловли в речках Мерской, Гуслице и Волне с угодьями ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 398, 410; Савич. 1927. С. 82). В 1684 г. «ниже Соловецкие пустыни верст с 8» по пути из Москвы в Н. Новгород останавливался архим. Нил, настоятель нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (ДАИ. Т. 11. 33). К 1700 г. пустынь была выведена из приказа Большого дворца и приписана к Соловецкому в честь Преображения Господня монастырю «с находящимися при ней пашенными и непашенными землями, угодьями и людьми» ( Милютин В.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

«1700 года 5 сентября, по благословенной грамоте, выданы три антиминса в Московский уезд, в новопостроенную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделы Друга Божия Лазаря и преп. Никиты столпника Переяславского чудотворца, в Замыцкой волости, в вотчине окольничего Михаила Тимофеевича Лихачева, в село Васькино на новое место». По приходным окладным книгам того же казенного приказа церковь Рождества Пресвятой Богородицы писалась под Перемышльскою десятиною с обозначением дани с 1701 – 11 гг. 14 алтын 4 деньги, а с 1712 – 39 гг. дани 28 алтын. Под 1708 г. значится: в селе Васькине церковь Рождества Богородицы каменная с двумя приделами Лазарево воскресение и преп. отца Никиты столпника. Васькино, по писцовым книгам 1627 – 28 гг. – деревня Московского уезда, Замыцкой волости, поместье за Петром Игнатьевичем Рыбиным, в деревне двор помещиков, в котором жили деловые люди помещика Рыбина, и 6 дворов крестьянских. В 1629 г. это поместье продано из Поместного приказа в вотчину Венедикту и Галактиону Маховым, у которых оно было отписано на великого государя, а в 1640 г. продано из того же Поместного приказа Никите Наумовичу Беглецову. При этом владельце Васькино было сельцом. По смерти Н. Н. Беглецова владела сельцом его жена вдова Анна, а от нее перешло к родному ее брату Никите Лихачеву. В 1689 г. оно досталось по духовному завещанию окольничему Михаилу Лихачеву, при котором в сельце Васькине была построена церковь, отчего сельцо и стало называться селом по церкви Рождественским, Васькино тож. В 1708 г. жена окольничего Михаила Лихачева вдова Татьяна Никитична продала село Рождествено князю Матвею Петровичу Гагарину, а у него оно куплено в том же году Автомоном Ивановичем Ивановым. В 1721 г. Рождествено принадлежало его сыну Николаю, а после в 1731 г. перешло к жене Николая вдове Анне Ивановне с детьми Сергеем, Татьяною, Аграфеною, Марфою и Дарьею Ивановыми. В 1743 г. они между собою имения, находившиеся в разных уездах, разделили и село Рождествено, Васькино тож, досталось Сергею Николаевичу Иванову, умершему в 1746 г., а от него перешло к его матери и сестрам Аграфене и Марфе.

http://sobory.ru/article/?object=09552

Жодино. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1863. Год утраты:1961 Адрес: 222160 Минская область, г. Жодино, ул. Московская, 21/а (магазин " Смак " на месте утраченной церкви) Координаты: 54.102929, 28.349698 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История церкви начинается с середины 17 века, когда еще не было села Жодино, а на его месте находилась деревня Богуслав Поле. На рыночной площади основанного Б. Радзивиллом села Богуслав Поле была построена деревянная церковь св. ап. Петра, которая упоминается в Смоливичских инвентарях (опись имущества Б. Радзивилла) в 1665 г. Позже, в 1675 г., упоминается Троицкая церковь (возможно, часовня). Вероятно, обе церкви принадлежали православным. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) село сильно пострадало. В 1745 г. была восстановлена бывшая Троицкая церковь и освящена как униатская в честь св. ап. Петра и Павла. В 1863 г. на месте обветшавшей Петропавловской церкви на отпущенную правительством сумму, в количестве 4000 рублей, была заложена приходская церковь с престолом во имя св. Архистратига Михаила. Располагалась она в оживлённом месте возле Екатерининского тракта, напротив корчмы. Это было деревянное здание с колоколенкой в передней части и небольшим куполом, возведённое на каменном фундаменте. По архитектуре Свято-Михайловская церковь относилась к церквям так называемого муравьёвского типа (по имени литовского генерал-губернатора Муравьёва, который являлся инициатором строительства в Литовском генерал-губернаторстве православных церквей по типовым проектам). Церковь представляла собой крестообразное строение, состоящее из четырёх частей-апсид: притвора с колокольней, трапезной, молитвенного зала, крытого навершием с одним куполом, и алтарной части. К молитвенному залу по бокам пристроены небольшие выступы (сакристии), в результате чего при взгляде сверху храм по форме напоминал православный крест. Декоративное убранство церкви выполнено в традициях русского православного зодчества. В молитвенном зале был установлен резной иконостас с восемью иконами в один ряд и Царские Врата предположительно с шестью иконами. На колокольне было четыре колокола. Первым настоятелем Михайловской церкви был Антоний Богдановский, окончивший духовную семинарию. Церковный штат состоял из двух человек – настоятеля и псаломщика. В собственности церкви было около 35 десятин земли и 30 десятин леса.

