Епископ Иоанн Валий родился 1837 г. в с. Венчелло (ныне Саболч-Сатмарской-Берегской жупы) в Венгрии. Учился в Дебрецене, Ужгороде, Великом Варадине, Вене. В 1865 г. рукоположен в священники епископом Иосифом Гагенцом. С 1869 г. – доктор богословия. С 1870 г. – префект Ужгородской духовной семинарии, впоследствии профессор истории и канонического права. В 1873 г. назначен советником Святого Престола, а 1878 г. мукачевским титулярным каноником. В 1883–1911 гг. – епископ Пряшевской греко-католической епархии. См.: Váli Jan (Valij)//Slovenský biografický slovník (od roku 833 do roku 1990). IV. Zväzok T-Z./Vladimír Miná. Martin: Matica slovenská, 1984. S. 215; Šturák P.Biskup Dr. Ján Vályi (1837–1911)// http://grkatpo.sk/?jan_valyi; Д-ръ Вальи, епископъ 1891. 20. С. 233–235. Archív Gréckokatolíckeho Biskupstva v Prešove (далее – AGBP). Prezidiálne spisy. Inv. . 40. Rok: 1893. Signatúra: neuved. «Свет» – выходящая раз в две недели газета для православных русинов в США, Канаде и Бразилии (1897–1899), впоследствии – орган «русских православных братств в Америке» (1900) и православных обществ взаимопомощи в США (1901–1910). Выходила с апреля 1897 г. по 1914 г. – в Олд-Фордже, Бриджпорте, Филадельфии и других городах, с 1901 г. – в Нью-Йорке. Издатель и редактор – отец Г. Грушко, с 1901 г. – В. Туркевич. Свет. 1900. 8 (21) апреля. С. 2. AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. . 49. Rok: 1903. Signatúra: 42. Докум. от 20.09.1901 г. Ibid. Ibid. К тому времени епископом в Будапеште был Лукиан (Богданович) Он родился 1867 г. в г. Байя. Учился в Байе, Сремских Карловцах, Эгере. Пострижен в монашество в 1891 г., архимандрит монастыря Вознесения Христова в Беочине (Воеводина). С 1892 г. – епископ Будимский. С 1908 г. избран Сербским (Карловацким) патриархом. Погиб в 1913 г. Обращение крестьян к епископу в Будапеште вызвано тем, что в пределах Австро-Венгрии действовала Карловацкая митрополия. Ее основание относят к 1690 г. В 1710 г. Сербская Православная Церковь признала автокефалию Карловацкой митрополии, а после революционных событий 1848–1849 гг. ее статус был повышен до патриархии. Будимская (Будапештская) епархия была одной из семи в рамках данной церковной общины. См.: Скурат К. История Поместных Православных Церквей: В 2-х ч. М., 1994. Ч. 1. С. 114.

