Закрыть itemscope itemtype="" > Жены-мироносицы – вестницы Воскресения Христова 05.05.2014 1734 Время на чтение 7 минут В мирской, околоцерковной и часто даже в церковной среде бытует некий предрассудок, предубеждение – что положение женщины, по сравнению с мужчиной, в Церкви несколько принижено. И это надо понимать именно в самом прямом смысле этого слова – как пред-рассудок, как то, что принимается без рассуждения, как убеждение, которое рождается прежде самого убеждения в том, что это действительно так. То, что это пред-убеждение принимается с такой легкостью, объясняется, на мой взгляд, тем, что те, кто соглашаются на это, просто не знакомы с проблемой – и потому принимают такие взгляды по какому-то эмоциональному предпочтению, а, проще говоря, по страстному и корыстному, в сущности, мотиву и порыву. Это мнение особо льстит мужчинам, но Евангелие обличает всех мужчин, ведь возле распятого Христа остались женщины-мироносицы, - ведь это они, как это позволил иудейский закон, отправились к месту Его погребение, чтобы умастить Его тело благовониями. Они шли просто исполнить положенный при погребении обряд – они, не ожидали не застать Его в могиле – они не ожидали Его Воскресения, иначе - зачем же им надо было бы брать с собой благовония для умащения мертвого тела? Они были обеспокоены только одним – кто отвалит им камень, закрывающий вход в могилу. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба» (Мф. 28: 2). Женщины с удивлением увидели, что на месте, где они ожидали застать тело, лежали сброшенные пелены, которыми иудеи обвивали тело умершего. Явившийся им Ангел сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал…пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 5-7). Женщины сразу же поверили Ангелу – у них не возникло и тени сомнения в том, что Иисус воскрес - они, как сказано в Евангелии, «выйдя поспешно из гроба, …со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28: 8). А вот про учеников сказано, что «иные усомнились» (Мф. 28: 17). Евангелист Лука рассказывает об этом более подробно и с обличающей апостолов откровенностью – «и показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24: 11). Из Евангелия мы узнаем, что первыми вестниками Воскресения стали женщины – они восприняли это право первенства – и фактически стали апостолами апостолов.

http://ruskline.ru/special_opinion/zheny...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свобода по-евангельски Беседа с кандидатом богословия протоиереем Георгием Климовым 31.03.2021 719 Время на чтение 12 минут – Отец Георгий, что в Евангелии говорится о свободе человека? – Евангелие предлагает свободу человеку, но свидетельствует о его несвободе: человек находится в рабстве из-за искаженных представлений о Боге, о мире, о себе самом. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными»(Ин. 8:31–32), – говорит Христос. Евангельская свобода – это свобода от рабства греху: «…всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:34–36). – Для чего был дан Ветхозаветный закон? – Моисей получил скрижали спустя 400–430 лет после обетования Аврааму о спасении человека. Люди оказались настолько нравственно слабы, что понадобилось оградительное средство, чтобы избранному народу дожить до времен исполнения обещанного. Апостол Павел доказывает, что закон был временной мерой, обнаруживающей грех, делающей его живым. Сами умертвить грех люди в себе не могли. Для этого и потребовалось Боговоплощение. Не знавший греха Христос делается для нас «жертвою за грех» (дословно по подлиннику – «грехом»), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Безгрешный берет на Себя грех мира, чтобы связать его, пригвоздить ко Кресту. Тайная вечеря. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры – Господь освободил нас на Кресте, но как каждому из нас усвоить этот дар свободы, принесенной Христом человечеству? – На вопрос богатого юноши: «что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь отвечает просто: «соблюди заповеди»(Мф. 19:17). Это требуемое от каждого из нас условие нашего спасения. Хранение заповедей своим критерием имеет любовь: всем сердцем, и всею душею, всем разумением – к Богу; и к ближнему своему – как к самому себе (Мф. 22:37, 39). Это две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:40). Если исполняя заповеди, которые и нацелены на возвращение человека к Богу, я, встретившись с Ним, вдруг «отошел с печалью»(Мф. 19:22), как это случилось с богатым юношей, значит, что-то во мне не так. Если исполняя заповеди, я начинаю ненавидеть ближнего, значит, жизнь моя требует пересмотра…

http://ruskline.ru/opp/2021/03/31/svobod...

