Однако во мн. случаях трудно однозначно установить, использовался ли артефакт для совершения таинства Крещения или лишь для хранения освященной воды (фиалы, водосвятные чаши и т. п.). В раннее средневековье распространяются передвижные, но чаще вмонтированные в пол каменные К. разнообразной формы, довольно грубо обработанные, с минимальным орнаментом (К., 8-угольная снаружи и крестообразная внутри, датируемая VI в., в базилике Рождества Христова в Вифлееме, к-рая изначально находилась над цистерной в алтарной части, но при крестоносцах была передвинута в юж. угол нефа; К. VII в. из базилики в Сон-Боу на о-ве Менорка, из раннехристианского комплекса в Мариане на о-ве Корсика; вестгот. К. 699 г. из ц. Сан-Хуан-Баутиста в Баньос-де-Серрато; меровингская К. в капелле Сен-Фридолен близ Шакнека (коммуна Азельбур, Лотарингия, Франция); К., вероятно IX в., возле ц. Сен-Марк-Сент-Агат в Сен-Марк-а-Лубо (деп. Крёз, Франция); К. VI-VIII вв. в ц. св. Стефана в Олд-Радноре (графство Поуис, Уэльс)). Известны случаи использования изделий, изначально не предназначавшихся для совершения христианского таинства (напр., галло-рим. мраморная ванна в соборе Сен-Морис в Анже, которая была привезена из Прованса и использовалась как К. до кон. XVII в.; похожая ванна из порфира, датируемая IV в., находится в мецском соборе св. Стефана; т. н. К. Хлодвига, подаренная кор. Дагобертом I аббатству Сен-Дени, ныне хранится в Лувре; барабан колонны языческого храма Минервы в приходской ц. Сен-Морис в Барру; саркофаг IV в. в соборе (ныне ц.) Сен-Трофим в Арле; к поздним примерам относится рим. языческий алтарь Юпитера Высочайшего, обнаруженный в 1827 во дворе ц. Сент-Джайлс в Чоллертоне (графство Нортамберленд) и переделанный в К.; подобные случаи известны и в правосл. мире: в ц. Св. Софии в Аркасе на о-ве Карпатос в качестве К. используется древнегреч. сосуд с изображением 9 муз). На Западе Дальнейшая эволюция К. на Западе связана, с одной стороны, с тем, что таинство Крещения стали совершать регулярно не только в крупных епископских центрах, но и в приходских церквах, в которых не было монументальных баптистериев. С другой стороны, распространение христианства в странах с холодным климатом привело к появлению К. небольших размеров, которые проще наполнять водой (в т. ч. подогретой при необходимости крещения грудных младенцев). В наставлениях для приходских священников указывалось, что в каждой церкви должна быть каменная К., а если такой нет, то любой подходящий сосуд (vas), который не будет использоваться для иных нужд, кроме совершения крещения ( Amiet R. Une «Admonitio synodalis» de l " époche carolingienne//Mediaeval Studies. Toronto, 1964. Vol. 26. P. 57).

