Всего О. поднимали 36 раз: 4 раза - в XII в., 7 раз - в XIII в., 19 или 20 раз - в XIV в., 6 раз - в XV в. ( Стукалова. 2004. С. 200). Вторым после Людовика VI Толстого О. поднял его сын, кор. Людовик VII Молодой (1131-1180, правил самостоятельно с 1137): собираясь во 2-й крестовый поход (1147-1149), он отправился в аббатство Сен-Дени, где торжественно принял посох паломника и «знамя св. Дионисия». Участник 3-го крестового похода (1189-1192) кор. Филипп II Август (1180-1223) в 1190 г. тоже принял в аббатстве Сен-Дени посох и О. 27 июля 1214 г. король развернул О. в битве при Бувине: войско сражалось под королевским знаменем, а О. несли во главе ополчения от городов, впервые в истории Франции прибывшего на помощь королю. В этом сражении французская армия одержала победу над объединенными войсками имп. Оттона IV (1209-1218), графа Фландрии Фердинанда (Феррана) Португальского (1212-1233) и англ. кор. Иоанна Безземельного (1199-1216), что способствовало началу почитания О. как «защитницы Франции». Кор. Людовик IX Святой (1226-1270) поднимал «орифламму французских королей» в 1242 г. в войне с англ. кор. Генрихом III (1216-1272). Отправляясь в крестовые походы (1248, 1270), он дважды принимал в аббатстве Сен-Дени посох паломника и О. Начавшаяся Столетняя война нанесла ущерб славе О.: знамя поднималось над королевским войском в походах Филиппа VI Валуа (1328-1350) и Иоанна II Доброго (1350-1364), однако не принесло удачу при попытке снять английскую осаду Кале; в битве при Креси (26 авг. 1346) О. была разорвана в клочья, а при поражении французов при Пуатье (19 сент. 1356), когда погиб хранитель О.- Жоффруа де Шарни, «знамя св. Дионисия», по-видимому, было утрачено. Кор. Карл V Мудрый (1364-1380), хотя ни разу не возглавил войска в битве, предпринял целенаправленные усилия по прославлению и закреплению ритуала поднятия О. Однако в правление его сына Карла VI Безумного, когда началась война между группировками знати и принцев крови (арманьяков и бургиньонов) и королевские солдаты, используя О., попеременно воевали на обеих сторонах (1410, 1412, 1414), почитание «знамени св. Дионисия» заметно уменьшилось. Возобновление в 1415 г. военных действий, поражение в битве при Азенкуре и раскол Франции (1418-1436) изменили отношение католиков к О. Поскольку с 1418 г. Париж находился под властью бургиньонов, а в 1420 г., после подписания мирного договора в Труа, город оказался под властью англичан, хранившиеся в пригородном аббатстве Сен-Дени королевские регалии и О. частично утратили сакральный характер. После коронации Карла VII (1422-1461) в Реймсе (17 июля 1429) отряд во главе с Жанной д " Арк подошел к аббатству Сен-Дени и взял его без боя. Прибывший туда король не принял О. и затем ни разу ее не поднимал.