Закрыть itemscope itemtype="" > О третьем и четвертом днях творения Конспект занятий воскресной школы для взрослых 21.09.2016 1222 Время на чтение 12 минут Божественная поэзия Шестоднева О третьем дне творения Часть 1 «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». Поскольку земной мир твориться для человека, то и все в нем устроено Богом не случайно, но разумно и целесообразно. Земной мир предназначен стать неким училищем премудрости и благочестия будущего человека, и в этом смысле материальный мир является еще и как бы воплощенным отражением человеческой природы. Тогда появление суши в начале третьего дня в избранной системе образов можно рассматривать как завершение формирования триады - дух, душа и тело. Человек - таинственное соединение двух природ - духовной и материальной. И как не может жить тело без души, так и душа без тела не является человеком. Подобно и морем не можем назвать воду без ограничивающих его берегов, также и берега без воды не могут называться морем. Апостол Павел не раз в своих посланиях называет плоть глиняным сосудом, в котором находится душа. По объяснению святых отцов, после грехопадения Бог связал буйство человеческой души немощной плотью, как сдерживается буйство моря берегами. Невещественная душа помещена в плоть, в грубую вещественную оболочку, тесную скорлупу, которая в силу своей ограниченности удерживает необузданные стремления души, не позволяет ее совершенно удалиться от Бога, как молниеносно удалились во главе с сатаной падшие ангелы. Так и море - стихия бурная, подвижная, всегда стремящаяся заполнить собой свободное пространство, ограничивается сушей. Это подмечено поэтическим взором святого пророка Иеремии: «...положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут» (Иер.5:22), говорит он, передавая слова Бога и восхищаясь славными делами Его. В притчах Соломона и в пророческой книге Ездры говорится о том, что морю дано свое место и пределы, «чтобы воды не переступали пределов его» (3Ездр.4:19; Прит.8:29). Святые пророки говорят здесь о море, но подразумевают те духовные образы, которые отражены в движении земных стихий.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проповедь в неделю о мытаре и фарисее 31.01.2015 1182 Время на чтение 13 минут Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодняшняя притча нацеливает нас на конец поста, на конечную его цель, к которой мы должны прийти: мы должны прийти к величайшему смирению перед Богом. Господь нам говорит: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу... она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Всякая жертва,- говорит Он,- должна осолиться солью. И хозяйка, когда собирает обильный летний урожай на своей даче, на своем огороде, радуется тем плодам, которые она собрала: капуста, огурцы, помидоры, разная зелень. И если она просто набьет этим подвал и будет радоваться этому, пройдет месяц, другой, третий - это все сгниет. И тогда она это все просаливает, консервирует и закручивает, а варенье пропитывается сахаром, чтобы сохранилось собранное. И вот Господь сегодняшней притчей говорит нам: что бы мы великого в жизни ни сделали - добрые дела, милосердие, исполнение евангельских заповедей, пост, молитва, бдение, любовь к храму, милостыня - все это в конце концов, даже добродетели, может стать причиной тайной гордыни, превозношения. И тогда все эти наши труды перечеркиваются, как перечеркнулись они у сегодняшнего фарисея, который действительно был праведником. И мало того, Господь в Евангелии говорит: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20). Мы сейчас с такой легкостью кидаемся фразой: «Вот он был фарисей!»