http://pravenc.ru/text/2462263.html

Реликварий с мощами св. Иудикаэля. 2-я пол. XV в. (приходская церковь в Пемпоне) С нач. X в. до сражения при Тране (939) Бретань подвергалась разрушительным нападениям норманнов и страдала от междоусобиц правителей. Прелаты и монашествующие переселялись во внутренние области Франции, увозили мощи святых и др. реликвии. В этот период монастырь св. Мевенна, как и мн. др. обители, фактически прекратил существование. Реликвии святых Мевенна и И. были вывезены во Францию, однако сведения источников противоречивы. Согласно «Бретонской хронике», где это событие датировано 919 г., мощи св. Мевенна были помещены в мон-ре св. Флорентия (Сен-Флоран-ле-Вьей), а мощи И.- в монастыре св. Иовина (Сен-Жуэн-де-Марн) в обл. Пуату. Возвращение мощей св. Мевенна в хронике датировано 1074 г. В XVII в. Альбер Ле Гран утверждал, что реликвии святых были вывезены в 878 г. в мон-рь Сен-Жуэн-де-Марн. Согласно «Истории св. Флорентия Сомюрского» (XIII в.), мощи Мевенна и И. были первоначально вывезены в обл. Пуату, а при аббате Роберте († 1011) их поместили в монастыре Сен-Флоран в Сомюре (Chroniques des églises d " Anjou/Éd. P. Marchegay, É. Mabille. P., 1869. P. 261). О мощах Мевенна и И., хранившихся в кон. XI в. в Сомюре, упоминается в картулярии мон-ря Сен-Флоран (см.: Jankulak. 2000. P. 158). Тем не менее в 1130 г. в аббатстве Сен-Жуэн-де-Марн были обретены мощи святых, перенесенные во время нашествий норманнов, среди них - мощи И. ( Lerosey A.-L. Ension ou Saint-Jouin-de-Marnes. Poitiers, 1906. P. 55, 71). В «Хронике Сен-Бриё» (кон. XIV в.) утверждается, что мощи И. хранились во Фландрии (Chronicon Briocense: Chronique de Saint-Brieuc/Éd. G. Le Duc, C. Sterckx. Rennes, 1972. Vol. 1. P. 124-125). Широкое распространение почитания И. в Бретани и окончательное формирование агиографической традиции святого связаны с возрождением аббатства Сен-Меэн (1-я четв. XI в.). Согласно акту утверждения земельных владений мон-ря (1024), восстановление обители началось в 1008 г. по инициативе герц. Бретани Алана III и членов его семьи. Герцог пригласил в мон-рь общину бенедиктинцев во главе с Хинветеном, аббатом мон-ря Сен-Жакю-де-ла-Мер. Построенная герцогом церковь аббатства Сен-Меэн была освящена во имя Девы Марии, св. Мевенна и И. (Recueil d " actes inédits des ducs et princes de Bretagne (XIe, XIIe, XIIIe siècles)/Éd. A. de La Borderie. Rennes, 1888. P. 3-6).

http://pravenc.ru/text/1237777.html

Поскольку мне было так трудно найти кого-нибудь, с кем я мог бы говорить о преп. Романе и его монастыре, я решил поехать в какое-нибудь из близлежащих мест, о которых ты мне писал. Следующая остановка была Сен-Лупикин. Похоже, что место, где был расположен монастырь преп. Романа, было не очень пригодно для земледелия, и по мере роста братии необходимо было находить другие места, чтобы выращивать что-либо на пропитание. Одним из таких мест и было современное село Сен-Лупикин, названное в честь брата преп. Романа. Преп. Лупикин жил, в основном, в этом монастыре, основанном для того, чтобы обеспечивать пропитанием главный монастырь. Деревня эта расположена недалеко от Сен-Клода, но земля там разная, и местность вокруг Сен-Лупикина кажется определенно более подходящей для земледелия. Сен-Лупикин – сонное село. Главное здание в нем – церковь , которая кажется довольно старой, хотя я не стал бы гадать о ее возрасте. Передняя дверь ниже уровня улицы. В облике самой церкви нет ничего примечательного, но я был очень рад узнать, что мощи преп. Лупикина сохранились там и покоятся под боковым приделом. Я помолился и перед сими мощами. Недалеко от церкви стоит в переулке дом сельского священника. Думаю, что здание это было когда-то частью монастыря. Мне удалось найти священника, и мы смогли поговорить, так как он немного говорил по-немецки. Он был очень любезен. Я рассказал, зачем сюда приехал, чего ищу, и он объяснил мне, как найти село Сен-Роман. Также он рассказал мне о гроте св. Анны, расположенном рядом с Сен-Клодом. Этот священник (тоже одетый в мирское платье) сделал одно замечание, которое показалось мне точным. Он сказал, что в Православной Церкви почитание святых велико, среди протестантов его вообще нет, а римские католики где-то посередине. Он заметил, что о церкви в Сен-Лупикине скоро выйдет брошюра с иллюстрациями. От Сен-Лупикина мы проехали около пяти километров до села Сен-Роман. Около села на скале, глядящей на речную долину, есть маленькая часовня. Она стоит прямо у края обрыва.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Некоторые из этих предместий имели довольно важное значение. Например, начиная от Турнель, предместье Сен-Виктор с его одноарочным мостом через Бьевр, с его аббатством, в котором сохранилась эпитафия Людовика Толстого – epitaphium Ludovici Grossi, с церковью, увенчанной восьмигранным шпилем, окруженным четырьмя колоколенками XI века (такой же точно можно видеть и до сих пор в Этампе, его еще не разрушили); далее – предместье СенМарсо, уже имевшее в то время три церкви и один монастырь; еще дальше, оставляя влево четыре белые стены мельницы Гобеленов, можно увидеть предместье Сен-Жак с чудесным резным распятием на перекрестке; потом – церковь Сен-Жак-дю-Го-Па, которая в то время была еще готической, остроконечной, прелестной; церковь Сен-Маглуар XIV века, прекрасный неф которой Наполеон превратил в сеновал; церковь НотрДам-де-Шан с византийской мозаикой. Наконец, минуя стоящий в открытом поле картезианский монастырь – роскошное здание, современное Дворцу правосудия, с множеством палисадничков, и пользующиеся дурной славой руины Вовера, глаз встречал на западе три романские стрелы церкви Сен-Жермен-де-Пре. Позади этой церкви начиналось Сен-Жерменское предместье, бывшее в то время уже большой общиной и состоявшее из пятнадцати – двадцати улиц. На одном из углов предместья высилась островерхая колокольня Сен-Сюльпис. Тут же рядом можно было разглядеть четырехстенную ограду Сен-Жерменской ярмарочной площади, где ныне расположен рынок; затем – вертящийся позорный столб, принадлежавший аббатству, красивую круглую башенку под свинцовым конусообразным куполом; еще дальше – черепичный завод и Пекарную улицу, ведшую к общественной хлебопекарне, мельницу на пригорке и больницу для прокаженных – домик на отлете, которого сторонились. Но особенно привлекало взор и надолго приковывало к себе аббатство Сен-Жермен. Этот монастырь, производивший внушительное впечатление и как церковь и как господское поместье, этот дворец духовенства, в котором парижские епископы считали за честь провести хотя бы одну ночь, его трапезная, которая благодаря стараниям архитектора по облику, красоте и великолепному окну-розетке напоминала собор, изящная часовня во имя божьей матери, огромный спальный покой, обширные сады, опускная решетка, подъемный мост, зубчатая ограда на зеленом фоне окрестных лугов, дворы, где среди отливавших золотом кардинальских мантий сверкали доспехи воинов, – все это сомкнутое и сплоченное вокруг трех высоких романских шпилей, прочно утвержденных на готическом своде, вставало на горизонте великолепной картиной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

