Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАХЕТИ [груз. , от имени одного из легендарных прародителей грузин - Кахоса, сына груз. праотца Картлоса], историческая провинция в Вост. Грузии; княжество (VIII-X вв.); царство (ок. 1020-1104/05, 1466-1762). География К. охватывает бассейны рек Иори и Алазани. В различные периоды границы К. менялись. Как историко-географическая провинция К. сформировалась не позднее античной эпохи. В раннеэллинистический период в К., которая охватывала земли в верхнем течении рек Иори и Алазани (провинции Эрцо (), Тианети () и окрестности города-крепости Уджарма ()), проживало восточногрузинское племя кахов. В последующие века в К. вошли соседние провинции Кухети () и Эрети (, Херети). Кухети занимала территории на левобережье рек Арагви и Мтквари (Кура) - от окрестностей сел. Жинвали до пуст. Гареджи . Эрети охватывала несколько исторических областей: собственно Эрети, территории Алазанской долины, между совр. городами Телави и Шеки (Азербайджан); Суджети (), земли в среднем течении р. Иори, между современными селениями Хашми и Бодбе; Камбечани (; греч. Καμβυσην - Strabo. Georg. XI 4. 1; 14. 5), местность между р. Мтквари и нижним течением р. Алазани, в общих чертах соответствующую современным Сигнахскому и Дедоплисцкаройскому муниципалитетам; Шакки (совр. Шеки, ныне в Азербайджане). Город Сигнахи. Общий вид Город Сигнахи. Общий вид На севере К. включала «Горные области» ( , Мтеулети Кахетиса): Пхови (), в к-рую входили исторические провинции Пшави (), занимавшая бассейн р. Пшавис Арагви, и Хевсурети (), охватывавшая ущелье р. Хевсуретис Арагви на юж. склоне Б. Кавказского хребта и верховья рек Асса, Аргун и Андаку на северном, а также Тушети (; греч. Τοσκοι - Ptolem. Geogr. VIII 25) - земли в истоках р. Андийская Кой-су. В V в. в Кахети-Эрети вошли южнодагестан. провинции: Дидоети (груз. ; лат. Diduri - Plin. Sen. Natur. hist. VI 29; греч. Δδυροι - Ptolem. Georg. VIII 25) - верховья Андийской Койсу; Хундзети (Хундзахи) ( ()), земли в верховьях Аварской Койсу; Цукети (Цахури) ( ()) - территории в верховьях р. Самур (ныне в Цунтинском, Хундзахском и Рутульском районах Дагестана). В кон. VIII в. кахетинский кн. Григол (787-827) «уничтожил имя Кухети», а в XV в. царь Кахети Георгий I (1466-1476) «упразднил имя Эрети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 557, 568). В XVI-XVIII вв. К. делилась на исторические области Гаре-Кахети ( - Внешняя Кахети), охватывавшую территории в среднем течении р. Иори, Шигнит-Кахети ( - Внутренняя Кахети), занимавшую земли на правобережье р. Алазани, Гагмамхари ( - Заречье), включавшую левобережье р. Алазани, Элисени (; позднее Чар-Белакани, ныне Белоканский (Балакенский) р-н Азербайджана), Кизики (, Камбечани).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Наиболее ранние сведения о владениях католикосов-патриархов всей Грузии в К. относятся к XI в. Согласно дарственной грамоте католикоса-патриарха Мелхиседека I (1010-1033), мцхетскому кафедральному собору Светицховели были пожертвованы «в Кахети в Ахтани один убани (район.- Авт.); и Носорна, селение одно (возможно, в совр. Телавском муниципалитете.- Авт.); и в Эрети монастырь могущественный Лагодехи; и в Эрети же церковь Катехи с поступлениями ее (ныне в Белоканском р-не Азербайджана.- Авт.); и в Каки (ныне Гах в Азербайджане.- Авт.) купцов 12; и Зиари, селение большое (Дзерна, ныне с. Зарна в Гахском р-не Азербайджана.- Авт.)» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 26-27; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 119). Согласно дефектному «Документу поступления Эрцо-Тианетской паствы» (XV в. по классификации и датировке И. Долидзе), к кон. XII в. католикос-патриарх Грузии владел 40 селами в Эрцо-Тианети, среди них - Жинвали, Питловани, Бодави, Цобени и др. (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 74-75; ПГП. 1970. Т. 3. С. 233-237). В «Иммунитетной грамоте владений католикоса в Картли, Кахети и Месхети» от 1 дек. 1392 г. перечислены более 60 сел и мон-рей К.: «могила Давида» (имеется в виду мон-рь Давидгареджи с могилой прп. Давида Гареджийского), «Додос-Рка (мон-рь Додо.- Авт.) - мон-рь и пустынь с их доходами», мон-рь Бочорма, «на Иори монастырь Сиони и мон-рь Квабта» (ныне в Сагареджойском муниципалитете), мон-рь Варцанской Божией Матери в сел. Шилда (ныне в Кварельском муниципалитете), «в Базари купцов армян и евреев дымов 27» (ныне в Белоканском р-не Азербайджана), а также села Шашиани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), Акура (ныне в Телавском муниципалитете) и др. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 180-181; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 104-106). Распад единой Грузии, образование царства К. В 1466 г. правитель единой Грузии Георгий VIII (1446-1466) утвердился в К. как царь Георгий I (1466-1476) и отторг царство от Грузии, где власть перешла к Константину II (1466-1478). Столица независимого царства К. была устроена в Греми . На западе, по р. Арагви, К. граничила с Грузией (после окончательного распада единого государства - с царством Картли), на юге, по р. Куре,- с Карабахским бегларбегством, на юго-востоке - с Шеккским бегларбегством (оба в составе Ирана, в сер. XVIII в. выделились в самостоятельные ханства), на северо-востоке и севере - с владениями дагестан. князей. В течение XVI-XVIII вв. К. постепенно потеряла вост. провинции Цукети (Цахури), где сформировалось султанство Элису, а также Элисени, в которой поселились вольные общины чарцев, и Дидоети. В 1640 г. царь Теймураз I организовал поход на Дидости, «чтобы обратить их (дидойцев.- Авт.) от идолопоклонства и проложить дорогу в Россию и привлечь их на свою сторону», но цель не была достигнута ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 596).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

В 1029-1031 гг. М. составил завещание, известное как «Грамота [Дацерили] Мцхетскому собору», в этом тексте он упомянут как католикос-патриарх. Грамота содержит полный список всего того, что М. пожертвовал Светицховели: неск. икон (в т. ч. золотую икону, подаренную ему имп. Константином VIII, и икону Божией Матери - дар ему имп. Василия II), неск. крестов и др. церковную утварь, богослужебные книги, Евангелия, неск. книг Псалтири, жития святых и др. М. приобрел и пожертвовал Светицховели с. Задкареки в груз. исторической пров. Тао (ныне Задгерех близ г. Назрван, Армения), с. Схлуани в пров. Кларджети (предположительно, ныне с. Пейнирли близ г. Артануч, Турция), с. Схлобани в пров. Шавшети (ныне с. Пынарлы близ г. Шавшат, Турция), с. Тонтиой в пров. Джавахети (ныне с. Каурма, муниципалитет Ниноцминда, Грузия), с. Диди-Оротани в пров. Кола (ныне с. Урут, вилайет Ардаган, Турция), мон-рь Палавра с 4 селами в пров. Картли, с. Махарони близ оз. Паравани (предположительно, ныне на территории с. Владимировка, муниципалитет Ниноцминда, Грузия), село и