Но вот какое дело: у любого старика на руке морщинки. Сколько же отцов способен обнаружить в мире упомянутый иеромонах? И сколько добра, невозможного для других, он способен сотворить? За красивой девушкой, тони она в реке, способны броситься в воду десятки мужчин. А за некрасивой? Чем она может привлечь или отблагодарить своего спасителя? Ей и многим подобным людям, которым нечем заплатить за добро, может помочь лишь та сила, которая «не ищет своего». Платон называл подобную любовь словом агапэ , что означает «жертвенная», и считал ее совершенной. В отличие от остальных видов любви, она оставляет человеку свободу и поистине царский суверенитет, ведь если Ромео не может жить без Джульетты, а Пушкин тоскует вдали от друзей, молодой иеромонах никогда не останется сиротой. Для того чтобы обрести отца, ему нужно всего лишь взглянуть на руки ближнего своего. Жертвенная любовь ничего не боится, потому что не может оказаться несчастливой. Так и сегодня, совершенно будничным образом сбываются слова Христа: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк.10:29 ). ИМЯ ГЕНИЯ Дар Божий Культура в религиозном понимании есть не что иное, как попытка людей восполнить пустоту в собственной душе. Это стремление прикрыть бездну, открывшуюся в результате разрыва с Богом. Поэзия, музыка, театр, кино, политика и даже футбол – все это имеет сокровенную цель: человек стремится хотя бы на время отвлечься от тоски Адама, изгнанного из Рая. Ветхий Завет среди прочего упоминает о том, что Саул, первый царь Израилев, был мучим от злого духа, которого мог отогнать лишь псалмопевец Давид, играя на арфе. Но для того чтобы создавать культуру, нужен талант. Именно его и получает человек от Бога в качестве подарка. Имена тех, кто разумно и бережно распорядился даром Божиим, сохранила история – Гоголь, Васнецов и Чайковский по сей день остаются у всех на слуху. Но в мире найдется гораздо больше других, неизвестных – тех, кто пренебрег щедротами Творца и, как говорится, «зарыл свой талант в землю».

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Общительность – хорошо или плохо? Перечитывая Шопенгауэра. 08.09.2016 08:02:25 Сергей Комаров Общительность – хорошо или плохо? Перечитывая Шопенгауэра. Делая уборку в домашней библиотеке, натыкаешься иногда на книги, которые последний раз читал то ли в школьные, то ли в студенческие годы. Бывает, приоткроешь книжку, глянешь, улыбнешься - и спрячешь в самый дальний ряд. Но случается, что прочтешь абзац, затем еще один, потом и всю страницу, да так и застынешь на полдня с томиком в руках, среди книжных развалов. В этот раз уборка прервалась «Афоризмами житейской мудрости» Шопенгауэра. «Людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, — т. е. самих себя» - пишет немецкий философ. Здорово сказано. Пожалуй, в данном случае христианину можно согласиться с совсем не христианским мыслителем. Действительно, есть общение - и есть общение. Об одном пишет Иоанн Богослов: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.12). Таково общение от полноты сердца, как и сказано: «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12,34). Но бывает желание общения и от пустоты сердца. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» - говорил Богу блаженный Августин. Бездна человеческой души жаждет бесконечности Божества. Не об этом ли пел Давид: «Бездна бездну призывает»? (Пс.41,8) Если глубина сердца не заполняется водами богопознания, бедный человек пытается заменить их тем или иным суррогатом духовности. В лучшем случае место богообщения займет искусство – театр, музыка, литература. В худшем варианте в жизнь человека войдет бессмысленное времяпровождение вместе с подобными ему, заблудившимися душами. Там будет много «словесной руды», глупого смеха, поверхностных эмоций, жадного внимания к «новостям». Впрочем, о худшем пишет далее Шопенгауэр. «Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят их в общество, на чужбину или в путешествия. Их дух не имеет силы привести себя в движение и сил этих они ищут в вине, причем нередко становятся пьяницами».

http://radonezh.ru/analytics/obschitelno...