M. Gaillard. P., 2006). Конфликт между мон-рями обострился во время спора о принадлежности мельниц на р. Сей, недалеко от амфитеатра и ц. Сен-Пьер-оз-Арен. Монахи аббатства Сен-Клеман, которому принадлежала церковь и земли вокруг амфитеатра, отказывали насельникам монастыря Сент-Арнуль в праве строить на реке мельницы. В связи с имущественным спором монахи Сен-Клемана уделяли особое внимание владельческим правам на ц. Сен-Пьер-оз-Арен, подчеркивая, что храм был основан К., изгнавшим из амфитеатра ядовитых змей и т. о. сделавшим окрестные земли пригодными для жизни. Права насельников мон-ря Сен-Клеман на церковь были подтверждены Римскими папами Каллистом II (в 1123) и Иннокентием II (в 1139). Вероятно, в 20-х гг. XII в. в мон-ре была составлена фальшивая грамота еп. Хериманна, датированная 2 мая 1090 г., в к-рой подробно говорится о правах и владениях обители (возможно, грамота основана на подлинном, но сильно интерполированном документе; изд.: M ü sebeck E. Zoll und Markt in Metz in der ersten Hälfte des Mittelalters//Jb. der Gesellschaft für lothringische Geschichte und Altertumskunde. 1903. Bd. 15. S. 24-29). В 1130 г. грамота была подтверждена еп. Этьеном де Баром ( Picard. 1998. P. 373; Chazan. 2004. P. 34-35, 38; Eadem. 2006. P. 185-186). В то же время монахи аббатства Сен-Клеман, добивавшиеся основания прихода при ц. Сен-Пьер-оз-Арен, вступили по этому поводу в конфликт с соборным капитулом ( Chazan. 2006. P. 180-183; Hari. 2010. Vol. 1. P. 421-424). С разногласиями монахов и соборных каноников связано создание в аббатстве Сен-Клеман 3-го Жития К. (30-е гг. XII в.; не изд.). При его составлении использовались сведения из 1-го и 2-го Житий, хотя упоминания о строительстве К. храма на месте аббатства Горце отсутствуют. В 3-м Житии впервые сообщается об основании К. городской ц. св. Петра, к-рая якобы была древнейшим соборным храмом (по-видимому, подразумевалась ц. Сен-Пьер-ле-Мажёр, входившая в ансамбль кафедрального собора). Согласно Житию, еженедельное посещение ц.

