Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мученики Монтан и Максима. Икона. XXI в. [Лат. Montanus et Maxima] († 303/4), мученики Сирмийские (Сингидунские) (пам. зап. 26 марта, 11 и 26 мая). М. и его супруга Максима пострадали в г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия). М. был священником в Сингидуне (ныне Белград). Когда при имп. Диоклетиане начались гонения (нач. IV в.), он бежал в Паннонию, но в Сирмии был арестован и предстал перед судом префекта Проба. Под угрозой смерти отказался отречься от веры и принести жертвы языческим богам. Проб призвал жену М. Максиму, надеясь, что она уговорит мужа не упорствовать и согласиться отречься от веры, однако та с не меньшим мужеством исповедала веру во Христа. Тогда Проб приказал надеть супругам камни на шеи и бросить в р. Саву. Их тела вскоре были вынесены на берег и преданы погребению благочестивыми христианами, к-рые знали М. и Максиму. Судя по датам и дням памяти мн. Паннонских мучеников, на время прибытия Проба, чье имя упоминается в неск. Мученичествах, приходится резкое ужесточение гонений в этой области (см. также ст. Ириней , сщмч., еп. г. Сирмий). О казни М. есть упоминание в Мученичестве Поллиона (BHL, N 6869), к-рое, вероятно, было составлено в V в. в Риме. Возможно, в то же время было написано и еще одно сказание о М., к-рое легло в основу сведений, приводимых в Мартирологах, но как отдельный памятник не сохранилось. В Иеронимовом Мартирологе под 26 марта упоминаются М., к-рый был брошен в реку, и его супруга Максима. О казни Максимы не сообщается. Там же о М. сказано под 11 мая. В нек-рых др. зап. Мартирологах подтверждается, что Максима разделила участь мужа; встречается также еще один день их памяти - 26 мая. М. и Максима почитаются в Румынской Православной Церкви под 26 марта как первые святые дако-романского происхождения, известные по именам. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. Col. 616-617; MartRom. P. 140; MartRom. Соттепт. P. 113. N 4; MartHieron. Comment. P. 162-163. N 14; P. 248. N 5.

http://pravenc.ru/text/2564132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИАН СИРМИЙСКИЙ [лат. Heraclianus Sirmiensis] (сер. IV в.), участник диспута с арианином Герминием, еп. Сирмийским. Дошедшая в латинской версии запись публичного спора, состоявшегося 13 янв. 366 г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), подверглась незначительной лит. обработке. Первая часть текста посвящена вопросу о божественности Св. Духа и его равенстве Отцу и Сыну. Во 2-й И. С. ведет спор с клириком еп. Герминия пресв. Феодором, к-рый ссылается на евангельские слова о неведении Христом дня Второго пришествия (Мк 13. 32; Мф 24. 36). Третья часть представляет спор с др. сторонником еп. Герминия, Агриппином, который утверждает тварность Св. Духа и подчиненность Сына Отцу. Диспут завершается монологом И. С., текст к-рого восходит к «Апологии» Тертуллиана ( Tertull. Apol. adv. gent. 21), после чего еп. Герминий обвиняет И. С. в ереси, его сторонники требуют задержать и предать суду И. С., однако еп. Герминий успокаивает их и разрешает И. С. уйти. В диалоге И. С. представлен как мирянин, сосланный в Паннонию за исповедание правосл. веры. Однако такое объяснение представляется маловероятным, поскольку диспут состоялся во времена правления имп. Валентиниана I (364-375), отличавшегося веротерпимостью. Возможно, истинной причиной ссылки стало некое выступление против ариан, к-рым покровительствовала 2-я жена Валентиниана Юстина. Еп. Герминий в отличие от пресв. Феодора и Агриппина изображен с нек-рой симпатией. Тем не менее автор представляет его гораздо более радикальным арианином, чем он был в действительности. Будучи тесно связанным с епископами-арианами Валентом и Урсакием , он принял участие в разработке 2-й сирмийской формулы , близкой к радикальному арианству. Однако в 60-х гг. IV в. он возвратился к идее подобия Сына Отцу «во всем» и его взгляды стали отражать позиции малоазийских пневматомахов, а не ариан. Весьма показательно, что непосредственно с еп. Герминием И. С. спорит только о божественности Св. Духа и не затрагивает вопрос об отношении Сына к Отцу. Богословие И. С. в свою очередь неск. архаично, оно основано на лат. традиции доникейского периода и еще не знакомо с достижениями греч. никейского богословия, к-рые были введены на Западе свт. Иларием , еп. Пиктавийским.