http://sobory.ru/article/?object=45795

Омелино (Цилемский скит), урочище. Неизвестная часовня. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1700 - 1800. Год утраты:приблизительно 1937 Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Цилемский район, урочище Омелино (Цилемский скит) Координаты: 65.517465, 49.399542 Проезд:проезд достаточно трудный и может осуществляться из ближайших к урочищу Омелино населенных пунтов: деревни Мыла, поселка Нонбург, села Койнас. Ближе всего урочище Борковская (бывшая станция Печорского тракта). Проезд либо на машинах максимальной проходимости, либо на лодке по реке Цильма от Борковской Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Цилемский скит (второе название — деревня Омелино), один из самых скрытых и труднодоступных старообрядческих скитов на Севере. Возник этот центр «древлего благочестия» предположительно в середине XVIII века, а расцвет его приходится на вторую половину XVIII — начало XIX века. Насельники скита занимались хлебопашеством и скотоводством. Здесь имелась достаточно обширная библиотека, были свои переписчики, была небольшая школа, в которой обучались дети мезенских староверов. «О грамотности жителей Цилемского скита говорит тот факт, что в библиотеке скитской часовни и во всех семьях были старинные рукописные и старопечатные книги, а также сохранившаяся переписка с именитым Выговским монастырем». Епархиальные власти обнаружили Цилемский скит только в 1831 году. Более десяти лет шла официальная переписка по поводу судьбы скита и его жителей. Наконец в 1846 году скит разделил участь других духовных центров староверия того времени — был разорён, иконы и утварь переданы в Усть-Цилемскую церковь, часовня разрушена, а сам Цилемский скит был в 1854 году переименован в выселок под тем же именем. Усть-Цильма и Великопоженский скит, http://cyberpedia.su/18xfac2.html В середине XVIII в. на притоке Печоры Цильме был основан мезенцами Омелинский скит.

http://sobory.ru/article/?object=53429

Последнее время Никольскую церковь на Щелье называют Едомской по имени соседней деревни Едомы. Это справедливо и само по себе, если вспомнить, что на Севере этим словом всегда обозначают высокое сухое место. Однако, если говорить точно, то Никольская церковь относилась к Чухченемскому погосту. Еще не так давно под горой стояла деревня Чухченема (такое название позволяет предположить, что тут находилось одно из чудских городищ, да и окончание - «ма» в угро-финских языках имеет значение урочища). Ее жители вынуждены были перевезти отсюда свои дома, так как разливы реки угрожали деревне. Церковь, возведенная здесь в XV веке, - вторая русская культовая постройка на Пинеге после Кеврольского монастыря. Была она «древяна вверху», как сказано в писцовой книге 1623 года, то есть шатровая. Значит, сродни тем, что стояли на Вые и Суре. Нынешняя, третья по счету на этом месте, освящена в 1700 году, отремонтирована и обшита в 1891-м. Ремонт и придал ей суховато «правильный» вид, столь не свойственный памятникам русской деревянной архитектуры. К Никольской церкви лучше подходить от воды, с берега. Тогда ее затейливый верх и колокольня постепенно вырастают из-за высокого угора. Так когда-то над валами и тынами древнерусских городов поднимались маковки церквей, словно воины в шеломах и кольчугах... Строители главное внимание уделили кровле. Не случайна, конечно, и такая высота - до главного креста около тридцати четырех метров. Церковь была и ориентиром, далеко видимым всякому идущему на погост, и обозначением самого высокого места, что было особенно важно во время весеннего половодья. А главное - она определяла собой центр всей округи. Тип Чухченемского храма - шатер на крещатой бочке. Шатер здесь стоит не на восьмерике, как обычно, а на квадратном в плане четверике, к которому с одной стороны прирублен алтарь, с другой - трапезная. В шатер с четырех сторон врезаются бочки - так называли на Руси форму крыши, которая, действительно, напоминала бочку, лежащую по длине строения, срезанную в нижней части и заостренную в верхней, чтобы не задерживались на ней снег и дождь. Бочки увенчаны четырьмя главками, сидящими на круглых, в форме усеченного конуса шеях. Они наклонены к шатру и вместе составляют компактную и живописную группу.

http://sobory.ru/article/?object=20050

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010