От православных друзей я часто слышал выражение: «Живем от воскресенья – до воскресенья». Потому что каждое воскресенье в храме – Пасха, Воскресенье и радость. Только для неверующих Бог – это злой полицейский, который только и ждет, чтобы поймать перебежавшего на красный свет, и хорошенько его поколотить. Для верующих Бог – любящий отец, который не просто учит тебя правильно переходить улицу, но поднимает, когда ты падаешь, и несет на себе, когда у тебя нет сил идти дальше. Другое дело, если вы как большинство вокруг вообще смутно представляете, что делать в храме хоть в будни, хоть в праздник. В этом нет ничего плохого или зазорного. Наоборот, как говорил мой хороший знакомый, есть повод самому во всем разобраться. Кто мешает вам не быть как все, не быть толпой, а начать изменять свою жизнь? И никаких особых подвигов делать не нужно. Подвиги – это для святых, а с нас хватит того, чтобы взять и сходить вместо кино в театр, а дома вместо бесконечных сопливых сериалов почитать хорошую книжку. А в воскресенье не спать до обеда, а в храм пойти. Но не для того, чтобы ворон там считать, а просто помолиться от души. Дорогу осилит идущий и стучащему отворят. Царство Небесное силой берется. Стучите! И вам обязательно отворят! Не могут не отворить! Потому что нет большей на Небе радости, чем о грешнике, кающемся и вернувшемся в отчий дом. Рейтинг: 9.9 Голосов: 663 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии 28 мая 2018, 10:28 Спаси Господи за статью! Очень важно и нужно было её написать. Хочу только уточнить, что Бог наш не только Любовь, он ещё и Бог-Ревнитель! И хотя Он и готов нести нас в Царство Небесное " на руках " , тем не менее мы читаем в Священном Писании Лев.11:44 ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят. Лев.11:45 ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят. 1Пет.1:15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.

http://pravoslavie.ru/112983.html

Смятение быстро вышло за пределы гильдии художников и ремесленников. Разъяренная толпа схватила двух спутников Павла – Гаия и Аристарха из Македонии – и повлекла их «на зрелище» (ες τ θατρον – «в театр»). Павел хотел «войти в народ (εσελθεν ες τν δμον)», но ученики не допустили его. Также и «некоторые из асиахров (τινς δ κα τν σιαρχν)». «будучи друзьями его, послав к нему. просили не показываться на зрелище» ( Деян. 19:29–31 ). Под «асиахрами» (в Синодальном переводе «Асийские начальники») понимаются представители местной элиты, получавшие почетный титул на один год как правило, в награду за благотворительную деятельность. 314 В повествовании Луки показывается, что у Павла была определенная поддержка в кругах местной аристократии. О том, что они отговаривали Павла появляться на публике во время мятежа, Лука упоминает, чтобы подчеркнуть, что Павел не собирался оставлять своих учеников в беде, но ему воспрепятствовали внешние силы. Лука с юмором описывает произошедшие далее события. Из участников мятежа «одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались». Тогда по предложению иудеев «из народа вызван был Александр». Он попытался утихомирить толпу. Но ему не дали открыть рот, а как только узнали, что он иудей, «то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!» ( Деян. 19:32–34 ). Был ли Александр иудеем по вероисповеданию или это был христианин иудейского происхождения? Употребленный Лукой термин «иудей» может быть понят и в том и в другом смысле. Однако если учесть, что Лука не снабжает имя прилагательным «некий» (τις), можно предположить, что он был из числа христиан иудейского происхождения. 315 Далее на сцене появляется чиновник, которого Лука называет γραμματες τν χλον (в Синодальном переводе «блюститель порядка»): это наименование может указывать на секретаря городской ассамблеи, избираемого на год и обладающего высоким статусом. 