731 Гунцеллин лишен должности маркграфа мишенского, отдан под стражу, и достоинство его передано Герману. Во время смут в марке, когда еще Герман не вступил в отправление обязанностей маркграфа мишенского, Болеслав пытался завладеть Мишною. Отряд конных Поляков тихо пробрался за Лабу, подступил к этому городу и вошел в переговоры со стражею городских ворот. Хотя попытка не удалась, но Поляки, «не причинив никому вреда и не потерпев сами», благополучно вернулись к Будишину, где сидел сам Болеслав. Эта-то быстрота движений, ненадежность на гарнизоны, вероятно, и пугала короля Генриха. В конце лета 1010 года, объявлен новый поход на Болеслава; сборным местом было назначено Белогорье, близь Лабы. 732 Сюда явились: архиепископ девинский, Тагино, аббат Вальтерд, епископы: гальберштадтский Арнульф, падерборнский Мейнверк, межиборский Титмар, саксонский герцог Бернгард, маркграфы Геро и Герман и князь чешский Яромир, «во всем верный королю»; во главе своего и приведенного ими войска стоял сам Генрих. Сначала сделано было предложение Болеславу отказаться без кровопролития от занятых им земель; но когда посланные с этою целью – герцог Бернгард и аббат Вальтерд – возвратились без успеха, тогда король перевел свои войска через черную Эльстру. Здесь в стране, бывшей прежде в ведении маркграфа Геро, а теперь подчиненной Болеславу, Немцы стали поступать, как неприятели: они выжигали селения и истребляли народ. На границе лужицкой марки, Генриху еще раз пришлось убедиться, как далеко раскинуты сети Болеславом, как широки его замыслы: близь Ярина привели к нему двух человек из колена Гаволян, которых подозревали в шпионстве и в сношениях с Болеславом. Это было очевидным доказательством, что король польский старается поднять против Немцев и тех Славян, которые были подчинены им. Внезапная болезнь захватила во время похода и самого Генриха и архиепископа Тагино; болезни распространились и на значительную часть войска. 733 На военном совете, состоявшемся по этому поводу, было определено королю с больными оставить военный лагерь, а остальным, под предводительством Яромира, продолжать начатый поход по направлению к Одре, в жупы Дедошан и Силезцев. Болеслав сидел в это время в крепости Глогове, на Одре; сюда направлялись и передовые отряды немецкого войска. Польские рыцари, завидевшие их с городских стен, пылали желанием сразиться; но Болеслав так удерживал свое любимое рыцарство: «Войско, которое вы видите, невелико числом, но за то отборное и храброе; если я сделаю нападение, то или одержу победу, или буду побежден, во всяком случае ослаблю себя; король тотчас же может собрать новое войско. Гораздо лучше теперь сдержаться, а сделать на них нападение в другой раз, так чтобы это не было сопряжено с большим уроном». Осенние дожди и разлив рек заставили Немцев прекратить опустошение страны. Чехи пошли домой, а Немцы, через страну Мильчан, к Лабе. Весь этот поход слишком замечателен, чтобы не сказать об нем еще несколько слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Родоначальник знаменитой сербской династии есть вместе с тем и основатель самостоятельного сербского великого княжества, благодаря умной, частию военной, частию дипломатической, деятельности которого Сербия могла собрать отдельные жупы и колена под одну власть и начать организовываться в государственном и церковном отношении. В высшей степени скудный запас литературных сведений об этом периоде и полное отсутствие памятников, которые бы могли знакомить с культурой и духовными настроениями эпохи, служат причиной, что выступление Стефана Немани около 1170 г. в качестве великого жупана Сербии и военные его действия против царя Мануила Комнина являются мало понятными и ничем не подготовленными событиями. Колыбель династии была, несомненно, в Расе, в долинах Топлицы и Среднего Ибара, стольный город находился близ нынешнего Куржумля. Но при каких обстоятельствах происходил переворот, сколько принимали участие в этом венгерские и немецкие друзья, об этом можно лишь делать догадки. Но, по-видимому, здесь мы могли бы привлечь к делу совершенно оригинальный и мало еще использованный материал, который весьма ярко характеризует фамильные настроения в семье Неманичей. Эта семья насчитывала нескольких членов: в числе братьев Стефана упоминаются Тихомир, Страшимир и Мирослав. С именем последнего, имевшего удел в приморской Сербии, м[ожет] б[ыть] в Герцеговине, соединяется замечательный литературный памятник – известное Евангелие Мирослава от конца XII в. Мирославово Евангелие, сохранившееся в Хиландарском монастыре на Афоне, в 1896 г. поднесено было королю Александру, лично посетившему Афон, и в следующем году издано было в Белграде на личные средства короля 160 . Это есть в одно и то же время и драгоценный памятник сербского языка и письма, и единственный свидетель сербской культуры и искусства конца XII в. Поэтому, прежде чем переходить к изложению исторических данных времени Стефана Немани, находим уместным сообщить здесь несколько наблюдений по отношению к этому художественному памятнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В результате и Министр по делам русинов О.