Что значит: " мы не можем не говорить того, что видели и слышали " ? Это значит: если ложны наши слова, – обличи, а если истинны, то за­чем препятствуешь? Таково-то любомудрие! Те в затруднении, а эти в радости; те исполнены великого стыда, а эти все де­лают с дерзновением; те в страхе, а эти безбоязненны. Кто в самом деле, скажи мне, боялся? Те ли, которые говорили: " чтобы более не разгласилось это в народе " , или те, которые говорили: " мы не можем не говорить того, что видели и слышали " ? Эти – и в удовольствии, и в дерзновении, и в величайшей радости; те – в печали, в стыде, в страхе, потому что боялись народа. Эти что хотели, то и сказали; а те не сделали того, чего хотели. Кто был в узах и опасностях? Не эти ли по преимуществу? Итак, будем держаться добродетели! Пусть слова эти бу­дут не для удовольствия только и какого-либо утешения! Здесь не театр, возлюбленный, не место играющих на цитре или представляющих трагедии, где плодом бывает только наслаж­дение, так что прошел день – и наслаждение исчезло. И пусть бы только было наслаждение и не было другого вреда вместе с наслаждением. Но, ведь, каждый идет оттуда домой, как из какого-нибудь зараженного места, усвоив себе многое из то­го, что бывает там. Так юноша, взяв оттуда некоторые зву­ки диавольских песней, какие только мог удержать в памяти, часто поет их дома, а старик, как более степенный, хотя не делает этого, но помнит все слова, какие там говорились. Отсюда же вы уходите ни с чем. Не стыдно ли это? Мы положили закон, или лучше – не мы положили, нет, так как сказано: не все учителя на земли (Мф.23:8-9), – Христос по­ложил закон, чтобы никто не клялся. Что же, скажи мне, сдела­лось с этим законом? Я не перестану говорить об этом, " когда опять приду " , по словам апостола, " не пощажу " (2Кор.13: 2). Подумали ли вы об этом? Позаботились ли? Было ли у вас какое-нибудь старание? Или мы опять должны говорить то­же? Впрочем, было ли или нет, мы опять станем говорить те же слова, чтобы вы имели о том попечение; а если вы уже позаботились, то – чтобы опять исполняли это постояннее, да и остальных склоняли к тому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что значит: " мы не можем не говорить того, что видели и слышали " ? Это значит: если ложны наши слова, обличи, а если истинны, то зачем препятствуешь? Таково-то любомудрие! Те в затруднении, а эти в радости; те исполнены великого стыда, а эти все делают с дерзновением; те в страхе, а эти безбоязненны. Кто в самом деле, скажи мне, боялся? Те ли, которые говорили: " чтобы более не разгласилось это в народе " , или те, которые говорили: " мы не можем не говорить того, что видели и слышали " ? Эти и в удовольствии, и в дерзновении, и в величайшей радости; те в печали, в стыде, в страхе, потому что боялись народа. Эти что хотели, то и сказали; а те не сделали того, чего хотели. Кто был в узах и опасностях? Не эти ли по преимуществу? Итак, будем держаться добродетели! Пусть слова эти будут не для удовольствия только и какого-либо утешения! Здесь не театр, возлюбленный, не место играющих на цитре или представляющих трагедии, где плодом бывает только наслаждение, так что прошел день и наслаждение исчезло. И пусть бы только было наслаждение и не было другого вреда вместе с наслаждением. Но, ведь, каждый идет оттуда домой, как из какого-нибудь зараженного места, усвоив себе многое из того, что бывает там. Так юноша, взяв оттуда некоторые звуки диавольских песней, какие только мог удержать в памяти, часто поет их дома, а старик, как более степенный, хотя не делает этого, но помнит все слова, какие там говорились. Отсюда же вы уходите ни с чем. Не стыдно ли это? Мы положили закон, или лучше не мы положили, нет, так как сказано: не все учителя на земли (Мф.23:8-9), Христос положил закон, чтобы никто не клялся. Что же, скажи мне, сделалось с этим законом? Я не перестану говорить об этом, " когда опять приду " , по словам апостола, " не пощажу " (2Кор.13: 2). Подумали ли вы об этом? Позаботились ли? Было ли у вас какое-нибудь старание? Или мы опять должны говорить тоже? Впрочем, было ли или нет, мы опять станем говорить те же слова, чтобы вы имели о том попечение; а если вы уже позаботились, то чтобы опять исполняли это постояннее, да и остальных склоняли к тому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1666...