http://pravenc.ru/text/2581533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОЛЬ [лат., бретон., франц. Dol], г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г. Епископство до сер. IX в. Епископская кафедра Д. была основана свт. Самсоном († после 560), к-рый прибыл в Арморику после долгих странствий по Британии и Ирландии. Согласно Житию Самсона, святитель построил «честную обитель» (honorificum monasterium), к-рая стала центром его миссионерской и пастырской деятельности (Vita S. Samsonis. I 52). Преемником Самсона стал свт. Маглорий († ок. 586). Сохранились имена еще неск. епископов VI-IX вв., среди к-рых - святители Будок, Леухер и др. ( Duchesne. Fastes. Vol. 2. P. 249-274). На территории еп-ства существовали мон-ри, один из к-рых был основан прп. Иакутом, воспитанником свт. Будока. Др. мон-рь был основан прп. Рионом, о к-ром ничего не известно. Создание архиепископской кафедры В 845 г. бретон. правитель Номиноэ одержал победу над кор. зап. франков Карлом Лысым в битве при Баллоне. После этого правитель попытался ослабить франк. влияние в церковной сфере, освободив бретон. еп-ство от подчинения архиеп-ству Тур . Номиноэ послал к Римскому папе Льву IV прп. Конвойона , настоятеля мон-ря Ротон (совр. Редон), с просьбой сместить нек-рых бретон. епископов, виновных, по его словам, в симонии. Эти епископы были назначены кор. Карлом Лысым. Понтифик ответил, что дело должно быть разобрано на Соборе под рук. архиепископа Турского. Однако Номиноэ без участия архиепископа созвал Собор в Коэтлухе (близ совр. Редона, 848), на к-ром епископы Ванна, Кемпера, Сен-Поль-де-Леона и Д. были смещены с кафедр. Согласно «Нантской хронике», Номиноэ провозгласил епископа Д. митрополитом Бретани (Chronique de Nantes. 1896. P. 32-39). Еп-ства Ванн, Кемпер, Сен-Поль-де-Леон, Трегье, Сен-Бриё и Алет (совр. Сен-Серван-сюр-Мер, в черте г. Сен-Мало) были подчинены Д. Архиепископ Турский не признал определений Собора и созвал ответный Собор в Туре, осудивший действия бретонцев. В 850-851 гг. Номиноэ захватил города Ренн и Нант, но их епископы отказались подчиняться архиепископу Д. За это Нантский еп. Актард был изгнан.

http://pravenc.ru/text/178787.html

Аббатство Сен-Клеман было разрушено по приказу франц. полководца герц. Франциска Гиза при подготовке к защите Меца от войск имп. Карла V (1552-1553). До кон. XVIII в. на месте мон-ря (в совр. квартале Саблон) стоял памятный крест (в наст. время его точное расположение неизв.). Монахи переселились внутрь городских стен; в 1565 г. аббату Жану Жерардену была предоставлена усадьба в квартале Понтифруа. В 1630 г. мон-рь был включен в бенедиктинскую конгрегацию св. Витона и св. Хидульфа. Строительство зданий мон-ря началось в 1669 г.; по проекту Дж. Спинги возведена зальная церковь в стиле поздней готики, затем сооружен барочный фасад (1683-1737). В 1790 г. аббатство Сен-Клеман было упразднено, в зданиях устроены казармы. После закрытия бывш. монастырской церкви (1791) убранство храма было распродано или уничтожено, мощи К. и др. святыни утрачены. В 1846 г. в кафедральный собор в Меце была передана часть мощей К., сохранившаяся в ц. св. Мартина в г. Понт-а-Мусон ( Chaussier. 1847. P. 20). В 1855 г. здания аббатства Сен-Клеман были переданы иезуитам, которые открыли здесь коллеж; в 1860 г. состоялось освящение бывш. монастырской церкви. В наст. время в зданиях мон-ря размещается Региональный совет Лотарингии, церковь является приходской. В кафедральном соборе находится раннесредневек. трон, изготовленный из мраморной колонны; известный как «кафедра святого Климента», он используется в качестве епископской кафедры. Среди самых ранних изображений К.- печать аббатства Сен-Клеман (1300): святой представлен в епископском облачении с крылатым драконом у ног, на заднем плане - источник воды и амфитеатр. С поверженным драконом К. изображен на фреске в ц. св. Евхария в Меце (1523). На витраже XIX в. в капелле Девы Марии в кафедральном соборе К., поражающий дракона посохом, представлен со святыми Арнульфом и Хродегангом. На нек-рых изображениях К. дракон отсутствует (серия витражей Валентина Буша с образами св. епископов Меца в юж. трансепте собора, 20-е гг. XVI в.; витраж окна-розы в ц. Сен-Клеман, сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/1841341.html