... Оказывается, по своей жизни фарисеи были ревностными людьми - фарисеи, они любили Писание, они старались исполнить его до йоты, до буквы, жили верой отцов, ревновали о посте, о молитве, о десятине, о милостыне. Он правильно о себе это говорит: «Господи, благодарю Тебя, что я все это делаю»,- а потом говорит: «И благодарю за то, что я не такой, как этот мытарь!» (см.: Лк. 18, 11-12). Сначала поблагодарил Бога правильно, а потом осудил человека, и не только осудил человека, но всю его жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кто исповедует Меня...» Проповедь на 27 июня сего года 27.06.2021 768 Время на чтение 5 минут В это воскресение, 27-го июня, читается Евангелие Мф. 10:32-33, 37-38; 19:27-30. «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, того отрекусь и Я… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня… и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. …Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою, что же будет нам?» Двенадцать полуграмотных вчерашних рыбарей без войска и денег, без земного блеска и силы, без великого ораторского искусства и протекции сильных мира сего половину планеты поставили на колени перед Своим Учителем. И это не может быть не объяснено ничем, кроме Божьей помощи. Последователей Христа отправляли в тюрьмы и колизеи на съедение голодным львам, распинали, жгли на кострах, побивали камнями и топили в морской пучине… (Евр. 11:37). Они не имели никакой сверхъестественной таинственной помощи, но черпали свое мужество в вере и обетованиях Спасителя. И Дух Святой не оставлял их перед лицом нечеловеческих страданий, давая перенести с кротостью испытания (1Кор. 10:13). Они стали той медной стеной против целых царств и народов, которую Господь поставил в проломе истории для побеждающего Духа. Они стали тем семенем новой преображенной жизни, о которой Христос скажет: «Вы – свет миру, вы – соль земли…» (Мф. 5:13). Немного нужно соли, чтобы не прогоркла и не испортилась пища, и именно соль предохраняет от разложения всякий продукт, идущий в пищу. Так «осоление» нашего общества происходит с помощью христианского учения, а иначе оно давно бы «слетело с катушек» в своем безумии. Наша Церковь как богочеловеческий организм воздвиглась на крови христианских мучеников. Или, скажем так, кровь христианских мучеников стала семенем христианства. И семя это взошло и расцвело. Но: Сколь им скорбей, гонений, пыток Испытать пришлось за этот срок.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда») 09.12.2016 3106 Время на чтение 10 минут «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1: 7-11). Читая в СМИ о новых скандалах и высказываний известных людей по поводу старой рок-оперы про «супер-звезду», не могу молчать. Поэтому, немного переделав статью почти 5-летней давности , попросил РНЛ опубликовать ее. В Белоруссию эту оперу хотели привезти Великим Постом в 2012г., но, слава Богу, по обращениям верующих при поддержке архиереев власти отменили гастроли. Сейчас многие говорят о том, что эта опера уже 30 лет имеет большой успех по всему миру, является «классикой» и некоторых людей привела к Богу. Что опера имеет большую популярность, неудивительно - мир во зле лежит, - а она появилась и стала знаменитой на Западе во времена нравственной революции, расцвета «секса, наркотиков и рок-н-ролла» и ломки традиционной морали. Может быть, в те времена, когда в Советском Союзе о Христе большинству людей мало что было известно, англоязычность оперы и толкнула кого-то из русских неформалов для понимания текста песен открыть Евангелие, но это - Божий Промысел, Господь зло одних использует во благо другим. Сейчас нехристианский текст мюзикла, предлагаемый питерским театром, не скрыт англоязычностью, к сожалению, он русский. (Далее используется текст обращения белорусских верующих к священноначалию и к властям 2012г.). Антихристианский взгляд на евангельскую историю, который явно прослеживается в опере, автор либретто Тим Райс не скрывал в своих интервью: «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» говорил Тим Райс в интервью Time, 9 ноября 1970 года.