http://pravenc.ru/text/673833.html

Кирского. Поэту Аратору, также из окружения Кассиодора, принадлежит поэма «О деяниях апостолов» (De actibus apostolorum). Среди экзегетов известны Лукуленций, автор толкования на НЗ, и римский диак. Иоанн, составивший комментарии на Шестикнижие и на Послания ап. Павла (после 554). Толкования на Послания ап. Павла оставил и свт. Виктор , еп. Капуанский, к-рый изучал также проблемы составления пасхалии и более известен как компутист. Гомилии Неаполитанского еп. Иоанна II (532 или 535 - 552 или 555), написанные на греч. языке, впосл. приписывали свт. Иоанну Златоусту. В эпистолярном жанре работал близкий к королевскому двору Эннодий, еп. Тицина, к-рый уделял внимание также агиографии (Житие св. Епифания Тицинского) и поэзии. Его современник Евгиппий , монах из Лукуллана близ Неаполя, составил Житие св. Северина из Норика. В Риме активно развивалась агиографическая школа; по заготовленным клише с использованием заимствованных из вост. агиографии сюжетов было составлено много житий римских и италийских мучеников (подробнее см. ст. Житийная литература ). Золотой медальон кор. Теодориха. Нач. VI в. Золотой медальон кор. Теодориха. Нач. VI в. Кор. Теодорих Великий проводил активную внешнюю политику. Несмотря на то что он и его преемники признавали формальное главенство визант. императора и рассматривали себя в качестве его офиц. представителей, отношения Остготского королевства с Вост. Римской империей оставались напряженными. В 504 г. войска Теодориха вторглись в Паннонию и захватили Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия), где от имени остгот. короля началась чеканка монеты. В К-поле действия Теодориха расценили как агрессию, для захвата Паннонии была направлена имп. армия, нападение к-рой остготы отразили. В 508/9 г. визант. флот разорил побережье Юж. Италии, что совпало с победой кор. франков Хлодвига над вестготами и помешало остготам своевременно оказать помощь союзникам. Теодорих, вероятно, был уверен в сговоре между франками и византийцами, поэтому с пропагандистской целью была выпущена серия золотых имп.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Это не прошло мимо внимания императора-язычника, и, возвращаясь из похода на славян, он арестовал Дмитрия, заключил его в тюрьму. Дмитрий готовился к смерти, молился, а император организовал бои в Фессалониках, заставляя биться христиан со своим любимым воином Лием, который, естественно, побеждал их. Что сделал Дмитрий Солунский? Он благословил своего бойца христианина Нестора, и тот сбросил убийцу христиан Лия на копья стоящих вокруг воинов. Римский языческий боец погиб, Нестор был казнен, вслед за ним был казнен и Дмитрий Солунский, но их подвиг как великомучеников, борцов за христианство произвел большое впечатление на греков. Поэтому это один из любимых святых греков. Поскольку Дмитрий является покровителем славян, есть сербская легенда о том, что происходило все это вовсе не в Фессалониках, а в сербском городе Сремска-Митровица, как он называется сейчас как раз в честь Дмитрия Солунского. Только потом мощи святого были перенесены в Салоники, потому и получили такое название. На Руси эта славянская традиция почитания Дмитрия Солунского в качестве своего покровителя сохранилась, и образы, имеющие начало от византийской мозаики, будут постоянно тиражироваться в русской иконописи. И многие русские князья будут получать при крещении второе имя именно в честь Дмитрия Солунского.   Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   После осуждения Нестория и подписания примирительного трактата между Кириллом и Иоанном Антиохийским страсти поутихли. Однако горячие головы с обеих сторон желали продолжить внутрицерковную распрю. Одной из таких горячих голов был Евтихий – настоятель одного из константинопольских монастырей, близкий сподвижник нового Египетского патриарха Диоскора, который имел необычайно могущественное положение при дворе. Дело в том, что Евтихий был крестным отцом препозита священной опочивальни – евнуха Хризафия, который был всесильным временщиком в последние годы правления Феодосия II. По сути Евтихий имел прямой выход на императора.