316 Чиновник начинает увещевать толпу, приводя следующие аргументы: все знают, что Эфес – «хранитель великой и упавшей с неба Артемиды» (νεωκρον οσαν τς μεγ­λης ρτμιδος κα το διοπετος); 317 приведенные двое людей ни храм не обокрали, ни богиню не хулили; если же у художников есть жалобы, то для их рассмотрения существуют «судебные собрания»; если у иудеев есть какие-то другие пожелания, то они могут обратиться в «законное собрание» если же мятеж не прекратится, все, включая городских начальников, будут обвинены в возмущении, поскольку причин для мятежа нет. «Сказав это, он распустил собрание» ( Деян. 19:35–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Я сразу же привел ему божественного Иоанна Дамаскина , увещающего остерегаться, чтобы не принимать причащения от еретиков и не давать им. «Не давайте, – говорит Господь, – святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» 179 , чтобы не сделаться нам участниками их злочестия и осуждения. Ибо если [через причащение совершается] единение со Христом, то всяко и друг с другом, и мы со всеми причащающимися вместе с нами объединяемся no свободному выбору, и «все мы суть одно тело; ибо от одного хлеба причащаемся» 180 , как сказал божественный апостол 181 . «Итак [сказал я], если выборы у нас противоречат один другому и разделяют нас друг от друга на почве догматического новшества, то как мы сможем тогда иметь Христа единой [общей] главой, или как будем молиться вместе? Книга 27, раздел 4 Ибо какое, – говорит [апостол], – соучастие верного с неверным? Или какое общение у света со тьмой? Или какое согласие между Христом и Велиаром? 182 Ты же слышишь, как Бог вещает устами пророков: Если принесте Мне семидал – всуе; кадило – мерзость для Меня 183 , и Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои? " 184 И златоглаголивый Иоанн говорит: Должно смотреть не только на дела, но исследовать и причину дел. Ибо бывающее no воле Божией, хотя бы и казалось дурным, – лучше всего; а что вопреки Его воле и не угодно Ему, то, хотя бы и считалось наилучшим, – самое худшее и беззаконное из всего. И если кто убьет no воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; и если кто пощадит [врага] вопреки тому, что Ему угодно, то пощада будет преступнее всякого убийства. Ибо не сама природа дел делает их хорошими и дурными, но Божии определения 185 . Как их, – говорит он, – мы порицаем за то, что они поступают противозаконно, так – и гораздо более – вас за то, что присоединяетесь к поступающим противозаконно. И [порицаем] не только совместно с ними участвующих [в беззаконии], но и тех, кто, имея возможность воспрепятствовать, не хочет [делать этого] 186 . Ведь если мы не позволяем ходить в театр, то тем более не следует позволять ходить в синагогу, ибо это беззаконие больше того, так как там совершается грех , а здесь – нечестие 187 . Книга 27, раздел 5

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Без Таинства Тела и Крови, без литургии могло бы забыться величайшее дело любви, премудрости и всемогущества Спасителя нашего, могли бы утратиться плоды Его страданий, посему Он повелел творить Таинство Тела и Крови Его в воспоминание Его, и не только в воспоминание, но и в теснейшее сообщение с Ним. Громогласно, во всеуслышание во всем мире совершается это всемирное Таинство. Плоды его – святость и нетление и жизнь вечная. 9 декабря 1872. Благодарю и еще Господа, сподобившего меня совершить литургию, сию всемирную Жертву, и причаститься животворящих Его Таин ко оживотворению моему. Дома, вследствие болезненной раздражительности, огорчился на жену за то, что остановила меня, чтобы я не ходил в свою комнату, где спал младенец Руфина, а за столом крупно посчитался с нею за разные стеснения мне. Признаюсь, я самолюбив, прихотлив, своенравен. Вперед, если Господь даст, надо мне быть осторожным и всякие прихоти отбросить, да жить во взаимном согласии, мире, тишине, незлобии. Жена правду говорила, а я иное говорил несправедливо. Вера наша преисполнена чудес благости, премудрости и всемогущества Божия; чрезвычайно много даровано человеческому естеству и в здешней жизни, а то, что даровано нам в надежде в жизни загробной, то превосходит всякое описание, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его [ 1Кор. 2, 9 ]. И как же мы несмысленны и неблагодарны пред Богом, как привязаны до нелепости к тленным благам здешней жизни! Как нерадивы к исполнению заповедей Божиих! Скажи, пожалуй, любитель театра, с каким расположением ты приходишь в Церковь , как смотришь ты на всю обстановку храма, как смотришь на священнослужителей, как слушаешь чтение и пение, как нравится тебе частое Господи, помилуй, тебе, привыкшему считать себя по гордости человеком превосходным и неповинным; как тебе нравится самый язык богослужения после языка актеров и актрис? Или