http://pravenc.ru/text/1841341.html

Сен.12 Русская православная церковь участвует в жизни государства и получает от него поддержку ровно в той мере, в которой это нужно Русская православная церковь оказывает недостаточное влияние на жизнь страны и получает от государства недостаточную поддержку Русская православная церковь оказывает избыточное влияние на жизнь страны и получает от государства избыточную поддержку затрудняюсь ответить   ПОДДЕРЖАЛИ БЫ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСИЛИТЬ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ? Сен.12 Определенно да Скорее да Скорее нет Определенно нет Затрудняюсь ответить   ПОДДЕРЖАЛИ БЫ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВВЕСТИ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ПОПРАВКУ, УСТАНАВЛИВАЮЩУЮ НАКАЗАНИЕ ЗА ДЕЙСТВИЯ БОГОХУЛЬНОГО ХАРАКТЕРА? Сен.12 Определенно да Скорее да Скорее нет Определенно нет Затрудняюсь ответить   ПОДДЕРЖАЛИ БЫ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВВЕСТИ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ПОПРАВКУ, УСТАНАВЛИВАЮЩУЮ НАКАЗАНИЕ ЗА ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В АДРЕС ПЕРВЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВА? Сен.12 Определенно да Скорее да Скорее нет Определенно нет Затрудняюсь ответить   КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СОТРУДНИЧАЛО ЛИ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА РУКОВОДСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С КГБ СССР? Сен.12 Определенно да Скорее да Скорее нет Определенно нет Затрудняюсь ответить   КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СОТРУДНИЧАЕТ ЛИ СЕЙЧАС РУКОВОДСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ФСБ РОССИИ? Сен.12 Определенно да Скорее да Скорее нет Определенно нет Затрудняюсь ответить   ВЫ БЫ СОГЛАСИЛИСЬ С ТЕМ, ЧТО ТОЛЬКО В ОБРАЩЕНИИ К РЕЛИГИИ, К ЦЕРКВИ ОБЩЕСТВО МОЖЕТ НАЙТИ СЕЙЧАС СИЛУ ДЛЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ СТРАНЫ? авг.94 апр.97 авг.03 сен.12 Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить   ВЫ БЫ СОГЛАСИЛИСЬ С ТЕМ, ЧТО СЕЙЧАС МНОГИЕ ЛЮДИ ХОТЯТ ПОКАЗАТЬ СВОЮ ПРИЧАСТНОСТЬ К ВЕРЕ И ЦЕРКВИ, НО МАЛО КТО ВЕРИТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ? авг.94 дек.97 апр.97 авг.03 сен.12 Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить   ВЫ БЫ СОГЛАСИЛИСЬ С ТЕМ, ЧТО В ТРУДНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ РОССИИ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСАЛА СТРАНУ, И СЕЙЧАС ОНА ДОЛЖНА ЭТО СДЕЛАТЬ СНОВА? авг.94 авг.03 сен.12 Согласен

http://pravmir.ru/rossiyane-o-religii-i-...

1884 год. 2 генваря нового стиля. Здоровье было хорошее, погода тоже; ушел гулять, за неименьем идти к кому, и прошлялся и проездил до одиннадцати. Беда в эти праздники, когда дома отвратительно быть – не дают покоя поздравлениями, а пойти не к кому. Проехал по большой улице в Сиба, с А[?] долго смотрел. Когда вернулся домой, пришел о. Анатолий, приехавший из Оосака. Как же он прокис! Ни к чему не годен! Все опротивело ему. И не только японское, но и все. Свидетельство этому было замечательное. Начал я ему рассказывать о визите Пуля, аглицкого бишопа, но в самом интересном месте, когда я только было разошелся в рассказе, да и шла самая суть («признает ли Вселенская Церковь нашу евхаристию?»), пришел Оогое, очевидно, на минутку, по делу, но о. Анатолий обрадовался случаю улизнуть от меня и ушел, не поинтересовавшись продолжением рассказа – разительно! Кажется, с него проку больше ждать нельзя. После завтрака отдыхал, гулял и был весь день дома.   Расходы сегодняшнего дня: На извозчика 50 сен. Пришедшим с поздравлением детям о. Павла Сато, троим по 20 сен – 60 сен. 2-м певчим девочкам, вчера не бывшим 80 сен. Всего: 1 ена 90 сен.     1885 год. Генварь 1-го дня нового стиля. Легкомысленно встретил Новый год, и расположение духа было легкое и мирное, совсем не такое тяжелое и скверное, как в прошлом году в это время. Не знаю, принимать ли это за хороший или дурной знак для наступающего года. Конец года покажет. Вчера была всенощная, о. Сато с Романом служили. Сегодня в восемь часов обедня, за которой я сказал проповедку о том, что за прошедшее нужно благодарить, что мы еще видим свет и так далее, а будущее неизвестно, поэтому нужно просить руководства, как во тьме. Приобщалось человек 20, а потом о. Сато отслужил благодарственный молебен. После службы певчие пропели у меня тропари из благодарственного молебна.   Получили певчие по 40 сен. Причетники все тоже по 40 сен. Прочие ученики Семинарии, Катехизаторской школы и ученицы по 20 сен. Слуги главные: Никанор, Алексей, Василий, Лука, Захарий, Никита, Андрей по 1 ене 50 сен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