Этой речью он возбудил религиозный фанатизм слушателей, соединившийся с чувством злобы против человека, который грозит подорвать их материальное благосостояние. С криком: «велика Артемида Ефесская» возбужденная толпа устремилась бежать по улицам и весь город привела в смятение. Спутники Павловы Гаий и Аристарх были увлечены толпой в театр (самого Павла и Силу, по-видимому, не нашли), где происходили обыкновенно народные собрания, вероятно для того, чтобы потребовать над ними суда или просто расправиться с ними самосудом. Великая смелость и сила духа Павла побуждала его выступить с речью перед этой разъяренной против него толпой, но христиане и даже дружественно расположенные к нему начальники отговорили его от этого, боясь за его жизнь. Постоянно увеличивавшаяся толпа шумно бушевала в театре и там господствовал величайший беспорядок, ибо большинство собравшихся даже не знали в чем дело. Деян.19:33. По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Деян.19:34. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская! Деян.19:35. Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?    Иудеи выдвинули вперед известного Александра с тем, чтобы он говорил к народу. Кто был этот Александр, иудей или христианин, и желал ли он говорить против христиан или за них, неизвестно. Можно предполагать, что Иудеи опасались, как бы заодно не пострадали и они с христианами, ибо они были известны народу, как враги идолов, и хотели, выгородив себя, направить всю ярость народа на одних христиан. Но народ, из презрения к иудеям, не захотел слушать его, как только узнал, что он — иудейского происхождения. Около двух часов эта беспорядочная толпа продолжала кричать: «велика Артемида Ефесская», пока блюститель порядка не восстановил спокойствия, обратившись к собранию со словами, исполненными благоразумия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Бежи всего, что удаляет душу и помыслы сердечные от Бога, возмущает, волнует, омрачает и приковывает к земле, склоняя ум и сердце к дольнему мудрованию. Мы в родстве с Богом, Царицею Небесною, с Ангелами и со всеми святыми. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем [ Еф. 2, 19 – 20 ]. Как вести себя надо христианину! Я – орудие Церкви, которая есть столп и утверждение истины [ 1Тим. 3, 15 ], и сам должен быть столпом, твердынею истины в слове и деле. Богослужение внушает уважать священнослужителей и священнослужение, освящаться им и вносить его в жизнь, то есть исправлять сердце, проникаться им во всех делах. Внушает, что Бог седит на престоле и внимает и зрит непрестанно на сердца, и судит. Цель литургии – да возможем разумети превосходящую разум любовь Христову и причастимся святыни Его, да скровны и стелесны ему будем, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. Церковь , иначе род христианский, – стадо Христово, наследие Его. Пастыри! Как высоко ваше звание! Как велики ваши обязанности! Стихия рыбы – вода; стихия Ангелов – Свет Троичного Божества, славословие непрестанное; стихия христианина – молитва, общественное богослужение, богомыслие, чтение слова Божия. Какое отношение между театром и Церковью ? – Как между ложью и истиною, как между тьмою и светом, как между царством мира и Царством Божиим. Театр – служение миру прелюбодейному и грешному и самому лукавому, внушающему любить мир и яже в мире, вопреки Евангелию, которое говорит: Не любите мира f ни яже [рус.: ни того, что] в мире [ 1Ин. 2 Г 15]. Богослужение возрагцает, возгревает и питает веру, упование христианское и любовь. Без него они замерли бы и погасли. Алтарь – небо, храм – земля, притвор – преисподняя. Гора Господня – алтарь. Как члены Церкви, вы приходите в Церковь , в общество святых; Церковь воинствующая соединяет с Церковью торжествующей. Каждый день да будет ступенью восхождения на небо, а вся жизнь – лествица к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот по этим камням, по этим мраморным плитам и они ступали - апостолы и святые, и многие мученики ради Христа... Вот знаменитая библиотека Цельса, а вот огромный театр, на двадцать пять тысяч зрителей - место зрелищ, и место казни христиан, где на них выпускались дикие звери. Здесь вся земля