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Антиномичность или схематизм? По словам священника Александра Шумского, мы не имеем никакого права отправлять в ад всех без исключения христиан, которые не принадлежат к Православию 26.03.2016 2056 Время на чтение 5 минут После прочтения на РНЛ статьи священника Георгия Максимова «А что, если Бог сказал правду?..» , у меня возникло ощущение, что статья адресована не столько Сергею Худиеву с его статьей «Отвергает ли Христос католиков?», сколько авторам РНЛ, которые защищали Святейшего Патриарха Кирилла от нападок «ревнилюционеров» после его встречи с папой Римским в Гаване. Статья весьма пространная, но мысль в ней всего одна – вне Православной Церкви ни один человек спастись не может. Отец Георгий упрекает Сергея Худиева в том, что его материал не содержит серьезной аргументации. Но ведь и батюшка допускает известную тенденциозность при подборе аргументов в своем материале. Например, он цитирует Евангелие от Матфея: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное... Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» (Мф. 7: 21-23). Отсюда отец Георгий делает нужный ему вывод – ни один человек, исповедующий Иисуса Христа, но не принадлежащий к Православной Церкви, спасен быть не может. Его учесть одна – ад. Но ведь Евангелие – антиномично. И если бы отец Георгий учитывал это обстоятельство, то дал бы и другую цитату из Евангелия от Марка: «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9: 38-41). Такая антиномичность Евангелия не имеет ничего общего с противоречивостью или релятивизмом. Такая антиномичность предостерегает человека от вынесения поспешного суда, тем более, когда речь идет о вечной жизни и о вечной смерти. Именно в таком сочетании евангельских текстов обнаруживаются подлинный объем и глубина смысла, позволяющие прийти к объективному пониманию. В противном же случае получается усеченность, грозящая перерасти в ересь.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/26/an...

Последний стих главы II-й связуется с первым стихом главы III-й, и потому мы еще должны в нем отметить выражение: «доколе день дышет прохладою и убегают тени, возвратись!» вопиет невеста с намеком на тоску ночную и ожидание возвращения возлюбленного. «Вмале, и ктому не видите Мя; и паки вмале и узрите Мя» ( Uoah. XVI, 16 ). Так глаголал Господь малой церкви Своей, приходившей в уныние, когда Он отходил на страдание. Тоска ожидания церкви Христовой и каждой отдельной души христианской символизирована в поэтическом ожидании земли, тоскующей по восходе живительного весеннего солнца. Эта тоска изображена в первых стихах главы III-й Песни Песней: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его» (ст. 1). И пошла невеста искать своего жениха и спрашивала о нем стражей, и вдруг явился он пред нею и невеста ухватилась за него и отвела его в дом матери своей, во внутренние комнаты (ст. 2–4). Земля успокаивается, увидя вновь восходящее солнце, и в тайниках ее начинает происходить прозябание семян: таинственный акт весенней жизни земли. В это время (III, ст. 5 как в II, 7) раздается глас возлюбленного, требующего временного успокоения земли: «заклинаю вас, дщери Иерусалимские... ...не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно». В высшем таинственном значении это исполнение слов Господа: «печаль ваша в радость обратится», и «паки же узрю вас и возрадуется сердце ваше» 652 . Это создание церкви Божией по воскресении Христовом, – это и возрождение души человеческой при восходе в сердце ее солнца благодати, живительного, согревающего. Кто же не знает тех минут скорби, когда душа «ищет Того, которого любит душа моя». Но вот Он Сам идет искать душу скорбящую и вдруг является пред нею, и она, как возлюбленная Песни Пес ней, «ухватилась за Него» и ведет Его в тайники души своей» «Царствие Божие внутрь вас есть 653 . Не будите Моей возлюбленной, говорит Он (III, 5 Песнь Песней). Таковы и были первые годы церкви Христовой; после первых скорбей и гонений времен Апостольских наступил период относительного спокойствия, когда Церковь росла и крепла в тишине, до великих гонений 654 . К этому времени успокоения относятся события, изложенные в книге Деяний Апостольских 655 . Солнце правды оживляет в тайниках души семена добра, вложенные в нее при сотворении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мысли меняют Вселенную 16.11.2021 857 Время на чтение 14 минут Всемирный потоп. Художник: Иван Айвазовский Источник: Православие.