ты скажешь: театр сам по себе, а церковь сама по себе! Положим, но можно ли служить двум господам? Не справедливо ли сказано, что одного будет человек любить, а другого ненавидеть, об одном усердствовать, а о другом нерадеть [ Мф. 6, 24 ; Лк. 16, 13 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бездумная нравственная беспечность людей последнего времени еще более существенно раскрывается у св. апостола и евангелиста Луки (17,26–30): «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится». Заурядность этих двух бытовых картинок – «во времена Ноевы» и «во времена Лотовы» – в сопоставлении с непонятными и тревожными последними временами («так будет и во дни Сына Человеческого») не должна обманывать. Здесь дело не только в совершенной и всепоглощающей преданности житейской суете, которую в лаконичных словах живописует Сам Сын Человеческий. Хотя и это не так уж мало. Но вспомним дни Ноевы: «И помышления людей были злы на всякое время». И более подробное описание погрязших в страшных грехах современников Лота – содомян – ничуть не лучше этого страшного нравственного библейского лаконизма: «Злы на всякое время». Нравственным фоном этого «зла на всякое время» и оказывается именно всепоглощающая суета – совсем не безобидная, потому что она совершенно закрывает духовное небо и заставляет человека не вспоминать о своем предназначении, об образе Божием, который он носит, о высоких нравственных потенциях личности. Таким образом, в последние времена будет чрезвычайное возрастание зла на фоне всепоглощающей житейской суеты. И эта необыкновенно характерная и убедительная нравственная картина показывает тот этический предел, от которого уже почти безразлично – насколько опуститься ниже, потому что, когда перейдена эта черта, и в личном и в социальном опыте – только особенное чудо может заставить начать движение вверх. Слово Божие определяет и основную причину такого чрезвычайного нравственного падения, причину лежащую не столько в нравственных особенностях, сколько в крайнем расстройстве духовного мира человека «лютого» времени: это расстройство состоит в том, что собственно духовные реальности перестают пониматься и восприниматься: при искаженных общих установках вместо духовных реальностей будут приниматься душевные, то есть психологические и поэтические. (Уже и теперь, не правда ли? – духовной пищей называют театр, беллетристику, кино и прочее). Апостол Иуда пишет: «Душевные, не имеющие духа» (1,19), а св. Павел добавляет: «почитающие дух безумием» ( 1Кор. 2,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Благодарю Господа, сподобившего меня прославить Его воскресение за всенощной в думской церкви чистым, звучным голосом. Благодарю Господа за промышление о бедных: сегодня один мастеровой вручил мне после всенощной пять рублей для раздачи бедным. По благодати Божией я – служитель Творца неба и земли и Спасителя рода человеческого. Сознаю ли я свое достоинство как священника и недостоинство как человека грешника? Стараюсь ли я быть достойным такого сана, такого доверия ко мне Господа и Церкви? Миряне, понимаете ли вы достоинство ваших пастырей? Молился Господу и Богоматери и сегодня о племянниках моих Иоанне, Александре, Евдокиме, да призрят на них во благое. Господи, помилуй! 28 Благодарю Господа за покойный сон после усердных молений; молочная пища производит сильную блудную сласть. Вчера пред сегодняшним дождем нога моя болела. Плотские удовольствия, как-то: наслаждения пищею и питием, лакомство, особенно половые непозволенные удовольствия – отчуждают человека от Бога, вообще земная любовь, житейские страсти (в том числе театр) отчуждают от Бога. Чтый да разумеет, да спасает душу свою, оставляя все пристрастия ради любви Творческой. Ради сердечной чистоты и пламенной любви к Богу и ближнему надо избегать чувственных наслаждений – молоком, мясом, сладким чаем, кофе, ибо от частого и неумеренного их употребления происходят блудные наклонности и расположения сердца и плоти, делают человека нечистым псом пред Богом и удаляют его от Бога, Источника жизни и святыни. Кроме того, эти наслаждения бывают причиною нечистых мыслей касательно людей, сквернят их в глазах наших и удаляют от них. Сколько бед от наслаждения чревного! Немедленно надо оставить все излишние удовольствия чрева. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею [ 1Кор. 6, 13 –14 ]. 