Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Августин Иппонийский, Блаженный, свт. - житие Августин Иппонийский (Гиппонский) (лат. Augustinus Sanctus, полное имя Аврелий Августин) (354-430), философ, влиятельнейший проповедник и церковный политик, блаженный. Оказал огромное влияние на западную философию и богословие. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Память 15 июня. Родился в Африке, в городе Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире) 13 ноября 354 г. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери — христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения " Hortensius " Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но, не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние, и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь благодаря тамошнему епископу Амвросию он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство в связи с чтением посланий ап. Павла произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни На Пасху 387 г. Августин вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и почти совершенно раздав его бедным, некоторое время провел в строгом уединении главою духовной общины и в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.

http://pravicon.com/info-1603

Не менее восторженно отзываются о нем и писатели. Так, Петрарка замечает: «С Августином, конечно, сравниться не может, по-моему, ни один человек; ведь если в его изобильный талантами век ему, на мой взгляд, не было равных, кто сравнится с ним теперь? Слишком велик был во всех отношениях этот человек, слишком неподражаем» . К сожалению, среди православных порой встречается чуть ли не ритуальное дистанцирование от блаженного Августина, поскольку некоторые из его идей послужили основой для католических догматов, таких как Филиокве или учение о первородном грехе. Это преувеличение ошибок отца Церкви, действительных и мнимых, было подробно разобрано в замечательном исследовании иеромонаха Серафима (Роуза), посвященном блаженному Августину . В своей работе отец Серафим показал всю меру почтения, которую воздает Гиппонскому святителю Православная Церковь. Отдельные мысли Августина по вопросам, еще не получившим в его время соборного решения, действительно не вполне соответствовали тем догматам, которые впоследствии были сформулированы на Вселенских Соборах. Однако это нисколько не умаляет заслуг человека, который именуется «учителем Церкви». Иеромонах Серафим, очень любивший блаженного Августина, подчеркивает: «Без огня подлинной ревности и благочестия, открывающихся в «Исповеди», наша православная духовность — подделка и пародия» . Сам отец Серафим ежегодно перечитывал «Исповедь», находя в ней все новые и новые источники для духовного преображения. Блаженный Августин родился 13 ноября 354 года в Тагасте (ныне город Сук-Арас, недалеко от границы Алжира с Тунисом). Он получил прекрасное образование и стал преподавателем грамматики и риторики — сначала в родном городе, потом в Карфагене, Риме и, наконец, Медиолане, где и познакомился со святителем Амвросием Медиоланским. Это была переходная эпоха — от античности к средневековью. Северная Африка, в то время провинция Римской империи, находилась на пересечении финикийско-греко-римского влияния, а Карфаген оспаривал у Александрии второе место после «Вечного города» по значению на мировой «шахматной доске». Именно в Северной Африке просияли такие великие христианские апологеты, как Тертуллиан, Лактанций, священномученик Киприан Карфагенский и другие.