http://academy.foma.ru/category/istoriya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА (Настич Воислав) (31.01.1914, Гэри, шт. Индиана, США - 12.11.1964, мон-рь Беочин, Сербия, Югославия), викарный еп. Хвостанский Сербской Православной Церкви. В детстве переехал с родителями в Сараево (Босния и Герцеговина), где позже закончил начальную школу и гимназию. Выпускник Богословского фак-та Белградского ун-та (1937), служил законоучителем в гимназии в Сараеве. В 1940 г. в мон-ре Милешева пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. Во время второй мировой войны и нем. оккупации оставался в Сараеве. Отверг предложение главы усташского Независимого гос-ва Хорватия А. Павелича войти в клир т. н. Хорватской Православной Церкви (см. ст. Хорватия ). После окончания войны был рукоположен во иеромонаха и произведен в сан протосинкелла. 20 мая 1947 г. избран патриаршим викарным епископом Хвостанским. Хиротонисан 19 авг. 1947 г. Помогал администратору Дабро-Босанской и Захумско-Герцеговинской епархий еп. Нектарию (Крулю) . За критику действий коммунистического руководства Югославии в нач. 1948 г. был арестован и 1 марта осужден сроком на 10 лет за «шпионаж в пользу англо-американцев». Среди серб. населения Югославии было распространено мнение, что В. был осужден властями в качестве компенсации хорватам за арест и осуждение за сотрудничество с усташским режимом в годы второй мировой войны католич. архиеп. Загреба Алоизия Степинаца . В. отбывал заключение в Зенице, затем в Сремска-Митровице. При этапировании в 1949 г. попал в железнодорожную катастрофу, получил перелом ног и руки. Из тюремной больницы был перевезен в больницу в Белграде, затем в белградский Введенский мон-рь, где провел ок. года. В 1951 г. условно был отпущен на свободу с местом пребывания в мон-ре Гомионица. Находился под постоянным контролем Управления гос. безопасности. В 1951 г. церковноначалием был отправлен на покой. В марте 1954 г. подал прошение о возвращении к архипастырскому служению, но получил отказ. По истечении срока условного заключения переехал в мон-рь Крушедол, а оттуда в монастырь Беочин, где скончался при невыясненных обстоятельствах, возможно, был отравлен. Похоронен там же, в храме Вознесения Господня. Лит.: В. србске цркве од комуниста. 1997; В. Летопис Српске Православнее Цркве 1946-1958 гг.: Време патр. Гаврила (1946-1950) и патр. Bukehmuja (1950-1958). Книн; Београд, 2000. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/154283.html

