В 1029-1031 гг. М. составил завещание, известное как «Грамота [Дацерили] Мцхетскому собору», в этом тексте он упомянут как католикос-патриарх. Грамота содержит полный список всего того, что М. пожертвовал Светицховели: неск. икон (в т. ч. золотую икону, подаренную ему имп. Константином VIII, и икону Божией Матери - дар ему имп. Василия II), неск. крестов и др. церковную утварь, богослужебные книги, Евангелия, неск. книг Псалтири, жития святых и др. М. приобрел и пожертвовал Светицховели с. Задкареки в груз. исторической пров. Тао (ныне Задгерех близ г. Назрван, Армения), с. Схлуани в пров. Кларджети (предположительно, ныне с. Пейнирли близ г. Артануч, Турция), с. Схлобани в пров. Шавшети (ныне с. Пынарлы близ г. Шавшат, Турция), с. Тонтиой в пров. Джавахети (ныне с. Каурма, муниципалитет Ниноцминда, Грузия), с. Диди-Оротани в пров. Кола (ныне с. Урут, вилайет Ардаган, Турция), мон-рь Палавра с 4 селами в пров. Картли, с. Махарони близ оз. Паравани (предположительно, ныне на территории с. Владимировка, муниципалитет Ниноцминда, Грузия), село и Катехскую церковь в пров. Эрети (ныне в Белоканском р-не, Азербайджан), с. Зиари в пров. Эрети (ныне с. Зарнав, Гахский р-н, Азербайджан), часть с. Ахатани (возможно, на территории муниципалитета Телави, Грузия) и деревню Носорана в пров. Кахети (ныне урочище в ущелье р. Лопота близ с. Лапанкури, муниципалитет Телави, Грузия), а также крепостных в разных селах (ПГП. 1970. Т. 3. С. 19, 22-23). В грамоте указано, что М. выбрал себе в Светицховели место упокоения и назвал имя своего воспитанника свящ. Иоанна, к-рый должен был отслужить по нему заупокойную литургию. Причислен к лику святых ГПЦ 12 окт. 2002 г. Лит.: Мусхелишвили Л. Древние надписи Мцхетского собора Светицховели и их отношение к завещанию католикоса Мелхиседека//Картули хеловнеба (Грузинское искусство). Тб., 1942. Т. 1. 133-142 (на груз. яз.); Гамбашидзе Г. Лапидарная надпись XI в. католикоса-патриарха Грузии Мелхиседека I из христ. храма «Ткобай-йерда» (Ингушетия)//Мировые культурно-ист. процессы и Грузия: Сб. ст. Тб., 1993 (на груз. яз.); Абашидзе З. Мелхиседек I//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 43-44 (на груз. яз.); Силогава В. И. Патриарх Картли и всего Востока в Пархальской надписи X в.//ЕжБК. 2006. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/2562936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В источниках также именуется как Гишская ( ) или Гиш-Курмухская епархия (- ). Кафедры были расположены в Гиши (ныне сел. Киш Шекинского р-на, Азербайджан) и Курмухи (селение в 2 км к юго-востоку от Кахи). Некоторые исследователи предполагают, что кафоликон находился не в Гиши, а в мон-ре Лекарти (Лекети) (в 12 км к северо-западу от Кахи) (А. Хаханов, Г. Марджанишвили) или в Шеки (Г. Н. Чубинашвили). География Самые ранние сведения о владениях курмухели (Курмухских архиереев) сохранились в приписке 1333 г. к т. н. Магалашвилевскому Четвероевангелию. Царь Грузии Георгий V Блистательный (1314-1346) за доблесть, проявленную паствой Шеки и Курмухи в противостоянии агарянам (мусульманам), пожаловал епископу Гиш-Курмухскому земли в Ганухи (совр. Баш-Гейнюк), виноградники в Капалаке (совр. Кабала), торговые дома и 7 купеческих домов в Варташене (совр. г. Огуз, Азербайджан). Епископ имел право взимать подать «сабалахе» (одну голову рогатого скота из 100) в Шираки (степь в Вост. Грузии, между реками Иори и Алазани) и на Картвелтамта (букв.- Грузинская гора, ныне хребет Гюрджадаг) и право получать подать с рыбной ловли на р. Мтквари (Куре) в Ахташе (совр. г. Агдаш, южнее Капалака) ( Джанашвили. 1894. С. 206). Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Курмухи. 1894 г. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Курмухи. 1894 г. Описание территории К. е. сохранилось в «Истории царства Грузинского» историка царевича Вахушти Багратиони : «Под горой (Б. Кавказ.- Авт.) расположен Гиши, [центр] эриставства Цукети, и стоит там церковь большая, с куполом, где восседал епископ, пастырь Елисени (левобережье р. Алазани, между реками Белакнисцкали (Белоканчай) и Гишисцкали (Кишчай).- Авт.), Цукети (верховья р. Самур и область Гиши.- Авт.) и Шахики (совр. Шекинский р-н Азербайджана.- Авт.)» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 539). Т. о., К. е. охватывала большую часть груз. исторической пров. Эрети, вост. части Кахети . В наст. время эти территории входят в состав Азербайджана (Белоканский, Загатальский, Гахский и Шекинский районы) и России (юж. часть Республики Дагестан).

