Византийские художники, воспитанные на идеях исихазма, продолжали утверждать идею обожения, святости. Об этом свидетельствует икона «Святая Анастасия» (Государственный Эрмитаж), созданная, вероятно, около 1400 г., возможно, в Константинополе, где был храм, посвященный св. Анастасии. Эта двусторонняя икона (на обороте – процветший Крест) была, очевидно, выносной. Святая Анастасия, по преданию, приняла мученическую кончину в 304 г. в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии) в период гонений на христиан императора Диоклетиана. Мощи св. Анастасии были в конце V в. перенесены из Сирмиума в Константинополь, откуда разошлись по Европе. В начале IX в. император Никифор I подарил часть мощей святой задарскому епископу Донату, поместившему их в собор св. Анастасии в хорватском городе Задар. Реликварии с мощами св. Анастасии также хранятся на горе Афон. Честная глава находилась в монастыре Анастасии Узорешительницы в горах на полуострове Халкидики, недалеко от города Салоники. Св. Анастасия всегда изображается с крестом и сосудом для врачеваний, как целительница и узорешительница. Как отмечает О. С. Попова: «Все краски – очень светлые и нежные: в лике – это негустые охры, деликатный, неяркий румянец и розовый цвет щек и губ; в одеждах – светло-зеленые тона. Одеяние сплошь покрыто сетью длинных и тонких световых лучей, переданных полупрозрачными штрихами белил, и от этого зеленая краска кажется еще более высветленной и легкой... Отметим, что мастер достиг в изображении одеяния эффекта зримого разрежения плотности материального вещества – освобожденная от тяжести и вещественности материя как бы образует некую тонкую сферу, окружающую фигуру» 149 . Имя «Анастасия» с греческого переводится как «воскресающая», «возвращение к жизни». Зеленый цвет плаща великомученицы символизирует надежду и воскресение, возрождение к вечной жизни в Божьем Царстве. Красный цвет в одежде св. Анастасии имел целую шкалу художественных значений: он являлся воплощением огня веры, духовного горения, любви Божественной к людям. «Бог есть любовь», явленная миру, особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил кровь свою за спасение мира. Одновременно красный – цвет воскресения Христа, знаменующего торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому. Красный цвет – цвет жертвенности, цвет крови, очистительный огонь слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 6. Сербская Православная Церковь 6.1. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви 6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православной Церкви в Сербии, митрополии в Черногории и Патриархата на территории бывшей Австро-Венгрии. Сербы приняли христианство в VII в. Однако много веков раньше первые семена веры Христовой были занесены на Балканский полуостров св. апостолами. Предание свидетельствует, что здесь проповедовал св. апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Св. апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий побывал в восточной и южной части Балканского полуострова, а в Далмацию послал своего ученика Тита. В IV–VII в.в. здесь находилась митрополия с центром в Сирмии (ныне Сремска-Митровица в Сербии) и архиепископия в Салоне (ныне Сплит на территории Хорватии). Вторгшиеся в VI в. на Дунай авары уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII в. по просьбе византийского императора Ираклия (610–641) папа Римский прислал священников, которые много сербов обратили в христианство. До 732 г. сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В этом году император Лев Исаврянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в XI в., когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 г. послал к сербам греческих священников. Окончательно христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885) начали свою проповедь на народном – славянском – языке. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Возникло монашество, была основана первая славянская – Величская – епархия. Первым епископом этой епархии стал св. Климент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О почитании Д. С. славянами было известно еще до принятия ими христианства, в период расселения на Дунае, прежде всего в Сирмии (Среме). Д. С. был одним из небесных покровителей воссозданной в 869 г. Сирмийской (Паннонской) архиепископии, во главе к-рой стал слав. первоучитель равноап. Мефодий (869-885), уроженец Фессалоники. В ближайшем окружении архиепископа (если не им самим) был создан один из древнейших памятников слав. гимнографии - канон Д. С. (см. разд.: Гимнография). 26 окт., в день памяти Д. С., Мефодий окончил перевод ветхозаветных книг и «святое возношение таиное с клиросомь своим вознес, сотвори память святаго Димитрия» (БЛДР. 1999. Т. 2. С. 80). Имя Д. С. помещено в числе святых великомучеников в «Молитве на диавола», относимой исследователями к кирилло-мефодиевской эпохе ( Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 67, 109), и в «Молитве Св. Троице» (Mares F. W. An Anthologie of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. Münch., 1979. P. 70), написанной, вероятно, до 1096 г. в Сазавском мон-ре в Чехии и следующей в русле кирилло-мефодиевской традиции ( Konzal V. Otazniky kolem cirkevneslovanske Modlitby k sv. Trojci i eskych vliv na literaturu Kyjevske Rusi//Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze (1901-1972). Praha, 1991. S. 8-23; здесь же обзор мнений о происхождении памятника). Традиция особого почитания Д. С. в Среме должна была сохраняться и в позднейшие времена, по крайней мере до XIII-XIV вв., поскольку в кон. IX - нач. XI в. эта область входила в состав Первого Болгарского царства и западноболг. державы комитопулов и здесь существовала епископия, упоминаемая в хрисовуле визант. имп. Василия II (1018) Охридской архиепископии ( Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 25-26, 56, 62). Во времена венг. владычества в Среме на месте совр. Сремска-Митровицы до 1334 г. под юрисдикцией К-польского патриарха существовал правосл. мон-рь во имя Д. С. (см.: Gyorffy G. Das Gutenverzeichnis des griechischen Klosters zu Szavaszentdemeters (Sremska Mitrovica) aus dem XII Jh.//Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. Bdpst., 1959. T. 5. S. 73-74; С. Civitas Sancti Demetrii//Сирмиум - Сремска Митровица. Сремска Митровица, 1969. С. 59-68). В XII в. обители оказывал покровительство бан и палатин (позднее недолгое время великий жупан Рашки Белош) ( J. Жупан Белош//ЗРВИ. 1997. Бр. 36. С. 79); во 2-й пол. XIII в. давали жалованную грамоту рус. князья - изгои из Галича - внуки Ярослава Осмомысла Василько и Иоанн-Владимир ( Gyorffy. Ibid. S. 54-58). Во 2-й трети XIII в. мон-рь находился во владениях кн. Ростислава Михайловича (сын св. блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского), к-рому Срем был пожалован венг. королем.