Катехскую церковь в пров. Эрети (ныне в Белоканском р-не, Азербайджан), с. Зиари в пров. Эрети (ныне с. Зарнав, Гахский р-н, Азербайджан), часть с. Ахатани (возможно, на территории муниципалитета Телави, Грузия) и деревню Носорана в пров. Кахети (ныне урочище в ущелье р. Лопота близ с. Лапанкури, муниципалитет Телави, Грузия), а также крепостных в разных селах (ПГП. 1970. Т. 3. С. 19, 22-23). В грамоте указано, что М. выбрал себе в Светицховели место упокоения и назвал имя своего воспитанника свящ. Иоанна, к-рый должен был отслужить по нему заупокойную литургию. Причислен к лику святых ГПЦ 12 окт. 2002 г. Лит.: Мусхелишвили Л. Древние надписи Мцхетского собора Светицховели и их отношение к завещанию католикоса Мелхиседека//Картули хеловнеба (Грузинское искусство). Тб., 1942. Т. 1. 133-142 (на груз. яз.); Гамбашидзе Г. Лапидарная надпись XI в. католикоса-патриарха Грузии Мелхиседека I из христ. храма «Ткобай-йерда» (Ингушетия)//Мировые культурно-ист. процессы и Грузия: Сб. ст. Тб., 1993 (на груз. яз.); Абашидзе З. Мелхиседек I//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 43-44 (на груз. яз.); Силогава В. И. Патриарх Картли и всего Востока в Пархальской надписи X в.//ЕжБК. 2006. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/2562936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В источниках также именуется как Гишская ( ) или Гиш-Курмухская епархия (- ). Кафедры были расположены в Гиши (ныне сел. Киш Шекинского р-на, Азербайджан) и Курмухи (селение в 2 км к юго-востоку от Кахи). Некоторые исследователи предполагают, что кафоликон находился не в Гиши, а в мон-ре Лекарти (Лекети) (в 12 км к северо-западу от Кахи) (А. Хаханов, Г. Марджанишвили) или в Шеки (Г. Н. Чубинашвили). География Самые ранние сведения о владениях курмухели (Курмухских архиереев) сохранились в приписке 1333 г. к т. н. Магалашвилевскому Четвероевангелию. Царь Грузии Георгий V Блистательный (1314-1346) за доблесть, проявленную паствой Шеки и Курмухи в противостоянии агарянам (мусульманам), пожаловал епископу Гиш-Курмухскому земли в Ганухи (совр. Баш-Гейнюк), виноградники в Капалаке (совр. Кабала), торговые дома и 7 купеческих домов в Варташене (совр. г. Огуз, Азербайджан). Епископ имел право взимать подать «сабалахе» (одну голову рогатого скота из 100) в Шираки (степь в Вост. Грузии, между реками Иори и Алазани) и на Картвелтамта (букв.- Грузинская гора, ныне хребет Гюрджадаг) и право получать подать с рыбной ловли на р. Мтквари (Куре) в Ахташе (совр. г. Агдаш, южнее Капалака) ( Джанашвили. 1894. С. 206). Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Курмухи. 1894 г. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Курмухи. 1894 г. Описание территории К. е. сохранилось в «Истории царства Грузинского» историка царевича Вахушти Багратиони : «Под горой (Б. Кавказ.- Авт.) расположен Гиши, [центр] эриставства Цукети, и стоит там церковь большая, с куполом, где восседал епископ, пастырь Елисени (левобережье р. Алазани, между реками Белакнисцкали (Белоканчай) и Гишисцкали (Кишчай).- Авт.), Цукети (верховья р. Самур и область Гиши.- Авт.) и Шахики (совр. Шекинский р-н Азербайджана.- Авт.)» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 539). Т. о., К. е. охватывала большую часть груз. исторической пров. Эрети, вост. части Кахети . В наст. время эти территории входят в состав Азербайджана (Белоканский, Загатальский, Гахский и Шекинский районы) и России (юж. часть Республики Дагестан).