пропитана кровью мучеников... Про Эфес надо рассказывать отдельно, добавлю только, что давно пора организовать паломническую службу по нашим святым местам в Турции, наверно, можно как-то это было сделать. А тогда наша дама-девица экскурсовод показывала и рассказывала подробно, как были устроены римские туалеты, а про библиотеку Цельса (великую, вторую после Александрийской!) - что есть предание, будто от неё был прорыт подземный ход, по которому почтенные римские мужики, сказав супруге и деткам, что направляются в храм высокой науки и искусства, бегали в публичный дом... что, понятно, вызывало солидарные улыбки и смешки многих наших экскурсантов: «а-а, и тогда так же было...» Что они дома, вернувшись, расскажут об Эфесе, риторический вопрос. Через день после поездки в Эфес пришёл черёд Иераполя или по турецки Памуккале («хлопковый замок»), известного для народа (в основном зарубежного) своими геотермальными источниками, травертинами, обширными отложениями целебных калийных солей, куда приезжает лечиться множество людей... Ехать туда из Бодрума дольше, чем в Ефес, по турецким горам и высотным серпантинам, надо отдать должное местным водителям, которые по нескольку часов ведут автобусы с людьми по этим сложным трассам. А вот и открывается сам Иераполь - Памуккале, белой шапкой на горном массиве... Иераполь (или Иераполис - «священный город»), был основан в 190 г. до Р.Х. царём Пергама Евменом II, хотя первые постройки на этом месте датируются ещё II тыс. до Р.Х. Он находится в 17 километрах от Денизли, между Колоссами и Лаодикией, где была одна из семи церквей, упоминаемых в Апокалипсисе: «…знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Некоторые толкователи, как известно, относят эту характеристику к Церкви последних времён...

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

И страшная, ледянящая пустота поглощает душу. Но не деист, не атеист Аввакум, а потому кричит к Богу и не может согла­ситься с несправедливостью в жизни. И тем страшней его трагедия. Буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь. Почему? Почему Могущий спасти не спасает подвергающегося насилию. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», – говорит в басне волк ягненку. И кушает. А где при этом Эль-Шаддай – Бог Всемогущий? Где Эль-Гиббор – Бог Крепкий? Где спасение от Того, Кто может спасти? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть все бедствия? Тебе, Господи, что, – нравится, чтобы я все это видел? Где рука Твоя, Господи, на злодеев? К чему мне смотреть все бедствия? Если жизнь – театр, как говорил Шекспир, то почему на сцене всегда драма? К чему мне смотреть все бедствия? Общество стало криминальным. Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. Я хожу средь грабителей и насильников – это окружение мое. Куда ни гляну – восстает вражда и поднимается раздор. Так же жизнь в семье, меж соседей, средь соработников, в стране. Все это безобразие стало нормой. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. И все это в здании, перед которым стоит с весами правосудия статуя Фе­миды. Потому никто и не верит уже в закон. Закон потерял силу. Все ре­шают деньги и связи. Суд – для сведения счетов, а вовсе не для правосудия. Нечестивый одолевает праведного – едва ли не закон жизни. И где при всем этом Бог? Где Судия Праведный? В 404 г. в Константинополе на соборе епископов был осужден и низложен с кафедры св. Иоанн Златоуст . Чем не угодил? Приказал удалять из домов целибатных клириков их подозрительных «сестер». Потребовал от богатых диа­конис и клириков скромной жизни и отказа от бросающейся в глаза роскоши. Обличал в проповедях нравы богатых и придворных. После литургии, разобла­чаясь на горнем месте, как больной желудком, ел свою пастилу. И, что может быть было самым страшным, – из своего архиепископского жилища и его об­становки тоже изгнал барскую роскошь. В общем, в систему не вписался.