http://pravoslavie.ru/58424.html

13 июля – праздник пострадавших от Гунериха. По-видимому, аналогичное с имеющимся в наших святцах празднованием 8 декабря. 14 июля – совершалась еще одна память свят. Киприана, по неизвестному поводу. 15 июля – в Карфагене св. муч. Катулина, диакона о котором блаж. Августин говорил проповедь. С ним свв. мучч. Януария, Флорентина, Юлия и Юста . Св. мощи их покоились в базилике Фаустиновой в Карфагене, где блаж. Августин многократно совершал службы и где происходила большая часть Карфагенских Соборов. 17 июля – в Карфагене свв. мучч. Спиллианских . Это древнейшие из известных мучеников Карфагенских. Пострадали они в 180 году. Их имена: Сперат, Нарзал, Киттин, Ветурий, Феликс, Аквилин, Лаэтанций, Януарий, Генероза, Вестия, Доната, Секунда . Их память в древности чтилась во всем христианском мире, сохранились древние жития их и на греческом, и на латинском языке. О них говорит св. Киприан, Тертуллиан , блаж. Августин. Св. мощи их вместе с мощами св. Киприана были перенесены в IX веке в Галлию. 18 июля – в Карфагене м-цы Гундевии , пострадавшей в 203 году. Именуется в Иеронимовом мартирологе. Ей посвящено 294 слово блаж. Августина. 28 июля – в Риме свщмуч. Виктора, папы Римского , пострадавшаго в 197 году. Св. папа Виктор был родом из Африки. 30 июля – в Тубурбе в Африке, свв. мучц. Максимы, Донатилы и Секунды . Пострадали вместе со св. мученицей Криспиной (память 5 декабря). Упоминаются Иеронимовым мартирологом и древне-Карфагенским календарем. Около Тебессы есть развалины древне-византийской церкви, где найдена надпись, которая была посвящена сказанным свв. мученицам 31 июля -в Цезарее в Мавритании св. муч. Фабия, пострадавшего при Диоклетиане. Именуется всеми древними мартирологами. Сохранился древний «Акт страдания Фабия». В тот же день – в Тагасте (ныне Сук-Арас) в Африке свщмуч. Фирма , епископа. О нем говорит блаж. Августин. 1 августа – в Героне в Испании, св. Феликса , уроженца Цезарей Мавританской. Сей святой мученик называется древним мартирологом Лионским. 2 августа – в Африке св. муч. Рутилия . Пострадал в 211 году. О нем говорит Тертуллиан в трактате «О бегстве при гонениях».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Культура поздней античности знаменательна своим переходным характером. Здесь подводился определенный итог многовековому развитию сложных и противоречивых культур древности и намечались черты нового этапа истории - средневекового. Особо болезненно этот переход осуществлялся в сфере духовной культуры. Традиционная античная духовность, предельную концентрацию которой можно усмотреть в античной философии, отнюдь не без боя сдавала свои позиции. Соответственно и новая идеология, которой суждено было господствовать в Средние века, далеко не спокойно и последовательно вырастала из предшествующей культуры. Для поздней античности характерен предельный накал духовной борьбы - острая схватка нового со старым . В IV в. с признанием христианства официальной религией Римской империи исход этой борьбы был уже предрешен, однако страсти не утихали и борьба стала принимать иные формы. Если апологеты II-III вв. активно противостояли всем формам и проявлениям античной культуры, то в IV-V вв. фронт борьбы в целом сузился до чисто религиозной сферы и конфликт начал развиваться вглубь, превращаясь, в частности, в борьбу официальной церковно-государственной идеологии с бесчисленными отклонениями от нее - ересями. В этот богатый и напряженнейший период культурно-исторического развития греко-римского мира в латинской части Империи явилась фигура выдающегося мыслителя, не уступавшего по силе ума и высоте духа таким крупнейшим философам древности, как Платон и Аристотель; личность сильная и глубокая, но предельно противоречивая в своем развитии, как бы сконцентрировавшая в себе сущность всего сложного пятивекового пути духовного развития поздней античности. Речь идет об авторе первой в истории культуры «Исповеди» - Аврелии Августине. Будущий епископ Гиппона и один из известнейших представителей западной патристики родился в 354 г. в небольшом африканском городке Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире) в небогатой семье. Отец его, член городского совета патрициев, в жилах которого, как практически и всякого уроженца Северной Африки, текла доля берберской крови, был типичным представителем среднего слоя населения африканской провинции, со всеми присущими ему привычками, потребностями, непритязательными интересами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