http://pravoslavie.ru/56626.html

Гонения на евреев в арабских странах трудно объяснить ненавистью к Израилю. Исламисты часто повторяют, что их борьба – против «сионистских оккупантов», а не иудеев, «людей Писания». Но можно ли этому верить? Оставшиеся в мусульманских государствах иудеи, как правило, разделяют негативное отношение к еврейскому государству. Именно этим объясняется их отказ покинуть родину, несмотря на настороженное отношение к ним мусульманского большинства. Более того, в странах Востока, где сохранились ортодоксальные иудейские общины, прежде всего в Иране и Йемене, уже давно действуют еврейские антисионистские организации. Самая влиятельная и мощная из них – движение сатмарских хасидов, штаб-квартира которых находится в Нью-Йорке. Известно, что раввин Моше Нагари был как раз представителем этого ультраортодоксального иудейского течения, как и вообще большинство нынешних евреев Йемена. Само название «сатмары» дано по венгерскому местечку Сате Маре (по иронии судьбы оно переводится как сугубо христианское – Санта Мария), отсюда происходит династия сатмарских адморов – духовных лидеров. Сатмары наиболее последовательно отвергают сионистскую идеологию как противоречащую Божественным замыслам. Проживая в большом количестве в Израиле, они не принимают гражданства и игнорируют законы еврейского государства. Но что общего у выходцев из Восточной Европы с обитателями юга Аравийского полуострова? «Вот уже лет тридцать в отношении евреев, живущих в Йемене, идет работа, препятствующая их эмиграции в Израиль, – поясняет раввин Арон Гуревич, хорошо знакомый с мировоззрением сатмарских хасидов. – Я наблюдал умонастроения выходцев из Йемена в израильском городе Реховоте, где они компактно проживают, подвергнутые сионистской пропаганде. Достаточно печальная картина. Государственная задача – раскатать всех катком в одну нацию. Йеменское еврейство – уникальное явление. Появление там эмиссаров из Нью-Йорка понятно. Их задача – не дать подменить религиозные ценности, сохранившиеся здесь почти в средневековой чистоте, на фетиш национального государства. Сатмары и сами хотят сохранить тот старый мир европейского еврейства, который был до Холокоста, и в консервативных общинах Востока видят своих единомышленников».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Напомним, что при захвате террористами еврейского религиозного центра в Мумбаи в ноябре прошлого года среди прочих был взят в заложники, а затем убит сатмарский раввин Арье Лейбиш Тейтельбойм. Когда тело убитого было доставлено в Израиль, его родные запретили проводить государственную траурную церемонию. «Зачем пытаться делать из него государственный символ, если он не признавал Израиль?» – гневно заявила семья погибшего. Даже в горе многочисленная семья раввина не пожелала ни на йоту отступиться от своих антисионистских убеждений. Наконец, широко известно, что на демонстрациях против Израиля среди арабских «арафаток» можно часто заметить черные шляпы и длинные пейсы непримиримых хасидов. Тем не менее исламские радикалы атакуют евреев вне зависимости от их отношения к «оккупантам». Даже наоборот, иногда преследуя тех, кто разделяет их ненависть к еврейскому государству. Особенно это касается группировок, принадлежащих к так называемой «международной террористической сети». Эту установку подчеркивает второе наименование «Аль-Каиды» – «Международный фронт борьбы с евреями и крестоносцами». Лидеры «международного джихада» неоднократно призывали своих приверженцев преследовать евреев по всему миру: мужчин убивать, а женщин и детей забирать в рабство, как будто для них ничего не изменилось в мире с пятого года Хиджры, когда Мухаммед одолел еврейское племя Бану Курайза. Умеренные деятели ислама, такие как известный мусульманин из Швейцарии Тарик Рамадан, желая представить ислам как «религию мира», указывают на предписанное Кораном терпимое отношение к «людям Писания». Радикалы находят оправдание своей ненависти к евреям также в священных текстах ислама. Противоречия в традиционном отношении ислама к иудеям мы попросили прокомментировать ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, профессора Тауфика Ибрагима. «В своей борьбе против Израиля исламисты не выдвигают на первый план богословские аргументы, – говорит Тауфик Ибрагим. – Они заменены чисто политическими обвинениями против израильтян в том, что те оккупанты. Хотя надо отметить, что при этом они ориентируются на мусульманскую аудиторию, а у мусульман в глубине души живет чувство, что иудеи отошли от истинной веры, обида на то, что они не ответили на призыв Пророка Мухаммеда принять ислам».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