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Муж и жена начинают удаляться друг от друга – почему? Потому что не разговаривают. Нет общих интересов, не делятся ни важным, ни второстепенным. А раз нет общения в семье, а никто не будет спорить, что это необходимо, значит, беседу, понимание будут искать на стороне. Какие последствия могут быть, рассказывать, наверное, не надо. Общение на чужом «поле» перерастёт в нечто большее. – Можно ли обратиться к семейным традициям, помогут ли они укрепить семью? Что Вы посоветуете? – Любые традиции, которые могут влиять на взаимопонимание, на благой настрой в семье, нужны и важны. Начиная даже от самого простого, порой примитивного. Вместе выбраться на природу, выйти вместе шашлыки пожарить. Но не так, как порой часто бывает: один жарит, а остальные быстро слопали, выпили и разбежались. Нет, в процессе участвуют все, вместе семьёй обсуждают покупку, выбора мяса, вместе маринуют, украшают. Или воскресный совместный пирог. Разве плохая традиция семейного совместного чаепития? Тоже можно фантазию проявить: от сервировки стола до выпечки пирога, готовки начинки. В идеале и традиция общей семейной молитвы – утренней и вечерней, или хотя бы раз в день (утром или вечером). Конечно, походы всей семьёй в цирк, театр, кино, музеи. Всё в таком ключе хорошо и положительно будет влиять на взаимопонимание, укрепления семьи. – Как правильно поступать с бабушками и дедушками, если они упорно поучают, вмешиваются, в результате ведут к ссорам? – Пятая заповедь нам говорит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Чти, почитай, а не посади на горб родственников и вези их. Обратимся к словам из Святого Евангелия: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью». Муж и жена стали одним целым. Всё. Любые вмешательства – ответ один: строго пресекать. Евангелие от Матфея гласит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну» ( Мф.5:27-30 )

http://azbyka.ru/semya/protoierej-sergij...

На это указывая, и другой пророк говорил: « Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль » (Ос. 4:16); а другой называет народ иудейский: « телец неукротимый » (Иер. 31:18). А такие животные, будучи негодны для работы, годны бывают для заклания. Это случилось и с иудеями: сделав себя негодными для работы, они стали годными только для заклания. Поэтому и Христос сказал: « Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною » (Лк. 19:27). Поститься тебе, иудей, надлежало тогда, когда пьянство причиняло тебе столько бедствий, когда пресыщение порождало нечестие, — тогда, а не теперь, потому что теперь пост неуместен и мерзок. Кто говорит это? Сам Исаия, громко взывающий: « Таков ли тот пост, который Я избрал » (Ис. 58:5). Почему? Потому что « Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других » (ст. 4). Если же твой пост был мерзок, когда ты бил подобных тебе рабов; то приятен ли он будет тогда, как ты убил Владыку? Как же так? Постящемуся должно быть кротким, сокрушенным, смиренным, и не опьянять себя гневом: а ты бьешь подобных себе рабов? Тогда иудеи постились « для ссор и распрей », а теперь (постятся) в неумеренности и крайней невоздержности, пляша босыми ногами на площади; по намерению они постящиеся, а по виду пьянствующие! Послушай, как пророк повелевает поститься: « Назначьте, — говорит, — пост , — не сказал: шумно празднуйте пост; — объявите торжественное собрание, созовите старцев » (Иоиль. 1:14). А они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу; ибо между театром и синагогою нет никакого различия. 3. Знаю, что некоторые сочтут меня дерзким за то, что я сказал: нет никакого различия между театром и синагогою; а я считаю их дерзкими, если они думают иначе. Если я решаю так сам собою, вини меня; но, если говорю слова пророка, прими решение. Знаю, что многие уважают иудеев, и нынешние обряды их считают священными: потому спешу исторгнуть с корнем это гибельное мнение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Он унизил их более, чем кого бы то ни было, ведь они были нищими, беспомощными и беззащитными, во время своих странствований многократно подвергались всевозможным притеснениям, избиениям, опасности и в конце концов претерпели мученическую смерть. Обратим внимание на слова «как бы приговоренными к смерти» (ст. 9). Преступник, приговоренный к смерти, обычно сидит в одиночной камере и не знает, когда его приговор приведут в исполнение: сегодня ли, через месяц ли. Иногда ожидание может