478 Аврелий Августин родился в 354 г. в Тагасте (совр. Сук-Арас в Алжире), провинция Нумидия. Отец Августина Патриций был чиновником местного муниципалитета. Мать его Моника была ревностной христианкой, и своим духовным развитием он во многом обязан ее влиянию. В 370 г. отец отправил Августина в Карфаген для получения риторического образования. Обучаясь, Августин попадал под влияние манихейства и в течение 9 лет был сторонником учения, в котором окончательно разочаровался в 383 г., когда в Карфаген прибыл манихейский иерарх Фавст, с которым Августин имел беседы. С 374 г. Августин преподает риторику в Карфагене. В 383 г. он отправляется в Рим для преподавания риторики. В Риме по рекомендации друзей-манихеев Августин был назначен на должность придворного ритора в Милане и в 384 г. переезжает туда. Попав под влияние Амвросия, а также матери, которая приехала к нему, Августин вместе с сыном Адеодатом (он родился в 372 г. в Карфагене от любовницы Августина) в 387 г. был крещен Амвросием. После этого Августин решает расстаться со всем, что связывает его с прежней жизнью, и подает прошение об отставке и собирается отплыть в Африку, но перед отплытием в Остии умирает его мать, и Августин задерживается в Риме. Осенью 388 г. он возвращается в Тагасту, продает родительское имение, деньги раздает бедным. Для себя он оставляет только маленький домик, где живет с друзьями монашеской жизнью. Постепенно он приобретает известность в округе. В 391 г. по просьбе жителей города Гиппона Регия епископ города Валерий посвящает Августина в пресвитеры, и Августин перебирается в Гиппон. Он строит неподалеку от города небольшой монастырь и поселяется в нем с друзьями. В начале 390-х гг. Августин активно разоблачает манихейство, а также начинает обширную полемику с донатистами. В 396 г. умер епископ Гиппона Валерий. Перед смертью он зимой 395/396 г. вместе с епископом г. Каламы Мегалием и другими епископами посвятил Августина в сан епископа Гиппона. Годы епископства были наиболее плодотворными в литературном отношении, Августин вместе с епископом Карфагена Аврелием становится крупнейшим авторитетом, активно участвует в полемике с донатистами и пелагианами. В 426 г. Августин препоручил дела епархии своему преемнику Ираклию для того, чтобы все свободное время отдать ученым занятиям. Летом 430 г. вандалы, переправившиеся в 429 г. через Гибралтар, достигли Гиппона. В августе 430 г. Августин скончался в осажденном городе. Его останки в начале VI в. были вывезены на Сардинию, а в VIII в. перевезены в Павию, где и покоятся до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда, надев на жердь топор, чухны собрались рубить у дерева сук с горящими свечами, думая, что или свечи опадут во время рубки от трясения или саму ветвь с горящими свечами они отсекут от дерева. Но по их дело не сладилось. Свет угас сам собой, когда на ветке от ударов то образовалась вырубка, глубиной перста на два. Сук с рубкой отстоял от земли сажен на две, и рубка на нем была видна. Наш пророк также соединил свое предсказание о суеверным деревом. Он разглашал, что вода к зачатью Предтечи покроет город по сук с зарубкой, а то, пожалуй, и выше дерева. Разговоры между чухнами поддерживали предсказания лжепророка. Население Санкт-Петербурга впало в великое сомнение. Многие начали изыскивать заблаговременно способы к спасению жизни на возвышенных местах около Санкт-Петербурга. Чтобы уничтожить суеверие, царь приказал срубить старое дерево и солдаты преображенского полка, в присутствии царского величества, срубили его, только пень еще в 1725 году существовал, и его приходили смотреть, как редкость. Между тем, пророк был отыскан и посажен в крепость. Так как в назначенный день наводнения не случилось, то пророка строго наказали за ложное предсказание. В то же время, жителям Санкт-Петербурга, собравшимся, по случаю казни пророка, у пня срубленного дерева, государь говорил, чтобы впредь не верили нелепым выдумкам. Однако же, наводнение в 1720 году, по свидетельству современной записи (Архив, ч. I, стр. 112), действительно, было, – видно только не в тот день, на который указывал пророк. В 1720 году, был другой случай, по которому высказалось суеверное настроение тогдашнего народа. Здесь злоумышленники употребили св. веру в орудие обмана. В один воскресный день, богомольцы, собравшись в Троицкую церковь , по своей преимущественной вере к чудотворному образу Казанской Божией Матери, ставили у него свечи и припадали с молитвой. Умильно взирая  к образу, вдруг кто-то заметил, что лик Матери Божией проливает слезы. Весь народ пришел в ужас и смятение. Явились толкователи с объяснением, что-де это явный знак нерасположения Матери Божией к новому городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