ру Невероятно, но это так: мысли меняют Вселенную. Мир страдает из-за наших злых мыслей. Вот увидел Бог в допотопных людях, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5) – и навел на землю потоп. Мир погибал от обозленной стихии – хлестали ливни, волны беспощадно сметали на пути своем всё – и лишь потому, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21). Еще увидел Бог сердечное помышление гордых строителей: «Сделаем себе имя» (Быт. 11: 4) – и смешал в Вавилоне язык их – произошла социокультурная катастрофа. Чем были заняты мысли содомлян, писать стыдно, а представлять мерзко – даже наказанные от Ангелов слепотой, они пытались ощупью найти вход в дом Лота, а самому Лоту сказали: «Пойди-ка сюда» (Быт. 19: 9–11) – страсть переклинила в голове все их мысли, и случившийся затем катаклизм всем известен. Ни травинки, ни рыбки, ни птички – флора и фауна Мертвого моря не радуют глаз. Погаснут звезды, небо совьется, как свиток, солнце превратится во тьму и луна – в кровь из-за того, что мысли людей – и Вавилон, и Содом, и гордый разврат допотопного мира. Итак, мысли – это слишком существенно. Ибо сказано о человеке: «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23: 7). Наша суть определяется нашими мыслями. Пусть никто не думает, что в мыслях можно так и сяк, а вот главное – поступать хорошо. Не получится, если в мыслях нет ничего хорошего. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8). Не подашь руки немощному, не пропустишь вперед другого (в той же пробке на автодороге), не скажешь теплого слова даже самым любимым – жене, детям, родителям, – потому что в мыслях нет доброго. Выходит, мысли меняют? Да, и не только Вселенную. Мысли вообще всё меняют. Вот был «херувим осеняющий» (Иез. 28: 16) – «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28: 11). Но он просто подумал: «Я лучше всех» – и «упал ты с неба, денница, сын зари» (Ис. 14: 12). Поскользнулся на собственной гордости! «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28: 17). «Я» стало центром мироздания – и в чистый Богозданный мир вторглось зло.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/16/mysli_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Они рано празднуют победу Это настоящие преступники, которым в прежнее время было бы одно место - в тюрьме или на каторжных работах 26.04.2019 80865 Время на чтение 6 минут «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 1-5, 12-13). Не видим ли мы в этих словах святого апостола Павла печальную, но откровенную картину современной жизни? Мир, надевающий порою личину «благочестия», погрузился во тьму нового язычества. Он все более удаляется от Христа. Люди, живущие духом мира сего, жаждут земных благ и наслаждений. В их пантеоне множество кумиров, в жертву которым они приносят свои души. Современный мир - это вотчина сатаны. Почти повсюду зло царствует и торжествует, наглая ложь выдает себя за истину, грех возводится в добродетель, умножается вопиющее беззаконие. Так называемая «элита» в своих корыстных интересах легко манипулирует сознанием людей. Они утрачивают способность правильно анализировать происходящие в мире события. К сожалению, не могут дать этим событиям духовную оценку даже православные в подавляющем большинстве своём. Искаженное восприятие действительности, как правило, заставляет людей действовать не только против собственных и национальных интересов, но и во вред спасению безсмертной души. Неслучайно, одержимая нечистым духом, бившаяся в припадке у святых мощей преподобного Серафима Вырицкого, ревела громовым голосом: «Все, кто смотрит телевизор, нам поклонятся!» Вот что писал еще в 70-е годы ХХ столетия великий светоч Православия, архиепископ Аверкий (Таушев): «“Злые люди и обманщики” (2 Тим.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/26/on...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010