- Поймите меня правильно: бруклинская свадьба – это вовсе не протест. Она произошла в общине сатмарских хасидов – очень закрытом сообществе, которое живет в своем небольшом районе, постоянно контактирует друг с другом и очень мало – с окружающим миром. Во время первой волны коронавируса там было заражение едва ли не на порядок больше, чем в окрестных местах. Соответственно, большинство переболело и получило иммунитет. Вот и решили - с нами уже ничего плохого не случится, значит, можно радоваться и праздновать! Что касается штрафа – это дело властей. Я думаю, что, если таким образом власти хотели преподать урок другим группам людей, – такое решение понятно и даже, наверное, оправдано. - Как в целом изменилась жизнь иудейской общины в уходящем году в связи с коронавирусом, какие напутствия на 2021 год могли бы вы дать читателям? - Жизнь изменилась очень серьезно. Поймите, сама идея общины заключается в том, что люди общаются! Синагога на нашем языке называется " бейт-кнесет " - то есть, буквально " дом собраний " ! И вдруг – большинство контактов становятся невозможными, нельзя собираться, даже чтобы отметить субботу или праздник! Мы, естественно, стараемся компенсировать утраченное, в том числе используя современные технологические возможности. Стали более активно использовать интернет – проводим онлайн лекции, встречи, даже концерты. В результате даже пожилые люди стали заядлыми " юзерами " – как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А еще мы начали по субботам рассылать продуктовые подарки. В первую очередь, тем, кто на карантине, пожилым людям, многодетным семьям, тем, кто лишился заработка. Рассылаем также лекарства, молитвенники, книги Торы – люди чувствуют, что они не одиноки, что община помнит о них, помогает пережить тяжелые дни. Многие не могут пойти в синагогу – мы стараемся им помочь, чтобы превратить каждый еврейский дом в маленькую синагогу! Бог послал испытание – но, если мы себя правильно ведем, Он помогает нам это испытание преодолеть и выйти из него еще более сильными, более дружными, более солидарными!

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Воссоединение Руси, которому положены были начала в XV–XVI веке, началось уже тогда, когда наречия русские определились в своих особенностях, каждое с своим независимым характером, когда несколько различных оттенков языка в разных краях получили не только значение литературное, но и политическое и даже отчасти религиозное. Разрознение местных партий не помешало воссоединению частей русского народа, как не мешало и нигде, если воссоединение происходило еще вовремя и утверждалось на единстве воспоминаний и верований; напротив, оно дало более простора развитию народного духа и обещает еще многое для нашей народной образованности и умственной, и общественной. Основываясь на таком взгляде на наше прошедшее и на качествах местных наречий наших, я разделяю народный русский язык географически, в его древней области, на два главные отдела: северно-русский и южнорусский, и считаю необходимым проследить в географии русского языка судьбы того и другого отдела со второй половины XIII века. Каждый из этих отделов я делю на два подразделения: первый–на великорусское (северное с сибирским и южное с донским) и белорусское (полоцкое и псковское); второй – на восточное (т. е. малорусское и волынское) и западное (т. е. галицкое и угорское закарпатское). Края, куда выселился русский народ из своей древней области, не могут, кажется, быть рассматриваемы отдельно, но как части тех краев, откуда произошли их поселенцы. Приготовив материалы для географии наречий южнорусских, я занялся их посильной обработкой, и теперь представляю одну главу из этого труда – о Руси закарпатской, угорской. Русь Угорская § I. Земля и народ Едучи по южными отлогостям Карпатского хребта с запада на восток, путешественник встречается с людьми русскими в окрестностях Бардеёва и Ужгорода или, как мы привыкли называть, Бартфельда и Унгвара. Русины по вере живут и западнее, в столицах (комитатах) Гöмöрской, Спишской, Шаришской, Земненской; но это – Русины по вере, люди русской веры, по языку и народности они – Словаки и Мадьяры: все униаты и православные называются в Венгрии Русинами, если только они не Волохи и не Сербы. На востоке же от окрестностей Бардеёва и Ужгорода живут люди русские в полном смысле этого слова, родные братья наши, однокровные с нами потомки древней Руси, и по народности и по своими древним воспоминаниям. В епархии Мукачевской, идущей по столицами Земненской, Унгварской, Сабольской, Угочьской, Сатмарской, Бережской и Мармарошской, живут они в числе 470,000, или около того; в епархии Прешовской, простирающейся по столицам Шаришской, Спишской, Гöмöрской, Торнянской, Абаюварской, Боршодской и Земненской, их можно считать до 50,000: всего с лишком 500,000 3 . Преимущественно русскими назвать можно столицы Мармарошскую, Бережскую, Угочьскую, Унгварскую, Шаришскую и половину Земненской.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Несмотря на то что религиозные антисионисты немногочисленны, они представляют собой реальную силу. Например, сатмарские хасиды занимают весьма прочные позиции на амстердамской алмазной и нью-йоркской фондовой биржах, так что те члены общины, которые посвятили себя изучению Торы, недостатка в средствах не испытывают. То же можно сказать и об их собратьях из двух других общин, живущих на пожертвования с Запада Опасность религиозных антисионистов для израильского истеблишмента заключается в том, что они негативно влияют на вторую, гораздо более многочисленную группу харедим - ортодоксов-фундаменталистов (она насчитывает около полумиллиона человек), которые заняли по отношению к государству более гибкую позицию Раз уж Израиль был создан, значит, в этом был какой-то божественный смысл, рассудили они. Фундаменталисты считают себя частью этого государства, хотя полностью его не принимают. Свою же задачу они видят в том, чтобы, с одной стороны, сохранить чистоту веры, оградив религиозную молодежь от тлетворного влияния светского общества, а с другой - влиять на государство, чтобы оно в большей степени опиралось на еврейские религиозные ценности Поэтому в отличие от религиозных антисионистов фундаменталисты не гнушаются политикой, у них есть свои партии, например ШАС и " Егадут-а-тора " ( " Еврейство торы " ), но в армии они служат неохотно, пользуясь отсрочкой, которая дается учащимся йешивов. Впрочем, сионистам удалось противопоставить основной массе харедим ортодоксов-государственников, которые безоговорочно поддержали " сионистский проект " , несмотря на его сомнительное с точки зрения иудаизма содержание. Один из первых духовных лидеров религиозных сионистов рав Кук предложил собственное толкование Торы , основанное на понятии " следы мессии " . Один из таких следов - создание еврейского государства, которое было божественным промыслом и провозвестником явления мессии. Люди, по мнению рава Кука, могут ускорить его приход богоугодными делами, главное из которых- служба на благо родины.