Сабов тоже оказался как " не у власти " . В составе группы Когана-Мюнниха из России прибыл коммунист И.Мондок, родом из Собранцев, а также коммунист П.Терек родом из Мукачева. Б.Кун направил их во главе группы коммунистов-интернационалистов в Мукачево. Они на деньги большевистской России в Мукачеве завербовали разного рода лиц, которые попытались разогнать органы власти автономной Русинской республики, в том числе собравшийся 17 апреля на свое заседание парламент. К этому времени коммунистическое правительство Венгрии назначило губернатора А.Штефана Народным комиссаром в Русинском губернаторстве. На состоявшемся 17 апреля 1919 г. заседании парламента А.Штефана попросили зачитать его " Указ о роспуске парламента " . После этого в зал заседания вошли боевики из группы Мондока-Терека и выгнали из зала членов русинского парламента. Против захвативших власть коммунистов, 21 апреля 1919 г. выступила русинская интеллигенция, поддержанная русинами-крестьянами, и отстранила в городе Мукачево большевиков самозванцев от власти. Затем, в течение 24 – 26 апреля, они изгнали коммунистов лишив их " власти " во всей Бережской и не оккупированной части Унгской жупы. Для восстановления " своей власти " , коммунистическое правительство Венгрии направило из Будапешта в Русинскую автономную республику регулярные войска. Чтобы не допустить кровопролитной расправы над восставшими безоружными русинами, Антанта приняла решение – оккупировать всю территорию Подкарпатской Руси. В конце апреля 1919 года чехословацкие войска вошли в Мукачево, и дошли до Берегова, которое уже было занято румынскими войсками Антанты. Так, из-за большевиков Бейлы Куна не могла действовать (де-факто) первая Русинская автономная республика, что толкнуло русинов выйти из состава Венгрии и со своим венгерским автономным статусом войти в состав Чехословакии, (что русинам позже обошлось дорого). Прага, отстрочив широкую автономию, позволила автономию де-факто, дав русинам возможность иметь национальное русинское правительство, русинские школы, язык, развивать культуру, иметь политические партии и т.д.

http://pravoslavie.ru/37589.html

Теоретически говоря, эти категории лиц и отношений митрокомии показывают, из каких элементов состояла сельская община и в какой связи они находились. Подразумеваемое место в новеллах имеет громадное значение. По моему мнению, оно должно быть истолковано следующим образом. Если продается, вследствие запустения или для покрытия недоимок, участок земли, то предпочтительно приглашаются к покупке следующие лица: 1) семейная или родовая община; 2) домохозяева-общинники; 3) обыватели общины (бобыли, захребетники), т. е. лица, находившиеся в зависимости от общины, случайно вошедшие в нее; 4) соплательщики. Бывали случаи, что крестьянская община соединялась из нескольких деревень, поселков, хуторов, которые не имели особых административных и полицейских органов и тянули к главной деревне; эти поселки, отделившиеся от общины, но находившиеся в связи с нею по части администрации, сбора податей и т. д., и подразумеваются в 4-м термине; 5) члены союзных общин. Община, как известно, состояла не только из деревень, но и из нескольких общин, соединенных в одно целое в смысле уезда, у южных славян – жупы. В продолжение 30 дней со времени заявления о продаже предпочитаемая категория должна уплатить цену и взять за себя земельный участок. Если же предпочитаемое лицо находится в отсутствии, то продажа задерживается на 4 месяца. Динатам же воспрещалось делать приобретения из общинного имущества посредством дара, завещания, покупки и найма, в противном случае им угрожала пеня в казну и отнятие незаконно приобретенного имущества. Новеллы от Константина Багрянородного до Василия Болгаробойцы (до начала XI в.) все толкуют о крестьянской общине, основанием которой служил закон о 5 категориях. Но не только законами о предпочтении императоры старались спасти сельскую общину. По праву сорокалетней давности, господствовавшему в империи, динаты хотели отстоять свои захваты в сельской общине. Эта давность оказывала такую силу, что законные категории не достигали указанной цели своей. Поэтому Василий Болгаробойца отменил этот закон давности: если бы крестьянская община стала искать прав на землю, то динаты изгонялись, несмотря на сорокалетнюю давность.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