http://pravenc.ru/text/2462303.html

В XVIII в. началось освободительное движение дагестан. народов. В 1707 г. восставшие джаро-белоканские аварцы и цахуры разбили беглер-бека Гасанали-хана. Отряды кубинских лезгин во главе с Хаджи Даудом из среды суннитского духовенства, Чолака Сурхая Казикумухского и акушинцев разрушили г. Шабаран (1710), захватили крепость Худат (1711) и ненадолго взяли осадой оплот шахской власти - Шемаху (1712), но после поражения под Баку Сурхаю пришлось уйти в Кумух, а Хаджи Дауд попал в дербентскую тюрьму. В 1720 г. лезгинские, лак. и кайтагские отряды вновь напали на иран. гарнизоны. В 1721 г. Сурхай и Хаджи Дауд осадили и взяли Шемаху. Ослаблением Ирана воспользовался российский имп. Петр I. 18 июля 1722 г. 100-тысячная армия под его командованием двинулась из Астрахани вдоль зап. берега Каспия в сопровождении флотилии под командованием ген.-адмирала Ф. М. Апраксина. Одной из задач похода на Кавказ Петр I считал присоединение к России Д. и Азербайджана. 23 авг. 1722 г. главные силы подошли к Дербенту; перед городом Петра I встретил дербентский наиб Имам Кулибек. По С.-Петербургскому договору 1723 г. закавк. владения Ирана и юж. берег Каспия до Туркмении переходили к России. Т. о., Д. юридически присоединялся к России. Турция заявила резкий протест, угрожая войной. Переговоры с ней завершились Стамбульским договором 12 июня 1724 г., по к-рому Россия сохраняла за собой каспийское побережье, а внутренняя часть Д. и Азербайджана отходили Турции. В 1722-1723 гг. Петр I построил крепость Св. Креста, переселив туда население ликвидированного Терского городка и неск. сот казачьих семей. В 1725 г. на верность России присягнули кубачинцы и акушинцы. Сенат принял указ о беспошлинной торговле в Дербенте, крепости Св. Креста и Баку (1725; в 1730 он был распространен на все прикаспийские владения России). По распоряжению Петра в устье Терека завезли для посадки лучшие европ. сорта винограда. В 1732 г. к власти в Иране пришел Надир Кулибек (с 1736 шах), к-рый опротестовал С.-Петербургский договор, требуя от России вернуть прикаспийские земли. В том же году в Реште был подписан договор, по которому русско-иран. граница устанавливалась по р. Куре, остальные земли (включая Д.) Россия отказывалась возвращать, пока то же самое не сделает Турция. В 1733 г. Надир разбил турок под Багдадом, и они вынуждены были вернуть Ирану закавк. земли, захваченные в 1724 г. Россия, готовившаяся к столкновению с Турцией, также уступила Ирану. В 1735 г. в военном лагере Надира у г. Гянджи был подписан договор, по к-рому восстанавливалось положение до 1722 г.: рус. войска выводились за р. Сулак, крепость Св. Креста ликвидировалась. Этим окончился 1-й период вхождения дагестан. земель в состав Российского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Вот имеющаяся предо мной небольшая историческая справка, относящаяся к весьма любопытному и, кажется, ещё незатронутому вопросу о влиянии системы Н. И. Ильминского на дело христианского просвещения кавказских инородцев. В 1894 и 1895 г.г. на миссионерском поприще в Закатальском округе, входящем в состав Грузинской епархии, подвизался миссионер свящ. о. Тарасий Иваницкий, много принёсший пользы делу просвещения инородцев в Закавказье, обративший не мало язычников в лоно христианской церкви и сослуживший свою многополезную и плодотворную службу Обществу восстановления православного христианства на Кавказе по части утверждения в христианстве новообращённых язычников и мусульман. Согласно его представлению, совет упомянутого Общества вполне согласился с мыслью о. Иваницкого, в интересах соединения некрещёных ингилойцев 24 с крещёными в единое стадо Христово, открыть в Закатальском округе школу среди иноверцев и воспитывать в ней детей таким методом, чтобы они постепенно проникались христианскими идеями, но так, чтобы против лжеверия их ничего не было упоминаемо в книгах, предназначенных для школы; дать ингилойцам учителя из их сородичей