http://pravenc.ru/text/2462303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАХЕТИ [груз. , от имени одного из легендарных прародителей грузин - Кахоса, сына груз. праотца Картлоса], историческая провинция в Вост. Грузии; княжество (VIII-X вв.); царство (ок. 1020-1104/05, 1466-1762). География К. охватывает бассейны рек Иори и Алазани. В различные периоды границы К. менялись. Как историко-географическая провинция К. сформировалась не позднее античной эпохи. В раннеэллинистический период в К., которая охватывала земли в верхнем течении рек Иори и Алазани (провинции Эрцо (), Тианети () и окрестности города-крепости Уджарма ()), проживало восточногрузинское племя кахов. В последующие века в К. вошли соседние провинции Кухети () и Эрети (, Херети). Кухети занимала территории на левобережье рек Арагви и Мтквари (Кура) - от окрестностей сел. Жинвали до пуст. Гареджи . Эрети охватывала несколько исторических областей: собственно Эрети, территории Алазанской долины, между совр. городами Телави и Шеки (Азербайджан); Суджети (), земли в среднем течении р. Иори, между современными селениями Хашми и Бодбе; Камбечани (; греч. Καμβυσην - Strabo. Georg. XI 4. 1; 14. 5), местность между р. Мтквари и нижним течением р. Алазани, в общих чертах соответствующую современным Сигнахскому и Дедоплисцкаройскому муниципалитетам; Шакки (совр. Шеки, ныне в Азербайджане). Город Сигнахи. Общий вид Город Сигнахи. Общий вид На севере К. включала «Горные области» ( , Мтеулети Кахетиса): Пхови (), в к-рую входили исторические провинции Пшави (), занимавшая бассейн р. Пшавис Арагви, и Хевсурети (), охватывавшая ущелье р. Хевсуретис Арагви на юж. склоне Б. Кавказского хребта и верховья рек Асса, Аргун и Андаку на северном, а также Тушети (; греч. Τοσκοι - Ptolem. Geogr. VIII 25) - земли в истоках р. Андийская Кой-су. В V в. в Кахети-Эрети вошли южнодагестан. провинции: Дидоети (груз. ; лат. Diduri - Plin. Sen. Natur. hist. VI 29; греч. Δδυροι - Ptolem. Georg. VIII 25) - верховья Андийской Койсу; Хундзети (Хундзахи) ( ()), земли в верховьях Аварской Койсу; Цукети (Цахури) ( ()) - территории в верховьях р. Самур (ныне в Цунтинском, Хундзахском и Рутульском районах Дагестана). В кон. VIII в. кахетинский кн. Григол (787-827) «уничтожил имя Кухети», а в XV в. царь Кахети Георгий I (1466-1476) «упразднил имя Эрети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 557, 568). В XVI-XVIII вв. К. делилась на исторические области Гаре-Кахети ( - Внешняя Кахети), охватывавшую территории в среднем течении р. Иори, Шигнит-Кахети ( - Внутренняя Кахети), занимавшую земли на правобережье р. Алазани, Гагмамхари ( - Заречье), включавшую левобережье р. Алазани, Элисени (; позднее Чар-Белакани, ныне Белоканский (Балакенский) р-н Азербайджана), Кизики (, Камбечани).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Наиболее ранние сведения о владениях католикосов-патриархов всей Грузии в К. относятся к XI в. Согласно дарственной грамоте католикоса-патриарха Мелхиседека I (1010-1033), мцхетскому кафедральному собору Светицховели были пожертвованы «в Кахети в Ахтани один убани (район.- Авт.); и Носорна, селение одно (возможно, в совр. Телавском муниципалитете.- Авт.); и в Эрети монастырь могущественный Лагодехи; и в Эрети же церковь Катехи с поступлениями ее (ныне в Белоканском р-не Азербайджана.- Авт.); и в Каки (ныне Гах в Азербайджане.- Авт.) купцов 12; и Зиари, селение большое (Дзерна, ныне с. Зарна в Гахском р-не Азербайджана.- Авт.)» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 26-27; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 119). Согласно дефектному «Документу поступления Эрцо-Тианетской паствы» (XV в. по классификации и датировке И. Долидзе), к кон. XII в. католикос-патриарх Грузии владел 40 селами в Эрцо-Тианети, среди них - Жинвали, Питловани, Бодави, Цобени и др. (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 74-75; ПГП. 1970. Т. 3. С. 233-237). В «Иммунитетной грамоте владений католикоса в Картли, Кахети и Месхети» от 1 дек. 1392 г. перечислены более 60 сел и мон-рей К.: «могила Давида» (имеется в виду мон-рь Давидгареджи с могилой прп. Давида Гареджийского), «Додос-Рка (мон-рь Додо.