длиться годами, иногда все заканчивается очень быстро. Всю оставшуюся жизнь человек находится в таком мучительном томлении. Апостол Павел сравнивает всех апостолов, и себя в том числе, с людьми, приговоренными к смерти, которые постоянно ожидают самого страшного. Легко ли терпеть такое душевное состояние? Апостолов приговорили к смерти сами обстоятельства их жизни и проповеди. Ученики Спасителя возбуждали против себя ненависть врагов христианства — иудеев и язычников — и не могли ждать ни от кого никакой защиты и покровительства, потому что проповедовали в чужих городах. Не мог и не хотел их защитить ни иудейский народ, отрекшийся от них и изгнавший их (те самые соотечественники, на которых обычно опираются), ни римский закон. Апостол Павел, несмотря на то, что был римским гражданином, часто вопреки законам подвергался избиению, арестам и наконец был казнен, с точки зрения римского права, ни за что. «Потому что мы сделались позорищем» (ст. 9). В славянском переводе — «позор», у епископа Кассиана — «зрелище», можно перевести и как «театр». Апостолы стали зрелищем для мира, на них все смотрят: кто насмехается, кто злобно желает смерти, а кто восхищается. Они на виду у всех, подобно гладиаторам в цирке, которые сражаются друг с другом или с дикими разъяренными зверями и обречены на смерть. В таком положении находились святые апостолы, которыми мы сейчас хвалимся и которых почитаем великими святыми. Да, внутри нашего сообщества, внутри Святой Христовой Церкви они — великие, но перед глазами всего мира они были совершенно ничтожными; иногда даже современные им верующие, к сожалению, соблазнялись их беззащитным положением. «Мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (ст. 9). Как говорят некоторые толкователи, апостолы стали зрелищем и для добрых, святых ангелов, и для падших. Они стали зрелищем для людей, избранных к спасению, и для врагов Христовых. На то, как они совершали свое великое поприще, взирали то с восторгом, то с ненавистью, презрением и злобными насмешками.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

От горькой, рейнвейну 26 и шампанского вчера и сегодня у меня болит голова. Вчера я дважды озлобился на нищих, стужающих 27 мне своими просьбами: ах, зачем я еще себе живу, а не Господу, не ближним? Зато и страдаю, зато и смеются надо мною демоны – страшат меня призраками. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, – душу, то есть плотскую жизнь, плотское благосостояние, имущество, здоровье, мирские выгоды; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф. 16, 25 ). Я, окаянный, превратно поступаю: хочу душу свою спасти, то есть оживить грешную плоть с ее страстями, – для чего же? Для временного удовольствия, – чтобы потом вовеки погибнуть. Так многие поступают на каждом шагу. Так бывает часто, что я хочу сберечь деньги для себя и не раздавать их нищим, хочу устроить себя покойно и довольно в нынешней жизни, сержусь на нищих, когда во множестве собираются просить у меня, укоряю, браню, треплю их за волосы, – и сам гублю душу свою. Хочу душу свою спасти – и гублю ее. Но без числа лучше – отдать свое имение, некоторую часть его, и исполнить долг, остаться покойным и сохранить душу свою для Бога. Так, кто-либо любит театр, для удовольствий и рукоплесканий сорит деньги и не подает нищим милостыни – он спасает душу свою с ее страстями и похотями, чтобы погубить ее; так богач, спасая, губит душу свою, то есть собирая для себя, а не в Бога богатея [ Лк. 12, 21 ]. Невоздержание и лакомство есть проводник в душу и тело всяких грехов, особенно блуда, сребролюбия, скупости, жестокосердия, злобы, вражды, своенравия. Горе чревоугоднику в час искушения, ибо он безоружен и подвергается всей ярости адского волка и близок к погибели. Так бывает со мною и было 30 ноября за обедней. Пред обедней я разъярился на бедных, и враг вселился в меня и ужасно мучил меня теснотою, упадком духа, или унынием, немотою. Почти мати царей, образ Небесной Царицы, – почти супругу великого царя, Богом благословенного, Богом умудряемого и укрепляемого. Молись за нее и за супруга ее и за чад ее и весь царствующий дом усердно, от всей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010