http://pravenc.ru/text/178231.html

2) «Православный Великий Духовный Суд королевства Сербии»; 3) «Епархиальный Духовный Суд православной епархии такой-то»; 4) «Православный протопресвитер округа такого-то, – Белграда и Ниша»; 5) «Православный наместник уезда такого-то, округа такого-то»; 6) «Православная церковная община такая-то»; Каждая церковь имеет свою печать с изображением лика и имени святого, которому посвящена церковь . Печати архиепископа белградского и митрополита Сербии, епархиальных епископов и настоятелей имеют в средине церковный герб, а вокруг следующие надписи: 1) «Православный архиепископ белградский и митрополит Сербии»; 2) «Православный епископ епархии такой-то»; 3) «Православный настоятель монастыря такого-то». Печать Избирательного Собора имеет в средине герб королевства Сербии и вокруг надпись: «Православный Избирательный Собор королевства Сербии». Форму и размер всех этих печатей утвердит (букв. определит) министр просвещения и церковных дел, по предложению Архиерейского Собора. Печати Архиерейского Собора, Великого Духовного Суда и Избирательного Собора, когда нет заседаний, хранит архиепископ белградский и митрополит Сербии. Печать (известной) церкви хранит старейший по рукоположению священник. Права, жалование и суточное содержание органов церковных властей §225 Архиепископ белградский и митрополит Сербии, точно также и епархиальные епископы пользуются всеми правами государственных чиновников. Годы службы, проведенные в архиерейской должности, считаются как годы коронной службы. §226 Годичное постоянное жалованье архиепископа белградского и митрополита Сербии, точно также и епархиальных епископов – 8500 динаров (франков). Кроме того, архиепископ белградский и митрополит Сербии имеет и добавочного содержания в год 4000 динаров (фр.). Архиепископ белградский и митрополит Сербии, точно также и епархиальные епископы пользуются от своих епархий бесплатным приличным помещением. Расходы на ремонт этих помещений принимают на себя соответствующие епархии. §227 Члены Великого Духовного Суда, точно также и члены Избирательного Собора, которые не живут постоянно в том месте, где происходят собрания, получают прогонов по три динара на час и суточных по десяти динаров во время пути и за все время занятий. Члены, которые постоянно живут в том месте, получают за все время занятий по шести динаров суточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