28 апреля Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную пренебесную всемирную, премирную, страшную литургию и еще причаститься Божественных бессмертных, животворящих и страшных Таин. Вчерашний стакан молока, вечером выпитый без нужды, много повредил мне в нравственном отношении: обессилил, охладил мое сердце к Богу, заразил его нечистотою. После причащения Господь очистил, умирил и оживотворил меня. Слава Господу. Молебен благодарный служил с дерзновением. Слава Богу. Свадьбу господина [Руссета] венчал со дерзновением. Слава Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В данной ситуации оно будет звучать так: если Бога нет, а врачи будут добросовестно исполнять свой долг, они ничего не потеряют, оставшись людьми; если же Бог есть, и они не изменят своему врачебному призванию, то за чертой смерти им не будет стыдно за то, что они когда-то с бесчестием отнеслись к телам умерших. Действительно, ведь “нет для человека ничего важнее его участи; нет для него ничего страшнее вечности” . Безусловно, перспектива встречи тех, кто обучается, с теми, на чьих телах обучались, а также с собственной совестью и с Богом, налагает определенные ограничения как на преподавателей, так и на студентов. В свете Пасхи процедуры в морге и анатомическом театре должны производиться в пределах, не отлучающих их участников от той славы, в которую призван войти каждый человек, независимо от того, кто он и где находится его тело. Тоже самое справедливо и по отношению к кремации. Умерший восстанет из мертвых, как бы не распорядились его телом. Но для родственников умершего такой способ погребения, при котором от любимого человека остается лишь урна с пеплом, в большей степени символизирует безнадежность и безысходность, нежели гораздо более древний образ погребения в землю. Телесное погребение характерно для большинства древних цивилизаций от неолита до мегалита, а также для древнего Египта, иудаизма, христианства и ислама. Согласно этим представлениям, в конце времен умершие вновь выйдут из чрева земли. Отсюда понятна и древнейшая, восходящая к неолиту, символика погребения: семя зарывают в землю, чтобы оно проросло. Неслучайно, именно к этому образу обращается Господь и Бог наш Иисус Христос, поясняя ученикам смысл Своих Крестных мук: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

http://pravoslavie.ru/255.html

Все любим жизнь, но в нас нет истинной жизни без Источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что на ней Сам Господь, Владыка жизни, преподает Себя Самого в пищу и питье верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим, как Сам говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком ( Ин. 6, 54, 10, 10 ). Но виновник греха и смерти диавол всеми адскими кознями своими старается отвратить христиан от Чаши жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтобы держать их в узах греха и смерти. Надо возгревать постоянно в сердце своем веру в Иисуса Христа, размышлять чаще о Его бесконечной любви, о чудных делах Его промысла, читать чаще Святое Евангелие, вдумываться в прочитываемое; вникать в себя, видеть свою духовную бедность, свое окаянство, свою слепоту, наготу, иметь алчбу и жажду правды, то есть исправления и правоты, без чего нельзя искренно и горячею любовию, плодотворно причащаться Святых Таин; надо отрешиться от пристрастия к земным наслаждениям, которые крайне препятствуют небесной любви (Всякое ныне житейское отложим попечение...). Эти весьма важные слова Херувимской песни остаются для большей части христиан гласом вопиющего в пустыне: так мы осуетились, измельчали душевно от житейских попечений и пристрастий. Иные даже сравнивают литургию со сценой, или с театром, – бесконечная разница той и другой, как между небом и землей: литургия есть вполне небесное служение на земле, а театр – произведение чисто земное, проникнутое всевозможными земными страстями, олицетворение и училище похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, школа мира сего, прелюбодейного и грешного, грешная забава грехом и страстями, в котором, как в зеркале или в калейдоскопе, в известном физическом аппарате, отражается мир со всеми его нравами и обычаями, соблазнами, увлечениями, безобразиями и жалкими последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010