http://drevo-info.ru/articles/1396.html

С точки зрения ортодоксального иудаизма, создание еврейского государства было богопротивным делом т.к. разбросав евреев по свету Всевышний повелел им стойко сносить трудности, молиться и ждать мессии , который явится на Храмовой горе в Иерусалиме и воссоздаст Израильское царство , стертое с лица земли две тысячи лет назад. Всевышний вернет туда из галута (рассеянья) всех евреев и жить они будут в государстве, унаследовавшем законы царей Давида и Соломона, а править в нем будет совет мудрецов Торы . Согласно этому догмату, сионисты взяли на себя функции Всевышнего, преждевременно организовав возвращение евреев на землю обетованную и создав там государство, основанное на мирских, полуевропейских законах Однако по вопросу о том, как вести себя по отношению к этому государству, религиозное еврейство раскололось. Наиболее непримиримые позиции заняли три общины, насчитывающие в общей сложности несколько сотен семей. Одна из них- " Нетурей карта " (в переводе с арамейского " стражи города " , естественно Иерусалима) - чисто израильская (хотя ее последователи, около 2 тысяч человек, сохраняют гражданство Иорданского королевства). Это люди, которые с незапамятных времен живут на земле обетованной, в первую очередь в Святом городе, чтобы первыми встретить мессию, когда он явится. Две другие - " Толдот Аарон " ( " История Аарона " ) и община сатмарских хасидов (от названия города Сату-Мару в Трансильвании, на территории нынешней Румынии) - имеют в Израиле лишь небольшие " филиалы " , это представители общины, ждущие прихода мессии Члены этих трех общин присутствуют в Израиле лишь физически - они не платят налогов, но и ничего не получают из госбюджета, а также не пользуются системой социального страхования. Они находятся вне государства и его законов. Более того, по их убеждению, все, что ведет к уничтожению этого государства, богоугодно и заслуживает поддержки. И потому они участвуют во многих акциях палестинцев, а один из лидеров общины Нетурей карта рав ( раввин ) Гирш долгое время был советником Ясира Арафата по еврейскому вопросу