537 Даничич перевел Ветхий Завет за период 1864–1867 гг. Сначала он перевел и издал Псалтирь (перевод с русского), а затем остальные книги Ветхого Завета. Перевод осуществлен на основе латинского текста Библии, изданного И. Тремелием и Ф. Юнием, с проверкой по Септуагинте. Библейское общество требовало, чтобы специалисты привели перевод в соответствие с первоначальным еврейским текстом, что и было сделано. Считают, что Даничич пользовался и другими запад­ными переводами и комментариями. См.: Врховац. Карактер Тура Даничича. С. 76, 77, 156, 162, 169, 171, 176. 538 По всей видимости, имеется в виду Людвиг (Фридрих Карл Христиан Людвиг) Бюхнер (1824–1899), немецкий естествоиспытатель, философ-материалист, от­стаивавший идеи социального дарвинизма. – Ред. 542 X. Ян[н)арас. Православие и Запад. Современное греческое богословие (на греч.). [ Γιανναρς. Ορθοδοξα και Δση.] С. 57, 68–73. 544 3 Очевидно, имеется в виду Константин Каллиник (род. в 1912), профессор Халкинской богословской школы. См. о нем: ΘΗΕ VII, 261–262. – Ред. 545 См. о каноне Ветхого Завета у христиан: П. Брациотис. Введение в Ветхий Завет. С. 499–519 (на греч.) [ Μπρατσιτης. Εισαγωγ]. Об отношении православия ко второканоническим книгам высказывался прп. Никодим Святогорец (Пидалион, толкование и примечание 1 на 85 Апостольское правило. Афины: Изд. Астир, 1970. С. 112 [ Πηδλιον. Σ. 112]). Др. Тихомир Радованович в своих «Лекциях из Священного Писания Ветхого Завета» (Радованович. Лekцuje. С. 62) отрицает боговдохновенность и полную авторитетность этих книг, принимая, хотя и час­тично, неправославные, протестантские теории. Правда, он не отрицает «пользу и поучительность» неканонических книг, но преуменьшает то значение, которое им придает каноническое Предание Церкви, ее богослужебная практика и многие выдающиеся святые отцы Востока и Запада. [О ветхозаветном каноне см. также: ПЭ V, 92–94, лит. на с. 96–97, дополнительно см. еще: Дагаев Н. История ветхоза­ветного канона. СПб., 1898. 273 с.; Sundberg А. С. The Old Testament of the Early Church (A Study in Canon)//The Harvard Theological Review 51 (1958), 205–226. Следует отметить излишнюю категоричность митр. Амфилохия в вопросе о стату­се второканонических книг, окончательно так и не решенном до сих пор в Право­славной Церкви. Например, Н. Дагаев , вслед за проф. А. Олесницким , придержи­вается значимости для Церкви канона свт. Мелитона Сардского и считает все книги, не поименованные в этом каноне, полезными в нравоучительном плане, но не имеющими догматического авторитета.]

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Надо заметить, Адам не справился с Евой, с её природой и змеиным обольщением. Можно себе представить, насколько женские монастыри сложнее мужских. Однако мать Николая, нынешняя игумения Малоярославецкой обители, не только справляется с этой наисложнейшей задачей, но ещё взяла на себя дополнительную ношу- воспитывает детей с искалеченной психикой из сложных семей, невзирая на своё нездоровье. Вы, хулители этой обители, попробуйте взять с улицы или из детдома хотя бы по два таких ребёнка и покажите положительные результаты, каких достигла мать Николая! Мы знаем, кто поднял скандал вокруг монастыря, кто дышит в саркастических произведениях антицерковной псевдопублицистики. Мы знаем, кто это. Это зло, у которого никогда не было недостатка в прислужниках. Зло почивает на лоне гордыни и тщеславия. Родной дом и местопребывание этого зла - Ад, а хозяин его - дьявол. Насельницам же монастыря и матушке-игуменье хочется сказать: «Радуйтесь и веселитесь - к вам пришёл Христос и благодарите святителя Николая, вымолившего вам такую милость: поношения, оплевания, заушения как Христу, идущему на Голгофу». Ибо сказано: «Не ропщи, а терпи и люби». Молитесь за распинателей ваших - и будет вам утешение: быть может, кто-нибудь из них спасётся как сотник Лонгин». Всем нам помоги Господь! И научи быть мудрыми, ибо за всякое слово дадим Там ответ. Не только мы, но и наши дети и весь наш род. Вся эта печатная болтовня вокруг Малоярославецкого монастыря - рассуждения без Бога. А Бога надо знать и понимать. Об этом хорошо сказано не только в Священном Писании и в творениях святых отцов, но и в произведениях мудрых мыслителей, как, например, в «Книге раздумий» И. Ильина. Не пожелавшие познать Бога будут в безумии своём рубить под собой сук - на погибель себе. Сук этот - Церковь Православная. Гибель Её приведёт к царству Содома и Гоморры, как уже было в истории Отечества в 1917 году, перешедшему в страдания 1941 года. Вы к этому стремитесь, господа? Вы к этому призываете свою аудиторию? Архимандрит Георгий (Евдачев), н астоятель Мещовского Свято-Георгиевского монастыря

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/24/...