Архив Пн Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей с Президентом Сербии Т. Николичем Операторы: Р. Самсонов, П. Конухов. Звукооператор: А. Бригадов 14 ноября 2014 г. 22:05 14 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  посещающий  с мирным визитом  Сербскую Православную Церковь , и  Святейший Патриарх Сербский Ириней  встретились с Президентом Республики Сербия Томиславом Николичем. На встрече, которая прошла в резиденции Президента в Белграде, присутствовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии А.В. Чепурин, советник Президента Сербии по иностранным делам Иван Мркич. Обращаясь к Предстоятелю Русской Православной Церкви, Томислав Николич отметил, что народы России и Сербии объединяют тесные исторические связи. «Нам иногда кажется, что где-то у нас появляются новые более близкие друзья, но у нас говорят: куда ни уезжаешь, всегда возвращайся домой. Россия и Сербия всегда возвращаются друг к другу, и в этом есть заслуга двух наших Церквей. Пока Россия будет оставаться опорой Сербии,  желая нам добра, я считаю, что Сербия будет на правильном пути», — заявил Президент Сербии. По его словам, неразрывность связей наших стран подтверждается тем фактом, что Сербия и Россия одновременно переживают как этапы успешного развития, так и периоды испытаний. «Когда страдала Россия, тогда страдала и Сербия, — продолжил Президент. — Завтра я вновь скажу гражданам Сербии, что Россия пострадала, помогая нашей стране. И время от времени нашим людям надо напоминать о том, что русский царь, рискуя своим государством и всем своим народом, вступил ради Сербии в войну». Как рассказал Т. Николич, 30 тысяч русских солдат воевали в Сербии плечом к плечу с сербами во время Первой мировой войны. При этом Россия оказывала не только военную, но и экономическую помощь сербам, хотя сама нуждалась в помощи в то сложное время.

http://patriarchia.ru/db/text/3841592.ht...

Голоса собираются и пересчитываются тремя членами, которых Избирательный Собор изберет из своей среды. Председатель объявляет во всеуслышание, сколько голосов какой епископ получил и кто избран в архиепископа белградского и митрополита Сербии. §137 Делопроизводитель немедленно записывает в протокол, сколько какой епископ получил голосов и кто избран в архиепископа белградского и митрополита Сербии. §138 Требуется (букв. наблюдается), чтобы в архиепископа белградского и митрополита Сербии был избран тот епископ, в пользу которого голосовало не менее двух третей присутствующих членов. Если ни один из епископов не получит двух третей голосов присутствующих членов, то Избирательный Собор закрывает заседание и приступает к новому выбору на четвертый день (не считая дня первого выбора). Кто из епископов на новых выборах получит более половины голосов присутствующих членов, тот считается избранным в архиепископа белградского и митрополита Сербии. §139 Протокол об избрании архиепископа белградского и митрополита Сербии министр просвещения и церковных дел представляет Королю на утверждение (букв. одобрение), и после того как Король утвердит (одобрит) выбор, избранный епископ, по докладу министра просвещения и церковных дел, назначается Королевским указом в архиепископа белградского и митрополита Сербии. §140 Когда министр просвещения и церковных дел объявит Избирательному Собору, что Король утвердил избрание и избранного епископа назначил архиепископом белградским и митрополитом Сербии, то Избирательный Собор, записав настоящую резолюцию (букв. объявление) в свой протокол, закрывает свои заседания. §141 Министр просвещения и церковных дел уведомляет об утверждении (назначении) архиепископа белградского и митрополита Сербии всех министров и епархиальных епископов, а епархиальные епископы (уведомляют) остальные церковные власти. §142 Если на новых выборах ни один из епископов не получит более половины голосов присутствующих членов или если Король не утвердит выбора, то избрание архиепископа белградского и митрополита Сербии считается несовершившимся, и тогда Избирательный Собор закрывает свои заседания, о чем уведомляет и министра просвещения и церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