http://drevo-info.ru/articles/1396.html

К кон. XVII в. масштабы католич. экспансии сделали невозможным сохранение правосл. кафедры в Мукачеве, превращенном в центр греко-католической епархии. В 1690 г. имп. Леопольд I признал единственным законным Мукачевским епископом униата И. де Камелиса. Правосл. еп. Мукачевский Мефодий (Раковецкий) покинул Мукачево и выехал в Углянский мон-рь, а оттуда - в Речь Посполитую. Организацией православной кафедры в Марамуреше занялся св. Иосиф (Стойка) , который не позднее 1691 г. получил архиерейскую хиротонию от митр. Сучавского св. Досифея (Барилэ). Он объявил о возобновлении ставропигиального права Грушевского мон-ря, в 1696 г. стал архиепископом. Под его окормлением находилась не только паства Угорской Руси и Марамуреша: св. Иосиф предпринял ряд поездок в Галицию и на Волынь с целью защиты Православия, выступал против распространения унии на правосл. население Трансильвании и др. областей, интегрируемых в пространство Габсбургской монархии. Св. Иосиф при посещении Вены в 1701 г. подвергался сильному давлению венских властей, в 1705 г., после ареста, был лишен епископской кафедры. Заключение Сатмарского мира (1711), подтвердившего сохранение привилегий венг. дворянству в обмен на признание ими прав Габсбургов на венг. корону, лишило противников унии сильного противовеса католической экспансии в лице реформатского венг. дворянства. После смерти св. Иосифа (1712), с 1711 г. вновь возглавлявшего М. е., венские власти в 1713 г. декларировали распространение унии на правосл. население Марамуреша. В 1720 г. австр. имп. Карл VI санкционировал передачу всей территории Марамуреша в юрисдикцию греко-католич. Мукачевской епископии. Это вызвало возражения румынских униатских иерархов Трансильвании (И. Г. Патаки, И. И. Мику-Клейна), стоявших во главе греко-католич. Фэгэрашской епископии и рассчитывавших на удержание румын Марамуреша в своей церковной юрисдикции. Эти события вызвали новое сопротивление несогласных с переходом в греко-католичество паствы и клира М. е.; ответом властей стали силовые меры. Противившийся унии преемник св. Иосифа Марамурешский еп. Досифей (Феодорович) скончался в 1735 г. в заключении в Хустском замке. Последнее упоминание в источниках Марамурешского архиерея датируется 1739 г. ( P curariu. 1993. P. 304).

http://pravenc.ru/text/2561950.html

и пр. IV. Бахурки, маленькие анекдоты, составляют четвертый отдел произведений народной словесности русинов закарпатских, богатый, но менее всех других доступный для иноземцев и вообще для всех, кого русин не считает своим. Привожу один, может быть, более других понятный: Nыmaje ся словак руснака: – чи ты не знаходивъ кобелю, въ ктерей боло полскаката, у клаундюхи забарюха, плескатъ извязными трскатомъ? – А руснак: – я, брате, найшовъ jeдhy таистру, бывъ во ней печеный заяцъ, у кулати зоривка, богачъ извязаними батугомъ. – Такъ словакъ и кажетъ: – то не наша. – А руснак же ся вклонивъ, та й быв зъ отимъ. § IV. Письменность О письменности Угорской Руси можно сказать слишком мало, и лучшее из этого малого – надежда на будущее. Успехи письменности возможны только при успехах просвещения, и притом просвещения народного; а здесь для него не было и нет почти никаких вспомогательных средств, ни даже, может быть, желания найти их. Все ограничивалось самым необходимым; даже и это необходимое сжималось сколько возможно более. Одна из первых школ заведена была здесь в монастыре Мукачевском, в XIV веке, и имела в виду приготовление священников, но, без сомнения, была не лучше школ своего времени в других местах Руси, требуя от учеников всего более умения читать и писать. Деятельность письменная не могла не ограничиваться переписью книг: кое-где и осталось ещё несколько рукописей. В том числе во Львове хранится жизнеописание св. Кирилла, писанное, судя по признакам наречия, русином закарпатским. Вслед за утверждением унии заведены были школы в главных городах, с большими претензиями на освещение народа светом науки; но в этих школах лучи просвещения пропускались в головы любознательных русинов сквозь язык латинский. К нему старались их приучать, заставляли на нем говорить и писать, находя в этом средство сблизить новых униатов с церковью римской; а на языке, понятном для народа, издавали только катехизис в 1692, 1707 и 1717 (в Тернаве). Тот же язык латинский господствовал и в администрации и во всем высшем кругу: тем более ревности могло быть у русинов изучать его, не думая о своем, народном. Так было в XVII–XVIII веке; так остается и теперь, с тою только разницей, что латинский язык остался в училищах и между духовенством, а в обществе место его заступили языки мадьярский и немецкий, и что прежде в обществе можно еще было отговориться по-русски незнанием латинского, теперь же не знать по-мадьярски и по-немецки человеку, не считающего себя мужиком, стыдно и постыдно. Любовь к языку народному поддерживается одною церковью, где служение совершается на славянском, а поучения говорятся на славяно-русинском. Без сомнения, не без влияния остается и дух времени; сочувствие к народности проникает и сюда. Оно есть и в богословии, и в лицее Унгварском, и в семинариях Пряшовской, Сатмарской, Пештянской и Венской; оно есть и в местном духовенстве и в последнее время развивалось у русинов наравне с мадьярами, словаками и волохами.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