    Скан Patrologia Latina 194     PL 195: Экберт (аббат Шёнау); Элред (аббат Риво); Генрих Хантингдонский; Вольберо (аббат св. Панталеонта)     Скан Patrologia Latina 195     PL 196: Рихард Сен-Викторский; Гильдуин (аббат Сен-Викторский); Ахард (аббат Сен-Викторский); Эрвизий (аббат Сен-Викторский); Гварин (аббат Сен-Викторский); Одо Сен-Викторский; Годфрид Сен-Викторский; Адам Сен-Викторский; Иосцелин (епископ Турский); Генрих Зальцбургский; Генрих (архиепископ Реймсский); Гуго (епископ Суассонский); Николай (монах Арематский)     Скан Patrologia Latina 196     PL 197: Хильдегарда Бингенская     Скан Patrologia Latina 197     PL 198: Адам Скот; Годфрид Витербский; Пётр Коместор     Скан Patrologia Latina 198     PL 199: Иоанн Солсберийский; Иоанн Корнуолльский; Гвихард (архиепископ Лионский); Пётр (кардинал); Рожер (аббат Орлеанский)     Скан Patrologia Latina 199     PL 200: Александр III (папа римский)     Скан Patrologia Latina 200     PL 201: Арнульф (епископ Лизьё); Гийом (архиепископ Тирский); анонимный продолжатель Гийома Тирского; Луций III (папа римский); Алан Осерский; Пётр (аббат Клерво); Эмерик (патриарх Антиохийский)     Скан Patrologia Latina 201     PL 202: Иоанн Белет; Гуго Этериан; Пётр (епископ Шартрский); Жильбер Фолио (епископ Лондонский); Роберт (аббат Ториннейо); анонимная «Хроника св. Михаэля в опасном море» (421—1154, две редакции); Урбан III (папа римский); Григорий VIII (папа римский)     Скан Patrologia Latina 202     PL 203: Филипп Арвенг     Скан Patrologia Latina 203     PL 204: Ренье Сен-Лоранский из Льежа; Генрих из Кастро-Марсиако; Балдуин (архиепископ Кентерберийский); Бонакурс; Бернард (аббат Фонт-Клод); Генрих из Сеттимелло; Лаборант (кардинал); Лаврентий из Льежа; анонимные «Анналы св. Витона Верденского»; Стефан из Мурето; Стефан из Лициако; Пётр Бернард; Герард Итерий; Гийом Дандина; Эрменгауд; Климент III (папа римский)     Скан Patrologia Latina 204     PL 205: Пётр Кантор; Гийом (архиепископ Реймсский); Гарнерий (епископ Лангрский); Жоффруа де Бретёй; Мавриций из Сюлли (епископ Парижский); Одо (епископ Тульский); Александр (аббат Жюмьежский); Геральд (епископ Каорский); Матфей Вандомский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Несмотря на отсутствие у исследователей единого мнения о датировке Жития И. и лит. истории произведения, можно считать, что Житие было составлено в XI-XII вв. по инициативе бенедиктинцев из мон-ря Сен-Меэн, заинтересованных в распространении почитания И. Память святого под 17 дек. значится в сакраментарии XI в., к-рый предположительно использовался в мон-ре Сен-Меэн (Paris. lat. 11589; Duine. 1922. P. 23-33). В 1130 г. из аббатства Сен-Жуэн-де-Марн были перенесены мощи И., к-рые поместили в каменной гробнице в монастырской церкви. Согласно календарю, включенному в обитуарий аббатства Сен-Меэн (XVI в.), в мон-ре праздновались память И. (17 дек.) и перенесение мощей святого (12 авг.), а также память св. Уриеллы (1 окт.) и св. Иудока (13 дек.), к-рые считались сестрой и братом И. (Ibid. P. 198-201). В 1640 г. гробница И. была открыта, мощи святого поместили в раку. К 1646 г. в ризнице мон-ря хранились серебряные реликварии с головой и рукой И. Реликварий для руки И. был подарком Франциска II, герц. Бретани (1458-1488), и его жены Маргариты де Фуа. В 1790 г. аббатство Сен-Меэн было закрыто, мощи И. (кроме руки) утрачены. В XII в. центром почитания И. наряду с аббатством Сен-Меэн стал мон-рь Пемпон, основанный, по преданию, святым. Во время вторжения норманнов обитель пришла в упадок; восстановлена в XII в. как приорат аббатства Сен-Меэн. Ок. 1200 г. по инициативе приора Туаля мон-рь получил независимость и приобрел статус аббатства, монахи приняли устав августинских регулярных каноников. В XIII в. сооружена монастырская ц. Богоматери (сохр. готический портал), перестроенная в XV в. по указанию аббата Оливье Гюйо (1407-1452). Тогда же в храме установили статуи Богоматери Пемпонской, святых Мевенна и И. В 1649 г. мон-рь вошел в состав парижской конгрегации св. Геновефы, после чего были построены новые здания обители. В годы Французской революции (1789-1799) мон-рь был закрыт, при церкви образован приход во имя И. (Сен-Жюдикаэль-ан-Броселианд). С нач. XIX в. в церкви хранится серебряный реликварий с костью руки И., происходящий из аббатства Сен-Меэн.