264 Киннам особо говорит сперва о Бакхине и особо потом о Примиславе, но что они у него одно и то же лицо, только называемое в двух разных местах двумя разными именами, это видно из начала его речи о Примиславе. Он начинает говорить о нем: «Примислав и прежде уже, как рассказано нами в другом месте, замышлял, отложиться от императора» (b Memorpop. II, 184); но в другом месте выше он говорил о Бакхине и вовсе не упоминал о Примиславе. 265 Киннам в своей нарочитой речи о сербских князьях говорит, что Примиславу наследовал Белуш, а Белушу Дежа (в Метог. рор. II, 184); но в одной случайно сделанной заметке у него читается, что Урош (неизвестно кому наследовавший) был-было согнан с престола народом, передавшим власть Деже, но снова был восстановлен императором (кн. 3, гл. 9 fin.). Если бы считать Уроша, на место которого был- было поставлен Дежа, за особое лицо от Белуша, которому наследовал тот же Дежа, то преемственный ряд выходил бы – Примвслав, Урош, Дежа, опять Урош, Белуш, Дежа (или Примвслав, Белуш, Дежа, Урош, Дежа, опять Урош, опять Дежа); но это слишком много смен на какие-нибудь пять-шесть лет после низведения Примислава (в 1156 г.) до окончательного утверждения Дежи (не позднее как в 1160 или 1161 году). Притом же, и главное, если бы Урош был отдельным лицом от Белуша, то Киннам не пропустил бы его в своем нарочитом рассказе о сербских князьях. 266 Дежу, о котором говорят византийцы, обыкновенно считают отцом Стефана Немани [См. Шафарика Древн. I, II, 418, где он называется Тешей или Техомилом. Заметим здесь кстати, что греческое  Δσε  по-славянски должно читать не Теша, а именно Дежа, сличай Киннама, у котораго, ed. Paris. р. 124,  Δεσ   χραξ -вал Дежи, с Животи кральева и архиепископа срцских, по изд. Даничича стр. 25 и 27, где то же самое место называется «место глаголемое Дежево в области жупы paшьckue», cfr Зanucku Географич. Общ. XIII, 140 fin.], но это совершенно несправедливо, и несомненно, что он есть не отец Немани, а сам Неманя, называемый другим своим именем (у Киниама он Дежа, у Никиты Хониата сначала Дежа, потом Стефан Неманя).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

493 Thietmar, IV. 2, 3; Annal. Hildesh. et Quedlinb. a. 984; Wilmans, Jahrb. II. s. 16; описание всего хода дел у Гизебрехта, Geschichte I. ss. 610–20 и д. 497 Об его союзе с Немцами против Чехов свидетельствуют Annal. Lamberti, a. 986. Zeissberg, s. 92, Anmerk. 2. 498 Жупа слубская (Selpuli) подчинена Геро в 963 г.; позже здесь занял Мишну и окрестные жупы Болеслав чешский (985 г.), военные действия 990 года сосредоточиваются в жупе слубской; все ведет к догадке, что оба князя претендовали на эту землю – один как на подарок от Немцев, другой как на военную добычу; Leutsch, Markgraf Gero, s. 200; Büdinger, Oesterr. Gesch. s. 318; Zeissberg, Miseco I, ss. 93–94. 501 Annal. Hildesh. a. 991, 992; Quedlinb. a. 991; Thietm, IV. 15. Wilmans, Jahrbüch. II, s. 73, Anmerk. 2; Zeissberg, Miseco, s... 98. 506 Vita Wernheri, ap. Pertz, Scr. XII, p. 226. libros Sclavonicae linguae sibi fieri iussit, ut latinae linguae character quem intelligebat ydiomata linguae Sclavorum exprimeret. 509 «Бородатый греческий апостол, не руководимый политическими целями, не угрожал самостоятельности стран новокрещенных; принадлежа к патриархату константинопольскому, не старался уверить их, что они должны подчиниться императорству; новообращенные видели себя членами великой Христовой церкви, а не подданными немецкого императора»... elewel, Polska wiekow srednich. Т. II. str. 8. 511 Действительно, Чехия X в. была слаба в христианстве; объяснять этого нельзя тем, чем бы это легко было объяснить относительно, напр., Бодричей: тут сверху до низу, во всем населении, ненависть к притеснителям, желание, выждавши благоприятный случай, выместить злобу на церкви и епископе; в Чехии же нужно предположить другие причины холодности и неверия, и к этим причинам можно отнести разрыв сношений с востоком, откуда народ привык иметь проповедников, и ослабление проповеднической деятельности в чешском народе; замечательно, что Войтеха сочли за нужное отправить для образования в Магдебург т. е. за границу. Похвала Косьмы Вячеславу и Болеславу не противоречит этому: первый был мучеником, второй основал пражскую епископию. Косьма хвалит их за это, как Нестор хвалит Владимира за принятие христианства, хотя нельзя сказать, чтобы действительно в России так успешно распространилось и повсеместно утвердилось христианство, как об этом говорит Нестор.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