В 1956, 1970 и 1979 гг. община хоральной синагоги получала разрешение на издание молитвенника, с 1957 г. издавался календарь, при синагоге работала единственная в СССР иешива «Кол Яаков». Первоначально иешивой руководил раввин хоральной синагоги, в 70-х гг. XX в. эту должность занял бывш. раввин Одессы И. Б. Шварцблат. Иешива выдавала выпускникам дипломы шойхета (специалиста по ритуальному убою скота и птицы) и справки о том, что выпускник может быть духовным наставником в общине. В 1958 г. начали проводить массовые собрания евр. молодежи у хоральной синагоги в праздник Симхат-Тора. С кон. 60-х гг. собрания проходили каждую субботу, получив неофиц. наименование «горка». В 60-80-х гг. община хоральной синагоги ежегодно перечисляла 30-40 тыс. р. в Советский фонд мира. Попытка ограничить эти платежи привела к смене руководства общины в 1980 г. В 40-60-х гг. действовавшую без регистрации общину приверженцев движения Хабад возглавлял Шнеер Пинский, затем его сын Исраэль. В 70-80-х гг. лидерами общины были Гейче (Геннадий) Виленский, раввин Авром Генин и Гершон (Григорий) Розенштейн. В 70-х гг. в М. росло число верующих евреев. Появлялись неофиц. общины приверженцев ортодоксального иудаизма (лидеры - раввин Элиягу (Илья) Эссас и Зеев (Владимир) Дашевский; в 1979 последователи Дашевского образовали отдельную ортодоксальную модернистскую общину). В М. жили последователи сатмарского хасидизма. В сер. 80-х гг. в М. возникла действовавшая без регистрации община приверженцев прогрессивного иудаизма во главе с З. Коганом. Восстанавливалась система религ. образования (обучение у Эссаса и Дашевского прошли сотни человек), появились неофициальные шойхеты и моэлы (специалисты, осуществляющие обрезание). Раввин Московской хоральной синагоги со времени ее открытия фактически был главным раввином М., однако этот титул долгое время не признавался властями. В советский период раввин хоральной синагоги также неофициально считался главным раввином СССР, однако официально этот титул был присвоен ему только в 1990 г. Главными раввинами М. были Хаим Берлин (1865-1869), Зелик/Шломо Минор (1869-1892), Яков Мазе (1893-1924), Яков Клемес (1928-1933), Шмарьягу-Лейб Медалье (1933-1938), Шмуэль Чрбруцкий (1938-1944), Шломо Шлифер (1944-1957), Иегуда-Лейб-Левин (1957-1971), Яков Фишман (1972-1983), А. С. Шаевич (1983-1992). С 1993 г. эту должность (по версии Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР)) занимает уроженец Швейцарии Пинхас Гольдшмидт.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

  001     002    003