или из другой национальности, но владеющего родным для них языком; для обучения инородческих детей русскому языку и вообще введения среди ингилойцев русской культуры составить на понятном им родном языке букварь русскими буквами 25 ; издать кроме букваря и другие книги педагогического и церковно-богослужебного содержания, напечатанные также русскими буквами; для подготовления полезных деятелей среди крещёных и некрещёных инородцев (а не только одних ингилойцев) и для расположения последних к христианству учредить центральную миссионерскую школу. В своей миссионерской деятельности по отношению к мусульманам Закатальского округа о. Т. Иваницкий, по отчёту Совета Общества за вышеуказанные годы, «следовал гуманной, мирной, надёжной и основательной системе просвещения инородцев Н. И. Ильминского » 26 . С этой целью о. Иваницкий прежде всего составил букварь для Кавказских татар, говорящих на турецко-азербайджанском языке с русской транскрипцией. В первой половине 1895 года инородческий отдел букваря был уже отпечатан Казанской переводческой комиссией Московского миссионерского общества, а русский отдел его, составленный о. Иваницким, был передан г. Н. Бобровникову для напечатания его. Кроме букваря о. Иваницкий составил в двух книжках «Первоначальный учебник для Кавказских татар». В 1897 г. букварь был отпечатан; «Первоначальный учебник», по пересмотре его кандидатом на священническое место в Белоканском ингилойско-христианском селении, воспитанником Казанской инородческой семинарии Парфёновым, был также отпечатан Переводческой Комиссией Миссионерского Общества и в 1897 г. вместе с «Букварём» был распространён в школах Закатальского округа, находившихся в ведении о. Иваницкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1509 году Исмаил Сефеви опустошил Нижний Табасаран и взял Дербент, переселив туда 500 семей из Тебриза. В 1511-1512 годах при его помощи ширваншах Шейхшах разорил земли Кюре и Кураха. В 1578 году Турция вступила в борьбу с Ираном и к 1590 году захватила все Закавказье, включая Шемаху и Дербент. Дагестанские земли, попавшие под контроль турок, были объединены в пашалык (губернию) Османской империи , разделявшийся на санджаки (округа). Население должно было содержать турецкие войска, платить налоги и подати. В 1603 году иранский шах Аббас I возобновил военные действия против Турции. В 1606 году силами кайтагской конницы и восставших горожан Дербента из крепости Нарын-кала был окончательно изгнан турецкий гарнизон. На рубеже XVII и XVIII веков под непосредственным управлением иранской администрации во главе с беглер-беком в Шемахе была лишь часть южнодагестанских земель. В XVIII веке началось освободительное движение дагестанских народов. В 1707 году восставшие джаро-белоканские аварцы и цахуры разбили беглер-бека Гасанали-хана. Отряды кубинских лезгин во главе с Хаджи Даудом из среды суннитского духовенства, Чолака Сурхая Казикумухского и акушинцев разрушили г. Шабаран ( 1710 ), захватили крепость Худат ( 1711 ) и ненадолго взяли осадой оплот шахской власти - Шемаху ( 1712 ), но после поражения под Баку Сурхаю пришлось уйти в Кумух , а Хаджи Дауд попал в дербентскую тюрьму. В 1720 году лезгинские, лак. и кайтагские отряды вновь напали на иранский гарнизоны. В 1721 году Сурхай и Хаджи Дауд осадили и взяли Шемаху. Ослаблением Ирана воспользовался российский император Петр I . 18 июля 1722 года 100-тысячная армия под его командованием двинулась из Астрахани вдоль западного берега Каспия в сопровождении флотилии под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. Одной из задач похода на Кавказ Петр I считал присоединение к России Дагестана и Азербайджана. 23 августа 1722 года главные силы подошли к Дербенту; перед городом Петра I встретил дербентский наиб Имам Кулибек. По Санкт-Петербургскому договору 1723 года закавказские владения Ирана и южный берег Каспия до Туркмении переходили к России. Таким образом, Дагестан юридически присоединялся к России.