Этот свет светит не только через Тома, но и через других героев, объединенных с ним сюжетом романа. Новым хозяином Тома становится богатый аристократ Огюстэн Сен-Клер с его очаровательной дочкой Евангелиной. Сен-Клер сначала предстает как будто скептиком, находящимся под влиянием идей французского Просвещения. Но вскоре оказывается, что под внешним его неверием и оппозиционностью к официальной религиозности скрывается чуткое, доброе, любящее и совестливое сердце. Его жена Мари — полная противоположность: набожная, старательно посещающая воскресные службы и в то же время крайне эгоцентричная в своих капризах и подозрениях. Мол, никто не понимает ее болезненных страданий и глубоких чувств, ну а негры — разве они способны на что-либо подобное? И вообще, как можно сравнивать ее чувства и чувства негров, которые к тому же все такие эгоисты! Однажды в один из воскресных дней между Мари и мужем возникает следующий разговор. Мари восхищается проповедником в церкви, который доказывал, что все разграничения в обществе созданы по воле Божьей, что различие между господами и рабами справедливо, ибо одним суждено от рождения повелевать, а другим повиноваться. Бесполезно возражать против рабства — ведь так убедительны доводы в его защиту, приводимые в Библии! «Нет, увольте! — сказал Сен-Клер. — То, о чем вы говорите, я с таким же успехом могу почерпнуть из газет, да еще выкурить при этом сигару, чего в церкви делать не дозволено». «Представьте себе на минутку, — говорил он в другой раз, — что цена на хлопок почему-либо упала раз и навсегда и рабовладение становится для нас обузой. Будьте уверены — соответственно с этим изменится и толкование библейских текстов! Церковь не замедлит прозреть истину, призвав на помощь здравый смысл и ту же Библию». В такой критике, конечно, немало справедливого — но то, что подразумевают здесь под Церковью люди, подобные Сен-Клеру, подлинной Церковью не является. Человек как винтик К сожалению, нередко в истории бывало так, что церковные проповедники, руководствуясь чисто земными интересами, озвучивали то, что определенные группы людей, прежде всего сильные мира сего, хотели от них услышать, вместо правдивого и нелицеприятного слова. И это касалось не только рабовладельческой Америки, но и России с ее крепостным правом. Демагогически используя текст Священного Писания, делая «нарезку» цитат, можно оправдать что угодно. Но по вопросу о рабовладении, как говорит Сен-Клер, двух мнений быть не может: «Плантаторы, которые богатеют на этом, священники, которые угождают плантаторам, и политиканы, которые видят в рабовладении основу своей власти, могут изощряться как им угодно, пускать в ход все свое красноречие и ссылаться на Евангелие, но истина останется истиной: система рабства есть порождение дьявола и служит лучшим доказательством того, на что сей джентльмен способен».

http://pravoslavie.ru/38253.html

Единственным элементом здания ц. Сен-Низье, существовавшего до XIV в., была небольшая крипта, в которой впоследствии хранились мощи св. Аунемунда; здесь были обнаружены фрагменты мраморной плиты с эпитафией еп. Сацердота. До перестройки в 1883-1884 гг. крипта имела центрический план и апсиды с каждой из 4 сторон (см.: Gouilloud. 1886. P. 170-177; Ma î tre L. Les premières basiliques de Lyon et leurs cryptes//Revue de l " art chrétien. Ser. 4. P., 1902. T. 13. P. 449-452). Ближайший аналог сооружения - крестообразный храм-усыпальница под ц. Сен-Лоран в Гренобле (VI в.). Предположительно в кон. XIV в. началось возведение новой ц. Сен-Низье в стиле поздней готики. О ходе строительства храма, в основном завершенного к сер. XVI в., сохранились отрывочные данные. План церкви (74×28 м) в упрощенной форме повторяет план лионского кафедрального собора: основная 3-нефная часть (6 травей) фланкирована рядами капелл вдоль боковых стен; просторная алтарная апсида с 2 боковыми капеллами примыкает непосредственно к трансепту (см.: Reveyron. 