- Авт.) - мон-рь и пустынь с их доходами», мон-рь Бочорма, «на Иори монастырь Сиони и мон-рь Квабта» (ныне в Сагареджойском муниципалитете), мон-рь Варцанской Божией Матери в сел. Шилда (ныне в Кварельском муниципалитете), «в Базари купцов армян и евреев дымов 27» (ныне в Белоканском р-не Азербайджана), а также села Шашиани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), Акура (ныне в Телавском муниципалитете) и др. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 180-181; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 104-106). Распад единой Грузии, образование царства К. В 1466 г. правитель единой Грузии Георгий VIII (1446-1466) утвердился в К. как царь Георгий I (1466-1476) и отторг царство от Грузии, где власть перешла к Константину II (1466-1478). Столица независимого царства К. была устроена в Греми . На западе, по р. Арагви, К. граничила с Грузией (после окончательного распада единого государства - с царством Картли), на юге, по р. Куре,- с Карабахским бегларбегством, на юго-востоке - с Шеккским бегларбегством (оба в составе Ирана, в сер. XVIII в. выделились в самостоятельные ханства), на северо-востоке и севере - с владениями дагестан. князей. В течение XVI-XVIII вв. К. постепенно потеряла вост. провинции Цукети (Цахури), где сформировалось султанство Элису, а также Элисени, в которой поселились вольные общины чарцев, и Дидоети. В 1640 г. царь Теймураз I организовал поход на Дидости, «чтобы обратить их (дидойцев.- Авт.) от идолопоклонства и проложить дорогу в Россию и привлечь их на свою сторону», но цель не была достигнута ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 596).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

В ходе адм. реформ имп. Диоклетиана в кон. III - нач. IV в. К., как все азиат. владения Римской империи и Египет, вошла в состав диоцеза Восток с митрополией в Антиохии. Историческая Суровая К. была преобразована в пров. Исаврия (митрополия Селевкия), в которую помимо горной области Зап. Тавра было включено морское побережье, а также юж. часть Ликаонии в северных предгорьях Тавра. Равнинная К. оставалась единой провинцией до нач. V в., когда при имп. Аркадии она была разделена на Киликию Первую (митрополия Тарс) и Киликию Вторую (митрополия Аназарв). Этой структуре соответствовала и церковная иерархия в К., входившая в состав Антиохийской Православной Церкви . Церковные епархии К. сложились в основном в IV - нач. V в. Их распределение выглядело следующим образом. Митрополии Киликии Первой Тарс подчинялись 7 епархий: Адана, Севаста (ныне Аяш), Помпейополь (ныне Вираншехир), Маллос (руины близ Кызылтахты), Августа (место затоплено водохранилищем в 1955), Корик, Зефирион. В митрополии Киликии Второй Аназарв входили 8 епархий: Епифания (ныне Гёзене, близ Эрзина), Александрия-у-Исса, Иринуполь (Нерониада; точно не локализован), Флавиада (Карспазары, ныне Кадирли), Росос (ныне Арсуз), Мопсуестия, Каставала (Иераполь), Эги (ныне Юмурталык). В состав митрополии Исаврии с центром в Селевкии входило от 15 до 22 епархий, значительная часть которых находилась в небольших горных крепостях: Клавдиополь (ныне Мут), Диокесария (ныне Узунджабурч), Олва, Далисанд, Сивила (ныне Йылдыз), Келендерис (ныне Айдынчык), Анемурион (ныне Анамур), Титиополь (ныне Калинорен?), Ламос (ныне Лимонлу), Антиохия-на-Крагосе (Антиохия Малая, ныне руины близ Гюнейкёя), Нефелион, Кестры (ныне Килисебелени), Селинунт (Кастелло-Ломбардо, близ совр. Газипаша), Иотапа (ныне Айдап), Филадельфия, Иринополь (руины близ Чаталбадем), Германикополь (ныне Эрменек), Дометиополь (ныне Катранлы), Зенополь (руины близ истока р. Кючюксу), Адрас (ныне Балаболу), Мелуос-Кастрон (ныне Мелван-Калеси), Неаполь (руины близ Гюнейюрт?).