Во время гонений святой Ириней продолжал проповедо­вать веру Христову и утверждать в ней многих новообращенных  8 апреля. ПРАВМИР. Священномученик Ириней Сремский (или Сирмийский) был епископом в Паннонии (провинция Римской империи) в городе Среме (ныне город Сремска-Митровица, Югославия). Он пользовался глубо­ким уважением паствы за свое благо­честие и весьма строгий образ жизни. Во время гонений на христиан, воздвигнутых при императорах Диоклитиане и Максимиане (284—305), святой Ириней продолжал проповедо­вать веру Христову и утверждать в ней многих новообращенных. За это он был схвачен и приведен к правите­лю Срема Пробу. Святой Ириней от­казался отречься от христианства и принести жертву языческим идолам. Тогда святого предали на мучения. Несмотря на уговоры родных и дру­зей, бывших очевидцами его пыток, святой Ириней отказался поступить­ся верой и был непреклонен в испове­дании Христа Спасителя. Правитель Проб пытался сломить волю мучени­ка, бросив его в темницу и уговаривая пощадить свою жизнь ради сыно­вей. На это святой Ириней отвечал: «Сыновья мои веруют в Бога, Который позаботится о них, меня же ничто не   заставит отречься от Христа». По приказу Проба святого приве­ли на мост Артемиды через реку Саву, чтобы утопить. Святой муче­ник спокойно снял с себя одежду, стал на колени и, воздев руки к небу, обратился к Господу с молитвой о своей пастве, чтобы Христос сохранил ее от опасностей и зла, от видимых и невидимых противников и утвердил в святой вере. По оконча­нии молитвы священномученик Ири­ней был обезглавлен и брошен в реку Саву. Это произошло 26 марта 304 года. Память святому Иринею в раз­личных месяцесловах указывается по-разному: 26 или 27 марта. В настоящем издании мы даем ее под 27 марта, так как под этим числом помещена Служба святому Иринею, изданная в Белграде в 1972 году (составлена протоиереем Мирко Р. Павловичем). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИК ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе ап. от 70). Ап. Павел приветствует А. и Иунию в Послании к Римлянам (16. 7) как своих сородичей и соузников, прославившихся среди апостолов и уверовавших во Христа прежде него (среди экзегетов нет единого мнения о том, является ли греч. Ιουναν формой муж. (Ιουνας) или жен. (Ιουνα) имени). Кроме этого короткого приветствия, имя А. в НЗ не встречается. Псевдо- Дорофей сообщает, что А. стал епископом Испании, тогда как сщмч. Ипполит Римский пишет, что он стал епископом в Паннонии. Нек-рые авторы уточняют это сообщение и говорят, что А. занимал кафедру Сирмия (совр. Сремска-Митровица); эта версия отражена в «Повести временных лет» . В каноне Иосифа сообщается, что А. многих обратил ко Христу, разрушал идольские капища, строил церкви, изгонял злых духов из одержимых и врачевал больных. Скончался мирно. Сведения относительно обретения мощей А. в VI в. в районе Евгениевых ворот в К-поле признаны неверными. Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В отдельных рукописях Типикона Великой ц. IX-X вв. память А. зафиксирована под 22 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 237); в Стишном Прологе Христофора Митилинского XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 427) и в др. источниках (Ibid. Т. 2. С. 146), в т. ч. в студийских и иерусалимских Типиконах,- под 17 мая. Гимнография По Типикону, принятому в РПЦ, так же как и по первопечатному рус. Уставу 1610 г. и по совр. греч. Типиконам, А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование А., используемое ныне в Русской и греч. Церквах, зафиксировано уже в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский.Описание. Т. 1. С. 455), в слав. рукописных Минеях XII в., расположенных по Студийскому уставу (ГИМ. Син. 166. Л. 101об.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 63), и др. источниках. Оно включает стихиры , канон Иосифа 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих: «Ανον προσοσω τ σοφ Ανδρονκ» - Похвалу принесу мудрому Андронику) и седален 4-го гласа. Мессинский (1131 г.; Arranz. Typicon. Р.152) и иерусалимские Типиконы указывают петь общий отпустительный тропарь апостолам 3-го гласа. Кондак «    » 2-го гласа отсутствует в студийских и в используемых ныне греч. Церквами Минеях.