2005. P. 161-216). В источниках XV-XVI вв. упоминаются многочисленные капеллы и отдельные алтари, напр. капелла братства Тела Христова (1451) и капелла братства Св. Троицы (1486). С юж. стороны к церкви примыкали клуатр и помещения капитула (не сохр.). В 1562 г. ц. Сен-Низье, как и др. храмы Лиона, была разграблена гугенотами. В 1590 г. было завершено строительство зап. фасада с ренессансным порталом. Капитул существовал до 1790 г.; после захвата города войсками Национального конвента в 1793 г. церковь была закрыта и подверглась разорению. Храм был вновь освящен в окт. 1797 г., в нем размещалась кафедра «конституционного» епископа (до 1802). После завершения восстановительных работ между 1846 и 1856 гг. фасад храма перестроили в готическом стиле, тогда же была возведена юж. башня. Вероятно, гробница Н. была уничтожена гугенотами в 1562 г. В XVIII в. среди реликвий, хранившихся в ц. Сен-Низье, был фрагмент черепа святого. В день памяти Н. перед 1-й вечерней святыню торжественно выносили из ризницы и возлагали на главный алтарь для поклонения (Proprium Sanctorum Ecclesiae collegiatae et parochialis S. Nicetii Lugduni. Lugduni, 1739. P. 6). Реликвия была утрачена во время Французской революции (см.: Gouilloud. 1886. P. 168-169; Vachet. 1895. P. 655). В наст. время в церкви хранится частица мощей Н. (ср.: Meynis D. Notice sur les reliques des saints de l " Église de Lyon. Lyon, 1865. P. 35).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

Во Фрибуре уже в нач. XVII в. К. почитался в народе как святой; в городских архивах сохранилось неск. свидетельств жителей о чудесах, происходивших после обращения к нему с молитвами ( Waeber. 1942. S. 82-83; о др. чудесах см.: Boero. 1864. P. 391-465). Известно о споре между собором Сен-Никола, где был похоронен К., и принадлежавшей иезуитской коллегии ц. Сен-Мишель, которая заявила претензии на хранение останков К. Согласившись на перенесение останков, капитул собора заявил о желании оставить в качестве реликвий голову и ребро К. Лишь при посредничестве городских властей удалось достичь согласия: тело К. перенесли полностью, однако иезуиты дали обещание после офиц. канонизации К. вернуть в собор Сен-Никола часть его мощей (подробнее см.: Waeber. 1942. P. 83-99; Delgado. 2010. S. 289-290). Торжественная церемония перенесения останков К. в ц. Сен-Мишель состоялась 31 марта 1625 г. Последняя рекогниция мощей К. была проведена в 1942 г., когда их поместили в новый реликварий (скульптор М. Фёйа), представлявший собой статую К. в полный рост, и положили под центральным престолом ц. Сен-Мишель, где они находятся и поныне ( Waeber. 1942. S. 81; Schneider. 1968. Col. 812). Подготовка материалов для беатификации К. велась в XVII-XVIII вв. в неск. еп-ствах Швейцарии и Германии, с к-рыми была связана его жизнь (см.: Foresta. 2004. P. 292). В 1734 г. собранные материалы были переданы для изучения в Рим (мат-лы см.: Processus Beatificationis et Canonizationis. 1734-1739), однако рассмотрение дела сначала замедлилось, а потом вовсе прервалось в связи с запретом ордена иезуитов в 1773 г. Беатификационный процесс был возобновлен при папе Григории XVI (1831-1846), но вновь затянулся и завершился лишь во 2-й пол. XIX в. (см.: Boero. 1864. P. 484-493). В июле 1864 г. папа Римский Пий IX (1846-1878) подписал декрет о беатификации К. и объявил о ней в апостольском бреве «Qui contra Ecclesiam» от 2 авг. 1864 г. (текст см.: Ibid. P. 511-518). Торжественная месса в честь беатификации К. была совершена папой 20 нояб. 1864 г. (AAS. Vol. 17. P. 358).