Скифы – согласно ранневизантийским авторам, жители Причерноморья, а также народы, обитавшие на Дону, Днепре и Дунае; нередко идентифицировались с кочевниками Восточной Европы или с русскими 15, 16, 18–20, 22, 24, 25, 27–30, 33, 37, 44, 65, 68, 83, 85, 91, 95, 109, 125, 134, 135, 137, 186–189, 194, 196–203, 205–208, 210, 211, 213, 221–227, 229–232, 235, 253–255, 257–260, 263, 265, 270– 273, 275–280, 283–286, 288–290, 292–297, 302–306, 308, 311, 313–315 Склавиния – область расселения славянских племен 105, 167 Склавины (склавы, славины) – древние славяне 67, 70, 72–78, 90–93, 95,111–113, 118, 119 Скопис – город, возможно, совр. Злокучане у Скопле 104 Скопле – см. Скопис Славины – см. Склавины Славяне 43, 44. 67, 69, 70, 72, 73, 91, 93–106, 108, 111, 112. 115, 122, 131, 150, 156, 158, 160, 161, 167, 171, 177, 194, 228 Словакия 69 Смирна – город в Малой Азии, совр. Измир 121 Смоленск (Смолескон) – см. Милиниска Созополь – город в Болгарии 253 Солунцев (Солунца) монастырь – см. Св. Пантелеймона монастырь Солунь – см. Фессалоника Сондис – город во Фракии 50 Сотириуполь – возможно, совр. Сухуми 150 Соуздали (Суздаль) – древнерусский город 248, 251, 265 София – см. Сердика Сплит – см. Салона Споры – термин, обозначающий славян, тесно связанных с гуннами 73 Средняя Азия 310 Срем – плодородный участок Среднедунайской низменности между реками Дунай и Савва; также город, совр. Сремска Митровица 260, 270–272 Сремска Митровица – см. Сирмий Старая Ладога – древнерусский город на оз. Нево 158 Старица – река, правый приток Северного Донца 169 Старокайдацкий порог – см. Эссупи Стен (Стеной) – пролив Босфор 135, 180 Стеной – см. Стен Стринав – см. Тернов Струкун (Напрези, Лишний или Вольный порог) – один из днепровских порогов 164 Суздаль – см. Соуздали Сузы – город, резиденция древних персидских царей 265 Сула – река, левый приток Днепра 167 Сулина – см. Селина Сурский порог – см. Улворси Сухуми – см. Севастополь, Сотириуполь Тавр – в византийских источниках наименование Тавриды и областей к северу от нее 218, 235, 265

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Уникальная поездка по Сербии с иконой Божией Матери Протоиерей Геннадий Беловолов о поездке в Сербию, в ходе которой Патриарху Иринею был преподнесен образ Августовской иконы Пресвятой Богородицы 04.09.2012 783 Время на чтение 7 минут В конце августа в Сербии произошло важное событие. Патриарху Сербскому Иринею была преподнесена Августовская икона Божией Матери, как еще ее называют, «Августовская победа». Это произошло в резиденции Патриарха, при участии Ольги Николаевны Куликовской-Романовой. Икона была передана от православных Санкт-Петербурга, а принесена в Сербию с помощью православной школы «Лужки», которой руководит диакон Максим Константинов. Почему именно эта икона была подарена? Идея была инициирована мною еще в 2008 году, когда, с одной стороны, Косово провозгласило о своем отделении от Сербии, а, с другой стороны, буквально через 2 недели после этого, 2 марта, Патриарх Алексий II в России прославил Августовскую икону Божией Матери. Тогда для меня эти два события, казалось бы, далекие и разные, тем не менее, соединились. Ведь Августовская икона явилась в начале Первой мировой войны русским воинам в Августовском лесу, в ночь с 31 августа на 1 сентября. Именно после этого явления русская армия одержала одну из первых побед в Первой мировой. Но в эту войну Россия вступила, руководствуясь мыслью о защите братской единоверной Сербии, и явление Божией Матери было воспринято как благословение на эту священную войну в защиту славянства. Стало быть, эта икона имеет отношение не только к нам, к русскому воинству, но и к сербскому народу. Вот тогда и возникла мысль, что эту икону должны узнать и в Сербии. Поскольку я уже бывал в Сербии несколько раз, у меня складывались хорошие отношения с секретарем Патриарха, я поделился с ним этой мыслью. Он поддержал и благословился у Патриарха на написание этого образа и принесение его в Сербию. Было ясно, что икона, которой предстояло стать первой в Сербии, должна быть большой, написанной в византийско-балканском стиле, распространенном в Сербии. Образ заказали петербургскому иконописцу Ростиславу Мартиновичу Гирвелю , который работает в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Ему тоже пришлось проделать большую работу по переводу живописной иконографии в каноническую. Он прекрасно справился с этой творческой задачей и написал первый образ «Августовская победа» в древнем каноническом стиле. Икона была заказана большого размера в 1,5 метра высоты.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/04/un...