365 Границы владений Славника см. у Косьмы, 1. 27: Huius tarn insignis ducis metropolis fuit Lubic; habuit autem sui principatus bos terminos: ad occidentalem plagam (contra Boemiam) rivulum Surina et castrum, quod est situm in monte Oseca iuxta flumen Msam. Similiter plagam ad australem (contra Theutonicos orientales) has urbes habuit terminales: Hinov, Dudlebi, Netolici usque ad mediam silvam. Item solis ad ortum (contra Moraviae regnum) castrum sub silva situm nomine Luthomisl usque ad rivulum Svitawa, qui est in media silva. Item ad aquilonalem plagam (contra Poloniam) castellum Cladzco, situm iuxta flumen nomine Nizam. Всего труднее в этом описании княжества Славника определить, конечно, западные границы. Не будем далеки от правды, если примем, говорит проф. Томек, что жупа камыцкая простиралась с давних пор от Волтавы до гор Брды. Эти горы отделяли, без сомнения, жупу камыцкую на западе от Тетина, а река Мжа от жупы пражской. Жупным городом в камыцкой жупе во времена Славника был город на горе Осеке; речку Журину, как западную границу владений, можно искать между Камыцком и Тетином. О panstvi rodu Slavnikova Cectach, Casopis... 1852, svazek IV, стр. 55. 366 Жупаны колен, соседивших с Немцами, дружат с королем немецким, как это видно из крещения 14 жупанов чешских в Регенсбурге. Может быть, они хотели этим выиграть себе больше свободы, чем какою пользовались в зависимости от князя чешского; на тоже соображение наводит и случай, рассказанный под 857 годом. 369 У Иречка в «Slovanské Pravo», стр. 57: v listiné Doksanske od roku 1226, kde se mluvi: a vado Radovani usque ad pontem paludum, quod mostiste dicitur. 370 Annales Laureshamens. a. 789: Tunc Carlus rex iterum per Saxoniam pervenit usque ad Sclavos, qui dicuntur. Vilti, et venerunt reges terre illius cum rege eorum Tragvito ei obviam... Annales Fuldenses, a. 845; ibidem a. 856; ibid. a. 857; ibid. a. 871, 872, 895; ...de Sclavania omnes duces Boemaniorum, quos Zuentibaldus dux a consortio et potestate Baioaricae gentis per vim dudum divellendo detraxerat.., quorum primores erant Spitignewo, Vistizla ...ad regem venientes...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В этом лежит зерно различия славян по культуре и религии, — различия до такой степени глубокого, что оно отразилось на всей тысячелетней истории славянского племени. Переходя к славянским племенам, основавшимся в границах Византийской империи, мы встречаемся с явлением, которое не поддается объяснению без предварительного обсуждения вопроса о густоте славянских поселений. Принимая в соображение, что в пределах распространения славян по Балканскому полуострову сохранились до настоящего времени значительные слои старых обитателей, как албанцы, влахи и греки, и что самые сильные волны славянского движения, добежавшие до Эгейского моря и до Морей и частью перекатившие на азиатский материк, постепенно смешались и потерялись в туземных элементах, мы должны думать, что заселение славянами Балканского полуострова не имело большой густоты. При недостатке организаторских сил в своей собственной среде, при отсутствии центральной власти, которая побудила бы коленных старшин и представителей отдельных родов подчиняться общим, а не частным интересам, отдельные колена и жупы обречены были вести скромное существование, не достигнув предстоявшей перед ними государственной и национальной задачи. Можно было бы ожидать, что авары, подчинив себе занятые славянами области империи, сообщат им необходимую организацию и создадут во Фракии и Македонии такое же государство, какое удалось в VII—VIII вв. создать болгарам орды Аспаруха, но в действительности этого не случилось.  Место имеет значение с точки зрения византийских древностей и представляет собой доказательства тому, что у автора были под руками официальные акты: о πντων ευεργτης — λγον εγγραφον στλλει τοτοις προς τιμν πμψας ωρατονα υπτου τω ατω Μαρω και βντον φιλοτιμας κελεσας πντας τους εκ των του λεχθντος Κοβερ Κερμησινους ποφγους υπ " αυτν τον Μαρον γενσ&αι... κα αυτς τοτων στρατηγς π ρχεν.  Начальники над 100, 50 и 10. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442808/