http://pravenc.ru/text/1684614.html

[зри] А идеже всенощнаго бдения не бывает. На велицей вечерни, по Ныне отпущаеши, тропарь воскресн: Слава святаго, и ныне: Богородичен воскресен, или праздника. Аще ли два святых с тропари, и другаго святаго тропарь не глаголется. На повечерии кондак воскресн: аще имать святый полиелей, кондак святаго: аще предпразднство, или попразднство, слава и ныне, праздника. О святем имущем бдение, аще прилучится в седмичныя дни кроме недели. На малей вечерни стихиры на 4, и Слава святаго, и ныне Богородичен. На стиховне стихиры, и Слава, и ныне, Богородичен. Тропарь святаго, Слава, и ныне, Богородичен воскресен. На велицей вечерни стихиры на 8, слава и ныне, Богородичен 1-й по гласу славника. Аще суббота, и ныне, Богородичен настоящаго гласа, чтения 3. На литии стихира храма, и святаго стихиры, и Слава, и ныне, Богородичен воскресен. На стиховне стихиры и Слава, и ныне, Богородичен воскресен. На благословении хлебов тропарь святаго, дважды, и Богородице Дево: единожды. На утрени тропарь дважды, Слава, и ныне, Богородичен воскресен. Аще суббота, Богородичен настоящаго гласа. По кафисмах и по полиелеи седальны по дважды, Слава, и ныне, Богородичен, степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие и стихира святаго. Канон Богородицы со ирмосом на 6. Аще суббота, канон храма Христова, или Богородицы на 6. Аще же храм святаго, или святыя, поем канон Богородицы прешедшия недели утренний со ирмосом на 6, и святаго на 8. По 3-й песни седален дважды, слава и ныне, Богородичен. По 6-й песни кондак и икос, светилен дважды: Слава, и ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры на 4, и Слава, и ныне, Богородичен. По славословии тропарь, Слава, и ныне, Богородичен воскресн: аще суббота, Богородичен настоящаго гласа. На часех тропарь и кондак святаго. На литургии блаженна от канона песнь 3-я, и 6-я, на 8. Тропари и кондаки храма Христова и Богородицы, и святаго. Аще несть храма Христова и Богородицы, тропарь святаго, слава кондак его, и ныне. Предстательство христиан: прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЗРИ: На утрени, на Бог Господь: тропарь предпразднства дважды: Слава, святаго: И ныне, предпразднства. По 1-й кафизме седален предпразднства. По 2-й кафизме седален Триоди дважды: Слава, и ныне, Крестобогородичен, без ектении. Канон предпразднства со ирмосом на 6: и святаго на 4: и Триоди на 4. Егда же приидет трипеснец, и поем канон предпразднства со ирмосом на 4: и святаго 3 стиха на два: и Триоди на 8, настоящего канона рядовая песнь на 4: и втораго трипеснца на 4. Первый же трипеснец предпет на повечерии. По 3-й песни, кондак святаго и седален его. Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни, кондак предпразднства и икос. По 9-й песни светилен святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На стиховне Триоди самогласен дважды и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства: ектения, и поклоны 3 великия без отпуста, и час 1-й. На 1-м часе тропарь предпразднства. Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов и прочее все, по обычаю, и по коемждо часе творим 3 поклоны великия. На 6-м часе тропарь обычный и чтение дне. Вечерня же праздника бывает во свое время. Сице поем службу предпразднства, аще случится и в пяток: вечер и утро неизменно. На повечерии трипеснец утренний первый гласа 6-го. ЗРИ: Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную. Вечер кафизма рядовая. На Господи, воззвах: стихиры на 6: предпразднства 3: и отцев Триоди 3. Слава, отцев: И ныне, Богородичен 1-й, гласа. Вход, прокимен дне, и чтение Триоди, и прокимен: Да уповает Израиль на Господа. На стиховне Триоди самогласен дважды и мученичен. Слава, отцев. И ныне, предпразднства. По Ныне отпущаеши и по трисвятом тропарь отцев. Слава, и ныне, предпразднства, ектения и отпуст. На повечерии по Достойне и по трисвятом, кондак отцев: Слава, и ныне, предпразднства. На утрени, на Бог Господь, тропарь предпразднства, дважды: Слава, отцев: И ныне, предпразднства. По кафизмах седальны оба отцев: И ныне, предпразднства. Канон предпразднства со ирмосом на 6, ирмос по дважды, и отцев на 8. Катавасия, ирмос Триоди: вторыя же песни ирмос Триоди поем единожды, последи же покрываем темже ирмосом. По 3-й песни кондак и икос предпразднства и седален отцев. Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни кондак и икос отцев. Светилен отцев: Слава, и ныне, предпразднства. На хвалитех стихиры отцев, на 4. Слава, отцев: И ныне, предпразднства. Славословие великое и прочее утрени. На часех тропарь предпразднства: Слава, отцев: И ныне, Богородичен часов. Кондаки же предпразднства, и отцев глаголем, пременяюще.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженны, от канона праздника песни 3-я и 6-я. Вход: Сказа Господь спасение Свое,/пред языки откры правду Свою. Таже тропарь праздника: Слава, и ныне, кондак. Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея,/се бо от ныне ублажат Мя вси роди. Апостол ко Евреем, зачало 316. Аллилуия, глас 8: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,/по глаголу Твоему, с миром. Стих: Свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля. Евангелие от Луки, зачало 7. Причастен: Чашу спасения прииму/и имя Господне призову. Ведомо буди, яко аще случится праздник Сретения Господня в неделю, прежде недели мытаря и фарисея, егда поется служба воскресна, кроме Триоди. В субботу на малой вечерни, на Господи, воззвах: стихиры воскресны гласа, 4: Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихира воскресна едина и праздника стиховна великия вечерни с припевы праздника. Слава, и ныне, праздника. Тропарь воскресен. Слава, и ныне, праздника. Ектения малая и отпуст. На велицей вечерни: На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и восточен, Анатолиев, един, и праздника 6: Слава, и ныне, праздника. Вход, прокимен дне и чтения праздника 3. На литии стихиры и Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, и ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды: и Буди имя Господне: и чтение праздника. ЗРИ: А идеже несть бдения, по Ныне отпущаеши и по трисвятом тропарь воскресен. Слава, и ныне, праздника. На повечерии по Достойне и по трисвятом кондак воскресен. Слава, и ныне, праздника. Полунощницу же поем, по обычаю, с каноном троичным. На утрени: На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, и ныне, праздника. По обычных кафизмах седальны воскресны с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом. Таже, полиелей: и тропари, Ангельский собор: и седальны праздника, оба по единожды. Слава, и ныне, седален иже по полиелеи и чтение праздника. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие праздника. Таже Воскресение Христово: и псалом 50, и целование Евангелия, по обычаю, и стихира праздника. Канон воскресен со ирмосом на 4: и Богородице на два: и праздника на 8. Катавасия праздника. По 3-й песни кондак, и икос воскресен, и седален праздника единожды. Слава, и ныне, тойже. По 6-й песни кондак, и икос праздника, и чтем пролог. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, и ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4, и праздника 4 со стихи праздничными. Слава, праздника: И ныне, Преблагословенна еси: Таже, Славословие великое: тропарь воскресен точию, ектении и отпуст. Таже стихира евангельская, и оглашение, и обычное исхождение и час 1-й в притворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На литургии по входе поются тропари и кондаки так же, как на бдении; только если храм святого, то тропари храму и празднуемому святому; кондак храму, «Слава» – празднуемому святому, «И ныне» – «Предстательство христиан». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и святому. Если же полиелей случится в субботу, то прокимен, Апостол, Евангелие и причастен прежде святому, а потом дню. в) Бдение святому великому или храмовому святому в предпразднство или попразднство На малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры святому, «Слава» – ему же, «И ныне» – предпразднству или празднику. На стиховне стихиры предпразднству или празднику стиховные вечерни, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику стиховная утрени. По «Ныне отпущаеши» тропарь святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. Ектения «Помилуй нас, Боже», краткая. Отпуст малый. На великой вечерне: «Блажен муж» – 1-й антифон 1-й кафизмы. На «Господи, воззвах» стихиры празднику – 3 и святому – 5, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. Вход. Прокимен дню. Паримии святому – 3. Ектения «Рцем вси». «Сподоби, Господи», «Исполним вечернюю молитву». На литии стихира храму и святому; если празднуемый святой имеет храм, то стихиры все только