Общим для всех сербских правительств после распада Югославии является атеистическая программа социальных ценностей как преемственность коммунистической культурной политики. Но сербские правительства после 2000 года пошли еще дальше - они вербуют религиозных лидеров и внедряют в церковь свои кадры чтобы создать атлантистский и атеистический вариант «православия» с целью контроля над православным народом и осуществления религиозно-евроатлантических интеграций. В этом контексте Президенту Сербии пришлось нелегко из-за того что Сербская Православная Церковь поддержала Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, которая подвергается гонениям со стороны властей Украины. Правительство Сербии работает над постепенным «патриотическим» переводом сербского народа в атлантический союз, без формального введения санкций против России и открытого признания государственности Косово, направляя экономическую, военную и культурную стратегию к евроатлантическом сообществе. Президент Сербии формально не подписывает признание государственности Косово, но он достиг договоренности с представителями ЕС, согласно соглашению Шольца-Макрона о посещению совещаний с албанскими представителями, что подразумевает де-факто и де-юре применение полномочий косовской государственности, как на международном уровне, так и по отношению к Сербии. Применение этой программы имеет целью и дестимулирование стран ЕС которые не признали государство Косово. Также, тактика, используемая сербскими властями чтобы противопоставить Сербию России заключается в сведении отношения на расчёт цены на газ из России, что президент Сербии постоянно публично преподносит в качестве показателя отношений между русским и сербским народами. Антироссийская повестка реализуется в Сербии и посредством кинопропаганды, через фильмы, показывающих борьбу сербских патриотов против атлантистской и российской агентуры и приравнивающих оккупацию Косово и Метохию к российскому влиянию в Сербии. (В таких фильм сериалах, например, «Државни службеник», (рус.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/01/dv...

Владыка Кирилл, со своей стороны, подчеркнул, что освящение русского храма после реставрации приходится на трудное время для сербского народа. Председатель ОВЦС засвидетельствовал, что в Русской Православной Церкви проблему Косова и Метохии воспринимают как ключевой вопрос будущего Европы и придают особую важность сохранения края в составе Сербии. «Косово – не окраина сербской земли; это – духовное и историческое сердце Сербии», – сказал Владыка. По благословению Святейшего Патриарха Алексия митрополит Кирилл вручил награды Русской Православной Церкви сотрудникам Правительства Сербии, оказавшим содействие в реставрации русского храма в Белграде. Руководитель аппарата Председателя Правительства Сербии Александр Никитович и его заместитель Борис Милосавлевич удостоены Его Святейшеством ордена благоверного князя Даниила Московского (III степени), а генеральный секретарь Правительства Деян Михайлов – медали преподобного Серафима Саровского (I степени). Вечером 23 марта председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посетил Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Сербии А.Н.Алексеева в его резиденции, где в честь иерарха Русской Православной Церкви был дан ужин. По поручению Святейшего Патриарха Алексия митрополит Кирилл вручил Послу России высокую награду – орден преподобного Сергия Радонежского (II степени) в знак признательности за разностороннюю деятельность в области укрепления братских отношений между народами России и Сербии, а также постоянную помощь, оказываемую Подворью Московского Патриархата в Сербии. Митрополит Кирилл, тепло поблагодарив Посла за его участие в жизни Подворья, подарил 40 экземпляров «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» для сотрудников российской дипломатической миссии в Сербии и пожелал Послу помощи Божией в дальнейших трудах на благо России. Глубокую благодарность А.Н.Алексееву выразил также настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде священник Виталий Тарасьев, отметивший высокий уровень взаимодействия и сотрудничества между Подворьем и Посольством России. Во время последовавшего затем ужина, прошедшего в теплой и дружественной атмосфере, обсуждались различные вопросы сотрудничества Церкви, государства и общества.

http://pravoslavie.ru/21495.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010