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Почитание св. Дионисия приобрело тесную связь с династией франк. королей Меровингов. Преемники Дагоберта I оказывали покровительство базилике св. Дионисия и считали святого своим небесным покровителем. Однако почитание Дионисия не распространилось на всю Галлию. Особое благоговение перед св. Дионисием испытывала нейстрийская ветвь потомков Дагоберта I, представители к-рой имели резиденции в окрестностях Паризиев. Нет сведений о почитании св. Дионисия австразийскими франками, в частности династией майордомов Пипинидов, получивших реальную власть во Франкском королевстве с кон. VII в. Со времен кор. Дагоберта I имя Дионисия упоминается в королевских грамотах о различных привилегиях, дарованных базилике и мон-рю св. Дионисия (Сен-Дени). Сохранившиеся дипломы Дагоберта скорее всего подложны (Gesta Dagoberti. 42//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 401-402), однако дипломы его сына кор. Хлодвига II являются подлинными ( Clodoveus. Ex Diplomate//PL. 71. Col. 1197-1200). В дипломе кор. Теодориха IV (724) кратко пересказано «Мученичество...» Дионисия. Руины базилики сщмч. Дионисия Ареопагита в Афинах. Ок. Х в. Руины базилики сщмч. Дионисия Ареопагита в Афинах. Ок. Х в. В «Деяниях Дагоберта», составленных в Сен-Дени, приведен сокращенный пересказ «Мученичества...», приписываемого свт. Венанцию Фортунату (Gesta Dagoberti. 3//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 401-402). В 754 г. папа Стефан II совершил коронацию Пипина Короткого в монастыре Сен-Дени, подчеркнув преемственность его власти от династии Меровингов. Перед смертью Пипин выразил желание быть погребенным в ц. Сен-Дени вниз лицом, в знак покаяния за прегрешения против Церкви своего отца Карла Мартелла. Почитание св. Дионисия в Риме Римский папа Стефан II, прибывший во Франкское королевство зимой 754 г., остановился в мон-ре Сен-Дени. Вскоре папа тяжело заболел, однако быстро поправился (Liber Pontificalis//PL. 89. Col. 979-981). Эти события описаны в «Послании папы Стефана», в к-ром его исцеление приписано чудесному явлению св. апостолов Петра и Павла и Дионисия.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Жан из Шатийона; франц. Jean de Châtillon] (1098, Блуа - 1.02.1163), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 1 февр.), еп. Алета и Сен-Мало (Бретань). Род. в семье, принадлежавшей к местной знати. В юности был принят в аббатство Бурмуайен близ Блуа, принадлежавшее регулярным каноникам конгрегации св. Виктора (викторинам). Ок. 1130 г. по просьбе Стефана I, гр. Пентьевра, И. вместе с 12 канониками был направлен в это графство, чтобы основать мон-рь Генган (в совр. деп. Кот-д " Армор), и был назначен 1-м аббатом обители. В 1144 г. И. был избран одновременно на епископские кафедры Трегье и Алет (ныне Сен-Серван-сюр-Мер, в черте г. Сен-Мало) и выбрал Алетское еп-ство. Прибыв в Алет, И. обнаружил, что город находится в упадке, бóльшая часть жителей перебралась на защищенный от вражеских нападений о-в Сен-Мало. Епископы также проживали на острове, несмотря на то что официально кафедра размещалась при соборе св. Петра в Алете. Ок. 1108 г. ц. св. Викентия на о-ве Сен-Мало была подарена еп. Иудикаэлем (Бенедиктом) аббатству Мармутье, что стало препятствием для И., к-рый намеревался при поддержке герц. Конана III (1112-1148) перенести епископскую кафедру в этот храм. Монахи Мармутье обратились за помощью к Римскому папе Луцию II (1144-1145), к-рый передал дело на рассмотрение комиссии из 3 франц. епископов. Решение в пользу Мармутье, вынесенное епископами, было утверждено папой, к-рый отказался принять И., явившегося в Рим, и лишил его кафедры. При поддержке мон. Генриха (архиепископ Реймсский в 1162-1175), сына кор. Франции Людовика VI, И. укрылся в монастыре Клерво и обратился с просьбой о помощи к Бернарду Клервоскому . Благодаря вмешательству последнего Римский папа Евгений III (1145-1153) назначил новую комиссию во главе с Гальфридом III (Жоффруа дю Луру), архиеп. Бордо, к-рый был известен как покровитель новых монашеских орденов - цистерцианцев , регулярных каноников и др.