ему; «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На стиховне стихиры святому, «Слава» – ему же, «И ныне» – празднику. На благословении хлебов тропарь святому (дважды) и предпразднству или празднику (единожды.). На утрене на «Бог Господь» тропарь предпразднству или празднику (дважды). «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. По обычных кафизмах ектении малые и седальны святому, «Слава, и ныне» – предпразднству или празднику. Полиелей. Величание святому пред его иконой и обычное каждение. Степенна – 1-й антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие святому. Псалом 50-й. «Слава» – «Молитвами святого (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы». «Помилуй мя, Боже» и стихира святому. «Спаси, Боже, люди Твоя». Каноны: предпразднству или попразднству с ирмосом – на 6, ирмосы по два раза, и святому – на 8. Катавасия празднику или рядовая. По 3-й песни кондак и икос празднику, седальны святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. По 6-й песни кондак и икос святому. По 8-й – «Честнейшую». По 9-й песни светилен святому, «Слава, и ныне» – предпразднству или попразднству. «Всякое дыхание». На «Хвалите» стихиры предпразднству или празднику – на 3, которые положены наряду на стиховне утрени, и святому – 3, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. Славословие великое. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – предпразднству или празднику. Ектении и отпуст в отверстых царских вратах. Час 1-й. На часах тропарь предпразднству или празднику, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен часов; кондаки же празднику и святому переменяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отпуст Вознесения. Многолетие. На повечерии Поется служба святого, случившегося в праздник Вознесения. б) Богослужение прочих дней С вечера – 9 час 875 и вседневная вечерня 876 . На вечерни – рядовая кафизма, если накануне не было всенощного бдения. Стихиры на Господи, воззвах накануне понедельника 7 седмицы (на этой вечерни отдается служба отцев) – отцев 3. Минеи святого 3. Слава – отцев. И ныне – праздника (т. е. попразднства Вознесения). Накануне же прочих дней – стихиры праздника, т. е. попразднства Вознесения, на субботу 6 седмицы, вторник, среду, четверток 7 седмицы, и попразднства Пятидесятницы на вторник, среду, четверток и пяток седмицы Пятидесятницы. Слава – святого, если есть. И ныне – праздника. Если Славы святого нет, то – прямо: Слава, и ныне – праздника. Прокимен дне. Стихиры на стиховне накануне понедельника 7 седм. – отцев с их припевами. Слава – отцев. И ныне – праздника. Накануне прочих дней – стихиры праздника с праздничными припевами. Слава – святого, если есть. И ныне – праздника. Если Славы святого нет, то – прямо: Слава, и ныне – праздника. Тропарь накануне понедельника 7 седмицы – отцев. Слава – святого, если есть. И ныне – праздника. Если у святого нет тропаря, то после тропаря отцев – Слава, и ныне – праздника. Накануне прочих дней – тропарь святого. Слава, и ныне – праздника. Если случатся два святых с тропарями, то – тропарь первого святого. Слава, тропарь другого святого. И ныне – праздника. Если у святого не будет тропаря, то – один тропарь праздника. На повечерии Канон пр. Богородицы не поется в седмицу Пятидесятницы. На утрени На Бог Господь во все дни, не исключая и понедельника седмицы – тропарь праздника 2. Слава – святого. И ныне – праздника. При двух святых с тропарями – тропарь праздника 1, тропарь первого святого 1, Слава, тропарь другого святого 1, И ныне – праздника. Если у святого нет тропаря, то только тропарь праздника 3. Кафизм две. После ектений – седальны праздника и чтение. Воскресение Христово... не поется. Каноны – праздника с ирмосом на 8, ирмосы по 2, тропари на 6, и Минеи святого на 4. Так как праздники Вознесения и Пятидесятницы имеют по два канона, то эти каноны в попразднственные дни поются попеременно. По 3 песни и ектении – кондак, икос и седален святого. По 6 песни и ектении – кондак и икос праздника. По 9 песни и ектении – светилен праздника. Слава, и ныне – праздника. Если же святой имеет светилен, то – светилен праздника. Слава – святого. И ныне – праздника. Стихиры на стиховне праздника. Слава – святого, если есть. И ныне – праздника. Если Славы святого нет, то – прямо: Слава, и ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010