http://pravenc.ru/text/115380.html

«титулам» (церквам) Анастасии и Хрисогона, исследователи связывают составление Мученичества св. Анастасии ( Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 869; Mazzarino. 1966. P. 217-247; Cracco Ruggini. 1988. P. 76-82; Lizzi Testa. 2007). По-видимому, св. Хрисогон, о котором сообщается в Мученичестве св. Анастасии, первоначально почитался в Аквилее, центром почитания св. Анастасии был г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Поводом для составления Мученичества св. Анастасии стало отождествление мучеников из Аквилеи и Сирмия с основателями рим. «титулов» Анастасии и Хрисогона ( Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 869-870; Delehaye. 1936. P. 158-161; MartHieron. Comment. P. 618-619; Diefenbach. 2007. S. 372-376). О рим. «титуле Анастасии» в последний раз упоминается в актах Римского Собора 499 г., после чего церковь именовалась «титул св. Анастасии» ( Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au Moyen-Âge. 3: Sainte-Anastasie// Idem. Scripta minora: Études de topographie romaine et de géographie ecclésiastique. R., 1973. P. 45-71; Delehaye. 1936. P. 158-160; Lizzi Testa. 2007. P. 288-289). Т. о., по мнению большинства исследователей, болландистская редакция Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы является вторичной по отношению к редакции Момбрицио и не могла быть создана ранее 2-й пол. V в. Согласно Дюфурку, Мученичество св. Анастасии и болландистская редакция Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы были созданы в Риме почти одновременно, во 2-й пол. или в кон. V в. ( Dufourcq. 1907. P. 217-220). Исследователи отмечали, что в Мученичестве Канция, Канциана и Канцианиллы имеются также заимствования из др. агиографических произведений. Так, образ наставника Прота мог быть заимствован из рим. Мученичества святых Евгении, Прота и Гиацинта (ранняя редакция - BHL, N 2667; изд.: Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 391-397; см.: Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 868). На параллели с др. Мученичествами указывал Дюфурк ( Dufourcq. 1907. P. 216-217). Предметом особого внимания исследователей стали упоминания в болландистской редакции Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы о родственных связях между аквилейскими мучениками, имп.

http://pravenc.ru/text/1470303.html

Не вполне ясно, было ли данное исповедание принято Собором формально. Свт. Афанасий Великий впосл. это прямо отрицал ( Athanas. Alex. Ad Antioch. 5). Сохранилось письмо О. и еп. Протогена папе Римскому Юлию I, в к-ром они объясняли составление данного исповедания необходимостью борьбы с новыми аргументами сторонников арианства, что представлялось им актуальным в контексте церковной катехизации (The Correspondence of Pope Julius I/Ed. G. L. Thompson. Wash., 2015. P. 94-97; ср.: Sozom. Hist. eccl. III 12). По-видимому, зап. участники Сардикийского Собора заседали не на общем собрании, а разбившись на комиссии, чем могут объясняться расхождения в трактовке статуса рассмотренных документов ( Parvis. 2006. P. 235-239). Собор также принял ряд канонов, большинство из к-рых было предложено О. и затрагивало гл. обр. вопросы, связанные с епископским служением. Особое значение имеют 3 канона (2 из них предложены О.), которые касаются особого статуса Римской Церкви. Согласно этим канонам, папа Римский наделялся правом рассмотрения апелляций епископов, низложенных провинциальным Собором. В случае необходимости он мог инициировать пересмотр дела епископами соседней (по отношению к кафедре обвиняемого) провинции и, если этого желает обвиняемый, прислать туда своих пресвитеров-легатов. Апелляционные прерогативы Папского престола мотивировались почтением к ап. Петру ( Hess. 2002. P. 91-255). Местом ссылки О. был назначен иллирийский г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия), где он, вероятно, оказался под надзором местного еп. Герминия. В 357 г. вместе с др. испан. еп. Потамием Олисипонским (Лиссабонским) О. подписал т. н. 2-ю сирмийскую формулу ( Hilar. Pict. De Synod. 3), отвергавшую допустимость использования в богословском обиходе термина «substantia», отождествляемого с греч. «οσα», а также таких понятий, как «единосущный» (homousion) и «подобосущный» (homoeusion), и исповедовавшую Бога Сына подчиненным Богу Отцу. Формула была провозглашена в присутствии противников свт. Афанасия Великого - иллирийских епископов Валента Мурсийского, Урсакия Сингидунского и Герминия Сирмийского (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2581605.html

С., к-рого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, Д. С. крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Нестор, друг и последователь Д. С., вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о к-ром автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии (совр. Сремска-Митровица, Сербия) и Фессалонике. Юноша пришел к Д. С. в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что Д. С. помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга Д. С. по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело Д. С. было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009