http://pravenc.ru/text/469416.html

В VIII-X вв. в державу Каролингов было привезено множество рукописей из Италии, Испании, с Британских о-вов. Постепенно развивалось производство книг и на франк. территориях. В книжных собраниях были представлены библейские и богослужебные книги, сочинения отцов Церкви и др. церковных писателей, жития святых, сборники королевских капитуляриев, варварские правды, труды по грамматике, риторике, арифметике, астрономии, музыке, истории, географии, трактаты по архитектуре, медицине и военному делу, поэтические сборники, бестиарии и многое другое. В монастырских б-ках собирали и переписывали ветхие рукописи, что способствовало сохранению античного наследия (самые ранние известные рукописи с произведениями рим. писателей относятся в основном к каролингскому времени). Согласно сохранившимся описаниям (вероятно, неполным), в монастыре Райхенау в 822 г. было собрано 415, в Сен-Рикье в 831 г.- 256 кодексов. Во 2-й пол. IX в. в аббатстве Санкт-Галлен насчитывалось не менее 428, в мон-ре Лорш - 590 рукописей. В Х в. в Боббио хранилось 666, в Санкт-Эммераме в Регенсбурге - 513 кодексов. Сведений о составе б-к аббатств Флёри, Ферьер, Сен-Дени, Сен-Мартен в Туре, Сен-Реми в Реймсе, Корби, Фульда в наст. время нет, но их фонды вряд ли сильно уступали собраниям др. крупных монастырей и скорее всего несущественно отличались по составу. Большинство б-к кафедральных соборов были меньше монастырских. В IX в. в Кёльне насчитывалось примерно 107 книг, в Пассау - 40. В Реймсе их было ок. 100. Выделялась б-ка кафедрального собора Вюрцбурга (не менее 209 книг). Известно о довольно обширных персональных книжных собраниях представителей светской аристократии. Крупные собрания книг находились в распоряжении Карла Великого и Людовика Благочестивого. Одно из лучших «светских» книжных собраний IX в. принадлежало Карлу Лысому; оно включало неск. десятков сочинений по богословию, истории, агиографии и «свободным искусствам». Более 200 книг насчитывала коллекция Ангильберта, позднее подаренная им мон-рю Сен-Рикье.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Он обвиняет протестантизм в двух ересях. Первая заключается в следующем: «Я обвиняю протестантов в следующей ереси, что они приняли плохой культ». Религиозный голод душ скрашен всем, что создала человеческая цивилизация. Культ должен соединяться с поэзией, стены храмов должны быть украшены живописью, должна быть красивая архитектура. А он сделал прозаичными все христианские чувства, протестантизм, и в этом его первая ересь, что он не мог создать хорошего культа. Но протестантизм страдает и второй ересью, в том, что он не мог создать хорошей догмы. Первое стремление протестантизма найти истину позади не согласно с хорошей догмой, ибо христианство требует развития, а Лютер и протестанты исказили первоначальное христианство и не дали возможности развиться христианству, что хочет дать Сен-Симон. Он отмечает, что в этом стремлении искать истину позади протестанты не поняли, что завершением христианства явится идея общественности. И только когда христианство поставит себе целью улучшение материальное и духовное самого бедного класса общества, тогда это будет действенная религия и будет завершение христианства. Я вам привел нарочно несколько цитат из этой книги, чтобы вы видели те несомненные точки соприкосновения, которые сближают это новое христианство Сен-Симона с тем новым религиозным учением, выражением которого являются те речи, которые мы слышали в сегодняшнем и прошлом заседаниях. Поражает это сходство. Все эти основные идеи уже есть у Сен-Симона. Идея религиозной общественности, идея провозглашения прав плоти, идея соединения христианства с культурой, – все это мы находим у Сен-Симона, идея пророчества, которая требуется для того, чтобы новая идея вошла в жизнь. При известном игнорировании черт различия можно было бы подумать, что новая Церковь, к которой призывают тут, то же новое христианство, о котором говорил Сен-Симон. Но, господа, как ни велико сходство, не менее глубоко и различие. Дело в том, что представители нашего нового христианства, которых мы тут видим, подошли совершенно иначе к проблеме.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010