455 В это же время завоевана восточная часть бывшего государства Святополкова, страна между Дунаем и Татрами и некоторые жупы на север от Татров. 456 Эти, так сказать, домашние события чешской истории не вошли в фокус миросозерцания иностранных летописцев, следивших только за отношениями Славян к немецкой империи. Туземный летописец, Косьма, слишком неблагоприятно отзывается о Болеславе I. Это было, пожалуй, в характере его монашеских воззрений – приписать дела отца – братоубийцы сыну, идеалу христианского князя. Но и отрицательный отзыв Косьмы о Болеславе 457 дает понять направление внутренней деятельности этого князя. В продолжение 14 лет он ведет войну с Немцами; при этом является он в своей стране таким же самостоятельным и полноправным государем, каковы были князья моравские – Ростислав и Святополк. Припомним, как непрочно было до него положение княжеской семьи в Чехии, как интриговали при дворе и за границей чешские жупаны, называвшиеся у иностранных летописцев одинаким титулом с земским князем; во время Болеслава упоминается уже только один случай измены. В летописях ему придается титул царя (Видукинд); все его подданные, имеющие какую-либо власть, суть его служилые люди, чиновники, которых он свободно назначает на должность и удаляет. Все коленные князья и жупаны, наблюдавшие прежде интересы своих уделов, призываются теперь к служению целой стране, к выполнению княжеской воли. Понятно, что для Болеслава не была легка внутренняя борьба, и победа не досталась ему разом. За суровое проведение своих целей он получил прозвание Укрутного (Saevus). Но только утвердивши на прочных основаниях свою власть, он мог вывести Чехию из её узких границ и поставить на дорогу более широкую, указав ей будущность в привлечении соседних славянских народов в один союз. Первую половину своего княжения Болеслав провел в войне с Немцами, отвлекая их силы от северной марки, почти непрерывно стоявшей на военном положении; он изменил прежней политике, когда увидел, что наличными силами нельзя бороться со врагами, что союз с ними безопаснее сомнительной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Происхождение и этническая история русского народа. По антропологическим данным, том 88 (новая серия) серии " АН СССР. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая " , М. 1965, С. 131-133, 136-137. 52 – Так, русины Словакии из года в год просто вопиют о чудовищной ассимиляции со стороны словацких властей. Такое же положение плачевное в Польше, где власти помогли финансово части русинов стать украинцами. А акция " Висла " – насильственная депортация русинов-лемков с родных мест, во время которой тысячи людей погибли, как в акции геноцида, до сих пор официально не осуждена. А депортированным на Волынь русинам-лемкам так и не дали возможности возвратиться с Украины на свои родные места русинской Лемковины. В Румынии только старшее поколение говорит на русинском языке. Дети школьного возраста уже давно перешли на румынский. 10-15 лет и русинов Румынии не станет. Довольно сильная ассимиляция русинов имеет место и в Венгрии, где основная часть венгерских русинов – подкарпатские русины, переселившиеся из Подкарпатья в Будапешт и вокруг него. Подобная ситуация в Чехии, Хорватии. Лучшая ситуация у русинов Сербии-Воеводины и в США. 53 – Уже не говорим о трагедии, когда русских стали называть россиянами наряду с казахами и туркменами. 54 – Кстати, Рюрик не принёс на Русь ни письменность, ни религию, а принесённом им этнониме " Русь " ведутся до сих пор споры учёных, так ли это. 55 – Согласно международному законодательству, порабощенный народ имеет право, если иные способы испробованы, с оружием в руках добиваться своих прав и свобод. Ведь никто сегодня не судит хорватов и словенцев, за то, что они стреляли в сербов. Весь мир признал их государственности, отвоеванные с оружием в руках! 56 – Адвокат из пос. Рахово Мараморошской жупы-региона. Его заместителями были избраны Антал Годинка и Гиядор Стрипский. 57 – В то время был академиком Венгерской академии наук и возглавлял словацкий университет в Братиславе. 58 – В Министерстве культуры заведовал отделом по делам русинов. Он окончил Львовский университет и был членом учрежденного М.Грушевским научного общества им. Т.Шевченко. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/37589.html

   001    002   003     004    005