http://drevo-info.ru/articles/13678786.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Ему пришлось долго лежать тут. Он, приподымая голову, отлично видел теперь у самых гор бивуаки лезгин. Вон они! Вон их зелёные значки, вон, точно далёкие венчики мака, мелькают красные чалмы. Вон всадники, от нечего делать, джигитуют и в облаке пыли несутся вдоль скал куда-то… Вон подымается дымок от костра. Сизою нитью вытянулся в недвижном воздухе и высоко-высоко исчезает, сливаясь с ним… А где крепость?.. Какая низенькая кажется отсюда! Только четыре её башни шишечками выдвинулись над приземистой линией стен. Должно быть, горды её отовсюду обложили теперь. По крайней мере, и здесь они сомкнули концы подковы, которую вчера наблюдал Амед по блеску огней ночью… Сомкнули концы подковы кольцом… Ну, да, юноша не боится их. Через их бивуак, как стемнеет, он пройдёт свободно. Кто его отличит от простого пешего лезгина, которых здесь теперь тысячи! Скажет, что из Белокани пришёл, а белоканских здесь мало. Далека, очень далека Белокань, — никому и не будет странно, что его никто не знает. Лишь бы на своих елисуйцев не наткнуться. Положим, елисуйцы в мире с русскими. На Коране клялись страшною клятвою. Да, ведь, то старики, а детям клятва не обязательна. Наверное Али здесь, да и Гассан тоже; благородная страсть к войне и приключениям заставила их бежать из дому навстречу смерти и славе… В случае чего, он и сам может сказать, что ушёл от отца. Только чем он объяснит свой жалкий вид, лохмотья эти? Э, да не всё ли равно?.. Разве его не могли ограбить в горах?.. А струйки мелководья текли мимо, напевая ему здесь уже тихие песни. Солнце играло на них золотыми бликами. Амед лежал так неподвижно, что несколько маленьких рыбёшек метнулось было к нему и, заметив его глаза и лицо, кинулись прочь, разгоняя воду быстрыми движениями хвостов и мутя её. Как близки отсюда кажутся горы!.. Их вершины, окутанные теперь облаками, точно нависли над самой головой. Вот-вот рухнут и раздавят его. Каждая складка их склонов ярко, резко выступает теперь, значит, солнце стало уже склоняться к западу. То и дело по ним вырезываются новые и новые скалы, незамеченные минуту назад. Вон на одном утёсе прилип к нему ласточкиным гнездом аул. Над самой бездной висит. Дунет ветер, кажется, и разом рухнут эти крохотные сакли… Зелёный купол мечети между ними, как горошина, и тонкий стебелёк минарета. Будун кричит теперь, верно, четвёртый намаз! А вон ещё выше другой аул. Облачко потянулось, должно быть, ветерком его погнало куда-то, и из-под него, из-под этого облака вдруг показалось горное становье… Всё блестит на солнце. Облако влажный след оставило на кровлях и стенах, и они огнём загорели, отражая лучи. Скучно лежать. Как скучно… Солнце теперь не жжёт, но жди пока оно зайдёт за горы, и они бросят на эту долину свою густую тень, под защитою которой ему, Амеду, можно будет двинуться вперёд к той вон линии горских дружин.

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskie-boga...

Грузины часто добровольно поступали к татарским ханам, которые их очень уважали 116 и делались их союзниками на войне с тою единственною целью, чтобы поддержать в татарах вражду к магометанам и при случае побуждать их поднимать оружие против последних. Татары высоко ценили храбрость грузинского войска, находившегося почти всегда в авангарде и решавшего судьбу и исход сражений, о чем повествуют мусульманские и христианские историки 117 . По рассказу византийского историка Пахимера (в нач. XIV-ro века), «Кацан, хан восточных татар, всегда показывался окруженный блестящим многочисленным и отборным конвоем, даже и тогда, когда не было войны. В этом конвое преимущественно служили Иберы, отличные и испытанные воины. Им врожденны были воинственный дух и благородное удальство; кроме того они имели очень любезный нрав, так как сохранили в чистоте христианскую (православную) веру. Зная, какая победоносная сила присвоена знамению креста, которое, вследствие одержанных побед, справедливо получило название «христианского трофея», хан этот, в сражениях, больше всего полагался на Иберский полк, носивший пред собою в битвах, вместо знамени, изображение креста; обыкновенно окружал себя ими и всегда имел их при себе в качестве триариев. Таким образом, он наносил тяжкие поражения арабскому султану и дошел даже до самого Иерусалима и чуть не овладел этим городом, который султан отнял у христиан. Он подошел к святому городу, главным образом, из желания вознаградить своих Иберов, которые, как он знал, очень огорчались тем, что сарацины, враги Спасителя, владеют «животворящим его памятником» и оскверняют его. Хотя ему и не удалось то, чего он желал, но, все-таки, он нанес сильное поражение войскам Султана» 118 . Рука об руку с завоеваниями шла и колонизация грузинских провинций мусульманами. О колонизации нашего края мусульманами для религиозной пропаганды особенно заботились Тимур, Якуб-хан, Шах-Исмаил, Шах-Тамас, Шах-Аббас I, Великий и XVIII-м столетии оттоманские султаны 119 . Аварцы Дагестана, воспользовавшись нашествием Шах-Аббаса и разорением Грузии, спустились с гор и заняли ту часть плодородной Кахетии, которая известна ныне под названием Джаро-Белоканского округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002