Значение слова «лавра» в этом контексте представляется достаточно темным. Вполне возможно, что первое пришедшее на ум значение этого слова «рынок» при сопоставлении его с арабеким «сук», в данном случае является неприемлемым. Воекресным утром аскеты приносили сюда (в лавру) свое рукоделие, здесь их ждала совместная молитва и трапеза, здесь же они решали все свои дела и вечером того же воекресного дня возвращались в кельи, взяв с собою запас хлеба, воды и материала для рукоделия на всю предстоящую седьмицу. Впрочем, как «лавра», так и «сук» означают, скорее, не открытую площадь, но улочку с выходящими на нее лавками. Вероятно, образ этот в большей степени соответствует географическому своеобразию лавр Харитона, представлявших собою ряд пещер или келий, выходивших на тропу, идущую вдоль ущелья. Вернемся еще раз к Антонию, устроившему свою обитель в далеком оазисе. Арабы, вместе с которыми он добрался до Внутренней Горы, время от времени доставляли ему хлеб, и вскоре о местонахождении преподобного Антония прознали и его ученики. Не желая зависеть от них, он сам стал выращивать хлеб на небольшом клочке плодородной земли, запретив животным тревожить его и разорять его посевы. 84 Здесь мы уже видим картину, характерную для всех рассматриваемых нами монашеских памятников, картину таких отношений с животными, которые говорят о возвращении человека в состояние Адама до грехопадения. Его монахи, находившиеся на «Внешней Горе» Писпир возле Нила, достаточно часто общались с Антонием, самые же докучливые пытались искать его и на Внутренней Горе. Однако подобные путешествия были опасны для малоопытных монахов, и потому Антоний время от времени сам спускался в Писпир, куда стекались многочисленные гости священнослужители, монахи и миряне, приходившие к нему за советом, утешением и исцелением. 85 Палладий рассказывает о том, как Кроний, впоследствии ставший нитрийским пресвитером, в начале своего монашества пять дней ждал случая увидеть святого Антония, узнав, что «он посещает монастырь иногда через десять дней, иногда через двадцать, иногда через пять».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Долго он неутешно плакал. Присутствовавшие, слыша все это, сами плакали и свидетельствуют перед Богом об этом всеобщем покаянном плаче. Тут же батюшка стал вспоминать, как он работал в саду монастырском и видел в каждом цветке и листочке Самого Господа и как было ему радостно жить с Господом. ...Три дня мать Александра не могла с утра вычитать молитвенного правила батюшке, так как батюшка раньше благословил ее печь просфоры. Через некоторое время мать Александра вошла в келью батюшки и посетовала, что он в этот день не приобщился Святых Таин. На это батюшка смиренно ответил: «Да. Не приобщился». В час ночи мать Александра освободилась и спросила у батюшки благословения отдохнуть; он благословил. В три часа ночи она снова вошла в келью батюшки узнать, как он себя чувствует, и видит: батюшка светлый как солнце! Он сказал: «Я уже приобщился». Мать Александра удивилась, так как никто в это время не приходил к батюшке. Видя ее удивление, батюшка и говорит ей: «Приобщился сам, а Чашу чудесным образом принесли!» После этой ночи отец Серафим (Розенберг) каждый раз в 2 часа ночи приходил и приобщал батюшку Святых Таин. ...Перед смертью батюшка сказал: «Я теперь все распределил; теперь только осталось снять епитимью с тех, на кого я наложил». На другой день все предстали, о которых он говорил. Одного духовного сына из Ленинграда мать Александра спросила, как он явился вдруг к батюшке. Тот ответил: «Не знаю, как сюда попал, и не знаю, как отсюда попаду». Сняв со всех епитимью, батюшка сказал: «Ну, теперь я спокойно отойду”». Старец перед кончиной «На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, батюшка ответил: «На Матерь Божию!» – и наставлял всех любить друг друга, прощать всем обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху; и надо так прощать, чтобы человек осязательно знал, что ты простил его. Говорил, что за дары монастырю Матерь Божия сторицей воздаст, а кто монастырское расхищает – вещами или деньгами, – тому нет прощения от Господа. Образно сказал еще: «Кто на каком суку сидит – такой сук и подтачивает; сук упадет – и сам с суком тоже». Не будут прощены грехи тому, кто свою братию поносит и расточает монастырское добро. Затем сказал матери Александре: «Ничего не бери монастырского; ты скоро после меня отойдешь ко Господу – приобретай больше Духа Святаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010