http://pravenc.ru/text/1237777.html

2005. P. 331-337; eadem. 2012; eadem. Le site archéologique de l " abbaye//Archéothéma. 2014. P. 24-36; eadem. Archéologie du site abbatial (des origines au Xe siècle)//L " abbaye... 2015. Vol. 1. P. 59-109). В IX в. монашеская община Агона была преобразована в капитул секулярных каноников; к этому времени относится полная перестройка монастырских зданий. Сначала капитул возглавлял епископ Сьона (Зиттена), а с сер. IX в.- светский аббат. В 888 г. в Агоне состоялась коронация Рудольфа I, гр. В. Бургундии и аббата мон-ря, к-рый провозгласил себя кор. Бургундии. Преемники Рудольфа I также были светскими аббатами Агона, мон-рь служил одной из королевских резиденций. В 1128 г. по указанию Амедея III, гр. Савойи, аббатство было передано регулярным каноникам-августинцам, к-рым обитель принадлежит до наст. времени (с 1993 имеет статус территориального аббатства; подробнее см. ст. Сен-Морис-д " Агон ). Мч. Маврикий (вверху); поклонение волхвов. Скульптура в тимпане юж. врат ц. мч. Маврикия в г. Сен-Морис (Эльзас). XIV в. Мч. Маврикий (вверху); поклонение волхвов. Скульптура в тимпане юж. врат ц. мч. Маврикия в г. Сен-Морис (Эльзас). XIV в. В Галлии распространение почитания М. и пострадавших с ним мучеников относится к V-VI вв. Согласно Житию Юрских отцов (нач. VI в.), в сер. V в. св. Роман , основатель монастыря Кондат (ныне Сен-Клод), совершил паломничество в Агаун, чтобы поклониться мощам мучеников (Vie des Pères du Jura/Éd. F. Martine. P., 1968, 20042. Р. 286-288. (SC; 142)). Известно о реликвиях мучеников (частицы мощей, прах с могил или предметы, освященные на гробницах), хранившихся в различных церквах и мон-рях Галлии. Так, в кон. VI в. реликвия М. хранилась в Туронах (ныне Тур). По свидетельству Григория Турского, Агаунский мон-рь был известным местом паломничества, там совершались чудеса ( Greg. Turon. Glor. martyr. 75). Некая женщина безутешно оплакивала кончину сына, которого она отдала на обучение в мон-рь в Агауне. Однажды в ночном видении ей явился М. и пообещал, что всякий раз, приходя на богослужение в мон-рь, женщина будет слышать голос сына среди голосов певчих.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010